М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ Материалы энциклопедии
Деятели революционного движения в России. Биобиблиографический словарь. Т. I. Ч. II. Шестидесятые годы / Сост. А.А. Шилов и М.Г. Карнаухова. - М., 1928.
ГАТО. Ф. 20. Оп. 1. Ед. хр. 2512; ГАТО. Ф. 20. Оп. 1. Ед. хр. 2633; ГАТО. Ф. 20. Оп. 1. Ед. хр. 2932.
Е.Н. Строганова
Скотт Вальтер (Sir Walter Scott; 15.08.1771, Эдинбург -21.09.1832, Эбботсфорд) - шотландский поэт и романист, писавший по-английски, создатель современного исторического романа. Личность С. - продукт шотландского Просвещения; он получил юридическое образование в Эдинбургском университете, большую часть жизни занимал пост секретаря Верховного суда Шотландии, полагал унию между Англией и Шотландией важнейшим благим событием в шотландской истории и работал на сближение двух наций. В политике - умеренный консерватор. Литературную карьеру начал с переводов поэзии с европейских языков и публикации памятников шотландского фольклора. До 1812 разрабатывал жанр антикварной поэмы и был популярнейшим в Англии поэтом, но с приходом Байрона переключился на прозу и с 1814 по 1831 опубликовал 27 исторических романов, в которых впервые воплотил либерально-прогрессистскую концепцию истории и современную категорию историзма. Лучшие романы созданы на темы из шотландской и английской истории («Пуритане», 1816; «Эдинбургская темница», 1818; «Роб Рой», 1818; «Айвенго», 1819). Автор многочисленных популярных исторических сочинений, тонкий и доброжелательный рецензент. При жизни пользовался исключительной славой. Пушкинское прозвище «шотландский чародей» схватывает суть впечатления, которое романы С. производили на современников: его манера воскрешения прошлого казалась современникам чудом и вызвала волну подражаний. В каждой национальной литературе создавались «вальтерскоттовские романы», а реалисты XIX в. применили открытую С. жанровую формулу к современной тематике. В России знакомство с творчеством С. началось с инсценировки «Айвенго» в 1821, с 1823 один за другим выходили в свет переводы
237
Культура и текст №4, 2015 (22) http: //www. ct. uni-altai. ru /
романов; на сюжеты поэм и романов С. создавались многочисленные живописные и музыкальные произведения.
В России ко второй пол. XIX в. С. утратил былую актуальность и стал частью массовой культуры. С. только дважды упоминает о нем. Косвенно - в рецензии «Петербургские театры (“Слово и дело” Ф. Устрялова)» (1863), где во вставном письме «благонамеренного» провинциала сатирически изображается реакция «охранительно» настроенного обывателя на рецепцию молодежной аудиторией оперы «Карл Смелый» (название на петербургской сцене оперы Дж. Россини «Вильгельм Телль», 1829). Образцом для этого персонажа служат музыкальные впечатления 1844-46: «...я вспомнил <.. .> горячие споры об искусстве, вспомнил теплые слезы, которые мы проливали <...> слушая потрясающее “maledetto!” (ит. проклятый!), которым в Лючии оглашал своды Большого театра великий Рубини...» (5, с. 181). Речь идет об опере «Лючия де Ламмермур» (1835) композитора Г. Доницетти по сюжету романа С. «Ламмермурская невеста» («The Bride of Lammermoor», 1819). Эта реплика персонажа отражает популярность сюжетов из С. в культуре первой пол. XIX в.
В романе «Современная идиллия» (1877-83) С. упоминается в характеристике дочери князя Рукосуй-Пошехонского, княжны Варвары, «которую он как-то забыл выдать замуж» (15-1, с. 248). Она на женский лад воплощает патриархальную опеку крепостных, которую ее отец исповедует в хозяйственной политике: «.была необычайно добра к крестьянкам и дворовым девушкам <...> старалась поступать так, как по свидетельству ее любимца, Вальтера Скотта, поступали на дальнем западе владетельницы замков: помогала, лечила, кормила бульоном, воспринимала от купели новорожденных, дарила детям рубашонки и т.п.» (15-1, с. 249). Единственный персонаж в творчестве С., отчасти подходящий под это описание, -сострадательная Ревекка («Айвенго»), дочь еврея Исаака из Йорка, которую ни богатство отца, ни собственное душевное благородство не могут уравнять в правах с дамами норманского или англосаксонского происхождения. «Владетельницы замков» в этом контексте -обобщенная аллюзия не столько к С., сколько к штампам исторического романа.
238
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ Материалы энциклопедии
Литература
Дайчес Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир. - М., 1987. - 175 с.; Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. - М., 1965. - 500 с.
И.В. Кабанова
Филиппов Тертий Иванович (24.12.1825, Ржев - 30.11.1899, Петербург), литератор, чиновник. Окончил Тверскую мужскую классическую гимназию (1843), историко-филологический факультет Московского университета (1848) со степенью кандидата. Начал службу старшим учителем русской словесности в 1-й Московской гимназии, входил в «молодую редакцию» журнала Москв. (1850-54), где печатал критические статьи (с 1852), был редактором РБес (1856). С 1857 чиновник особых поручений при обер-прокуроре святейшего Синода, помощник управляющего (1864), управляющий временною ревизионною комиссиею при министерстве финансов (1871), товарищ государственного контролера (1878), государственный контролер (1889). Занимал консервативную позицию в вопросах реформы школы: «Записка о народных училищах» (сост. 1862, опубл. 1882), «О преподавании церковно-славянского языка в средних учебных заведениях» (1887). Участвовал в газете «Гражданин» под редакцией Ф.М. Достоевского со статьями, посвященными научно-исторической трактовки старообрядчества (1873-74). Организатор песенной комиссии при Русского географического общества (1884), Почетный член Императорской Академии наук (1893), Императорского РГО (1895).
Время знакомства С. с Ф. неизвестно, между тем оба они - Ф. с 1850-х, С. с 1860-х - общались с А.Н. Островским. Как литератор-публицист Ф. входит в сознание С. после его возвращения из ссылки. В статье «Стихотворения Кольцова» (1856). С. критически оценил статью Ф. о комедии Островского «Не так живи, как хочется» (РБес, 1856, № 1) за идеализацию «народной жизни» в духе славянофильства «молодой редакции» Москв., в которой «нет (читай: не должно быть) ни диссонансов, ни фальшивых звуков» (5, с. 15). В письме к неизвестному (П.И. Танееву?) от 9.04.1869 из Петербурга упоминается некий «Филиппов» (18-2, с. 17), но мнение комментаторов, что это Ф., неосновательно.
239