Научная статья на тему '«Славяне» и «Сарматы» в сочинениях польскихисториков конца XV - середины XVI века'

«Славяне» и «Сарматы» в сочинениях польскихисториков конца XV - середины XVI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
407
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛАВЯНЕ / САРМАТЫ / ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА / ПОЛЬСКИЕ ИСТОРИКИ / SLAVS / SARMATIANS / EASTERN EUROPE / POLISH HISTORIANS / ANCIENT AUTHORS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Флоря Борис Николаевич

В статье выясняется, как решался в сочинениях польских историков XV-XVI вв. вопрос о наличии (или отсутствии) преемственной связи между древними славянами и упоминаемыми в сочинениях античных авторов «сарматами», и показано, под воздействием каких факторов менялась их позиция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Slavs” and “Sarmatians” in the works of Polish historians at the end of 15th-middle of 16th century

The article sheds light on the issue of the historical continuity between the Ancient Slavs and “Sarmatians” that are mentioned in the works of Ancient authors in the works of Polish historians. The factors triggering the changes in their position are demonstrated.

Текст научной работы на тему ««Славяне» и «Сарматы» в сочинениях польскихисториков конца XV - середины XVI века»

Б. Н. Флоря (Москва)

«Славяне» и «сарматы» в сочинениях польских историков конца XV - середины XVI века

В статье выясняется, как решался в сочинениях польских историков XV-XVI вв. вопрос о наличии (или отсутствии) преемственной связи между древними славянами и упоминаемыми в сочинениях античных авторов «сарматами», и показано, под воздействием каких факторов менялась их позиция. Ключевые слова: славяне, сарматы, Восточная Европа, польские историки.

К XV в. в польской исторической мысли достаточно прочно утвердилось представление, что предки поляков и других славянских народов поселились на занимаемых ими территориях в очень давнюю эпоху - еще во времена существования Древнего Рима. И здесь возникала задача, как найти в текстах древних авторов сведения о самых ранних этапах существования древних славян (и поляков). Историю этих поисков внимательно проследил в своей книге Т. Улевич1.

Направление поисков определило знакомство хронистов XV в. (первоначально опосредованное «Чешской историей» Энея Сильвия Пикколомини) с «Географией» Птолемея, одним из главных источников сведений о Восточной Европе в первые века христианской эры. В «Географии» были обнаружены упоминания о «Европейской Сарматии», которая на севере достигает Балтики - «Сарматского океана». На ее территории расположены Карпаты - «Сарматские горы». Эти наименования указывали на то, что в древние времена на территории, где позднее обитали «русские» и «поляки», находились «сарматы»2. Так как Ян Длугош полагал, что славяне появились на этих незаселенных землях в древние времена, то это побуждало его к отождествлению «сарматов» и «поляков». На берегах Балтики - Сарматского моря - «Sarmate sive Poloni regióos et urbes possideant»3. В другом месте он не менее определенно писал, что античные авторы «Rutheni quam Poloni Sarmate nominantur»4. Придя к такому заключению, Ян Длугош поступил логично, включив в свой труд сведения о войнах сарматов с римскими императорами5.

М. Меховский разделял представления Яна Длугоша о присутствии славян на занимаемых ими землях уже в самые древние времена: «omnia genera Skvorum» поселились в этом регионе «post diluvium» и никуда не переходили. Имея общих предков с древними греками, славяне заселили одновременно с ними земли на Балканах, а затем и территории, лежащие севернее6. Такая постановка вопроса вела его, как и Длугоша, к отождествлению «славян» и «сарматов». Здесь возникли, однако, сложности, которых М. Меховский, как правильно отметил Т. Улевич, «не смог преодолеть»7. Трудности были связаны с публикацией труда А. Крантца «Вандалия», в котором, ссылаясь на свидетельство Псевдо-Бероса, автор писал о первородном сыне Иафета - Туисконе, который «основал в Сарматии множество народов» и встал во главе «Великой Германии», охватывавшей территорию от Дона до Рейна. Германцы происходили от старшего сына Туискона - Тевтона, а славяне от младшего сына - Вандала8. Именно отсюда направлялись на запад вандалы, свевы, бургунды и другие племена. При таком подходе возникал вопрос, кто же тогда древние «сарматы» - предки славян или предки германцев? М. Ме-ховский высказал свои соображения, но они оказались противоречивыми. В одном и том же фрагменте текста он утверждал, что вандалы, свевы, бургунды были «germani et non Sarmatae, neque Scythae», но тут же говорилось, что они пришли в Европу «de regno Poloniae» и говорили на польском языке9.

Не внес ясности и другой исторический труд - сочинение «De vetustatibus Poloniae» И. Л. Деция. В этом сочинении сведения о древней истории славян, заимствованные у Длугоша, механически соединялись с рассказом о государстве Туискона, в котором совместно существовали «Сарматы» и «Тевтоны»10. Таким образом, вслед за Длугошем Деций отождествлял славян с «сарматами», но их древняя история сливалась с древней историей германцев.

В середине XVI в. древнее прошлое славян стало предметом рассмотрения во «Всемирной хронике» Мартина Бельского. В начальной части своего очерка происхождения польского народа, написанного под влиянием несохранившегося труда придворного историографа короля Сигизмунда I Б. Ваповского, хронист, отвергнув положение об общности судеб древних славян и древних греков, локализовал прародину славян на территории Восточной Европы. На земли Центральной Европы предки чехов и поляков пришли в V-VI вв. н. э.11 М. Бельский также отождествлял «сарматов» со славянами (см. употребленное им выражение «my, Sarmate»12, но одновременно в его

текстах говорилось, что сын Иафета Гомер - предок немцев, и его сын Аскеназ «Sarmati zalozyl», а затем здесь правил Туискон, «nie-miecki król»13). Таким образом, определенная неясность во взглядах предшественников не была преодолена. К этому следует добавить, что ни сам М. Бельский, ни предыдущие авторы не пытались рассматривать для решения возникшего вопроса сведения античных авторов о «сарматах». М. Бельский ограничился отсылкой к «Тристиям» Овидия, в которых упоминались «Sauromate okrutni, co si§ ani Boga, ani Rzymskiey moci nie boi^»14. В такой историографической ситуации к рассмотрению вопроса о соотношении между «сарматами» и «славянами» обратился М. Кромер.

Свое исследование Кромер начинает с разрыва связи между германцами и сарматами. При этом он опирается на высказывания Тацита, что тот не знает, причислить ли венедов «к германцам или сарматам»15. Из этого следовало, что германцы и сарматы - разные народы, а далее, ссылаясь на «Географию» Птолемея, Кромер утверждает, что «венеды» являются «gentеm Sarmaticam»16.

В последующем разделе работы он снова доказывает, что сарматы не являются германцами согласно свидетельствам Плиния, Тацита, Страбона и Птолемея. Основываясь на этом, историограф делает вывод, что сарматы таким образом не могут быть потомками прародителя германцев - Туискона, а происходят от Асармота, упоминаемого в родословии потомков Ноя в главе 10 «Книги Бытия» и «Иудейских древностях» Иосифа Флавия17. Тем самым окончательно разрывается связь между сарматами и германцами.

Одновременно, анализируя свидетельства античных авторов, М. Кромер констатировал, что сарматы в древности занимали большие территории к востоку от Дона18. Такая констатация имела для Кромера большое значение. Если для его предшественников путь славян в Европу лежал через Балканы и лишь затем они перешли на земли Восточной Европы, то изучение свидетельств древних авторов побудило Кромера решительно отвергнуть эту точку зрения. Так как он был убежден в истинности библейской легенды о расселении народов из первоначального очага обитания - Месопотамии, то другой возможный путь движения мог идти, как полагал Кромер, через Кавказ на наиболее близкие к Вавилонии земли Азиатской Сарматии19. В правильности такой реконструкции его убеждало упоминание в «Географии» Птолемея «сербов» как раз на территории Азиатской Сарматии между горами Северного Кавказа и Волгой20.

При таком взгляде на картину миграции славян в древние времена снова, хотя и в иной плоскости, во весь рост вставал вопрос о соотношении между древними славянами и сарматами. Внимание М. Кромера привлекло свидетельство Тацита о «роксоланах». Этот «Sarmatica gens» вторгся на территорию Мезии в 69 г. н. э.21 Уже М. Меховский готов был видеть в «роксоланах» античных авторов предков «русских» - восточных славян («Russia olim Roxolania dicta»)22. М. Кромер постарался более глубоко обосновать это положение. Его аргументы идут по двум направлениям. Так, он отмечает, что, по свидетельству Страбона, роксоланы живут «inter Tanaim et Boristhenem»23 и что все географы отмечают присутствие «роксолан» и «сарматов» на территории между Босфором Киммерийским и Дунаем24. Таким образом, роксоланы жили на той территории, на которой позднее отмечается присутствие славян (и прежде всего -славян восточных). Другой довод - сохранение здесь населением традиционного названия, так как, по его убеждению, «роксолане» -это именование, «quas Russi in hac diem retinent»25. В этом же ареале обнаруживается присутствие и других славянских народов. Упоминание «сербов» в «Географии» Птолемея, конечно, понималось именно таким образом. Кроме того, Кромер обнаружил в сочинении Иордана упоминания о «булгарах», живущих в Северном Причерноморье26. Отсюда последовал вывод, что «Búlgaros, Serbos et Roxanos Sarmaticae gentes esse» и из этого первоначального очага обитания на территории Восточной Европы вышли предки и других народов, которые стали называть себя славянами27. Тем самым ничто не мешает полагать «Polonos ac ceteros omnes Slavos Sarmatas esse». В глоссе к этому фрагменту текста отмечено еще более определенно: «Poloni et Slaui omnes Sarmatae sunt»28.

Такой предшественник Кромера, как Ян Длугош, относил поселение предков славян на землях Центральной и Восточной Европы к древним временам, близким, как позднее писал М. Меховский, ко времени Потопа. Тем самым предопределялось отождествление обитавших на территории Восточной Европы древних славян и сарматов.

М. Кромер не связывал себя такой предпосылкой. Свое рассуждение о «роксоланах» - «русских» он закончил словами, что не знает, когда и откуда они пришли на земли Сарматии и когда приняли свое имя29. Все это позволило ему занять сдержанную позицию в вопросе о соотношении между древними славянами и сарматами. Его наблюдения, по существу, позволяли лишь сделать вывод, что известия

древних авторов о «сарматах» на территории Восточной Европы могут иметь в виду поселившихся в этом регионе славян. Для своей осторожной позиции М. Кромер приводит следующие обоснования. Во-первых, этническая терминология античных авторов вызывала у него сомнения. Контакты с этими народами были ограничены из-за дальности расстояния, их диких и варварских нравов, и латинские и греческие авторы называли «северные» народы одним общим названием («соттиш vocabulo») - сарматами или скифами30. Кроме того, Кромер в своем труде неоднократно высказывал мысль, что народы в древнюю эпоху постоянно совершали миграции, присваивая себе названия тех племен, на территории которых они селились: так, часть западных славян стала именоваться «венедами», заняв территории, оставленные вандалами, а чехи заимствовали название германского племени бойев, ранее проживавшего на освоенных ими землях31.

Отсюда вытекало заключение, что предки славян заселили когда-то территорию, на которой жили некие «сарматы», и их поэтому стали обозначать таким названием. Кромер писал, что невозможно установить, когда предки славян пришли в Сарматию и истребили

32

или изгнали оттуда древних сарматов32.

Для выбора такого решения имело значение, как представляется, еще одно обстоятельство. Непосредственный предшественник Кро-мера М. Бельский, очевидно, отталкиваясь от свидетельств древних авторов о сарматах, рисовал древних славян как сообщество непобедимых воинов, ведущих жизнь, подобную жизни современных ему кочевников - татар33. М. Кромер, говоря о древних славянах и их миграциях, нигде не характеризует их как кочевников. Как отмечалось выше, «венедов» античных авторов хронист считал славянами, а ему, несомненно, был известен текст Тацита, что венеды «строят дома» и это «отличает их от сарматов, живущих в повозке и на коне»34.

На этом небольшом примере хорошо видно, какое влияние оказало на развитие польской исторической мысли знакомство в эпоху начавшегося Возрождения с текстами античных авторов, с их сообщениями о народах Восточной Европы в древние времена. (Предшественники Длугоша - хронисты XIV в. ничего не знали о «сарматах».) Все это заставило уже во времена зарождения исторической мысли пересмотреть традиционные взгляды и начать размышлять над вопросами, которые совместными усилиями разных отраслей науки предстояло решать на протяжении большой исторической эпохи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ulewicz T. Sarmacja. Studium z problematyki slowianskiej XV i XVI w. Krakow, 1950.

2 Ibid. S. 4-5, 28.

3 Joannis Dlugossii. Annales seu cronicae incliti regni Poloniae. Lib. I-II. Warszava, 1964. S. 67.

4 Joannis Dlugossii. Annales... S. 89; Ulewicz T. Sarmacja. S. 30.

5 Joannis Dlugossii. Annales... S. 106.

6 Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. М., 1936. C. 152-153, 157.

7 Ulewicz T. Sarmacja. S. 58.

8 О взглядах А. Крантца см.: Мыльников А. С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, прото-гипотезы XVI - начала XVII вв. СПб., 1996. С. 39-40.

9 Меховский М. Трактат. C. 157.

10 Ulewicz T. Sarmacja. S. 72-73; Мыльников А. С. Картина славянского мира... С. 41.

11 Bielski M. Kronika wszytkiego swyatha. Krakow, 1551. K. 154v.

12 Ibid. K. 155.

13 Ibid. K. 154v.

14 Bielski M. Kronika. K. 154v.

15 Cromer M. De origine et gestis Polonorum libri XXX. Basileae, 1555. K. 10. Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1994. Т. 1 (I-VI вв.). С. 39.

16 Cromer M. De origine. Ср.: Свод. Т. 1. С. 50-51.

17 Cromer M. De origine. K. 13. Характерно, что здесь М. Кромер изменяет тому отрицательному отношению к «генеалогиям», которое он ярко демонстрировал в начале труда (Ibid. K. 2-3), возможно, по тому, что речь идет о свидетельстве Писания.

18 Ibid.

19 Ibid. K. 12.

20 Cromer M. De origine. K. 15; Свод. Т. 1. C. 52-54.

21 Cromer M. De origine. K. 16.

22 Меховский М. Трактат. С. 172.

23 Cromer M. De origine. K. 16; Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. М., 2009. Т. 1. Античные источники / Сост. А. В. Подосинов. C. 104, 108.

24 Cromer M. De origine. K. 18; Древняя Русь. Т. 1. C. 186, 280.

25 Cromer M. De origine. K. 17. См. здесь же глоссу: «Roxani ijdem que Russi».

26 Cromer M. De origine... K. 15; Свод... Т. 1. С. 108-109.

27 Cromer M. De origine. K. 19.

28 Ibid.

29 Ibid. K. 18.

30 Ibid. K. 16.

31 Ibid. K. 11, 14.

32 Ibid. K. 19. На то, что Кромер, локализуя «прародину» славян в Сарматии, не отождествляет их с сарматами, правильно указывал А. С. Мыльников (Мыльников А. С. Картина. С. 262).

33 BielskiM. Kronika... K. 155v.

34 Свод. Т. 1. C. 39. В своем труде Кромер цитирует высказывания Тацита, непосредственно предшествующие этому тексту (Cromer M. De origine. K. 10).

B. N. Florja

"Slavs" and "Sarmatians" in the works of Polish historians at the end of 15th-middle of 16th century

The article sheds light on the issue of the historical continuity between the Ancient Slavs and "Sarmatians" that are mentioned in the works of Ancient authors in the works of Polish historians. The factors triggering the changes in their position are demonstrated. Keywords: Slavs, Sarmatians, Eastern Europe, Polish historians, Ancient authors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.