Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Ливерий Воронов
Слово в неделю св. жен-мироносиц
Опубликовано:
Христианское чтение. 1996. № 11. С. 77-80
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
СЛОВО В НЕДЕЛЮ СВВ. ЖЕН-МИРОНОСИ Ц
24 апреля 1977 г.
lil ерез две недели после Светлого Христова Воскресения Святая Церковь совершает благодарное воспоминание святых Жен-Миро-носиц, а также праведных мужей: Иосифа Лримафейского и Никодима—тех верных свидетелей смерти, погребения и воскресения Христова, которые явили великую любовь свою к их Божественному Учителю, когда Его бездыханное тело было снято со Креста и положено во гробе. И если сердце наше невольно скорбит при мысли о том, с какой жестокостью и с каким бессердечием преследовали и возвели на Крест Агнца Божия, взявшего на Себя грехи мира, Его порочные и неблагодарные современники, то, напротив, светлым чувством глубокой признательности озаряются наши души при евангельской вести том, что нашлись п тогда благородные люди, движимые святым чувством любви, которые, как бы от лица всего человечества, воздали последние земные почести Г'ому, Кто изъязвлен был за грехи наши и малым за беззакония наши.
Когда Господь наш Иисус Христос, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, ходил по городам и селениям Святой Земли, то Нго, кроме избранных апостолов, обычно сопровождала группа благочестивых п глубоко преданных Ему женщин. Они не только со вниманием слушали слово Божие, но и усердно служили Господу, принося из своих домов необходимое для жизни и стараясь своими заботами облегчить Его благонестничсский подвиг.
Святое Евангелие сохранило нам имена некоторых из зтих благочестивых женщин. Оно упоминает о Марии Клеоповой, о Саломии, и сестрах Лазаревых Марфе и Марии п о некоторых других. Но особенно часто говорит оно о святой! Марин Магдалине. Евангелист Лука сообщает нам одну важную подробность из ее жизни. В прошлом она страдала тяжкими физическими и духовными недугами, но Господь исцелил се от них, и что стало для нее источником ненссякающей люб-:ы и благодарности к Нему. Она всегда следовала за Господом и не оставила Его даже тогда, когда, при взятии Его под стражу, ученики «оставивши Его, все бежали» (Мк. 14,50). Вместе с другими женами мы видим ее па Голгофе состраждущей умирающему Спасителю, разделяющей великую скорбь Пречистой Богоматери, присутствующей при усыновлении Ей Ее Божественным Сыном святого апостола и еваи-гсппста Иоанна Богослова, а в его лице и всех верующих в Пего.
11 когда парод, после смерти Господа, уже возвращался с места казни, объятый страхом происшедшего землетрясения, мучимый сознанием своей вины, они продолжали еще долго стоять близ Креста, будучи не в силах оставить место страданий Христовых. Когда же вечером Иосиф и Никодим, сняв тело со Креста и обвив его тонким походном, пропитанным ароматными веществами, положили в каменной гробнице, поблизости от Голгофы, Жены-Мироносицы наблюдали все это и нс могли не заметить, что из-за поспешности, с которой Иосиф г Никодим вынуждены были совершить погребение до наступления требуемого законом субботнего покоя, ими были выполнены не все погребальные обряды, предусмотренные тогдашним обычаем. Долго еще сидели они против гроба, и лишь наступление ночной темноты и покоя субботы заставило их удалиться.
Но уже рано утром в первый же день по прошествии субботы, когда было еще темно, Мария Магдалина пришла ко гробу, чтобы
вместе с другими женами вновь помазать тело Иисуса «миром», т. е. благовонными веществами. И здесь она первой увидела то, чего никак не могла ожидать. Тяжелый камень, которым Иосиф и Никодим закрыли вход в гробницу, был отвален, а тела в гробу не было. А затем последовали дивные события: Мария и другие Жены-Мироносицы
услышали от ангелов весть о воскресении Господа и, наконец, увидели Его Самого, и Он Сам приветствовал их бесконечно дорогим и незабвенным словом: «Радуйтесь!» И первыми, кто возвестил апостолам радостную весть о воскресении Христовом, были они — эти скромные и смиренные женщины, святые Жены-Мироносицы.
О последующей жизни св. Марии Магдалины известно немногое. Согласно древнему преданию, она посвятила себя делу благовестия о Христе пострадавшем и воскресшем. Достигнув Рима, она проникла в императорский дворец и здесь грозному и суровому язычнику — императору Тиверию — смело возвестила о происшедших в Иерусалиме событиях: о беззаконных действиях иудейских первосвященников и о несправедливом суде Пилата. Возвестив о воскресении Христа, в знак победы Его над смертью, она поднесла императору окрашенное в красный цвет яйцо со словами: «Христос воскресе». Затем, пройдя многие страны с проповедью о Господе, она пришла, наконец, в Ефес, где некоторое время была помощницей апостола Иоанна Богослова. Здесь в Ефесе она и скончалась, будучи погребена святым апостолом Иоанном. Святую мироносицу Марию Магдалину Церковь именует за ее благовестнические труды равноапостольной и память ее совершает, кроме Недели святых Жен-Мироносиц, еще и особо 22 июля.
Если святые Жены-Мироносицы открыто и безбоязненно служили Господу как при Его жизни, так и по Его смерти и воскресении, то иначе сложилась благовестническая деятельность святых праведных мужей Иосифа Аримафейского и Никодима. Оба они были сначала тайными учениками Христа — из страха от иудеев.
Пра ведиый Иосиф, по месту своего происхождения называемый Арпмафейским, был богатым человеком и знаменитым членом синедриона. Евангелисты говорят о нем, что он «учился у Иисуса» и «ожидал Царствия Божия», что он был «человек добрый и правдивый», не участвовавший в злом деле иудейских начальников, искавших погубить Иисуса.
Когда свершилось великое злодеяние, скорбь и праведное негодование внушили ему смелость. Он пошел к Пилату и безбоязненно просил дать ему тело Иисуса для достойного погребения. Свою искреннюю любовь к умершему Учителю Иосиф выразил и тем, что похоронил тело его в той высеченной из скалы гробнице, которая находилась i? принадлежавшем Иосифу саду и которая была предназначена им для собственного погребения. Предание говорит, что Иосифу пришлось впоследствии многое претерпеть от иудеев, которые не могли простить ему ни его благородного поступка, расцененного ими как вызов синедриону, ни его последующего смелого свидетельства о Господе, Который Сам явился ему и уверил его в Своем воскресении.
Другой участник погребения Господа — Никодим — известен тем, что еще при начале общественного служения Господа Иисуса Христа пришел к Нему ночыо и имел с Ним беседу о великих тайнах Царствия Божия. Господь открыл ему — одному из начальников иудейских, фарисею и члену синедриона — такие истины, которые трудно было сразу усвоить уму, еще блуждавшему в сумерках талмудических изъяснений ветхозаветного закона. Господь поведал ему о неизреченной любви Божией к людям. Чтобы пояснить Никодиму тайну искупительных страданий Мессии, Господь напомнил ему о символически-прообразо-иатсльном значении медного змия, сделанного, по повелению Божию, Моисеем во время странствования иудеев по пустыне.
Госполь направил мысли Никодима от земли к небу, от земного царства иудейского царя-завоевателя к небесному Царству Триединого Божества, вход в которое возможен вследствие безмерной любви Бога Отца, по вере в Его единородного Сына и чрез благодатное возрождение силой Святого Духа. Пред жаждущим истины умом и сердцем Никодима раскрылась тогда истина необходимости нравственного преобразования, коренного изменения всего строя жизни, прояснился подлинный смысл земной жизни и подвига человека, уверовавшего во Христа.
Эта беседа оставила глубокий след в душе Никодима. И хотя он до самой смерти Господа оставался тайным Сто учеником, но из ОДНОГО евангельского свидетельства мы убеждаемся в чистоте и благородстве .характера Никодима. Когда первосвященники и фарисеи, ослепленные злобой против Иисуса Христа, уже послали своих служителей, чтобы
схватить Его и привести к ним на суд, Никодим, один из всех, смело остановил их своим вопросом: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» (Ин. 7, 50—51).
Никодим, приняв вместе с Иосифом участие в погребении тела Христова, выразил свою любовь к Господу щедрым приношением; он, кдорнт евангелист, «принес состав из смирны и алоя, литр около ста» (Пн. 10,30). Но еще сильнее засвидетельствовал он ее своим дальней-ш;:\; поведением. Предание говорит, что отныне он сделался открытым учеником Христа и принял крещение ог апостолов Петра и Иоанна. Иудеи лишили его звания члена синедриона, били его, выгнали из Иерусалима. Никодим нашел убежище у своего родственника Гама-липла, который принял его и укрывал в своем доме до самой его смерти и, наконец, торжественно похоронил близ гробницы святого перво-мучекпка Стефана.
Таковы те святые и праведные свидетельницы и свидетели страданий, смерти и воскресения нашего Господа и Спасителя, благовест-ннцы и благовестннки великих событий священной истории, которых ныне чествует и прославляет Православная Церковь за их любовь ко Христу, любовь жертвенную и чистую, представляющую собой не случайны!) порыв, и то святое и постоянное чувство, которое способно выдержать .любые испытания, не ослабевая, но разгораясь все сильнее и сильнее.
И напоминая нам о любви святых Жен-Мироноенц и святых праведных Иосифа и Никодима к их Божественному Учителю, Церковь зовет и нас возгровать в себе любовь к Богу, нашему Создателю, Промыслите, по и Спасителю. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22, 37—38). Бог есть Любовь. Он — источник всякой истины, всякого добра и всякой красоты. Он наш Небесный Отец. Мы обязаны Ему своей жизнью и всеми благами, которые мы в этой жизни имеем: здоровьем, любовью близких, помощью и утешением в пеечастиях. Он дал нам бессмертную душу, напечатлел в нас Свой образ и подобие, обещал нам вечную жизнь и избавил от рабства греху и смерти и от вечной погибели Кровыо, пролитой за нас на Кресте. Можем ли мы не любить Того, Кто столько сделал и продолжает делать для нас?
Но любовь к Богу — это не простое отвлеченное чувство: она должна быть деятельной, должна выражаться в доверчивом и радостном принятии всего, что посылает нам в жизни Господь, должна проявляться в усердном исполнении Его святых заповедей. А одной из важнейших заповедей, данных нам Спасителем после заповеди о любви к Богу, является заповедь о том, чтобы мы любили друг друга, тех, кто нам близок и дорог, тех, кто нуждается в нашем участии и помощи, ко
всем вообще людям. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, — говорит Господь, — если будете иметь любовь между собою» (Ии. 13,35).
Эту любовь мы можем выражать различными способами. Несколько дней тому назад мы выразили ее по отношению к нашим дорогим умершим, совершая заповеданное Церковью молитвенное их поминовение. Святые отцы и учители Церкви сами высоко ценили молитвы за усопших п учили о великой силе церковного ходатайства за них пред Богом. Они призывали верующих как можно чаще и усерднее исполнять своп нравственный долг перед умершими.
И по отношению к живым есть у нас множество возможностей проявить свою любовь к ним. Сколько добра могли бы мы совершить уже через одно только воздержание от осуждения других людей! Сколько радости могло бы доставить людям наше кроткое и отзывчивое к ним отношение! Сколько пользы принесло бы делу воспитания наших детей наше собственное примерное и разумное поведение!
Женщины-христианки! Помните о высоте вашего христианского призвания. Подражайте святым Женам-Мироносицам в их чистой, святой, самоотверженной любви к Богу. Матери, сочетайте свою естественную, природную любовь к детям с христианской заботой об их нравственном воспитании. Девушки, берегите чистоту своей души, помните о святости и спасительности истинного материнства, не оскверняемого никакими порочными или нецеломудренными поступками. Отцы и братия, взрослые и юноши! Вспоминайте о подвигах любви, совершенных благообразным Иосифом и Никодимом! Несите миро чистой любви и жертвенности вашей уже не лежащему во гробе Мертвецу, а в вашу семью, в среду ваших близких, в общественную жизнь,— туда, где люди, призванные к вечному блаженству, но проходящие трудное и ответственное испытание земного странствования к небесному Отечеству, так жаждут правды, мира, человеколюбия.
Все же вместе, дорогие братия и сестры, вдохновляясь примерами воспоминаемых ныне святых, будем помнить о том, что вечно Живой Господь ожидает от каждого из нас, за бесценную любовь Свою к нам, ответной искренней любви к Себе, в лице всех людей, ближних и дальних.— тон любви, которая покрывает множество грехов. Аминь.
СЛОВО НА ЛИТУРГИИ В НЕДЕЛЮ О РАССЛАБЛЕННОМ
5 мая 1985 г.
«Приидите вси вернии! Поклонимся святому Христову Воскресению. Се бо прииде Крестом радость всему миру!»
ристос Воскресе!
Сегоднешний воскресный день, четвертый, если считать, начиная от дня Св. Пасхи, называется Неделей о расслабленном. В евангельском чтении этого дня говорится о чудесном исцелении Господом Иисусом Христом несчастного беспомощного парализованного человека, страдавшего в этой тяжкой болезни уже тридцать восемь лет.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.