Зарубежный опыт
Удк 336.7
сложности проведения единой денежно-кредитной политики в расширенной еврозоне
Г. Л. МАРТИРОСЯН, аспирант кафедры европейского права E-mail: haikmartin@rambler. ru Московский государственный институт международных отношений (Университет)
МИД России
В статье приведена оценка возможных трудностей и задач, возникающих перед единой денежно-кредитной политикой на фоне возможного расширения еврозоны. На основе анализа показано, что при растущем количестве стран - членов еврозоны сложно определять общие принципы денежно-кредитной политики, которые отвечали бы интересам всех заинтересованных сторон.
Ключевые слова: Европейский валютный союз, расширение ЕС, денежно-кредитная политика, реформа.
Вступление в Европейский Союз новых стран в мае 2004 г. и в январе 2007 г. привлекло особое внимание научных кругов, в особенности из-за возможных последствий дальнейшего расширения Европейского валютного союза (ЕВС).
Предполагается, что вступление новых стран из Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в еврозо-ну и принятие соответствующими странами евро в качестве национальной валюты и законного платежного средства приведут к инфляционным давлениям на единую валюту. Основным вопросом является то, каким образом изменение механизма принятия решений Европейским центральным банком (ЕЦБ) в рамках расширения состава ЕВС повлияет на денежно-кредитную политику еврозоны.
Расширение ЕВС происходит на фоне происходящих в нем институциональных и функциональных изменений в процессе претворения в жизнь денежно-кредитной и финансовой политики. Так как основной целью ЕЦБ является стабильность цен на всей территории еврозоны, антикризисные меры, предпринимаемые для преодоления кризисных последствий на уровне стран - членов еврозоны, осуществляются самими национальными государствами и зачастую недостаточно согласованы, несмотря на наличие определенных требований (допускаемый уровень бюджетного дефицита и государственного долга) [1]. Результатом такой ситуации могут стать финансовая нестабильность и экономический кризис в отдельно взятой стране -члене еврозоны, что незамедлительно повлияет на всю финансово-экономическую ситуацию валютного союза, а также на единую денежно-кредитную политику.
В качестве примера может быть приведена экономическая ситуация в Греции, которая столкнулась с серьезными проблемами в виде превышения допустимого бюджетного дефицита и государственного долга. Согласно последней оценке бюджетный дефицит Греции превысил 12 % от ВВП, а сумма государственного долга - 113 % ВВП [7]. Данные показатели значительно превышают предельно
допустимый уровень, установленный Маастрихтскими критериями1.
Возможно, финансовые проблемы Греции указывают на некоторые недостатки ЕВС и проводимой единой денежно-кредитной политики. ЕЦБ был вынужден согласиться на реализацию совместной с Международным валютным фондом (МВФ) программы по преодолению кризисной ситуации в Греции [8], что также может косвенно свидетельствовать о несостоятельности ЕВС в решении внутренних проблем. Это привело к необходимости вмешательства со стороны МВФ и возможного пересмотра единой денежно-кредитной политики [9].
Ситуация может быть еще более осложнена в случае расширения еврозоны и вступления стран ЦВЕ, структура экономик которых значительным образом отличается от экономик действующих членов еврозоны. Указанные причины могут послужить поводом для замедления процесса вступления новых стран в еврозону, вплоть до достижения ими более высокого уровня экономической конвергенции [10].
Согласно положениям acquis communautaire2 новые страны - члены ЕС юридически обязаны принять евро в качестве национальной валюты и сейчас находятся в процессе конвергенции эконо-мик3 и достижения экономических результатов, необходимых для вступления в еврозону. С учетом этого возникает вопрос: каким образом могут быть изменены нынешние денежно-кредитная политика и механизм голосования в ЕЦБ для того, чтобы последние в полной мере отвечали интересам как уже действующих членов ЕВС, так и стран - кандидатов на вступление в еврозону?
С того момента, как 11 стран - членов ЕС приняли евро в качестве единой валюты в 1999 г., еврозона расширялась пять раз: Греция присоединилась в 2001 г., Словения - в 2007 г., Кипр и Мальта -
Маастрихтские критерии, или критерии конвергенции, изложенные в Договоре об учреждении ЕС, а также в Протоколе № 13 к нему, - это финансово-экономические показатели страны, необходимые для вступления в еврозону.
2Понятие «acquis communautaire» или «EU acquis» используется в праве ЕС для обозначения совокупности накопленных норм права ЕС. Слово «acquis» переводится с французского языка как «все то, что достигнуто (приобретено), понятие «communautaire» означает «относящийся к Европейскому сообществу».
'Конвергенция - термин, используемый в экономике для обозначения сближения различных экономических систем, экономической и социальной политики стран.
в 2008 г. Словакия - в 2009 г. и Эстония - в 2011 г. Спустя десять лет после введения евро в качестве единой валюты он используется на территории 17 стран - членов ЕС в качестве законной единицы расчета. Предполагается, что в среднесрочной перспективе состав стран - членов еврозоны значительно пополнится.
В настоящее время 10 стран - членов ЕС не используют евро в качестве национальной валюты как по причине существенных различий в законодательной базе, необходимой для принятия единой валюты, так и в силу различий в уровне экономического развития и невыполнения критериев конвергенции. Согласно положениям ст. 139 Договора функционирования Европейского Союза (ДФЕС)4, страны - члены ЕС, не принявшие евро в качестве официальной валюты, определяются как страны с дерогацией5.
Дания и Великобритания получили специальное послабление, позволяющее им не вступать в еврозону даже в случае выполнения критериев конвергенции6.
По причине непримиримой позиции Великобритании касательно обязательства всех стран присоединится к финальной стадии экономического и валютного союза (ЭВС) Европейский совет по результатам встречи в декабре 1991 г. принял протокол, предоставляющий этому государству право не вступать в ЭВС даже в случае выполнения критериев конвергенции. Позже Дания также добилась принятия аналогичного протокола, предоставляющего ей право воздержания от вступления в ЭВС7.
Таким образом, Великобритания и Дания получили право не вступать в ЭВС, т. е. не быть представленным в Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ), не руководствоваться ее правилами и не принимать евро в качестве национальной валюты. От обеих стран не требуется в обязательном порядке присоединения к еврозоне, до тех пор пока их правительства не решат этого вопроса: либо
4 Договора об учреждении Европейского сообщества, который был переименован Лиссабонским договором, вступившим в силу 01.12.2009, в Договор функционирования Европейского Союза.
5Англ. слово «derogation» означает частичную отмену или послабление закона.
6Протокол № 15 о некоторых положениях, относящихся к Соединенному Королевству Великобритании и Северной Ирландии к ДФЕС.
'Протокол № 16 к ДФЕС о некоторых положениях, относящихся к Дании.
голосованием в парламенте, либо при помощи референдума.
Швеции фактически тоже было разрешено использовать правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать критериям конвергенции, не работать в направлении устранения выявленных несоответствий и не вступать в еврозону. Хотя это государство, как и остальные, обязано присоединиться к ЕВС в силу отсутствия юридически закрепленных послаблений, аналогичных тем, которые есть у Великобритании и Дании. Причиной тому служит отказ шведского общества от вступления в еврозону, закрепленный проведенным в стране референдумом8.
Предполагается, что в ближайшее время расширение ЕС будет продолжаться, хотя и более медленными темпами, нежели раньше. В настоящее время три страны имеют статус кандидата на вступление в ЕС: Турция получила такой статус в 1999 г. 9, Хорватия и Македония - в 2004 и 2005 гг. соответственно. Албания, Исландия, Сербия и Черногория также изъявили желание вступления в ЕС, однако до сих пор этим странам не был предоставлен официальный статус страны - кандидата на вступление в ЕС. Остальные Балканские страны, имеющие показатели, максимально приближенные к Копенгагенским критериям10, имеют весомые шансы на вступление в ЕС в ближайшей перспективе. Как уже было отмечено, с учетом того, что обязательство по принятию евро в качестве национальной валюты является неотъемлемой частью договора о вступлении в ЕС новых стран-членов, в ближайшем будущем состав ЕВС может быть существенно расширен.
В рамках процесса перехода к единой валюте новых стран - членов ЕС целесообразно выделить две тенденции.
Первая касается тех стран, которые после вступления в ЕС стремятся в короткие сроки присоединиться к ЕВС [2]. Такой подход основан на том, что большинство стран, вступающих в ЕС, соответствуют критериям конвергенции, включающим среди прочего допустимый уровень государственного
8Референдум по вступлению Швеции в зону евро прошел 13.09.2003, по результатам которого (почти 56 % голосов против) общество отказалось от вступления в ЕВС.
"Признание статуса Турции в качестве кандидата на вступление в ЕС произошло на саммите Европейского совета 12.12.1999 в Хельсинки.
10 Копенгагенские критерии - критерии вступления стран в ЕС, которые были приняты в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 г на заседании Европейского совета в Мадриде.
долга и бюджетного дефицита. Однако большинство из них не отвечает остальным критериям (таким как уровень инфляции и ставка рефинансирования). По утверждениям некоторых специалистов, несоответствие упомянутым критериям является лишь результатом несоответствия данных критериев конвергенции нынешней мировой экономической конъюнктуре, а также устаревшего механизма перехода к единой валюте [3].
Новые страны - члены ЕС имеют открытые экономические системы, ориентированные на внешнюю торговлю со значительным объемом товарооборота со странами Западной Европы. Более 60 % от совокупного импорта и экспорта данных стран приходится на торговлю [4].
Таким образом, для сокращения издержек, связанных с потерями при обмене валют, большинство новых стран - членов ЕС заинтересовано в дальнейшем переходе на евро в качестве национальной валюты. Участие в МОК-И (ЕЯМ-П) может стать оптимальной альтернативой принятию евро в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Однако в долгосрочной перспективе это может в очередной раз привести к финансовому кризису, аналогичному кризису 1992 г. [5].
В противоположность позиции, предполагающей скорейшее вступление новых стран - членов ЕС в зону евро, существует иное мнение, согласно которому быстрый процесс вступления новых стран -членов ЕС в еврозону может иметь также и отрицательные последствия для этих стран [6]. В тех странах, в которых осуществляется упорядочивание денежно-бюджетной сферы, резкое сокращение бюджетного дефицита и государственного долга может привести к сокращению объемов экономики, замораживанию заработных плат и в конечном итоге - к невозможности следования курсу по выравниванию уровня заработных плат в странах еврозоны. В целом новые страны - члены ЕС в силу значительных отличий структур экономик от нынешних участников ЕВС больше подвержены потенциальным экономическим рискам.
В связи с этим можно утверждать, что данным странам следует предоставить больше возможностей для маневра при установлении предельно допустимого уровня государственного долга, необходимого для выполнения условий в процессе вступления в ЕВС.
Попытки резкого сокращения структурного дефицита в экономике, предпринимаемые большинс-
твом новых стран - членов ЦВЕ после вступления в ЕС, идут вразрез с необходимостью увеличения данными странами уровня государственных инвестиций, направленных на стимулирование экономики и достижение среднего уровня развития остальных стран ЕС. С учетом того, что перед странами ЦВЕ стоит задача по увеличению государственных инвестиций для достижения среднего уровня доходов на душу населения ЕС, выполнение обязательств по сокращению бюджетного дефицита и сдерживанию роста государственного долга представляется затруднительным.
В целом ускоренная процедура вступления новых стран в ЕВС может привести к преждевременному отказу от независимой денежно-кредитной политики и политики валютного курса, а также частично - финансовой политики. Это в свою очередь может негативно отразиться на процессе конвергенции экономик и проведения структурных реформ в экономике [4].
Еще до присоединения к ЕВС некоторые страны - новые члены ЕС уже частично пользуются преимуществами валютного союза путем валютного управления или иных форм замены евро11. Несмотря на ожидания, что присоединение к ЕВС приведет к значительному росту в объемах торговли и инвестиций новых стран-членов, а также устранит барьеры (транзакционные издержки и обменный курс), скорее всего увеличение уровня торговли и инвестиций не будет столь внушительным в силу того, что данные странны де-факто частично уже участвуют в ЕВС.
Однако при отсутствии значимых экономических дивидендов расширение состава участников ЕВС все же повлияет на текущую денежно-кредитную политику и механизм принятия решений в ЕЦБ, так как изменится состав Совета управляющих ЕЦБ12 (далее - Совет управляющих), что приведет к определенным сложностям при выработке единой денежно-кредитной политики для уже расширенного состава ЕВС.
По мнению некоторых авторов [3], последствия расширения ЕВС будут иметь ограниченное
"Валютное управление (currency board) предполагает, что все обязательства центрального банка (денежная база) полностью покрыты резервами в определенной иностранной валюте - в данном случае в евро.
12 Совет управляющих ЕЦБ является высшим директивным и законодательным органом ЕЦБ со сферой деятельности, распространяющейся на Евросистему. Он состоит из шести членов Исполнительного совета ЕЦБ и управляющих НЦБ государств - участников еврозоны.
влияние на сложившуюся систему. Такая позиция основана на сравнительно небольшой доле экономик новых стран в общем объеме экономик стран ЕС (примерно 10 %) [6].
Тем не менее в случае, если ЕЦБ и дальше будет проводить нынешнюю денежно-кредитную политику без ее корректировки с учетом специфики новых стран - членов ЕС, принимая во внимание существующую экономическую конъюнктуру, сложившуюся в данных странах, это может привести к снижению темпов роста их экономик, что отразится также на уровне развития всей еврозоны. Это объясняется высоким по сравнению с еврозоной уровнем инфляции в новых странах [6], для снижения которого потребуется сокращение государственных затрат на поддержку экономики, а также иных инвестиций, что непременно может сказаться на уровне развития данных стран.
С учетом этого, чтобы пойти навстречу странам -кандидатам на вступление в ЕВС Европейскому центральному банку, возможно, придется пересмотреть нынешний допустимый уровень инфляции в сторону повышения во избежание замедления экономического роста в этих странах. С другой стороны, пересмотр допустимого уровня инфляции в еврозоне приведет к более высокой инфляции и на всей ее территории.
В такой ситуации ЕЦБ будет необходимо сделать выбор или в пользу сохранения уже намеченного допустимого уровня инфляции в еврозоне в ущерб экономическому развитию стран-кандидатов, или же в их интересах изменить допустимый уровень инфляции в сторону повышения. Так как перечисленные сценарии являются маловероятными, во избежание серьезных последствий для экономик как старых, так и новых стран - членов еврозоны в особенности, дальнейшее расширение еврозоны может быть отложено до того момента, когда новые страны - члены ЕС будут в состоянии в полной мере отвечать требованиям существующей денежно-кредитной политики.
Однако, если состав еврозоны будет расширен, возникнет иная проблема, связанная с последствиями экономического кризиса, который не был принят во внимание при перечислении последствий расширения еврозоны.
Такие крупные экономики еврозоны, как Германия и Франция и новые страны - члены ЕС, сталкиваются с различными последствиями экономического кризиса. Это связано с разными уровня-
ми развития, а также структурами экономик. Таким образом, существующая единая денежно-кредитная политика не может отвечать интересам всех стран -участников еврозоны.
Еще в 2003 г. Европейским советом были предприняты попытки изменить механизм принятия в ЕЦБ решений по проводимой денежно-кредитной политике. Изменения в правилах принятия решений, внесенные Европейским Советом, представлялись неизбежными в силу дальнейшего расширения ЕС, и еврозоны в особенности. Поиск подходящего институционального решения для расширенного состава еврозоны стал одним из наиболее сложных вопросов, стоящих перед ЕС. После расширения еврозоны баланс между Исполнительным13 и Управляющим советами, куда входят главы национальных центральных банков стран-участниц, в процессе принятия решений по проводимой денежно-кредитной политике может быть смещен в пользу последнего. Это предоставит возможность представителям национальных банков влиять на проводимую денежно-кредитную политику с учетом их национальных, а не общих интересов ЕВС в целом.
Для предотвращения такой ситуации Европейская Комиссия и Совет управляющих ЕЦБ предложили план проведения реформы, который был также поддержан Европейским Советом. Согласно новым изменениям за шестью членами Совета управляющих, которые также входят в состав Исполнительного совета, сохранялось постоянное полное право голоса. Оставшаяся часть голосов распределяется среди остальных членов Совета управляющих при помощи постоянной ротации, которая изменяется по мере расширения состава еврозоны.
Согласно новой системе председатели национальных центральных банков крупных стран - членов еврозоны входят в состав Совета управляющих и имеют полное право голоса чаще, чем их коллеги из маленьких стран. Предоставление права голоса осуществляется путем асимметричной ротации, которая заключается в распределении председателей национальных банков сначала в две, а после расширения Еврозоны - в три группы. Председатели национальных банков разделены на группы согласно коэффициенту соотношения экономик их стран и общей экономики еврозоны, а также по объемам финансовых рынков соответствующих стран. Каждой группе принадлежит определенное количество
13В Исполнительный совет входят президент и вице-президент ЕЦБ и еще четыре человека.
голосов, которые даются представителям данной группы по результатам ротации. Примечательно, что условия по ротации в рамках каждой группы одинаковы для всех участников. Различие заключается в том, что каждой группе предоставляется разное количество голосов.
Общее же количество председателей национальных центральных банков, одновременно получающих полное право голоса, ограничено 15 голосами. Несмотря на сложность внесенных изменений, они позволяют Совету управляющих эффективно функционировать в условиях расширенного состава еврозоны. Эти изменения закрепляют за членами Исполнительного совета стратегически ключевую позицию в процессе принятия решений по выработке и проведению единой денежно-кредитной политики, а также ограничивают доступ к процессу принятия решений групп председателей национальных банков идентичных экономик во избежание лоббирования национальных интересов возможных коалиций в рамках Совета управляющих.
Для плавного внедрения новой ротационной системы принятия решений в Совете управляющих описанные изменения будут внесены в два этапа.
Согласно первому этапу в случае, если количество стран - членов еврозоны будет составлять от 16 до 21, новая ротационная система начнет функционировать на основе двух групп председателей национальных центральных банков. Когда состав еврозоны будет расширен до 22 стран - на основе трех групп.
В процессе имплементации первого этапа новой ротационной системы, при которой количество стран - участниц еврозоны будет составлять от 16 до 21, председатели национальных центральных банков распределяются на две группы. Первая группа будет состоять из пяти председателей национальных банков из наиболее крупных экономик еврозоны (согласно соотношению их ВВП с ВВП ЕС и величиной банковского сектора). В распоряжении пятой группы будут находиться 4 или 5 голосов, в зависимости от общего количества участников еврозоны. Вторая группа будет включать всех остальных председателей национальных банков более мелких экономик. Общее количество председателей национальных центральных банков, одновременно имеющих право голоса, составляет 15 чел. (табл. 1).
Механизм распределения голосов между группами будет зависеть от общего количества стран -
Таблица 1
Ротационная система, основанная на двух группах, 2009-2024 гг. (Этап I)
Показатель Расширение зоны евро за счет новых участников
2009 2011 2014 (прогноз) 2019 (прогноз) 2022 (прогноз) 2024 (прогноз)
Количество председателей НЦБ в Совете управляющих 16 17 18 19 20 21
Первая группа
Количество прав голоса/количество председателей НЦБ 5/5 5/5 5/5 5/5 4/5 4/5
Частота владения правом голоса, % 100 100 100 80 80 80
Вторая группа
Количество прав голоса/количество председателей НЦБ 10/11 10/12 10/13 11/14 11/15 11/16
Частота владения правом голоса, % 91 83 77 79 73 69
Общее количество голосов 15 15 15 15 15 15
участников еврозоны. Такой подход обеспечивает сбалансированность частоты владения правом голоса между обеими группами в соответствии с объемом экономик, представленных тем или иным председателем национального центрального банка.
Второй этап внедрения новой ротационной системы вступит в силу, когда количество стран -членов Еврозоны составит или превысит 22. В таком случае ротационная система распределения голосов внутри Совета управляющих будет основана на трех группах. Первой группе предоставят в распоряжение 4 голоса (периодичность владения правом голоса в данной группе будет составлять 80 %). Во вторую группу включат председателей национальных центральных банков половины стран -участников ЕВС и она будет иметь 8 голосов. А наиболее мелкие страны составят третью группу с 3 голосами в распоряжении. Периодичность владения правом голоса в данной группе будет варьироваться
от 37 до 50 % в зависимости от общего количества стран - участников ЕВС (табл. 2).
С учетом того, что каждый председатель национального центрального банка страны - участника еврозоны осуществляет свои полномочия на основе права голоса, предоставленного ротационной системой, представители более крупных стран имеют право голоса в Совете управляющих чаще, чем их коллеги из более маленьких стран (согласно их весу в общей экономике ЕС).
Тем не менее все страны - участники еврозоны имеют право участвовать в обсуждениях проводимой денежно-кредитной политики. Таким образом, на момент принятия тех или иных решений, не имея права голоса, председатели национальных центральных банков стран - участниц еврозоны все же получают возможность повлиять на процесс принятия решений при помощи изложения своих позиций и представления соответствующей информации. Как уже отмечалось, за шестью членами
Таблица 2
Ротационная система, основанная на трех группах, 2025-2032 гг. (Этап II)
Показатель Расширение зоны евро за счет новых участников (прогноз)
2025 2026 2028 2030 2031 2032
Количество председателей НЦБ в Совете управляющих 22 23 24 25 26 27
Первая группа
Количество прав голоса/количество председателей НЦБ 4/5 4/5 4/5 4/5 4/5 4/5
Частота владения правом голоса, % 80 80 80 80 80 80
Вторая группа
Количество прав голоса/количество председателей НЦБ 8/11 8/12 8/13 8/13 8/13 8/14
Частота владения правом голоса, % 73 67 67 62 62 57
Третья группа
Количество прав голоса/количество председателей НЦБ 3/6 3/6 3/7 3/7 3/8 3/8
Частота владения правом голоса, % 50 50 43 43 38 38
Общее количество голосов 15 15 15 15 15 15
Исполнительного совета сохраняется постоянное право голоса, что дает представителям ЕЦБ сравнительно прочные позиции при принятии решений по различным вопросам.
Расширение ЕВС является продолжающимся и самостоятельным процессом, идущим параллельно расширению всего ЕС. После вступления 01.01.2009 Словакии количество стран - участниц Еврозоны составило 16. Без учета Великобритании, Дании и Швеции еще 8 государств - членов ЕС являются потенциальными кандидатами на вступление в еврозону в среднесрочной перспективе.
Новая ротационная система, основанная на двух группах, является наиболее оптимальным решением в сложившейся ситуации и неким компромиссом между позициями крупных и мелких экономик еврозоны. Однако возьмем в качестве примера председателя национального центрального банка, управляющего данной структурой в течение 5 лет в зависимости от размеров и экономического веса страны, которую он представляет. После того как состав участников еврозоны превысит 21 государство, данному председателю придется воздержаться от голосования 1 год, если его страна входит в первую группу, или же на 1,35 и 2,5 года, если его страна отнесена во вторую и третью группы соответственно.
Таким образом, реформа механизма принятия решений в ЕЦБ отдает предпочтение председателям национальных центральных банков крупных стран еврозоны и не совсем точно отражает значимость крупных экономик в процессе принятия решений в ЕЦБ по мере дальнейшего расширения еврозоны (см. рисунок).
Итак, в рамках второго этапа внесений изменений по ротационной системе голосования первая группа с совокупной экономической долей в 74,63 %
80 -70 60 -50 40 30 20 10 о
от общего объема экономики ЕС будет иметь всего лишь 4 права голоса в Совете управляющих ЕЦБ. А вторая группа, доля экономики которой составляет всего 24,21 %, будет иметь 8 голосов. Последняя же - третья - группа, представляющая всего лишь 1,16 % совокупного ВВП стран ЕС, будет иметь 3 голоса в Совете управляющих.
Другим отрицательным моментом нового механизма принятия решений в ЕЦБ является то, что вне зависимости от наличия права голоса председатели всех национальных центральных банков стран -участниц еврозоны будут иметь право принимать участие в обсуждениях единой денежно-кредитной политики, что так или иначе осложнит процесс принятия решений. В краткосрочной и среднесрочной перспективах это может стать значительным препятствием для эффективного управления, так как состав Совета управляющих может значительно возрасти -с нынешних 21 до 30 членов. В гипотетической ситуации, принимая во внимание нынешний состав стран - членов ЕС, еврозона может включать 24 страны, председатели национальных центральных банков которых вместе с 6 представителями Исполнительного совета ЕЦБ будут входить в Совет управляющих.
Одним из возможных вариантов преодоления противоречий между «старыми» и «новыми», крупными и мелкими странами - членами ЕС и обеспечения эффективного процесса принятия решений в ЕЦБ является дальнейшая централизация ЕВС путем предоставления Исполнительному совету всех или части полномочий по принятию решений о единой денежно-кредитной политике еврозоны.
Сложной проблемой для единой денежно-кредитной политики, связанной с дальнейшим расширением еврозоны, является то, что Совету управляющих ЕЦБ придется столкнуться с возросшей неод-
74,63
Группа 1 Группа 2 Группа 3
^^■Объем ВВП, в процентном соотношении И Количество голосов, ед
Исполнительный совет ЕЦБ
Соотношение экономик стран -участниц еврозоны и количества голосов по каждой группе стран
нородностью экономик стран - участниц еврозоны. Разные структуры экономик, промышленности и различные уровни развития банковского сектора и централизации рынка труда предполагают, что применение единой денежно-кредитной политики будет значительно сложнее, чем при нынешних 16 странах - членах ЕВС. Как известно, проводимая ЕЦБ единая денежно-кредитная политика имеет асимметричный эффект в странах - кандидатах на вступление в еврозону.
Касательно единой денежно-кредитной политики еврозоны необходимо подчеркнуть, что, чем сильнее основные экономические показатели отдельно взятой страны отличаются от аналогичных показателей в среднем по ЕС, тем менее приемлемыми будут последствия проводимой единой денежно-кредитной политики в этой стране. Это может привести к повышенным инфляционным рискам. В такой ситуации возможным решением станет оценка и минимизация таких рисков со стороны ЕЦБ. Однако представляется маловероятным, что ЕЦБ в процессе выработки и применения единой денежно-кредитной политики будет принимать во внимание данные факторы. Это также может быть объяснено сложностью оценки со стороны ЕЦБ последствий проводимой в таких странах денежно-кредитной политики в долгосрочной перспективе в силу продолжающегося процесса реструктуризации экономик.
Европейский центральный банк неоднократно подвергался критике по причине проводимой им политики, которая, по мнению многих специалистов, является менее оперативной по сравнению с денежно-кредитной политикой, проводимой Федеральной резервной системой США. Однако не следует забывать, что по сравнению с ФРС перед ЕЦБ стоит более сложная задача из-за большого количества неоднородных экономик государств, на территории которых ЕЦБ призван проводить свою единую денежно-кредитную политику. По этой причине ЕЦБ больше внимания уделяет вопросам общекоммунитарного характера, нежели оперативно реагирует на те или иные проблемы, возникающие в отдельно взятой стране. Тем не менее данные вопросы не могут быть проигнорированы. Ожидается, что в будущем при выработке единой денежно-кредитной политики ЕЦБ будет более предусмотрительным.
В заключение можно отметить, что дальнейшее расширение ЕВС приведет к возникновению дополнительных сложностей, связанных с применением
единой денежно-кредитной политики. В первую очередь стоит отметить положение стран - кандидатов на вступление в еврозону, перед которыми встает необходимость реструктуризации экономик для достижения определенного уровня конвергенции. В рамках данного процесса большинство стран сталкивается с проблемами, связанными с определенной противоречивостью требований, выполнение которых необходимо для развития национальных экономик и дальнейшего вступления в еврозону. Например, вливание инвестиций в экономику приводит к росту инфляции, что негативно отражается на позициях страны в процессе конвергенции для вступления в еврозону. Эта проблема также имеет зеркальное отражение для более развитых стран еврозоны, которые сталкиваются со все возрастающей неоднородностью экономик стран - членов ЕС после очередного этапа расширения. Это негативно влияет на процесс принятия решений и проведение единой денежно-кредитной политики, которая, по возможности, максимально отвечала бы интересам всех стран ЕВС.
Следует отметить важную роль ЕЦБ, так как именно он является местом для аккумулирования необходимой информации, выработки и проведения такой политики. Очевидно, что в условиях растущего количества стран - членов еврозоны задачи, стоящие перед ЕЦБ, становятся более комплексными.
В связи с этим следует отметить, что реформа механизма принятия решений в ЕЦБ, призванная усовершенствовать процесс принятия решений в условиях расширяющегося состава еврозоны, хотя и предоставляет приоритет представителям крупных стран, но в целом не отражает соотношения экономического веса крупных экономик и количества предоставленных им голосов. С другой стороны, несмотря на ротационную систему, председатели всех национальных центральных банков будут иметь право участия в обсуждениях проводимой денежно-кредитной политики. Это непременно осложнит данный процесс и негативно повлияет на его эффективность.
Эффективность проводимой реформы механизма принятия решений в ЕЦБ обсуждается в основном на уровне теории. Однако в настоящее время достигнуто вполне реальное согласие относительно того, что низкий уровень развития и недостаточная конвергенция новых стран - членов ЕС с еврозоной, и соответственно - различные интересы в проводимой денежно-кредитной политике
могут отрицательно повлиять на всю экономику еврозоны и поставить под сомнение целесообразность и эффективность единой денежно-кредитной политики.
В связи с этим представляется целесообразным дальнейшая централизация денежно-кредитной политики, менее подверженной интересам отдельно взятых стран или групп стран.
Список литературы
1. Cohen Benjamin. Toward a Leaderless Currency System. 2008. URL: http://www. polsci. ucsb. edu/faculty/cohen/working/pdfs/Dollar_challengers_ rev2.pdf.
2. Eichengreen, Barry and Fabio Ghironi. EMU and Enlargement // CA: University of Berkley, Mimeo. Boston. 2006.
3. Dabrowski, Marek and Jacek Rostowski. The Eastern Enlargement of the Eurozone // Dordrecht, The Netherlands: Springer. 2008.
4. Angeloni, Ignazio, Michael Flad and Francesco Paolo Mongelli. Economic and Monetary Integration of the New Member States: Helping to Chart the Route // ECB Occasional Paper Series. 2005. №. 36. URL: http://www. ecb. int/pub/pdf/scpops/ecbocp36.pdf.
5. Angeloni, Ignazio and Michael Ehrmann. Monetary Transmission in the Euro Area: Early Evidence // Economic Policy. 2003. Vol. 18, issue 37, p.469-501.
6. URL: http://en. wikipedia. org/wiki/Economy_ of_the_European_Union.
7. URL: http://www. economist. com/world/ europe/displaystory. cfm?story_id=15452594.
8. URL: http://www. guardian. co. uk/ business/2010/feb/07/greece-fiscal-crisis-european-union-euro.
9. URL: http://www. straitstimes. com/ BreakingNews/Money/Story/STIStory_510445.html.
10. URL: http://www. reuters. com/article/ idUSTRE61N3P020100224.