СКЛАДОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
I Н.В. Пятибратова
Аннотация. В данной статье предлагается нетрадиционный метод обучения чтению детей с общим недоразвитием речи 3-го уровня. Показана вариативность возможностей овладения детьми навыками первоначального чтения и эффективность такой работы. Большое внимание уделяется профилактике дислексии.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, обучение чтению, инновационная методика, дислексия.
Summary. This article deal with innovative method of teaching reading children wich have retarded speech development. The aim of investigation is to study peculiarities of acquairing reading skills by such children by the combination method. This method can apply in work of speech therapists for prophylactic of dyslexia.
Keywords: the retarded speech development, teaching reading children, the innovative method, dyslexia.
Проблема обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи в современной коррек-ционной педагогике стоит остро. В ряде исследований (М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Р.И. Лалаева и др.) показано, что процент детей, не вполне овладевших первоначальными навыками чтения к первому классу, неуклонно растет. В качестве причин недостаточного усвоения навыков чтения исследователи, в частности, выделяют трудности в формировании операций звукобуквенного анализа и синтеза таких абстрактно-символических понятий, как «гласный звук», «твердый, мягкий согласный звук», «буква», «слог», «точка», «ударение», «схема слова, предложения» и т.д. Особую трудность для детей представляет
усвоение йотированных гласных, мягких согласных. И хотя большинство выпускников логопедических групп ДОУ поступают в школу, овладев ме- 99 ханизмом чтения, среди них уже к концу 1-го класса выявляется значительный процент детей с нарушениями письменной речи — до 10% [3]. Таким образом, традиционный подход к обучению грамоте в детском саду (фонемный метод) не в полной мере удовлетворяет современным требованиям школы, поскольку недостаточно хорошо решает проблему профилактики дислексии.
Многие исследователи проблем детской речи рекомендовали применять обучение чтению при коррекции речевых нарушений (Л.П. Голу-бева, В.К. Орфинская, Т.С. Резни-
ВЕК
ченко). Обоснованием для внедрения такого обучения можно считать и мнение Л.С. Выготского: «...объективирование расстроенной функции, вынесение ее наружу и превращение ее во внешнюю деятельность является одним из основных путей при компенсации нарушений» [1, 174]. Таким образом, опираясь на идею Л.С. Выготского, чтение можно использовать как эффективный путь «вынесения наружу» расстроенных звеньев речевого механизма для их компенсации. Использование чтения как полимодального процесса усвоения зрительной и слуховой информации позволяет развивать — на основе более сохранных зрительных и зрительно-пространственных функций — более слабые функции переработки слуховой и кинестетической информации, а также серийную организацию речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Так, В.К. Орфинская считает, что обучение чтению дает положительный результат при всех формах моторной алалии.
100 Анализируя разнообразные методы и подходы обучения чтению детей с ОНР, мы остановились на методе комбинированного чтения, где минимальной единицей выступает склад (СГ), применяемый в обучении детей еще в XIX в.
Классическим примером обучения чтению складовым методом является методика, разработанная Н.А. Зайцевым [2]. Ее использование при обучении чтению детей с ОНР мы считаем оригинальным и продуктивным. Автором предложена определенная система расположения складов, отраженная в таблицах и изображенная на полых разно-
цветных кубиках с разным наполнителем внутри и разных по величине. Благодаря высокой игровой составляющей методики, а также условию реализации мотивационной и двигательной активности она используется в работе с детьми с нормальной речью от 2 лет. Анализируя ее методологическую базу, мы выявили определенный конгломерат разных взглядов и идей, нашедших отражение и четко структурированных автором. В методике используется и метод «интуитивного чтения», предложенный М. Монтессори [6], и приемы работы Н.А. Тоцкого («орфографическое чтение»), и философ ские воззрения Л.Н. Толстого, нашедшие отражение в методических рекомендациях и оформлении дидактического материала. В ходе исследования мы выявили, что логопеды широко применяют эту методику в своей работе, однако среди них нет единодушия относительно организации занятий, дидактического оснащения, последовательности работы. Именно поэтому целью нашего экспериментального обучения являлась такая модификация методики Н.А. Зайцева, которая позволила бы успешно внедрить ее в коррекцион-ную работу логопедов ДОУ.
Перед нами стояли задачи:
— разработать и апробировать пошаговое планирование занятий для логопеда;
— подобрать, систематизировать и апробировать игры и упражнения, структурированные по уровням речевых единиц (на уровне склада, слова и предложения), позволяющие скореги-ровать в той или иной степени речевой дефект, недоразвитие внимания и зрительного восприятия.
В итоге экспериментальной работы мы определили систему домашних заданий в виде рабочей тетради для родителей и разработали рекомендации для логопедов ДОУ, работающих с детьми с общим недоразвитием речи.
Таким образом, мы предложили и внедрили ряд обучающих пособий для логопедов, родителей и детей: методическое пособие «Учимся читать с удовольствием!» (Изд. «Гном», 2006); пособие для родителей «Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева» (переиздание) (Изд. «Унисерв», 2009).
Приступая к обучающему эксперименту, мы прежде всего систематизировали и модифицировали дидактический материал. В обучении мы использовали непосредственно кубики, на которые нанесены склады и которые классифицируются по наполнителю (звуку), размеру, весу, цвету. Благодаря разному звуку наполнителя дети после обучения легче усваивают понятия "глухой и звонкий звук". Вместе с кубиками мы использовали две настенные таблицы с плоскостным изображением кубиков в определенной системе: склады скомпонованы по признаку "деревянные", "железные", "золотые". Все склады на таблице разделены на столбцы, которые читаются и поются (по аналогии с гаммой: от верхней ноты к нижней) по определенной схеме (матрице), например, ПУ ПО ПА ПЭ ПЫ П, сю, се ся се си сь. В дидактическое обеспечение работы мы посчитали нужным обязательно внести и складовые картинки. Они представляют собой карточки с изображением предмета и с написанным зелеными печатными буквами его названием сверху. С
обратной стороны карточек нет рисунка, а только его название. Слова на складовых картинках написаны таким образом, что ударный склад выделен более темным цветом: корова, верблюды и т.д.
Экспериментальное обучение чтению проводилось нами в период с 2003 по 2008 г. на базе ГОУ-д/с № 690 и Центра развития личности «Лана». В обучении принимали участие 90 детей 5—6 лет с диагнозом «общее недоразвитие речи 3-го уровня». В основу экспериментального обучения положена методика обучения чтению, предложенная Н.А. Зайцевым, которую мы модифицировали для работы с детьми с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ. Необходимость этого была вызвана наличием жесткого планирования работы в логопедических группах и спецификой коррекцион-ной работы, отличительной чертой которой является подчиненность всех действий логопеда коррекции речи, а также особенностями восприятия, мышления и поведения детей с ОНР.
Целенаправленная работа по обучению чтению включалась в коррек-ционный процесс, проводилась в рамках традиционной работы логопеда в старшей группе для детей с ОНР.
Обучающий эксперимент проходил в 3 этапа:
1-й этап обучения — подготовительный (5 вводных занятий, одинаковых для обеих групп).
Целью этого этапа обучения чтению было: привлечь внимание детей к кубикам и таблицам, развивать умение манипулировать кубиками, научить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции. На этом этапе обучения проводятся 5 вводных занятий, одинаковых для обеих под-
101
Таблица. Предупреждение нарушений чтения посредством использования модифицированной комбинаторной методики Н.А. Зайцева.
102
Вид дислексии Ошибки детей при разных формах дислексии Профилактика дислексии посредством использования инновационной технологии
/ сг - трудности в усвоении букв, сходных графически - смешения сходных графически букв и их взаимные замены - смешиваются и взаимозаменяются буквы - не устанавливаются связи между зрительным образом буквы и звуком - на первоначальных этапах обучения буквы не заучиваются детьми, работа начинается со склада - система игр для развития зрительного восприятия помогает скореги-ровать это нарушение - наличие логопедических занятий с целенаправленным использованием данной методики (наша модификация) - использование наших разработок («Домашняя тетрадь» и «Картинки-ассоциации») позволяет в кратчайшие сроки выучить буквы
/ / - трудности усвоения всех букв - нарушение процессов установления связи между звуком и буквой с речевой памятью - не могут правильно воспризвести в определенной последовательности речевой ряд из 3-5 звуков или слов - буквы заучиваются опосредованно, в процессе манипуляций с дидактическим материаломлом - полимодальность обучения позволяет запоминать зрительно-слуховую информацию опосредованно - использование «матрицы» в обучении; наличие таблиц
/ / - изменение падежных окончаний сущ. - неправильное согласование прил. и сущ. в роде, числе и падеже - неправильное употребление родовых окончаний местоимения - изменение окончаний глаголов 3-го лица прош.вр. - отмечаются замены приставок, суффиксов - предлагаемая технология включает специальный блок заданий на развитие и коррекцию грамматического строя речи
/ / / / - трудности усвоения букв, обусловленных нечеткостью слухопроизно-сительных представлений о звуках - замены звуков, сходных акустически и артикуляторно (Б-П, Д-Т, С-Ш и т.д.) - отсутствие периода звукобуквен-ного анализа и синтеза, работа начинается со склада - кубики обладают рядом признаков, опирающихся на разные модальности,что облегчает различение графем
семантическая - нарушения понимания читаемого слова при послоговом чтении - период послогового чтения отсутствует - сочетание складового и метода целых слов
групп как по продолжительности, так и по содержанию.
2-й этап обучения — основной (с разделением детей на подгруппы А и Б).
Целью этого этапа обучения было: учить детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова (границу слова), ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква», работать по складо-вым картинкам
3-й этап обучения — итоговый — подразумевал обучение детей обеих подгрупп выкладыванию из кубиков коротких беспредложных фраз, чтение их, формирование представления о большой букве в начале предложения и расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой, обучение начертанию букв карандашом на бумаге и мелом на доске.
На каждом этапе использовались разные игры и игровые упражнения.
В конце экспериментального обучения (через 7 месяцев) мы провели итоговый анализ результатов. Детям предлагалось два вида работы: чтение слов, выложенных из кубиков экспериментатором, и самостоятельное выкладывание слов. Таким образом, оценивался навык чтения незнакомых слов разной сложности и умение произвести обратную операцию — сориентироваться в материале и выложить заданное слово из кубиков.
Анализируя результаты экспериментального обучения, мы выявили, что детей сильной подгруппы (А) нельзя относить к группе риска по возникновению дислексий. У детей отмечен целый ряд улучшений в оптико-пространственной ориентации, в состоянии фонематического воспри-
ятия, развитости чувства языка. Таким образом, комбинаторный метод обучения чтению во многом позволяет решить проблему профилактики возникновения дислексий, действуя как целенаправленно, так и опосредованно — через развитие зрительного восприятия и внимания. Мы взяли за основу классификацию дислексий, предложенную Р.И. Лалаевой, и сделали сводную таблицу, отражающую причинно-следственную зависимость между обучением чтению складовым методом и предупреждением дислексий. Данные приведены в таблице.
Таким образом, обеспечивается профилактика всех форм дислексии.
По итогам нашего экспериментального обучения можно сделать вывод о целесообразности внедрения модифицированной методики
H.А. Зайцева в работу логопедов ДОУ. Такое обучение расширяет возможности логопеда при работе с детьми при общем недоразвитии речи и повышает эффективность коррекцион-ного воздействия.
ЛИТЕРАТУРА
I. Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. — Т. 1 . — М.: Педагогика, 1982.
2. Зайцев Н.А.. Учебник для родителей, воспитателей, учителей // СПб., 2007.
3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб.: Союз, 1998.
4. Пятибратова Н.В. Учимся читать с удовольствием! — М.: Гном, 2006.
5. Пятибратова Н.В. Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева. — М.: Унисерв, 2009.
6. Хилтунен Е. Практическая Монтессо-ри-педагогика. — М., 2005. ■
103