Научная статья на тему 'Слоновые колесницы Антиоха IV'

Слоновые колесницы Антиоха IV Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
433
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА / ЭЛЛИНИЗМ / СЕЛЕВКИДЫ / АНТИОХ IV / ANCIENT HISTORY / HELLENISM / SELEUCIDS / ANTIOCHUS IV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнов Станислав Викторович

В статье представлена попытка объяснить присутствие двух колесниц, запряженных парой и четырьмя слонами при празднованиях в Дафнах в 166 до н.э (Polyb. XXX. 25.11). Автор полагает, что этот эпизод имеет эллинистические корни. Колесница, запряженная слонами, представлена на монетах Селевка, также как на тетрадрахмах, выпущенных в период регентства его сына Антиоха I. Эти колесницы управлялись не Афиной, но самим Селевком, который заимствовал изображение колесницы со слоном со статера Птолемея, где ею управлял Александр Великий. Большой интерес представляет факт, что на монетах Селевка колесницы запряжены двумя и четырьмя слонами. Вообще, слоновая колесница являлась символом власти Селевкидов над Востоком. Автор рассматривает появление слоновых колесниц при празднованиях Дафн как элемент царской пропаганды накануне будущей восточной кампании в 165 до н.э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ELEPHANT CHARIOTS OF ANTIOCHUS IV

The paper is an attempt to explain the presence of two chariots with a pair and four elephants in harness at the Daphne celebrations in 166 BC (Polyb. XXX. 25.11.). We consider this episode as being deeply Hellenistic rooted. The elephant chariots are shown on coins of Seleucus I as well as on tetradrachms issued during the co-regency of his son Antiochus I. These chariots were driven by Athena, but Seleucus I himselfborrowed the image ofelephant chariot from staters of Ptolemy I where they were driven by Alexander the Great. The fact of great importance and interest is that the chariots on Seleucus' coins were depicted as harnessed by two and four elephants. The elephant chariot is a symbol of Seleucids power over the East. So, we consider its appearance at the Daphne celebrations as an element ofroyal propaganda on the threshold of future eastern campaign started in 165 BC.

Текст научной работы на тему «Слоновые колесницы Антиоха IV»

ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И АРХЕОЛОГИЯ

Древний Восток. Рим

© 2009

С.В. Смирнов СЛОНОВЫЕ КОЛЕСНИЦЫ АНТИОХА IV

В статье представлена попытка объяснить присутствие двух колесниц, запряженных парой и четырьмя слонами при празднованиях в Дафнах в 166 до н.э (Polyb. XXX. 25.11). Автор полагает, что этот эпизод имеет эллинистические корни. Колесница, запряженная слонами, представлена на монетах Селевка, также как на тетрадрахмах, выпущенных в период регентства его сына Антиоха I. Эти колесницы управлялись не Афиной, но самим Селевком, который заимствовал изображение колесницы со слоном со статера Птолемея, где ею управлял Александр Великий. Большой интерес представляет факт, что на монетах Селевка колесницы запряжены двумя и четырьмя слонами. Вообще, слоновая колесница являлась символом власти Селевкидов над Востоком. Автор рассматривает появление слоновых колесниц при празднованиях Дафн как элемент царской пропаганды накануне будущей восточной кампании в 165 до н.э.

Ключевые слова: история древнего мира, эллинизм, Селевкиды, Анти-ох IV.

В тридцать первой книге своей «Истории» Полибий описывает праздники в Дафне, организованные Антиохом Эпифаном в честь удачных походов в Египет. В качестве одного из центральных элементов своего повествования автор избрал описание торжественного шествия войска, принимавшего участия в этих походах. Полибий скрупулезно перечисляет состав армии Антиоха IV, порядок следования воинских частей в торжественной процессии, количество воинов, их вооружение. Однако помимо привычных для армии Селевкидов фаланги, конницы «друзей» (о! ' ЕтаТроь i^^eXç), агемы (то ау^ца), мы обнаруживаем здесь, как кажется на первый взгляд, весьма странные и удивительные для армии единицы — 240 пар гладиаторов, пять тысяч юношей цветущего возраста, одетых в кольчуги (êv 0ыра^!У а\ш!8ытоТ?) на римский манер, и две колесницы, запряженные четверкой и парой слонов. И если гладиаторов и по-римски вооруженный отряд традиционно называют «подражательством институтам победоносной республики»1, то слоновые колесницы (еХефаутау

арца) вызывают у исследователей некоторое затруднение. Чаще всего их при-

2

нято характеризовать как просто увеселительный элемент этого шествия .

Но так ли это на самом деле? Что же такое эти слоновые колесницы? Почему они появились на праздниках в Дафне? Выставлялись ли слоновые колесницы на потеху публики или заключали в себе какой-то особый смысл?

Безусловно, biga и quadriga слонов, занятые в шествии — элемент скорее торжественный, чем военный. В целом древние авторы представляли себе слоновую колесницу как символ роскоши, которую позволить себе мог далеко не каждый правитель. По своему происхождению слоновая колесница была одним из индийских детищ. Так, Страбон свидетельствует, что такие колесницы особо чтились в Индии (XV. 1. 43), а Курций Руф называет слоновые колесницы непосредственным атрибутом индийских правителей (VIII. 9. 29).

Однако сюжет слоновых колесниц Антиох IV, по всей видимости, заимствован не у индусов, а у своих предков — первых Селевкидов. На монетах Селевка I, а также на соправительских и самых первых монетах Антиоха I мы можем обнаружить слоновые колесницы. Так же, как и на праздниках в Дафне этих слонов два и четыре. Рассмотрим эти монеты подробнее.

Одним из наиболее распространенных монетных типов Селевка на востоке была монета с изображением головы Зевса в лавровом венке на аверсе и Афины, управляющей колесницей, запряженной парой или четверкой слонов на реверсе. Начало выпуска этих монет датируется примерно 295/294 гг. до н.э. Таким образом для многих монетных дворов, основанных Селевком, этот монетный тип стал первым в истории их чеканки. К примеру, для Селевкии на Тигре эта монетная серия была одной из первых. Собственно сам монетный тип, условно названный «слоновая колесница», появился в Селевкии на Тигре на серебряных монетах различного веса: тетрадрахмах (SC. 130), драхмах (SC. 131) и на гемидрахмах (SC. 133). После его стали использовать в Сузах (ок. 294 г. до н.э.). Здесь объем выпуска монет данного типа был гораздо меньше, нежели в Селевкии на Тигре, и, тем не менее, составлял значительную часть от общего выпуска монет (SC. 177—179). Далее «слоновые колесницы» устремились еще восточнее, практически на окраины державы Селевка — в Бактрию (290/286 гг. до н.э.). Здесь данный монетный тип занял практически весь выпуск серебра. Монетный двор Бактры, а также двор, отождествляемый А. Хутоном с двором Ай-Ханума, чеканили «слоновые колесницы» на большинстве серебряных монет. По всей видимости, восточная ориентация чеканки данного монетного типа говорит нам о том, что данные монеты должны были циркулировать в Ме-сапотамии, Иране, Бактрии и Согдиане. Монетная эмиссия типа «слоновых колесниц» стала важнейшим событием в экономике Селевкидского государства. По сути это первый отлаженный постоянный выпуск серебряной монеты. Первый непосредственно селевкидский монетный тип «Ника, коронующая трофеи» (SC. 173, 196) не был так распространен и, скорее всего, чеканился на монетах, впоследствии выплачиваемых войску. Выпуск серебряных монет со слоновой колесницей, по всей видимости, санкционировал соправитель Антиох, будущий царь Антиох Сотер. Примерно в 295 г. до н.э. ему было поручено отправиться в Бактрию, где власть Селевка была подорвана восстаниями жителей некоторых оазисов и вторжением кочевников. На всем своем пути от Селевкии

на Тигре через Сузы в Бактрию, Антиох чеканил монеты типа «слоновая колесница». Безусловно, большинство из этих средств шло на содержание войска, но часть их, в отличие от монет с «Никой, коронующей трофеи», видимо предназначалась для обеспечения нужд сатрапий: выплаты чиновникам, плата солдатам гарнизонов и т.д.3 Анализируя время выхода очередной эмиссии серебра рассматриваемого типа, можно проследить путь движения Антиоха на Восток. Таким образом, выпуск Селевкии на Тигре относится примерно к началу 295 г. до н.э., Суз — 294 г. до н.э., Бактры — 290 г. до н.э., Ай-Ханум — 286 г. до н.э.

Теперь обратимся к самому сюжету слоновых колесниц, изображенных на реверсе монет данной серии. Он был заимствован с золотых статеров Птолемея I, но с некоторыми изменениями. Во-первых, вместо Афины у Селевка, колесницей у Птолемея руководил сам Александр, а, во-вторых, отличаются направления движения этих колесниц: у Селевка вправо, у Птолемея влево. Полностью скопировать изображение с монеты Птолемея Селевк не мог, т.к. это было не характерно для эллинистического монетного дела. Оптимальным решением было заменить Александра одним из богов-воителей4. Как считал крупнейший исследователь селевкидской нумизматики Э. Бабелон, это изображение, как на монетах Птолемея, так и на монетах Селевка, является воспроизведением сцены торжественного въезда Александра в Вавилон после индийского похода и символизирует, в каком-то смысле, власть над Востоком5. Весьма символичен в этом смысле пассаж Афинея, восходящий к Калликсену Родосскому, повествующему о торжествах в Александрии, устроенных Птолемеем Филадельфом: «После прошли процессии, посвященные Зевсу и множеству других богов, но прежде всего — Александру. Его золотую статую, по бокам которой стояли статуи Ники и Афины, везли на колеснице, запряженной живыми слонами» (V. 34).

Безусловно, изображение слонов на монетах Селевка I символизировало два идеологически и политически важных события: индийский поход Селевка I и битву при Ипсе (301 г до н.э.), где слоны сыграли во многом решающую роль. В целом, для первых Селевкидов «слон» и «слоновая колесница» — это символы могущества, использовавшийся в царской пропаганде6. Символически именно слоны, отправленные в качестве дара Селевку Чандрогуптой (Strabo. XV. 2. 9), сыграли ключевую роль в битве при Ипсе, собственно после которой можно считать государство Селевкидов самостоятельным. Таким образом, слон для первых Селевкидов в каком-то смысле символ государственности. Интересно заметить, что и древние авторы подмечали эту роль слонов в войске Се-левка. Так, Плутарх воспроизводит один из рассказов о Деметрии Полиоркете, где во время пира Селевка называли «начальником слонов» (Plut. Dem. 25). Однако божества, изображенные на этих монетах, не являются династическими селевкидскими, но скорее присущи Александру. Весь сюжет как аверса, так и реверса данных монет Селевка связан с образом Александра. Зевс Никефор и Афина Промахос — были одними из самых почитаемых Александром божеств'. Безусловно, божество на слоновой колеснице во многом ассоциируется с Дионисом. Слон как символ Диониса, покорителя Индии, был воспринят и Александром, ведь в своем восточном походе он следовал повторяя путь божества

(Arr. Anab. V. 4). Таким образом, монетный тип слоновых колесниц дает нам некую квинтэссенцию символов Александра и Селевка. Первая монетная се-

рия, выпущенная еще в 300 г. до н.э. (сразу после победы при Ипсе), имела иной монетный тип «Ника, коронующая трофеи». Однако на аверсе этих монет была изображена голова некоего героя — скорее всего идеализированный образ с чертами Селевка, Диониса и Александра, а на реверсе Ника, еще одно божество Александра8. Таким образом, Селевк, планируя свою монетную политику, не спешил далеко уходить от монет Александровского типа.

Необходимо заметить, что данный монетный тип является одним из первых непосредственно селевкидских. До того Селевк использовал различные монетные типы Александра. К примеру весьма распространенный тип с изображением на аверсе Александра в образе Геракла и Зевса Никефора на Реверсе (8С. 36, 41, 50, 94), а также тип с Афиной Промахос и Никой (8С. 86, 93). С 295 г. до н.э. ситуация меняется. Имя Селевка окончательно вытесняет имя Александра с монет всех типов, а также появляется новая монетная серия с типом «слоновой колесницы». Появление этой серии, со своеобразным символом «власти над Востоком», характерно только для восточных монетных дворов (Сузы, Селев-кия на Тигре, Бактра, Ай-Ханум). Как и первый селевкидский монетный тип «Ника, коронующая трофеи», отчеканенный на восточных монетных дворах после индийского похода Селевка и провозглашения его царем (305/304 гг. до н.э.), тип «слоновая колесница» практически не имел непосредственно селев-кидских символов9. На аверсе монет типа «Ника, демонстрирующая трофеи» был помещен идеалистический портрет героя с чертами Александра, Диониса и Селевка, на реверсе, как уже говорилось, Ника — одно из божеств Александра. Второй монетный тип также являет собой смесь символов и божеств. По всей видимости данная монетная политика связана с пропагандой царской власти Селевка I. Как видно, Селевк не убрал с монеты божеств-покровителей Александра, осторожничал с легендой. ВА21ЛЕ02 2ЕЛЕТКОТ появляется в 304 г до н.э. год провозглашения Селевка царем, хотя продолжается выпуск монет Александровского типа с легендой ВА21ЛЕ02 АЛЕНАМДРОТ10. Связывание легитимности власти с образом Александра — характерное для всех диадохов явление. Первый монетный тип с «самостоятельным» селевкидским сюжетом — «Аполлон, сидящий на омфале», будет выпущен уже после смерти Селевка I в 280 г. до н.э. Антиохом I и прочно закрепится на селевкидских реверсах вплоть до 173 г. до н.э., когда Антиох IV поменяет его на характерный для монет Александра символ — «Зевса Никефора».

Естественно, что для Селевка равно, как и впоследствии для Антиоха, данный монетный реверс имел огромное значение. Заимствование старых селевкидских символов Антиохом IV мы можем наблюдать повсеместно. Так, к примеру, царем вновь был использован старый селевкидский символ «якорь», его чеканили на золоте, награбленном в Египте. В 173 году царь Антиох произвел своего рода монетную революцию, поместив на реверс своих монет Зевса Ни-кефора, точно такого же, какой был на монетах Александра. Все эти действия, безусловно, формировали собой определенную линию царской пропаганды. Однако чтобы понять ее назначение и смысл, необходимо обратиться к историческому контексту.

В 170—168 гг. до н.э. Антиох совершил два египетских похода, которые завершились фактической победой над Египтом и дипломатическим поражением

от Рима. Однако царь безусловно чувствовал себя победителем. Он принял эпитет Niceforos организовал празднества в честь своей победы. В это же время Антиох заново восстанавливает старый македонский культ Зевса Никефора, Зевса-воителя, который изображался на монетах основателя династии Селевка I как победитель, чью голову украшал лавровый венок. Всеми своими поступками Антиох IV решительно желал быть похожим как на Селевка I, так и на самого Александра, всячески пытаясь связать свою власть с этими правителями, даже посредством слоновых колесниц. Ведь Антиох понимал, что его положение на троне было более чем шатким. В 175 г. до н.э. он стал царем при поддержке Рима и Пергама, в 170 г. до н.э. устранил сына и наследника Селевка IV Анти-оха «мальчика», в такой ситуации ему было крайне необходимо утвердить свой авторитет среди жителей столицы государства Антиохии на Оронте, в рядах армии, а также при дворе. Все это отягощало еще и то обстоятельство, что в Риме, на правах заложника содержался законный наследник селевкидского престола, старший сын Селевка IV Деметрий. В такой обстановке для Антиоха было крайне важным расположить к себе не только совет полководцев и двор, но также и жителей столицы — Антиохи на Оронте. Античные авторы передают нам примеры этой демонстративной расточительной щедрости, которую демонстрирует Антиох Эпифан. К тому же царь Антиох разворачивает небывалое строительство в столице. По объему построек, оно сопоставимо лишь со стройкой города Селевком I.

Таким образом, слоновые колесницы, представленные Антиохом IV на праздниках в Дафне, не были просто увеселительным элементом, но частью продуманной пропаганды царской власти, проводимой Антиохом IV практически на протяжении всего его царства. Слоновые колесницы как символ власти над Востоком, восходящий еще к Александру Македонскому и Селевку Никатору, как бы подтверждали преемственность власти Антиоха IV. Очень символично еще и то, что слоновые колесницы и отдельно идущие слоны замыкали торжественное шествие, как бы показывая следующее направление политики Анти-оха — Восток. Как видно не получив достаточно средств для содержания своего войска и в первую очередь ф'ьХоь в Египте, а также потратив огромные деньги на организацию торжеств в Дафне, Антиох был вынужден обратиться на Восток. Предстоящий Восточный поход, который начался в 165 г. до н.э., имел две цели. Во-первых, экономическую, пополнение казны средствами (нужно отметить, что такая практика была традиционной для Селевкидов). Во-вторых, идеологическую — важнейший институт власти на Востоке — «Восточные походы», проводимые почти всеми Селевкидами, не велись уже около 40 лет. Сам по себе этот институт восходил еще к Александру и Селевку, что также было весьма выгодно для Антиоха. Однако эта затея «Восточного похода» не принесла долгожданного успеха. Во время похода за Евфрат царь был убит, а держава Селевкидов навсегда потеряла свое прежнее могущество. Власть же перешла малолетнему сыну Антиоха IV Антиоху V, которого впоследствии свергнет Деметрий, сын Селевка IV.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. О гладиаторах Антиоха IV ср. Liv. XLI. 20. 11. Отметим, что в данной работе мы не рассматриваем мнение Н. Секунды о романизации армии Антиоха IV (Sekunda N. Seleucid and Ptolemaic Reformed Armies. Vol. 1. The Seleucid Army under Antiochus IV Epiphanes. Stockport, 1994.), т.к. эта точка зрения является не вполне доказанной.

2. Даже крупнейший исследователь армии Селевкидов Б. Бар-Кохба не дал объяснения появлению слоновых колесниц. Bar-Kochva B. The Seleucid Army: Organization and Tactics in the Great Campaigns. Cambridge, 1976. P. 84. В целом крупнейшие исследователи государства Селевкидов периода правления Антиоха IV не уделяли и не уделяют особого внимания слоновым колесницам Дафны. См. Morkholm O. Studies in the Coinage of Antiochus IV of Syria. Copenhagen, 1963; idem. Antiochus IV of Syria. Copenhagen, 1966; Bunge J.G. "Theos Epiphanes". Zu den ersten fünf Regierungsjahren Antiochos' IV. Epiphanes // Historia. 1974. 1. S. 57—85; idem. Die Feiern Antiochos IV. Epiphanes in Daphne im Herbst 166 v. Chr. // Chiron. 1976. S. 53—71; Mittag P. Antiochos IV. Epiphanes. Eine politische Biographie. Berlin, 2006.

3. Подробнее об экономической политике Антиоха соправителя см. Aperghis G. The Royal Seleukid Economy. Cambr., 2004. P. 293-294.

4. По мнению К. Дамена, Селевк мог заимствовать изображение Александра, будучи в Египте (316-312 гг. до н.э.), однако изображение Александра в скальпе слона (SC 183, 219) было перенято не у Птолемея (Dahmen K. The Legend of Alexander the Great on Greek and Roman Coins. NY., 2007. P. 15). И все же заимствование Селев-ком слоновых колесниц с монет Птолемея очевидно.

5. Babelon E. Catalogue des monnais grecques de la Biblothèque Nationale. Les rois de Syrie d'Arménie et de Commagène. P., 1890. P. XVIII.

6. ESM. P. 38; Hadley R.A. Royal Propaganda of Seleukos and Lysimachos // JHS. 1974. 94. P. 50-65. Так же см. Maitz F. Der Gott auf dem Elefantenwagen // Verlag der Akademie des Wissenschaften und Literatur in Mainz. Mainz, 1952. S. 718-763.

7. См. Stewart A.F. Faces of Power: Alexander's Image and Hellenistic Politics. Berkley-Los Angeles, 1993. P. 259-260.

8. Hadley RA. Seleucus, Dionysos or Alexander? //NC. 1974. P. 9-13.

9. Исключение здесь составляет изображение якоря — своеобразного символа новой династии.

10. Stewart. Op. cit. P. 313-318.

THE ELEPHANT CHARIOTS OF ANTIOCHUS IV S.V. Smirnov

The paper is an attempt to explain the presence of two chariots with a pair and four elephants in harness at the Daphne celebrations in 166 BC (Polyb. XXX. 25.11.). We consider this episode as being deeply Hellenistic rooted. The elephant chariots are shown on coins of Seleucus I as well as on tetradrachms issued during the co-regency of his son Antiochus I. These chariots were driven by Athena, but Seleucus I himself borrowed the image of elephant chariot from staters of Ptolemy I where they were driven by Alexander the Great. The fact of great importance and interest is that the chariots on Seleucus' coins were depicted as harnessed by two and four elephants. The elephant chariot is a symbol of Seleucids power over the

East. So, we consider its appearance at the Daphne celebrations as an element of royal propaganda on the threshold of future eastern campaign started in 165 BC.

Keywords: ancient history, Hellenism, Seleucids, Antiochus IV.

© 2009

А.Н. Жаровская

ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ МАРКА ЮНИЯ БРУТА НА МОНЕТАХ ЕГО ЧЕКАНКИ

Данная статья посвящена отражению политических идеалов Марка Юния Брута на монетах его чеканки. Рассматриваются монеты, выпущенные Брутом во время членства в коллегии tresviri monetales, и периода гражданской войны между республиканцами и триумвирами. Нумизматические источники ярко свидетельствуют о стремлении Брута подчеркнуть правильность своей политической линии. С этой целью он изображал на монетах образы великих предков, символику Свободы, Виктории.

Ключевые слова: Марк Юний Брут, политические идеалы, республиканцы, триумвиры, нумизматика.

Марк Юний Брут принадлежал к римской аристократической элите конца Республики. Для характеристики этого политического лидера имеется достаточно объемный и разнообразный круг нарративных источников, ценным дополнением к которым являются нумизматические данные. Брут дважды в своей биографии занимался чеканкой монет: во время того, когда входил в коллегию tresviri monetales1, и в период гражданской войны республиканцев и триумвиров. Интервал между его чеканками составлял немногим более десяти лет.

Информационная наполненность монет Брута времен гражданской войны с триумвирами детально проанализирована в отечественной науке2. Более ранние образцы монет этого политика не так привлекают внимание исследователей. Однако они важны для оценки взглядов молодого и амбициозного аристократа.

Cursus honorum Брута строился в соответствие со ступенчатостью и очередностью системы римских магистратур. У античных авторов нет однозначных сведений по данному периоду биографии. Исследователи реконструируют cursus honorum, начиная с младших магистратур3. Для нас наибольший интерес представляет то, что Брут, вероятно, был одним из трех монитариев, а следовательно, чеканил монеты. Благодаря легенде «BRVTVS» эти монеты можно соотнести с Марком Юнием Брутом. По датировке М. Кроуфорда, которой доверяют многие известные ученые, и в их числе М. Деттенхофер4, выпуск монет от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.