КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 1. С. 157-159.
УДК 291.1 П.В. Ополев
СЛОЖНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ
Исследуется феномен сложности как источник и одновременно способ преодоления антиномий религиозного сознания.
Ключевые слова: диалектика, религиозное сознание, сложность, антиномии.
Религиозное сознание является одной из ключевых форм ценностного сознания, детерминированное набором особых ценностей, которые в своем единстве составляют феномен религиозности. Концептуальное религиозное сознание лежит в основании религиозной идентичности, что позволяет нам его отличать от других форм сознания. Религиозное сознание, как и остальные формы сознания, поддерживается и развивается благодаря особому опыту. Иначе говоря, развитое религиозное сознание всегда стоит перед необходимостью преодоления, «снятия» в религиозном опыте исходных антиномий: имманентного и трансцендентного, материального и идеального, внутреннего и внешнего. Процесс обнаружения существующих противоречий в результате оказывается опытом преодоления сложности.
В рамках классической историко-философской традиции источником религиозного сознания выступает первобытный синкретизм, тождество естественного и сверхъестественного, природного и духовного. Религиозное сознание, по мысли некоторых антропологов и религиоведов, начинается со смешения образа сверхъестественного, данного в сознании, с чем-то внешним (фетишизм). Натурализм, поклонение силам природы и анимизм углубляют эту взаимосвязь. В процессе стихийного складывания религиозных верований сакральная действительность в сознании упорядочивается, что закрепляется в определенных, отвечающих конкретноисторическим условиям понятиях, представлениях и обрядах.
По нашему мнению, религиозное сознание, его рациональная и эмоционально волевая стороны представляют собой один из древнейших откликов на проблемы сложности. Всякий коллективный или же индивидуальный опыт оказывается опытом самоорганизации, обнаружения и преодоления сложного. Усваивая социокультурный опыт, мы не только упорядочиваем внешнюю среду, но и сами вынуждены изменяться, приспосабливаться к сложности. Сложное, кристаллизуясь в опыте, превращается в простое, очевидное, понятное, но при этом необходимое, существенное. В результате, к примеру, ритуал, обряд или молитва оказывается как источником самоусложнения, так и источником преодоления хаоса, «сложностности» бытия.
Что же представляет собой сложность? Понятие «сложность» оказывается чрезвычайно многоаспектным. В рамках современной науки сложность рассматривается в контексте системного подхода. Системное целое на разных уровнях и в разных условиях может проявлять себя как «сложное» или же как «простое» (в зависимости от познавательного масштаба). Тем не менее говорить об особой метафизике сложности в современной литературе не представляется возможным, поскольку чаще всего данный феномен в многочисленных исследованиях представлен на феноменальном уровне. Исследователи подменяют разговоры о «сложном» индуктивными обобщениями, многочисленными примерами процессов, которые наделяются этим качеством. Сложность как предмет религиозного сознания в известных нам работах вообще не рассматривается.
© П.В. Ополев, 2013
158
П. В. Ополев
Логическая характеристика понятия «сложное» открывает перед исследователем ряд существенных моментов в его познании. Сложность представляет самостоятельный объект мысли, отвлеченное положительное свойство некоторого целого, которое не существует самостоятельно. В данном понятии мыслится множество элементов, обладающих этим свойством, поэтому оно оказывается общим. Объем этого понятия относится к такому множеству мыслимых объектов (обладающих сложностью), которые не поддаются принципиальному учету. Феномен сложности относится ко всей совокупности элементов. Его нельзя отнести к каждому отдельному элементу, хотя, в свою очередь, он так же может быть сложным. Кроме того, в данном понятии мыслится такая совокупность предметов, которые составляют единое целое (некоторые множества, мыслимые как единый предмет), что делает это понятие собирательным. Тем не менее в процессе рассуждения понятие «сложность» может употребляться как в разделительном, так и в собирательном смысле.
Исследуя семантические свойства понятия «сложность», мы обнаруживаем, что при всем их многообразии они сводятся к абсолютизации его количественных характеристик. Сложное - значит прежде всего состоящее из нескольких частей или элементов, образованное посредством соединения, сложения частей. Иногда понятие «сложность» пытаются заменить понятием «комплексность». Понятие комплексности открывает перед нами сложность как совокупность связей, определенным образом упорядоченных взаимодействий. Объективно сложность может быть представлена как система с множеством переменных, открытая система, система с большим числом связей. Субъективная сторона исследования сложности определяется многообразием методологических подходов к сложности.
Феномен сложности достаточно неоднозначно представлен в рамках историкофилософской традиции. «Парадокс сложности» известен философии достаточно давно. Можно сказать, что проблемы сложности имплицитно присущи философии. Сложность в классической философии открывает себя через рефлексию ключевых диалектических принципов, взаимосвязь единого и многого, части и целого, исчезновения и возникновения и т. д. В настоящее время сложность связывается с препятствиями для познания, недостаточной осведомленностью, большим количеством исходных данных.
В рамках философии Демокрита сложность представляет собой совокупность определенным образом упорядоченных атомов, отвечающих за те или иные процессы, происходящие в вещах. Согласно Аристотелю, сложное - это то, что причастно материи и состоит из элементов [1, с. 353]. Пе-
рипатетики под сложностью понимали всё, что способно изменяться, увеличиваться, уменьшаться, уничтожаться. Античный философ-идеалист Плотин определяет феномен сложности уже как особое качественное состояние бытия [6, с. 105].
Диалектика «сложного», особенности сложных саморазвивающихся систем продолжают раскрываться и углубляться в работах Г.В.Ф. Гегеля. Он отмечает качественное различие между простым и сложным, живым и неживым, фиксируя существование определенной иерархии и логики развития, где все уровни взаимосвязаны друг с другом. Философская система Г.В.Ф. Гегеля представляет собой отклик на проблемы времени и сложности. В настоящее время обоснование «сложности» мироздания определяется концепцией глобального эволюционизма и идеей поиска универсальной истории (И. Пригожин, Э. Янг, Н.Н. Моисеев). Можно даже утверждать, что в рамках современной постнеклассической рациональности для некоторых ученых феномены сложности, самоорганизации и нестабильности становятся альтернативой христианскому Богу.
Религиозное сознание определенным образом систематизировано, даже если сам его носитель не вполне это осознает. Религиозное сознание, как и сознание вообще, нетерпимо к неупорядоченности и хаосу. Если неразвитое религиозное сознание не замечает противоречий, неупорядоченности, то концептуально оформленное религиозное сознание не может игнорировать «сложно-стность» бытия.
Самоусложнение индивидуального или коллективного религиозного сознания осуществляется в результате обнаружения и преодолений соответствующих антиномий. Если для индивидуального религиозного сознания - это экзистенциальные антиномии, то для коллективного религиозного сознания - это антиномии организационные. В качестве примера «снятия» антиномии коллективного религиозного сознания можно привести пример феномена соборности - единства во множестве. Эти и другие антиномии преодолеваются также посредством ритуалов, догматических установок, кодификации вероучения.
Одной из ключевых антиномий христианской теологии является антиномия трансцендентного и имманентного. Для христианской теологии квинтэссенцией сверхъестественного, носителем трансцендентных свойств выступает фигура трансцендентного Бога. Акт религиозной веры, в свою очередь, оказывается опытом сложности, опытом приобщения к тому, что не имеет частей. Фигура Бога - Творца представляет собой квинтэссенцию проблемы сложности в рамках христианского религиозного сознания. В рамках философской и богословской
Сложность как предмет религиозного сознания
159
традиции Бог зачастую наделяется простой духовной природой, не имеет в себе частей, связывается с понятием «единое» (Плотин, Ориген, И. Дамаскин, Н. Кузанский и др.). Бог непостижим, но при этом онтологически «прост». Эта установка входит в противоречие с классической философской традицией, к примеру, с известной антиномией чистого разума И. Канта, что «ни одна вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого» [5, с. 412] или мыслью Г.В.Ф. Гегеля, что «разум не должен желать натолкнуться на нечто простое» [3, с. 270]. Можно предположить, что два известных способа богопознания (апо-фатический и катафатический) представляют собой и два способа постижения сложности в рамках религиозного сознания.
Диалектика сложности в рамках религиозного сознания состоит в том, что, с одной стороны, сложность оказывается ему имманентно присущей, а другой стороны, -связывается с результатом творения, ограниченностью человеческого разума, повре-жденностью человеческой природы. Для того чтобы приблизиться к «простому» Богу, религиозное сознание должно быть онтологически и гносеологически сложным. «Сложность» религиозного сознания - это своеобразная реакция на «простоту» бытия. Посредством сложности сознание преодоле-
вает базовые антиномии, при этом приближая нас к «простому». «Простое», в свою очередь, оказывается носителем нравственного совершенства, незамутнёной грехом истины, подлинной мудрости, блага и т. д.
Феномен сложности приобретает концептуальное выражение в философии, в то время как онтологические и гносеологические характеристики сложности обретают свое эмпирическое подтверждение в науке. Тем не менее, по нашему мнению, именно религиозное сознание представляет собой один из древнейших откликов на проблемы сложности. Именно в рамках религиозного сознания получают содержательное наполнение слабо разработанные аксиологический и праксеологический аспекты сложности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Аристотель. Метафизика // Сочинения : в 4 т. Т. 1. М., 1976. 550 с.
[2] Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М. : Республика, 1994. 415 с.
[3] Гегель Г. В. Ф. Наука логики : в 3 т. Т. 1. М. : Мысль, 1970.
[4] Диалектика познания сложных систем / под ред. В. С. Тюхтина. М. : Мысль, 1988. 316 с.
[5] Кант И. Критика чистого разума // Сочинения : в 8 т. Т. 3. М. : ЧОРО, 1994. 741 с.
[6] Плотин. О благе или едином // Избранные трактаты : в 2 т. Т. 2. М., 1994.