Научная статья на тему 'Словообразовательный потенциал наименований лиц по профессии (по данным словообразовательного словаря русского языка)'

Словообразовательный потенциал наименований лиц по профессии (по данным словообразовательного словаря русского языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
267
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАИМЕНОВАНИЯ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ / ДАННЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЛОВАРЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ян Лю

Статья посвящена ловообразовательным потенциалам наименований лиц по профессии, к которым относится принцип культурологической ценности слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Словообразовательный потенциал наименований лиц по профессии (по данным словообразовательного словаря русского языка)»

highbrow "ученость; интеллектуальный снобизм"

Разумеется, так происходит далеко не со всеми словосочетаниями; но, по нашим наблюдениям, это четкая тенденция в сфере английских устойчивых раздельнооформленных языковых единиц.

На основании сказанного в дальнейшем возможно исследование функциональной дифференциации компонентов фразеологизмов.

Список использованной литературы

1. Молотков А.И. Предисловие // Фразеологический словарь русского языка / под ред. О.Ю. Титаренко и др. М.: АСТ, 2006. С. 3-12.

2. Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения. М.: Либроком, 2009. 170 с.

3. Савицкий В.М. Основы общей теории идиоматики. М.: Гнозис, 2006. 208 с.

© Савицкий В.М., Доладова О.В., 2016

УДК 811

Ян Лю

канд. Пед. наук, доцент Цзянсуского педагогического университета

г. Сюйчжоу, КНР E-mail : [email protected]

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАИМЕНОВАНИЙ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ (ПО ДАННЫМ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЛОВАРЯ РУССКОГО ЯЗЫКА)

Аннотация

Статья посвящена ловообразовательным потенциалам наименований лиц по профессии, к которым относится принцип культурологической ценности слова.

Ключевые слова Словообразовательный потенциал, наименования лиц по профессии, данные словообразовательного словаря русского языка.

В системе сложных парадигматических отношений особое место принадлежит деривационным возможностям лексики. По общему мнению лингвистов, количество словообразовательных вариантов слова свидетельствует не только о степени разработанности данной лексической единицы, но и об ее значимости, актуальности в языковой картине мира.

Словообразовательные возможности наименований лиц по профессии были проанализированы на основании наиболее употребительных лексем этой группы, включенных в «Словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова [2] (артист, агроном, врач, доктор, журналист, инженер, корреспондент, крестьянин, летчик, механик, писатель, преподаватель, рабочий, учитель, ученый художник, шофер).

Наименования лиц в языке образуют словообразовательные цепочки различной длины. Наиболее многочисленные словообразовательные ряды соответствуют лексемам врач (27 словообразовательных вариантов, например: врачиха, врачебный, зубоврачебный, доврачебный, врачевать, военврач и др.), доктор (10 словообразовательных вариантов, например: докторша, докторица, докторский, докторствовать и др.), инженер (23 словообразовательных варианта, например: инженерик, инженерша, инженерский, инженер-механик, радиоинженер и др.), корреспондент (29 словообразовательных варианта, например, корреспондентка, корреспондентский, военкор, спецкор, селькор и др.), художник (10 словообразовательных варианта, например: художничек, художница, художничество, художничать, и др.), учитель (21 словообразовательный вариант, например, учителишка, учительница, учительша, учительский, учительствовать, лжеучитель и др.), ученый (10 словообразовательных вариантов, например: ученость,

преученый, по-ученому), рабочий (27 словообразовательных вариантов, например: рабочая, по-рабочему, рабочий-специалист, судорабочий, горнорабочий и др.). Остальные наименования лиц по профессии, включенные в данный словарь, образуют меньшее число дериватов.

Как уже было отмечено выше, значительное количество разнообразных дериватов, как правило, свидетельствует об актуальности той или иной лексемы в сознании носителей языка, однако далеко не все словообразовательные варианты могут входить в активный словарный запас иностранных студентов, изучающих русский язык (даже на продвинутом этапе). Так, например, в словообразовательном гнезде с вершиной врач, актуальными являются дериваты врачиха (при обязательном указании на ее стилистическую маркированность), врачебный, военврач и др. Однако значительный ряд лексики в данной словообразовательной цепочке не относится к активному словарному запасу языка. Например, лексема врачебник является устаревшей, лексемы врачевать, врачевание, зубоврачевание - стилистически маркированными, лексемы врачебно-наблюдательный, врачебно-контрольный - используются в специальных сферах и т.д.

Другой пример: словообразовательное гнездо с вершиной корреспондент содержит как актуальную лексику (корреспондентка, корреспондентский, фотокорреспондент), так и лексику, имеющую узкую сферу функционирования (например, рабкор, рабкорство, рабкоровский, селькор, селькорка, селькоровский и др.). Следует отметить, что многие из перечисленных наименований лиц по профессии в настоящее время утратили актуальность в сознании носителей языка ввиду существенных социально-экономических изменений в жизни страны.

Особого внимания среди дериватов наименований лиц по профессии заслуживает словообразовательная модель с уменьшительно-уничижительными суффиксами, ср.: например, инженерик, писателишка, художничек, шоферишка, учителишка, учителька и др. Показательно, что, по мнению А. Вежбицкой, активность уменьшительно-ласкательных суффиксов свидетельствует как об общей эмоциональности русского языка, так и об особом отношении носителей языка к тем классам явлений, которые обозначаются экспрессивными уменьшительными формами [1,с. 49-50].

Список использованной литературы:

1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. Сборник научных статей. - Вып. 35. - М.: Рус. слов., 1997. - 411 с.

2. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. Т. 1-2. - М.: Рус. яз., 1990.

© Ян Лю, 2016

УДК 81'322.2

Яцко Вячеслав Александрович

д. филол. наук, профессор ХГУ им. Н.Ф.Катанова,

E-mail: [email protected] г. Абакан, РФ

СОЗДАНИЕ ОНТОЛОГИИ: ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

Аннотация

Описывается опыт разработки системы автоматического анализа мнений покупателей о коммерческих продуктах, которая функционирует на основе лингвистической онтологии и грамматики. Предлагается в качестве компонента онтологии выделить класс параметрических терминов, к которым относятся единицы текста отзыва покупателя, обозначающие оцениваемые объекты и их параметры. Впервые показывается значение параметрических терминов для повышения интеллектуальности анализа текста.

Ключевые слова

Автоматический анализ мнений покупателей, лингвистическая онтология, параметрические термины,

интеллектуальный анализ текста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.