ТЕХНОДРОМ
СКЛАДНО
И ЛАДНО
СЕМЬ ТЕХНОЛОГИЙ, КОТОРЫЕ НАШЛИ СЕБЕ МЕСТО НА СКЛАДЕ
ОЛЬГА ШАТАЛОВА
Работа складского хозяйства обычно скрыта от глаз посторонних. Между тем именно складская логистика становится полигоном, где в первую очередь находят полноценное коммерческое применение многие новые технологии. Дополненная реальность, компьютерное зрение, робототехника, точное позиционирование, большие данные — все это уже помогает эффективно хранить, распределять, комплектовать и отпускать товары со склада.
Штих- и QR-коды изначально придумывались для системы складской инвентаризации, а серийные автоматические тягачи, перевозящие тележки с грузом, стали колесить по складским комплексам задолго до того, как беспилотный гугломобиль проехал свои первые километры по автодорогам. Так что немало технологий пришли в нашу жизнь прямиком «со склада».
В «умных» кладовках компаний используется немало любопытных хайтек-инструментов. И, кстати, российские разработчики таких технологических решений подчас не отстают от зарубежных.
1 безводительские технологии
Автомобили без водителя на дорогах общего пользования еще не скоро станут обыденностью, зато на продвинутых складах интеллектуальные автопилоты трудятся уже вовсю. В России разработкой подобных систем занимается стартап RoboCV (резидент «Сколкова»). Его основатель Сергей Мальцев — выходец из российского проекта «Селеноход», целью которого было создание лунохода для участия в конкурсе Google Lunar X Prize с призовым фондом в $30 млн. В 2013 году российская команда сошла с дистанции, поскольку не нашла денег на создание летного образца. Однако «лунные» наработки пригодились Мальцеву на Земле — для производства «складоходов». Разработанная RoboCV система Х-Motion позволяет «прикрутить» интеллектуальный автопилот к существующему складскому транспорту.
Опробовать техническую новинку решились на заводе Samsung в Калужской области. Благодаря усилиям специалистов из RoboCV шесть единиц складской электрической техники обрели способность самостоятельно перемещаться в пространстве. Компьютерное зрение тягачам обеспечили лазерный сканер и видеокамеры. Сканер позволяет распознавать объекты и предупреждает случайные столкновения роботранспорта во время движения. Видеокамеры, в свою очередь, считывают штрихкоды и специальные метки. Вся информация с сенсоров и датчиков попадает в «мозг» автопилота — компьютер, установленный на борту тягача. Все это позволяет автопилотируемому складскому транспорту самостоятельно находить нужные стеллажи и паллеты, а также избегать столкновения с предметами и людьми. При этом компьютерный «мозг» выбирает наиболее оптимальный путь к цели. Автопилот «заточен» на выполнение стандартных, рутинных действий. На случай возникновения необходимости совершить какую-либо нестандартную операцию предусмотрено отключение автопилота, чтобы ее мог выполнить водитель-человек.
Пока стартап предлагает решения для установки автопилота на три типа складской техники — тягач, паллетопере-возчик и подборщик заказов. Автопилотирование техники, обеспечивающей вертикальное перемещение груза (вроде узкопроходного штабелера), — задача посложнее — из-за более высоких требований к уровню безопасности. Однако и здесь стартаперы уже близки к тому, чтобы предложить готовый продукт.
Решений в сфере автопилотирования складского транспорта немало и за рубежом. Недавно немецкая фирма STILL (один из крупнейших в мире производителей вилочных погрузчиков) представила разработку под названием iGo Easy,
ТЕХНОДРОМ
за которую получила приз в номинации «Автоматически управляемые транспортные средства» премии IFOY Award 2014. Автоматическими погрузчиками, оборудованными комплексом iGo Easy, можно управлять с помощью планшетного компьютера после установки на него специального приложения: ставить задачи, корректировать действия, следить за выполнением.
2 робототехника
Американский онлайн-ритейлер Amazon свой вариант склада будущего уже построил в городе Феникс (США) и продемонстрировал восхищенной публике в прошлом году. Совсем без участия человека здесь не обходится (в комплексе работает полторы тысячи служащих), но роль складских рабочих и частично грузчиков на предприятии выполняют роботы модели Kiva и Robo-Stow. Первые, маленькие и плоские, перемещают паллеты с товарами; вторые, схожие с гигантской рукой, производят манипуляции с крупногабаритной продукцией. Как уверяют представители Amazon, роботы могут разгрузить машину за тридцать минут без вмешательства человека, в то время как «живые» грузчики справляются с этой задачей за два-три часа.
Кстати, вся эта робототехника у Amazon — собственного производства. Три года назад ритейлер приобрел за $775 млн компанию — разработчика робосистем Kiva Systems. И за прошедшее время «дочка» произвела для центров исполнения заказов (коих у Amazon на территории США десять) в общей сложности 15 тыс. складских роботов.
А что если изначально проектировать и строить склад как единый роботизированный комплекс, которому даже не требуется никакой специализированной складской техники «внутри»? Таких складов-автоматов в мире существует уже немало. Поскольку пребывания человека непосредственно в зоне хранения не предполагается, пространство там можно организовать максимально оптимальным способом — например, в виде многоярусных конструкций (этот принцип компоновки склада известен как High Bay).
Что представляет собой подобный склад-автомат? Как правило, это высотное здание (до 50 метров), позволяющее разместить внутри 25-30 ярусов для хранения паллет. Между стеллажами остается узкий проход, где перемещаются только автоматизированные краны. Их задача — принимать паллеты в зоне приемки-выдачи и укладывать на полки склада, а также выполнять обратные операции. «Непосредственно в работе по постановке или снятию товара со стеллажей человек не участвует, есть только технические сотрудники, которые обслуживают весь этот автоматизированный комплекс», — поясняет Сергей Ступарь, начальник проектного отдела компании Itella в России (бизнес-подразделение финской государственной компании Posti Group). Компания активно использует компоновку High Bay на своих складах в Финляндии. Автоматизированный кран способен перемещаться между стеллажами со скоростью до 250 м в минуту по горизонтали и 80 м — по вертикали. Таким образом, он сможет складировать или выдать до 200 паллет в течение часа при длине ряда более 100 м. И это не единственный плюс технологии. Благодаря многоярусности и «скученности» стеллажей такие склады даже при большой вместительности занимают очень скромную площадь.
3 удаленный мониторинг
Не только складской транспорт и полки нуждаются в автоматизации. Иногда поставленный на технологические рельсы процесс мониторинга условий хранения и сохранности товара способен сберечь компании деньги и время. Российское подразделение французской сети гипермаркетов «Ашан», например, внедрило на своем складском комплексе в поселке Томилино Московской области технологическую платформу по удаленному контролю и управлению условиями хранения, чтобы снизить потери от порчи фруктов и овощей. Платформа «Свежие продукты» была внедрена в партнерстве с компаниями «Термокул» (российский оператор рынка инженерных систем холодоснабжения) и Danfoss (датский производитель холодильного оборудования). Сотрудники получили удаленный доступ к информации о температуре, влажности, наполненности камер, а также возможность менять параметры работы холодильного оборудования в зависимости от ситуации. В результате это позволило снизить объем возврата скоропортящихся продуктов почти в десять раз — с 20 процентов до двух-трех. Помимо этого, удаленное управление холодильными камерами уменьшило энергопотребление склада. За год было сэкономлено 1,39 млн кВт^ч. В денежном эквиваленте это составило около 5,5 млн рублей. Успехи по экономии электроэнергии были даже отмечены на конкурсе Национального объединения проектировщиков: склад в Томилине удостоили звания самого энергоэффективного.
дополненная реальность
У корпорации Google не все ладится с очками дополненной реальности: в начале 2015 года она изъяла Google Glass из продажи без объяснения причин, а потом заявила о полном перезапуске проекта — то есть о начале разработки девайса с нуля. Зато в складском хозяйстве идея очков дополненной реальности оказалась как нельзя кстати и принята на ура: ведь руки у складского работника и комплектовщика заказов по возможности должны быть свободны, и при этом ему важно иметь перед глазами массу нужной информации.
Логистическая компания DHL недавно «развязала» руки сотрудникам своего склада в Нидерландах, раздав им очки дополненной реальности Vuzix M100. Для технологичного аксессуара написали специальное приложение, которое значительно облегчает выполнение заданий. Теперь комплектовщику заказов достаточно лишь взглянуть на список позиций сквозь очки — и устройство нарисует ему маршрут между стеллажами и укажет нужную полку. Кроме этого, очки сканируют информацию о продукте и подсказывают, в какую ячейку необходимо его положить. Такой подход к комплектованию значительно экономит время. Рабочему достаточно следовать подсказкам программы, чтобы быстро и безошибочно выполнить свою работу.
синтез
и распознавание речи
Еще один способ «освобождения рук» складских рабочих — внедрение на складе технологии pick-by-voice (от англ. «собери-с-голоса»), которая использует технологию синтеза и рас-
познавания речи. Система формирует задание для каждого комплектовщика в голосовой форме. Сотрудники же носят на поясе небольшое приемно-передающее устройство и гарнитуру с наушником и микрофоном. Услышав команду, работник подтверждает ее получение ответом в микрофон. «Система голосового подбора диктует сотруднику данные хорошо поставленным голосом, — объясняет Сергей Ступарь из компании Itella. — Технология Pick-by-voice применяется как вместо бумажного пикинг-листа, так и вместо сканера. Известно, что на голосовые задания человек реагирует лучше, чем на письменные указания». В большинстве случаев даже дефекты речи у сотрудника — не препятствие для понимания системой его ответов.
Опыт внедрения системы голосового подбора на нескольких российских складах компании Itella показал, что трудозатраты на выполнение операций сотрудниками сокращаются на 26% по сравнению с применением обычных, «бумажных» технологий.
6 «умная» тележка
Труд складского работника, как правило, строго регламентирован и однообразен. Изо дня в день ему приходится выполнять повторяющиеся операции. Долгое время сохранять внимание и концентрацию на задаче практически невозможно, оттого велик риск ошибок. Уставший за смену комплектовщик заказов может с легкостью перепутать товары.
Чтобы свести к минимуму возникновение ошибок и влияние человеческого фактора, французская Balea Group предложила использовать «интеллектуальную» тележку и не менее «умный» погрузчик, которые оснащены взвешивающими механизмами и могут подключаются по Wi-Fi к системе управления складом. Что это дает? Технике «известно», какой именно заказ комплектуется в данный момент и каков вес каждой единицы хранения, с которой она имеет дело. И если комплектовщик положит в тележку неправильный товар, то техника обнаружит ошибку по весу и оповестит работника о промашке. Контроль правильности выполнения задания происходит в режиме реального времени. Собственно говоря, запрограммировать складской транспорт можно как на сборку сложных заказов, так и на подбор тех, что состоят из одного вида товара.
Разработка пришлась по душе российскому подразделению французской логистической компании FM Logistic. На складах предприятия каждого работника укомплектовали такой «интеллектуальной» тележкой.
7 аккумуляторные технологии
Российская компания Energy8, входящая в группу Drive Electro, решила заново изобрести такую привычную складскую технику, как погрузчик. Слабое место электрокаров (не только работающих на складе, но и вообще) — аккумуляторные батареи. По подсчетам Energy8, 95% всех поставляемых в Россию погрузочных машин до сих пор оснащено устаревшими свинцово-кислотными и гелевыми аккумуляторами. У них масса недостатков: взрывоопасность, высокие расходы на обслуживание, большой вес и относительно малая
емкость, не обеспечивающая достаточный запас хода. В свою очередь, компания предлагает амбициозное решение — заменить морально устаревшие аккумуляторы на литий-ионные. Именно такие батареи используются в большинстве мобильных устройств. Однако только инженеры компании Energy8 смогли адаптировать «мобильные» аккумуляторы для работы в погрузчиках.
Что это дало складскому бизнесу? Во-первых, литий-ионные батареи совершенно безопасны. Во-вторых, технология энергоэффективна. Литий-ионные батареи заряжаются значительно быстрее и дольше держат заряд. И в-третьих, для зарядки новых аккумуляторов не требуется специальный персонал и зарядные комнаты. А это существенная экономия. Зарядить электропогрузчик — не сложнее, чем обычный мобильный телефон.
Технология появилась в России лишь несколько лет назад благодаря стараниям компании Energy8. Впрочем, и в мире она тоже только-только начинает развиваться. В 2013 году фирме удалось продать лишь 11 литий-ионных аккумуляторов, в 2014-м — 51. В Energy8 надеются, что этот год принесет продажи как минимум 200 батарей. Ее клиентами уже стали такие компании, как «Ашан», «Коркунов» и «Данон». Как утверждает разработчик решения, рано или поздно эта технология полностью вытеснит с рынка все прочие аккумуляторы. Это лишь вопрос времени.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ «БИЗНЕС-ЖУРНАЛА»!
4
ПОЛУЧИТЕ 25% СКИДКУ
НА ГОДОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ИНТЕРНЕТ-БУХГАЛТЕРИИ «МОЁ ДЕЛО»*
промокод
BUS1NESS2015
0
1
«МОЁ ДЕЛО» ИДЕАЛЬНО ПОДХОДИТ ?
ДЛЯ ООО И ИП НА УСН И ЕНВД Si
*Зарегистрируйтесь на сайте MOEDELO.ORG и получите три дня бесплатного использования сервиса. Если вам понравится сервис, при оплате введите промокод business2015 и получите скидку в 25%.
Мое дело
Интернет-бухгалтерия