Научная статья на тему 'СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ МАЙТРЕИ ИЗ МАТЕРИКОВОЙ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В КУНСТКАМЕРЕ (ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ МАЙТРЕИ ИЗ МАТЕРИКОВОЙ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В КУНСТКАМЕРЕ (ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

166
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
КУНСТКАМЕРА / ОЛЬДЕНБУРГ / ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЕ БУДДИЙСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ / ИКОНОГРАФИЯ / МАЙТРЕЯ / БУДАЙ-ХЭШАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова Елена Владимировна

Сто двадцать лет назад С. Ф. Ольденбург в статье «О некоторых изображениях Майтреи» на страницах первого тома «Сборника МАЭ» привлек внимание читателей к проблеме невозможности идентификации буддийских божеств по их облику ввиду многовековой традиции изображения одного и того же божества весьма разнообразно. На примере Майтреи Ольденбург показал, что означает анализ иконографии памятника буддийской скульптуры и призвал к фиксации и изучению всех ее многочисленных вариантов. Исследуется иконография выявленных в восточноазиатских буддийских коллекциях Кунсткамеры двух типов изображений Майтреи. Первый традиционный тип, особенно популярный у последователей тибето-монгольской формы буддизма махаяны, представлен 21 образом из бронзы. Наделенные почти каждый индивидуальным набором иконографических признаков, Майтреи этой группы демонстрируют 19 вариантов иконографии. Второй тип Будай Хэшан - трансформация образа Майтреи в Китае (6 изображений из разного материала) - имеет особую однотипную иконографию, не похожую на традиционную иконографию Майтрей. В литературе встречается определение иконографии Майтреи как совокупности трех признаков: «позы Майтреи», жеста дхармачакрамудра и атрибута калаша. Если судить по изображениям кунсткамерских Майтрей (первого типа), только доминирование калаши над прочими позволяет считать правомерным его включение в формулу «типичного Майтреи», два других признака характерны лишь для двух из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCULPTURAL REPRESENTATIONS OF MAITREYA FROM THE MAINLAND EAST ASIA IN THE KUNSTKAMERA (THE PROBLEM OF IDENTIFICATION)

In his article “On some images of Maitreya” in the first volume of the MAE Collection of Articles, 120 years ago, S. F. Oldenburg drew the readers’ attention to the problem of the impossibility of identifying Buddhist deities by their appearance due to the centuries-old tradition of depicting the same deity in very diverse ways. Using the example of Maitreya, Oldenburg showed what analyzing the iconography of a monument of Buddhist sculpture means and called for documentation and study of all its many variants. The article examines the iconography of two types of images of Maitreya identified in the East Asian Buddhist collections of the Kunstkamera. The first traditional type, especially popular with the followers of the Tibeto-Mongolian form of Mahayana Buddhism, is represented by 21 bronze images. Almost each is endowed with an individual set of iconographic features. The Maitreyas of this group represent 19 variants of iconography. The second type is Budai Hashan (6 images made of different materials), which is the result of transformation of the image of Maitreya in China, has a special uniform iconography differing from the traditional iconography of Maitreyas. In the literature, the iconography of Maitreya is defined as a combination of three features: the so-called “Postures of Maitreya”, the gesture of dharmachakramudra , and kalasa attribute. Judging by the images of the Kunstkamera Maitreyas (those of the first type), only the dominance of the latter attribute over the other allows us to consider legitimate inclusion of kalasa in the formula of a “typical Maitreya”, while the other two features are characteristic of only two of the sculptures.

Текст научной работы на тему «СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ МАЙТРЕИ ИЗ МАТЕРИКОВОЙ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В КУНСТКАМЕРЕ (ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

DOI 10.31250/2618-8619-2022-1(15)-201-219 УДК 069:39

Елена Владимировна Иванова

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-7837-7826 E-mail: [email protected]; [email protected]

Скульптурные изображения Майтреи из материковой Восточной Азии в Кунсткамере (иконографический аспект)

АННОТАЦИЯ. Сто двадцать лет назад С. Ф. Ольденбург в статье «О некоторых изображениях Майтреи» на страницах первого тома «Сборника МАЭ» привлек внимание читателей к проблеме невозможности идентификации буддийских божеств по их облику ввиду многовековой традиции изображения одного и того же божества весьма разнообразно. На примере Майтреи Ольденбург показал, что означает анализ иконографии памятника буддийской скульптуры и призвал к фиксации и изучению всех ее многочисленных вариантов. Исследуется иконография выявленных в восточноазиатских буддийских коллекциях Кунсткамеры двух типов изображений Майтреи. Первый традиционный тип, особенно популярный у последователей тибето-монгольской формы буддизма махаяны, представлен 21 образом из бронзы. Наделенные почти каждый индивидуальным набором иконографических признаков, Майтреи этой группы демонстрируют 19 вариантов иконографии. Второй тип Будай Хэшан — трансформация образа Майтреи в Китае (6 изображений из разного материала) — имеет особую однотипную иконографию, не похожую на традиционную иконографию Майтрей. В литературе встречается определение иконографии Майтреи как совокупности трех признаков: «позы Майтреи», жеста дхармачакрамудра и атрибута калаша. Если судить по изображениям кунсткамерских Майтрей (первого типа), только доминирование калаши над прочими позволяет считать правомерным его включение в формулу «типичного Майтреи», два других признака характерны лишь для двух из них.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Кунсткамера, Ольденбург, восточноазиатские буддийские коллекции, иконография, Майтрея, Будай-Хэшан

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Иванова Е. В. Скульптурные изображения Майтреи из материковой Восточной Азии в Кунсткамере (иконографический аспект). Кунсткамера. 2022. 1(15): 201-219. doi 10.31250/2618-8619-2022-1(15)-201-219

Elena Ivanova

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0001-7837-7826 E-mail: [email protected]; [email protected]

Sculptural Representations of Maitreya from the Mainland East Asia in the Kunstkamera (The Problem of Identification)

ABSTRACT. In his article "On some images of Maitreya" in the first volume of the MAE Collection of Articles, 120 years ago, S. F. Oldenburg drew the readers' attention to the problem of the impossibility of identifying Buddhist deities by their appearance due to the centuries-old tradition of depicting the same deity in very diverse ways. Using the example of Maitreya, Oldenburg showed what analyzing the iconography of a monument of Buddhist sculpture means and called for documentation and study of all its many variants. The article examines the iconography of two types of images of Maitreya identified in the East Asian Buddhist collections of the Kunstkamera. The first traditional type, especially popular with the followers of the Tibeto-Mongolian form of Mahayana Buddhism, is represented by 21 bronze images. Almost each is endowed with an individual set of iconographic features. The Maitreyas of this group represent 19 variants of iconography. The second type is Budai Hashan (6 images made of different materials), which is the result of transformation of the image of Maitreya in China, has a special uniform iconography differing from the traditional iconography of Maitreyas. In the literature, the iconography of Maitreya is defined as a combination of three features: the so-called "Postures of Maitreya", the gesture of dharmachakramudra, and kalasa attribute. Judging by the images of the Kunstkamera Maitreyas (those of the first type), only the dominance of the latter attribute over the other allows us to consider legitimate inclusion of kalasa in the formula of a "typical Maitreya", while the other two features are characteristic of only two of the sculptures.

KEYWORDS: Kunstkamera, Oldenburg, East Asian Buddhist collections, iconography, Maitreya, Budai-Hashan

FOR CITATION: Ivanova E. Sculptural Representations of Maitreya from the Mainland East Asia in the Kunstkamera (The Problem of Identification). Kunstkamera. 2022. 1(15): 201-219. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2022-1(15)-201-219

Утром происходило так называемое Круговращение Майтреи, т. е. обнесение кругом квартала изображения Майтреи-будды будущего мира. Этот будда едва ли не больше почитаем настоящего Шакьямуни. Замечательна вера в будущее. Даже будды не вечны и должны уступать место другим.

Г. Цыбиков

Меня же лично, трогательно напутствуя, Далай-лама одарил двумя чудными изображениями, Буддой на алмазном престоле и Майтреи, причем заметил, чтобы я с ними никогда не расставался, в особенности с Майтреей, как с богом — покровителем путешествующих.

П. К. Козлов

Мое внимание к Майтрее связано с работой над разделом «Бодхисаттвы» каталога буддийской скульптуры из материковой Восточной Азии, хранящейся в Дальневосточном фонде Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН. Это один из четырех представленных в наших коллекциях бодхисаттв (Майтрея, Авалокитешвара, Манджушри и Ваджрапани) из группы «8 великих сыновей» Будды, по выражению Барадийна, «главных слушателей Будды по махаяне — бодисатв в образе небожителей» (Барадийн 1924: 6).

Планируемый каталог (будем называть его каталог № 2, или К-2) должен охватить восточно-азиатскую буддийскую скульптуру, «рассыпанную» по многим коллекциям, поступившим в МАЭ с конца XVIII в. до наших дней, в то время как изданный в 2014 г. каталог № 1 (108 образов Будды 2014) посвящен скульптуре из одной коллекции — МАЭ № 5942, поступившей в музей в 1950 г. и содержащей 390 металлических изображений буддийских божеств, отлитых или выколоченных, в том числе десять Майтрей.

В статье мы охарактеризуем обе группы Майтрей — впервые публикуемые и уже изданные — для создания полной картины состава «собрания Майтрей», которое имеет честь хранить в своих фондах Кунсткамера. В это «собрание» входят два образа Майтреи-Будды, история появления которых в Кунсткамере связана со знаменательными событиями, имеющими особенное значение для нашего музея. Один из них — МАЭ № 719-60 (рис. 1, см. вклейку) — происходит из первой буддийской коллекции первого российского музея, оказавшейся в его стенах в конце XVIII в. благодаря выдающемуся немецкому ученому на русской службе П. С. Палласу, отправившемуся по заданию Российской академии наук в путешествие по России. В 1769 г. Паллас со спутниками оказался в Яицком городке (рядом с местами кочевий калмыков). Атаман местного казачества почувствовал, что ученый иностранец заинтересуется неведомыми судьбами оказавшимся у него дорогим собранием буддийских «идолов» и сможет купить его. И не ошибся (Иванов 2009: 262-268). Второй прекрасный бронзовый Майтрея-Будда — МАЭ № 1425-1 (рис. 2, см. вклейку) — был подарен Далай-ламой XIII российскому буддологу С. Ф. Ольденбургу и передан последним в МАЭ. Но произошло это в 1909 г., а в 1901 г., когда Сергею Федоровичу понадобились для задуманного им исследования изображения Майтреи, он смог получить из МАЭ с помощью Д. Клеменца и В. В. Радлова только две статуэтки (вероятно, составлявшие весь «фонд Майтрей» в МАЭ в начале ХХ в.), одной из них был «палласовский» Майтрея.

В 1901 г. С. Ф. Ольденбург опубликовал в «Сборнике МАЭ» статьи «О некоторых изображениях Майтреи» и «О некоторых изображениях Майтреи в Тибете» (Ольденбург 1901: 1-6, 7-8). На примере изображений Майтреи, ученый привлек внимание к особенности иконографии ряда божеств пантеона северного буддизма в целом, которая заключалась в разнообразии еще не изученных форм, делающих их неузнаваемыми для исследователей.

Считая отсутствие твердых основ для идентификации божества камнем преткновения на пути к изучению буддийской иконографии, ученый возлагает часть вины на художников, позволяющих себе при создании образа божества отступать от канона, но главную причину Ольденбург видит

все-таки в недостаточности знаний, проистекающей «от крайне ограниченного общедоступного материала, которого совершенно не хватает для более широких обобщений и для прочного установления определенных правил».

Исследуя иконографию специально для статьи подобранных 20 изображений Майтреи (15 бронзовых статуэток, из которых две из Кунсткамеры, десять — из Королевского музея этнографии в Берлине, две — из частного собрания Деспот-Зеновича и одна — от М. М. Березовского, и пять прорисовок образов Майтреи в танках из сборников «500 бурханов» и «300 бурханов»), Ольденбург констатирует, что большинство из них наделено индивидуальными иконографическими признаками, и, несмотря на это, все они носят одно и то же имя Майтреи. Ученый надеялся в дальнейшем заняться изучением места Майтреи в буддийском искусстве. К сожалению, эти планы осуществить ему не удалось.

В наши дни материала, и «вещественного», и «литературного», расширяющего рамки исследования буддийской иконографии, стало несоизмеримо больше в сравнении с тем, что имелся в распоряжении ученого в начале прошлого века. И в этом громадная заслуга самого Сергея Федоровича — выдающегося буддолога, организатора и участника двух тибетских экспедиций, Первой буддийской выставки в Петербурге в 1919 г., многие годы бывшего куратором буддийского отдела в Этнографическом музее и официально не выделенного такого же отдела в МАЭ. По его инициативе появилось серийное издание переводных и оригинальных буддийских текстов «Bubliotheca Buddhica», в котором были опубликованы на русском языке «Сборник изображений 300 бурханов» (Ольденбург 1903) и работа А. Грюнведеля «Обзор предметов ламайского культа кн. Э. Э. Ухтомского» (1905).

добытые в азиатских экспедициях и накопившиеся в российских и зарубежных музеях памятники буддийского искусства в конце ХХ — начале ХХ1 в. стали активно привлекаться к созданию отечественных и международных буддийских выставок, за которыми последовало издание солидных трудов «Wisdom and Compassion» (1991), каталога Государственного музея Востока «Пять семей Будды» (Ганевская и др. 2004), двух эрмитажных каталогов «Пещеры тысячи Будд» (2008) и «Обитель милосердия» (2015), каталога Музея истории религии (Буддийская коллекция Государственного Музея истории религии 2008), каталога МАЭ РАН «108 образов Будды» (2014). В каждом из них присутствуют изображения Майтреи.

Среди многочисленных зарубежных исследований буддийского искусства особенно масштабными и значительными являются, на мой взгляд, монографии У. фон Шредера (Schroeder 1981; 2001).

Вдохновляет обобщение обширных данных о вариантах изображений Майтреи в созданном индийским ученым «Словаре буддийской иконографии» (Chandra 2003), в уникальном по значимости для музейных работников «Определителе буддийских изображений» — творении петербургского буддолога (Терентьев 2004), интересной работе Ю. И. Елихиной «Иконография Майтрейи в искусстве буддизма» (2013).

Прошло 120 лет после написания С. Ф. Ольденбургом статьи о Майтрее, но поднятые в ней проблемы изучения и понимания не только особенностей изображения данного божества, но буддийской иконографии в целом, не потеряли своей актуальности. Вместе с тем, выдающийся ученый дал пример конкретного исследования образов буддийского божества. Попытаемся следовать приемам исследования изображений Майтреи, предложенным С. Ф. Ольденбургом, при рассмотрении скульптурных изображений этого божества из собрания МАЭ РАН в нашей статье. К ценным наблюдениям С. Ф. Ольденбурга в его статье об иконографии Майтреи мы вернемся после краткого рассказа об отношении к этому божеству последователей школы южного буддизма и о культе Майтреи в северном буддизме.

* * *

Как известно, бодхисаттва в буддийской религиозно-мифологической системе существо, стремящееся к просветлению, к выходу из круга сансарического существования и достижению состояния будды. Концепция бодхисаттвы различается в южном и северном буддизме.

В Хинаяне путь бодхисаттвы прошли только будды прошлых мировых периодов (разные школы называют разное число таких будд — от 5 до 24) и будда нынешнего мирового периода Шакьямуни во всех своих предыдущих рождениях, а также будда будущего — Майтрея. Нирвана, которой удостаиваются шраваки и пратьекабудды в хинаяне, считается (с точки зрения приверженцев махаяны) более низкой, чем та, которую заслуживают бодхисаттвы.

В мифологии махаяны путь бодхисаттвы открыт для всех, но бодхисаттвы, достигнув просветления, отказываются от ухода в нирвану и погружения в состояние будды, чтобы, оставаясь в оковах сансары, помогать спасению других людей от бесконечных перерождений. По мнению Торчинова, «культ бодхисаттв и образ бодхисаттвы как воплощений идеала религиозного альтруизма является одной из важнейших сущностных черт махаянского буддизма» (Торчинов 2002: 24).

Майтрея — единственный бодхисаттва, признаваемый всеми направлениями буддизма, другая его особенность заключается в том, что он одновременно является и бодхисаттвой, и буддой грядущего мирового порядка, что ярко подтверждает иконография его многочисленных изображений.

Имя Майтрея на санскрите означает «связанный с дружбой», на китайском языке звучит как Милэ, на монгольском — Майдар. Согласно легендам, в одном из прошлых перевоплощений Майтрея встретил Шакьямуни и стал его учеником. В ранних буддийских сутрах Майтрея фигурирует и как бодхисаттва, усердный слушатель Будды, который пророчит ему великую роль продолжателя его дела, будущего Спасателя мира, и как владыка небесной блаженной страны Тушита, проповедующий небожителям благой закон.

Имя Майтрейи неоднократно встречается в комментариях индийского философа V в. Буддагхоши к палийскому канону «Трипитака» и в его трактате «Висуддхимагга». В сутре «Лалита-Вистара» с легендами о пребывании Будды Шакьямуни на небе Тушита, сохранившаяся оригинальная версия которой датируется III в., говорится, что Просветленный, прежде чем снизойти с небес на землю, чтобы стать Буддой, указал на бодхисаттву Майтрейю как на своего наследника и возложил на его голову свою диадему бодхисаттвы. Упоминается он также в ранних сочинениях махаяны «Дивьявадана», «Махавасту» (Андросов 2011: 262-263). В «Саддхармапундарика» и «Вималакирти-нирдеше» он выступает в роли ученика Манджушри. Самое полное описание Майтреи содержится в сочинении «Майтрея-вьякарана», где он предстает как бодхисаттва, достигший девятой ступени духовного совершенства.

Согласно буддийской мифологии, в настоящее время Майтрея пребывает на небе Тушита в ожидании времени, когда станет Просветленным. Его спутники Манджушригарбха и Акашавимала — это Цзонхава и Атиша в земной жизни: в них сливаются два духовных потока, идущие от Будды Шакьямуни — «широкая действенная традиция», воплощенная в Майтрейе, и глубокая созерцательная традиция, воплощенная в Манджушри» (Огнева 1973: 110). В мир людей как следующий будда Майтрейя придет тогда, когда миром будет править справедливый правитель-буддист и продолжительность жизни людей будет равна 84 000 лет (Мялль 1992: 89). По другой версии, учение Будды Шакьямуни исчезнет через пять тысяч лет, продолжительность жизни людей сократится до 30, потом 20, наконец, 10 лет. люди будут карликами. наступит голод, болезни, войны, люди уйдут в горы и в леса. И тогда явится Майтрея, и жизнь людей снова восстановится (Барадийн 1924: 5).

Ранние сутры о Майтрее на китайском языке говорят о богатстве и красоте периода его правления. Это будет золотой век, без войн, сокровища будут раздаваться людям как подаяние.

Фа-сянь, китайский путешественник V в., излагает легенду о монашеской чаше Шакьямуни, которая хранится в тайне до тех пор, пока Майтрейя не спустится на землю. По другим легендам, в горе недалеко от Бодхгайи покоится тело будды Кашьяпы — предшественника Шакьямуни на земле, который хранит монашеские одежды Будды Шакьямуни. Когда Майтрейя явится в мир, он чудесным образом расколет гору и получит от Кашьяпы эти одежды. Ступа в прическе у некоторых изображений Майтреи — намек на гору около Бодхгайи.

Майтрея является в глазах буддистов реальным существом — автором пяти важных сочинений, вошедших в Данджур. Вместе с выдающимся мыслителем Нагарджуной (II-III вв. н. э.) считается первым толкователем и распространителем учения Махаяны. Согласно мифологии махаяны, великий буддийский философ Асанга, живший в IV или V в. в Пешаваре, был учеником Майтреи. Отправившись на небо Тушита, он получил от своего учителя доктрину йогачара, изложенную в трактате «Йогачарабхуми». Андросов так описывает историю этого трактата: «Асанга, согласно легенде, в течение нескольких лет предавался практике созерцания бодхисаттвы Майтреи и в состоянии медитативного транса получил от него 4-6 трактатов. Они стали новой вехой в истории буддизма, названной "третьим поворотом Колеса Закона" (после "поворотов", совершенных Буддой Шакьямуни и Нагарджуной). Ученые-буддологи истолковывают эту легенду двояко: либо приписывают эти труды Асанге, что весьма сомнительно, либо его вероятному учителю Майтрее, или Майтреянатхе, ибо их стиль и лексика отличаются от произведений самого Асанги» (Андросов 2011: 237). Версию о получении доктрины йогачары от Майтрейи излагает и Локеш Чандра, сообщающий также, что Асанга как йогин познал абсолютную истину благодаря внутреннему озарению (а не интеллекту) и что после смерти возродился на небе Тушита (Chandra 2003: 394, 397).

Ю. Н. Рерих отмечал: тибетские буддисты считают, что бодхисаттва Манджушри, бывший духовным наставником Цзонкапы и являвшийся к нему во время его уединения в горах Амдо, сам время от времени получал откровения от Майтрейи, и этим, полагал ученый, «объясняется то экстраординарное воздействие, которое поучения Великого Реформатора оказывали на умы и сердца ламаистского монашества» (Рерих 2002: 20).

Культ Майтреи возникает в Индии уже во II в. до н. э. Самым ранним свидетельствам почитания этого будды в виде создания его изображений считается гигантская статуя, вырезанная из песчаника, в Дареле в III в. О ней писали в своих сочинениях китайские паломники Бао Юнь в 397 г. и Фа-сянь в 400 г. В 632 г. великий китайский философ и путешественник Сюань-цзан, связанный со школой йогачара, побывав в Дареле, восхищался воздвигнутой там 100-футовой статуей из сандалового дерева Майтреи — основателя этой школы.

О процветании культа Майтреи с IV-VI вв. н. э. в Китае свидетельствует появление на территории страны многочисленных статуй бодхисаттвы. При династии Северная Вэй (385-535 гг. н. э.) в пещерных комплексах Юньган и лунмэнь самыми популярными из буддийских божеств были Шакьямуни и Майтрея. В 8 в. при династии Тан (618-907) в горах Линьюньшань в провинции Сычуань близ г. Лэшань в толще скалы была высечена гигантская — 71 м высотой — статуя Майтреи (Поповцев 2012: 161).

Самые ранние фрески со сценами жизни в раю Майтреи Тушита были открыты в Дуньхуане. В 690 г. китайская императрица У Хоу приказала перевести на китайский язык сутру с пассажем о предсказании, что при нисхождении Майтреи с неба Тушита он будет править на земле в женском образе. У Хоу считалась инкарнацией Будущего Будды. Это укрепило культ Майтреи (Chandra 2003: 2058).

Рай Майтреи доступен и для мужчин, и для женщин, в отличие от рая Амитабхи, открытого только для мужчин. Тибетцы верят, что если художник создает скульптурные или живописные изображения Майтрейи и читает его мантру, то он переродится на небе Тушита.

Ускорению прихода Будды Майтреи посвящен ритуал, ежегодно совершаемый в тибетских и монгольских монастырях в июле. Процессия монахов, несущих статую Майтреи, и верующих в сопровождении музыкантов совершает обход вокруг монастыря. Прерываемая остановками для чтения молитв, чаепития и ритуалов, церемония эта растягивается на целый день. Присутствуя в Тибете на этом ритуале, называемом «круговращением Майтреи», Цыбиков заметил, что «этот будда едва ли не больше почитаем настоящего Шакьямуни» (Цыбиков 1919: 198).

Изображения бодхисаттвы Майтрейи, высеченные на скалах, часто встречаются в Западном Тибете и на перевалах северо-западных гор, ведущих к великим караванным путям Средней Азии.

Почти в каждом значительном монастыре Тибета, Монголии и у бурят имеется особый храм, в котором помещается громадная статуя Майтреи.

«Священные изображения, книги и памятник (чайтья) являются тремя основными предметами почитания — символами трех элементов бытия Будды — тела, слова и мысли, — объясняет Б. Барадийн. — на эти предметы буддист должен смотреть как на символы, как на вспомогательные предметы для вызывания в человеке религиозных эмоций и чувств... возникает еще другой вопрос, о том, как смотрит буддист на бесчисленное многообразие личностей своего пантеона и на личность Майтреи. Он на это ответит: "Существует Единое Высочайшее Существо, именуемое Буддой, постигаемое не иначе, как через внутренний опыт человека — Сущность его одна, и бытие Его едино, подобно вечному, неизменному, всеобъемлющему пространству"» (Барадийн 1924: 3).

По представлениям буддистов, в период, когда Майтрея станет земным Буддой, люди будут выше нынешних, а сам Майтрея будет иметь рост 80 локтей (около 24,5 м), и потому полагается, чтобы и статуи, возводимые в его честь, имели такую же высоту, хотя, по свидетельству Цыбикова, в Тибете они «обыкновенно не достигают сих размеров. Для оправдания же меньших размеров статуи говорят, что это Майтрея такого-то возраста, часто детского, 8 или 12-ти лет» (Цыбиков 1919: 42, 43). Путешественник побывал в трех тибетских монастырях, главной святыней которых были статуи 7-летнего, 9-летнего и 12-летнего Майтреи, и в нескольких монастырях, в которых с древности и Средневековья возвышаются громадные статуи «взрослого» Майтреи.

В 1709 г. в Тибете был основан буддийский монастырь Лавран. По инициативе 2-го гегена Жамьян-шалбы (1728-1791), перерожденца основателя монастыря, был сооружен и в 1791 г. освящен посвященный Майтрее «Великий Золотой Храм», в котором находится сидящий на троне Майтрея с Цзонкапой и Атишей по сторонам. Жалкандо Дагбажамцан (1762-1837), 28-й тронный лама лаврана, ярко описал историю возведения этого храма и создания громадной статуи будды Грядущего мирового периода, поражающее воображение заполнение ее внутреннего пространства священными предметами. нас познакомил с этим текстом опубликовавший его в переводе на русский язык в сочинении «Статуя Майтреи в Золотом храме в Лавране» Базар Барадийн (Барадийн 1924). Большим событием для буддистов стало сооружение в Шигадзе храма Майтреи с колоссальной статуей бодхисаттвы (1915 г.) по инициативе IX панчен-ламы храма Майтреи в монастыре Таши-лунпо (основан в 1445 г.). Вдохновленные этим примером, настоятели соседних монастырей стали заказывать аналогичные статуи. Ю. Н. Рерих расценил это событие как свидетельство того, «что буддийский мир готов к приходу будущего будды» (рерих 2002: 54).

Майтрею почитают наряду с Джобо в Цуглакханге — главном храме Лхасы. Земной обителью Майтреи считается тибетский монастырь Гандан. В XVII в. в Монголии в монастыре Эрдэницзу был возведен храм Майтреи. Ундур-гэгэн Дзанабадзар, великий скульптор, создал два литых изображения Майтреи.

Гигантские статуи Майтреи создавались и для буддийских храмов Бурятии. Верующие с энтузиазмом участвовали в сборе необходимых для этого средств. Так, на возведение в Агинском дацане сделанного в Долонноре 14-метрового Майтреи прихожане пожертвовали «5217 овец и коз, 1200 голов крупного рогатого скота, 712 лошадей, 148 верблюдов — всего 7277 голов животных и, кроме того, серебро, золото, кораллы». В 1930-е годы во время гонений на религию, когда храмы и все культовые предметы безжалостно уничтожались, эта статуя и статуя Майтреи из Цугольского дацана были вывезены в Ленинград в Музей религии, чтобы быть помещенными на экспозиции в Казанском соборе. Из-за начавшейся войны план этот сорвался, божества в разобранном виде пролежали в подвалах собора, о чем не подозревали ленинградцы. В 1970-е годы отношение к религии изменилось, и обе статуи вернулись в свои дацаны (рис. 3, см. вклейку) (Терентьев 2014: 238).

По инициативе фонда поддержания махаянской традиции в Индии в Кушинагаре планируется возведение 152-метрового Майтреи (известна его иконография: в позе бхадрасана, с жестами варадамудра правой рукой и витарка — левой, со ступой в прическе). Величественная статуя Будды Грядущего будет втрое выше Статуи Свободы в Нью-Йорке.

КУНСТКАМЕРА | КПЫЗТКАМЕКА № 1 (15) ■ 2022 * * *

Вернемся к статье С. Ф. Ольденбурга «О некоторых изображениях Майтреи», ценной для нас тем, что автором этого текста создан образец исследования иконографии буддийского божества, которому мы попытаемся следовать при рассмотрении трех групп небольшого собрания скульптурных изображений Майтреи из материковой Восточной Азии, поступивших в Кунсткамеру на протяжении ее 300-летнего существования.

Это 11 изображений Майтреи из неизданных коллекций и группа из шести Майтрей, принявших в Китае особую форму — Будай Хэшана, а также десять изображений из коллекции МАЭ № 5942, опубликованных в каталоге № 1 (108 образов Будды 2014).

Посвятим краткий обзор источникам, из которых мы черпали информацию об изображениях Майтреи и которые помогли разобраться в вариантах иконографии этого божества, представленных в буддийских коллекциях Кунсткамеры. Начнем со статьи Ольденбурга.

ОЛЬДЕНБУРГ

Прежде всего следует отметить, что С. Ф. Ольденбург отобрал для анализа иконографии 20 изображений, подлинность идентификации которых как Майтрей не нуждалась в доказательствах.

Первым действием ученого было выделение «человеческой формы» божества (с одной головой, двумя руками и ногами) у 19 из 20 подлежащих исследованию изображений и свойственной только одному изображению многорукой формы. Далее последовало тщательное изучение признаков каждого из них: тип «головного убора» (прически), вид одежды, украшений (наличие их или отсутствие), характер позы и жестов, а также присущие каждому члену исследуемой группы атрибутов (или их отсутствие) и их расположение (в руке, на лотосе, по отношению к правой или левой стороне тела и т. д.), тип пьедестала.

Особого внимания удостоились дополнительные признаки — ступа на голове персонажа, шкура антилопы, перекинутая через его левое плечо, свидетельствующие о принадлежности к изображениям Майтреи. Ольденбург сформулировал следующие условия, которые позволяют узнавать в божествах с разным комплексом иконографических признаков изображения одного и того же Майтрею, различать Майтрею будду и Майтрею бодхисаттву и т. д.

1. Сочетание позы Майтреи и жеста дхармачакрамудра дает право при отсутствии атрибутов увидеть в изображении Майтрею. При внешних признаках будды — волосах в виде завитков, наличии ушниши, урны, монашеской одежды (у Ольденбурга описываемой словами «правое плечо обнажено») — это будет будда Майтрея (№ 1 и 3 в статье Ольденбурга). Божество в одежде бод-хисаттвы с такой позой и жестом будет бодхисаттвой Майтреей.

2. Если упомянутых выше двух признаков (поза и жест) и без атрибутов достаточно, чтобы признать скульптуру изображением Майтреи, то дополнение их лотосами, ступой и калашей «усиливает» эти признаки у Будды Майтреи (№ 2 в статье С. Ф., у нас — МАЭ № 719-60).

3. Достаточно (при «правом обнаженном плече») и одного атрибута — калаша (в левой руке, а правая рука исполняет жест учения витаркамудра), чтобы понять, что перед нами будда Майтрея, тем более что у него голову (будды под № 4 в статье Ольденбурга) украшает маленькая ступа. У Майтрей бодхисаттв особенно часто встречаются такие признаки, как лотосы (два или один), на цветках которых (на двух или только одном) помещаются атрибуты.

ОЛЬДЕНБУРГ И ШРЕДЕР О СОВПАДЕНИИ ИКОНОГРАФИИ МАЙТРЕИ И ДРУГИХ БУДДИЙСКИХ БОЖЕСТВ

С. Ф. Ольденбург, рассматривая одно из 20 изображений — под № 11 (из сборника «500 бур-ханов», с писаного образа), пришел к выводу, что свойственные ему иконографические признаки

(персонаж сидит в позе падмасана, правая рука с жестом витаркамудра, левая лежит на ноге; к левому плечу идет лотос, на нем калаша; через левое плечо перекинута шкура антилопы) позволили бы идентифицировать его как бодхисаттву Авалокитешвару, если бы не подпись на изображении, свидетельствующая о том, что это Майтрея.

Подпись на изображении божества (на танке, скульптуре) утверждает его идентификацию, сомнению не подлежащую. В случае отсутствия надписи неоднозначность изображения отражается на его наименовании. В коллекциях МАЭ РАН имеются скульптуры — МАЭ № 1230-1 и 2954-3, обозначенные как Майтрея или Авалокитешвара.

несмотря на то что к подписным относится лишь незначительная часть созданных за многие века существования буддизма изображений божеств, именно они проливают свет на некоторые двусмысленные ситуации в буддийской иконографии. Одна из них — пересечение иконографии Шакьямуни и Майтреи. Швейцарским ученым Ульрихом фон Шредером опубликованы две статуэтки, относящиеся к китайскому искусству периода Вэй. Одна из них (№ 337А-С) — сидящий в ваджрной позе будда Матрейя, с правой рукой в жесте абхаямудра, а левой держащей край плаща (Schroeder 2001, 2: 1224-1225), создана в 462-463 г. при династии Северная Вэй (386-534). на ней имеется надпись, свидетельствующая о том, что это изображение Майтрейи. на следующих страницах монографии (Schroeder 2001, 2: 1226-1227) приводится изображение № 338 с такой же иконографией, созданное в 473 г. и, согласно подписи на скульптуре, являющееся образом Будды Шакьямуни.

В этой же книге опубликовано изображение № 255-D — Коронованный будда Майтрея или Шакьямуни (Тибет XIV в.). По мнению Шредера, изображение божества, сидящего по-европейски на пьедестале со слонами, с руками в жесте дхармачакрамудра, в самбхогакая, не дает основания для однозначной его идентификации. «В современной литературе, — пишет Шредер, — принято такие изображения идентифицировать как Будду Майтрею. Но они могут отмечать первую проповедь Шакьямуни в Сарнатхе... или великое чудо... в Сравасти. Поэтому идентифицирую в этой публикации как Майтрею или Шакьямуни» (Schroeder 2001: 1030-1031).

Еще один пример совпадения иконографии этих божеств в исследовании Шредера — изображение сидящего по-европейски будды с жестом дхармачакрамудра № 258-А, названное «Будда Майтрея или Будда Шакьямуни?» (Schroeder 2001: 1036).

ОЛЬДЕНБУРГ И ТЕРЕНТЬЕВ

В 2004 г. вышел в свет «Определитель буддийских изображений», основой которого стала разработанная его автором А. А. Терентьевым методика идентификации буддийских изображений, позволяющая определить около 5000 образов на основании информации, извлеченной автором из 41 солидного источника сведений о буддийской иконографии (Терентьев 2004). Этот великолепный справочник оказывает неоценимую помощь музейным работникам при работе с коллекциями, состоящими из изображений божеств, вырванных из контекста, не имеющих надписей, часто не прокомментированных собирателем.

Построен этот справочник по тем же параметрам, что и исследование буддийских изображений в статье С. Ф. Ольденбурга — учету вида головного убора божества, позы, в которой он изображен, жестов его рук и атрибутов в его руках или на лотосах, а также фиксации положения атрибута в правой или левой руке, на правом или левом лотосе.

Из пяти тысяч образов буддийских божеств, иконография которых отражена в 1052 номерах «Определителя», доля «образов» Майтреи — 24 номера.

Эти 24 номера соответствуют 24 видам своеобразной иконографии будды или бодхисаттвы Майтреи (Будай в «Определитель» не включен). Под этими номерами оказались четыре изображения будды Майтреи — из них три в ваджрной позе и один в позе бхадрасана; два — без атрибутов (поза ваджрная и поза бхадрасана) — два с жестом дхармачакрамудра; один с тем же жестом

и двумя лотосами, на одном из них — сосуд кундика. Четвертый — с витарка-дхьяна мудрой и с сосудом кундика.

Бодхисаттвы Майтрея в позах: ваджрной, «приятной»; лалитасана; бхадрасана (поза Майтреи); стояния на прямых ногах (самапханга, включающей позу «тройного изгиба» трибханга). Жесты: дхармачакрамудра; витарка; витарка-дхьяна; варадамудра; абхаямудра; бхумиспаршамудра; жест подношения. Атрибуты: лотосы (без других атрибутов); лотосы с другими атрибутами — сосуд кундика (у восьми изображений слева, у двух — справа), чакра, ваджра, раковина дхармы, кнут. Без атрибутов.

Из номеров, относящихся к Майтрее, в определителе 20 — это образы только Майтреи. № 47 наделен иконографией, с которой изображаются различные персонажи (в том числе будды Шакьямуни и Ратнасамбхава, и др.). № 436 относится к Майтрее, наделенному иконографией, свойственной еще одному (малоизвестному) буддийскому божеству. № 992 и 996 относятся и к Майтрее, и к Падмапани.

Среди источников, на которые опирался А. А. Терентьев при создании определителя, встречаются три сочинения, так или иначе связанные с именем С. Ф. Ольденбурга, — изданный им в 1903 г. «Сборник изображений 300 бурханов», исследование «Материалы по буддийской иконографии Хара-Хото» (Ольденбург 1914), а также изданная в серии «Bibliotheca Buddhica» работа А. Грюнведеля «Обзор предметов ламайского культа кн. Э. Э. Ухтомского» (1905). Статья С. Ф. Ольденбурга «О некоторых изображениях Майтреи» не включена в круг «источников», и по строгим критериям А. А. Терентьева это оправдано. Но это первая и очень, с моей точки зрения, интересная работа о Майтрее, содержащая информацию о вариантах его иконографии, дополняющая ту, которая содержится в «настоящих» источниках.

Мне представилось интересным сравнить данные об иконографии Майтреи, продемонстрированные группой из 20 изображений, собранных и проанализированных Ольденбургом, с теми 24 иконографическими «разновидностями» Майтреи в определителе Терентьева, о которых шла речь выше:

1) в определителе нет номера для будды с иконографией Майтреи МАЭ № 719-60 (у Ольденбурга это № 2);

2) два будды — № 1 и 3 у Ольденбурга — соответствуют (поза бхадрасана, жест дхармача-крамудра, без атрибутов) номеру 143 определителя;

3) № 4 (у нас его аналог МАЭ № 5942-125) — в определителе № 78;

4) № 7 и 8 у Ольденбурга — бодхисаттвы Майтрея в бхадрасана с дхармачакрамудрой, двумя лотосами с чакрой и калашей полностью соответствуют № 896 в определителе, а № 5 соответствует не полностью, так как положение калаши — у правого, а не у левого плеча на лотосе;

5) № 6 с позой бхадрасана, со ступой и книгой — нет в определителе;

6) № 9 у Ольденбурга — поза бхадрасана, жест дхармачакрамудра, без атрибутов — нет в определителе;

7) № 10 — ваджрная поза, с патрой + лотос и лотос с калашей (статуэтка — собственность М. Березовского) — в определителе есть без патры — № 359 Амитапрабха (ссылка на «500 бур-ханов»), у Ольденбурга это Майтрея.

8) № 11 (взят Ольденбургом из сборника «500 бурханов») с лотосом и калашей слева и шкурой антилопы + надпись («это Майтрея») — в определителе № 316 = Майтрея (ссылка на «500 бур-ханов»); Ольденбург замечает, что только надпись на статуэтке позволяет считать ее Майтреей, а без надписи это был бы Авалокитешвара;

9) № 12 у Ольденбурга соответствует № 896 в определителе;

10) № 13, 14, 15 и 16 в определителе соответствия нет. № 17 у Ольденбурга (из сборника «300 бурханов»), с подписью, в определителе соответствует № 820. № 18 — сидящий в позе лалитасана бодхисаттва с лотосом справа и жестом левой руки абхаямудра, с подписью — соответствует № 636 в определителе;

11) последние два изображения Майтреи из статьи Ольденбурга — № 19 и 20 — не имеют аналогов в определителе: № 19 — трехликий Майтрея, сидящий в позе лалитасана, № 20 — стоящий на прямых ногах бодхисаттва Майтрея, с жестом дхармачакрамудра, лотосом слева, со ступой в волосах и антилоповой шкурой на левом плече.

Вывод: статья С. Ф. Ольденбурга дополняет «Определитель» Терентьева несколькими иконографическими типами Майтреи.

СЛОВАРЬ ЛОКЕША ЧАНДРЫ

Другим источником информации о разновидностях иконографии Майтреи является труд Локеша Чандры (Chandra 2003).

В седьмом томе «Словаря буддийской иконографии» этого автора имеется пространная статья о Майтрее (Chandra 2003: 2054-2104), перечислены атрибуты и жесты известных автору изображений Майтреи — 39 номеров двурукого, три номера с четырьмя руками, два — с шестью руками и один — многорукий, всего 45 номеров (без упоминания лотосов), в том числе десять номеров с жестом абхая (правой рукой); два — с чакрой; один — с жестом дхармачакрамудра; один — с кундика и дхармачакрамудра; один — с кундика и дхьянамудра; два — с кундика и другой рукой: а) сжатой в кулак и б) с жестом витарка; два — с нагакесара с кундика и с витар-камудрой; один — с раковиной и нагакесара; один — с нагакесара и жестом варадамудра. Три номера со ступой; два — с ваджрой; один — с витаркамудрой и патрой; один — толстобрюхий Будай и несколько многоруких-многоголовых Майтрей (Chandra 2003: 2060).

НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ МАйТРЕйИ ИЗ ВОСТОЧНОАЗИАТСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ

КУНСТКАМЕРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рассматриваемых нами неопубликованных коллекциях к Майтреям относятся изображения этого буддийского персонажа двух типов — первого, обладающего внешними признаками, принципиально общими для «обычных» будд и бодхисаттв пантеона северного буддизма, хотя и отличающих их как от других (не-Майтрей) божеств этого статуса, так и друг от друга набором иконографических признаков, и второго типа, резко выделяющегося «нестандартным» обликом. К этому виду относится до неузнаваемости трансформировавшийся в Китае Майтрея, ставший «монахом с мешком» Будай-Хэшаном или «толстобрюхим» Майтреей Дадуцзы Милэ. Он «отождествляется с реальной личностью — Цицы (ум. в 917), считавшимся земным перевоплощением Милэ (т. е. Майтреи). С XIV в. изображения Милэ сливаются с изображениями Будай-Хэшана — веселого толстяка с обнаженным животом («смеющийся Милэ»), они часто встречаются в народной скульптуре и на картинах, живописующих пиры «владычицы Запада» богини Сиванму, с сонмом буддийских и даосских святых (Меньшиков 1992: 189).

В. М. Алексеев так объяснял смысл этого превращения: «Майтрея (имя будущего Будды)... необыкновенно тучная фигура с довольным выражением лица. Спокойствие и довольство — высший идеал материальных требований к жизни религиозно настроенного китайца, чем, кажется, и объясняется симпатия набожной китайской публики к этой интересной фигуре» (Алексеев 2012: 32).

Все персонажи, именуемые Будай и представляющие собой трансформированного в Китае в такую форму Майтрею, имеют сходную иконографию: поза — лалитасана (правосторонняя) или раджалиласана, атрибуты — четки в правой руке и метелка для стряхивания насекомых — в левой, одежда — монашеский плащ, широко распахнутый на груди. Своеобразие этой формы Майтреи проявляется и в том, из какого материала делаются его изображения. Трудно сказать, насколько типичны для Будая те изображения, которые оказались в нашем музее, но из шести статуэток только две металлические (Майтреи «обычные» из бронзы), две из дерева и по одной из глины и камня.

ВПЕРВЫЕ ПУБЛИКУЕМЫЕ 11 ИЗОБРАЖЕНИЙ МАЙТРЕИ ИЗ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФОНДА МАЭ РАН

Майтрея-будда (2)

1. МАЭ № 719-60. Будда будущего Майтрея (рис. 1, см. вклейку). Будда в монашеском плаще, с обнаженным правым плечом. На голове синие завитки, высокая ушниша, украшенная драгоценностью. Урна. Сидит в позе бхадрасана на прямоугольном троне, ноги опущены вниз, ступни упираются в маленький лотос. Обе руки выполняют жест поворота колеса учения — дхармачакраправартанамудра. Атрибуты — 2 лотоса от пьедестала (у лотоса слева нижняя тонкая часть стебля отломана). На правом лотосе ступа, на левом — сосуд с носиком калаша (или кун-дика).

2. МАЭ № 1425-1. Будда будущего Майтрея (рис. 2, см. вклейку). Будда в плаще, правое плечо обнажено. Волосы — синие завитки. Ушниша. Урна. Сидит в ваджрной позе на круглом пьедестале-лотосе. Руки в жесте дхармачакрамудра. Справа и слева от будды —поднимающиеся от пьедестала лотосы, на правом — ступа (деформирована), на левом — калаша.

Бодхисаттвы Майтрея (9)

Четыре — сидящие на пьедестале-лотосе, пять — стоящие на пьедестале-лотосе.

Сидящие в ваджрной позе

3. МАЭ № 740-76. Майтрея самбхогакая (рис. 4, см. вклейку). Сидит в ваджрной позе на пьедестале-лотосе. Руки в жесте дхармачакрамудра. Из атрибутов только два лотоса, их тонкие длинные стебли — в руках божества.

4. МАЭ № 2694-8. Майтрея самбхогакая (рис. 5, см. вклейку). Сидит в ваджрной позе на пьедестале-лотосе. Руки в жесте варадамудра (правая) и витаркамудра (левая). Два лотоса от локтя божества, на правом — калаша, на левом — чакра.

5. МАЭ № 3918-4. Майтрея самбхогакая (рис. 6, см. вклейку). Сидит на пьедестале-лотосе в позе бодхисаттв (бодхисаттвапарьянкасана). Правая рука лежит на колене правой ноги, в левой руке зажат лотос, на котором у плеча — калаша.

Стоящие бодхисаттвы Майтреи

7. МАЭ № 582-1. Майтрея самбхогакая (рис. 7, см. вклейку). Бодхисаттва Майтрея стоит на пьедестале-лотосе в позе самабханга. Руки исполняют жест витаркамудра, правая — у груди, левая опущена. Лотосы утрачены, на руках у локтя конусовидные устройства для стеблей лотоса. Через правое плечо перекинута шкура антилопы1.

8. МАЭ № 1230-1. Майтрея (Авалокитешвара?) самбхогакая (рис. 8, см. вклейку). Бодхисаттва стоит на пьедестале-лотосе в позе трибханга. Руки исполняют жест — правая, опущенная вниз, — варадамудра, левая у груди — витаркамудра. По сторонам фигуры — лотосы, идущие от пьедестала, без атрибутов.

9. МАЭ № 2789-6. Майтрея самбхогакая. Бодхисаттва Майтрея стоит на прямоугольном пьедестале-лотосе в позе самабханга. Жесты рук — витаркамудра, правая рука опущена, держит стебель лотоса (?) с многочисленными листьями. Левая рука у груди, лотос (?) утрачен, над локтем трубчатое устройство для закрепления стебля2.

10. МАЭ № 2789-9. Майтрея самбхогакая. Бодхисаттва Майтрея (?) стоит в позе самабханга на квадратном пьедестале-лотосе. Руки в жесте витаркамудра, правая у груди, левая опущена.

1 В связи с утратой части атрибутов (двух лотосов) у МАЭ № 582-1 атрибуция изображения бодхисаттвой Майтрея предположительная.

2 В связи с утратой части атрибутов (одного из двух лотосов) у МАЭ № 2789-6 атрибуция изображения бодхисаттвой Майтрея предположительная.

Лотосы (?) утрачены — об их существовании свидетельствуют трубчатые устройства для пропуска стебля3.

11. МАЭ № 2954-3. Майтрея самбхогакая (или Падмапани). Бодхисаттва Майтрея стоит в позе «тройного изгиба» (трибханга) на высоком полуовальном пьедестале-лотосе. Правая опущенная вниз рука исполняет жест варадамудра, левая у груди с жестом витаркамудра. От пьедестала с двух сторон от фигуры божества поднимаются извивающиеся стебли лотосов с нераспустившимися цветами наверху.

ИКОНОГРАФИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ МАЙТРЕИ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МАЭ № 5942

В коллекция МАЭ № 5942 (640 ед. хр.) десять Майтрей: один будда и девять бодхисаттв. Происхождение — часть большого собрания, задержанного в 1914 г. на Московской таможне. Собиратель неизвестен. Передана в МАЭ из Музея Восточных культур (Москва) в 1950 г. как тибетская коллекция предметов буддийского культа. Скульптура из этой коллекции опубликована в каталоге «108 образов Будды» (2014)4.

1. Майтрея-будда. МАЭ № 5942-125 (бронза, 10 см) (рис. 9, см. вклейку). Поза ваджрная. Жесты правой — витаркамудра (у груди) — дхьянамудра (левая рука), на ней калаша.

Бодхисаттвы Майтрея, сидящие в ваджрной позе:

2. МАЭ № 5942-204 (бронза 15 см). Правая рука — с жестом витаркамудра (у груди), левая — дхьянамудра. В обеих руках — стебли лотоса, на левом — сосуд калаша.

3. МАЭ № 5942-234 (бронза 11 см). Правая рука у груди с жестом витаркамудра, левая — в дхьянамудра, в левой руке — лотос с калашей на цветке.

Бодхисаттвы стоящие:

4. В позе самабханга. МАЭ № 5942-250 (бронза выколотка 30 см). Обе руки с жестом витаркамудра, правая опущена, левая у груди. Лотосы утрачены (на руках устройства для закрепления стеблей лотосов)5.

5. В позе трибханга. МАЭ № 5942-582 (бронза 18,5 см). Обе руки с жестом витаркамудра держат лотосы, на правом — чакра, на левом — атрибут утрачен.

6. В позе трибханга. МАЭ № 5942-377 (бронза 14 см). Правая рука с жестом витаркамудра (у груди), левая с жестом варадамудра (опущена), по сторонам от пьедестала лотосы, на правом — чакра, на левом — калаша.

7. В позе трибханга. МАЭ № 5942-402 (бронза 18 см). Правая рука с жестом варадамудра (опущена), левая — витаркамудра (у груди), по сторонам от пьедестала лотосы, без других атрибутов.

8. В позе самабханга. МАЭ № 5942-401 (бронза 11,5 см). Правая рука с жестом витаркамудра (у груди), левая держит стебель лотоса. Лотосы по сторонам от пьедестала. На правом — трират-на, на левом — калаша.

9. В позе трибханга. МАЭ № 5942-374 (бронза 17 см). Правая рука с жестом витаркамудра, в ней четки, левая опущена, в ней калаша.

10. В позе трибханга. МАЭ № 5942-509 (бронза 14 см). Правая рука опущена, в ней ваджра (?) (калаша?), левая рука упирается в бок, держит стебель лотоса с цветком у локтя (без атрибута)6.

3 В связи с утратой части атрибутов (двух лотосов) у МАЭ № 2789-9 атрибуция изображения бодхисаттвой Майтрея предположительная.

4 См. иллюстрации в этом каталоге.

5 В связи с частичной утратой атрибутов атрибутирован как Майтрея условно. В каталоге «108 образов Будды» МАЭ № 5942-250 назван бодхисаттвой.

6 В связи с частичной утратой атрибутов № 509 атрибутирован как Майтрея условно.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИКОНОГРАФИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ МАЙТРЕИ В КОЛЛЕКЦИЯХ МАЭ РАН (БЕЗ БУДАЙ-ХЭШАНА)

ПОЗЫ:

Благая поза — у одного будды Майтрея (МАЭ № 719-60)

Ваджрная — у одного будды Майтрея (МАЭ № 1425-1) и у трех бодхисаттв (МАЭ №№ 74076, 2694-8, 6667-1)

Поза бодхисаттвы — у одного бодхисаттвы (МАЭ № 3918-4) Поза самабханга — у трех бодхисаттв (МАЭ № 582-1, 2789-6, 2789-9) Поза трибханга — у двух бодхисаттв (МАЭ № 2954-3, 1230-1) ЖЕСТЫ:

Дхармачакрамудра — у двух будд (МАЭ № 719-60, 1425-1) и у одного бодхисаттвы (МАЭ № 740-76)

Витарка-витарка — МАЭ № 6667-1, 582-1, 2789-6, 2789-9, 5942-250, 5942-582

Варамудра-витаркамудра — МАЭ № 2694-8, 2954-3, 1230-1, 5942-402

Витарка-дхьяна — МАЭ № 5942-125, 5942-204, 5942-234

Витарка-варада — МАЭ № 5942-377

Витарка — рука держит лотос (МАЭ № 5942-401)

Витарка — рука опущена вниз (МАЭ № 5942-374)

Варада — рука упирается в бок (МАЭ № 5942-509)

Правая рука на колене (левая держит лотос) — МАЭ № 3918-4

АТРИБУТЫ:

2 лотоса + ступа и калаша — у двух будд Майтрей (МАЭ № 719-60, 1425-1)

2 лотоса +калаша + чакра — у бодхисаттв (МАЭ № 2694-8, 6667-1)

2 лотоса чакра и калаша — МАЭ № 5942-377, 5942-582

2 лотоса триратна-калаша — МАЭ № 5942-401

2 лотоса+ калаша — МАЭ № 5942-204

ваджра?-калаша — МАЭ № 5942-509

четки-калаша — МАЭ № 5942-374

Витарка-калаша — МАЭ № 5942-125

Витарка-лотос и калаша — МАЭ № 5942-234

2 лотоса — МАЭ № 740-76, 2954-3, 1230-1, 5942-402

1 лотос + калаша слева — МАЭ № 3918-4

2 лотоса утрачены — МАЭ № 582-1, 2789-9

Один из двух лотосов утрачен — МАЭ № 2789-6, 5942-250

БУДАЙ ХЭШАН

Он же именуется в описях коллекций — Майтрея, Толстобрюхий Милофо, Путай, Милофо, и Милэ.

МАЭ № 1907-132 (рис. 10, см. вклейкку). Деревянное вызолоченное изображение Майтреи (так в описи). Улыбающийся персонаж из дерева, сидит в правосторонней позе на лотосе. В правой руке, опирающейся на поднятое правое колено, — четки, в левой, опирающейся на левое колено, — метелка для стряхивания насекомых. Толстый живот обнажен, халат распахнут. Руки и ноги маленькие.

МАЭ № 2254-16. Будай. Назван в описи А. И. Иванова «богом обилия из глины, из ламаистского храма в Пекине». Изображен сидящим в левосторонней позе, с подставкой под ногами. Выражение лица отрешенное, голова закинута назад. Живот не имеет чрезмерных размеров. Атрибуты — четки в левой руке, опирающейся на поднятое левое колено, и метелка для стряхивания насекомых в опирающейся на правую ногу правой руке.

МАЭ № 2789-10 (рис. 11, см. вклейку). Толстобрюхий Милофо из бронзы. Лысый громадный персонаж с оголенным животом, сидящий на подставке в правосторонней позе. На нем ниспадающий с плеч халат. В правой руке, лежащей на правом поднятом колене, четки, в левой руке — метелка для стряхивания насекомых.

МАЭ № 3538-6. Путай из камня. Старичок с застенчивой улыбкой сидит в правосторонней позе. Живот обнажен. Халат распахнут. В руках четки (в правой) и метелка для стряхивания насекомых (в левой).

МАЭ № 3948-2 (рис. 12, см. вклейку). Милофо из бронзы. Лысоголовый, с сияющими глазами и широкой улыбкой, сидит в правосторонней позе. Живот оголен. Руки держит на коленях (правое колено поднято). Атрибуты отсутствуют.

МАЭ № 4571-36 (рис. 13, см. вклейку). Милэ — из черного дерева, инкрустированного проволокой, создающей орнамент на животе и халате. Сидит — без подставки — в правосторонней позе. На голове подобие ушниши, длинные мочки лежат на плечах. Взгляд задумчивый. В руке, лежащей на правом поднятом колене, четки, на левом колене — метелка для стряхивания насекомых.

БУДАй

Судя по приведенным выше изображениям Майтреи в той форме, которую он обрел в китае, став Будай-Хэшаном, создающие его художники следуют определенному канону. Этому персонажу свойственна правосторонняя поза и определенные атрибуты — четки и метелка для стряхивания насекомых. Их одежда — халат (?) или монашеский плащ (?), соскользнувший с плеч к ногам и неизменно широко распахнутый, чтобы во всей красе был виден оголенный шарообразный живот. Варианты такой иконографии — перенесение четок с правого колена на левое (МАЭ № 2254-16) или отсутствие атрибутов (МАЭ № 3948-2), намеренное (?) или случайное. У этой группы Майтрей варьирует и выражение лица — от безмятежного и самодовольного (МАЭ № 1907-132, 3948-2) до тихой радости (МАЭ № 3538-6), задумчивости (МАЭ № 4571-36) и погруженности в медитацию (?) (МАЭ № 2254-16). Только в одном случае есть пьедестал-лотос (МАЭ № 1907-132).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сто двадцать лет назад С. ф. Ольденбург в статье «О некоторых изображениях Майтреи» обратил внимание коллег, занимающихся историей буддийского искусства, на неуловимость облика некоторых буддийских божеств ввиду многовековой традиции изображать одно и то же божество весьма разнообразно. Ученый продемонстрировал это разнообразие на примере специально отобранных им из разных источников 20 изображений (в их число попали два будды из Кунсткамеры) одного из самых популярных божеств пантеона северного буддизма будды будущего Майтреи. Ольденбург показал, как должно строиться изучение памятника буддийской скульптуры и призвал к фиксации и изучению всех вариантов изображения божества.

Мы рассмотрели две группы изображений Майтреи — «новую», неизданную (включающую 11 «обычных» Майтрей и шесть в китаизированной форме — Будай-Хэшана), и изданные в каталоге «108 образов Будды» десять изображений этого божества, объединив их ради создания полной картины характерных особенностей изображений Майтреи из материковой Восточной Азии, поступивших в Кунсткамеру за более чем 300 лет ее существования7. Мы постарались обратить внимание при изучении скульптуры из наших коллекций на те аспекты иконографии Майтреи, которые считал наиболее важными С. ф. Ольденбург.

Подведем итоги сравнения особенностей иконографии Майтреи, выявленных С. ф. Оль-денбургом на основании анализа искусственно созданной им группы изображений (назовем ее условно «группой Ольденбурга), с результатами изучения кунсткамерских Майтрей.

7 Часть изображений из-за утраты атрибутов идентифицирована как Майтреи условно.

1. из 20 рассмотренных Ольденбургом Майтрей у 13 встречается атрибут калаша (на лотосе или на руке). примечательно, что из них только у одного Майтреи (№ 5) калаша — на правом лотосе, в остальных случаях — слева. Только у двух изображений иконография аналогичная, остальные наделены специфическими чертами. Вторым (после калаши) по частоте атрибутом (на лотосе) выступают чакра (8 случаев), реже ступа и четки. Особенностью изображения бодхисаттвы Майтреи № 6 является наличие у этого бодхисаттвы редкого сочетания атрибутов — ступы и книги. К редко встречающимся чертам иконографии сидящего в ваджрной позе бодхисаттвы Майтреи, по-видимому, можно отнести наличие чаши (патры) в левой руке, лежащей на ноге (жест дхьяна-мудра) у № 10 и 12 (помимо двух лотосов с калашей на одном из них).

2. Все Майтреи в МАЭ — человеческого облика, одноликие, с двумя руками и ногами, среди 20 изображений в статье Ольденбурга — один трехликий многорукий Майтрея. Анализ десяти изображений Майтреи из коллекции МАЭ № 5942 выявил присутствие среди них одного будды Майтреи (МАЭ № 5942-125) с такой же иконографией, что и у будды Майтреи под № 4 в «группе Ольденбурга». Каждое из этих изображений наделено комплексом признаков, включающих позу, характер жестов, набор атрибутов и особенность их расположения. Полного совпадения всех составляющих этого комплекса у отдельных членов группы из десяти одноименных божеств не наблюдается. Особенность всех десяти — отсутствие таких иконографических признаков, как поза Майтреи (бхадрасана) и жест дхармачакрамудра. У восьми (из десяти) изображений Майтреи имеется атрибут калаша — в пяти случаях в паре с другим атрибутом (оба на лотосах или с одним лотосом), в трех случаях калаша без лотоса. Но во всех случаях калаша находится на левой стороне персонажа. из редко встречающихся (в паре с калашей) атрибутов — триратна и ваджра. Одно изображение — только с двумя лотосами, без других атрибутов.

Уникальность иконографии каждого из десяти образов Майтреи свидетельствует о том, что они демонстрируют десять вариантов иконографии Майтреи.

3. В составе группы из 11 изображений Майтреи из ранее не издававшихся коллекций Кунсткамеры присутствуют два будды Майтрея и девять бодхисаттв. Оба будды изображены с жестом дхармачакрамудра, один из них в позе бхадрасана, другой — ваджрасана. У них одинаковые атрибуты — ступа и калаша на лотосах, но из-за различия поз они представляют разные варианты иконографии Майтреи. Атрибут калаша имеется у пяти Майтрей этой группы: у двух бодхисаттв — на лотосе справа, у двух будд и одного бодхисаттвы — на лотосе слева. Скульптуры из этих коллекций (МАЭ № 1230-1, 2954-3) наделены иконографией (поза трибханга, жесты варадамудра и витаркамудра, атрибуты — два лотоса), позволяющей отнести их и к Майтрее, и к Падмапани, и вместе с тем ввиду ее полной аналогии в указанных двух случаях считать эти два изображения одним вариантом иконографии бодхисаттвы Майтреи. К этому варианту относится и МАЭ № 5942-402.

Одиннадцать изображений Майтрей из кунсткамерского собрания демонстрируют десять вариантов иконографии этого божества пантеона северного буддизма.

Позы, в которых изображены Майтреи в статье Ольденбурга и в коллекциях МАЭ РАН, различны. Поза бхадрасана, которая именуется «позой Майтреи», — сидячая, со спущенными вниз на маленький лотос ногами, в «группе Ольденбурга» самая частая, но имеется только у восьми (из 20) Майтрей, а в коллекциях МАЭ — только у одного (из 21) изображения Майтреи, а поза самабхада (стояния на прямых ногах) — у 11, ваджрная — у семи скульптур. Жест дхармачакра-мудра в «группе Ольденбурга» имеется у десяти (из 20), в группах МАЭ — у трех изображений, жест витаркамудра — в первом случае у семи изображений, во втором — у девяти.

При бросающемся в глаза даже кратком обзоре разнообразии иконографии Майтреи, как внутригрупповом, так отличающем выделенные три группы изображений Майтреи друг от друга, ясно, что есть у них и общая черта — преобладание среди атрибутов Майтреи сосуда калаша и преимущественное его расположение у левого плеча божества.

Доминирование этого атрибута над прочими у Майтреи подтверждают и образы этого божества, опубликованные в каталогах Музея Востока (ганевская и др. 2004) и Эрмитажа (Обитель милосердия 2015).

В литературе часто встречается определение иконографии Майтреи как совокупности трех признаков — позы Майтреи, жеста дхармачакрамудра и атрибута калаши (кундика). Если судить по результатам исследования изображений Майтреи, изложенным в статье Ольденбурга, и по итогам проведенного нами изучения иконографии изображений этого божества, хранящихся в фондах МАЭ РАН, только безусловное численное преобладание калаши над прочими атрибутами, с которыми изображается Майтрея, позволяет считать правомерным включение калаши в формулу «типичного Майтреи». Жест дхармачакрамудра и поза бхадрасана, как нам представляется, менее популярны, чем витаркамудра и, возмозжно, самабхада.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев В. М. В старом Китае. М.: Восточная литература, 2012.

Андросов В. П. Лалита-Вистара // Индо-тибетский словарь. Энциклопедический словарь. М.: Ориенталия, 2011. С. 262-263.

Барадийн Б. Статуя Майтреи в Золотом Храме в Лавране. Л.: Рос. гос. акад. тип., 1924. (Bibliotheca Buddhica XXII).

Буддийская коллекция Государственного Музея истории религии / авт.-сост. О. С. Хижняк. СПб.: Государственный музей истории религии, 2008.

Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура северного буддизма IX-XIX вв. из собрания ГМВ. М.: УРСС, 2004.

Грюнведель А. Обзор собрания предметов ламайского культа кн. Э. Э. Ухтомского. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1905. (Bibliotheca Buddhica VI).

Елихина Ю. И. Иконография Майтреи в искусстве буддизма // Буддийское искусство в прошлом и настоящем. СПб.: Алмазный путь, 2013. С. 29-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иванов Д. В. Буддийские коллекции Кунсткамеры XVIII века // Восточная Азия: вещи, история коллекций, тексты. СПб.: Наука, 2009. С. 254-276. (Сборник музея антропологии и этнографии. Т. IV).

Меньшиков Л. Н. Будай-Хэшан // Мифы народов мира: энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1992. С. 188-189.

Мялль Л. Э. Майтрея // Мифы народов мира: энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1992. С. 89.

Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма: каталог выставки. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015.

Огнева Е. Д. Структура тибетской иконы // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1973. С. 103-112.

Ольденбург С. Ф. Материалы по буддийской иконографии. СПб.: тип. Императорской Академии наук, 1901. (Сборник Музея по антропологии и этнографии при Имп. Академии наук. Т. 1, вып. 3).

Ольденбург С. Ф. Сборник изображений 300 бурханов. По заказу Азиатского музея с примечаниями издал С. Ф. Ольденбург. Т. 1, вып. 4. СПб.: тип. Имп. Академии наук, 1903.

Ольденбург С. Ф. Материалы по буддийской иконографии Хара-Хото. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг,

1914.

Пещеры Тысячи Будд. Российские экспедиции на Шелковом пути. К 190-летию Азиатского музея. Каталог выставки / науч. ред. О. П. Дешпанде. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008.

Поповцев Д. В. Бодхисаттва Авалокитешвара. История формирования и развития махаянского культа. СПб.: Евразия, 2012.

РерихЮ. Н. Тибетская живопись. М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2002.

108 образов Будды. Исследование коллекции № 5942 из собрания Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) РАН / авт.-сост. Е. В. Иванова, А. Ф. Дубровин. СПб.: МАЭ РАН, 2014.

Терентьев А. А. Определитель буддийских изображений. СПб.: Нартанг, 2004.

Терентьев А. А. Буддизм в России — царской и советской (старые фотографии). Музей Гулага. Издание А. Терентьева. СПб.: Нартанг, 2014.

Торчинов Е. А. Бодхисаттва // Буддизм. Карманный словарь. СПб.: Амфора, 2002. С. 22-24.

Цыбиков Г. Ц. Буддист-паломник у стен Тибета. Пг.: 15-я гос. тип., 1919.

Chandra L. Dictionary of Buddhist Iconography (Ma.bdud — Manjushiri). Vol. 7. New Delhi: International Academy of Indian Culture and Aditya Prakashan, 2003.

Schroeder U. von. Indo-Tibetan Bronzes. Hongkong: Visual Dharma Publication, 1981. Schroeder U. von. Buddhist Sculptures in Tibet. Vol. 1: India & Nepal; Vol. 2: Tibet & China. Hong Kong: Visual Dharma Publications, 2001.

Wisdom and Compassion: The Sacred Art of Tibet. New York; San-Francisco: Harry N. Abrams, 1991.

REFERENCES

108 obrazov Buddy. Issledovanie kollektsii no. 5942 iz sobraniiaMuzeia antropologii i etnografii (Kunstkamery) RAN [108 Images of the Buddha. Study of Collection No. 5942 from the Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences]. St. Petersburg: MAE RAS, 2014. (In Russian)

Alekseev V. M. Vstarom Kitae [In Old China]. Moscow: Vostochnaia literatura, 2012. (In Russian) Androsov V. P. Lalita-Vistara. Indo-tibetskii slovar'. Entsiklopedicheskii slovar' [Indo-Tibetan Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Orientaliia, 2011, pp. 262-263. (In Russian)

Baradiin B. Statuia Maitrei v Zolotom Khrame v Lavrane [Maitreya Statue in the Golden Temple in Lavran]. Leningrad: Rossiiaskaia gosudarstvennaia akademicheskaia tipografiia, 1924. Bibliotheca Buddhica, vol. XXII. (In Russian)

Buddiiskaia kollektsiia Gosudarstvennogo Muzeia istorii religii [Buddhist Collection of the History of Religion State Museum]. Ed. by O. S. Khizhniak. St. Petersburg: Gosudarstvennyi muzei istorii religii, 2008. (In Russian)

Chandra L. Dictionary of Buddhist Iconography (Ma.bdud — Manjushiri). Vol. 7. New Delhi: International Academy of Indian Culture and Aditya Prakashan, 2003.

Elikhina Yu. I. Ikonografiia Maitrei v iskusstve buddizma. Buddiiskoe iskusstvo v proshlom i nastoiashchem [Maitreya Iconography in Buddhist Art. Buddhist Art in the Past and Present]. St. Petersburg: Almaznyi Put', 2013, pp. 29-40. (In Russian)

Ganevskaia E. V., Dubrovin A. F., Ogneva E. D. Piat'semeiBuddy:Metallicheskaiaskul'pturasevernogo buddizma 9-19 vekov iz sobraniia GMV [Five Buddha Families: A Metal Sculpture of Northern Buddhism from the 9<M9th Centuries in the Collection of the GMO]. Moscow: URSS, 2004. (In Russian)

Ivanov D. V. Buddiiskie kollektsii Kunstkamery XVIII veka. Sbornik muzeia antropologii i etnografii. Vostochnaia Aziia: Veshchi, istoriia kollektsii, teksty [Collections of the MAE RAS. East Asia: Objects, History of Collections, Texts]. Vol. 55. St. Petersburg: Nauka, 2009, pp. 254-276. (In Russian)

Menshikov L. N. Budai-Kheshan [Budai-Kheshan]. Mify narodov mira. Entsiklopediia [Encyclopedia "Myths of the World"]. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia, 1992, pp. 188-189. (In Russian)

Miall' L. E. Maitreiia [Maitreya]. Mify narodov mira. Entsiklopediia [Encyclopedia "Myths of the World"]. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia, 1992, p. 89. (In Russian)

Obitel'miloserdiia. Iskusstvo tibetskogo buddizma. Katalog vystavki [The Abode of Mercy. The Art of Tibetan Buddhism. Exhibition Catalogue]. St. Petersburg: Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Ermitazha Publ., 2015. (In Russian)

Ogneva E. D. Struktura tibetskoi ikony [Tibetan Icon Structure]. Problemy kanona vdrevnem i srednevekovom iskusstve Azii i Afriki [Canonical Problems in the Ancient and Medieval Asian and African Art]. Moscow: Nauka, 1973, pp. 103-112 (In Russian)

Peshchery Tysiachi Budd. Rossiiskie ekspeditsii na Shelkovom puti. Katalog vystavki [Caves of a Thousand Buddhas. Russian Expeditions on the Silk Road. Exhibition Catalogue]. St. Petersburg: Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Ermitazha, 2008. (In Russian)

Popovtsev D. V. Bodkhisattva Avalokiteshvara. Istoriia formirovaniia i razvitiia makhaianskogo kul'ta [Bodhisattva Avalokiteshvara. The History of the Formation and Development of the Mahayana Cult]. St. Petersburg: Evraziia, 2012. (In Russian)

Rerikh Yu. N. Tibetskaia zhivopis' [Tibetan Painting]. Moscow: Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov; Masterbank, 2002. (In Russian)

Schroeder U. von. Indo-Tibetan Bronzes. Hongkong: Visual Dharma Publication, 1981. Schroeder U. von. Buddhist Sculptures in Tibet. Vol. 1: India & Nepal; Vol. 2: Tibet & China. Hong Kong: Visual Dharma Publications, 2001.

Terent'ev A. A. Opredelitel'buddiiskikh izobrazhenii [Key to Buddhist Images]. St. Petersburg: Nartang, 2004. (In Russian)

Terent'ev A. A. Buddizm v Rossii — tsarskoi i sovetskoi (starye fotografii). Muzei Gulaga [Buddhism in the Tsar and Soviet Russia. Old Photographs. Museum of Gulag]. St. Petersburg: Nartang, 2014. (In Russian)

Torchinov E. A. Bodkhisattva [Bodhisattva]. Buddizm. Karmannyi slovar' [Buddhism. A Pocket Dictionary]. St. Petersburg: Amfora, 2002, pp. 22-24. (In Russian)

Tsybikov G. Ts. Buddist-palomnik u sten Tibeta [A Buddhist Pilgrim at the Walls of Tibet]. Petrograd: 15-ia gosudarstvennaia tipografiia, 1919. (In Russian)

Wisdom and Compassion: The Sacred Art of Tibet. New York; San-Francisco: Harry N. Abrams, 1991.

Submitted Accepted Published

14.05.2021

30.08.2021

10.04.2022

К статье Е. В. Ивановой

Рис. 1. Будда Майтрея. Монголия / Тибет? Бронза. Коллекция П. С. Палласа (конец XVIII в.). МАЭ № 719-60

Fig. 1. Buddha Maitreya. Mongolia / Tibet? Bronze. Collection of P. S. Pallas (late 18th century). MAE No. 719-60

Рис. 3. Статуя Майтреи. Цугольский дацан, Забайкальский край. URL: https://mapio.net/ pic/p-39148546/ (дата обращения: 30.03.2022)

Fig. 3. Maitreya statue. Tsugol dastan, Zabaikal region. Available at https://mapio.net/pic/p-39148546/ (accessed 30.03.2022)

Рис. 2. Будда Майтрея. Тибет. Бронза. Дар С. Ф. Ольденбургу от Далай-ламы XIII. МАЭ № 1425-1

Fig. 2. Buddha Maitreya. A gift from the 13 th Dalai Lama to S. F. Oldenburg. Arrived to the MAE in 1909. Bronze. MAE No. 1425-1

Рис. 4. Бодхисаттва Майтрея. Монголия. Бронза. МАЭ № 740-76

Fig. 4. Bodhisattva Maitreya. Mongolia. Bronze. MAE No. 740-76

Рис. 5. Бодхисаттва Майтрея. Восточный Туркестан. Китай. Бронза. МАЭ № 2694-8

Fig. 5. Bodhisattva Maitreya. East Turkestan. China. Bronze. MAE No. 2694-8

Рис. 6. Бодхисаттва Майтрея. Монголия. Бронза. МАЭ № 3918-4

Fig. 6. Bodhisattva Maitreya. Mongolia. Bronze. MAE No. 3918-4

Рис. 7. Бодхисаттва Майтрея. Пекин, Китай. Бронза. МАЭ № 582-1

Fig. 7. Bodhisattva Maitreya. Bejing, China. Bronze. MAE No. 582-1

Рис. 8. Бодхисаттва Майтрея. Китай, Маньчжурия. МАЭ № 1230-1

Fig. 8. Bodhisattva Maitreya. China, Manchuria. MAE No. 12.30-1

Рис. 9. Будда Майтрея. Тибет. Бронза. МАЭ № 5942-125

Fig. 9. Buddha Maitreya. Tibet. Bronze. MAE No. 5942-125

Рис. 11. Будай-Хэшан. Китай. Бронза.

МАЭ № 2789-10 Fig. 11. Budai-Hashan. China. Bronze. MAE No. 2789-10

Рис. 10. Будай-Хэшан. Китай. Дерево. МАЭ № 1907-132

Fig. 10. Budai-Hashan. China. Wood. MAE No. 1907-132

Рис. 12. Будай-Хэшан. Монголия. Бронза. Коллекция А. А. Сталь фон Гольстейна. МАЭ № 3948-2

Fig. 12. Budai-Hashan. Mongolia. Bronze. Collection of baron A. A. Stael von Holstein. MAE No. 3948-2

Рис. 13. Будай-Хэшан. Китай. Дерево. МАЭ № 4571-36

Fig. 13. Budai-Hashan. China. Wood. MAE No. 4571-36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.