богословие, философия, патрология
Владимир (Иким), Митрополит Омский и таврический «Слово о начале времен»
СЛОВО О НАЧАЛЕ ВРЕМЕН
Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким), ректор Омской духовной семинарии
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению богословия Творения и представляет собой попытку синтеза богословских выводов, сделанных святыми отцами и современными православными исследователями в результате изучения первой главы книги Бытия. Ключевые слова: богословие Творения.
A WORD ON THE PRE-HISTORY
Metropolitan of Omsk and Tavricheskoe Vladimir (Ikim) Rector of Omsk Religious Seminary
Abstract. The article considers the theology of creation. The article presents an attempt to synthesize theological conclusions made by the holy fathers and modern orthodox researchers while studying the first chapter of the book of genesis.
Key words: theology of creation.
Слово о начале времен (продолжение1, часть 3)
В начале Ты [Господи] основал землю, и небеса - дело Твоих рук... все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, - и изменятся;
но Ты - тот же... (Пс. 101, 26-28)
пенями к Небу. В них скрыты сокровища Царствия, которые, если Господь сподобит, мы унесем с собою в вечность. Здесь, в этом смертном искаженном мире, все несет на себе печать грусти и ущербности. Но какое счастье знать, что все лучшее в нас и вокруг нас мы можем сделать бессмертным и совершенным.
Земная любовь окрыляется при свете благодати. Ревность, слепая страстность, эгоизм, желание властвовать - все нечистое исчезает из святого чувства любви. Рассеивается смута отношений - приходит радостная готовность служения, взаимное счастье носить немощи друг друга. Мы учимся милосердию - милости сердца. Нас
1Первая часть опубликована в Вестнике Омской православной духовной семинарии. № 2 (3). 2017. С. 75-81; вторая часть опубликована в Вестнике Омской православной духовной семинарии. № 1 (4). 2018. С. 8-24.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры!
Земная любовь, земная мудрость, земная красота становятся для нас сту-
№ 2, 2018 (5)
тревожат болезни и невзгоды любимого человека, но и эти страхи растворяются в доверии к Всевышнему, в сознании временности бед и вечности любви. Даже тягчайшая скорбь о смерти ближнего претворяется надеждой на счастливейшую встречу на Небесах, где союз любящих расцветет в несказанной полноте и красоте. Через истинную любовь к ближним расширяется сердце и становится невозможным в ком-то видеть врага, на кого-то бросать косые, осуждающие взгляды. Пробуждается жалость к заблудшим грешникам, сострадание к несчастным и падшим, желание делать добро каждому. Это не абстрактная «забота о счастье всего человечества», под каковым лозунгом сеяли ненависть и разжигали братоубийство безбожные переустроители обществ, - нет, христианская любовь есть живое чувство к живым людям, которых мы видим перед собой. Это уподобление любви Небесного Отца, который бесконечно любит каждого человека и всем желает спастись. Только через любовь к ближним сердце обретает способность любить Всевышнего. Того, кто твердит о своем боголюбии, а не любит брата своего, святой Апостол называет лжецом. Но и любовь к близким искажается, оскверняется, мертвеет у тех, кто не имеет начатков любви к Богу, послушания святым заповедям Господним.
Бог есть Источник любви. Мы видим, как в обезбоженных обществах враждуют родители и дети, разрушаются семьи, предается поруганию супружеская верность, самое понятие «любовь» низводится до похоти. Без веры и верности Господу Вселю-бящему лучшие порывы человеческого сердца пропадают во мраке, в нечистоте, в смерти. Истинно любящий должен знать Бога и помнить Его. Любовь - это чувство верующих и чистых сердец: только из такого источника рождаются милосердие, доброта, нежность, сострадание, готовность и жизнь отдать за любимого человека. Для этого священного чувства человек должен прежде всего очистить себя - освободиться от греховных дел и помыслов: гневливости, тщеславия, властолюбия и прочих пороков. Такое самоочищение возможно только пред Богом и с помощью Божией. А без этого земная любовь вырождается в страсть, которая не счастье, а горе несет нашим ближним. Без достижения внутренней чистоты и света, даруемых Божественной благодатью, вообще немыслимо нести какое-то добро в мир. Истинное служение ближним и тем более дальним есть служение любви, дело Божие. Какое добро может излиться из оскверненной грехами души, зараженного гордыней ума, порабощенного страстями сердца? Тщеславие, холодное или страстное делание внешних «добрых дел» не угодно Господу, и нередко такое добро вырождается в явное или скрытое зло. Еще хуже, когда самовлюбленный грешник бросается мис-сионерствовать: рвется спасать чужие души, когда его собственная стоит на пороге гибели, - такова судорожная внешняя активность еретиков. Не люди спасают друг друга: спасает Единый Господь. Православный путь, путь истинной любви и настоящего доброделания, зиждется на том, что дело Божие нужно начинать с совершенствования собственной души.
Возможность деятельной любви, возможность нести свет в мир - это величайший дар Господень христианину. Здесь нет никакой заслуги человека, это именно дар Божий тому, кто в горниле покаяния сумел преобразить свою душу, сделать светлым свой внутренний мир. Богу не нужны наши добрые дела: Всемогущий способен во мгновение ока накормить всех голодных, напоить всех жаждущих, приютить всех бесприютных, утолить все земные нужды. Но воля Всевышнего о нас состоит в том, чтобы в этих нуждах люди могли служить друг другу, ибо так взращивается между
богословие, философия, патрология
Владимир (Иким), Митрополит Омский и таврический «Слово о начале времен»
ними взаимная любовь. В великом смирении надобно совершать добрые дела. Тот, кто тщеславится своей благотворительностью, уже получил награду свою: хуже того - взрастил в себе не святую любовь, а пагубное самолюбование. Только от тех, кто в своем доброделании считает себя лишь ничтожным орудием благости Божией (а так оно и есть!), только от смиренных Всевышний принимает добро как соделан-ное Ему Самому.
Высочайшего смирения требует от христианина дар Господень служить не только земным нуждам, а и бессмертным душам других людей. Выводя человека на проповедь, Вселюбящий Творец призывает человека к сотворчеству с Самим Собой в созидании Небесного человечества. Это несравненное счастье и грозная ответственность: быть орудием Всевышнего, через которое даруется человеческим сердцам Божественный Свет. Таков путь Промысла Господня: чтобы и духовные дары получали люди друг от друга, дабы процвела меж ними Божественная Любовь. Ведь что такое Царство Небесное? Это великий союз любящих и любимых, великая семья Божия.
Для Небесной Любви взращивает Господь детей Своих во временном мире, окрыляя их взаимной любовью. Для единения в любви приобретено Кровью Христовой и даровано нам бесценное сокровище - Святая Церковь Господня, Мать-Церковь наша. Человек не может спастись в одиночку: ограниченным умом и сердцем он так же не способен понять и объять Непостижимого Всеобъемлющего Создателя, как своими слабыми руками дотянуться до солнца. Одинокий поиск неминуемо заводит ум в лабиринты диавольской лжи, одинокое сердце неизбежно запутывается в паутине соблазнов или обольщается демонскими миражами. Горе тщеславному безумцу, возомнившему себя способным вне Истинной Церкви достичь Богопозна-ния, - он не только погибнет сам, но сделается еще орудием диавола, если вовлечет в свое заблуждение других людей, - таковы создатели ересей. Истинная Церковь Христова является Соборной, потому что только Собору, то есть единому собранию братьев и сестер о Господе, открывается путь к Божественной Любви. В Церкви человеческая немощь врачуется благодатными Таинствами, окрыляется могучей соборной молитвой, просвещается светом Божественного Откровения, осеняется покровом заступления Ангельских Сил, святых подвижников и Самой Матери Божией. Церковь дарована нам и для того, чтобы в благодатных ее объятиях мы поняли, как нужны друг другу, и научились святой взаимной любви.
Земная мудрость приобретает смысл только в сиянии Премудрости Божией. Мудрость - это стремление к истине, а Истина истин - это Господь. Истина науки находится в единстве с Истиной веры - утверждает святитель Игнатий (Брянчани-нов). Действительно, мы видим, как любая отрасль знания, достигнув зрелости, становится свидетельницей Божественного Откровения. Познание основ мироздания, смысла человеческой жизни и сущности самого человека - все это возможно только при знании Творца всего существующего. Что останется от науки, если изъять из нее Божественное начало? Мертвая игра ума, подобная стуку костяшек домино. Сухой треск формул и вычислений. Пестрое собрание сведений, похожее на коллекцию спичечных этикеток. Наконец, техническое изобретательство: изобретение все более и более изощренных средств повышения комфортности быта и ведения войн, которые становятся все более опасными и разрушительными и грозят уничтожить землю. И все это вместе - смертный прах, исчезающий за гранью временного мира.
№ 2, 2018 (5)
Но когда земной ум начинает всматриваться в Небо Божие, его усилия приобретают высокий смысл. Благо - постигать разумность законов природы, устремляясь мыслью к ее Творцу и Законодателю. Благо - вдумываться в течение истории, восхищаясь Премудростью Промысла Божия. Благо - вглядываться во внутренний мир человека, в свой внутренний мир, размышляя о пути человека в вечность. Великое благо, когда перед просвещенным разумом в полноте и величии предстает картина Божественного мироустройства.
Бог есть источник мудрости. Человеческие заблуждения и демонские наущения подменили сам смысл высоких понятий «просвещение» и «образование». Этими словами, украденными у христианства, стали называть просто накопление всяких сведений. Один писатель заметил даже: «Бывают дураки, которые очень много знают, - это дураки набитые». Нет, не количество непереработанной, неусвоенной информации делает человека просвещенным и образованным. Образован тот, кто узрел в себе образ Божий. Просвещен ум, если озарен светом благодати. Разумный человек хочет приобрести мировоззрение - целостный взгляд на мир и себя в мире. Эту насущную потребность ума пытались удовлетворить разные философские системы. Слово «философия» означает «любовь к мудрости», но за ним по большей части скрывалась только страсть к мудрованиям. Возгордившийся человеческий рассудок тщился понять творения без Предвечного Творца и Его Откровения. «Философия» материализма - это лишь отражение мечты о небытии «мечтателя»-диавола, дрожащего перед расплатой за свои злодеяния. Немногим лучше оказались внехристиан-ские и околохристианские «идеализмы», пытающиеся подменить Бога Живого мертвым абсолютно или бьющиеся в паутине демонической мистики. Чтобы скрыть от людей и от самих себя ничтожество этих умствований, философы выработали свой особый язык, непонятный большинству людей и якобы «внятный только избранным» (к сожалению, этот жаргон педантов начинает проникать даже в богословие). Множество философских систем толкается, ссорится, спорит; все они противоречат друг другу, и каждая кричит о своей истинности, а ведь истина может быть только одна. Эти мудрования входят в моду и выходят из нее, появляются и исчезают, как пена на волне, но, как неколебимая гранитная скала, уходящая вершиной в небо, высится Божественное Откровение.
Только вера дает человеческому разуму крылья для достижения истинной мудрости. В плоском пространстве-времени плоским является и наш рассудок; к тому же, этот мир и сам человеческий ум искалечены грехопадением. Вот почему Божественные Истины так труднопостижимы для нас. Падшее человечество приступает к святой Истине верой: другого пути к ней нет, - говорит святитель Игнатий (Брянчани-нов)2. Вера - единственный способ расширения разума: только через доверие премудрости Божией человеческий ум может приобрести «объемность», приподняться над плоским временным бытием и взглянуть на мир и себя из вечности. Смирившемуся разуму открываются великие Тайны Божии, и он созерцает их в благоговейном восхищении. Так уже на земле верный приобретает способность к счастливому Бо-гопознанию. Пытливый разум - это еще один дар Господень, приближающий нас к Божественной любви. И если сейчас мы видим Божественный Свет, как бы сквозь тусклое стекло (1 Кор. 13, 12), то в Небесном Царствии познаем так, как мы познаны, и - блаженны жаждущие и алчущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 6).
2Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1, 2017. С. 457.
богословие, философия, патрология
Владимир (Иким), Митрополит Омский и таврический «Слово о начале времен»
Земная красота оживает в лучах Божества. Любуясь красотами природы, мы начинаем ощущать, как мир вокруг нас поет гимн своему Создателю. Но этот мир смертен. И на лице природы, как на человеческом лице, мы видим морщины - знаки ущербности и временности, напоминание о непрочности всего земного. Человек пытается сам создавать красоту: мы называем это искусством и даже творчеством. В некоторых эстетических теориях искусство определяется как подражание природе. Видится, что это не совсем так. Создавая красоту, человек силится как бы остановить прекрасное мгновение - придать совершенство и бесконечность увиденному, пережитому, возникшему из встречи его души со внешним впечатлением. В лучших произведениях искусства природа как бы одухотворяется: дышит море, волнуются деревья, говорят цветы. В искусстве может отразиться жажда познания собственной души, человеческих отношений, истории и протест против зла, искажающего мир. Этот путь поиска совершенной красоты, преодоления ущербности мира - благой путь, приводящий к Всесовершенному Богу. Но, к несчастью, человеческое искусство редко идет этим высоким путем.
Бог есть Источник красоты. Только веяния благодати Господней могут сделать произведение искусства вдохновенным, то есть возвышающим души. Но уже в именовании земного искусства творчеством скрыт опасный соблазн. Общество окружает талантливого человека искусства славой - многие не выдерживают этого искуса и заражаются гордыней. Почувствовав себя творцом, тщеславный человек пытается создать красоту без Всевышнего Творца или даже в противовес Ему. Как и наука, в сущности своей искусство - добро, благодатный дар Божий. Но злая воля может обратить его в смертоносное зло. Так, подобно наукопоклонничеству, возникает ис-кусствопоклонничество, возведение искусства и его деятелей в кумиры. Недаром в числе главных причин большевистского кошмара, постигшего наше Отечество, отмечалось: в России место святых заняли писатели. В искусстве талант начинается с умения создавать красивые формы: это просто ремесленный дар - владение стилем и построение сюжета для писателя, кистью и красками - для живописца, гармонизацией звуков - для композитора и тому подобное. Но вот в красивую форму возгордившиеся творцы начинают вкладывать соблазнительное содержание, как в красочную упаковку - отравленные сладости. Плоды такого «творчества» можно еще сравнить с душами древних фарисеев: раскрашенные гробы, внутри которых -зловоние и разлагающиеся трупы. Не счесть произведений искусства, в которых поэтизируются и романтизируются разврат и прелюбодеяние, разгул и убийство, богохульство и богоборчество. Грехолюбивые толпы жадно набрасываются именно на такую «духовную пищу», льстящую их порочности, и именно таким «шедеврам» создается громкий успех.
В наше время всеобщего падения нравов искусство уже не подражает природе, не одухотворяет, а извращает ее. Идет зримое разложение «творчества» гордецов, искажающее чувство прекрасного и у потребителей этой фальшивой «духовности». Литература, кино, театр начали откровенно и бесстыдно спекулировать на низменных похотях и пропагандировать содомско-гоморрские мерзости. Разлагается музыка: в ход пошел рок - магические ритмы дикарей-язычников, заражающие слушателей беснованием. Разлагается живопись: различные ее школы, от кубизма до абстракционизма, пытаются исказить или расчленить видимый мир, выдают за прекрасное хаотические изображения. Красотой стали именоваться всяческая гнус-
№ 2, 2018 (5)
ность и безобразие. Так люди искусства предают поруганию данный им от Бога талант, превращая свой дар в орудие греха и соблазна, сами делаясь прислужниками диавола. Горе «творцам»-соблазнителям, черпающим свое «вдохновение» из демонских нашептываний, ибо в адской бездне ответят они за каждое злое семя, посеянное ими во множестве человеческих душ. А для взоров верных жалкие поделки этих извратителей природы не затмят Божественной красоты, отражающейся в творении Всевышнего.
Прекрасен мир Божий. Прекрасны и лучшие произведения человеческого искусства, стремящиеся представить мир и человека в их неискаженной красоте. Вершина такого творчества (истинного творчества) устремляется в Небо - в духовной литературе и музыке церковных песнопений, в иконописи и архитектуре храмов. Но нужно помнить, что Источником красоты, в том числе и созданной человеческими руками, является Всесовершенный Создатель, Художник земли и Небес. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Какое было бы безумие, увлекаясь красотою тварей, останавливаться на них и не поднимать умственного взора к Творцу»3. Всещедрого Бога должны мы благодарить за радость любования природой, за счастье созерцания Его творения. И если так прекрасен даже падший мир, то какими несказанными красотами блистает совершенное Горнее Царствие! Господь - Световидный Источник бессмертного потока, - восклицает преподобный Симеон Новый Богослов. И какова же Красота Самого Творца, которую спасенные люди сподобятся лицезреть воочию!
Стремление пересоздавать, украшать, преображать мир и себя в нем дано человеку от Бога как благодатный дар, не для злоупотребления. Творческое начало проявляется не только в искусстве, но и почти во всех областях человеческой жизни, в особенности - в созидании красоты человеческих отношений: строительстве семьи и воспитании детей, духовной дружбе и наставничестве, сплочении братолюбивых общин, в творении душ друг друга. И эту способность радоваться красоте и созидать ее мы можем унести с собою в пресветлое Небо.
Так земная любовь, земная мудрость, земная красота - все лучшее, что есть в этом мире, - преобразившись и просветлившись в душах верных, станут их вечным сокровищем в Царствии Божием. Это те семена, из которых произрастет новое вселенское цветение, неизмеримо прекраснее древнего райского сада.
Среди даров, которые приготовил Всещедрый Творец спасенным детям своим, есть и счастье сотворчества с Всевышним. От начала времен духи добра и света становились Ангелами-Хранителями людей, участвуя в спасении и созидании их для вечности. Каждый достигший Небес праведный человек становится другом Божи-им и остается другом своих живущих на земле братьев и сестер. Души святых людей имеют особое призвание помогать нам в борьбе с тем злом, которое побеждали они сами. Так врачуют они болезни тел и душ творящими лучами дарованной им благодати. Это Небо святых сил распростер над нами Всещедрый Творец, как некогда Он возжег светила на тверди небесной... для знамений, и времен... чтобы светить на землю (Быт. 1, 14-15).
Через духовное Небо святости осуществляется живая связь Царствия Божия с грешной землей. В торжествующей Церкви Небесной черпает силы для борьбы со
3Иоанн Златоуст, свт. Беседа 6 на книгу Бытия // Полное собрание творений. В 12 т. Т. IV. М.: Эксмо, 2017. С. 184.
богословие, философия, патрология
Владимир (Иким), Митрополит Омский и таврический «Слово о начале времен»
вселенской злобой воинствующая Церковь земная. Оказавшись вне этой благодатной атмосферы духа, которую создает двуединая Церковь Христова, душа человека задохнется. Нужно помнить: Небесная человеческая святость рождена на земле и как бы сближает Горнее Царство с падшим миром. Без такого сближения, без нашего молитвенного обращения к святым угодникам Божиим спасение слабых людей делается невозможным, ибо заступничество святых как бы снижает требования совершенной чистоты, которые предъявляет к своим обитателям Пречистое Небо.
Вместе с Небесным Отцом готовит нас к вечности Пресвятая Богородица - Мать всего человечества. Она также рождена на земле, и в бесконечном сострадании к нам Небесной Царицы - несравненное благо для живущих на земле. Пренепорочной Марии удается отмаливать души людей, познавших глубочайшие падения, спасать стоящих над пропастью погибели и даже уже падающих в адскую бездну. Много может молитва Матери ко благосердию Владыки. Господь внимает смиренным молитвам Избранницы Своей, и только благодаря Ее заступлению еще держится этот увязший во зле мир, и мы с вами смогли появиться на свет.
Век за веком сатана с его черными легионами накапливают «опыт». Все изощреннее становятся соблазны, все разнообразнее ядовитые лжеучения, все заманчивее развращающая роскошь, все гнуснее пороки: ширится демонское наступление. Равнодушием к вере, безбожием и богоборчеством заражаются общества и государства. Люди духовно слабеют, все меньше в них готовности на высокий подвиг. Только молитвы Царицы Небесной и святых Господних помогают нам еще как-то держаться за край одежды Пречистого Христа Спасителя. Так удерживается этот мир над бездной окончательного падения. Но когда среди нас безнадежно оскудеет вера и иссякнет любовь, уже никакая помощь сил Света не спасет человечество. Тогда наступит Страшный суд Божий. Этот суд будет страшен для диавола и его демонских полчищ, ибо они больше не смогут паразитировать на изначально добром творении, но низвергнутся в беспросветное страдание, которое несет в себе абсолютное зло. Этот суд будет ужасен для обольщенных темными силами погибших людей, ибо сатана увлечет их с собою в мрачное пламя на нескончаемую пытку. Но для спасенных, которым Небесный Отец дарует счастье бесконечное и совершенное, Судный день явится пресветлым торжеством. Тогда возликуют Ангельские Силы и едиными усты со светочами Горнего человечества восхваляет великое умножение общего сияния Пресветлой Божественной семьи. Тогда возрадуется Вселенная, ибо и ей дарует совершенство Всещедрый Творец. Падший мир со всеми его непотребствами сгорит, но явится новое небо и новая земля, просияет новый мир, приготовленный и украшенный, как невеста (см.: Откр. 21, 1-2).
Нет, не концом Вселенной, а ее истинным началом явится Судный день Господень. Это тайна восьмого дня творения, когда начало времен и их окончание сольются в животворящей вечности Божией. Преобразившись, воссияет видимый мир в совершенной красоте и станет уделом Небесного человечества.
Бог сотворил мир из Своей любви, и эту творческую радость Он дарует детям Своим. Вся Вселенная - звездные миры, деревья и травы, птицы и животные - все пало и исказилось вместе с человеком, чтобы возродиться вместе с ним. Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 20-21). Всещедрый Создатель дарует своему любимому созданию всю полноту бытия.
№ 2, 2018 (5)
Спасенные люди воскреснут не в смертных оболочках, а в несказанно прекрасных преображенных телах, сияющих Фаворским Светом благодати. Небесное человечество призвано творческой любовью украсить, одушевить, одухотворить дарованную ему Вселенную и вознести ее к Всесовершенному Создателю. Так сбудется реченное Всевышним в начале времен: «Увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31).
Родоначальником детей Господних стал Спаситель наш Иисус Христос. В полноте Самой Пресвятой Троицы воссел вочеловечившийся Сын Божий одесную Предвечного Отца. Вот как возвеличено человеческое естество! И как просияла наша природа в таинственном браке Божием - явлении рожденной на земле Царицы Небесной! В блаженном вознесении Небесной Любви, в лучезарном счастье любви взаимной, в радостном могуществе любви творящей сбывается предназначение рода людского. Не змеиной ложью: будьте, как Боги, а истинным Богоподобием озарится Небесное человечество, познавшее добро и победившее зло. Тем, кто выдержал испытательный срок в падшем мире и ходил пред Богом на земле, даруется на Небе свободный и мощный полет. Это удел наследников Царства, обожженных, ставших богами по благодати. Не к растворению в Абсолюте или слиянию с космосом, как бредят будди-сты-индуисты, а к величию и возвышению себя и мира призван человек. Всесильной творческой любовью преобразят Вселенную сыны Господни - так всецело сбудется древнее пророчество: «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости» (Ис. 49, 13). Нескончаемо возрастание счастья всех созданий и всего творения, ибо бесконечен Всесовершенный Творец. Это тайна восьмого дня творения, тайна всеобщего Воскресения - тайна вечности Божией.
В начале времен мы видим корень, исток и основу всего: прошедшего, настоящего, будущего, вечного. К осмыслению творения Божия и своего места в нем призваны мы в месяц наступления цветущей весны, о котором Господь сказал: «Первым да будет он у вас между месяцами года» (Исх. 12, 2).
В первом месяце, по мнению святых отцов, Всевышний показал в видении первому человеку Адаму, а затем и пророку-Боговидцу Моисею картину сотворения мира, чтобы знали люди своего Создателя и видели величие свершений Его.
В этом месяце Господь вывел древних израильтян из египетского рабства и потопил в море гнавшегося за ними фараона вместе с его войском - то был образ грядущей победы Господа Иисуса Христа над силами зла, прообразование освобождения человечества из диавольского рабства.
В этом месяце среди суровой ветхозаветной зимы явилась падшему миру весенняя весть о спасении - архангел воспел смиренной Деве Марии: «Радуйся, Благодатная!.. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя... и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим... и наречешь Ему имя: Иисус... и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 28, 33, 35).
Наконец, в этом весеннем месяце совершилась тайна Жертвенной любви Божией. Отдал Себя на Распятие за нас и воскрес ради нас Господь Иисус - Кровью Своею выкупил человечество из сатанинского плена, вывел из ада праотца Адама и праматерь Еву и всех древних праведников, Воскресением Своим победил смертность человеческого рода, Вознесением Своим указал людям путь в Царство Небесного Отца и привел на землю Бога Духа Святого, обитающего в душах верных Своею благодатью. Так явилась людям полнота времен - полнота Божественной Любви.
27
О^Л» ^ О ^ О мОж V» ^ О чХИ» ^ О О
богословие, философия, патрология
Владимир (Иким), Митрополит Омский и таврический «Слово о начале времен»
Древние израильтяне называли этот месяц - нисан, то есть месяц цветов. Еще он именовался авив - месяц колосьев: ранней весною в Палестине начинали колоситься хлебные злаки, предвещая добрый урожай. Наше название март не столь поэтично: оно унаследовано от древних римлян и связано с именем их свирепого идола войны Марса. Но и из такого воинственного наименования христиане могут извлечь для себя полезный урок. Среди цветущей в природе весны мы призваны сразиться с зимней мертвенностью в самих себе, чтобы весна возрождения процвела в наших душах. Как мужественный подснежник побеждает холод и мерзлоту, так воин Христов должен препобедить силы зла, чтобы предстать перед миром в украшении добродетелей, в венце любви христианской.
Библиографический список:
1. Владимир (Иким), Митрополит Омский и Таврический. Слова на двунадесятые и великие праздники. М.: Сибирская Благозвонница, 2017. — 911 с.
2. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1, 2017. С. 457.
3. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. М., 1995. С. 41.
4. Иоанн Златоуст, свт. Беседа 6 на книгу Бытия // Полное собрание творений. В 12 т. Т. IV. М.: Эксмо, 2017. С. 184.
-дЛ^оЧгО С