74
УДК 1 (091) (4 - 01 = 16) «1800/1870» : 351.858
Г. Н. Лебедева
Славянское Возрождение в первой половине XIX в.:
рождение наций
В статье рассматривается, как стремление к изучению и сохранению языка и культуры у славянских народов способствовало развитию национального самосознания и стало идеологией национального возрождения. Идея славянства спасла почти исчезнувшие славянские народы.
The article is devoted to the Slavic peoples’ will to study and preserve their language^) and culture(s) that gave rise to the development of national consciousness and became the ideology of national revival, the idea of Slavism saving Slavic peoples, almost obsolete by the time.
Ключевые слова: мавянское возрождение, ассимиляция, германизация, мадьяризация, национальное самосознание, будители, матица, чехословакизм.
Key words: Slavic Renaissance, assimilation, germanization, madyarization, national consciousness, buditel, matitsa, chekhoslovakizm.
Период истории Европы между 1715 г. (годом смерти французского короля-солнца Людовика XIV) и 1789 г. (взятием Бастилии и началом Великой Французской революции) получил название «эпоха Просвещения». Впрочем, фундаментальные принципы Просвещения господствовали в мировой мысли весь XIX и большую часть XX в. В основе философии просветителей лежали свободомыслие и рационализм (стремление во всем исходить из здравого смысла). Французские философы-просветители еще больше возвысили авторитет и значение разума и науки, разработали концепцию нового общества, ядро которой составили универсальные общечеловеческие принципы, идеалы и ценности: свобода, равенство, справедливость, разум, прогресс. Важнейшей чертой этой концепции стал футуризм в широком смысле слова, т. е. радикальный разрыв с прошлым и устремленность в «светлое будущее», в котором должны восторжествовать указанные идеалы и ценности.
Просвещение охватило не только Западную Европу, но и Россию, а также и славянские земли. Для них период Просвещения, тянувшийся вплоть до 1870-х гг., стал периодом также и национального возрождения. У одних народов границы периода были более корот-
© Лебедева Г. Н., 2015
75
кими, у других - длиннее, причем процесс имел свои особенности и интенсивность.
Наступивший после периода Просвещения период романтизма характеризуется заметным отличием, хотя идеалы периода Просвещения были не отвергнуты, а подвергались переработке. Романтизм использовал позитивные данные науки Просвещения, в том числе в языкознании. Можно утверждать, что у славянских народов просветительские идеалы и романтизм слились в единое целое, породив замечательную культуру возрождавшихся народов.
Как Просвещение, так и романтизм - явления общеевропейского масштаба со специфическими для каждого народа особенностями, но с некоторыми общими принципами. Общественные процессы, происходившие в Центральной Европе, имели свои отличия, этнические и национальные, еще до того, как появились современные нации. «Просвещение здесь послужило мощным стимулом к углублению и ускорению процессов формирования наций, хотя социальноэкономическая основа еще не созрела» [3, с. 20].
«Век Просвещения» для стран Центральной и Восточной Европы начался позднее, чем на западе континента: этот регион в первой половине столетия еще находился в состоянии неподвижности [3, с. 5]. Более того, земли Речи Посполитой перед разделом, а также балканские провинции Османской империи переживали с конца XVII в. хозяйственный и культурный упадок. Некоторый подъем испытывали только земли Чехии, находившиеся под властью Г абсбургов.
В целом в Восточной Европе слабо были развиты сфера производства и производительные силы из-за более чем двухсотлетнего национального угнетения, торжества феодальной реакции и длительного господства системы так называемого «вторичного издания крепостничества», приведшего к упадку крестьянского хозяйства и расширению барщинного труда крепостных. Включение ареала в складывающуюся начиная с XVI в. систему мирового хозяйства объективно способствовало углублению этой тенденции, предопределившей превращение восточноевропейских стран в зависимую от капиталистического центра периферию, в поставщика дешевого промышленного и сельскохозяйственного сырья [3, с. 5-6].
К описываемому времени за пределами России из славянских земель полную независимость имела только Черногория. Остальные народы жили под властью немцев, венгров (в Австро-Венгрии) и турок. Практически повсюду славяне были угнетены, господствующие классы в славянских землях состояли из иноземцев и ассимилированных славян. Помимо политической и социальной, большинство зару-
76
бежных славян испытывали и культурную приниженность. Их языки были сведены до уровня простонародных наречий, существовали запреты на преподавание на родном языке. В Османской империи к этому добавлялся религиозный гнет. Исследователь XIX в. А.Ф. Гильфердинг так писал об обстоятельствах потери независимости славян:
«...что же ближе русскому народу, помимо собственной судьбы, как не судьба славян? Их участь печальная. Они все находятся под властью чужих держав и чужих народов... 27 с лишком миллионов славян живут под чужой властью, под чужими законами, должны учиться на чужом языке. Из них 17 миллионов принадлежит Австрии, 8 миллионов Турции; остальные два с лишним миллиона приходится на долю Пруссии, а 60 тыс. живут в Саксонском королевстве. Вне России только 125 тыс. славян, именно в Черногории, сохранили свою независимость.
В старину и заграничные славянские народы составляли отдельные и независимые государства. Каким образом они лишились своей свободы и достались в чужие руки, было бы долго рассказывать... Первая вина их падения была та, что они действовали раздельно и друг друга не поддерживали, и что каждый из славянских народов сам по себе был постоянно раздираем несогласиями и распрями; другая вина была та, что они недовольно крепко держались своего быта и своих природных учреждений; заимствовали от иностранцев многое такое, что противно было их духу. Так составились у чехов и поляков учреждения наполовину немецкие, наполовину славянские; у болгар и сербов - наполовину славянские, наполовину византийские, и эти учреждения подавляли жизнь народа, а сами, будучи чем-то противоестественным, не давали никакой силы государству. Поясню эти слова ...одним примером: в прежнем польском государстве народ был совершенно задавлен шляхтою, и до того считался ничтожным, что даже не призывался на войну для защиты отечества; шляхта же не существовала в Польше искони, а образовалась под воздействием немецких учреждений того времени, так что даже самое имя это, шляхта, взято из немецкого языка; но в польской шляхте к немецкому понятию о благородном сословии присоединилось старинное славянское вечевое устройство, и из нее вышло нечто бестолковое и вредное для славянства...
Старые славянские государства на западе должны были погибнуть, потому что были "разделены на себя" как во внутреннем своем быте, так и в отношении к другим славянам» [2, с. 6-7].
Еще в начале XIX в. ассимиляция и растворение славян в окружающих народах казалась вопросом времени. Большая часть горожан Чехии и Словении говорили по-немецки, в немногочисленных городах Словакии и Хорватии преобладал венгерский язык, а среди жителей старинных городов побережья Далмации - итальянский. Значительная часть жителей австрийских славянских провинций Штирия и Каринтия онемечилась, влившись в число австрийских
77
немцев. Русины Трансильвании практически полностью исчезли, растворившись в румынах. Русины, проживавшие на Среднедунайской (Венгерской) равнине, также были ассимилированы венграми, утратив язык и веру. В целом из 13 комитатов (областей Венгерского королевства), в которых проживали русины, в XIX в. они в более или менее большом количестве остались только в четырех [9; 13].
Но и среди сохранивших язык и самосознание славян проходили тревожные процессы. У австрийских славян заметную прослойку стали составлять различные группы перешедших на немецкий язык и культуру, хотя и считавших себя чехами, словенцами и хорватами «полунемцев». В Венгрии среди словаков выросло значительное число «мадьяронов», т. е. омадьяренных, а на Балканском полуострове среди «потурченцев» стал складываться боснийский мусульманский этнос. Не случайно знаменитый чешский историк и философ Й. Доб-ровский (1753-1829) считал историю своего народа законченной и свои книги писал по-немецки [7].
И поразительным феноменом эпохи стало возрождение почти исчезнувших славян Европы. На востоке Европы это проявилось прежде всего в культурно-идеологической сфере, в общественной мысли, во взглядах передовых мыслителей, писателей, носивших в некоторых странах гордое имя «будителей». По определению С. А. Никитина, «славянское Возрождение - это начальный период складывания нации, начальный период формирования национального сознания до того, как сформируется политическая программа нации. Но та культурная деятельность, которая подготавливает ее и служит формированию национального самосознания, заслуживает и внимания, и признания» [12, с. 76].
Ломая сословные перегородки, стала формироваться национальная идеология. Самые дальновидные ее представители связывали стремление к национальной независимости с коренными социальными преобразованиями. Им приходилось отстаивать свое право на национальное существование, отчего языковые вопросы занимали особую актуальность и были частью культурных и идеологических программ. Национальное возрождение соединилось с формированием национальных литературных языков, с борьбой за права родного языка, его сохранение и применение в разных общественных и культурных сферах. «Язык был главнейшим признаком национальноэтнической принадлежности. Упадок языка означал для них падение народа; расцвет языка - духовное пробуждение народа, расцвет его национальной культуры» [10, с. 6]. У западных и южных славян эти изменения совпали с национально-освободительным движением [10; 11; 13-15].
78
Зарождение межнациональных конфликтов и обостренное внимание к национальным проблемам до того, как сформировались зрелые экономические отношения, национальный рынок, а также до того, как сформировалась своя национальная буржуазия - еще одна типичная черта региона Центральной и Юго-Восточной Европы [3, с. 36]. В таких условиях стала быстро распространяться идея славянской солидарности, сначала ставшая формой проявления национального самосознания, а затем и идеологией возрождения. Идея стала влиять на культурную, языковую, правовую и политические сферы. Идея славянской взаимности существовала не как абстрактная философская теория, а имела свои национальные особенности и проявления у каждого славянского народа.
Философскую основу славянского возрождения заложил Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). Уроженец Восточной Пруссии, учившийся в Кёнигсбергском университете у Канта, И. Г. Гердер 12 лет (с 1764 по 1776 г.) прожил в Российской империи в г. Риге. В основу философии Гердера легло понятие «народный дух» (Volksgeist). Так называются наиболее характерные черты народа, находящие выражение в его культуре и языке. Г ердер одним из первых использовал понятие «культура» в современном его значении - как совокупность обычаев, обрядов, ценностных ориентаций. Ранее понятие «культура», известное еще со времен древнего Рима, означало то, что совершается человеком, в отличие от того, что совершается природой.
Гердер проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Не существует какого-либо сверхнационального или сверхисторического критерия оценки счастья и красоты. «Каждая нация, - говорит Гердер, - содержит центр своего счастья внутри самой себя, точно так же, как шар содержит внутри себя свой центр тяжести». Все критерии обусловлены историческими и географическими обстоятельствами. Когда «дистанция» между двумя нациями достаточно велика, они взаимно оценивают идеалы друг друга как предрассудки. Но такие предрассудки не обязательно являются отрицательными. Согласно Гердеру, «предрассудок хорош на своем месте и в свое время, так как он делает нас счастливыми». Но как мы можем прийти к подлинному историческому пониманию других уникальных наций и культур? По мнению Гердера, это понимание или оценка не могут быть основаны на общих или универсальных стандартах. Он также отвергает представление о том, что одна эпоха или нация может служить нормой или идеалом для других.
79
В «Идеях к философии истории человечества», своем главном произведении, Г ердер изложил свой проект универсальной философской истории человечества. С точки зрения Гердера, нет и не может быть единого прогресса для всех народов. Славянам как молодым народам Европы, не отягощенными веками «цивилизации», Гердер предсказывал великое будущее. Гердер, рассматривая славянские народы, отмечает их трудолюбие, добродушие, гостеприимство, а во взаимоотношениях с соседями - миролюбие, стремление к оседлой созидательной жизни. Напомнив, что германские племена - саксы и франки - угнетали славян, Гердер предсказывает славянам освобождение от гнета и светлое будущее. По его мнению, в новое просвещенное время славянские народы должны были добиться освобождения, занять почетное место в общественной и культурной жизни человечества, внести в нее оригинальный вклад и тем самым способствовать ее общему подъему [1, с. 266-268].
Глава о славянах вызвала большой интерес среди деятелей славянского возрождения, ее перепечатывали и переводили на славянские языки. «Рассуждения Гердера как исходящие от представителя немецкой культуры стали использовать для оправдания претензий славян на национально-культурное признание, на переосмысление их культурно-исторической роли в мире» [7, с. 81]. Тем не менее, размышляя чисто теоретически, Гердер не имел достоверных сведений о славянах. Ему не были известны византийские и другие средневековые источники, в которых описываются случаи воинственности, жестокости славян в период завоевания ими балканских владений Византийской империи, которые рисуют славян такими же, какими были и германцы во время завоевания ими Западной Римской империи.
Возрождение в каждой славянской стране шло разными путями и с разными темпами. Чешский народ имел наиболее благоприятные предпосылки и условия, чем другие славянские народы, для быстрого развития: в стране существовала богатая литературная и культурная традиция на чешском языке. Традиции городской культуры, существование сети низших (элементарных) школ, использовавших родной язык, а также средних и высших школ способствовали подъему национальной культуры. При этом в Чехии еще со времен Тридцатилетней войны отсутствовало собственное дворянство. Зато Чехия (Богемия) имело в империи Габсбургов определенное территориальное самоуправление. Формально Богемия продолжала существовать как королевство, имея монархом австрийского императора. Таким образом, для чешских будителей главным в начале XIX в. стала не борьба
80
за независимость, а предотвращение окончательной германизации. По этим причинам формирование чешской нации проявилось в форме чешского национального литературного возрождения, т. е. обновления некогда развитых языка, литературы, культуры в новых условиях [7, с. 73].
По мнению ряда исследователей, ведущей чешской идеологией того времени был так называемый «земский», т. е. территориальный, патриотизм, представляющий разновидность чешского национализма. «Процесс возникновения и вызревания чешского национализма был обусловлен интеллектуальным развитием определенного узкого слоя общества, который в результате приобретения знаний в век Просвещения пришел к выводу о самобытности и определенном отличии чешского этникума от господствующего во всех сферах немецкого. Знание истории чешского народа давало им основание заявлять в традициях Просвещения о равных, естественных правах всех народов на участие в прогрессе человечества» [7, с. 74]. Очевидно, что не религиозные или сословные интересы, а именно общность материальной жизни (в современной терминологии - переход от аграрного общества к индустриальному) стала причиной зарождения таких идей.
Чехи действовали в тесном контакте со словацким движением. Не случайным стало появление термина «чехословакизм» и образование в 1918 г. особого государства - Чехословакии. Словаки в отличие от чехов не имели в прошлом государственности и находились на протяжении целого тысячелетия под властью венгров. В результате широкомасштабной ассимиляции этническая территория словаков значительно сократилась. Из числа мадьяризированных словаков вышли многие венгерские деятели политики и культуры. В частности, выдающийся венгерский поэт Шандор Петёфи (Александр Петрович) был по происхождению словаком. Среди словаков не было ни дворянства, ни буржуазии, и даже (еще в первой половине XIX столетия) почти не было горожан. Хотя большинство словаков и поныне считаются ревностными католиками, но в те времена католические священники были главными распространителями «мадьярства» среди словаков. Поэтому не случайно большинство деятелей словацкого возрождения вышли из семей протестантских священников (Я. Коллар, Л. Штур, И. Юнгман). В силу отсутствия у словаков древней истории и письменности словацкое движение изначально ориентировалось на более сильное и организованное чешское [17].
81
У хорватов положение было средним между чехами и словаками в том плане, что Хорватия считалась королевством под властью венгерской короны, но часть хорватских земель на далматинском побережье управлялась непосредственно Габсбургами, а территория так называемой «Военной границы», часть населения которой составляли сербы, имела собственное самоуправление. При этом дворянство и городские высшие и средние слои были мадьяризированы. Хорваты говорили на нескольких диалектах, не имевших до 1850 г. литературной нормы. В результате соглашения между двумя выдающимися деятелями возрождения южных славян - хорватом Людевитом Гаем и сербом Вуком Караджичем - были созданы на базе говоров славян Боснии литературные нормы сербо-хорватского языка. Чтобы не вызывать религиозных споров, единый литературный язык получил сразу две графики - «латинку» и кириллицу.
Словенцы, подобно чехам, боролись с германизацией. Хотя значительная часть словенских земель была германизирована, все же альпийским славянам удалось сохраниться как этносу. По причине отсутствия дворянства и буржуазии ведущую роль в возрождении словенцев сыграла местная интеллигенция, вышедшая из числа грамотных крестьян и священников [5].
Наконец, свою специфику имела борьба балканских славян, находившихся под турецким игом. Здесь нередко вопрос стоял о физическом выживании христианских народов. На Балканах во главе возрождения также шла интеллигенция, причем первоначально состоявшая из духовенства. Лишь с середины XIX в. среди балканских славян появляются деятели, получившие образование в Европе и России. Кроме того, огромным подспорьем для болгар и сербов было наличие крупных диаспор в России, имевших свои школы и своих предпринимателей, оказывавших финансовую помощь своим землякам. Так, в болгарском возрождении велика роль одесского купца Априлова (1789-1847), уроженца Габрово. На его средства в Габрово в 1835 г. была открыта первая в Болгарии светская школа, куда принимали учиться детей всех сословий, и обучение было бесплатным. В дальнейшем в других городах Болгарии по образцу габровской школы также с помощью Априлова были открыты учебные заведения. И еще до того как в 1878 г. русские войска принесли Болгарии освобождение, болгары уже чувствовали себя нацией с достаточно высоким уровнем образования и хозяйственного развития. Таким образом, у болгар культурообразующими факторами была публицистика: воззвания, призывы, обращения, трактаты, политические выступления.
82
У сербов ситуация была более сложной из-за резких различий между отдельными сербскими областями (Воеводина находилась под властью Австрии, Черногория была независимым княжеством во главе с архиепископом, после восстания 1804-1812 г. возникло небольшое княжество Сербия, наконец, большинство сербских земель были под турецким игом). И тем не менее религиозное и языковое единство, связь с Россией способствовали развитию сербского народа. Можно считать, что у сербского народа таким культурообразующим фактором выступал фольклор и эпические песни, которые собрал Вук Караджич («Песмарица», «Српска народна песен», 1814, 1815).
Как всегда, особняком в общеславянских проблемах стояла Польша. Собственно, такого государства не существовало с 1795 г., но многочисленная польская шляхта пыталась силой оружия воссоздать страну, причем непременно в границах, далеко выходивших за польские этнические границы. У поляков роль культурообразующих факторов выполняли просветители: они проводили реформы в области образования, развитии философии, истории и естественных наук.
Итак, к середине XIX столетия (точнее, к 1848 г., когда славяне стали активными участниками политических событий) благодаря малозаметной подвижнической деятельности сельских учителей, священников, выходцев из числа ремесленников и небольшого количества образованных самоучек славянские народы пробудились после многовекового сна. Отныне славянам уже не грозило исчезновение и растворение в соседних народах. Конечно, славяне за пределами России еще не имели независимых государств, им еще предстояло очень многого достигнуть для превращения в нацию, но начало этому процессу было положено.
И в те же годы рождаются идеи славянского единства. Помимо профессиональной деятельности ученых-славистов (таких как И. Срезневский, Ю. Венелин) огромную роль в культурных связях славян играли культурно-просветительские общества, обычно известные как матицы. Слова «матица» имеет несколько значений, среди них - пчелиная матка, воспроизводительница пчелиного улья. Также матица - это опорная балка (брус или бревно), поддерживающая потолок и являющаяся перекрытием и основой для крыши и стропильной системы. В эпоху славянского возрождения во всех славянских землях за пределами России возникали общественные культурнопросветительские матицы. Существовали матицы: галицко-русская -галицко-русское культурно-образовательное общество (1848 г.,
Львов); моравская (чеш. Matice mоrаvska) - моравское культурнопросветительское общество (1852 г., г. Брно); сербо-лужицкая
83
(в.-луж. Macica srbska) - культурно-просветительское общество лужицких сербов (1847 г., Будишин/Бауцен); сербская (серб. Матица српска) - сербское литературно-научное и культурно-просветительсткое общество (1826 г., Пешт); словацкая (слов. Matica slovenska) - словацкое культурно-просветительное общество (г. Мартин); хорватская (хорв. Matica hrvatska) - хорватское литературное-научное и просветительское общество (1842 г., Загреб); чешская (чеш. Matice ceska) - чешское культурно-просветительное общество (1831 г., Прага); силезская - силезское культурно-просветительное общество (1877) [18]. Матицы сыграли в истории славянских народов роль, которую обычно играли университеты и академии наук.
Пробуждение славянских народов в культурной деятельности, близость славянских языков, между самыми удаленными из которых было больше сходства, чем в немецких и итальянских диалектах, были главным доказательством того, что среди славян возможно также политическое единство. Теперь оставалась политическая борьба за славянские цели, но эта борьба приходится уже на вторую половину XIX столетия.
Список литературы
1. Гердер И. Г. Избранные сочинения. - М; Л., 1959.
2. Гильфердинг А. Ф. Славянские народы Австрии и Турции // Собр. соч.: в 4 т. Т. 2. - СПб., 1868.
3. Исламов Т. М. Исторические условия и предпосылки зарождения национальных движений в Венгерском королевстве // Людовит Штур и его время. -М., 1992.
4. История, культура, фольклор и этнография славянских народов. - М.,
1968.
5. История Словении / И. В. Чуркина отв. ред. - СПб., 2011.
6. Лаптева Л. П. История Чехии позднего феодализма и раннего нового времени (1648-1849). - М., 1998.
7. Моисеева Г. Н. Крбец М. М. Й. Добровский и Россия: Памятники русской культуры XI-XVIII вв. в изучении чешского слависта. - Л., 1990.
8. Мыльников А. С. Эпоха просвещения в чешских землях: Идеология, национальное самосознание, культура. - М., 1977.
9. Национальное возрождение и формирование славянских литературных языков / отв. ред. С. С. Бернштейн. - М., 1978.
10. Национальное возрождение балканских народов в первой половине XIX века и Россия. Ч. I // Материалы междунар. науч. конф. / отв. ред. И.В. Чуркина - М., 1992.
11. Национальное возрождение балканских народов в первой половине XIX века и Россия. Ч. II // Материалы междунар. науч. конф. / отв. ред. И.В. Чуркина. - М., 1992.
84
12. Никитин С. А. Общие черты и специфические особенности формирования славянских наций в XIX в. (преимущественно на южнославянском материале) // История, культура, фольклор и этнография славянских народов. - М., 1968.
13. Общественные движения у народов Юго-Восточной Европы и Россия в XVIII - начале XX вв. / отв. ред. С. И. Данченко. - М., 2011.
14. Освободительные движения народов Австрийской империи. Возникновение и развитие. Конец XVIII в. - 1849 г. - М., 1980.
15. Освободительные движения народов Австрийской империи. Период утверждения капитализма. - М., 1981.
16. Рокина Г. В. Теория и практика славянской взаимности в истории словацко-русских связей XIX в. - Казань, 2005.
17. Россия и славянство / сост.: С.В. Лебедев; отв. ред. О.А. Платонов. - М.,
2009.
18. Славянские матицы. XIX век. И. И. Лещиловская (отв. ред.): в 2 ч. - М.,
1996.
19. Смирнов Л. Н. Словацкий литературный язык эпохи национального возрождения. - М., 2001.