Научная статья на тему 'Слово преосвященного Антония, епископа Сарапульского и Можгинского на открытом епархиальном съезде родителей детей-инвалидов в г. Сарапуле 16 ноября 2016 г'

Слово преосвященного Антония, епископа Сарапульского и Можгинского на открытом епархиальном съезде родителей детей-инвалидов в г. Сарапуле 16 ноября 2016 г Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
48
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово преосвященного Антония, епископа Сарапульского и Можгинского на открытом епархиальном съезде родителей детей-инвалидов в г. Сарапуле 16 ноября 2016 г»

Третьи епархиальные Рождественские образовательные чтения в Сарапуле./

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

АНТОНИЙ (Простихин) Епископ Сарапульский и Можгинский http://www.eparhia-sarapul.ru pravsarapul@gmail .com +7 (34147) 2-04-84

СЛОВО

ПРЕОСВЯЩЕННОГО АНТОНИЯ, ЕПИСКОПА САРАПУЛЬСКОГО И МОЖГИНСКОГО, на Открытом епархиальном Съезде родителей детей-инвалидов в городе Сарапуле 16 ноября 2016 года

Всечестные отцы! Братья и сестры!

Первыми в России мы сегодня проводим такой форум, как Съезд родителей детей-инвалидов. В первых словах я хотел бы поблагодарить тех, без чьего деятельного участия это событие было бы невозможно - это Главу города Сарапула Александра Александровича Ессена, Администрацию города Сарапула и муниципальные учреждения, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики, и, конечно Городскую общественную организацию «Ассоциация родителей детей-инвалидов» и её руководителя Вечтомову Наталью Григорьевну.

Церковь зачастую упрекают, что она берёт на себя некие государственные функции. Становится едва ли не властным инструментом. Причем, это слышно не только от людей далёких от приходской жизни, но и от не-

Третьи епархиальные Рождественские образовательные чтения в Сарапуле./

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

которых священнослужителей: «Наше дело молиться и проповедовать». Но как можно проповедовать о любви, помощи ближнему и не подкреплять свою веру конкретными делами?

Благотворительность - неотъемлемая часть служения Церкви и жизни каждого христианина. По словам апостола, «вера без дел мертва». Действительно, свою веру мы воплощаем делами любви к ближнему, делами милосердия. Молитва и добрые дела, как два крыла, поднимают нас от земли, приближают к Богу. При этом еще неизвестно, кто более получает — жертвующий или принимающий жертву.

Особенно замечательно, что первый съезд родителей детей-инвалидов проходит именно в Сарапуле, городе с давними традициями благотворительности и социального служения. Общества попечения за инвалидами, вдовами и сиротами создавались при церквах на средства прихожан и купцов-меценатов во время и после Отечественной войны 1812 года, Крымской войны, Русско-японской войны, Первой мировой войны.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Наверное, не все знают, что выпускник Сарапульского духовного училища — Григорий Трошин — русский невропатолог, психолог и педагог, под руководством академика Владимира Михайловича Бехтерева подготовил диссертацию на степень доктора медицины «О сочетательных системах больших полушарий». В 1906 году Григорий Яковлевич создал по собственному проекту первую в Российской Империи школу-лечебницу для детей с отклонениями в развитии.

После Октябрьской революции опеку и социальную защиту граждан взяло на себя государство. Для Церкви не было возможности совершать то, что она совершать обязана.

Во время Великой Отечественной войны в Сарапуле было открыто специализированное учебно-производственное предприятие, техникум для инвалидов, сейчас ставший колледжем и гостеприимно принимающий нас в своих стенах, школа-интернат для детей.

В результате колоссальных изменений в нашем Отечестве в конце ХХ века, перемен в социальном устройстве предприятия инвалидов оказались без поддержки, специализированный для нужд инвалидов микрорайон «Радиотехника» с учреждениями социальной сферы и адаптированным для инвалидов коммунальным хозяйствам, учреждениями торговли и общественного питания, оказался не по плечам местному бюджету, а проблемы инвалидов перестали быть общественными и оказались уделом энтузиастов-одиночек, учреждений культуры и образования, далеких от финансового благополучия и имеющих собственные цели и задачи.

В работе съезда участвуют не только родители детей-инвалидов, детей с особенностями здоровья, но и педагоги, социальные работники, специалисты учреждений культуры. Проблемы родителей детей-инвалидов актуальны не только по тому, что, к сожалению, с каждым годом таких детей становится все больше, но и потому, что возрождающееся православие — это не только трехкратное посещение храма на крестины, венчание и отпевание. Как шутят про таких захожан: «два раза принесли, один раз сам пришел». Воспитание в православных традициях сейчас сопряжено с трудностями, связанными с тем, что воспитывать, учить вере православной надо не только детей, но и родителей. Православие - система коорди-

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

нат, сумма ценностей, тот культурный код, который на протяжении тысячелетия сформировал то, что сейчас называется русским народом, русской нацией. К сожалению, Великая смута после 1917 года — более чем семидесятилетний эксперимент по формированию бездуховной интернациональной общности, когда практически все духовные традиции оказались утрачены, а многовековой семейный уклад разрушен, не может пройти незамеченным. Не менее острые вызовы появились и последние двадцать пять лет, у многих людей на первое место встали вопросы не просто материального достатка, а элементарного выживания. Приоритетами стали не семейные ценности, духовность и милосердие, а некий абстрактный успех, выраженный в материальном превосходстве над другими членами общества. Неслучайно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал последние годы Советской власти более человечными и гуманными, чем то, что происходит сейчас, когда и за веру не притесняют, и храмы строят.

На фоне всего этого нам предлагают и языческие альтернативы, и некие общечеловеческие ценности. Однако, все больше россиян осознают себя русскими и возвращаются к вере предков. Почему? Почему тема православных традиций особенно актуальна для семей воспитывающих ребенка с проблемами здоровья? Те, кто изучал Священное Писание и/или регулярно посещает церковь, конечно, знают чудеса Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. И, конечно, обратили внимание, что большинство из них связаны со здоровьем: исцеления бесноватого в Капернауме, бесноватого отрока, бесноватых в стране Гадаринской, глухонемого косноязычного, десяти прокаженных, дочери хананеянки, иерихонского слепца, кровоточивой женщины, петровой тёщи и множества людей, прокажённого, расслабленного в Капернауме, расслабленного при овечьей купальне, слепого в Вифсаиде, слепорождённого, сухорукого, сына царедворца. Господь не только сам воскрес, но и воскрешал Лазаря, дочь Иаи-ра, сына вдовы Наинской. Конечно, Господь даровал улов рыбы, доставал деньги из рыбы, насыщал народ, обращал воду в вино, укрощал бурю, ходил по воде, но обратите внимание, насколько чудеса исцелений и вос-

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

крешений личные. Насколько они связаны с конкретными молитвами страдающего или его родственников.

Мы все хотим гордиться своими детьми, их успехами, их достижениями. Однако, если в семье появился больной ребенок, ребенок с особенностями развития, то какой может быть повод для гордости? Семья самоизолируется. Причины разные - ложный стыд, нежелание насмешек и сочувствия. Позор? Напомню, что в Древнем Риме казнь на кресте считалась позорной. Понадобилось божественное вмешательство и еще несколько столетий, чтобы крест стал не символом позора, а символами и доблести, и подвига, и милосердия. Иисус Христос сам нес свой крест на Голгофу. Для родителей, воспитывающих детей с проблемами здоровья, это тоже крест, крест, который надо нести. Крест — не как наказание Бо-жие, а как испытание веры. Сыну Божию потребовалась помощь Симона Киринеянина [Мф. 27:32] [Мк. 15:21] [Лк. 23:26], и все мы, по возможности, должны быть готовы и принять, и проявить эту помощь - в быту, в учреждениях здравоохранения, социальной защиты, культуры и именно этим вопросам были посвящены заседания секций нашего съезда: «Особенности дополнительного образования детей - инвалидов», «Взаимодействие семей, воспитывающих детей - инвалидов с учреждениями культуры», «Как начать помогать: организация добровольческой помощи инвалидам и их семьям», «Особенности профессионального образования», «Медицинская реабилитация детей-инвалидов с целью восстановления оптимального физического развития и улучшения качества жизни».

На проходящем съезде не было ни одной секции, посвященной миссии Русской Православной Церкви или религиозному образованию детей-инвалидов и/или их родителей. Очевидно, организаторы решили, что вопросы веры, молитвы и семьи воспитывающей детей-инвалидов, детей с особенностями здоровья само собой разумеющиеся? Однако, опыт моего пастырского и архипастырского служения, беседы со священниками не только в Сарапульской епархии, но и далеко за её пределами, говорит о парадоксальном: те, для кого посвящен наш съезд, кому помощь Господа Бога, Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святых заступников необходима в первую очередь, за помощью не обра-

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

щаются! А если и обращаются, то это скорее исключение, чем правило. Например, из почти 100000 населения Сарапула, 7600 имеют различные степени инвалидности, в том числе 165 детей-инвалидов. А это почти половина населения дореволюционного Сарапула, когда богослужения осуществлялись в двадцати храмах, а не в существующих шести, далеко не самых больших и вместительных! Наверное, у кого-то появилось желание меня поправить, что это вопрос веры, а не здоровья. Да. Вопрос веры. Причем веры именно тогда, когда и надеяться больше не на кого. Эта вера постоянно находится под сомнением и испытанием: верю, но вдруг какая-то микстура, какая-нибудь панацея, какой-нибудь врач... А надо лишь поставить веру на первое место. Верьте, и чудо произойдет: найдется и микстура, и панацея, и врач.

Я уже перечислял чудеса, приведённые в Священном Писании. Казалось бы, что связывает нас, живущих в XXI веке от Рождества Христова с евангельскими чудесами? К пустому колодцу за водой не ходят! Колодец уже две тысячи лет питающий каждого к нему обращающего! Не только в ветхозаветные или евангельские времена. Давайте вспомним ребенка-инвалида, былинного героя, прославленного преподобного Илию Муромца и его тридцатитрехлетнее сидение. Были ли особенности развития у отрока Варфоломея, не могущего освоить даже азбуки? Но мы знаем его, как преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской, всея России чудотворца! Это то, что происходит с нами каждый день! Матроне Московской Господь не даровал зрения, но это не мешало ей служить Ему и людям. Разве не замечательный пример? Но и эти примеры были бы недостаточными, если мы не вспомним о родительском, семейном воспитании.

Говорят, что история не имеет сослагательного наклонения, но вспомним преподобных Кирилла и Марию, родителей преподобного Сергия Радонежского. Не научи они своего сына молиться, было бы чудо? Нет! Без чуда нет благословения Великого князя Дмитрия Донского, иноков святого Александра Пересвета и святого Андрея (Родиона) Осляби, не известен исход Куликовской битвы, не объединяются вокруг Москвы русские княжества, весь ход отечественной истории не определён. Поэтому

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

наряду с навыками самообслуживания и социализации призываю родителей научить детей молиться. Но мало организовать Воскресную инклюзивную или специализированную школу для детей-инвалидов, чтобы их там научили Закону Божиему и молиться. Уважаемые родители, придётся начинать с себя, с собственного религиозного образования, с собственного примера детям.

Мы — православные, а это значит, что мы не только верим в чудеса, даруемые Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом, но и за все с нами происходящее Бога благодарим. Трудности воспринимаем не как кару Господню, а испытание. Верим, что эти испытания, посланные нам, нашим близким, ограждают нас от больших бед, исповедуем крещение во оставление грехов, чаем воскресения и жизни будущего века. Аминь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.