ББК 65.262. 222 Д.К. ХУСЕЙНОВА
УДК 336.5 Х 98
СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОМ БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ
На сегодняшний день одной из насущных проблем российской банковской системы является ее низкая диверсификация, что обусловлено высокой долей государственного участия в капитале крупнейших кредитных организаций. В связи с чем, ключевые задачи денежно-кредитной политики государства должны быть направлены на снижение доли государства в совокупном банковском капитале, что обуславливает необходимость развития ее новых инструментов.
Диверсификация российской банковской системы в полной мере согласуется со Стратегией банковского сектора на период до 2015 года (1) в части: возможности укрепления корпоративного управления и повышения его качества; содействия консолидации банков, что позволяет уменьшить нагрузку на персонал органов надзора и способствует укреплению балансов банков; расширения географического и отраслевого присутствия региональных банков на всей территории РФ; повышения уровня конкуренции между банками, способствующей росту его эффективности, снижению ставок по кредитам и повышению эффективности в распределении инвестиций и их финансирования, уменьшению фрагментации банковского сектора за счет консолидации и снижения государственного участия в банках; увеличения прозрачности процессов ценообразования и усиления защиты потребителей, а также дальнейшего повышения роли рейтинговых агентств и реестров залогового обеспечения для уменьшения асимметрии информации, и пр.
Нельзя не отметить, что диверсификация российской банковской системы необходима для снижения системного риска. В контексте влияния денежно-кредитной политики на развитие банковского сектора на территории РФ можно сказать, что объективно распространение системного риска в РФ сопряжено с активным ростом потребительского кредитования, задачи которого в полной мере согласуются с удовлетворением спроса населения на товары и услуги ввиду его низкой платежеспособности.
Именно развитие рынка необеспеченных кредитов в последние годы заставляет регулятора расширять инструментарий денежно-кредитной политики, c одной стороны, не допуская превышения банками размера обязательных нормативов, а с другой, - повышая спрос на рефинансирование в краткосрочном аспекте. Опасность такой политики, с нашей точки зрения, заключается в возможности злоупотреблений ею банковским сектором, преимущественно среди небольших кредитных организаций, не обладающих надлежащей устойчивостью по отношению к крупным
и системно значимым банкам. Вместе с тем, расширение надзорных полномочий регулятора на все сегменты финансового рынка сегодня позволяет ему более полно выявлять и устранять данные системные риски, одновременно контролируя перемещение капитала за рубеж.
В чем же состоит задача регулятора для достижения оптимального размера банковского сектора, который, помимо крупнейших конгломератов с государственным участием, включает также и небольшие кредитные организации, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей узкого сегмента юридических и физических лиц?
Вопрос оптимального размера банковского сектора в количественном, а не в качественном значении сегодня обсуждается многими ведущими специалистами и представителями надзорного блока Банка России. Существуют достаточно резкие позиции отдельных респондентов, полагающих, что оптимальным значением для российской банковской системы являются 200-300 кредитных организаций, деятельность которых позволит решать основные проблемы отечественной экономики. И.О. Сорокина (2) отмечает, что, рассматривая структуру региональных банковских систем по признаку присутствия собственных и инорегиональных банков и их филиалов, можно указать, что практически все регионы России находятся в одной ситуации: на фоне снижения собственных кредитных организаций количество филиалов из других регионов растет; как правило, это филиалы крупных столичных банков, которые либо скупают региональные банки, либо выходят на региональный рынок с более высокими конкурентными преимуществами. Известно, что крупнейшие банки имеют лучшие условия для работы, позволяющие им достичь существенных конкурентных преимуществ и обеспечить более высокие по сравнению с региональными банками результаты деятельности.
Таким образом, полагаем, что вопросы диверсификации российского банковского сектора тесно связаны с вопросами реализации сделок по слиянию и поглощению для стимулирования развития наиболее крупных кредитных организаций и, наоборот, снижения доли малых и средних банков в РФ. С точки зрения финансовой защиты и укрепления финансовой устойчивости банковского сектора, стратегия слияний и поглощений более крупными кредитными организациями вполне оправдана и не подлежит никакому сомнению, некоторые вопросы вызывает лишь эффективность деятельности более крупных банков перед менее крупными кредитными организациями.
Традиционно сделки по слиянию и поглощению являются своеобразной контрмерой по отношению к другим стратегиям, используемым для обеспечения контроля над рынком и возможности влияния на результаты его работы. Концентрируя свое внимание на данных сделках, в качестве небольшого отступления приведем позиции некоторых авторов в части конкретизации их научно-теоретического значения, а также в целях расширения понятийного аппарата исследования.
Слияния и поглощения являются неотъемлемой частью развития и роста компании любой отрасли, включая и банковскую сферу. Синергия двух компаний имеет несравнимо большую ценность, чем каждой из них в отдельности, что позволяет увеличить конкурентоспособность в целом (3). Мотивы слияний и погло-
щений в банковской сфере носят сходный характер, однако имеют и собственную специфику. Некоторые авторы утверждают, что слияния в банковском секторе обусловлены необходимостью увеличения операционной прибыли, тогда как поглощения реализуются в целях повышения качества портфеля активов и увеличения его размера (4). Другие авторы акцентируют внимание на том, что основные мотивы слияний и поглощений в банковском секторе включают стремление менеджмента увеличить корпоративный рост и узнаваемость бренда на рынке, повысить рейтинг кредитной организации и расшить географическое присутствие за счет прироста клиентской и филиальной базы, выйти на международный финансовый рынок за счет реализации трансграничных сделок (5).
Фокарелли также обращает внимание на стратегические причины совершения сделок по слиянию и поглощению в банковском секторе, связанные с необходимостью его укрупнения в целях снижения системных рисков, диверсификации источников дохода, укрепления финансовой устойчивости сектора в целом.
В своих исследованиях Моррис приходит к выводу о необходимости исследования мотивов слияний и поглощений в банковском секторе с точки зрения теории организации, объясняющей зависимость конкурентной борьбы от существующих условий развития (6). Автор убежден, что сделки по слиянию являются своеобразным двигателем экономического прогресса в банковской сфере, поскольку позволяют заимствовать технологии и операционные системы, так необходимые для полноценного развития кредитных учреждений во всем мире.
Научный интерес представляют многочисленные исследования эффективности банковских систем в различных странах мира, в основном они позволяют не только понять причины и мотивы подобных сделок, но и определить эффект от их реализации (7).
Например, Шанмугам (8) при исследовании причин и процесса слияний и поглощений в банковской системе Малайзии, пришел к выводу о том, что достижение более высокой эффективности и конкурентоспособности являются главными определяющими факторами для совершения сделок между малазийскими банками.
Греческие исследователи (9) в процессе изучения феномена слияний и поглощений пришли к заключению, что основным мотивом подобных сделок является возможность укрепления собственных позиций и повышение эффективности за счет увеличения масштаба деятельности на рынке. Более крупные банки поглощают небольшие кредитные организации для увеличения их размера и получения более легкого доступа к международным денежным рынкам и рынкам капитала.
Фокарелли (4), систематизировав ключевые цели итальянских банков с целью анализа мотивов при совершении сделок по слиянию и поглощению, пришел к выводу о том, что основными их них являются: повышение непроцентных доходов, возможность реализации большего объема услуг для увеличения эффективности и рентабельности капитала.
Моррис (6) проводил подобные исследования в банковском секторе США, где за последние тридцать лет отмечается наибольшая активность при проведении подобного рода сделок на рынке с различными типами финансовых компаний. В середине 70-х в банковском секторе США доминировали преимущественно малые и
средние банки, некоторые из которых были недостаточно устойчивыми ввиду недостаточного размера капитала и низкой рентабельности активов. Именно этот фактор послужил отправной точкой для развернувшейся компании по укрупнению национального банковского сектора США.
Однако, даже несмотря на различия в причинах сделок по слиянию и поглощению в разных странах мира, их объединяют мотивы, формализующие их воздействие на рынок при взаимодействии факторов внешней и внутренней среды. Внутренние факторы мотивации включают личное желание самосовершенствования, самореализации, желание добиться успеха, чтобы быть лучшим и т.д. Внешние факторы мотивации проявляются в возможности увеличения силы влияния на рынке, с помощью которой и реализуется денежно-кредитная политика в рамках национального масштаба.
Таким образом, несмотря на различия в мотивах, гораздо более глубокий научный интерес представляет трактование сделок по слиянию и поглощению с точки зрения инструментария денежно-кредитной политики, проводимой регулятором в России.
В последние посткризисные годы риторика регулятора достаточно понятна всем участникам финансового рынка: курс, взятый на консолидацию и укрупнение банковского сектора в середине 2000-х гг., сегодня только усилил свой вектор. Достаточно вспомнить последние сделки по слиянию и поглощению крупных кредитных организаций РФ такими структурами, как Банк ВТБ и Газпромбанк.
Принципиальной новизной прошедших объединений банковских структур в РФ является не только возможность полного контроля, но и усиления влияния государства на весь банковский сектор. Именно государственные банки сегодня выступают главными покупателями крупных частных банков, заслуживших право на самостоятельное развитие и стратегию, однако в силу различных причин потерявших финансовую устойчивость на рынке. Таким образом, функция по защите банковского сектора сегодня возложена не только на надзорные органы, но и на крупнейшие государственные банки, формально выполняющие обязанность по обеспечению его ликвидности и устойчивости.
Не менее существенной причиной, послужившей развитию российской практики слияния и поглощения в банковском секторе, послужило отсутствие необходимых банковских правил в переходный период рыночной экономики в начале 1990-х годов, когда неподготовленность к новой экономической реальности наряду с «неумелым» вмешательством государства в вопросы денежно-кредитного регулирования создали высокое поле неопределенности и рисков для банков. Ситуация несколько изменилась только в начале 2000-х годов, в результате чего в российском банковском секторе изменился и состав его участников, представленных как российскими банками, так и банками с участием зарубежного капитала.
На рисунке 1 мы привели динамику развития кредитных организаций в РФ за последние десять лет, исходя из которой видно, что в период с начала 1990-х до начала 2000-х наблюдалась высокая текучесть банков, что объяснялось неразвитостью нормативно-законодательной базы и отсутствием надзорной практики. Уже начиная с 2010 года коэффициент выбытия кредитных организаций
существенно замедлился, не превышая 1 % в годовом исчислении (11).
Рис. 1 Динамика развития кредитных организаций за период с 2002 по 2013 гг.
Усиливающаяся консолидация банковского сектора в посткризисный период 2010-2012 гг. привела к резкому дифференцированию кредитных организаций на отдельные крупные группы, обособленно влияющие на дальнейшую стратегию диверсификации посредством использования сделок по слиянию и поглощению. Не менее заметным стало влияние крупных кредитных организаций с иностранным капиталом на развитие российских банков, напомним лишь, что их доля за последние двенадцать лет увеличилась на десять процентов к совокупному объему, что подчеркивает возрастающую привлекательность российского банковского сектора для иностранных инвесторов.
С точки зрения системных рисков, сконцентрированных прежде всего в ослабленных кризисом экономиках, значение сделок по слиянию и поглощению начинает преобладать в результате увеличения их количества и транснационализации банковского капитала. Другой важной составляющей таких сделок является возможность оптимизации операционных расходов и диверсификации продуктового портфеля и клиентской базы.
В мировой практике значение сделок по слиянию и поглощению рассматривается прежде всего как стратегический инструмент для рефинансирования наиболее незащищенных сегментов банковского сектора. Переток ликвидности обеспечивается не только специализированными инструментами денежно-кредитной политики, но и инструментами косвенного вмешательства при увеличении доли капитала в банковском секторе. Так называемый косвенный инструмент обеспечения
дополнительной ликвидности формируется в отдельных банковских структурах, что позволяет создать дополнительную «подушку» финансовой безопасности на уровне всего сектора и финансового рынка в целом. Такой взгляд на сделки по слиянию и поглощению позволяет сформировать совершенно иное представление о них как об отдельном инструментарии денежно-кредитного регулирования, играющем косвенную роль в обеспечении стабильности банковской системы.
Некоторые зарубежные авторы (12) концентрируют внимание на факторе монополии, который образуется в результате доминирующего положения кредитного института на рынке, диктующего возможность финансовой защиты наиболее незащищенных и слабых игроков на рынке. Эффект монополии достаточно сильно влияет на ожидания инвесторов и крупнейших участников банковской системы. Чем выше уровень технологического и экономического развития страны, тем выше концентрация капитала и, соответственно, ожидания инвесторов от сделок по слиянию и поглощению. Эту тенденцию подтверждает пример развития таких стран, как Северная Америка, Западная Европа, Япония и новых индустриальных стран южной и юго-восточной Азии.
Промышленно развитые страны континентальной Европы на протяжении последних трех десятилетий являются основными странами, концентрирующими трансграничный капитал, следом идут США и Канада, а также страны Азии и Тихоокеанского региона, развивающиеся экономики стран Латинской Америки. Важно учитывать, что основными факторами, способствующими общеевропейской консолидации банковского сектора, являются сделки по слиянию и поглощению, тенденция к их увеличению на фоне продолжающегося последние три года долгового кризиса, определяют новый формат единой денежно-кредитной политики и отношений на финансовом рынке. Транснационализация финансовых рынков и всеобщая глобализация усиливает всеобщий контроль за состоянием банковской системы с учетом ее взаимозависимости, размера и влияния на соседние страны и регионы. Данные выводы отчетливо подтверждают статистические данные на примере банковского сектора стран ЕС, где по мере расширения границ еврозоны снижается и количество кредитных организаций. По сравнению с 2004 годом, в начале 2013 г. количество кредитных организаций снизилось почти в 6 раз (13).
Выход на международные банковские рынки является важной составляющей более широкого процесса финансовой глобализации и интеграции. Более радикальные шаги в этом направлении необходимы в рамках реформирования структуры банковского сектора, снижения доли государственного участия в капитале банков и повышения стимулов для развития банков с целью увеличения их инвестиционной привлекательности, что в полной мере согласуется с основными направлениями денежно-кредитной политики государства.
Важно учитывать, что глобализация банковских и иных форм финансовых услуг может оказывать огромное влияние на решение нормативных и макроэкономических проблем в отдельных странах (14). C учетом уроков прошедшего кризиса, основной целью консолидации банковского сектора в рамках проводимых сделок по слиянию и поглощению является не столько увеличение доли своего
присутствия на рынке, сколько выполнение планов по реструктуризации бизнеса как необходимое условие для выживания в динамичной конкурентной среде.
Прошедший финансовый кризис позволил получить ряд основных уроков, связанных с необходимостью усиления надзора за деятельностью дочерних и зависимых структур, находящихся вне сферы основной юрисдикции и нормативного регулирования. Кроме того, кризис позволил не только получить ценный опыт, но и трансформировать международные требования по оценке кредитных и суверенных рисков.
Список использованной литературы:
1. Заявление Правительства РФ № 1472п-П13, Банка России № 01-001/1280 от 05.04.2011. «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года».
2. Сорокина И.О. Развитие филиальной сети в условиях региональной экспансии крупных банков //Банковский ритейл. 2013. № 2. - С. 26 - 38.
Reference Literature:
Declaration of RF Government #14772п-П 13 of the Bank of Russia # № 01-001/1280 from 05.04.2011. "On the Strategy of the Development of Rassian Federation Bank Sector up to 2015".
Sorokina I.O. Development of Branch Network under Regional Expansion of Big Banks // Bank Retail, 2013, #2. -pp. 26-38.
3. M^lure B. Mergers and Acquisitions: Introduction. Investopedia. February 25, 2009.
4. Focarelli D., Panetta F., Salleo C. Why Do Banks Merge? Journal of Money, Credit and Banking, 34 (4), pp.1047-1066. - 2002
5. Altunbas Y., Ibanez D. M. Mergers and Acquisitions and Bank Performance in Europe: The Role of Strategic Similarities. European Central Bank. Working Paper Series, №. 398, October 2004.
6. Morris T. Bank Mergers under a Changing Regulatory Environment. Sociological Forum, 19 (3), - 2004, pp. 435-463.
7. Sufian F. Benchmarking the Efficiency of the Korean Banking Sector: a DEA Approach. Benchmarking, 18 (1), - 2011, -pp.107-127.
8. Shanmugam B. Mergers and Acquisitions of Banks in Malaysia. Journal of Financial Services Research, 30 (4), - 2003, pp. 1-18.
9. Pasiouras F., Zopounidis C. Consolidation in the Greek Banking Industry: which Banks Are Acquired? Managerial Finance, 34 (3), - 2008, pp. 198-213.
10. Morris T. Bank Mergers under a Changing Regulatory Environment. Sociological Forum, 19 (3), - 2004, pp. 435-463.
11. Эволюция банковского сектора в России [http://www.ceicdata.com] Evalution of Bank Sector in Russia [http://www.ceicdata.com]
12. Suciu T. Globalizare Si doctrine economice contemporane / Globalization of Modern Economy Doctrine/. Editura Lux Libris, BraSov. - 2008.
13. ECB: Press release. The Number of monetary financial institutions in the euro area. [http://www.ecb.int/press/pr/date/2012/]
14. Committee on the Global Financial System. Papers №. 41, Long-term issues in International banking, CGFS Paper, July 2010. [http://www.bis.org/lists/index.htm]
Слияние и поглощение как инструмент денежно-кредитной политики в российском банковском секторе
Ключевые слова: диверсификация; денежно-кредитная политика; банковский сектор; слияние и поглощение
На сегодняшний день одной из насущных проблем российской банковской системы является ее низкая диверсификация, что обусловлено высокой долей государственного участия в капитале крупнейших кредитных организаций. В связи с чем ключевые задачи денежно-кредитной политики государства должны быть направлены на снижение доли государства в совокупном банковском капитале, что обусловливает необходимость развития ее новых инструментов.
Автор считает, что диверсификация российского банковского сектора тесно связана с реализацией сделок по слиянию и поглощению для стимулирования развития наиболее крупных кредитных организаций и снижения доли малых и средних банков в РФ.
Mergers and Acquisitions as a Tool of Monetary Policy in the Banking Sector
Key words: diversification; monetary-crediting policy; banking sector; mergers and acquisitions
Today one of the most urgent problems of the domestic banking system is its low diversification due to the high share of state participation in the capital of the largest credit institutions. In this connection, the key objective of monetary policy of the state should be aimed at reducing the state's share in the total crediting banking capital, which necessitates the development of its new tools.
The author considers that diversification of the Russian bank sector is closely connected with realization of transactions on mergers and acquisitions for the stimulation of the development of the largest crediting organizations and reduction of small and middle-sized banks in RF.
Сведения об авторе:
Хусейнова Дилбар Каримджановна, кандидат экономических наук, сотрудник Финансово-экономического института Таджикистана, e-mail: [email protected]
Information about the author:
Khuseynova Dilbar Karimjanovna, Candidate of Economic Sciences of the financial-economic Institute of Tajikistan, e-mail: [email protected]