Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Ливерий Воронов
Слово на литургии в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне
Опубликовано:
Христианское чтение. 1996. № 11. С. 83-86
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
тнться к сегодняшнему евангельскому рассказу — подобны тому несчастному расслабленному, который тридцать восемь лет пребывал в тяжком недуге и у которого не находилось сил даже для того, чтобы доползти до целебного источника, в котором многие получали полное исцеление?
Ответ на этот вопрос, как всегда, дает нам слово Божие и бого-просвещенная святоотеческая мысль. Господь спросил у расслабленного: «хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5,6). И когда тот смиренно ответил, что он действительно хочет этого, но у него нет человека, который помог бы ему,— Господь тотчас словом Своим исцелил его. Значит и нам нужно прежде всего по настоящему захотеть выздороветь духовно и нравственно, и Господь непременно поспешит нам на помощь.
Преподобный Макарий Египетский говорит: «Хотя младенец ничего не может делать и не в состоянии собственными ногами идти к матери, тем не менее он двигается, кричит, плачет, ища матери; и мать сжаливается над ним, подходит к нему, берет на руки, ласкает, кормит его. — То же делает и человеколюбивый Бог с душой, которая приступает к Нему и сильно к Нему стремится».
Пусть же это стремление ко Христу станет неотъемлемой чертой нашей жизни. Будем чаще призывать на помощь бедствующей душе нашей Божественного Чудотворца: «Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте расслабленную, воздвигни Божественным Твоим предстательством!»
Дорогие братия и сестры! Христианство это религия света, радости и надежды. Каким бы ни оказался у каждого из нас ниспосланный нам свыше жизненный крест, мы должны знать и помнить, что Искупитель наш жив, что Он с любовью взирает на нас и среди любых временных испытаний нашей верности Ему готов озарить наше сердце тихой святой непрестающей пасхальной радостью.
Будем же просить Его об этом, как просит в своем обращенном к Нему в акафисте великий молитвенник нашей Русской земли святитель Тихон Задонский: «Господи, мой Господи! Радость моя! Даруй ми, да возрадуюся о милости Твоей». Аминь.
СЛОВО НА ЛИТУРГИИ В НЕДЕЛЮ 5-ю ПО ПАСХЕ, О САМАРЯНЫНЕ
20/7 мая 1984 г.
«Ты еси Бог наш. Разве Тебе иного не знаем, Имя Твое именуем...»
ачиная с первого дня Св. Пасхи и кончая субботой пред праздником Пятидесятницы в православных храмах ежедневно звучит благовестие о первых временах бытия Церкви Христовой, — благо-нестие, которое содержится в книге Деяний Святых Апостолов.
Сегодня апостольское чтение из этой книги повествует о событиях, с которыми связано самое наименование верующих во Христа Христа н а м и.
В городе Антиохии проповедь о Христе впервые была обращена к языческому населению. Имена тех пришельцев с острова Кипр и с берегов Северной Африки, которые были первыми благовестниками
и языческой среде, нам неизвестны. Но Дееписатедь говорит нам, что «была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Деян. 11,21).
Духовным окормлением и воспитанием этой новой паствы с большим усердием занимались святые апостолы Варнава и Павел. «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11,26).
В ближайшем и широком смысле слова христианами называют тех, кто принимают Евангелие Христово и стремятся быть последователями Христа в своей жизни. Однако история христианской религии показывает, что наряду с истинным учением о Христе существовали и ложные о Нем учения, что наряду с верными и всецело преданными Христу Его последователями нередко встречались христиане лишь по имени, но не по жизни.
Именно по этой причине святые Апостолы, а после них многие святые Отцы и учители Церкви неоднократно и настойчиво увещевали верующих быть внимательными, испытывать «духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4,1), а с другой стороны, проверять самих себя, свою собственную жизнь, следуя апостольскому совету: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте» (2 Кор. 13,5).
Каковы же те признаки, которыми отличается подлинный христианин? Какой должна быть жизнь, достойная называться христианской?
Не может быть признан христианином тот, кто видит во Христе лишь мудрого учителя нравственности, великого гуманиста, преданного идеалам добра и запечатлевшего верность этим идеалам своей мученической смертью, но не верит при этом в истину Воскресения Христова. «Если Христос не воскрес, — говорит Апостол, — то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших... И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15. 17.19).
Выражая свою непоколебимую веру в Воскресение Христово, святая Пр авославная Церковь «праздником праздников и торжеством из торжеств» именует «Пасху Божию спасительную», ибо именно чрез Воскресение Христа, как «Первенца из умерших» (1 Кор. 15,20), открылся и для всех нас путь к будущей вечной жизни со Христом.
Апостол Павел одним из важнейших условий спасения называет наряду с верой в Воскресение Христово исповедание Иисуса Господом. «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10,9).
Какая же истина сокрывается в этом спасительном исповедании?
Слово «Господь» (в форме «Адонаи», то есть, Господь мой) в Ветхом Завете прилагалось к Единому истинному Богу и говорило о безграничной власти Ягве над всем сотворенным миром.
В Новом же Завете Апостолы, как «свидетели воскресения» (Деян. 1,22)—этого неслыханного чуда, завершившегося вознесением Иисуса на небо и седепием одесную Бога и Отца (Мк. 16, 19), употребляют слово «Господь» и в отношении Того, Кого они знали прежде как любимого Учителя, но Кто, в действительности, есть Бог, воплотившийся Единородный Сын Божий, Которому «дана всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18). Он владычествует над живыми и мертвыми (Рим. 14,9). Он спрославляется Отцу и Святому Духу, как единосущный Им, и есть воистину «Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим. 6, 15).
В своей первой речи к народу, произнесенной в день Пятидесятницы, апостол Петр засвидетельствовал, что «Бог соделал Господом и Христом. Сего Иисуса, Которого... распяли» (Деян. 2,36).
Слово «Христос», или по-еврейски «Мессия», означает «Помазанник».
В 44-м псалме, который Церковь признает «мессианским», т. е. относящимся к Лицу Сына Божия, ставшего чрез воплощение Сыном Человеческим, есть следующее место: «Престол Твой, Боже, вовек... Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой, елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44, 7—8; Евр. 1,8—9).
Здесь говорится о том, что Бог Отец помазал Сына Своего «елеем радости», т. е. Духом Святым, как это становится очевидным при сопоставлении с известным пророчеством Исаии, которое применительно к Себе изъяснил Господь в Своей проповеди в Назаретской синагоге.
Сын Божий Единородный всегда пребывает «в недре Отчем» (Ин. 1, 18) в нераздельном единении со Отцем и Святым Духом, Который от Отца исходит (Ин. 15,26). И потому помазание, о котором говорит пророческое и апостольское слово, не может, конечно, быть подобным тому помазанию елеем или оливковым маслом, которое совершалось над ветхозаветными людьми, когда они поставлялись на то или иное служение.
Воплотившийся Сын Божий, согласно Его собственным словам, «пришел, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20,28). Его служение было неизмеримо выше, чем служение любого ветхозаветного царя, священника или пророка. И потому помазание «елеем радости» следует понимать как преизобильное облагодат-стзование топ созданной Им для Себя человеческой природы, которую Сын Божий благоволил воспринять от Пресвятой Девы Марии, «нас ради человек и нашего ради спасения».
«Помазание», или облагодатствование по человечеству, было для Нею предначатием великого искупительного подвига. Совершив этот подвиг, Христос — Божественный Помазанник пребывает ныне в основанной Им Церкви и делает Своими причастниками — христианами— тех, кто, глубоко и искренне веруя в Него как Бога и Спасителя, получают облагодатствование действием Духа Святого в святых таинствах, становятся Христовыми (1 Кор. 3,23) по самой жизни своей во Христе и со Христом.
Личное имя нашего Спасителя «Иисус» (что значит Ягве — Спаситель) Апостолы обычно сочетают со словами: Господь и Христос, подчеркивая спасительную силу Имени Богочеловека.
В известном месте послания ап. Павла в Филиппийцам, которое мы слышим в литургийном апостольском чтении в Богородичные праздники, почитание Имени Господня ставится в прямую связь с исповеданием Иисуса Богом и истинным Мессией, т. е. Господом и Христом: «Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2,9—11).
В Символе веры мы говорим: «Верую... во Единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия Единороднаго...». Перед началом важнейшей части Божественной Литургии — ее Евхаристического канона — мы слышим слова апостольского благопожелания: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа п любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами!»
В так называемой «Иисусовой молитве», которую Церковь сове-тгет чаше произносить каждому христианину, мы также употребляем это сочетание трех священных наименований нашего Спасителя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!»
Православные богословы подлинно церковного направления, говоря о Спасителе, как правило, не называют Его просто именем
«Иисус», а пользуются исполненным благоговения выражением: «Господь наш Иисус Христос».
Мы стали христианами с того момента, когда над нами были совершены таинства св. крещения и миропомазания. «Все вы, — говорит ап. Павел, — во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.
3,27). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог» (2 Кор. 1,21). Как бы комментируя эти слова Отец Церкви II века св. Феофил, епископ Антиохийский, говорит: «Мы потому и называемся христианами, что помазываемся елеем Божиим» (К Авто-лику 1, 12). Святой отец как бы напоминает нам, что мы потому становимся христианами, что получаем помазание от Того же «елея радости», т. е. от Духа Святого, Которым по человечеству был помазан Сам Господь наш Иисус Христос.
Цель же подлинно христианской жизни, по словам великих подвижников веры и благочестия, состоит в «стяжании Духа Святого» (преп. Серафим Саровский) или в том, что жизнь наша стала «жизнью во Христе».
Будем же стремиться к тому, чтобы благодать Божия, дарованная нам в крещении и миропомазании, не осталась бездейственной в нас по причине нашей беспечности и нерадения, но чтобы, облекшись во Христа, став ветвями Божественной Лозы, мы смогли принести угодный нашему Господу и Спасителю плод подлинно христианского благочестия во славу возлюбившего и спасающего нас Триединого Бога — Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
«СИМОНЕ ИОНИН! ЛЮБИШИ ЛИ МЯ?»
1962 г.
* ^ ва раза за вечерними богослужениями минувшей седмицы,
накануне праздников в честь свв. апостолов Иоанна Богослова и Симона Зилота, мы слышали с вами, возлюбленные братия и сестры о Господе, евангельское повествование о том, как воскресший Господь наш Иисус Христос, явившись ученикам Своим при море Тивериадском, испытывал верность и смирение Симона-Петра троекратным вопрошением: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» (Ин. 21, 15—17).
Св. Церковь предлагает нашему вниманию этот евангельский рассказ и в другие дни года: за воскресными всенощными бдениями через каждые одиннадцать недель и в некоторые другие избранные дни.
Перенесемся же мысленно в то далекое время, на берега тихого Галилейского озера и постараемся представить себе эту немногословную, но исполненную глубокого содержания, беседу между Спасителем и ап. Петром.
... Всего лишь несколько недель прошло с тех пор, как Симон-Петр, подавленный страхом, пред многими свидетелями с клятвою отрекся от своего любимого Учителя.
О, какая страшная тяжесть лежала теперь на его сердце! Быть может, он сравнивал свой поступок с поступком другого человека, некогда апостола, а затем предателя Иуды Искариота.
Но ведь Иуда никогда не любил Господа. Господь приблизил era к себе лишь ради некоторых зачатков добра, которые могли, конечно, при наличии доброй воли разгореться в огонь любви к Богу. На
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.