УДК 321:004(470 + 571) Афанасьева Александра Сергеевна
аспирант Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
СЛОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Afanasyeva Alexandra Sergeyevna
PhD student, St. Petersburg State Polytechnic University
DIFFICULTIES OF E-GOVERNMENT IMPLEMENTATION
IN RUSSIA
Аннотация:
В статье анализируется процесс формирования электронного правительства в Российской Федерации, выявлены основные проблемы, препятствующие его созданию в рамках современных российских реалий. Сделан вывод о том, что государство сегодня нуждается в применении информационно-коммуникационных технологий с целью повышения прозрачности работы органов государственной власти. Рассматривается возможность внесения корректировок в систему отечественного электронного правительства, а также использования государством инфраструктуры социальных сетей, обладающих широкой аудиторией.
Ключевые слова:
электронное правительство, электронные услуги, политические коммуникации, интернет, информационно-коммуникационные технологии, единый портал госуслуг, зарубежный опыт, социальные сети.
Summary:
The article deals with formation of e-government in the Russian Federation and the main current problems hindering its development. It is concluded that the modern state needs to apply the information and communication technologies in order to increase transparency of public authorities' work. The author considers if it is possible to correct the Russian e-government system, as well as if the government can use social networks with a wide audience.
Keywords:
e-government, e-services, political communication, Internet, ICT, Common Government Services Portal, foreign experience, social networks.
Современная политика государства немыслима без применения новейших технологий управления, где главным инструментом является электронное правительство, которое связано с разрешением таких проблем, как коррупция, недостаточный уровень доверия граждан к органам власти. Также оно влияет на повышение эффективности государственного управления на всех уровнях, увеличивает уровень прозрачности государственных услуг и открывает новые каналы политической коммуникации.
В мировой практике не существует какой-либо единой схемы по разработке и реализации этапов внедрения электронного правительства. Каждое государство самостоятельно расставляет для себя приоритеты и определяет ресурсы для формирования электронного правительства, хотя условно принято выделять три модели: американскую, европейскую и азиатскую. В большинстве стран создание электронного правительства проводится согласно принципам открытости и подотчетности правительства перед гражданами. Причем подотчетность не только подразумевает под собой передачу информации гражданам, но и предоставляет инструменты для мониторинга показателей работы ведомств государственного аппарата, доступные для любого гражданина.
Основными проблемами государственной политической системы РФ на сегодня являются коррупция и устаревшая система государственного управления. С каждым годом число сотрудников бюрократического аппарата увеличивается: по данным Федеральной службы государственной статистики в 2005 г. данный показатель составлял 1 462,0 тыс. чел., в 2010 г. - 1 648,4 тыс. чел., в 2014 г. - 2 211,9 тыс. чел. [1]. Соответственно, при росте числа чиновников увеличиваются и затраты на их содержание. По данным неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International за 2014 г., Россия занимает 136-е место в мировом коррупционном рейтинге из 175 стран мира [2]. Высокий уровень коррупции сдерживает социально-экономическое развитие государства и препятствует интеграции российского бизнеса в глобальную экономику. Общее снижение коррупционной нагрузки может произойти благодаря изменению роли рядовых государственных служащих после введения электронного правительства. В традиционной государственной системе их роль являлась существенной, так как при обращении граждан в органы государственной власти они были посредниками, монопольно владе-
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 22)
ющими информацией. В случае когда государственные услуги оказываются не в представительстве органа государственной власти, а в сети Интернет, служащие автоматически утрачивают монопольный контроль информационных потоков и происходит перераспределение власти.
Также при преобразовании государственных услуг в электронный формат встает вопрос цифрового неравенства граждан, так как не у всех есть возможность выхода в интернет. Следовательно, остается необходимость сохранения неких вспомогательных форм предоставления государственных услуг в виде личного посещения государственных органов или почтовых отправлений. Подобные традиционные формы взаимодействия государства и граждан могут быть устранены при достижении высокого показателя доступа населения к сети Интернет. Уровень интернет-проникновения в РФ в 2014 г. составляет 62 %, при этом расхождение между крупными городами, такими как Москва и Санкт-Петербург, и регионами высоко. Безусловно, это оказывает негативное влияние на область электронных коммуникаций, порождая ее неэффективность.
Изначально концепция электронного правительства в РФ с 2002 г. законодательно регулировалась федеральной целевой программой «Электронная Россия», основная задача которой состояла в создании инфраструктуры электронного правительства. Общий объем финансирования данной программы составил 26 964,213 млн руб. Разработка программы осуществлялась без заранее подготовленной концепции, был лишь назначен ряд мероприятий и источники их финансирования.
Одним из главных достижений программы стало создание 15 декабря 2009 г. единого государственного портала www.gosuslugi.ru, а также многочисленных региональных порталов. Портал gosuslugi является инновационным проектом, предлагающим единую инфраструктуру для стандартизации и интеграции сферы оказания электронных услуг и основных процессов управления в рамках отдельных правительственных организаций и, соответственно, для перехода к межведомственному электронному взаимодействию и возможности оказания юридически значимых дистанционных услуг гражданам. По состоянию на 28.01.2011 по данным Минкомсвязи РФ на портале было активировано 394 843 личных кабинета пользователей, наиболее востребованы услуги на получение информации о штрафах в области безопасности дорожного движения, о состоянии индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде РФ и готовности заграничного паспорта [3].
На сегодня существующие порталы электронных услуг развиваются в рамках новой, более масштабной долгосрочной ФЦП «Информационное общество» 2011-2020 гг. с объемом финансирования 1,2 трлн руб. Успешная реализация данной программы подразумевает под собой увеличение доли населения, пользующейся электронными госуслугами, с 11 (2010 г.) до 85 %, а также создание условий для эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом и получение гражданами и организациями преимуществ от применения ИКТ. Портал развивается довольно стремительно, и в феврале 2015 г. количество пользователей составило 17 млн человек, было создано 4 млн личных кабинетов, предоставлен доступ к более 4 тыс. различных электронных услуг. Однако определенно существует проблема преобразования всех государственных услуг на всех уровнях управления в электронный вид по причине недостаточного взаимодействия между ведомствами, низкого спроса на электронные услуги со стороны граждан. Кроме того, возникают сложности при регистрации на портале и предоставлении электронных документов, а также технические ошибки, устранение которых занимает много времени. В свою очередь, не все электронные услуги являются высоко востребованными, но вместе с тем затраты на них приравниваются к затратам на популярные услуги.
Суммы, инвестируемые в новую программу «Информационное общество», огромны по сравнению с расходами на первую программу «Электронная Россия». Огромные средства направлены не только не создание сайтов и информационных систем, но и на их техническое обслуживание и эксплуатацию. Многие из данных ресурсов уже не поддерживаются, а большая часть существует лишь для отчетности перед контролирующими структурами, притом что деньги из бюджета на них выделяются вне зависимости от текущего состояния. В связи с этим для государства и общества представляется оптимальным оставить в интернете минимум - официальные сайты. Нет необходимости в создании собственных государственных социальных сетей государственными организациями, когда можно сотрудничать с уже существующими и широко используемыми порталами.
Опыт решения задач программы «Электронная Россия» продемонстрировал, что сервисный подход стран Запада по внедрению электронного правительства с ориентацией на население и увеличение прозрачности, вероятно, не может быть в полном объеме реализован в России, хотя и не стоит отрицать его полностью. В рамках сложившейся политической и экономической мировой обстановки создание электронного правительства в России нуждается в корректировках. Необходимо рассматривать электронное правительство как инструмент реализации адми-
нистративной реформы, способной усовершенствовать всю систему управления. Также, как показывает опыт зарубежных стран, в современных условиях необязательно вкладывать огромные средства в создание единых интернет-порталов государственных услуг, когда есть возможность оказания таких услуг посредством функционала многочисленных социальных сетей, принадлежащих частному бизнесу и имеющих большую популярность среди граждан. Использование инфраструктуры социальных сетей государством может значительно ускорить процесс внедрения электронного правительства в России.
Ссылки:
1. Государство, общественные организации [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : офиц. cайт. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (дата обращения: 13.11.2015).
2. Corruption by Country / Territory: Russia [Электронный ресурс]. URL: http://www.transparency.org/country/#RUS (дата обращения: 10.11.2015).
3. ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [Электронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/pro-grams/6/#section-finance (дата обращения: 13.11.2015).