Научная статья на тему 'СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ'

СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ЛЕГКОАТЛЕТЫ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / АНАЭРОБНАЯ СКОРОСТНАЯ И СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальчук Оксана Геннадьевна, Сагиев Талгат Абаевич, Гибадуллин Илдус Гиниятуллович

В данной статье рассматривается вопрос преодоления беговой дистанции 3000 метров студентами с различными индивидуально-типологическими особенностями на академических занятиях легкой атлетикой в Омском государственном техническом университете. Нри построении академических занятий для подготовки в беговых видах легкой атлетики необходимо учитывать предрасположенность студентов к спринтерскому бегу и к бегу на средние дистанции. Цель нашего исследования - выявление эффективности применения специальных скоростно-силовых занятий при подготовке студентов вуза к бегу на 3000 метров на академических занятиях легкой атлетики с учетом их индивидуально-типологических особенностей. В статье выявляются скоростные режимы при преодолении дистанции 3000 метров у студентов с различными индивидуальнотипологическими особенностями. Для успешного преодоления дистанции 3000 метров студентами с различными индивидуально-типологическими особенностями, необходимо развивать анаэробную энергетическую систему, улучшать скоростные качества. Недостаточный уровень развития скоростно-силовой подготовленности ограничивает скоростно-силовые возможности студентов-легкоатлетов при преодолении различных участков дистанции в беге на 3000 метров. Авторами предложена определенная направленность занятий на развитие анаэробной скоростной и силовой выносливости с учетом индивидуально-типологических особенностей. Результаты могут быть использованы в учебном процессе для студентов, выбравших направление легкая атлетика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковальчук Оксана Геннадьевна, Сагиев Талгат Абаевич, Гибадуллин Илдус Гиниятуллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEED AND STRENGTH TRAINING OF STUDENTS TO IMPROVE PERFORMANCE IN MIDDLE DISTANCE RUNNING

This article deals with the issue of overcoming the running distance of 3000 meters by students with different individual typological features in academic athletics classes at the Omsk State Technical University. When constructing academic classes for training in cross-country athletics, it is necessary to take into account the predisposition of students to sprint and middle-distance running. The purpose of our study is to identify the effectiveness of the use of special speed-strength classes in preparing university students for 3000-meter run in academic athletics classes, taking into account their individual typological features. The article reveals high-speed modes when overcoming a distance of 3000 meters among students with different individual typological features. To successfully overcome the distance of 3000 meters by students with different individual typological characteristics, it is necessary to develop an anaerobic energy system, improve speed qualities. Insufficient level of development of speed-strength readiness limits the speed-strength capabilities of students-athletes when overcoming various parts of the distance in the 3000-meter run. The authors proposed the certain focus of training on the development of anaerobic speed and strength endurance, taking into account individual typological features. The results can be used in the educational process for students who have chosen the direction of athletics.

Текст научной работы на тему «СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ»

6. Fofanov, A.M., Kovalenko, V.N., Yatskovets, A.S. and Novikov, A.V. (2020), "Scientific and theoretical problems of physical fitness of pre-conscription youth", Actual problems of physical training of power structures, No. 4, pp. 48-53.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.06.2022

УДК 796.422.14:378

СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Оксана Геннадьевна Ковальчук, старший преподаватель, Талгат Абаевич Сагиев, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный технический университет, Омск; Илдус Гиниятуллович Гибадуллин, доктор педагогических наук, профессор, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос преодоления беговой дистанции 3000 метров студентами с различными индивидуально-типологическими особенностями на академических занятиях легкой атлетикой в Омском государственном техническом университете. При построении академических занятий для подготовки в беговых видах легкой атлетики необходимо учитывать предрасположенность студентов к спринтерскому бегу и к бегу на средние дистанции. Цель нашего исследования - выявление эффективности применения специальных скоростно-силовых занятий при подготовке студентов вуза к бегу на 3000 метров на академических занятиях легкой атлетики с учетом их индивидуально-типологических особенностей. В статье выявляются скоростные режимы при преодолении дистанции 3000 метров у студентов с различными индивидуально-типологическими особенностями. Для успешного преодоления дистанции 3000 метров студентами с различными индивидуально-типологическими особенностями, необходимо развивать анаэробную энергетическую систему, улучшать скоростные качества. Недостаточный уровень развития ско-ростно-силовой подготовленности ограничивает скоростно-силовые возможности студентов-легкоатлетов при преодолении различных участков дистанции в беге на 3000 метров. Авторами предложена определенная направленность занятий на развитие анаэробной скоростной и силовой выносливости с учетом индивидуально-типологических особенностей. Результаты могут быть использованы в учебном процессе для студентов, выбравших направление легкая атлетика.

Ключевые слова: студенты-легкоатлеты, академические занятия, легкая атлетика, индивидуально-типологические особенности, анаэробная скоростная и силовая выносливость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p180-184

SPEED AND STRENGTH TRAINING OF STUDENTS TO IMPROVE PERFORMANCE IN MIDDLE DISTANCE RUNNING

Oksana Gennadievna Kovalchuk, the senior teacher, Talgat Abayevich Sagiev, the candidate

of pedagogical sciences, docent, Omsk State Technical University; Ildus Giniyatullovich Gibadullin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kalashnikov Izhevsk State Technical

University

Abstract

This article deals with the issue of overcoming the running distance of 3000 meters by students with different individual typological features in academic athletics classes at the Omsk State Technical University. When constructing academic classes for training in cross-country athletics, it is necessary to take into account the predisposition of students to sprint and middle-distance running. The purpose of our study is to identify the effectiveness of the use of special speed-strength classes in preparing university students for 3000-meter run in academic athletics classes, taking into account their individual typological features. The article reveals high-speed modes when overcoming a distance of 3000 meters among stu-

dents with different individual typological features. To successfully overcome the distance of 3000 meters by students with different individual typological characteristics, it is necessary to develop an anaerobic energy system, improve speed qualities. Insufficient level of development of speed-strength readiness limits the speed-strength capabilities of students-athletes when overcoming various parts of the distance in the 3000-meter run. The authors proposed the certain focus of training on the development of anaerobic speed and strength endurance, taking into account individual typological features. The results can be used in the educational process for students who have chosen the direction of athletics.

Keywords: athletics students, academic studies, athletics, individual typological features, anaerobic speed and strength endurance.

ВВЕДЕНИЕ

У современных студентов-юношей выявлено значительное отставание в беговых видах легкой атлетики. Очень сложными для студентов являются виды спорта, характеризующиеся длительным выполнением упражнений, где необходимо проявление выносливости [1]. При организации академических занятий по легкой атлетике на протяжении всего периода обучения необходимо ориентироваться на их уровень скоростно-силовой подготовленности для повышения результата в беговых видах легкой атлетики. Некоторые авторы указывают, что необходимо развивать не только ведущие физические способности и качества, но и скоростно-силовые способности, которые позволяют достигать максимального мышечного напряжения за наименьший промежуток времени [4]. Большое значение для повышения результата на средние дистанции (3000 метров) имеет высокий уровень скоростных способностей, то есть скоростно-силовые качества, именно такая направленность учебно-тренировочного процесса способна обеспечить успех в данном виде легкой атлетики.

Как считают многие исследователи, чтобы добиться результата в таком виде легкой атлетики, как бег на 3000 метров, следует развивать скорость и силу мышц. В связи с этим, в программу физической подготовки студенческой молодежи необходимо включать упражнения скоростно-силового характера [2]. Несмотря на значительный вклад в результат бега на 3000 метров уровня развития скоростно-силовых качеств, авторы отмечают их ухудшение у студенческой молодежи [3].

Нами были предложены академические занятия в первом и втором семестрах учебного года после подготовительного периода, содействующие повышению скорости и силе сокращения мышц при выполнении работы скоростно-силового характера. Нагрузка на данных занятиях способствовала повышению метаболической мощности и емкости энергообразования, что в дальнейшем благоприятствовало повышению скоростной и силовой выносливости студентов-легкоатлетов. Занятия легкой атлетикой организовывались с учетом скоростно-силовой подготовленности студентов: 1 группа - студенты, предрасположенные к бегу на короткие дистанции (отстающее качество выносливость), 2 группа - студенты, предрасположенные к бегу на средние дистанции (отстающее качество быстрота).

Целью нагрузки, направленной на развитие скоростной и силовой выносливости, является исчерпание алактатных анаэробных резервов в работающих мышцах и повышение уровня фосфагенной системы энергообеспечения. Для решения этой задачи мы использовали повторение упражнений высокой интенсивности от 5-ти до 20-ти секунд с отдыхом от 1-ой до 4-х минут. При выполнении упражнений мы выдерживали рекомендуемые интервалы отдыха, учитывая, что сокращение их приводит к активации анаэробного гликолиза, быстрому накоплению лактата в мышцах, снижению мощности выполняемых упражнений.

Организация данных академических занятий легкой атлетикой для студентов вуза с учетом уровня развития скоростно-силовых качеств способствовала приросту результатов в беге на 3000 метров.

Цель исследования - выявление эффективности применения специальных ско-ростно-силовых занятий при подготовке студентов вуза к бегу на 3000 метров на академических занятиях легкой атлетики с учетом их индивидуально-типологических особенностей.

Исследованием решались следующие задачи: провести анализ скоростного режима на дистанции 3000 метров студентов-первокурсников (юношей), имеющих различные индивидуально-типологические особенности; проанализировать влияние скоростно-силовых занятий на результативность в беге на 3000 метров.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, пульсометрия, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе Омского государственного технического университета (ОмГТУ) в период с сентября 2017 года по май 2018 года.

Под наблюдением, направленным на академические занятия легкой атлетикой, выделено 75 студентов-юношей, из них 27 человек - студенты 1 группы (отстающее качество - выносливость), 20 человек - студенты 2 группы (отстающее качество - быстрота), 28 человек - студенты универсалы, для которых при подготовке к бегу на 3000 метров осуществлялись специальные скоростно-силовые занятия с учетом их индивидуально-типологических особенностей. Результаты студентов, отнесенных к третьей группе (универсалы), имеют низкий уровень физической подготовленности и в дальнейших наблюдениях не рассматривались.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

На начало эксперимента нами был проведен анализ скоростного режима на дистанции 3000 метров в обеих ранжированных группах.

Отмечено, что представители обеих групп первые 200 метров дистанции (3000 метров) преодолели почти с одинаковой скоростью, в дальнейшем наблюдается различие скоростного режима между группами. После преодоления первого километра дистанции общее отставание в результате 1 группы составило 67±4,1 секунд. Это объясняется тем, что ЧСС во время выполнения данного упражнения у 1 группы студентов превышает 190 уд/мин, образуется значительное количество молочной кислоты, что затрудняет обменные процессы и вынуждает студентов первой группы снизить скорость. После преодоления второго километра дистанции общее отставание результата 1 группы составляет 63±3,9 секунд. Это объясняется дальнейшим накоплением усталости в мышцах и снижением работоспособности в условиях длительного бега. После преодоления дистанции 3000 метров общее отставание в результате 1 группы составило 149±4,5 секунд.

Для успешного преодоления дистанции 3000 метров, кроме развития аэробной выносливости, необходимо развивать анаэробную энергетическую систему, улучшать скоростные качества, чему будут способствовать специальные скоростно-силовые тренировки.

Отмечено, что у представителей 1 группы после стартового разгона наблюдается постоянное снижение скорости бега, отсутствует финишное ускорение, последний километр дистанции преодолевается с самым худшим результатом, что указывает на не эффективную работу сердечно-сосудистой системы и на низкий уровень развития аэробно-анаэробной выносливости.

Установлено, что после стартового разгона представители 2 группы набрали скорость, с которой преодолевают первый и второй километр дистанции, причем скорость после прохождения 2 километра дистанции держится на прежнем уровне. Отмечено, что отсутствует ускорение за 400 метров до финиша, указывающее на низкий уровень специальной и силовой выносливости в смешанных режимах энергообеспечения.

Отличие бегуна на короткие дистанции от бегуна на средние дистанции состоит в том, что бегуну на короткие дистанции необходимо реализовать максимум своих силовых

и скоростных способностей, бегуны на средние дистанции менее скоростные, но более выносливые.

Таким образом, необходимо развивать скоростно-силовые качества, конкретизировать режимы мышечной работы в различных видах двигательной деятельности студентов.

Академические занятия обоих семестров включали специальные микроциклы скоростной направленности (3 недели), способствующие развитию скоростной и силовой выносливости, увеличению метаболической мощности и емкости креатинфосфокиназно-го процесса. Доминирующая беговая работа выполнялась на отрезках до 80 метров (91100%) в зоне максимальной мощности интервальным методом. Целью нагрузки, направленной на развитие скоростной и силовой выносливости, является исчерпание алактат-ных анаэробных резервов в работающих мышцах и повышение уровня фосфагенной системы энергообеспечения. Для решения этой задачи мы использовали повторение упражнений высокой интенсивности от 5-ти до 20-ти секунд с отдыхом от 1-ой до 4-х минут. При выполнении упражнений мы выдерживали рекомендуемые интервалы отдыха, учитывая, что сокращение их приводит к активации анаэробного гликолиза, быстрому накоплению лактата в мышцах, снижению мощности выполняемых упражнений. Упражнение для 1 группы повторялось 4-5 раз, паузы отдыха между упражнениями не менее 3 минут, упражнение для второй группы повторялось 5-6 раз, паузы отдыха между упражнениями не менее 1,5 минут для восстановления креатин фосфата в клетках у студентов обеих групп. Скоростные нагрузки увеличивают запасы гликогена и активность ферментов гликолиза.

Для развития силовой выносливости в одном занятии планировалось выполнение небольшого количества упражнений (не более 3-х) в зоне максимальной мощности, темп выполнения - предельный или около-предельный, количество повторений 8-12 раз, отдых между упражнениями до полного восстановления работоспособности (3-4 минуты). Интенсивность нагрузки для 1 группы 100%, количество повторений 10-12 раз, отдых между упражнениями 240 секунд. Интенсивность нагрузки для 2 группы 90%, количество повторений 8-10 раз, отдых между упражнениями 180 секунд.

Дифференцированный процесс обучения занимающихся по типам «стайер» и «спринтер» позволяет повышение адаптационных возможностей организма у студентов к отстающим в развитии способностям в беге на 3000 метров (таблица).

Таблица - Показатели физической подготовленности студентов-легкоатлетов 1-ой и 2-ой групп первого курса после педагогического эксперимента_

Тесты M±a

1группа (n=27) Р 2 группа (n=18) Р

1 2 1 2

Бег 3000 м (с) 793±75 739±51,9 * 783±41,7 718±44,8 *

Примечание: 1 - до эксперимента; 2 - после эксперимента; * - достоверность различий при Р<0,05.

Таким образом, можно отметить, что в ходе оказанного педагогического воздействия произошло достоверное улучшение показателей результатов в беге на 3000 метров в обеих группах.

Прирост показателей можно объяснить включением в учебный процесс студентов технического вуза специальных микроциклов скоростной направленности (3 недели), способствующие развитию скоростной и силовой выносливости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, свидетельством эффективности подготовки студентов вуза на занятиях легкой атлетики с учетом уровня развития скоростно-силовых качеств являются темпы прироста результатов в беге на 3000 метров. Выявленные положительные приросты подтверждают правомерность включения в учебный процесс подготовки студентов технического вуза специальных занятий скоростной направленности, способствующие

развитию скоростной и силовой выносливости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова И.В. Оценка физического развития и функционального состояния студентов I,II курсов вуза / И.В. Богданова, Э.А. Чибриков С.А. Якушин // Наука на благо человечества : материалы Международной научной конференции молодых учёных, аспирантов и студентов. - Москва, 2018. - С. 192-200.

2. Блочная технология подготовки студентов технического вуза в беговых видах легкой атлетики / О.Г. Ковальчук, Л.Г. Костикова, Т.Ю, Белова, П.А. Скрипников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 160-165.

3. Марков, К.К. Скоростно-силовая подготовка спортсменов в современном спорте : монография / К.К. Марков. - Иркутск : Иркутский национальный исследовательский университет, 2019. - 164 с.

4. Шрам В.П. Методика развития скоростно-силовых способностей у легкоатлетов-спринтеров на начальном этапе специализации / В.П. Шрам, А.М. Раджабов, О.С. Раджабов // Физическая культура и спорт, безопасность жизнедеятельности : материалы заседания круглого стола Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета (2020-2021 учебный год). - Майкоп, 2021. - С. 154-156.

REFERENCES

1. Bogdanova, I.V., Chibrikov, E.A. and Yakushin, S.A. (2018), "Assessment of physical development and functional state of students of I, II courses of the university", Science for the benefit of mankind: materials of the International scientific conference of young scientists, graduate students and students, Moscow, pp. 192-200.

2. Kovalchuk, O.G., Kostikova, L.G., Belova T.Yu. and Skripnikov, P. A. (2021), "Block technology for training students of a technical university in cross-country athletics", Uchenye zapiski universi-teta im. P.F. Lesgaft, No. 5 (195). pp. 160-165.

3. Markov, K.K. (2019), Speed-strength training of athletes in modern sports: monograph, Irkutsk National Research University, Irkutsk.

4. Shram, V.P., Radjabov, A.M. and Radjabov, O.S. (2021), "Methods of development of speed-strength abilities in sprinters at the initial stage of specialization", Physical culture and sports, life safety. materials of the round table meeting of the Institute of Physical Culture and Judo of the Adyghe State University (2020-2021 academic year), Maykop, pp. 154-156.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.06.2022

УДК 796.412.2

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Павел Александрович Коненко, преподаватель, Надежда Валерьевна Морозова, преподаватель, Ирина Александровна Сударикова, старший преподаватель, Павел Александрович Сульдин, преподаватель, Сергей Владимирович Щуров, преподаватель, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.

Лобачевского, Нижний Новгород

Аннотация

Требования к физическому развитию юных гимнасток в последние годы заметно повышается и требует внедрения новых комплексов средств и методик. Цель исследования: выявить эффективность применения комплекса нестандартных тренировочных упражнений для развития равновесия в художественной гимнастике. В исследовании принимали участие 30 гимнасток занимающихся в начальной группе подготовки. В работе были применены сравнительный педагогический эксперимент, контрольное тестирование, достоверность полученных результатов была

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.