Научная статья на тему 'Случай концентрации черноухих коршунов Milvus lineatus в районе низового пожара в Ачинской лесостепи'

Случай концентрации черноухих коршунов Milvus lineatus в районе низового пожара в Ачинской лесостепи Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
55
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Случай концентрации черноухих коршунов Milvus lineatus в районе низового пожара в Ачинской лесостепи»

стороны грачей, возможно, объясняется их меньшей агрессивностью по сравнению с воронами или сороками. Открытость грачиных гнёзд компенсируется охраной грачами своих колоний, а заодно и сов от потенциальных хищников.

Таким образом, ушастая сова широко использует гнёзда врановых птиц. Одним из важнейших факторов выбора гнезда являются его скрытность и защищённость от беспокойства и разорения. И здесь преимуществом у сов пользуются закрытые гнёзда сорок; гнёзда серых ворон, построенные в густых кронах хвойных деревьев; а также гнёзда в крупных грачиных колониях.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 789: 2087-2089

Случай концентрации черноухих коршунов Milvus lineatus в районе низового пожара в Ачинской лесостепи

В. С. Жуков

Виктор Семёнович Жуков. Институт систематики и экологии животных СО РАН, ул. Фрунзе, д. 11, Новосибирск, 630091, Россия. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 4 сентября 2012

На юге Западной Сибири весенние низовые пожары, когда горит в основном прошлогодняя сухая трава и местами кустарник или сухой валежник, называются «палами». Для некоторых наземных животных (насекомых, пресмыкающихся и мелких млекопитающих) палы становятся настоящим бедствием. В огне погибают также гнёзда птиц, приступивших к размножению до наступления этого несчастья.

В основном палы начинают гореть в апреле, после схода снежного покрова, когда высыхает прошлогодняя ветошь. Продолжаются они и в мае. В это время вдоль железных дорог места прохождения палов тянутся на многие сотни, а иногда и тысячи метров, представляя собой местность чёрного цвета. В местах прохождения палов по лесам нижняя часть стволов деревьев становится чёрной, а местами кора деревьев частично погибает. Гибнут также некоторые кустарники. Основная причина возникновения палов, по-видимому,— неосторожное обращение людей с огнём.

Автор 14-16 мая 2012 проехал на поезде из Новосибирска до Улан-Удэ, а затем 20-21 мая - обратно. При поездке с запада на восток учёт

птиц из окна поезда он проводил 15 мая от станции Мариинск (Кемеровская область) до станции Козулька (Красноярский край), а также от Красноярска до станции Тайшет (Иркутская область), т.е. на протяжении около 680 км. На следующий день учёт проведён от станции Ангарск (Иркутская область) до Улан-Удэ (496 км). На обратной дороге учёт птиц сделан 20 мая от Улан-Удэ до станции Кутулик (Иркутская область) (около 620 км). На следующий день учёт птиц проведён от железнодорожной станции Иланская (Красноярский край) до станции Мариинск (660 км). Итого в обе стороны учёт птиц проведён примерно на протяжении 2456 км. Если исключить перерывы в учётах, их общая длина составит около 2350 км.

Во время поездки от Новосибирска до Улан-Удэ и обратно коршуны М1^ив ИпваЬиБ изредка встречались по 1-2 особи и нахождение их вблизи железной дороги в основном не было связано с низовыми пожарами. Однако примерно в 30 км к западу от станции Уяр в Канской лесостепи 15 мая, недалеко от места прохождения фронта огня низового пожара, встречены два коршуна, один из которых нёс в клюве светлый предмет, похожий на яйцо птицы. Всего при поездке из Новосибирска до Улан-Удэ (с указанными выше пропусками) автор учёл 20 черноухих коршунов. Из них 12 были одиночные, а остальные 8 — в группах по 2 особи.

На обратной дороге было замечено 16 коршунов. Из них 10 находились около низового пожара (см. ниже), 2 были одиночными и ещё учтено 4 коршуна, о которых следует упомянуть подробнее. Эти 4 особи отмечены вместе, около вспахивающих поле тракторов (примерно в 20 км к востоку от станции Боготол, Ачинская лесостепь). Здесь коршуны были привлечены возможностью поймать или найти мёртвыми мелких животных, обнаруживаемых на только что вспаханной почве. Кроме того, в обоих направлениях учтено ещё 8 не определённых до вида хищных птиц, по размеру сходных с коршуном, но они не включены в расчёты.

Наиболее интересные для этого сообщения наблюдения проведены в пределах Ачинской лесостепи, примерно в 15 км к западу от Ачинска. Из окна поезда 21 мая 2012 автор увидел фронт горящего пала, продвигавшегося с запада на восток. Это горела, в основном, прошлогодняя сухая трава, но там были и небольшие участки кустарниковой и древесной растительности. В этом месте, на отрезке придорожной полосы длиной всего около 50 м по ходу движения поезда, я насчитал 10 черноухих коршунов. Они явно были привлечены палом. При этом, некоторые из них кружились над палом на высоте до 30 м, явно используя восходящие потоки тёплого воздуха для набора высоты и парения. А другие, судя по всему, высматривали мелких животных, обнаруживших себя при наступлении полосы огня на пространство сухой

травы и кустарников, а также по другую сторону фронта огня. Они кружились на высоте около 5-10 м.

Использование птицами, в частности черноухим коршуном, тёплых восходящих потоков воздуха над промышленными факелами Верх-Тарского нефтяного месторождения в Новосибирской области отмечено автором (Жуков 2012). Кормёжку некоторых птиц на выгоревших участках весенних палов вскоре после прохождения фронта огня наблюдал в Западной Сибири В.А.Юдкин (устн. сообщ.).

Расчётное обилие черноухого коршуна в полосе, прилегающей к железной дороге, следующее. Учёты птиц проведены с поезда на протяжении примерно 2350 км, всего учтено 36 коршунов. В каждый из моментов учёта он проведён с какой-либо одной стороны от железной дороги. Средняя ширина полосы учёта составила около 50 м. Для протяжённости маршрута в 2350 км это равно 118 км2. Следовательно, на 100 км2 учтена 31 особь, а на 1 км2 - 0.3 особи. Несомненно, как и в случае применения методики пешего маршрутного учёта птиц (Рав-кин, Ливанов 2008), необходимо ввести поправку на 50-процентный пропуск птиц. Это приводит к удвоению полученного значения, т.е. обилие вида в придорожной полосе становится равным 0.6 ос./км2.

При выборке данных только по лесостепи Средней Сибири оказывается, что из 36 учтённых коршунов 32 приходятся на этот регион. Протяжённость маршрутов поезда по лесостепи Средней Сибири составила около 800 км, а обследованная площадь - примерно 40 км2. Обилие коршуна равно 0.8 ос./км2, а при удвоении — 1.6 ос./км2, что при усреднении даёт 2 ос./км2. Это в 4-5 раз больше, чем в среднем по лесостепи Средней Сибири во второй половине мая в 1982-1985 годов, когда среднее обилие составляло 0.4 ос./км2 (Жуков 2006). Такие отличия связаны либо с повышенной концентрацией коршунов близ железных дорог, либо с общим ростом численности этого вида за прошедшие 27-30 лет. По-видимому, большее значение здесь имеет сосредоточение коршунов с целью охоты и сбора корма в районах железных (и автомобильных) дорог и их придорожных полос.

Литература

Жуков В.С. 2006. Птицы лесостепи Средней Сибири. Новосибирск: 1-492. Жуков В.С. 2012. Влияние промышленных факелов на птиц на Верх-Тарском

нефтяном месторождении // Рус. орнитол. журн. 21 (788): 2058-2060. Равкин Ю.С., Ливанов С.Г. 2008. Факторная зоогеография. Принципы, методы и теоретические представления. Новосибирск: 1-205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.