Э.Г. Задорожнюк
(Институт славяноведения РАН, Москва)
Словацкие социал-демократы в начале третьего тысячелетия:
*
векторы эволюции
Abstract:
Zadorozhnyuk E.G. Slovak social-democrats at the beginning of the third millennium: vectors of development
The phenomenon and tendencies for development of the Slovak social-democracy, which within the extremely short period has gained the leading positions in the political life of the country, are analyzed. The Direction - Social Democracy party (Smer-SD) has ended the disintegration of the left wing of the Slovak political spectrum by consolidating different types of social-democratic actors. Using the integral view of the state development at the beginning of the third millennium, the party is focused on searching for the new ways of solving the problems, escalated amid the global financial and economic crisis.
Ключевые слова: Центральная и Юго-Восточная Европа, Словацкая Республика, политический ландшафт, словацкая модель социал-демократии, партия Направление-Социал-демократия (Н-СД), парламентские выборы, электоральные предпочтения, интегральное видение государственного развития.
11 марта 2012 г. в политической жизни Словакии произошло знаменательное событие - триумфальная победа на внеочередных, прошедших двумя годами ранее установленного Конституцией срока1, парламентских выборах левоцентристской партии Направление-Социал-демократия (Н-СД) во главе с Р.Фицо. Явка избирателей в этот раз составила 59,11%, т.е. была выше прогнозировавшихся показателей. Партия Н-СД Р.Фицо, который уже занимал в 2006-2010 гг. пост премьер-министра, получила феноменальное число голосов словацкого электората - 44,41%2 (для сравнения: в 2006 г. - 29,12%; в 2010 г. - 34, 79%). Это позволило ей при 83 мандатах в 150-местном парламенте - Национальном совете СР (НС СР) - впервые в двадцатилетней истории независимой Словакии, сформировать однопартийное правительство. Лидер партии Р.Фицо заявил, что такой результат дает возможность выполнить все предвыборные обещания и реализовать программу партии, предполагающую в числе ряда неотложных мер борьбу с государственным долгом и дефицитом госбюджета, но не за счет граждан.
* Исследование выполнено в рамках проекта ОИФН РАН «Нации и государства в мировой истории».
Словацкие социал-демократы в начале третьего тысячелетия.
47
Политических оппонентов социал-демократов - правоцентристскую партию Словацкий демократический и христианский союз-Демократическая партия (СДХС-ДП) бывшего премьер-министра И.Радичовой - предпочли всего 6,09% голосов (11 мандатов) пришедших на выборы граждан Словакии (в 2010 г. - немногим более 15,42%). На мартовских (2012 г.) парламентских выборах за голоса электората сражались 26 политических субъектов, но в НС СР, как и предыдущий парламент, прошли 6 из них. В их числе: Христианское демократическое движение (ХДД) Я.Фигеля - 8,82% голосов (16 мандатов), партия Обыкновенные люди и независимые личности И.Матовича (ОЛиНЛ) - 8,55 (16 мандатов), партия Мост-Хид Б.Бугара -6,89 (12 мандатов) и партия Свобода и солидарность (СиС) Р. Сулика -5,88% голосов избирателей (11 мандатов)3.
Из остальных 18 непарламентских политических акторов самую большую поддержку электората получила Словацкая национальная партия (СНП) - 4,55% и Партия венгерской коалиции (ПВК) - 4,28% голосов избирателей. Народная партия - Движение за демократическую Словакию (НП-ДЗДС) В. Мечьяра заручилась симпатиями всего 0,93% словацких избирателей4.
Итоги парламентских выборов в Словакии некоторые зарубежные СМИ и политические деятели назвали сюрпризом. Так, Австрийское информационное агентство (АИА) и газета «Die Standard» отметили «историческую победу левоориентированной, проевропейской оппозиционной партии» Н-СД. Агентство отметило также дезинтеграцию правоцентристских словацких партий и спрогнозировало дальнейшее их расхождение.
Свою радость от «внушительной победы» Н-СД на выборах выразил и австрийский канцлер В. Файман, председатель Социал-демократической партии Австрии (СДПА). По его словам, результаты выборов в Словакии являются «дальнейшим импульсом к более социальной Европе».
Данное мнение разделил и лидер Чешской социал-демократической партии (ЧСДП) Б. Соботка. Он поздравил Р. Фицо с «уникальной победой» и подчеркнул, что словацкий политик достиг одного из наилучших результатов европейских социал-демократов за последние 10 лет5. На его взгляд, словаки однозначно отвергли политику правого крыла и ее несправедливые социальные реформы.
Крупным успехом социал-демократов назвала победу на выборах партии Н-СД Русская служба БиБиСи. «Впервые с момента обретения страной независимости в ней будет сформировано однопартийное правительство. Правившая правоцентристская коалиция потерпела сокрушительное поражение во многом из-за обвинений в коррупции,
48
Э.Г. Задорожнюк
которые были выдвинуты против многих из входящих в нее партий. Во главе нового правительства встанет Роберт Фицо, который и в прошлом занимал пост премьер-министра. Он занимает проевропейские позиции и обещал содействовать укреплению государства всеобщего благосостояния путем увеличения налогов на компании и состоятельных граждан», -констатируется в ее сообщении.
На это же обратил внимание французский ежедневник «Le Mond» в статье с подзаголовком «Новые налоги для богатых», полагая, что именно обещание ввести прогрессивное налогообложение привлекло к программе Р. Фицо не очень состоятельных граждан республики. Председатель Европарламента М. Шульц первым из европейских чиновников поздравил председателя партии Н-СД с убедительной победой на парламентских выборах. Ведущий представитель Прогрессивной группы социалистов и демократов в Европейском парламенте отметил, что победа Фицо в Словакии одновременно со стабилизацией общественных финансов приведет к усилению экономического роста и созданию новых рабочих мест в стране.
В комментариях Американского информационного агентства (Associated Press) отмечалось, что с момента возникновения самостоятельной Словакии в 1993 г. еще никому не удалось править самостоятельно, без создания коалиции, и Р. Фицо будет первым. Агентством отмечалась и «удивительно высокая» явка избирателей, не соответствовавшая утверждениям аналитиков, предрекавших рекордно низкий интерес к выборам6.
Приведенные выше бесстрастные цифры и обоснованно эмоциональные комментарии говорят об одном: партия Н-СД в очередной раз получила доверие рекордного количества словацких избирателей и подтвердила свои левоцентристские программные установки, ориентированные на поиски новых способов разрешения обостряющихся в условиях глобального финансово-экономического кризиса социальных проблем. Последовательное, можно даже сказать, триумфальное наращивание словацкой социал-демократией в начале третьего тысячелетия мощного политического веса - достаточно весомый повод обратиться к анализу как данного феномена, так и вектора его эволюции.
История становления и тенденции развития Н-СД как силы, ориентированной на решение сложнейших задач развития страны в третьем тысячелетии, характеризуется большой динамичностью7. Левоцентристская партия Направление - Третий путь (Н-ТП) - совершенно новый политический субъект, которую возглавил энергичный лидер Р.Фицо, появилась в Словакии на исходе второго тысячелетия - в 1999 г.
Словацкие социал-демократы в начале третьего тысячелетия.
49
Консолидировавшуюся новую политическую партию можно включить, согласно введенной нами еще в 2000 г. типологизации8, в третий тип центральноевропейской модели социал-демократии, безусловно, с более успешной, как показали дальнейшие события, судьбой по сравнению с аналогичными партиями в других странах региона. Действительно, достаточно высокий уровень политической неопределенности в Словакии в целом по сравнению с другими странами Вишеградской группы на рубеже двух тысячелетий усиливал настоятельность консолидации всех левых сил социал-демократической ориентации в стране. Однако ни в конце XX в., ни в начале XXI столетия этим силам не удавалось занять такие же лидирующие позиции, как в ряде соседних - Польше и Венгрии - стран.
Поставив с начала 2000-х годов перед собой задачу представлять социал-демократическую альтернативу в целом, партия стала неуклонно набирать очки за счет размежевания как с рыхлой правящей коалицией, так и слабой оппозицией. Оказалось, что данная установка привлекла пристальное внимание большинства словацких политических сил социал-демократической ориентации, пребывавших на тот момент в диссипативном, т.е. хаотичном состоянии, которые устали от своей невостребованности, особенно на фоне более громких побед в других странах региона, в первую очередь в соседней Чехии9.
В течение последующего периода партия Фицо аккумулировала политический опыт, отрабатывая концептуальные положения своей программы на фоне триумфальных побед добившихся консолидации словацких правоцентристских политических сил. В 2004 г. Н-ТП объединилась с утратившей влияние дубчековской Социал-демократической партией Словакии (СДПС) и другой малочисленной партий - Социал-демократическая альтернатива (СДА). Тогда же в истории партии Н-ТП произошло знаковое событие - интеграция под ее началом левых сил Словакии. В ноябре 2004 г. в ее состав влилась Партия левых демократов (ПЛД), просуществовавшая на политической сцене страны более 15 лет и растерявшая многих своих сторонников. В целом Н-ТП, используя свой интеграционный ресурс, объединила 6 словацких политических субъектов: помимо уже упоминавшихся трех партий в нее вошли партия Центр, Партия гражданского согласия (ПГС) и Левый блок (ЛБ). В итоге партия Фицо трансформировалась в мощного политического актора, а ее лидер заявил о необходимости «идти по пути современных социал-демократических программ»10.
Интеграции левых политических партий в Словакии достигла своей кульминационной точки на V съезде Н-ТП в декабре 2004 г. Именно тогда партия сняла из своего названия термин «Третий путь», сменив его на
50
Э.Г. Задорожнюк
«Социал-демократию». С тех пор она выступает под названием «Направление-Социал-демократия» (Н-СД) и последовательно проводит в своей деятельности установку на социальный прагматизм11. По сути же в ней, как представляется, уживаются носители всех трех типов социал-демократических партий в регионе, и это - своего рода прецедент и модель интеграции для социал-демократов в других странах и регионах мира. Многие их представители, а также лидеры Социалистического Интернационала (СИ) признают это со все большей определенностью, хотя поначалу инициативы данной партии воспринимались весьма настороженно.
Уже 19 мая 2005 г. Н-СД стала полноправным членом Партии европейских социалистов (ПЕС), а 24 мая того же года вошла в ряды СИ. Примечательна неординарная процедура приема этой партии в СИ: она просто сменила ставшие ее составными частями СДПС и ПЛД. В июне 2005 г. она организовала празднование 100-летия социал-демократии в Словакии, подтвердив тем самым готовность взять на себя новые интегрирующие функции. В программе «Поворот к достоинству человека» (принята на VI съезде 3 декабря 2005 г.) партия заявила о своей поддержке концепции социального государства, выступив с требованием справедливого распределения экономических результатов хозяйствования. В программе акцентировались требования бесплатного высшего образования, достойных пенсий, права на трудоустройство согласно уровню образования, сохранение минимальной зарплаты, право на автономное развитие всех словацких регионов. Речь в ней шла и о сфере здравоохранения, которая должна быть в равной степени доступной всем категориям граждан.
В своих внешнеполитических приоритетах Н-СД выступила в поддержку общеконтинентальной социал-демократической программы «Социальная Европа», подвергнув критике одностороннюю ориентацию правого правительства М.Дзуринды на США. Партия продемонстрировала намерение войти после парламентских выборов 2006 г. в правящую коалицию с теми политическими субъектами, которые готовы поддержать ее программу, ориентированную на социальные преобразования.
Своеобразным сигналом к резкой активизации деятельности Н-СД послужило новогоднее обращение (2 января 2006 г.) президента И.Гашпаровича, подчеркнувшего, что словацкое население с трудом переносит последствия экономических и иных реформ. Планировавшиеся Н-СД шаги по преодолению данного положения стали постепенно приносить свои плоды. Так, опрос общественного мнения, проведенный в мае 2006 г., т.е. накануне парламентских выборов, зарегистрировал следующие преференции: более половины словаков (51,8%) ставили премьеру правоцентристского кабинета министров самые низкие оценки за его
Словацкие социал-демократы в начале третьего тысячелетия.
51
деятельность на этом посту; лишь 16% его работу одобряли. Главным обвинением стало то, что в Словакии сохранялся высокий - выше 20% -уровень бедности12.
17 июня 2006 г. состоялись очередные выборы в НС СР. Победу на них одержала Н-СД, добившаяся поддержки 29,14% голосов электората (в 2002 г. - 13,46%) и получившая 50 мандатов из 150; на втором месте оказалась правоцентристская партия премьера Дзуринды СДХС-ДП - 18,35% (в 2002 г. - 15,09) и 31 мандат. В парламент прошли также СНП - 11,73% и 20 мандатов, ПВК - 11,68 и 20 мест, а также НП-ДЗДС - 8,79% (вместо 19,5% в 2002 г.) и всего 15 мандатов, ХДД - 8,31% проголосовавших и 14 мандатов. Учитывая сложившийся расклад политических сил в парламенте, Фицо осуществил трудно предвидимые для политика социал-демократической ориентации маневры. После переговоров со всеми парламентскими партиями Н-СД приняла решение сформировать коалиционное правительство с НП-ДЗДС (партия В.Мечьяра) и СНП.
Коалицию партии Фицо с НП-ДЗДС можно было бы хоть как-то оправдать (Мечьяр продолжал считать себя правоверным социал-демократом). Альянс же с СНП носил оттенок скандальности, но все же Фицо сознательно пошел на союз с нею: лишь энергичное правительство, по его словам, способно возводить в Словакии социальное государство. А это значит - вывести страну на новый этап развития, согласованный с общеевропейскими векторами, даже в том случае, если олицетворяющие эти векторы социал-демократы Европы не одобрят союз со словацкими националистами. И, действительно, порицание не заставило себя долго ждать. Хотя в итоге ни лидер СНП Я.Слота, ни В.Мечьяр по разным причинам не вошли в состав сформированного правительства, 4 июля 2006 г. социалистическая фракция Европарламента рекомендовала приостановить членство Н-СД в ПЕС. Нужно заметить, что 14 февраля 2008 г. президиум ПЕС принял решение о восстановлении словацких социал-демократов в структуре европейских социалистов.
Между тем новое коалиционное правительство получило в парламенте 85 мандатов из 150 (партия Н-СД - заняла 11 из 16 министерских постов). Р. Фицо, утвержденный 4 июля 2006 г. (т.е. в день отлучения Н-СД от ПЕС) премьер-министром Словакии, заверил в своем программном экспозе, что выполнит все необходимые экономические требования для введения Словакии в еврозону в 2009 г. Через год, в годовщину прихода к власти, Фицо отметил, что нынешняя коалиция является весьма стабильным и прочным политическим объединением, а если ему удастся сохранить высокие темпы экономического развития страны, она сможет просуществовать весь избирательный период - то есть полные 4 года. Он
52
Э.Г. Задорожнюк
заверил, что все партнеры коалиции разделяют общие ценности, которые можно назвать «возвращением к социальному государству», хотя и трактуют его по-своему. Фицо даже заявил, что коалиция за один год своего правления сделала в социальной сфере больше, чем предшествующее правительство за долгих 8 лет13.
На встрече И.Гашпаровича с руководителями словацких СМИ 17 января 2007 г. президент отметил, что большая часть словацкой прессы довольно скептически отнеслась к появлению правящей коалиции, однако ситуацию в стране можно назвать стабильной. Свои симпатии партии Н-СД, помимо прочего, выражали 48% опрошенных респондентов, чего в новейшей словацкой истории ранее не удавалось добиться ни одному политическому субъекту.
11 октября 2007 г. словацкое правительство одобрило проект закона о
госбюджете на 2008 год. Планировалось снижение дефицита бюджета до
2,3% ВВП, что могло бы позволить Словакии реализовать один из важнейших Маастрихтских критериев - уровень бюджетного дефицита не должен превышать 3% ВВП - для введения в стране евро. По словам премьера, законопроект, с одной стороны, учитывал эти критерии, а с другой - предоставлял государству возможность продолжать курс на
14
развитие социально ориентированной экономики .
Относительно внешнеэкономического курса правительства Р. Фицо, можно утверждать, что в нем можно обнаружить больше «дзуриндовского» поиска баланса, чем «мечьяровского» выделения особого статуса восточного направления. Так, в 2004 г. Словакия вместе с Чехией вошла в Европейский союз, а в НАТО - на 5 лет позже своего ближайшего соседа, который стал членом этого военно-политического блока в 1999 г., а вот вхождением в зону евро в 2009 г. его опередила. Этому предшествовала неуклонно, вплоть до 2008 г., нараставшая динамика роста словацкого ВВП: в 2001-2004 гг. - 4,8% годовых, в 2005 г. - 6,6%, в 2006 г. - 8,5%, в 2007 г. - 10,4%15. Характерно, что правительства в стране менялись, а рост не прекращался - вплоть до дошедшей до Словакии в 2008 г. волны глобального финансово-экономического кризиса. И все-таки и четыре (20042008) года ускоренного роста, и последующие неполных четыре (2009-2013) года нестабильности страна была и остается в той части «Европы двух скоростей» (метафорическое выражение, разделяющее Евросоюз на старых и новых членов), которая движется медленнее.
Следует подчеркнуть, что Словакия с большим трудом входила в зону евро. Ее ВВП достигал всего 1% ВВП стран еврозоны. Но то, что ей всего за два года удалось сократить бюджетный дефицит с 8% до 2,5% и опередить к
Словацкие социал-демократы в начале третьего тысячелетия.
53
2008 г. в амбициозной гонке в зону своего более богатого чешского соседа, несомненно, воодушевляло как элиту, так и словацкое общество в целом16.
При этом темпы экономического сотрудничества в восточном направлении не снижались: в 2008 г. российская сторона выиграла тендер на поставку ядерного топлива для словацких АЭС, в ноябре того же года было заключено словацко-российское соглашение о газовом транзите на 20 лет.
Лидеры коалиционного правительства демонстрировали, что Словакия является составной частью НАТО, страной-членом ЕС, которые базируются на аналогичных ценностях. Риторика некоторых представителей правящей коалиции, подчеркивавших прагматическое измерение и экономическую выгодность, как бы отодвигала на задний план ценностную основу словацкой внешней политики17. Поэтому опасения в связи с «билатеральностью» внешнеполитического курса Словакии и уменьшением ее роли как интегральной составной части НАТО и ЕС развеялись в первые месяцы работы правительства. Впрочем, они едва ли были обоснованными: просто рыхлой правой коалиции чаще приходилось, несколько даже излишне, доказывать свою приверженность западным ценностям, в то время как пришедшей к власти - больше концентрироваться на конкретных проблемах.
В целом политический курс Фицо по итогам первых лет его премьерства оказался в принципе приемлемым для избирателей. Он во многом предстал политиком новой генерации для стран Центральной и Юго-Восточной Европы, отличавшимся идеологической
неангажированностью (о чем свидетельствует его взаимодействие с СНП), способностью поддерживать сбалансированный курс во внешней политике и курс на социально ориентированную экономическую политику. Его курс, отличающийся прагматизмом, нацелен на уход от форсированных приватизации и реприватизации, от чрезмерностей патернализма и крайнего либерализма, которые приходились на время прежних премьер-министров -не только Мечьяра, но и Дзуринды - лидера СДХС.
Не могут не обратить на себя внимание заявления Фицо в духе социального прагматизма, который характерен и для деятельности всей европейской социал-демократии. Так, в своем докладе на международной конференции «Будущее Европы» в Братиславе, посвященной перспективам развития ЕС, лидер словацких социал-демократов заявил, что Евросоюз должен больше внимания уделять интересам простых граждан, а не финансовым и лоббистским группировкам. Нынешняя экономическая практика в ЕС, по его мнению, свидетельствует именно об этом игнорировании, а глобальный финансово-экономический кризис подтвердил справедливость его слов. Кроме того, Фицо отметил необходимость
54
Э.Г. Задорожнюк
разработки четких правил и механизмов для дальнейшего расширения Евросоюза. Он подчеркнул значимость принятия до конца 2009 г. Конституционного договора Евросоюза, который должен предоставить более эффективную и прозрачную систему принятия решений, упрочить статус национальных парламентов. По мнению словацкого премьера, ЕС после этой реформы приблизится к людям.
9 июня 2009 г. Фицо на пресс-конференции подвел итоги выборов в Европарламент, на которых партия Н-СД получила пять мандатов (до этого она располагала тремя мандатами). Согласно официальным результатам, в выборах в Европарламент победу одержала партия Н-СД, получившая 32,01% голосов (5 мандатов), на втором месте СДХС - 16,98% (2 мандата), затем следовала ПВК - 11, 33% (два мандата) и ХДД (10,87%, два мандата). По одному мандату получили НП-ДЗДС (8,97%) и СНП (5,55 %). При этом явка на выборы была самой низкой из всех стран Евросоюза (19,64%).
Б.Зала, один из избранных в Европарламент депутатов от партии Н-СД, подчеркнул: «Нужно совершенно четко сказать, и мы повторяем это и в наших программных документах уже в течение длительного времени, что однозначно не оправдала себя слепая вера в свободный рынок, который якобы некими саморегулирующими механизмами может обеспечить долгосрочное процветание, рост благосостояния, жизненного уровня наших граждан. По этой причине и в Словакии в течение долгих лет насаждалась концепция ликвидации регулирующих механизмов государства, но сегодня совершенно ясно, что эта политика потерпела крах, она себя не оправдала»18. Зала назвал четыре направления деятельности партии: 1) борьба за социальное государство в Словакии наряду со стремлением внести вклад в борьбу за социальную Европу; 2) защита национально-государственных интересов Словакии; 3) энергетическая безопасность; 4) развитие регионов.
Эти и другие программные установки Н-СД подверглись очередному испытанию на прочность на прошедших 12 июня 2010 г. парламентских выборах. Как и прогнозировалось многими аналитиками, они принесли победу левоцентристам; электорат поддержал Н-СД, отдав за нее 34,79% голосов.
Согласно действующим правилам, президент предложил Р. Фицо, лидеру победившей на выборах партии Н-СД, сформировать правительство. Однако Фицо не удалось найти партнеров в парламенте для создания коалиции. Более того, представители четырех вошедших в парламент правых партий заявили об отказе вступать в какие-либо переговоры с левоцентристами относительно формирования правящей коалиции. В итоге право сформировать правительство перешло ко второй по величине
Словацкие социал-демократы в начале третьего тысячелетия.
55
парламентской правоцентристской партии СДХС-ДП, возглавляемой И.Радичовой и М. Дзуриндой. В итоге Радичова заручилась поддержкой четырех парламентских правоцентристских политических субъектов и создала правящую коалицию.
Новое правительство сформировали: СДХС-ДП с 15,42% избирателей, новая партия СиС с достаточно сильным лидером и противоречивой программой неолиберального толка с элементами популизма - 12,4%, ХДД - 8,52%, еще одна новая партия - Мост-Хид (представляет интересы этнических венгров) - 8,12%. В стране сложилась, на первый взгляд, парадоксальная ситуация: новое правительство предстояло сформировать партиям, преференции которых значительно ниже уровня популярности словацких социал-демократов. Сложившаяся уникальная ситуация выглядит парадоксальной лишь на первый взгляд. Итоги парламентских выборов в Словакии в 2010 г. следует рассматривать в контексте общеевропейских электоральных предпочтений, когда к власти поочередно приходят политические силы правого и левого толка (то есть действует принцип политического маятника при сохранении единого курса на продуктивные экономические преобразования).
В августе 2010 г. депутаты высшего законодательного органа Словакии утвердили Программное заявление нового коалиционного правительства, которое возглавила И. Радичова (СДХС). «За» проголосовали 79 депутатов (из 150), оппозиция голосовала «против». Главные цели правительственной программы - здоровая экономика, борьба с коррупцией, создание новых рабочих мест и условий для успешной предпринимательской деятельности, активное гражданское общество, реформы по улучшению здравоохранения и образования. Программой намечается до конца 2013 г. снизить бюджетный дефицит страны до трех процентов в соответствии с Маастрихтскими критериями.
Фактически этих же целей придерживались и находившиеся до июня 2010 г. у власти словацкие социал-демократы. При этом надо отметить, что они выдвинули и воплотили в жизнь целый ряд политических инициатив, значимых для европейской и мировой социал-демократии в целом, освоив некоторые новые пути, значимые и для определения векторов международной социал-демократии в целом.
Свои симпатии по отношению к перешедшей в оппозицию партии Н-СД словацкие избиратели подтвердили на прошедших 27 ноября 2010 г. выборах в местные органы власти, на которых победу в большинстве городов и населенных пунктов страны одержали ее представители. Коммунальные выборы показали, что партия Фицо стала побеждать не
56
Э.Г. Задорожнюк
только в небольших городах, как в предшествующие годы, но и в таких крупных центрах, как Братислава и Кошице19.
Между тем глобальный финансово-экономический кризис продолжал распространять по миру свои щупальца, которые не могли обойти стороной и Словакию. В 2011 г. стране пришлось пойти на реальные жертвы в поддержку Греции, представившей фальсифицированные цифры относительно своего экономического положения, что не могло не уязвить словаков: те, кому надо было помогать, имели втрое большую среднюю зарплату и вчетверо большую пенсию; ВВП на душу населения в Словакии составлял 23 тыс. евро (в Греции - 27 тыс.), доля госдолга в ВВП при этом выше во второй в 4 раза.
Характерно, что словаки вошли в еврозону, ориентируясь на пример Греции, которая, скорее, имитировала, чем осуществляла стеснительные для населения меры. Неудивительно и психологически понятно, что когда это обнаружилось, то именно словаки первыми и особенно громко забили тревогу.
Первое голосование по поводу выделения средств для борьбы с кризисом проходило в парламенте 11 октября 2011 г., который сказал «нет» ратификации соглашения об увеличении стабилизационного фонда еврозоны и одновременно выразил вотум недоверия правительству. Депутаты от либеральной партии СиС жестко квалифицировали такого рода «помощь» как «путь к социализму» (примерно то же немногим ранее утверждал и президент Чехии В. Клаус). Словацкому парламенту не удалось из-за разногласий ратифицировать договор о Европейском фонде финансовой стабильности (ЕФФС). При этом голосование по данному «антикризисному инструменту» увязывалось с голосованием по вотуму доверия правительству; в результате правительство его не получило.
Партия Фицо, которая воздержалась при голосовании по ЕФФС, заключила с правящей партией соглашение, по которому Н-СД обязывалась поддержать договор по еврофонду в обмен на проведение досрочных парламентских выборов в марте 2012 г. Все же проект прошел повторно 13 октября в результате компромисса с оппозицией, в первую очередь с партией Н-СД.
На Фицо, по убеждению его оппонентов, лежит большой «грех» -дефицит бюджета в связи с его «расточительной» социальной политикой: от 1,9% ВВП в 2006 г. до 6,8% в 2009 г.20 Однако как раз избиратели этот «грех» простили, так как в 2010 г. партия получила наибольшее число голосов.
Фоном данных непростых процессов явилась интенсификация российско-словацкого взаимодействия в экономической сфере, точкой
Словацкие социал-демократы в начале третьего тысячелетия.
57
отсчета которой явился визит в Словакию президента РФ Д. А. Медведева в апреле 2010 г. Характерно в этом плане 15-е заседание Межправительственной комиссии по экономическому и научно -техническому сотрудничеству 17-18 марта в Братиславе. Стороны обменялись мнениями о перспективах взаимодействия в области энергетики, включая атомную, транспорта, промышленности, научно-технического и военно-технического сотрудничества, финансово-банковской сферы, сельского хозяйства, туризма, культуры и образования. Была достигнута
договоренность по акцентированию усилий по обеспечению
21
инновационного к нему подхода .
Примечательно и то, что объем взаимной торговли в условиях глобального кризиса демонстрировал тенденцию к росту: в первом квартале 2011 г. он вырос по сравнению с первым кварталом 2010 г. на 23,5%, причем российский экспорт - на 28,8%, а импорт - на 12%22. Особо впечатляет укрепление связей на уровне регионов: министерство экономики Словакии в 2011 г. зафиксировало связи всех административных округов страны с 21 субъектом РФ; тем самым региональная составляющая нивелирует последствия глобального экономического кризиса на уровне отношений между двумя странами. В целом же ориентация на прочность и продуктивность связей с Россией носит инвариантный характер.
Важно и другое: Словакия, аттестовавшаяся заокеанским политиком М. Олбрайт в начале 1990-х годов как «черная дыра Европы»23 и, казалось бы, «обреченная» на вторые роли в Вишеградской четверке, по ряду параметров задает ей в настоящее время конструктивные цели развития. В их числе разрешение таких взаимоисключающих ситуаций, как функционирование в политическом пространстве двух полюсных и предельно рыхлых коалиций (либерал-центристы плюс христианские демократы в правительствах Дзуринды и Радичовой, социал-демократы плюс националисты в правительстве Фицо); вхождение в еврозону при одновременном сохранении потенциала внешнеэкономических отношений вне Евросоюза (в первую очередь с Россией); конъюнктурно продуктивное решение национального вопроса вопреки идеологизированным обвинениям в его наличии (следов националистически ориентированной политики -основного греха, в котором обвиняли и В. Мечьяра, и Р. Фицо, и даже их политических оппонентов, - почти не заметно).
Внешнеэкономическое положение Словакии делает практически безальтернативной линию на своеобразное посредничество в отношениях между Востоком и Западом. Надо учесть, что сложившиеся конструктивные отношения с Россией предоставляют ей шанс стать местом встречи многих инициатив. Так, еще в начале 2005 г. в столице Словакии прошло событие,
58
Э.Г. Задорожнюк
привлекшее внимание всего мира. Здесь 24 февраля в Братиславском замке состоялся российско-американский саммит на высшем уровне, наметивший новые перспективы сотрудничества между двумя странами, в первую очередь в борьбе с международным терроризмом. После него президент РФ В.В. Путин встретился с высшим руководством СР - президентом И. Гашпаровичем и премьер-министром М. Дзуриндой. В интервью для Словацкого радио накануне саммита В.В. Путин заявил, что после вхождения Словакии в Евросоюз российско-словацкие отношения не изменились. «В целом, - сказал российский президент, - наши отношения развиваются успешно и отвечают общей стратегии отношений России и ЕС»24. После переговоров был подписан новый Договор о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве между двумя странами, особо подчеркивался его прагматический характер. Этот договор во многом помог Словакии в семь неспокойных лет ее истории - от эйфории в первые четыре года существования ее в Евросоюзе, увенчавшихся вхождением в зону евро, до тревожных трех последних лет.
Следует еще раз подчеркнуть, что Словакия достаточно четко продемонстрировала наличие «Европы двух скоростей» в рамках не только Евросоюза, но и еврозоны, и это - весьма примечательный факт ее социально-экономической и политической истории. А если учесть, что она выступает единственным представителем стран Вишеградской четверки в этой зоне (и своеобразным ее адвокатом), еще в большей мере обращает на себя внимание. Важно и то, что экономические связи с Россией - далеко не последний фактор ее политического веса. К примеру, президент РФ Д. А.Медведев еще в 2010 г. «легитимизировал» линию на строительство АЭС. Этот опыт был воспринят Чехией лишь в декабре 2011 г. в ходе его визита в страну.
Таким образом, сложные внутриполитические перипетии в истории независимого словацкого государства не подрывают линии на конструктивность многовекторных экономических связей страны с высоким удельным весом таких связей с Россией на фоне - и это нужно подчеркнуть особо - вступления в еврозону. О нарастании потенциала указанных связей говорят не только цифры и факты, но и инвариантная стабильность отношений Словакии с Россией в целом.
Современная экономическая ситуация в Словакии характеризуется тем, что она - в пример другим европейским странам - с меньшими потерями выходит из кризиса. Словацкая экономика испытывает негативное воздействие ослабления внешнего спроса, вызванного замедлением экономического роста в странах еврозоны. Прогноз темпов роста словацкого ВВП на 2012 г. скорректирован министерством финансов
Словацкие социал-демократы в начале третьего тысячелетия.
59
страны с первоначальных 3,4% до 1,7%, причем ЕБРР предрекает Словакии еще более низкий рост - на уровне 1,1%. Замедление экономического роста может неблагоприятно сказаться на темпах бюджетной консолидации, и Словакии не удастся в 2012 г. сократить дефицит бюджета до запланированного уровня в 3,8 %. Все же ситуация не так устрашающа для страны, поскольку ее политическое руководство ориентировано на гибкую политику сдерживания внешних угроз и мобилизации населения страны на преодоление угроз внутренних. И даже если государственный долг Словакии, согласно прогнозам, может увеличиться к 2013 г. до 45% ВВП, это не должно подорвать ее экономический потенциал и привести к свертыванию социальных программ. Общий прогноз таков: социал-демократическое правительство способно не допустить краха, наблюдающегося в странах южной Европы. Можно согласиться со следующим выводом: «Усиливающаяся неопределенность в мировом экономическом развитии, долговой кризис и неослабевающие бюджетные проблемы в европейском регионе могут негативно отразиться на росте инвестиционных потоков в Словакию, имеющих первостепенное значение для восстановления внутреннего спроса на трудовые ресурсы. Однако благодаря уже запущенным иностранными инвесторами проектам страна может рассчитывать в ближайшие полтора-два года на довольно активный прирост рабочих мест»25.
Специфика - а во многом и прецедентность - опыта словацкой социал-демократии заключается в том, что ее лидерам удалось соединить платформы и усилия трех типов словацких социал-демократических политических субъектов, характерных для региональной центральноевропейской модели социал-демократии, опираясь на установки социального прагматизма. Эти установки сводятся к тому, что во главу угла политической активности ставятся реальные интересы государства и его граждан с опорой на разного рода компромиссы. Эту линию проводит правящая коалиция в современной Словакии; в условиях кризиса она оказалась как никогда ранее востребованной, что и привлекает международное внимание к опыту словацкой социал-демократии. В плане внутренней политики она сводится к консолидации разнородных и даже конфликтующих политических сил для достижения национально значимых целей, а в плане внешней - к признанию необходимости развивать международные отношения по всем векторам, избегая диктата -экономического или идеологического - с любой стороны. По крайней мере, до конца первого десятилетия нового века есть все основания утверждать, что словацкий опыт соединения внутриполитических сил и баланса внешнеполитических векторов оказался удачным.
60
Э.Г. Задорожнюк
Словацкая социал-демократия, не отказываясь от своих глубоких традиций, одна из которых связана с именем Александра Дубчека, стоит на высоте поставленных задач. Пока явных сбоев в политическом курсе данной партии не наблюдается, и в данном отношении опыт формирования ее дискурса и интеграции социал-демократии в стране можно признать удачным и заслуживающим применения в других странах региона. Он вызывает также растущий интерес со стороны устоявшихся сил социал-демократии в Западной, Центральной и Юго-Восточной Европе, а также формирующихся в Европе Восточной, в частности в Российской Федерации. Важно подчеркнуть еще раз то новое слово, которое внесла в центрально-европейскую модель словацкая социал-демократия. Это реализовавшаяся в структурах партии Н-СД попытка интеграции разных типов социал-демократических движений. Она удалась, и избиратели, пристально наблюдая за становлением партии, предпочли видеть ее представителей в парламентах новых созывов.
Успешность политики партии Н-СД побуждает европейских социал-демократов четче определять свои цели и избегать идеологизированных обещаний. Небольшое славянское государство в самом центре Европы тем самым привлекает к себе внимание не только ближайших соседей по региону (вряд ли следует сбрасывать со счетов предпочтение чешскими избирателями социал-демократа М. Земана, избранного в ходе прямого всеобщего голосования на пост президента Чехии в конце января 2013 г.) -оно усиливает притягательность социал-демократической идеи в масштабах всего европейского континента и в начале третьего тысячелетия.
Примечания
1 В октябре 2011 г. парламентская партия Свобода и справедливость (СиС) вышла из состава правящей правоцентристской коалиции из-за несогласия с премьер-министром И.Радичовой в связи с требованиями ЕС увеличить свой финансовый стабилизационный фонд. Спор вокруг расширения фонда по спасению евро завершился распадом правоцентристской правящей коалиции.
2 http://app.statistics.sk/nrsr2012/sr/tab3.jsp?lang=sk; см. также: http://app.statistics.sk/nrsr2012/grafgraf1 sr.j sp?lang=sk
3 http://app.statistics.sk/nrsr2012/sr/tab4.jsp?lang=sk
4 http://app.statistics.sk/nrsr2012/sr/tab3.jsp?lang=sk
5 К началу 2013 г. левые у власти находились в следующих странах Европы: Австрия (канцлер В.Файман); Бельгия (премьер-министр Э. Ди Рупо); Дания (премьер-министр Х.Торнинг-Шмитт); Норвегия (социалисты входят в правящую коалицию); Румыния (премьер-министр В.Понта); Словения (президент Б.Пахор, премьер-министр Я.Янша); Франция (президент Ф.
Словацкие социал-демократы в начале третьего тысячелетия.
61
Олланд); Хорватия (премьер-министр З.Миланович); Черногория (премьер-министр М.Джуканович); Чехия (президент М. Земан). См.: Химшиашвили П. Чехи тоже выбрали социалиста // Ведомости. 2013. 29.I. По непонятной причине газета не отнесла нынешнюю Словакию к странам, где у власти находятся левые, хотя именно она наиболее рельефно выявляет социал-демократические векторы развития центральноевропейского региона в третьем тысячелетии.
6 http://www.rozhlas.sk/radio-intemational-m/tema-dna/=2&i=32490&p=1
7 См.: ZadorozhnyukElla G. The concepts of a New Europe in the Programms of the Political Parties of Social Democratic Orientation in Central Europe // A New Europe. Images of the Democratic Order. Wroclaw, 1997; Задорожнюк Э.Г. Социал-демократия в Центральной Европе. М., 2000; она же. Социал-демократия Центральной Европы: достижения и приоритеты на рубеже XX-XXI веков // Европа. Варшава, 2002. T. 2. № 3 (4); она же. Место встречи - Словакия // Год планеты. 2005. М., 2005; Marusiak J. Smer - from Pragmatism to Social Democracy? Seeking Identity // Trajectories of the left. Social Democratic and (Ex-)Communist Parties in Contemporary Europe: Between Past and Future. Brno, 2005; idem. Fenomen strany Smer: medzi «pragmatizmom» a socialnou demokraciou // Stfedoevropske politicke studie. VIII. 2006. C. 1; Задорожнюк Э.Г. Чехия и Словакия в начале нового тысячелетия: разнонаправленные поиски приоритетов политического развития // Общественные трансформации в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (90-е годы XX - начало XXI столетия). М., 2008; она же. Центральноевропейская модель социал-демократии. Словацкий вариант // Социал-демократия в российской и мировой истории. М., 2009; она же. Социал-демократия в Словакии и Чехии: вариативность моделей и политические реалии // Кризис европейской социал-демократии: причины, формы проявления, пути преодоления. М., 2010; Zadoroznuk Ella G. Vybrane aspekty socialnodemokratickeho diskurzu na Slovensku na prelome 20. a 21. storocia // Studia politica slovaca. Bratislava, 2011. N° 2.
8 Подробнее см.: Задорожнюк Э.Г. Социал-демократия в Центральной Европе. С. 7.
9 На парламентских выборах 1998 г. Чешская социал-демократическая партия с 32,31% голосами избирателей впервые опередила правую Гражданскую демократическую партию (27,74%). См.: Центральноевропейские страны на рубеже XX-XXI веков. Аспекты общественно-политического развития. Историко-политологический справочник. М., 2003. С. 149.
10 См.: FicoR. Niet smeru okrem Smeru? // Slovo. 2004. 20. IX.
11 Подробнее см.: Zadoroznuk Ella G. Vybrane aspekty socialnodemokratickeho diskurzu na Slovensku na prelome 20. a 21. storocia.
12 См.: Задорожнюк Э.Г. Центральноевропейская модель социал-демократии. Словацкий вариант. С. 415.
13 Там же. С. 419.
14 http://www.strana-smer.sk/index
15 Центральная и Восточная Европа: уроки мирового кризиса. СПб. 2011. С. 243.
16 Есonomist. 2011. 23.VII. P. 24.
62
Э.Г. Задорожнюк
17 См.: HyncicaP. Volby 2006 a zm5na vlady na Slovensku // Politologicka revue. 2007. № 1. S. 130133.
18 http://www.strana-smer.sk/23/1206/smer-socialna-demokracia-vo-volbach-do-europskelio-parlamentu.html
19 http://app. statistics. sk/kv2010/sr/tab3 .j sp?lang=sk
20 Зеркало недели. 2011. 4. XI.
21 http://www.rusemb. sk/rus/russia-and-slovakia/ spravka/
22 Там же.
23 Чехия и Словакия в ХХ веке. Очерки истории. Т. 2. М., 2005. С. 384.
24 Там же. С. 425.
25 Копытина М., Левин Л. Словакия в условиях глобальных потрясений // Свободная мысль. 2012.№>9-10.