Ю. Ф. Кузнецов
Екатеринбург, Россия
СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ
ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Аннотация: в статье описаны особенности словарной работы в рамках проведения уроков истории в специальной (коррекционной) школе.
Ключевые слова: словарь, словарный запас, словарная работа.
Сведения об авторе: Кузнецов Юрий Федорович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик преподавания школьных дисциплин в специальной (коррекционной) школе.
Место работы: Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург.
Контактная информация: 620017, тел. (343) 2367525
Учащиеся в школе овладевают научными понятиями, включая исторические, что требует от них осознания значения слов. Значение -«смысл, то, что данный предмет (слово, знак, жест) обозначает» [4, с. 202]. Овладение новым словом-термином для ученика - это не пассивное, чисто механическое запоминание значения слова и его соотнесение с определенным предметом, действием или явлением, а активный, целенаправленный процесс. Данный процесс включает определенную последовательность, начиная со смутного представления значения нового слова, его применения
J. F. Kuznetsov
Yekaterinburg, Russia
WORK WITH VOCABULARY AT THE LESSONS OF HISTORY IN A SPECIAL SCHOOL OF TYPE VII
Abstract. The article describes the ways of working with the vocabulary at the lessons of history in a special (correctional) school.
Keywords: vocabulary, expanding vocabulary.
Information about the author: Yury F. Kuznetsov, Ph.D., Assistant Professor, Chair of Methodology of Teaching School Subjects in Special (Correctional) Schools.
Place of work: the Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg.
'. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д.26,
учеником, и, наконец, на заключительном этапе действительное его освоение.
Конечной целью словарной работы по обогащению исторического словаря школьников является использование учащимися новых слов в собственных высказываниях. Поэтому в методике говорят об активном и пассивном словаре. Основное отличие активного словаря от пассивного проявляется в уровне владения словом. Слово входит в активный словарный запас ученика, если он осознает значение этого слова, умеет правильно сочетать его с другими словами и уместно упот-
реблять в своей речи. Осознание значение слова - это только начало овладения содержанием исторического понятия. К пассивному словарному запасу принадлежит слово, если оно в сознании ученика соотносится с реалией или понятием и он понимает его хотя бы в самом общем виде, но не умеет правильно употребить или не употребляет в речи [3, с. 16-17].
Словарная работа - это систематическое, целенаправленное
овладение под руководством учителя незнакомыми или знакомыми, но трудными словами, усвоение их значений и сфер употребления с целью использования в собственных высказываниях. Совершенствование словарного запаса школьников происходит на количественном и качественном уровнях.
При организации словарной работы с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения, следует учитывать особенности осмысливания ими значения отдельных слов и выражений. Так, если действующее в рассказе лицо называется по-разному (Иван IV - великий князь - царь - Иван Грозный), то некоторые учащиеся могут не понять, что речь идет об одном и том же человеке. Встречаются школьники, которые отдельные выражения понимают буквально. Например, если учитель или текст учебника используют выражение «поход Батыя на русские земли», то такие ученики могут представить не войско под командованием хана Батыя,
а одного человека, который пошел войной на Русь. Иногда уже знакомые школьникам слова употребляются с новым смысловым оттенком или с переносным значением, в таком случае школьники могут неправильно понять весь исторический рассказ или соответствующий его фрагмент. Так, в тексте учебника встречается выражение «...стремился сесть на престол». Некоторые школьники могут воспринять эту фразу в смысле «хотел сесть на какой-то стол», поскольку слово сесть понимается ими буквально, а слово престол из-за недопонимания заменяется созвучным стол. Зависимость значения слова от контекста часто встречается в исторических учебных текстах. Подобные случаи неправильного осмысливания слов и оборотов речи необходимо предусматривать и предупреждать путем соответствующих разъяснений.
Кроме того, у учащихся с нарушением интеллекта за словами и фразами часто не возникают или возникают слабые, нечеткие исторические представления, что приводит к механическому запоминанию. Поэтому большое значение для полноценного осознания слов и выражений исторической направленности имеет тщательная подготовительная работа по созданию у школьников необходимых представлений, возникающих на основе наглядно-чувственного восприятия и последующего воспроизведения ранее воспринятых образов. Например, для осознанного воспри-
ятия термина «подсечное земледелие» учитель с помощью приема картинного и аналитического описания с опорой на картины, меловые рисунки и аппликации раскрывает смысл и последовательность такого земледелия у славян. Перед семиклассниками наглядно предстает последовательная система действий: они на рисунках видят вырубку деревьев, корчевание пней и корней, сжигание подсохших деревьев и кустарника, смешивание золы с землей с помощью рыхления, посев зерна, охрана посевов от птиц и грызунов, сбор урожая (жатву). Только после создания таких наглядных образов у школьников по ходу чтения будут возникать в сознании правильные представления об особенностях данного вида деятельности, они будут готовы осмысленно прочитать в учебнике текст, содержащий краткое перечисление действий, выполняемых при подсечном земледелии: «Основным занятием восточных славян было земледелие. Сначала им надо было подготовить землю для посева: вырубить деревья, очистить поле от корней и пней - выкорчевать их. Срубленные деревья и выкорчеванные пни и корни сжигали, а золу разбрасывали. Зола - хорошее удобрение. Затем землю разрыхляли, перемешивая с золой обыкновенным бревном с сучками (борона-суковатка). Бревно было тяжелым, его волокли по полю несколько сильных мужчин.» [5, с. 54].
Такая подготовительная кропотливая работа по созданию необходи-
мых образов, подчеркивает П. В. Гора, «педагогически оправдана, так как без нее ученики вместо усвоения полноценного исторического знания запоминают слова, фразы, лишенные конкретно-исторического содержания» [1, с. 133-134].
Словарная работа организуется на основе определенных принципов и проводится с использованием соответствующих приемов. Приучить школьника вслушиваться в слова и фразы, научить его видеть связь слова с другими и понимать многозначность слов, их прямое и переносное значение можно, если словарная работа будет вестись систематически и на межпредметном уровне: во внеурочное время, на уроках русского языка, чтения, развития речи, географии, истории и т. д. Особое значение имеет ее правильная организация на уроках чтения, где она не должна сводиться, как это часто бывает, только к правильному произношению слов, их написанию и объяснению современного значения.
С начальных классов необходимо заинтересовать школьников объяснением слов с исторической точки зрения, включая и их этимологию, т. е. историю происхождения. Начинать данную работу следует с самых обычных часто встречающихся слов. Так, слово берёза восходит к слову белый; вилок - к исконному вить; корова - к общеславянскому кор - «рог»; кочан - к слову кочка; лягушка - к исконному ляга (от лягать - «бить ногами»);
пирог - к слову пир; слова пастбище, пастух, пасти, паства имеют древнерусский корень -паст-, означающий спасти, уберечь, избавить от опасности; слова колесо, околица, кольцо, колесить происходят от древнерусского коло (круг); и т. д. Язык-источник на этом этапе учащимся можно не сообщать, достаточно слов «в старину» или «в древности».
Особенно часто этимология слов выясняется на уроках истории: слово вече, как и слова привет, завет, совет, завещание, ответ, навет, имеют корень -вет- от древнерусского вещать, говорить, изрекать; слово оброк - от обречь, обрекать себя на что-то; слово царь связано с именем византийского императора Юлия Цезаря (императоров Византии русские люди вначале называли цезарями, потом царями); понятие дворяне произошло от слов «двор князя», «двор боярина» (младшие дружинники в мирное время работали при дворе своего князя или боярина, выполняя многочисленные поручения); слово
культура - от слова культ (служение божеству, преклонение перед кем-то или чем-то, почитание).
Уже с начальных классов следует приучать учащихся находить в тексте учебников незнакомые слова, интересоваться их значением. Если учитель не поощряет и не развивает этого стремления у детей, то у них складывается привычка читать текст поверхностно, бездумно, не вникая в глубину его смысла.
Учителю не следует стремиться давать в готовом виде объяснения значений всех слов. Надо постоянно побуждать школьников к нахождению их объяснений в учебнике (тексте, наглядности), а в более старших классах - и в словарях, детской энциклопедии и в других источниках, стимулировать их самостоятельность.
Склонность умственно отсталых учащихся к усвоению однозначности слова надо предупреждать путем разъяснений и организации упражнений по нахождению в учебнике (речи учителя и т. п.) других значений для усваиваемого термина. Так, слово орда, встречающееся семиклассникам при изучении периода раздробленности Руси, может означать монголо-татарское войско; монголо-татарское государство (Золотая орда); ставку хана в виде ханского шатра. В современном языке под ордой подразумевается неорганизованная, необузданная толпа.
Значение слов, которые обозначают конкретные предметы, обычно выясняется с помощью образной наглядности (орудия труда, вооружение и т. п.). При этом в работе с наглядностью надо чаще использовать прием варьирования, который помогает предупредить и скорригировать возникновение искаженного или неполного образа у школьников с нарушением интеллекта из-за того, что они часто обращают основное внимание на яркие второстепенные детали, выдавая это второстепенное за основное («щиты у славян были только
красного цвета»; «дружинники - это люди, на которых надета кольчуга»). Прием варьирования поможет ученикам увидеть несущественные, постоянно изменяющиеся свойства (цвет, размер и др.), выделить существенные, неизменные и общие для всех изображений подобного объекта. Так, сравнивая несколько рисунков, которые изображают вооружение и доспехи древнерусских воинов, школьники под руководством учителя обратят внимание, например, на то, что щиты у них могли быть разными по цвету (не обязательно красными), по размеру и форме (у конных воинов одни, у пеших - другие). Делается вывод, что это все изменяющиеся несущественные признаки. Термин существенные признаки можно разъяснить как главные, основные, без которых предмет теряет свое назначение. Так, основное назначение боевого щита - оборонять, защищать воина от стрел и вражеских ударов (оборонительный доспех), но чтобы щиты выполняли это предназначение, они должны быть прочными, легкими и удобными в бою. Все это и составляет существенные признаки данного предмета.
Для выяснения значения некоторых слов применяется другое средство наглядности - карта. Так, учащиеся лучше поймут, почему в понятии «восточные славяне» появилось слово восточные, если на соответствующей исторической карте вначале найдут места расселения южных и западных славян; термин прибалтийские земли они
осознают, если покажут на карте земли, расположенные рядом с Балтикой (при Балтийском море); то же самое со словом Поволжье.
Некоторые слова объясняются на основе вида занятия: полюдье -ходить по людям за данью (сбор князем дани); барщина - работа на барина; деревня - от глаголов драть, деру (прежде чем строиться в лесной местности, в которой жили восточные славяне, вначале надо было освободить место от деревьев и кустарников, а их приходилось выдирать, прилагая большие усилия, а отсюда деру - деревня); происхождение слова кузнец, как и кузница, наковальня, подкова, оковы, коварный, связано с действием ковать, кую.
Значение сложного составного слова учащиеся могут понять, если под руководством учителя разделят его на простые: землевладелец -земля, владеть; воевода - воев (воинов) водить; князь - кн (сокращенное конь), язь (язъ - древнеславянское человек) - человек на коне.
Отдельные слова лучше осознаются, если к ним школьники осуществят подбор однокоренных слов: дань - давать, подаяние; барщина - барин, баре; пехота - пеший, пешеход, пешком; ведьма -ведать, весть, невежда; пряха - пряду, рядиться, ряд, наряд, неряха; промысел - промышлять, промышленность. В других случаях подбираются слова-характеристики,
отражающие свойства, признаки изучаемого материала. Например,
ученикам предлагается выбрать слова, которые характеризуют народ Руси в период монгольского ига (угнетенный, покорный, мужественный, слабый, трусливый, трудолюбивый, угодливый, свободолюбивый), или слова для характеристики Петра I (трудолюбивый, добрый, энергичный, ленивый, жестокий, заботливый, решительный, талантливый, деятельный) с последующей конкретизацией выбранных слов примерами.
Используется подбор синонимов и антонимов. Это помогает лучше оттенить смысл, уточнить значение некоторых слов. Например: иго - угнетение, крестьянин - земледелец, землепашец, хлебороб; хан
- князь; равенство - неравенство; общая собственность - частная собственность.
Есть термины, которые можно объяснить по смыслу: декабристы
- в декабре. От слова кремний (крепкий камень) произошло слово кремль; от слова короб - корабль. Слово бояре (старшие дружинники, командиры отдельных полков) происхождением, по-видимому, связано с фразой «более ярые в бою».
Значение некоторых обобщающих слов-терминов лучше осознается, если предложить учащимся убрать из ряда слов лишнее, а затем оставшиеся слова назвать одним обобщающим словом: серп, мотыга, (щит), топор, лопата, соха - орудия труда; кузнецы, гончары, бояре, бондари, плотники - ремесленники.
На уроках истории надо при-
учать учащихся использовать термины, употребляемые в изучаемый период. В. Г. Карцов указывает, что в Х1У-ХУ вв. вместо слов солдаты, офицеры (тогда в России не было регулярной армии), а также командир, патруль, барин, зал (они появились позже) надо употреблять старые русские слова - дружинники, воевода, начальник, дозор, боярин, помещик, слуга, палата. Он рекомендует использовать эпитеты и обороты речи, свойственные изучаемому времени и передающие колорит эпохи, ее эпические особенности. Так, в рассказах о битвах периода Древней Руси надо применять слова-выражения типа: булатный меч, копье червленое, стрелы острые, лук тугой [2, с. 59].
Эпические особенности эпохи хорошо усваиваются при работе с поговорками, пословицами, крылатыми словами, меткими оборотами речи. В 7-9 классах учителям и воспитателям надо чаще использовать в речи исторические пословицы, поговорки, крылатые слова, способствуя их осмысленному восприятию учащимися и применению в своей речи. При работе с ними школьники под руководством учителя выясняют, когда и в связи с чем могло появиться такое выражение, в каких случаях его можно использовать сейчас. Так, поговорка «Тут - что Мамай воевал» связана с опустошительными набегами монго-ло-татар; поговорки «Были, были - и бояре волком выли» и «Отольются волку овечьи слезы» намекают на
народные восстания, на неотвратимость наказания власть имущих за издевательства над народом; поговорка «Голодный француз и вороне рад» связана с голодным для французов пребыванием в Москве зимой 1812 г. и т. п. Школьникам даются различные практические задания со словами и образными выражениями: на классификацию (разделите перечисленные выражения на группы; озаглавьте эти слова; с какими из названных здесь людей связаны эти выражения), на объяснение смысла, в том числе и переносного (на рисунке в учебнике рассмотрите бояр и объясните выражение «работать спустя рукава»; сосчитайте на рисунке в учебнике «Славянская семья» количество изображенных людей, а потом попробуйте объяснить происхождение слова «семья»).
В соответствующих исторических темах надо предлагать школьникам разгадывать загадки, подчеркивающие важные признаки изучаемых объектов. Так, загадка «Маленький, горбатенький, по ниве побежал, каждый колос задрожал» отражает существенные свойства серпа, а загадка «Из липы свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет. Гуляй, Матвей, обувки не жалей, до субботы доживем - новые сплетем» отражает материал, из которого делались лапти, и его основные особенности.
Для активизации словарной работы на уроках можно организовывать так называемые словарные пятиминутки или разминки, когда
учитель в течение 2-4 минут ставит перед классом вопросы и задания на выяснение знания новых слов и их значения. Подбор слов учитель осуществляет с учетом изучаемой темы, периода времени, уровня усвоения значения слов школьниками и т. п. Такую работу можно проводить в удобное время на уроке, но это надо делать систематически из урока в урок, тогда и будет виден положительный результат. Поскольку в словарной работе большое значение имеют действия самих учеников со словами, словосочетаниями и афоризмами, то учите -лю наряду с вопросами надо давать школьникам разнообразные практические задания. Так, например, можно предложить задания на соединение разрозненных частей поговорок и пословиц, подбор синонимов и антонимов, выделение лишнего слова, классификацию слов-терминов, подведение частных слов-понятий под более общие, выделение корня в однокоренных словах, подбор однокоренных слов и т. п.
При проведении разминок и пятиминуток важны задания на выяснение признаков изучаемого слова-понятия. Отрабатывая слово помещик, учащиеся подбирают к карточке с этим словом те иллюстрации, которые ему соответствуют, потом находят среди других карточек те из них, на которых написаны существенные признаки этого понятия - «человек, который за службу государю получал от него землю, помещался на нее», «владелец зем-
ли», «владелец крестьян, которые были прикреплены к его земле и жили на ней», затем объединяют содержание этих карточек одним суждением, давая определение понятию «помещик». Так постепенно обогащается и конкретизируется содержание понятий, выделяются их типические признаки.
Наиболее сложные для понимания и произношения слова необходимо вынести на доску и поработать с ними до рассказа учителя или чтения текста, потренироваться в правильном произношении, поскольку по ходу связного изложения работа с такими словами может отнять довольно много времени и это отвлечет учащихся от уяснения смысла всего материала в целом.
В работе над новым историческим термином можно выделить определенную последовательность.
Вначале школьники побуждаются к нахождению непонятных слов-терминов в новом материале, после нахождения такого слова уточняется его произношение и написание, возможные формы его изменения (по числу, роду, падежам и т. п.). Затем ученики пытаются объяснить значение и происхождение слова, опираясь на контекст, в котором слово использовано (интуитивное понимание), на объяснение в учебнике, рисунке и других источниках, путем подбора родственных слов, слов синонимов и антонимов и т. п. При этом педагог, организуя работу школьников, сам дает объяснение в последнюю оче-
редь. При необходимости он помогает учащимся дать определение новому слову-понятию. На заключительном этапе ученики составляют с новыми словами предложения и фразы, включают их в рассказ, выполняют с ними другие практические работы.
Последовательная и постоянная работа со словом учит школьников наблюдать, вдумчиво читать, осмысленно воспринимать фильмы художественно-исторического со-
держания, правильно передавать свои мысли.
Литература
1. Гора, П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе : пособие для учителей / П. В. Гора. - М. : Просвещение, 1988.
2. Карцов, В. Г. Методика преподавания истории в начальной школе / В. Г. Карцов. - М. : Учпедгиз, 1959. - 172 с.
3. Левушкина, О. Н. Словарная работа в начальных классах / О. Н. Левуш-кина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой.
- М. : Рус. яз., 1986.
5. Пузанов, Б. П. История России : учеб. для 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Секо-вец, Н. М. Редькина. - М. : Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
© Ю. Ф. Кузнецов, 2010