Научная статья на тему 'Скоринов С. Н. Рокайльный миф, или путешествие на "остров Киферу"'

Скоринов С. Н. Рокайльный миф, или путешествие на "остров Киферу" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
150
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы —

Скоринов С.Н. Миф и мифотворчество в западноевропейской художественной культуре XVIIХVIII веков. Хабаровск; Комсомольск-на-Амуре, 1998. Автор реферата С.А. Гудимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Скоринов С. Н. Рокайльный миф, или путешествие на "остров Киферу"»

СКОРИНОВ С.Н.* РОКАЙЛЬНЫЙ МИФ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ НА "ОСТРОВ КИФЕРУ»

Антуану Ватто (1684-1721) - создателю галантного жанра, интимной живописи настроения, тонких душевных переживаний и чувств, несомненно, принадлежит роль ведущего мифотворца рокайльного образа жизни, этой милой фантазии о жизни-игре, жизни-театре, жизни-сне и об искусстве - воплощении этого сна. Ватто был свидетелем галантных празднеств, утонченно-чувственных развлечений аристократов (балов, маскарадов), сценических постановок на фоне бутафорских и естественных природных пейзажей в тихих уютных уголках парков, окруженных ветвистыми деревьями.

В этом светском мире грани между реальным и искусственным были настолько неуловимы, а отношения между искусством и жизнью так непосредственны и гармоничны, что можно даже говорить об определенной мифической отрешенности рокайльного мироощущения аристократических салонов того времени. Рококо принято считать искусством об искусстве. Но рококо было не только искусством элитарным, а образом жизни французской аристократии. Ведь искусство в искусственной среде не только созерцается, а вполне реально проживается.

Мифологическое ощущение рокайля, по мнению автора, более всего выражено Ватто в картине "Паломничество на остов Киферу" (1717, Париж, Лувр), - любимой аллегории рококо. Кифера -мифический остров, остров богини любви Венеры, вожделенный рай всех

* Скоринов С.Н. Миф и мифотворчество в западноевропейской художественной культуре XVII-XVIII веков. - Хабаровск; Комсомольск-на-Амуре, 1998. - С.58-65.

влюбленных. Здесь царит вечный праздник; мужчины там внимательны и галантны, женщины - прекрасны и нежны. "Картина Ватто - это своеобразный символ особого мировидения действенности" (с.59). Именно она принесла художнику светское и академическое признание. Он был принят в Академии художеств как живописец галантных празднеств. Такого жанра до Ватто академия не рассматривала.

Уже многие десятилетия искусствоведы спорят о том, возвращение или отплытие на остров Киферу изобразил Ватто. Если не учитывать сюжет, а лишь сопереживать настроению картины, то, как отмечает М.Ю.Герман, "можно было бы сказать, что в картине есть все: и нерешительность, и воспоминания о навсегда ушедшем, и надежда на небывалое; есть расставание, возвращение и тревога; есть упоение, простодушное кокетство и неподдельная грусть" (цит. по: с.60).

Ватто удалось воплотить образ мимолетного, утонченно галантного поэтического мига, меланхолически сладостного интимного чувства, ностальгического ощущения "уходящего, исчезающего в прошлое, невозвратного времени" (цит. по: с.61). Особая сила Ватто в том, пишет Н.А. Дмитриева, что "он не просто уходил в царство мечты, а соотносил этот уход с действительной печалью жизни и действительными переживаниями реального человека. Отсюда тонкая лирическая ирония, внятная и сейчас" (там же).

«Ватто создал мир, - отмечает М.Ю. Герман, - которого не было, но в который верили те, кто старался видеть себя в его персонажах. Они верили в реальность сотворенного художником пленительного мифа" (цит. по: с.62).

С.А. Гудимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.