ИСТОРИЯ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
DOI: 10.54631/VS.2022.63-111086
СЛЕДЫ ТЯМСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СЕВЕРЕ ВЬЕТНАМА ПО ИСТОРИЧЕСКИМ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ ДАННЫМ
Динь Дык Тиен1
Аннотация: Тямпа известна как уникальная цивилизация, некогда существовавшая в Центральном Вьетнаме, о которой можно судить по сохранившейся до наших дней системе храмовой архитектуры и произведениям скульптуры. В процессе своего становления и развития Тямпа имела тесные политические и экономические отношения с династиями Дайвьета. В статье описываются следы тямской культуры, найденные на севере Вьетнама, в частности, скульптуры времён династий Ли и Чан (1009-1400). Сравнение некоторых недавно обнаруженных в Северном Вьетнаме артефактов с тямскими скульптурами того же периода (XI-XIV вв.) демонстрирует сильное влияние тямской культуры в этом регионе. В статье также упоминаются письменные памятники, записи о миграции и расселении тямов в Северном Вьетнаме как свидетельство культурных связей, следы которых существуют и по сей день.
Ключевые слова: Дайвьет, Тямпа, история отношений, следы тямской культуры, культурные
связи.
Для цитирования: Динь Дык Тиен. Следы тямской культуры на севере Вьетнама по историческим и археологическим данным // Вьетнамские исследования. 2022. Т. 6. № 3. С. 46-57.
Дата поступления статьи: 04.08.2022
Дата поступления в переработанном виде: 23.08.2022
Принята к печати: 12.09.2022
Введение
Исторически отношения между династиями Дайвьета и Тямпы были обусловлены географической близостью, существовавшими политическими и торговыми связями. Благодаря этому между двумя королевствами сформировался культурный обмен, оказавший влияние на все аспекты жизни: политические, экономические, военные, социальные и культурные.
В частности, влияние тямской культуры на государство Дайвьет привело к возникновению новых культурных ценностей в северной части Вьетнама. Тема следов тямской культуры в Северном Вьетнаме уже более века привлекает исследователей [Madrolle
1 Динь Дык Тиен, к. и. н., преподаватель Университета общественных и гуманитарных наук, Ханойский государственный университет. E-mail: [email protected]. vn
1912; Pham Quynh 1932; Tran Vän Giâp 1935; Duang Ky 1943; Cao Xuân Pho 1970; Nguyên Hong Kiên 2000; Lê Binh Phung 2015; Bùi Xuân Binh 2021, и др.]. Однако эти исследования носят единичный характер, глубоко рассматривают лишь отдельные детали, не ставя проблему целостно и системно. Данная статья, написанная в рамках проекта Ханойского государственного университета (код: QG.18.49) на основе археологических материалов, найденных в Северном Вьетнаме, вносит новые моменты в описание отношений между государством Дайвьет и Тямпой.
При проведении данного исследования использовались следующие методы: 1) исторический метод, а именно: изучение текстов первоисточников (официальных хроник), оценка, анализ, синтез и описание исторических периодов отношений Дайвьета с Тямпой; 2) полевые исследования для выявления артефактов (скульптур, рельефов, элементов декора) в сочетании с подробными интервью местных жителей, сбором соответствующих письменных документов, таких как надписи на стелах, жития святых, семейные летописи, королевские указы о пожаловании титулов и др.; 3) иконографический метод, применяемый для анализа скульптурных произведений, имеющих тямские мотивы в Северном Вьетнаме и их сравнения с образцами тямского искусства в Центральном Вьетнаме.
Исторические источники
После более чем тысячи лет северной зависимости вьетнамцы в Зяотяу вышли из-под власти китайской династии. После битвы на реке Батьданг в 938 г. ханьцы были вынуждены отступить на север. Государство Дайвьет было основано по образцу китайской монархии и находилось под сильным влиянием ханьской (восточноазиатской) культуры. Поэтому его династии Динь, Ранние Ле, Ли и Чан проводили стратегию ограничения ассимиляции и зависимости от Китая. В 1057 г. император Ли Тхань Тонг построил пагоды Тхиен Фук и Тхиен Тхо и воздвиг для поклонения золотые скульптуры Брахмы и Индры [Ngô Si Liên 19931: 272]. Чан Као и его соратник Фан Ат (тям, которого также называли Донг Лой) в 1516 г. подняли восстание в Тхюизыонге и Донгчиеу. Чан Као объявил себя Индрой и носил чёрную одежду... [Ngô Si Liên 1993-3: 75].
Индийская (южноазиатская) культура проникала в Дайвьет различными путями: 1) непосредственно из Индии по морю; 2) через Китай (с севера); и 3) через Тямпу (с юга). Первый путь использовался только в первые века нашей эры, когда индийские буддийские монахи пришли в страну для проповеди новой веры и построили центр Луилау (пров. Бакнинь). Поскольку путь через Китай был осложнён мощным процессом китаизации, индийская культура теряла большую часть своей индивидуальности и самобытности. Хотя путь через Тямпу был более или менее локализован, индийская (южноазиатская) идентичность проявлялась отчетливо, а оригинальность политической и идеолого-религиозной модели, произведений архитектуры и скульптуры, ритуалов и пантеона богов оставалась ярко выраженной. В результате Дайвьет воспринял индийскую культуру через Тямпу, и она оказала значительное влияние на Вьетнам (особенно в XI-XIV вв.). В течение нескольких столетий мигранты приносили в Дайвьет тямскую культуру (которая повлияла на индийскую культуру и в конечном итоге поглотила её). В X-XV вв. пленных тямов после сражений привозили в Северный Вьетнам, и они расселялись по Дайвьету, создавая деревни и поселения.
В 982 г. император Ле Хоан пошёл в поход на Тямпу и одержал победу, взяв в плен много солдат, сотни наложниц из дворца тямского короля, а также буддийского монаха,
индийца по происхождению [Ngö Si Lien 1993-1: 168]. В 1044 г. император Ли Тхай-тонг возглавил поход на Тямпу, завершившийся победой, в результате чего армия Дайвьета захватила более 5 000 пленных. Затем их расселили на территории от Винькханга2 до Тяузанга3, основав новые деревни и поселения, которым дали названия в подражание тямским титулам [Там же: 222-223]. В 1069 г. династия Ли вновь атаковала Тямпу. В этой битве Дайвьету удалось захватить тямского царя Рудравармана III и 50 тыс. пленных [Там же: 223].
В период династии Чан (1226-1400) войны продолжали вызывать волны миграции. Наиболее заметными стали события 1252 г., когда император Чан Тхай-тонг повёл войска в поход на Тямпу и привёл оттуда в Тханглонг чиновников, наложниц и простых жителей [Ngö Si Lien 1993-2: 25]. В 1446 г. император Ле Нян-тонг в ходе крупного сражения разрушил крепость Виджайя, захватили тямского короля Би Кая (Маху Виджайя), его наложниц и придворных [Ngö Si Lien 1993-3: 36]. Битва с Тямпой под предводительством Ле Тхань-тонга в 1471 г., согласно записям, стала самым масштабным выступлением Дайвьета в средневековой истории. В этой битве был захвачен тямский царь Ча Тоан и много пленных [Там же: 237].
Тямы селились в Дайвьете, и здесь во многих областях происходил активный процесс культурной интерференции и аккультурации. Благодаря тямам культура Дайвьета получила значительное вливание индийской культуры. Записи в официальных хрониках Дайвьета показывают, что тямская культура оставила свой след на новой земле. В 1046 г. император Ли Тхай-тонг построил отдельный дворец4 для тямских женщин - прислужниц императорского двора [Ngö Si Lien 1993-1: 225]. В 1060 г. он «потребовал записать тямские музыкальные композиции и барабанные ритмы, и были отобраны музыканты для их исполнения» [Там же: 298]. В 1202 г. «...велели музыкантам сложить музыку, называемую "тямский напев", от чистых и печальных звуков которой у слушателей текли бы слезы» [Там же]. Помимо представителей творческих профессий (танцоров, музыкантов), украшавших жизнь двора, здесь были также тямские генералы и учёные, которые оказывали большое влияние на политическую и общественную жизнь Дайвьета. В истории Дайвьета записаны события 1229 г., связанные с Нгуен Ноном, пользовавшегося услугами тямского военного советника:
«Слуга Фам Ма Лой тайно сбежал неизвестно куда. Ма Лой - тям, который отправился торговать в Айлао (Лаос), и Нгуен Нон взял его в рабство. Ма Лой предвидел намерения врага, что позволяло ему одерживать победы, он командовал войсками, как бог» [Ngö Si Lien 19932: 10].
Ещё один персонаж - Бо Донг, в 1396 г. Хо Куи Ли использовал его в качестве генерала, защищавшего крепость против армии китайской династии Мин, вторгшейся в Дайвьет. В хрониках записано: «Чан Тунг отправился сражаться с Тямпой, захватил в плен генерала этой страны Бо Донга и привёз его с собой, дал ему имя Ким Чунг Лиет и поставил командовать армией Тигра. После года Бинь Туат (Огненной Собаки), когда была построена крепость Дабанг, войскам было приказано выдвинуться к границе, встретить врага сражением и не дать ему войти на территорию государства. Но генералы не послушали его, Бо Донг заболел и умер» [Там же: 213].
2 Винькханг относится к современной провинции Нгеан.
3 В настоящее время Тяузанг входит в состав северных горных провинций Туенкуанг, Иенбай и Лаокай.
4 Этот дворец называется Нганхан.
Кроме того, тямы, проживавшие в Дайвьете, внесли изменения в социальную и культурную жизнь. Содержание некоторых императорских указов отражает влияние тямов и тямской культуры на Дайвьет. В период правления династии Чан, в 1374 г. император Чан Зуэ-тонг запретил жителям страны носить одежду жителей Севера и подражать языку Тямпы и Лаоса [Там же: 184]. В 1499 г. император Ле Хиен-Тонг издал указ, запрещающий всем вьетам, от князей до простолюдинов, «брать в жены тямских женщин и девушек, чтобы сохранить чистоту обычаев» [^6 Sí Liën 1993-4: 17].
Материальные находки
Одно из произведений тямской скульптуры в настоящее время находится в пагоде Батьшам, расположенной в деревне Вонгла общины Вонгла, Донгань, Ханой. Пагода Батьшам, имеющая вьетнамское название пагода Тяй («Рыбацкая пагода»), в 1996 г. была признана во Вьетнаме национальным достоянием. Судя по архитектурным особенностям и системе надписей, пагода была построена в XVII в. и много раз реставрировалась. Помимо сохранившейся архитектурной части, в ней имеется также каменный алтарь, на котором вырезано изображение Шивы и который датируется XIV в., что позволяет предположить, что пагода была построена ещё в то время. Напротив пагоды Батьшам через Красную реку находятся районы Футхыонг (городской район Тэйхо), Няттао и Темве (район Тылием), где с XI по XV в. селились пленные из Тямпы. Обнаруженное археологами в 2004 г. рельефное изображение Шивы стало убедительным вещественным доказательством процесса культурного взаимодействия между Дайвьетом и Тямпой в центре дельты Красной реки (столице Тханглонг) [^иуёп ^ёп B6ng 2005: 807].
Рис. 1а. Изображение Шивы, пагода Батьшам, Рис. 1б. Изображение Шивы, пагода
Ханой. Фото: Нгуен Хоай Нам Фухынг, пров. Куангнам. Фото: Нгуен Хыу Мань
Изображение Шивы вырезано в виде рельефа на плите из песчаника высотой 51 см, шириной 25 см и толщиной 7,5 см (рис. 1а). Исходя из изобразительных особенностей этого
рельефа, ученые полагают, что он датируется Х1-ХШ вв. [^иуёп ^ёп B6ng 2005: 807]. Шива пагоды Батьшам изображен в позе лотоса, в одной руке он держит цилиндрический предмет (лингам?), другая рука лежит ладонью вниз на колене. Орнамент и текстура одежды, строение лица изображения имеют сходные черты с рельефами Шивы в Фухынге и Мишоне, провинция Куангнам, датируемыми примерно XI в. (Рис. 1б).
Наряду с изображением Шивы в пагоде Батьшам находится также статуя богини По Нагар (богини - Матери Земли Тхиен Я На). Эта статуя расположена на большом тимпане и украшена богатым орнаментом и скульптурными изображениями в тямском стиле. Статуя По Нагар в пагоде Батьшам имеет высоту 70 см, ширину 46,5 см и толщину 42 см. Скульптурное изображение состоит из двух частей: статуя и орнамент. Статуя изображает богиню сидящей в позе лотоса, вокруг расходятся 10 рук. При этом две основные руки лежат на коленях [левая кисть ладонью вверх, правая поднята в жесте Абхая-мудра (Бесстрашие)] [Вао иуеп 2006: 29]. Остальные руки держат различные предметы: короткий меч, кольцо, стрелу, булаву (справа); колокольчик, диск, лук, рог (слева) (рис. 2а). На шее, груди и руках статуи - декоративный орнамент в виде украшений. На барельефе изображены Кала5 и Макара6. Создание этой статуи относят примерно к Х1-ХШ вв. Если сравнивать эту скульптуру со скульптурой тямских башен Понагар (Нячанг, пров. Кханьхоа)7, то можно увидеть отчетливое сходство в деталях изображения, композиции одежды, орнаменте, количестве рук, инструментах в руках, в изображении лица Кала или головы Макара, положении тела (рис. 2б).
А
лй&а
у
. V' »
Рис. 2а. Статуя богини По Нагар, пагода Батьшам, Рис. 2б. Статуя богини По Нагар, пров. Кханьхоа. Ханой. Фото: Нгуен Хоай Нам Фото: Нгуен Хыу Мань
Что касается происхождения и времени появления статуи в Дайвьете, можно предположить, что две статуи были привезены непосредственно тямскими пленными после
5 Кала - одна из форм Шивы, бог времени, бог смерти, бог разрушения.
6 Макара- морское чудовище, ездовое животное бога моря Варуны.
7 Согласно исследовательским материалам, в тямских башнях г. Нячанг, пров. Кханьхоа, находится датируемая XI в. Каменная статуя богини По Нагар, изображающая богиню сидящей в позе лотоса, с 5 парами рук, держащими различные предметы, тонкой талией, выраженной грудью, высокой шеей с 3 складками, доброжелательным лицом. Кроме того, в центре находится орнамент в виде лица Кала, а по обеим сторонам -морды морского чудища Макара [Bao Thai Hanh 1997: 177-180; Nguyln Minh San 2001: 253-270].
войн с Дайвьетом. Статуи богини тямы всегда брали с собой, с одной стороны, чтобы они не попали в руки захватчиков или чтобы защитить их от уничтожения; с другой стороны, чтобы поддерживать отправление культа согласно своим верованиям на новой земле. Второе предположение: эти две статуи - трофеи вьетнамских военачальников, привезённые после войны. Но в отличие от других трофеев, они по своей сути связаны с религией и верой, поэтому их нельзя по своему усмотрению приносить домой или рассматривать как предметы повседневного обихода. Более того, вьетнамцы верят в духов, божества и демонов и боятся, что осквернение статуй навредит им самим и их семьям. Поэтому лучшее решение -отправить статуи во вьетнамские пагоды, особенно расположенные в районе проживания тямов на севере Вьетнама8. Во время войны тямские архитектурные сооружения (крепости, дворцы, дома и даже храмы) часто разрушались. Большие статуи не являлись приоритетными для спасения, но вынести маленькие, лёгкие статуи или священные предметы, такие как статуи Шивы и По Нагар в Вонгла, было вполне возможно, и их легко было нести с собой. Однако есть вероятность, что эти две статуи могли быть слеланы тямскими мастерами в Тханглонге, поскольку количество рабочих и мастеровых, отправленных в Дайвьет после войны, было немалым. Однако этой точке зрения пока не хватает доказательств, и песчаник, послуживший материалом для изготовления статуй, в Северном Вьетнаме не так распространен, как в Центральном.
Деревня Базя - это как раз и есть деревня Фузя, Футхыонг, район Тэйхо современного Ханоя. Доказательством пребывания групп тямских пленных в деревне Фузя, Футхыонг (области Тхиенниен) является то, что здесь до сих пор существуют два клана - Конг и Хи. Согласно семейной летописи семьи Конг из деревни Фузя, современные фамилии Конг и Хи
происходят от фамилий «Онг» и «Бо» выходцев из Тямпы9. В исторических записях
зафиксированы случаи, когда генерал Чан Нян Зуат в XIII в. часто посещал здесь тямскую
деревню №6 Sí Liën 1993 vol 2: 127].
Кроме того, в районах Футхыонг (Тэйхо) и Хайбой, Вонгла (Донгань) существует обычай «братания» («кет тя»),10 в прошлом формировавший особые тесные социальные
8 Захваченные Дайвьетом после каждой войны с Тямпой трофеи включали не только пленных, оружие, слонов и лошадей, золото и серебро и т. д., но и предметы культа (статуи, изделия из драгоценных металлов). «В 982 году император (Ле Хоан, первый император династии Ранних Ле, Дайковьет) отправился воевать с Тямпой, одержал победу... захватил несчётное количество солдат; сотни наложниц из дворца тямского короля; привёз десятки тысяч сокровищ из золота и серебра; сровнял с землей крепость, разрушил храм поклонения предкам царя...» [^6 Sí Liën 1993-1: 168-169]. Мадроль также подробно описал, как в X-XV вв. материал разрушенных в Тямпе храмов использовали при возведения китайской пагоды. «При сносе храма в 1886-1888 гг. из дверного фриза были вытащены камни, на которых были вырезаны изображения пальмовых листьев. Каменные стелы с надписями, к сожалению, были разрушены или превращены в дверные пороги. Остались последние две статуи, изображающие женщин с человеческой головой и птичьим телом, играющих на лютне (кинары) [Madrolle 1912:
14].
9 Слова «О^» и «Во» на вьетнамском языке (это исконно вьетнамские слова) используются для обращения к старшим мужчинам в семье и указывают на их положение. Поэтому люди, носящие эту фамилию, часто испытывали неудобство в контактах с вьетнамцами, когда представлялись, особенно при общении с представителями императорского двора, чиновниками, поскольку каждый раз, когда они произносили свои имена, это воспринималось как проявление неуважения. Старейшины деревни Фузя говорят, что во времена правления императора Минь Манга местный чиновник увидел, что они испытывают такие проблемы, и, основываясь на китайских иероглифах, добавил две черты к иероглифу «Во» чтобы получился иероглиф Хи
и убрал «Ву» (Ш) (З) из иероглифа «О炙 превратив его в «Конг» С тех пор члены этих двух семей изменили свои фамилии «О炙 и «Во» на Конг и Хи, которые и носят до сих пор.
10 «Братание» («кет тя») - традиционный деревенский обычай севера Вьетнама. Две деревни устанавливали дружеские отношения, обязуясь поддерживать друг друга во всех аспектах общественной жизни:
отношения, сохраняющиеся вплоть до настоящего времени. Не только Футхыонг, но и район от Суанла, Суандинь, Няттао (район Тэйхо, Ханой) до Темве (район Бактылием, Ханой) был тем местом, в котором император Ле Тхань-тонг (XV в.) предоставил землю Фан Тхи Нгок До11 для основания области Тхиенниен. На основании данных о расселении пленных, основании поселений и деревень во времена правления династий Ли, Чан и Ранних Ле (XI-XV вв.) можно утверждать, что статуи Шивы и По Нагар в Батьшам были привезены сюда в этот период.
При расширении области исследований до провинции Бакнинь появляются дополнительные источники материалов и артефактов. Во-первых, скульптуры в тямском стиле, которые находятся в расположенной к северу от Ханоя Бакнини, которая была центром раннего буддизма на севере Вьетнама. Исследования показывают, что именно пагода Зау (Луилау, Тхуантхань, Бакнинь) стала первым буддийским храмом Зяотяу [Nguyen Lang 2000: 25-26]12. В пагоде Зау в квадратном ящике до сих пор хранится черный круглый цилиндрический каменный блок со следами обработки и шлифовки. Местные жители называют его «Тхать Куанг Фат» («Сияющий каменный Будда»). «Тхать Куанг Фат» -каменный лингам (его размеры: высота 19 см, диаметр основания 11,5 см, углубление 6 см, засечки на верхней части 10 см). На самом деле Тхать Куанг (Лингам) находился не в вышеуказанном месте, у «господина» было свое собственное место - в нижнем зале сразу за главным верхним залом пагоды Зау. Тхать Куанг (Лингам) - это символ бога Шивы, одного из трёх самых могущественных индуистских богов постведийской эпохи. Важной силой - шакти Шивы является черный «Лати», повелитель времени и смерти. Таково происхождение тёмной кожи статуй Четырех Будд. Но шиваизм в пагоде Зау уже не такой, как в местах его происхождения, он вьетнамизировался, и его божества приобрели вьетнамские имена: Госпожа Зау, Госпожа Дау, Госпожа Зан, Госпожа Тыонг 13. Следовательно, индуизм глубоко укоренился в древней религиозной жизни вьетнамцев [Tran Quöc Vuang 1994: 181-182].
Происхождение и место изготовления «Тхать Куанг Фата» в пагоде Зау до сих пор неясно. Гипотеза, что он мог быть принесён непосредственно из Тямпы после войн (возможные хронологические рамки: со времен правления в Зяотяу китайцев до периода независимости Дайвьета), пока остаётся только догадкой. Как и статуи в Батьшам и Вонгла, это изображение божества небольшого размера, лёгкое по весу и могло быть перенесено в целях, указанных выше. Тямы, принесшие своё божество на новую землю, могли быть
взаимная помощь в трудные времена, брачные отношения, совместное использование ресурсов в добыче и производстве продукции в сельском, лесном и рыбном хозяйстве.
11 Говорят, что Фан Тхи Нгок До была наложницей тямского царя Маха Саджана (Ча Тоана) (годы правления 1460-1471), который был схвачена и отправлен в ссылку императором Ле Тхань-тонгом (1442-1497) после битвы в 1471 г. Ле Тхань Тонг собирался взять её во дворец в качестве наложницы, но его приближённые помешали этому, поскольку она была наложницей царя Тямпы и с точки зрения конфуцианских моральных норм уже была нечиста. Император выделил землю, на которой построили деревню Тхиенниен для для проживания Фан Тхи Нгок До и её 24 служанок. Она умела ткать шелк-сатин и научила этому своих служанок. Позже эти служанки вышли замуж и распространили своё ремесло среди жителей района Быой в пригороде Тханглонга. После смерти Фан Тхи Нгок До жители района Быой (Тэйхо, Ханой) стали почитать её как родоначальницу ткацкого ремесла - производства шелка-сатина (Богиню ткачества) [Вш Van Nguyen, Vu Tuan San 1975: 42-43].
12 В период Северной зависимости китайцы называли северную часть Вьетнама Зяотяу.
13 Так вьетнамцы называют обожествлённые явления природы: Госпожа Зау (Будда [Божество] Облаков); Госпожа Дау (Будда [Божество] Дождя); Госпожа Тыонг (Будда [Божество] Грома); Госпожа Зан (Будда [Божество] Молнии).
обычными людьми или представителями духовенства, монашества14. Однако также возможно, что он был изготовлен на месте тямами, живущими в Дайвьете.
Рис. 3. Статуя киннары из пагоды Фаттить, пров. Бакнинь. Государственный исторический музей. Фото из открытых источников
В пагоде Фаттить археологи обнаружили три статуи киннар с головой человека и телом птицы, держащих перед грудью бубны цилиндрической формы. Эти статуи являются образцами скульптурных произведений тямского происхождения15. Являясь по своей сути воплощением божества музыки, рождающего прекрасные мелодии, привлекающие людей, они изображались в виде поющего бога с барабаном на груди. Все три статуи сделаны из цельного камня (предположительно, из песчаника) и имеют разный размер. Две статуи в настоящее время выставлены во Вьетнамском государственном историческом музее. Первая имеет высоту 26 см, ширину 19 см и длину 22 см. Высота второй статуи 23 см, ширина 17 см и длина 21 см. Кончик хвоста птицы обломан, имеются сколы на крыльях, а также поперечный разлом на уровне спины и рук, который оставляет открытой полость живота и ноги птицы (Рис. 3).
В книге «Сокращённые записи Аннама» («An Nam chi lugc») кратко описывается барабан под названием фанши («рисовый барабан»), который является тямским (страны Тиемтхань16) музыкальным инструментом, имеет вытянутую закруглённую форму, закрыт с обоих концов, при хлопке по центру мембран барабан издает звонкий, чистый звук. Обычно его использовали в сочетании с духовыми инструментами, тарелками (цимбалами), большими барабанами (раньше это называли «большой музыкой») только для церемоний с участием императора или членов императорской семьи [Le Tac 2009: 69]. Наряду с изображением киннар, держащих «рисовый барабан», есть их изображения и с другими музыкальными инструментами, такими как лютня и флейта. В пагоде Фаттить образ киннары вьетнамизирован, особенно женское лицо, которому приданы многие чисто вьетнамские черты.
Хотя киннары происходят из Индии, они оказали влияние не только на Тямпу, но и на Китай, а из этих двух культур перешли и в Дайвьет. Именно это и является причиной споров
14 В древних письменных памятниках, таких как «Полное собрание исторических записок Дайвьета» (Dai Viêt sú ky toàn thu), «Коллекция выдающихся деятелей дзен сада» (Thiên uyên tâp anh) также записаны истории пленения индийских монахов, представителей духовенства или мастеров дзэн, таких как: Ма Ха, учитель Дам Кхи, Дам Кхи и др., которые происходили из Тямпы и были привезены в Дайвьет после войн [Dinh Duc Tien, Nguyên Duy Hùng 2013: 16-20].
15 Киннары/ри происходят из Индии, связаны с брахманизмом и буддизмом; в процессе заимствования изображения этого волшебного животного в Китай оно было китаизировано и получило название калавинка /кариобинга.
16 Тиемтхань (Chiêm Thành) - название, использовавшееся в исторических документах Китая и Дайвьета в отношении Тямпы.
среди исследователей вокруг этого скульптурного изображения. Однако автор считает, что киннары в пагоде Фаттить были созданы тямскими мастерами или, по крайней мере, под их руководством и согласно их указаниям, причём непосредственно в храме в процессе его строительства. Но процесс создания скульптур шёл под наблюдением вьетнамских чиновников, поэтому образ киннар был сильно вьетнамизирован. Или некоторое влияние оказала китайская культура, которая уже глубоко укоренилась в придворной жизни Дайвьета. Именно поэтому трудно найти в Дайвьете киннару, которая бы полностью была схожа с киннарами в Тямпе и Китае. На наш взгляд, стиль, образ скульптур и некоторые музыкальные инструменты киннар в Дайвьете демонстрируют в большей степени влияние Тямпы, нежели Китая.
Кроме этого, в пагоде Фаттить есть еще каменное основание с изображением цветка лотоса, датируемое Х1-Х11 вв., высотой 30 см и длиной 55 см17. Оно украшено резными декоративными полосами с фигурами танцоров и музыкантов, играющих на барабанах, эрху (подобие канхи)18, флейте, трубе (подобие саранаи)19, четырехструнной лютне и цитре.
Еще один памятник - пагода Тьыонгшон в уезде Ийен провинции Намдинь, где также можно найти следы тямской скульптуры. Это балюстрада у входа20 высотой 60 см и длиной 250 см. Пагоду Тьыонгшон начали строить по указу императора Ли Нян-тонга (1066-1127) в 1108 г., завершилось строительство в 1117 г. В «Полном собрании исторических записок Дайвьета» отмечается, что в 1117 г. «в марте император прибыл на гору Тьыонгшон, чтобы торжественно открыть ступу Ван Фонг Хань Тхиен» [^6 Sí Liën 1993-1: 287]. В орнаменте на балюстраде у двери пагоды Тьыонгшон присутствуют танцующие апсары и гандхарвы, подносящие цветы. С точки зрения иконографии образы апсар и гандхарв на основании в пагоде Фаттить и на балюстраде у входа в пагоду Тьыонгшон имеют композицию и целый ряд особенностей, аналогичных барельефу из 10 танцовщиц (апсар) на алтаре Чакиеу (рис. 4) и изображениям танцовщиц на тямских башнях-близнецах в провинции Биньдинь. Алтарь Чакиеу, сделанный из песчаника и датируемый УП—УШ вв., а также изображения танцовщиц из Биньдини, которые относят к Х1-Х11 вв., в настоящее время выставлены в Музее тямской культуры в Дананге.
Подобно киннарам из пагоды Фаттить, изображения апсар и гандхарв на каменном основании в этой пагоде и на балюстраде у входа в пагоду Тьыонгшон были сделаны на месте во время строительства. Оба храма построены при династии Ли (Х1-ХП вв.). Создавали или направляли процесс создания этих художественных произведений тямские мастера, использовавшие свои умения и знания, но руководили ими и контролировали весь процесс вьетнамские чиновники. Поэтому при сравнении с образцами из Тямпы прослеживается много сходства, но есть и определённые различия. В частности, в сравнении с апсарами в орнаменте алтаря Чакиеу (провинция Куангнам) или танцовщиц на тямских башнях-близнецах (провинция Биньдинь) различия проявляются в следующих деталях: 1. Скульптурный мотив по краям алтаря Чакиеу воспроизводит сцены из эпоса «Рамаяна», чего нет в изображениях на основания в пагоде Фаттить и балюстраде у двери пагоды Тьыонгшон. 2. Позы апсар и гандхарв в Дайвьете имеют много различий по сравнению с танцовщицами на алтаре Чакиеу
17 В настоящее время этот камень с цветком лотоса хранится в галерее пагоды Фаттить.
18 Традиционный тямский струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лютни.
19 Традиционный тямский духовой музыкальный инструмент.
20 В настоящее время этот артефакт находится в музее провинции Намдинь.
и башнях-близнецах: движения рук, степень согнутости ног, угол поворота головы. 3. Разница в композиции одежды, строении лиц апсар и гандхарв, которые в пагодах Фаттить и в Тьыонгшон были вьетнамизированы. Однако несмотря на эти различия, стиль, мотивы орнамента, внешний облик тямских скульптур оказали сильное влияние на апсар и гандхарв в этих двух пагодах.
Рис. 4. Апсары и гандхарвы на алтаре Чакиеу. Музей тямской культуры в Дананге.
Фото автора
Заключение
Отпечатки материальной культуры Тямпы до сих пор можно найти в богатой и разнообразной культуре Северного Вьетнама. Однако тямских артефактов осталось немного; на данный момент были обнаружены только две статуи Шивы и По Нагар в пагоде Батьшам (Вонгла, Донгань, Ханой). Эти две скульптуры могли быть трофеями, захваченными генералами Дайвьета или вывезенными тямскими пленными после войн, длившихся с XI по XV в. Помимо тямских скульптур, есть также скульптуры или археологические артефакты, в которых наблюдается смешение стилей или вьетнамизация для соответствия мировосприятию и идеям Дайвьета. Например, изображение Тхать Куанг Фата в пагоде Зау (Луилау, Тхуантхань, Бакнинь) представляет собой лингам или разновидность лингама. Многие скульптуры или артефакты имеют только тямское направление и стиль, например, изображение киннары, держащей музыкальные инструменты (рисовый барабан, флейту, лютню) перед грудью, с лицом вьетнамской женщины: маленькие глаза, тонкие брови, узкие крылья носа, тонкие губы. Детали этой статуи отличаются от тямских статуй с лицами другой структуры: большие круглые глаза, густые брови, широкие крылья носа, толстые губы. Образы танцовщицы апсары, музыканта гандхарвы в Дайвьете также имеют различия с тямскими, в частности, грудь апсары не округлая, как в тямских скульптурах.
Тямские археологические артефакты или скульптуры (круглые статуи, рельефы) или следы Тямпы в Северном Вьетнаме являются важным свидетельством многовековых отношений между Дайвьетом и Тямпой. С одной стороны, они восполняют пробелы в письменных источниках. С другой стороны, отпечатки материальной культуры Тямпы в Северном Вьетнаме также являются результатом миграционного процесса, который
сопровождал отношения двух стран как следствие дипломатических усилий и столкновений на полях сражений. Именно миграция (как добровольная, так и вынужденная) из Тямпы в Дайвьет вызвала культурную интерференцию между тямами и вьетнамцами на территориях за пределами Центрального Вьетнама.
Следы тямской культуры, оставленные в Северном Вьетнаме в результате дипломатической деятельности, не так значительны, как те, что появились вследствие сражений. Поскольку численность посольств, которые короли Тямпы отправляли в Дайвьет и наоборот, была невелика, их пребывание было непродолжительным, а рамки деятельности ограничивались столицами, эти факторы влияли только на жизнь политических кругов, правящего двора и высших классов общества, но оказывали мало влияния на население в целом. Между тем после каждой войны в Дайвьет привозили десятки тысяч пленных тямов и размещали их в разных районах страны, где они основывали деревни и поселения и становились частью этой земли. На новой земле они не только участвовали в строительстве, привносили свои знания и труд в различную деятельность династий Дайвьета21, но происходило также и «смешение крови» между двумя этносами - тямами и вьетами, что способствовало включению тямских ценностей в жизнь Дайвьета. В результате возникал процесс глубокого взаимодействия между культурами Тямпы и Дайвьета.
Письменные источники, зафиксированные в официальных хрониках Дайвьета, хотя и не являются исчерпывающими и подробными, служат важными и наглядными свидетельствами, показывающими процесс культурного взаимодействия между Тямпой и Дайвьетом. Кроме того, письменные документы также дополняют материальные памятники. Эти источники и материалы показывают, что следы тямской культуры существовали благодаря дружественной интеграции и стали частью культуры Дайвьета. Вьетнамцы на севере Вьетнама также добровольно и непредвзято воспринимали тямскую культуру. Таким образом, культура Тямпы не только вносила вклад в разнообразие культуры Дайвьета на севере Вьетнама, но и способствовала созданию новых ценностей, помогая Дайвьету утвердить свою культурную самодостаточность и независимость и от Китая.
Следы тямской культуры на севере Вьетнама по-прежнему остаются богатым источником для научных исследований, в частности, изучения археологических артефактов и произведений скульптуры. Культура Тямпы оставила свой след на севере Вьетнама, проникая естественным образом на протяжении многих веков (особенно в эпоху династий Ли, Чан, XI-XIV вв.) и став частью культуры Дайвьета. Появление тямской культуры в северной части Вьетнама показывает, что Дайвьет принимал не только одни китайские культурные элементы, но и элементы других культур, в том числе Тямпы (которая испытала влияние индийской культуры). Кроме того, на севере Вьетнама есть следы материальной культуры Тямпы, которые ещё не были обнаружены, и это требует более конкретных исследований в будущем.
Список литературы
Bui Van Nguyen, Vü Tuán Sán (suu tam). Truyen thuyet ven ho Tay [Буй Ван Нгуен, Ву Туан Шан (составители). Легенда Западного озера]. Ha Noi: Hoi Van nghe dan gian Ha Noi xuat bán, 1975.
21 В древних письменных памятниках записано: «Башня Бао Тхиен Ты: в давние времена император Ли Тхань Тонг сражался против Тямпы, захватил одного искусного мастера и велел построить тринадцатиэтажную башню, которую назвал башня Тхиен Ту Ван Тхо, затем велел отлить из бронзы табличку с названием «Дао Лой Тхиен» («Второе небо») [Le Tac 2009: 65].
BuiXuan Dink. Bach khoa thu lang Viet co truyen [Бать Суан Линь. Энциклопедия традиционной вьетнамской деревни]. Ha Noi: Nxb. Chinh tri quoc gia Su that, 2021.
Cao Xuan Pho. Thap Chuong Son nha Ly [Као Суан Фо. Башня Тьыонгшон эпохи Ли] // Tap chi Khao co hoc [Археологичкский журнал]. 1970. So 5-6. Tr. 48-63.
Duong Ky. Nuoc Chiem Thanh va nhung anh huong cua nguoi Chiem Thanh ma dan toc ta phai chiu [ЗыонгКи. Тямпа и влияние тямов на наш народ] // Tap chi Tri Tan. 1943. So 92, 93, 94. Tr. 310-311,319; 334-335; 366-368.
Dao Uyen. Tu dien Phat hoc [Дао Уиен. Буддийский словарь]. Ha Noi: Nxb. Ton giao, 2006.
Dink Due Tien, Nguyen Duy Hung. Nhung thien su Dai Viet den tu Chiem Thanh [Динь Дык Тиен, Нгуен Зуи Хунг. Мастера Дайвьета родом из Тямпы] // Tap chi Van hoa Nghe thuat [Культура и Искусство]. 2013. So 8. Tr. 16-20.
Le Dinh Phung. Doi thoai voi nen van minh co Champa [Ле Динь Фунг. Диалог с древней культурой Тямпы]. Ha Noi: Nxb. Khoa hoc xa hoi, 2015.
Le Quy Don. Phu bien tap luc [Ле Куи Дон. Пограничные хроники]. Ha Noi: Nxb. Khoa hoc xa hoi,
1977.
Le Tac. An Nam chi luoc [Ле Так. Сокращенные записи Аннама]. Ha Noi: Nxb. Lao Dong-Trung tam Van hoa Ngon ngu Dong Tay, 2009.
Madrolle C. Hanoi et ses environs (Ha Noi va cac vйng phu can) [Париж и его окрестности]. Paris, London: Hachette Libraire, 1912.
Ngo Si Lien. Dai Viet su ky toan thu. Tap 1-4 [Нго Ши Лиен. Полное собрание исторических записок Дайвьета. Т. 1-4. Ha Noi: Nxb. Khoa hoc xa hoi, 1993.
Nguyen Lang. Viet Nam Phat giao su luan [Нгуен Ланг. История вьетнамского буддизма]. Ha Noi: Nxb. Van hoc, 2000.
Nguyen Minh San. Thien Ya Na-vi thanh mau Cham-Viet [Нгуен Минь Шан. По Нагар (Тхиен Я На) - тямско-вьетнамская богиня-мать // Tiep can tin nguong dan gia Viet Nam [Знакомство с вьетнамскими народными верованиями]. Ha Noi: Nxb. Van hoa Dan toc, 2001. Tr. 253-270.
Nguyen Tien Dong, Nguyen Huu Thiet. Hai buc tuong Cham o chйa Bach Sam, Ha Noi [Нгуен Тиен Донг, Нгуен Хыу Тхиет. Две тямские статуи в пагоде Батьшам] // Nhung phat hien moi ve khao co hoc nam [Новые открытия в археологии]. Ha Noi: Vien Khao co hoc, 2004. Tr. 806-808.
Thai Vdn Kiem. Anh huong Chiem Thanh trong nen van hoa Viet Nam [Тхай Ван Кием. Влияние Тямпы на вьетнамскую культуру] //Tap chi Van hoa A chau [Культура Азии].1958. So 1. Tr. 17-31.
Tran Vdn Giap. Di tich van hoa cua nguoi Chiem Thanh o xu Bac Ky. Bai dien thuyet tai Hoi Tri tri Ha Thanh. Ha Noi, ngay 28 thang 2 1935 [Чан Ван Зяп. Культурные памятники тямского народа в Тонкине. Лекция в Обществе просвещения Хатхань. Ханой: 28 февраля 1935 г.]. URL: https://thuviennguyenvanhuong.vn/di-tich-van-hoa-cua-nguoi-chiem-thanh-o-xu-bac-ky.html 03/08/2021