УДК 821.512.156.0
«СЛОВО АРАТА» - ПЕРВЫЙ РОМАН ТУВИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (в сравнении с якутской прозой)
© Р. М. Донгак
Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ГСП, 677000, ул. Белинского, 58.
Тел./факс: +7 (4112) 26 09 34, +7 (4112) 49 68 24, +7 (4112) 35 42 06.
E-mail: Radion 75@mail. ru
В данной статье рассматривается история вопроса жанра, касающегося первых романов тувинской и якутской литератур. В двух сравниваемых литературах были споры об определении жанра первых романов. Основываясь на опыте якутского литературоведения, автор статьи сделал попытку определить, какое произведение является первым тувинским романом. Методологической основой данной статьи является мировое литературоведение, где днем рождения литературного произведения считается время его выхода в свет, а не начало или завершение работы над рукописью.
Ключевые слова: историография вопроса, роман и романист, рукопись
произведения, жанровое наименование.
М. Горький писал, что художник - чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его; он - голос своей эпохи. Он обязан знать как можно больше, и чем лучше будет знать прошлое, тем более понятным явится для него настоящее время... Обязательно необходимо знать историю народа, и так же необходимо знать его социально - политическое мышление [1, С. 306].
Салчак Тока для тувинской литературы фигура значимая. Он входит в число основоположников тувинской литературы. С его именем связано становление тувинской прозы, в первую очередь очерка, а затем и рассказа. Он, сам того не подозревая, стал еще и основоположником жанра романа в тувинской литературе.
Как показывает история мировой культуры, зарождение и становление литературы любого народа происходит в течение нескольких сотен лет. Вначале идет процесс выработки устных традиций образного отражения окружающей действительности, внутреннего мира человека. Якутская литература прошла аналогичный путь развития [2, С. 3]. Это можно сказать и о тувинской литературе.
В тувинской литературе еще не решен окончательно вопрос о первом романе и романисте. Задача данного исследования - сказать свою точку зрения на проблему и придти к определенным выводам. Суть спора состоит в том, какой роман следует считать первым: «Слово арата» Салчака Тока или «Настигающий птицу» Монгуш Кении-Лопсана. История вопроса уходит в 50-е годы XX века. Ввиду того что литературоведческие выводы находятся в разрозненных, ставших библиографической редкостью источниках, изложим их суть. Для этого обратимся к статье тувинского критика, профессора Доржу Куулара «Тувинская
литература на пороге нового века» [3, С. 133-135], где он пишет: «Уже в 1953 году великий казахский романист Мухтар Ауэзов - автор эпопеи «Абай», «Путь Абая» и «Поколение младое» назвал «Слово арата» первым тувинским реалистическим романом. В последующие годы многие исследователи литературы Д. Романенко, К. Зелинский, А. Калзан, М. Хадаханэ, К. Антошин, Р. Палкина и, наконец, Г. Ломидзе сделали многое, чтобы подтвердить мнение М. Ауэзова. Казалось, вопрос был исчерпан. Но он вновь был поднят в начале периода пересмотра всего, что вызывало хоть малейшее сомнение. На это раз ряд писателей высказал мнение, что первым тувинским романом является «Настигающий птицу» Монгуш Кении-Лопсана. Оно, это мнение, возникало и раньше, и оспаривалось не раз. Суть проблемы состояла в том, что во второй половине 50-х годов в Правлении Союза писателей Тувы обсуждалась рукопись «Сарала стремительный» («Чугу-рук Сарала»). Она была наименована жанровым термином «роман». Рукопись с замечаниями таких крупных мастеров слова, как С. Сарыг-оол, С. Пюрбю, О. Саган-оол, была возвращена автору на дополнительную редакцию.
Пока роман «Чугурук Сарала» (впоследствии название произведения было переиначено метафорой «Настигающий птицу») перерабатывался в лаборатории писателя, на свет появляется первая книга крупного произведения тувинского писателя Степана Сарыг-оола «Повесть о светлом мальчике», а также вторая книга «Слова арата». Роман «Чугурук Сарала» был издан книгой в 1965 году под названием «Стремнина Великой реки» [4, С. 133].
В конце 40-х и 50-х годов в Туве не издавалось прозаическое произведение с жанровым на-
Вестник Башкирского университета. 2007. Т.12, №3
59
именованием «роман». Но первая и вторая книги Салчака Тока «Слово арата», первая книга Степана Сарыг-оола «Повесть о светлом мальчике» имели уже романные признаки, романный стиль. Первые две книги «Слово арата» Салчака Тока в 1956 году уже были переведены на русский язык и на языки народов мира и получили высокую оценку у всесоюзной критики и читателей. В том, что они стали большими полотнами, нет сомнений. Оставалось только найти подходящее жанровое наименование, и первое такое жанровое определение дал великий казахский писатель, автор первой казахской эпопеи Мухтар Ауэзов. В 1954 году он назвал «Слово арата» романом. Чтобы не было сомнений, приведём отрывок из его статьи в «Литературной газете»: «...В послеоктябрьскую эпоху все, самые малые ростки нового искусства братских народов стали развиваться с, казалось бы, невероятной быстротой. Такой народ, как тувинцы, до 1930 года не имевший своей письменности, уже создает свой реалистический роман, написанный в традиции А. М. Горького, и автор этого романа Салчак Тока удостаивается всенародного признания, как самобытный художник социалистического реализма. А образ тувинской матери Тас-Баштыг, правдивый и конкретный национально-исторический, яркий и живой, оказывается глубоко родственным своим гуманизмом горьковской Ниловне, хотя и пути их жизни, и характеры, и портретная характеристика совершенно своеобразны» [5, С. 2].
В произведении «Слово арата» С. Тока рассказывается о социально-нравственных, социально-исторических изменениях в Туве в начале и в первой половине XX века. Писатель с углубленным психологизмом следит за развитием характеров, герои становятся борцами за свободу, т. е. в их сознании, в морально-нравственном облике произошли большие изменения.
Хотя в тувинской литературе еще не было романного опыта, и авторы первых произведений крупной формы не знали романной теории, но писатели С. Тока, С. Сарыг-оол интуитивно, развернув крупные полотна действительности и показывая галерею многочисленных героев, создали первые тувинские романы. Один из главных героев романа «Слово арата» Тывыкы становится главой республики, человеком революционного склада характера, борцом за новую жизнь. События проходят через сердце Тывыкы. Из глухой местности герой «Слова арата» приезжает в столицу созданной Республики. Затем главный герой путешествует по Туве, а в третьей книге и по всему Советскому Союзу, Крыму, Монголии, своими глазами видит Сибирь, знакомится с известными людьми. Учатся с ним турецкий революционер Назым Хикмет, супруга Сухэ-Батора Янжима,
представители Индии. Все это оказывает огромное влияние на его мировоззрение, он становится интернационалистом.
Подобная история с определением жанра первого произведения крупной формы прозы возникала и в якутской литературе. Обратимся к работе якутского исследователя Е. В. Федорова, где он пишет: «Еще многочисленны были эксперименты и поиски в жанре рассказа, еще не утвердился жанр повести, а молодой прозаик Г. Д. Бяс-тинов уже попытался создать первый якутский роман («Боевой», 1935). В критической литературе нет единого мнения относительно жанра этого произведения, его называют то романом, то документальной или обычной повестью. Но коли автор предпочел «роман», то не подлежит сомнению, что он имел ввиду именно его. А вышло ли по его желанию - это уже другой вопрос» [6, С. 70]. Также интересно мнение литературоведа В. Б. Окороковой относительно жанра первого крупного произведения якутской литературы: «На первой якутской конференции писателей (1934 г.) в докладах и выступлениях литераторов республики указывалось на отсталое состояние якутской прозы в целом и на отсутствие жанра романа. Конференция выдвинула лозунг в духе того времени: «Даешь роман!». Первым опытом в этом стало произведение Г. Бястинова «Боевой» (1935 г.), заявленное автором как роман. Но критика обрушилась на него с обвинениями в неху-дожественности. И позднее наука о литературе однозначно причисляла его не к роману, а к «художественным очеркам». По своим художественным достоинствам «Боевой» действительно не является романом. Но произведение Г. Бястинова продемонстрировало писателям, каким путем нельзя идти.
Второе за «Боевым» произведение - «Кузьма» Тыасыта (1940), названное автором романом, также им не стало: к повестям можно условно отнести и «Кузьму». Эти произведения свидетельствовали о переходном состоянии якутской прозы, стремящейся от повести к роману» [7, С. 15]. Известный якутский литературовед Г. С. Сыромятников также участвовал в дискуссии об определении жанра «Боевого». Он, в частности, писал, что «...«Боевой» Г. Бястинова был по существу циклом очерков, хотя автор и назвал его романом [8, С. 106, С. 147]. Свои мнения о жанре первых якутских романов высказали и исследователи В. Т. Петров [9, С. 66], А. Н. Мыреева [5, С. 115]. Первыми романами в якутской литературе стали «Марыкчанские ребята» Эрилик Эристина (1942), «Весенняя пора» Николая Мординова (1944).
Обратимся снова к статье тувинского критика Доржу Куулара, где он приводит детали, внесшие в проблему о первом тувинском романе и
романисте определенную путаницу: «Во-первых, «Слово арата» по «вине» редактора С. Щипачева, назвавшего первую часть первой книги «В берестяном чуме» повестью, и «Повесть о светлом мальчике» обозначались повестями в читательском кругу. Во-вторых, литературоведческие работы как всегда писались на русском языке, печатались в таких в специализированных выпусках, как «Ученые записки», филологические сборники, теоретические выводы исследователей не дошли до читателей. В таких условиях дополнительное наименование «роман» возымело определяющее звучание. Оно привело в заблуждение даже тувинских литературоведов Антона Калзана, Доржу Куулара [3, С. 133-134].
В 1964 году все три книги «Слово арата» Салчака Тока уже вышли в свет. За первую книгу романа-трилогии Салчаку Тока в 1951 году присуждена Государственная премия, и роман переведен на 27 языков народов мира. Произведение Монгуш Кенин-Лопсана «Стремнина великой реки» было опубликовано в 1965 году. Итак, как по содержательным, так и по формальным признакам произведения С. Тока и М. Кенин-Лопсана являются романами.
Жанр романа тувинской и якутской прозы прошел несколько этапов становления, т.е. он прошел трудный путь своего формирования. На начальном этапе преимущественное влияние на формирование и становление жанра романа оказывали фольклорные традиции, а также культурные и духовные связи с соседними народами. Сложное взаимодействие национального фольклора и литературы послужили появлению и развитию жанра романа. В рождении романов велика
роль взаимодействия литератур как фактора ускоренного развития национальной литературы. Успешное освоение богатейшего опыта русской литературы, сознательное следование ее лучшим образцам облегчили освоение жанра романа тувинскими и якутскими писателями.
Таким образом, первым романом тувинской литературы является «Слово арата», а первым романистом Салчак Тока, который выпустил в 1964 году все три книги «Слова арата». «Настигающий птицу» - второй тувинский роман. Днем рождения литературного произведения считается время его выхода в свет, а не начало или завершение работы над рукописью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горький М. Собрание сочинений. Том 16. М.: Правда.-1979.- 367 с.
2. Литература Якутии. XX век. (Историко-литературные очерки). Якутск: ИГИ АН РС (Я). 2005. - 728 с.
3. Куулар Д. С. История и современность. Кызыл: Тув.кн. изд-во. 2002.- 144 с.
4. Ауэзов Мухтар. // «Литературная газета». 1954. № 148. 14 декабря. С.2.
5. Федоров Е. В. Якутская проза довоенного периода. Новосибирск: Наука. 1982.-136 с.
6. Окорокова В. Б. Пути развития прозы в литературах народов Якутии. Ч.1., Якутск: Изд-во ЯГУ. 2001.- 68 с.
7. Сыромятников Г.С. Становление социалистического реализма в якутской прозе. Якутск: Якутское кн. изд-во. 1967. - 172 с.
8. Мыреева А. Н. Многонациональный роман 1960-1980-х годов. Типологические аспекты. Новосибирск: Наука. 1997.
9. Петров В. Т. Традиции эпического повествования в якутской прозе. Новосибирск: Наука. 1982.
Поступила в редакцию 25.07.2007 г.