Научная статья на тему 'Слагаемые интеграционного менеджмента экономического образования'

Слагаемые интеграционного менеджмента экономического образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слагаемые интеграционного менеджмента экономического образования»

К 10-летию факультета экономики и менеджмента

Слагаемые интеграционного менеджмента экономического образования

Канд. техн. наук А.А. МАЛЫШЕВ, д-р экон. наук В.Л. ВАСИЛЕНОК, д-р экон. наук, проф. Н.А. ШАПИРО

СПбГУНиПТ

События, о которых пойдет речь в статье, - 75 лет университету низкотемпературных и пищевых технологий (изначально института - 1931 г.) и 10 лет факультету экономики и менеджмента (1996 г.) названного университета - являются знаменательными в том смысле, что каждое из них явилось адекватным ответом на вызовы времени. Это преимущество - отвечать на вызовы времени, быть готовым на них ответить - руководство вуза стремится сохранить на протяжении всего существования института - академии -университета. Подобной стратегии управления придерживается и руководство факультета.

История отечественного высшего образования отмечает четыре периода бурного роста числа высших учебных заведений*.

Первый берет начало с конца 90-х годов XIX в. и содержательно характеризуется становлением российской политехнической школы. Второй этап (1917-1921 гг.) был во многом формальным рывком в росте числа вузов, объясняемым стремлением восполнить потребность в специалистах с высшим образованием, неудовлетворенную в царское время (однако в течение ближайших лет многие из этих новых вузов исчезли). Третий взлет был в середине первой пятилетки, в начале 30-х годов прошлого века, и сопровождал процесс индустриализации страны. Четвертый период начался в 90-е годы XX в., когда стала очевидна необходимость адаптации отечественной высшей школы к рыночным условиям. Ко второму и четвертому этапу относятся те события, юбилею которых посвящается данная статья.

Первое в Советском Союзе специализированное учебное заведение по подготовке инженеров-холодилыциков-Ленинградский учебный механико-технологический холодильный комбинат - было создано по постановлению Совета Народных Комиссаров СССР № 432 от 31 мая 1931 г. и состояло из института, рабфака и техникума. В 1934 г. комбинат разделили на три самостоятельных учебных заведения: появился Ленинградский институт хо-

* См.: Галушкина М. Уроки собственной истории // Эксперт. 2005. №47 /2-18 декабря. (Беседа с профессором Джорджтаунского университета США X. Балзером.)

лодильной промышленности (ЛИХП). В 1947 г. в результате объединения ЛИХП с Ленинградским химико-технологическим институтом молочной промышленности был образован Ленинградский технологический институт холодильной и молочной промышленности (ЛТИХМП), который с 1953 г. стал именоваться Ленинградским технологическим институтом холодильной промышленности (ЛТИХП). В 1994 г. ЛТИХП преобразован в Санкт-Петербургскую государственную академию холода и пищевых технологий, а в 1999 г. - в Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий. В настоящее время это - ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет низкотемпературных и пищевых технологий» (СПбГУНиПТ). Факультет экономики и менеджмента был открыт в 1996 г.

СПбГУНиПТ по природе и происхождению относится к числу проектных университетов. Это не классический университет, работающий на «чистую» и фундаментальную науку, а вуз, в котором образовательное пространство выстраивается ориентированным на конкретные отрасли народного хозяйства, что внешне очерчивает проектную направленность научных и образовательных процессов, ставит их в четкий контекст. (Мировая образовательная практика дает убедительные примеры эффективности проектного образования: к такого рода вузам относятся Массачусетский технологический институт, германский Университет Гумбольдта, МФТИ и пр.) Опыт современных развитых стран показывает, что специализация в образовании и ориентация его на достижение конкретных практических целей имеют неоспоримые преимущества в индустриальной и постиндустриальной экономике.

Однако, для того чтобы проектный университет в полной мере отвечал своему статусу, важнейшим аспектом его успешного существования становится интеграция в нем трех составляющих: образования, науки и производства. С точки зрения организации и управления учебным процессом это наиболее многофакторный, или многовекторный, вариант развития вуза по сравнению с институтом или классическим университетом. Если интеграция образования и производства

обеспечивает возобновление того и другого, что по статусу вменяется институту, то проектный университет обязан способствовать совершенствованию и образования, и производства через присутствие в нем науки. В развитии прикладной науки и состоит миссия проектного университета в отличие от университета классического, который замкнут на «чистую» науку и где связь с конкретным производством на постоянной основе отсутствует. Но любой университет без науки -это деградирующий университет.

В 2005 г. такой амбициозный отечественный журнал, как «Эксперт», опубликовал материалы исследования, посвященного проблеме спроса в российской экономике на молодых специалистов, готовых занять серьезные позиции в частных компаниях. Авторы исследования пришли, как они сами отмечают, к парадоксальным выводам, что, несмотря на сложности и проблемы российской системы образования, выпускники наших вузов котируются выше, чем выпускники западных. И перечисляя вузы (их названо чуть более 10), чьих выпускников предпочитают работодатели практически во всех основных сферах народного хозяйства, в области пищевой промышленности был назван СПбГУНиПТ*.

Если факультет экономики и менеджмента был образован в 1996 г.**, а первая специализированная экономическая кафедра экономики промышленности и организации производства была создана в 1947 г. и с тех пор она не меняла своего названия (в настоящее время заведующий кафедрой - д-р экон. наук, проф. И.С. Минко), то можно утверждать, что конкретные экономические изыскания в нашем университете насчитывают почти 60-летнюю историю. В 1962 г. была сформирована кафедра политической экономии, которая в 1996 г. в связи с возникновением факультета была преобразована в кафедру экономики и финансов (заведующий - д-р экон. наук, проф. В.Л. Василенок). Затем появилась кафедра экономики и предпринимательской деятельности - 2000 г. (заведующая - д-р экон. наук, проф. И.Г. Сергеева), в 2005 г. - кафедра экологического менеджмента (заведующая - канд. экон. наук, доц. О.И. Сергиенко). В подчинении факультета находятся кафедра прикладной математики (заведующий - д-р физ.-мат. наук. проф. А. М. Радин), созданная в 1979 г. в результате выделения из кафедры высшей математики кафедры прикладной математики и

* См.: Федюкин И., Шмаров А. Годный, но необученный // Эксперт. 2005. №614- 20 февраля. (Справедливости ради отметим, что авторы статьи, видимо, не разобрались с названием вуза и называют СПбГУНиПТ бывшими институтом холодильной промышленности, или университетом низкотемпературных технологий См. С.72. 74).

** Подробнее об истории кафедр факультета см. «Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий. 1931 -2001.» - СПб.: СПбГУНиПТ.2001. С. 150 - 168.

вычислительной техники; кафедра иностранного языка (заведующая - канд. пед. наук, доц. Н.А. Дмитриенко), существующая с 1931 г.; кафедра политологии и психологии (заведующий - канд. пед. наук, доц. Ю.А. Жигалов), образованная в 1998 г. путем объединения кафедр политологии и социологии, педагогики и психологии; кафедра философии и культурологии (заведующий - канд.фил. наук, доц. А.Н. Малахов), а также кафедра истории (заведующий - канд. ист. наук, доц. П.И. Шкиро), которая, подобно кафедре политической экономии, появилась в 1962 г. как кафедра истории КПСС в результате разделения кафедры марксизма-ленинизма.

История любой кафедры, исчисляемая несколькими десятилетиями, всегда представляет лабораторию опыта подготовки специалистов. Кафедра экономики промышленности и организации производства не исключение. За почти 60-летний период существования она пережила всякие времена - и лучшие, и худшие, и продуктивные, и наоборот. Начав с «чистого листа», без базовых учебников и учебных пособий, без опытных преподавателей-экономистов, на основе лишь типовых программ, были созданы и впервые прочитаны новые курсы по экономике и планированию производства для студентов всех технических специальностей. Затем были разработаны курсы по экономике и организации производства, советскому праву. 60-е годы XX в., ознаменовавшиеся экономическими реформами, потребовали нового уровня экономических знаний от преподавателей и выпускников вуза. Кафедра перешла на новые, более объемные учебные планы. Значительно расширилось и обогатилось содержание читаемых дисциплин. На эти годы пришелся не только количественный рост преподавателей и курсов, но и их качественное развитие. При кафедре организуются учебная лаборатория, библиотека и кабинет экономики, началась подготовка аспирантов.

Кафедра сделала мощный рывок в развитии тогда, когда на преподавательскую работу пришли специалисты с производства, хорошо знающие специфику отраслевой экономики, ее организацию. Новые преподаватели, естественно, обеспечили интеграционное взаимодействие образования и производства, а их «бескорыстное интеллектуальное любопытство, как известно, образует жизненную силу подлинной цивилизации», а в данном конкретном случае энтузиазм в науке придавал новые жизненные силы развитию образовательного процесса.

Кафедра стала лидером не только в своем институте, но и среди аналогичных кафедр технологических вузов страны. В это время преподавателями Л.И. Гришиным, Н.В. Крыловым, И.С. Минко и др. были написаны учебники «Экономика холодильной промышленности», «Организация и планирование производства на предприятиях

холодильной промышленности» и сборники задач по этим курсам*, которые выдержали по два издания и были основными учебниками около 20 лет для всех инженерных специальностей холодильной промышленности.

С преобразования данной кафедры в выпускающую берет начало подготовка инженеров-экономистов для предприятий пищевой промышленности. Тогда, в 1992 г., вуз утвердил учебные планы, провел прием студентов на первый курс дневного и заочного обучения и начал подготовку студентов-экономистов. В 1997 г. состоялся первый выпуск экономистов-менеджеров.

Большая работа проводилась преподавателями экономических кафедр внутри вуза: консультирование; проверка и выполнение расчетов экономической эффективности всех НИР, осуществляемых в вузе; аттестация рабочих мест в институте; организация и проведение занятий по программе «экономического всеобуча» в 80-х гг. прошлого столетия; прогнозирование потребности пищевой промышленности региона в специалистах; разработка программы организации сервисного обслуживания и ремонта бытовых холодильников в Ленинградской области и пр.

В настоящее время базовую экономическую подготовку инженеров в университете и фундаментальную теоретико-экономическую подготовку менеджеров осуществляет кафедра экономики и финансов, которая в статусе выпускающей обеспечивает также преподавание широкого круга дисциплин по финансам и финансовому менеджменту, бухучету, анализу производственно-хозяйственной деятельности (АПХД), налогообложению и пр. В 1992 - 1995 гг. кафедра участвовала в региональной научной программе «Народы России - возрождение и развитие». Сегодня ведется разработка темы «Проблемы управления финансово-экономическими процессами на региональном уровне».

Одной из важных задач, направляющей развитие факультета экономики и менеджмента СПбГУНиПТ в данное время, является повышение эффективности руководства самим факультетом, занимающимся подготовкой специалистов-управленцев для предприятий пищевой промышленности (специализации: «финансовый менеджмент» и «антикризисное управление на предприятиях пищевой промышленности»). Динамизм и многообразие современной жизни требуют от менеджмента любой организации, и вуза в том числе, прежде всего «процессных» интеграционных усилий, эффект

*См : Крылов Н.В., Гришин Л. И. Экономика холодильной промышленности (Учебник для вузов). - М.; Агропомиздат, 1987. - 2-е изд. Крылов Н.В., Гришин Л.И., Минко И.С. и др. Организация и планирование производства на предприятиях холодильной промышленности.(Учебники и учебныепособия для вузов). - М.; Агропромиздат, 1988. 2-е изд.

от которых проявляется в рациональном взаимодействии всех участников и партнеров по созданию и потреблению образовательных услуг: образовательной, или учебной, научной и производственной сфер.

Если сам факт интеграционного взаимодействия образования, науки и производства признается всегда и всеми, то формы обеспечения этого взаимодействия со временем обязательно должны меняться. Так, например, если в период расцвета кафедры экономики и организации производства вопросы интеграции образования, науки и производства решались директивнототальным регулированием, то в нынешних условиях речь может идти об индикативно-селективном подходе в выборе вариантов интеграции.

Одни институциональные формы устаревают, становятся малоэффективными, иные просто отмирают в силу исчезновения условий и обстоятельств их породивших, а для третьих, известных ранее, раскрываются новые возможности. Основоположник современного менеджмента П. Друкер отмечал, что большинство успешных социальных инноваций основываются не на уникальных изобретениях и неизвестных фактах, а на изменениях уже существующих и, возможно, даже широко известных. Задача состоит в том, чтобы эти изменения вовремя заметить и адекватно отреагировать.

Десять лет потрачены на то, чтобы структурно и инфраструктурно сформировать факультет, создать стратегию развития факультета в условиях реформирования самой системы образования. Для этого не раз пришлось менять и дорабатывать учебные планы и программы, подбирать новые кадры, уточнять специальности и специализации, вводить разноуровневое обучение - становление факультета шло параллельно со становлением новой системы образования в стране.

Однако прошедшее десятилетие показало, что главной содержательной, а не организационно-институциональной проблемой управления факультетом в университете является постоянный поиск адекватного варианта сочетания образования, науки и производства.

Положительным совокупным эффектом этих трех факторов является их взаимодействие в тех процессно-функциональных областях, которые зримо и непосредственно развивают учебную организацию, ее «нео-веществленные» активы, такие, как профессионализм и мотивированность профессорско-преподавательского состава на хорошие научные результаты, играющие существенную роль в обеспечении имиджевых характеристик и конкурентоспособности вуза в целом. На факультете в настоящее время из 110 преподавателей 56 с учеными степенями, из них 8 докторов наук, что позволило существенно увеличить число обучающихся в аспирантуре, открыть лицензированную магистратуру

по четырем специальностям: финансовый, производственный и инновационный менеджмент и государственная политика и управление. Близок к решению вопрос о создании специализированного совета по защите кандидатских диссертаций по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством».

Самой трудной задачей, стоящей перед руководством факультета и вуза в целом, является поддержание связи с производством. Даже научная составляющая не вызывает столь глубокого беспокойства, как организация постоянных и эффективных контактов с производством. В уже упомянутом исследовании журнала «Эксперт» связь с производством также названа в качестве главной проблемы современного отечественного образования. Для налаживания необходимых контактов нет никаких формализованных правовых, финансовых или иных институциональных оснований в современной системе образования. Рыночная «автономизация» образования и производства внесла негативный вклад в развитие того и другого, и сейчас преодоление этого отрицательного эффекта строится, исходя лишь из добрых намерений сторон помочь друг другу. Тем не менее мы не опускаем руки, пытаемся решать эту проблему, видоизменяя формы организации производственной практики и контроля за ней со стороны преподавателей, через обмен профессиональными знаниями и навыками

между учеными и производственниками (привлечение производственников, руководителей предприятий к участию в научно-практических конференциях) и пр.

Определенную уверенность в успехе поиска форм взаимодействия факультета с предприятиями соответствующих отраслей нам придает и тот факт, что для Санкт-Петербурга, Ленинградской области и страны в целом пищевая промышленность составляет огромный экспортный потенциал, а необходимость его развития сделает предприятия заинтересованными в получении высококлассных специалистов - менеджеров, которые превратят этот потенциал в реальный фактор.

Эффективным средством выработки интеграционных решений могло бы быть правовое, государственно-политическое обеспечение образовательных процессов, которое способствовало бы стимулированию участия предприятий, корпораций, фирм в образовательных процессах вузов*.

*Проблема преодоления обособленности вузов от реальной экономики в настоящее время серьезно обсуждается на страницах профессиональных журналов. См. об этом, например: Вислав Ю. Профессиональное образование и экономика: о необходимости и задачах государственного стимулирования интеграционных процессов (макро- и мезоуровневый аспект) //Российский экономический журнал. 2005. №№7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.