ПРИЛОЖЕНИЕ
© 2009
БШМ Б1АСО№ МАЯТУКОЬООШМ
ФЛОРЛИОНСКИЙ СЛОВО О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ
Вступительная статья, перевод и комментарии В.Н. Генке
Франция IX в. — страна острых богословских дискуссий, в процессе которых активное участие принимала и королевская власть. Одним из активнейших участников этих баталий был выдающийся богослов и поэт Флор Лионский. Точных сведений о дате и месте его рождения нет. Позднейшие утверждения о его происхождении из Испании или Бургундии1, по-видимому, не имеют достаточных оснований. Впервые имя Флора возникает в письме, адресованном епископу Варфоломею Нарбоннскому между 827 и 830 гг. и подписанном архиепископом Агобардом, пресвитером Хильдигизом и диаконом Флором2. К этому времени Флор был известен далеко за пределами Лиона, где он возглавлял школу при кафедральном соборе. Примерно в тот же период в одном из стихотворе-
3
ний его превозносит Валафрид Страбон3.
Трактаты Флора посвящены каноническому праву, литургике и богословию. В поэтическом послании «О незаконном истязании Лионской церкви»4, написанном в связи с низложением архиепископа лионского, он отстаивает независимость церкви от гражданской власти. Каноническим вопросам посвящены его работы «Избранные главы из закона и канона»5 и «Об избрании епископов»6. Полемические «Трактаты против Амалария»7 направлены против литургической реформы, которую в 835 г. в Лионе пытался провести Амаларий из Меца. Литургическим вопросам посвящена также его работа «Об изложении
8 9
мессы»8. В поэме «Жалоба о разделении империи»9 оплакиваются бедствия, вызванные распрей между Людовиком Благочестивым и Лотарем.
Особенно заметную роль Флор Лионский сыграл в споре, разразившемся в землях Каролингов в связи с учением Готшалка из Орбэ. Готшалк учил, что еще до сотворения мира Бог необратимо предопределил одних людей к спасению, а
других — к вечной погибели. Ни добрые дела самих людей, ни таинства церкви не в состоянии повлиять на человеческую участь. Не только язычники, но и множество христиан обречены Богом на адские муки, и им остается лишь смириться со своим уделом и молить Создателя хотя бы немного облегчить грядущие страдания10.
Учение Готшалка было осуждено на синоде в Майнце в октябре 848 г., где его бичевали, а затем отослали в Нейстрию, к Гинкмару, архиепископу реймс-скому, в юрисдикции которого находился монастырь Орбэ. В марте 849 г. на вилле Кьерси состоялся собор, где бенедиктинец был осужден повторно, однако ряд ведущих богословов эпохи, — Пруденций из Труа, Луп Феррьерский и Ратрамн из Корби, — высказались в защиту учения Готшалка.
В ответ Пардул Ланский, суффраган Гинкмара, обращается к Эриугене, который в конце 850 или в начале 851 г. публикует трактат11, в котором не только обрушивается на учение Готшалка, но и сам высказывает ряд идей, воспринятых современниками как граничащие с ересью. На стороне архиепископа реймсского оказался богослов, отрицавший реальность адских мук и даже реальность добра и зла. Готшалк и его участь постепенно отходят на второй план: спор о предопределении становится шансом использовать спорные утверждения Эриугены против Гинкмара.
Первый шаг в этом направлении сделал Венилон, архиепископ сансский, один из главных политических соперников архиепископа реймсского в землях Карла Лысого. Венилон выписал девятнадцать утверждений Эриугены, помещенные самим автором в качестве заглавий разделов своего трактата, и отправил их Пруденцию, епископу Труа, с поручением опровергнуть их. Осенью
12
851 г. Пруденций публикует свою работу «О предопределении»12, в которой сопровождает каждое из утверждений Эригены «знаком, называемым по-грече-
13
ски тета, который некоторые писали перед именами осужденных на смерть» .
Затем Пруденций отправляет утверждения Эриугены в Лион. В течение 852 г. лионская церковь публикует два официальных, но анонимных документа: «О трех посланиях»14, где рассматривает обращение Гинкмара к лионской
кафедре15, и «Против ложных определений Иоанна Скотта»16, где подвергает
17
Эриугену жесткой критике17.
Теперь, когда Санс и Лион объединились против Реймса, мнение богословских школ еще могло быть перевешено соборным решением. В 853 г. Гинкмар созывает в Кьерси собор, на котором принимаются четыре постановления (capitula), излагающие точку зрения архиепископа реймсского на вопрос о предопределении. Подпись под ними поставил не только Карл Лысый, но, по утверждению Гинкмара, также Пруденций из Труа18, среди прочих. Постановления гласили:
«1. О том, что есть только одно предопределение Божие. Всемогущий Бог создал человека праведным, без греха, со свободной волей, и поместил его в рай, и желал, чтобы тот пребывал в святости благочестия. Человек, дурно воспользовавшись свободой воли, согрешил и пал, и сделался массой погибели всего человеческого рода. Но благой и справедливый Бог избрал из этой массы погибели, по Своему предузнанию, тех, кого Он, чрез благодать, предопределил к жизни, и предопределил им вечную жизнь. Иных же, которых по приговору
правосудия оставил в массе погибели, Он предузнал как тех, которые погибнут, но не предопределял их к тому, чтобы они погибли, но предопределил для них вечное наказание, ибо Он справедлив. И потому мы говорим, что есть только одно предопределение Бога, которое касается либо дара благодати, либо воздаяния справедливости.
2. О том, что свободная воля человека исцеляется чрез благодать. В первом человеке мы утратили свободу воли, которую получили обратно чрез Христа, Господа нашего. И мы имеем свободную волю ко благу, если благодать предшествует и помогает ей. И мы обладаем свободной волей ко злу, если благодать оставляет ее. Обладаем же мы свободной волей потому, что она освобождена благодатью, и благодатью исцелена от испорченности.
3. О том, что Бог желает спасти всех людей. Всемогущий Бог желает, чтобы все без исключения люди спаслись, хотя и не все спасаются. Если же кто спасается, это дар Спасающего; если же кто гибнет, это заслуга гибнущих.
4. О том, что Христос пострадал за всех людей. Что касается Христа Иисуса, Господа нашего, поскольку нет, не будет и не было человека, чья природа не была бы Им воспринята, то нет, не будет и не было человека, за которого Он не пострадал бы, хотя не все бывают искуплены таинством Его страдания. То, что не все бывают искуплены таинством Его страдания, зависит не от величины и ценности платы, но, отчасти, от неверных и не верующих той верой, которая производится чрез любовь; ибо Он имеет в Себе чашу человеческого спасения,
которая совершается из нашей немощи и божественной силы, дабы она прино-
19
сила пользу всем; но если человек не пьет, то и не исцеляется» .
Если во владениях Карла Лысого кьерсийские постановления положили спору конец, оппозиция в лотарингских землях лишь разгорелась с новой силой. Лионская церковь публикует еще один анонимный трактат: «О том, что
20
следует твердо держаться истины Писания»20, в котором прямо говорится, что
четыре постановления, принятые епископами севера, не согласуются с учением
21
Августина21. В январе 855 г. в Валансе собираются епископы провинций Лиона, Вьенна и Арля. Шесть постановлений о предопределении и свободе воли, принятые на этом соборе, были открыто направлены против постановлений, принятых в Кьерси в 853 г.
Судя по всему, примерно в тот же период было написано и «Слово о предопределении» Флора. Гинкмар получил свиток (rotula) с текстом «Слова» через
Герибальда, епископа Оксерра, в Боннёй22, в августе 856 г.23 Однако в его распоряжении оказалась и другая версия этого текста, происходившая «из секретариата (ex scrinio) Эббона»24, епископа Гренобля. Гинкмар обнаружил в тексте, переданном через Герибальда, два разночтения с этой второй версией, которой
2 5
он доверял больше, и указал на возможность сознательного искажения текста25. Валансийские постановления оказались у Гинкмара еще позднее: их передал ему Карл Лысый в июле 856 г.26, в Нофле (епископство руанское). Возможно, тогда же в его распоряжении оказался и трактат «О том, что следует твердо дер-
27
жаться истины Писания»27. Известен ему был и текст «О трех посланиях». Автором обоих этих анонимных трудов Гинкмар считал Эббона Гренобльского.
Когда в 859 г. Ремигий Лионский передал Карлу Лысому каноны, подготовленные в связи с собором в Савонньер, король, в свою очередь, передал их Гин-
кмару с поручением дать на них ответ. Гинкмар пишет свой второй трактат «О
то
предопределении» , где развернуто отвечает, среди прочего, на шквал критики, обрушившейся на него из Лиона в течение последних нескольких лет. «Слову о предопределении» Флора здесь уделяется особое место, так как из всех лионских манифестов это был единственный документ, авторство которого ему
было известно наверняка. Богословскому анализу «Слова» Гинкмар посвятил
29
шестую главу своего трактата .
Что изначально представляло собой «Слово о предопределении» и в связи с чем оно было написано? Заключительные строки памятника показывают, что перед нами — послание, отправленное в ответ на просьбу охарактеризовать учение Готшалка, приведшее адресата в замешательство. М. Капёйнс, считавший, вслед за А. Вильмаром, Флора также автором «Послания к Готшалку», ставил два эти текста в тесную связь друг с другом как написанные по заданию или от лица архиепископа Амолона . Схожей точки зрения придерживается и П.Р. Макоун31. Ж. Девис полагает, что это письмо было адресовано Флором Ге-
32
рибальду из Оксерра .
Обращает на себя внимание отсутствие кардинальной несовместимости учения, изложенного в «Слове», с кьерсийскими постановлениями 853 г. Здесь нет и следа нападок на партию Гинкмара в связи с делом Готшалка, столь явно прослеживающихся в работах «О трех посланиях» и «О том, что следует твердо держаться истины Писания». В то же время отношение к Готшалку здесь далеко не такое братское и пастырское, как в «Послании», авторство которого традиция приписывает Амолону. Богословие «Слова о предопределении» — весьма взвешенное. Оно твердо укоренено в постановлениях Второго Оранжского собора 529 г., единственном надежном ориентире в разразившейся в IX в. бурной полемике. «Слово» Флора, несомненно, представляет собой важный памятник богословской мысли эпохи Каролингов.
Перевод выполнен по тексту, приведенному в PL. 119. Col. 95—102.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. См. Godet Ph. Florus // Dictionnaire de théologie catholique. VI. Paris, 1920. P. 53—55.
2. MGH. Epistulae, V. P. 206-210.
3. MGH. Poetae Latini aevi Carolini, II. P. 357.
4. PL. 119. Col. 253-256.
5. PL. 119. Col. 419-422.
6. PL. 119. Col. 11-14.
7. PL. 119. Col. 71-94.
8. PL. 119. Col. 15-70.
9. PL. 119. Col. 249-253.
10. Подробнее об учении Готшалка см. Генке В.Н. Готшалк (ум. 868 г.) и его учение о предопределении // Проблемы теологии: материалы Четвертой международной богословской научно-практической конференции 16 февраля 2007 г. Екатеринбург, 2007. Вып. 4. С. 94-114.
11. PL. 122. Col. 355-440. Послание, предваряющее трактат: MGH. Epistolae, V. P. 630-631.
12. PL. 115. Col. 1009-1366. Послание, предваряющее трактат: MGH. Epistolae, V. P. 631-633.
13. PL. 115. Col. 1012 A-B.
14. PL. 121. Col. 985-1068.
15. Гинкмар состоял в переписке сАмолоном, архиепископом лионским, однако после смерти последнего в марте 852 г., при новом архиепископе Ремигии, отношение Лиона к Реймсу становится скорее враждебным.
16. PL. 119. Col. 101-250.
17. В издании PL авторство «О трех посланиях» приписывается Ремигию Лионскому, а «Против ложных определений» — Флору. Г. Шрёрс (Schrors H. Hinkmar Erzbischof von Reims. Sein Leben und seine Schriften. Freiburg, 1884. P. 117-119, 121) полагал, что автором обоих документов был Эббон Гренобльский. А. Виль-мар (Wilmart A. Une lettre sans adresse écrite vers le milieu du IX siècle // Revue bénédictine. 1930. № 42. P. 149-162) считал, что документы, опубликованные лионской церковью в связи со спором о предопределении (в том числе «Послание к Готшалку», «Слово о предопределении» и еще одно анонимное послание из Vaticanus Reg. Lat. 240) были составлены Флором.
18. PL. 125. Col. 182 C-D, 268 C-D.
19. PL. 125. Col. 63-64.
20. PL. 121. Col. 1083-1134. М. Капёйнс (Cappuyns M. Jean Scot Erigène. Sa vie, son oeuvre, sa pensée. Louvain, 1933. P. 122) и Ж. Девис (Devisse J. Hincmar, archevêque de Reims, 845-882. T. 1. Genève, 1975. P. 220) полагают, что автором этого текста был Флор.
21. PL. 121. Col. 1086 B.
22. PL 125. Col. 55-56; MGH. Epistolae, VIII. P. 69.
23. McKeon P. R. The Carolingian Councils of Savonnières 859) and Tusey (860) and their Background // Revue bénédictine. 1974. № 84. P. 92.
24. PL. 125. Col. 56 B, 92 B.
25. PL. 125. Col. 56 B.
26. О датировке см.: Lot F. La grande invasion normande de 856-862. Paris, 1908. P. 8-9.
27. Devisse. Op. cit. P. 215.
28. Его первый трактат «О предопределении» утрачен.
29. PL. 125. Col. 90-93. Гинкмар полностью приводит текст «Слова» в том виде, как он получил его «из секретариата Эббона» в предисловии к своему второму трактату «О предопределении».
30. Cappuyns. Op. cit. P. 119.
31. McKeon. Op. cit. P. 92.
32. Decisse. Op. cit. P. 247.
ФЛОР ЛИОНСКИЙ СЛОВО О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ
Всемогущий Бог, ибо Он воистину есть подлинный и единственный Бог, полностью по Своему вечному и неизменному знанию предузнал все прежде бытия, как свидетельствует Писание: «Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его»1. Поэтому Он, несомненно, предузнал и добро, которое сотворят добрые люди, и зло, которое сотворят дурные люди. Однако в добрых по Своей благодати Он действует так, чтобы они были добры. В дурных же Он не действует так, чтобы они были дурны, — да не будет, — но Он лишь
предузнал, что они будут такими по своему собственному пороку. И предузна-ние Божие не наложило на них такой необходимости, что иными они быть уже не могли, но по Своему всемогущему величию Бог предвидел лишь то, какими
они будут по своей собственной воле. Потому и Писание, повествуя нам о Его пречистой справедливости, говорит о Нем: «Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить»2. А что нечестивые и грешные поступают нечестиво, обращая время жизни своей, которое Бог дал им для добрых дел, напротив, на дурные дела, в том вина не Бога, а их собственная, и они справедливо подвергаются осуждению по Его справедливости.
Тот же всемогущий Бог предузнал и их вечное осуждение, но оно совершается по заслуге тех, кто, как Он предвидел, будут упорствовать в своей порочности, а не по Его, — да не будет! — несправедливости, ибо Он ничего не делает несправедливо и «воздаст каждому по делам его»3, то есть и делающим добро — вечные блага, и делающим зло — вечное наказание. Поэтому Он полностью предузнал в отношении добрых людей и то, что Они, по Его благодати, будут добрыми, и то, что они, по той же благодати, примут вечное вознаграждение, то
есть и то, что они одержат победу в этом веке, и то, что им должно обрести награду в веке будущем, — и то, и другое по дару милосердия Божия. Поэтому апостол называет их «сосудами милосердия», говоря: «Дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе»4.
Напротив, в отношении дурных людей Он предузнал и то, что они будут дурны по своей собственной порочности, и то, что им должно быть осужденными вечной карой по Его справедливости. И об Иуде, предателе, Он предузнал, что
«сей хотел предать Его, — как говорит Евангелие, — будучи один из двенадцати»5. Предузнал Он и его вечное осуждение, когда сказал: «Горе тому человеку, которым предается Сын: лучше было бы тому человеку не родиться»6. Так же и в отношении нечестивых иудеев Он, несомненно, предузнал их будущее нечестие, о чем предсказал в псалме: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом»'. Предузнал Он и их последующее осуждение, о котором
Он прибавил в том же псалме: «Да изгладятся они из книги живых и с правед-
о
никами да не напишутся»8. Однако в том, что касается этих и всех нечестивых людей, одно происходит прежде по их собственной порочности, а другое следует из божественной справедливости. Точно так же надлежит думать и относительно предопределения Божия, ибо в отношении добрых людей Он предопределил и саму их будущую благость по дару благодати Его, и их вечное вознаграждение за эту благость, так что по Его дару они становятся добрыми и по Его же дару вознаграждаются. Поэтому апостол говорит: «Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа»9. И в другом месте: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего»10. Действительно, Он предопределил Своих избранных и к тому, чтобы они были усыновлены как чада Божии через благодать Крещения, и к тому, чтобы в будущем они были подобны образу Сына Божия и, через ту же благодать Божию, обновлены и прославлены по Его образу. Полностью предопределил Он, чтобы и здесь они были добрыми не сами по себе, но от Него, и чтобы там они были блаженны не собою, но через Него. Итак, в обоих случаях Он предузнал и предопределил Свое собственное благо и в них, и о них.
Однако в отношении дурных и нечестивых людей всемогущий Бог не предопределял греховности и нечестия, то есть, чтобы они были дурны и нечестивы, так что иными они быть не могли бы. Но кого Он предузнал11 и предопределил как дурных и нечестивых по их собственному пороку, тех Он предопределил к вечному проклятию по справедливому суду: не потому, что они не могли быть другими, но потому, что не захотели быть другими. Таким образом они сами создали причину своей погибели. Бог же есть справедливый Судия и справедливый Устроитель их осуждения: ибо не предопределял Он несправедливого, но лишь справедливое. Однако Он предопределил и венцы праведным, и муки нечестивым, ибо и то, и другое справедливо. О каковой справедливости апостол говорит нам: «Не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? Ни-
12
как»12. И поскольку Он проявляет терпение по отношению ко всем, дабы они обратились к покаянию, — и те, кто гибнут, гибнут по своей дерзости и упорству, ибо они презрели таковую благость Божию, — он вновь говорит в другом месте: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Бо-жия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству
твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и от-
13
кровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его»13.
Об этом же Писание свидетельствует и в другом месте: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих. Нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны
быть ее жребием»14. Поэтому всемогущий Бог не есть причина смерти или погибели кого-либо из людей, но нечестивые сами навлекли на себя смерть и погибель и руками, и словами, ибо поступая греховно и побуждая ко греху других, они навлекают осуждение и на себя, и на других: любя путь неправды и погибели, они отклоняются от правого пути и спешат к вечному проклятию, словно бы обменявшись на прощание рукопожатием, единодушно, словно по обету и клятве, — эти союзники смерти и враги вечной жизни, сами, по своему упорству и нераскаянному сердцу, собирают себе гнев на день гнева. В каковой день праведного суда Божия, поскольку каждый получит по делам своим, никто не осуждается по предосуждению Божию, но по заслуге собственного нечестия. Ибо Он никого не предопределил к тому, чтобы быть дурным, но воистину, предопределил, что ни один дурной человек не останется безнаказанным15: почему и всякий справедливый закон не допускает преступления, чтобы не быть несправедливым; и однако он наказывает преступника, чтобы быть поистине справедливым. Поэтому, кто говорит, что погибающие предопределены к погибели, а потому по-иному с ними быть не могло; также и о праведных, что и они спасаются потому, что предопределены к спасению, и по-иному с ними быть не могло, — тот говорит без порядка и стройности, и у первых отбирает заслугу проклятия, а у вторых — заслугу спасения. А посему что иное совершается Им, если на гибнущих не налагается через Него необходимость погибели, а на спасаемых — необходимость спасения? Таким образом, ни первые не осуждаются справедливо, так как они не могли быть праведными, ни вторые не вознаграждаются справедливо, так как они не могли не быть праведными: дабы в обоих случаях и погибель, и спасение основывались не на суде собственных поступков человека, но на предосуждении божественного предустановления. И где же
сказанное: «Воздаст каждому по делам его»16? А также: «Не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? Никак»17? Действительно, причина гибели гибнущих явно возводится к Богу, если Он так предопределил их к погибели, что иными они быть не могли. Думать или говорить подобное — ужасающее богохульство. Однако вера Кафолической Церкви, сынами и последователями которой нам следует быть, повелевает нам твердо держаться того, что мы кратко изложили выше на основе авторитета священного Писания: а именно [верить,] что всемогущий Бог предузнал порочность дурных, ибо она исходит от них самих; но не предопределял ее, ибо она — не от Него; что их наказание он и предузнал, ибо Он Бог, и предопределил, ибо Он справедлив, дабы и в них оставалась заслуга их проклятия, и в Нем — власть и суд Того, Кто осуждает справедливо. Ибо Бог предопределяет только то, что Он сам совершит, предузнает же многое, чего Он не совершит: например, всякое зло; каковое зло совершат дурные люди, а не Он. Также [верить,] что эти дурные люди гибнут не потому, что
они не смогли быть добрыми, но потому, что не захотели быть добрыми, и по
18
своему пороку остались «сосудами гнева, готовыми к погибели»18, пребыли в массе проклятия либо по первородной, либо по личной заслуге. Однако в отношении добрых людей всемогущий Бог, как было в достаточной степени показано выше, и предузнал, и предопределил, чтобы они и в этой жизни по Его благодати были добрыми, и в следующей блаженными. Он есть Автор и Даятель и того, и другого их блага, то есть настоящего и будущего, а потому, несомненно, Он предузнал и предопределил и то, и другое: ибо они по своей собственной воле не только могли быть иными, но и были иными до того, как из нечестивых сделались праведными через «Того, Кто оправдывает нечестивого»19. И те, кто спасаются, и те, кто гибнут, по собственной воле обретают награду, по собственной воле подвергают себя проклятию. Но у первых [воля], поскольку она исцелена через благодать Господа Спасителя, дабы из дурной и испорченной сделаться благой и правой, обретает, несомненно, достойнейший венец. У вторых же, поскольку она не согласилась обрести здравие через Спасителя, она самым справедливым образом, через того же Судию, испытает вечное проклятие.
Вот, вкратце, все, чего следует придерживаться по вопросу о свободе воли в соответствии с истиной кафолической веры, а именно, что Бог создал всякого человека со свободной волей. Но поскольку «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили»20, эта свободная воля у всего человеческого рода, из-за его падения, осквернена и испорчена, — так ослеплена и обессилена, что ее довольно человеку для совершения зла, то есть для того, чтобы погубить себя неправдой, и она может быть свободной только для этого. На совершение же блага, то есть на добродетель и плоды добрых дел она не может подняться и выздороветь,
если не восстановится, не просветится и не исцелится через веру в «единого
21
Посредника между Богом и человеками, человека Христа Иисуса»21 и через дар
Святого Духа, как и Сам Спаситель обетовал в Евангелии: «Если Сын освобо-
22
дит вас, то истинно свободны будете»22. И апостол сказал: «Где Дух Господень,
23
там свобода»23. Радуясь тому, что через эту благодать Христа и Духа Христова человеческая воля освобождена, просвещена и исцелена, псалмопевец говорит: «Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться?»24. Итак, кто желает
принять эту свободу воли, дабы сделаться подлинно свободным для доброй и благочестивой жизни, да не полагается на свои собственные силы, но да преданно вверит себя для исцеления и укрепления Тому, о Ком тот же псалмопевец говорит: «Господом направляются стопы человека, и Он утверждает путь
его»25. Его же он просит и Его же умоляет: «Утверди стопы мои в слове Твоем и
26
не дай овладеть мною никакому беззаконию»26. И вновь: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей»27. И иное подобное.
Я кратко написал вам это в ответ на вашу просьбу. Ныне же я преданно молю и увещеваю вас, дабы, утвердившись в простоте и искренности истинной веры, вы закрыли свой слух от негодного языка этого в высшей степени пустого и жалкого человека, который, хотя и готов к спорам и упорен против истины, предпочел, несчастный, под влиянием дьявольского духа, скорее отделиться от Церкви Христовой и священства, нежели оставить свои кощунственные и пустые речи.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Дан. 13:42.
2. Сир. 15:20.
3. Рим. 2:6.
4. Рим. 9:23.
5. Ин. 6:72.
6. Мк. 14:21.
7. Пс. 68:22.
8. Пс. 68:29.
9. Еф. 1:5.
10. Рим. 8:29.
11. В рукописи, переданной Гинкмару через Герибальда: «Но поскольку Он предузнал их».
12. Рим. 3:5-6.
13. Рим. 2:4-6.
14. Прем. Сол. 1:13, 16.
15. В рукописи, переданной Гинкмару через Герибальда: «Предопределил наказание, чтобы ни один дурной человек не остался безнаказанным».
16. Рим. 2:6.
17. Рим. 3:5.
18. Рим. 9:22.
19. Рим. 4:5.
20. Рим. 5:12.
21. 1 Тим. 2:5.
22. Ин. 8:36.
23. 2 Кор. 3:17.
24. Пс. 26:1.
25. Пс. 37:23.
26. Пс. 118:133.
27. Пс. 85:11.