12 Шеметова Т.Н. Панк-хардкор субкультура: эстетика и идеология : дисс. ... канд. культ. : спец. 24.00.01. - М., 2007. - С. 30.
13 Щепанская Т.Б. Молодежные сообщества // Современный городской фольклор. -М., 2003. - С. 83.
14Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. -М., 1990. - С. 463.
15Цукер А. Даниил Хармс и советский рок-абсурдизм // Южноросийский музыкальный альманах. - № 2. - 2011. - С. 10.
16 Лисица И.В. Абсурд реальный и мнимый в английской рок-поэзии 60 - 70 годов ХХ в. // Лисица И.В. Образование и культура России в изменяющемся мире. - Новосибирск, 2007. -С. 94.
17Цукер А. Даниил Хармс и советский рок-абсурдизм // Южноросийский музыкальный альманах. - № 2. - 2011. - С. 15.
18 Там же. С. 123.
19 Там же. С. 13.
20 Шеметова Т.Н. Панк-хардкор субкультура: эстетика и идеология : дисс. . канд. культ. : спец. 24.00.01. - М., 2007. - С. 122.
21 Там же. С. 123.
© Е.Р. Авилова, Е.О. Васильчук
Т.Н. КИЖЕВАТОВА
Тверь
СКАЗКА В РУССКОМ РОКЕ: ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ТИПОЛОГИИ
Как известно, рок бытует на обложках музыкальных альбомов, в книгах, на страницах Интернета, в оформлении сцены, в одежде исполнителя. Но всё же ведущим способом бытования рока вполне обоснованно принято считать песню. Основным же способом бытования песни является рок-альбом. Однако в роке, помимо песенных альбомов, существуют и более жёсткие единства, строящиеся по законам своего рода театральных представлений. Например, альбом группы «Водопад им. Вахтанга Кикабидзе» «Первый всесоюзный панк-съезд». Данный альбом, по мнению историка рока Кушнира, «представлял собой спектакль, максимально приближенный по форме к радио-спектаклю». Также в русском роке существует и такое явление, как «рок-опера». Примером может служить альбом группы «Эпидемия» «Эльфийская рукопись», а также всем известные рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось» и «Звезда и смерть Хоакина Мурье-ты». Не менее строгим образованием, на наш взгляд, является сказка в русском роке или рок-сказка. В нашем распоряжении на данный момент исследования есть порядка 70 рок-сказок. Мы учитывали тут и собственно сказки - большие, нежели песня, контексты, построенные на соединении различных текстов, (такие как «Свинопас» Арбенина, «Тае Зори» Вени Д'ркина, «Сказка о прыгуне и скользящем» Ильи Чёрта) и песни-сказки (например, «Сказка о Карле» Юрия Наумова, «Страшная сказка» Майи Котовской, «Снежной королевы сказки» группы «Рада и Терновник»). Хотя очевидна важность разграничения этих двух видов сказок.
61
Нужно пояснить, что рок-сказка - это и жанр (сказка) и жанровое образование или, если понимать чуть шире, полижанровый контекст (песни разных жанров, объединённые в сказку). Но при любом из подходов рок-сказка обладает памятью жанра. Известно, что установка на вымысел является в народной и литературной сказке ведущим сюжетообразующим элементом. Что, несомненно, сохраняется и в рок-сказке. Также нужно отметить, что не всегда можно строго разграничить народную сказку и литературную. Достаточно вспомнить знаменитые сказки братьев Гримм и Шарля Перро, которые являются не строго авторскими, будучи переработкой народных сюжетов. А рок-сказка берёт от того и от другого вида предшествующей жанровой традиции.
Главное отличие литературной сказки от народной в бытовании литературной сказки в письменном виде1. Отсюда рок-сказка обнаруживает большую близость к народной сказке, нежели к литературной, ведь ведущий способ бытования рок-сказки - это способ устный. Однако ярко выраженное авторское начало сближает рок-сказку уже со сказкой литературной. Мы при анализе рок-сказок попытаемся учитывать оба фактора. Рассмотрим рок-сказку по четырём компонентам, характерным для предшествующей жанровой традиции сказки: 1. Устность; 2. Структура; 3. Событийный ряд; 4. Система персонажей.
1. Устность.
Как мы уже говорили, рок-сказке присуще использование традиционного приёма народной сказки - устного характера исполнения. Но нужно отметить, что в рок-сказке не редкими являются такие явления, как редукция характерных для народной сказки особенностей исполнения. Народной сказке присуща напевная лёгкая манера исполнения, располагающие к себе, радостные, зачастую спокойные интонации, особенно в конце сказ-ки2. В рок-сказке же, напротив, происходит «огрубление» интонации, иногда это напрямую связано с изменениями в тексте, по сравнению с оригиналом. Тут надо оговориться, что мы имеем в виду под словом «оригинал». Большинство текстов рок-сказок создаётся на основе как народной, так и литературной сказки. Теперь приведём пример редукции в песне «Страшная сказка» Майи Котовской, основой для которой стала известная сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». В начале песни интонация грубая, но не жёсткая, иногда ироничная, голос тихий, тембр голоса низкий, темп медленный, неспешный, далее интонация становится жёстче, громкость голоса увеличивается, тембр становится высоким, а темп убыстряется. Потом интонация и тембр несколько раз меняются по нарастающей, а в самом конце песни слышатся уже явные ироничные ноты. Это поддерживается и собственно текстом - мрачным, безрадостным, то есть нет контраста интонации и значения слов:
Ты последнюю ставишь точку,
Выткав сказку при лунном свете.
Ты счастливо её окончил -62
Чтоб не плакали ночью дети, Только кто-то свечу уронит И десяток страниц забелит: Есть такие, кто точно помнит, Как всё было на самом деле3.
Редукция особенностей исполнения сказки народной достаточно распространена в рок-сказке, так как с помощью неё эксплицируется новая точка зрения на старые всем известные сюжеты. Появляется диалог с народной или литературной (как в данном примере) сказкой. Майя Котов-ская, выдвигая свой вариант окончания известной сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», использует приём редукции для разрушения привычной сказочно-новогодней атмосферы сказки, внесения апокалиптической ноты, ощущения неизбежности катастрофы. Сюжетно сказка у Канцлера Ги заканчивается гибелью главного персонажа - Щелкунчика. Нужно заметить, что категория устности в данном случае подкрепляется изменением событийного ряда. Об окончании песни, где, как уже говорилось, появляются ироничные ноты, нужно сказать отдельно. Использование редукции в данном случае приводит к переосмыслению веры первичного автора (Гофмана) в счастливый сказочный конец, а вместе с тем - и в счастье, как таковое.
Ты изгрызен и переломан, Перемешан в кровавом меле... Крысы помнят, о Мастер Гофман, Как всё было на самом деле. 4
2. Структура.
Структура народной сказки, как правило, линейна, то есть событий-
ный ряд располагается по хронологии, фабула совпадет с сюжетом. Народная сказка имеет достаточно устойчивую структуру, в пределах которой, впрочем, одни события от варианта к варианту могут сменяться дру-
гими, однако при этом нарушения фабульной последовательности в сюжете не будет. Существуют, кроме того, клишированные присказки, зачины и концовки, которые, как правило, остаются неизменными5. Литературная сказка письменно зафиксирована, а значит, не обладает вариативностью в строгом смысле; однако композиция здесь по сравнению со сказкой народной усложняется: сюжет может не совпадать с фабулой. И в рок-сказке мы наблюдаем разрушение линейной структуры текста (то есть тут рок-сказка уходит от фольклора): классические сказочные зачины и концовки используются только для придания сказкам внешней схожести с народными, тогда как сам сюжет структурно усложняется. В качестве примера нужно сказать о сказочных песнях Высоцкого. Нарушение фабульной последовательности мы видим в «Сказке о несчастных лесных жителях». В самом начале песни описывается здание, в котором томится царица, её
охраняет дракон, поставленный на стражу влюблённым в царицу Кощеем Бессмертным. Иван, ещё один персонаж сказки, приходит спасать царицу. И здесь появляется рассказ о прежних похождениях Ивана, то есть возникает временная инверсия, ретроспекция, позволяющая говорить о нарушении фабулы в сюжете:
То ли выпь захохотала, То ли филин заикал, -На душе тоскливо стало У Ивана-дурака.
И началися его подвиги напрасные, С Баб-Ягами никчемушная борьба -Тоже ведь она по-своему несчастная Эта самая лесная голытьба.
Сколько ведьмочек пришибнул! Двух молоденьких, в соку... Как увидел утром - всхлипнул, Жалко стало дураку6.
Эти события хронологически происходят до событий, которым посвящена песня. Похожий приём может использовать и рок-сказка.
Нарушение фабульной структуры нередко может достигаться и таким приёмом как текст в тексте (рассказ в рассказе). В песне Александра Васильева (группа «Сплин») «Сказка» рассказчик повествует забредшим странникам сказочную историю, случившуюся много лет назад:
Мы шли дорогой горемык искать свою судьбу, В одной деревне на ночлег старик пустил в избу. Мы пили крепкий самогон - хозяин был к нам добр, Река бежала за окном, шумел сосновый бор.
Я пью чуть больше чем могу, но меньше, чем хочу. Когда я пью, я не пою - я не пою, кричу. Никто мне глотку не заткнёт, не запретит мой пляс, Но тут старик сказал: «Дай я» и начал свой рассказ...7
Рассказ, поведанный стариком, случился 12 лет назад, о чём говорится в конце песни. Из чего следует вывод, что структура данной рок-сказки усложнена, здесь фабула не совпадает с сюжетом, структура текста усложнена, она уже не является линейной.
Как видим, говоря о специфике сказочной структуры, следует сказать и об эксплицированном рассказчике, о его роли и месте в сюжете сказок. Как мы знаем, рассказчик / сказитель в народной сказке является всего лишь транслятором, медиатором, а в литературной и рок-сказке - он своего рода альтер-эго автора-творца, хозяин внутреннего мира произведения.
64
В рок-сказках это особенно актуализируется. Так, например, в песне «Не-смеянин день» рок-барда Олега Медведева вводится рассказчик, повествующий обо всем известной истории любви царевны-несмеяны и Ивана-дурака. При этом привычный ход повествования нарушается вставками-речью рассказчика, его рассуждениями и выводами. К тому же меняется даже сам сюжет. Дистанция между рассказчиком и описываемыми им событиями существует, но, в отличие от сказки народной, рассказчик в рок-сказке - личность, полностью подчиняющая себе события и героев:
На календаре - Несмеянин день, Всё грустит царевна у окна. Только лёд в воде, только снег везде, Да вращение её веретена. Царевна грустит, вот опять в стекло Заскреблись метели,
И белым-бело, даже зайки серые побелели.
Держи меня ночь, качай меня, Неси меня вверх8.
3. Событийный ряд.
Все народные сказки принято разделять на три вида: волшебные, бытовые, сказки о животных9. Для каждого вида сказок набор событий различен. Мы приведём пример для волшебных сказок, поскольку рок-сказка в большей степени по набору характеристик всё же близка именно этому виду: трагическая завязка, поиск решения конфликта (иногда многократный), счастливый конец10. Такой «традиционный» ряд событий не сохраняется в рок-сказке. В рок-сказке мы наблюдаем явление инверсии известных сказочных сюжетов. Для начала вспомним текст Янки Дягилевой «Выше ноги от земли», где автор, говоря о неправильности сказки, приводит такие слова: «Только сказочка ... И конец у ней не сказочный - Змей Горыныч всех убил и съел». Можно тут вспомнить и хрестоматийное цо-евское: «На экране окна Сказка с несчастливым концом». В данном контексте интересен текст Э. Шклярского «Золушка», где происходит редукция привычного счастливого финала сказки, где «голубой король», заполучив у Золушки хрустальную туфельку, прогоняет её:
У Золушки много забот Ей что-то никак не везёт, Кто б знал, что король, кто знал Позарится на хрусталь11.
Но бывают и случаи иного толка. Так, в сказке «Свинопас» Арбенина финал совпадает с оригинальным финалом одноименной сказки Андерсена. И там и там финал нельзя назвать в строгом сказочном смысле счастливым, но мотивировка финала у Андерсена и Арбенина различна. Отсюда
мы можем сделать вывод, что не всегда существуют строгие инверсии событийного ряда.
Также примером разрушения привычного для традиционной сказки событийного ряда можно считать коллаж из событий и персонажей разных сказок, когда персонажи народных и литературных сказок встречаются в одном тексте, как это сделано в «Лукоморья больше нет.» Высоцкого, как было, кстати, и в пушкинском вступлении к «Руслану и Людмиле». Так происходит и в песне Александра Непомнящего «Сказка»:
Как мышки охамели и поймали кота, Разбили табло да намяли бока. Как чёрт с перепоя решил попасть в рай, Почти уже дошёл, но упал под трамвай. Как Золушка танцует в придорожном снегу, И туфельки месят соленую грязь. А ей плевать, что нет билета на бал к королю -Короля побил туз, и фея умерла12.
4. Система персонажей.
Система персонажей народной сказки тоже имеет определённый набор характеристик, но сугубо внутри типов сказок: волшебных, бытовых, сказок о животных. Поэтому мы приведём признаки персонажей волшебных сказок, которые даёт Никифоров в статье «Сказка, её бытование и носители»13:
- чёткое разграничение на положительных и отрицательных героев;
- положительный герой всегда идеализирован;
- отсутствует детальное описание внешности героев;
- конкретные персонажи устойчивы в действиях и функциях
- основной закон сказочного сюжетосложения состоит в группировке различных действий главного персонажа (биографических действий) с действиями второстепенных персонажей (авантюрными действиями) в некоторые сочетания, более или менее мощные на данной территории.
Опираясь на данные признаки, мы попробуем показать отличительные черты персонажей рок-сказок.
Персонажи, взятые из известных сказок, могут иметь совершенно иной набор характеристик. Например, Свинопас из одноименной сказки К. Арбенина уже не просто обыкновенный парень с чистой душой. Он превращается в философа, рассуждающего о судьбах мира, но, и это важно, в своих действиях не выходит за рамки сюжета известной сказки. «Свинопас», впрочем, как и большинство сказок Андерсена, изначально подходит современному миру своей нестандартностью, отходом от привычных сказочных клише в сюжете (например, отсутствие счастливого конца):
Не говори мне мудрых слов о том, что было,
Не обещай, не навещай во снах под утро. Мое неведенье надежней, чем могила,
п ■■ 14
В нём все застыло так легко и так уютно .
Отсюда мы делаем вывод, что авторы рок-сказок нередко, не меняя функций героев, наделяют их иными чертами характера, нежели классические персонажи народной или литературной сказки.
Также часто меняются и сами функции персонажей. Это было уже в песне В. Высоцкого «Лукоморья больше нет.», где знаменитый учёный кот, например, не просто «ходит по цепи кругом», а «учёный сукин сын -цепь златую снёс в торгсин, / И на выручку один - в магазин». Это встречается и в роке. Текст песни группы «Рада и Терновник» «Я расскажу тебе» (который мы уже приводили в качестве примера изменения сюжета) также может послужить примером изменений функций всех сказочных персонажей:
я расскажу тебе...
...про то, как добрый домовой
дитя своё берег
чёрный кот колдовской
клад охранял15.
В данном случае инверсия на уровне характеристик персонажей является основным приёмом в построении текста. В песне меняются события и функции персонажей, в результате чего выстраивается уже отличная от сказочной реальность. Здесь традиционно отрицательные персонажи становятся положительными. Отсюда мы делаем вывод о расширении границ понимания персонажей, внесении совершенно иных характеристик.
Нередко в рок-сказках меняются не только функции, но и мотивы поступков героев Примером таких изменений может служить текст Арбенина «Свинопас», где сюжет сохранён, но мотивы поступков главных персонажей совершенно меняются. Достаточно рассмотреть финал сказки. Поскольку Августина в рок-сказке заранее знает, что Свинопас - принц маленького королевства, её мотивы совершенно меняются. Она выбирает между рутиной и любовью, прекрасно осознавая последствия своего выбора. Отсюда - незначительные изменения в финале: вместо разоблачения принцессы в фальши, Свинопас просто уходит под звуки свадебного пира:
Грейте ваши пухленькие спинки, Жмурьте ваши маленькие глазки. Я пошёл искать другую пьесу. Не будите спящую Принцессу16.
Последние строчки речи Свинопаса иллюстрируют изменённую мотивировку персонажа. Он прекрасно понимает, что ничего не может поделать с выбором принцессы, не обвиняет её, а просто уходит. Уходит так,
67
как уходили от ненавистных людей не способные на иной вид протеста домашние животные в знаменитом сказочном народном сюжете «Зимовье зверей». Напомним тут, что такое название у группы Константина Арбенина.
Итак, выделив несколько признаков народной, литературной и рок-сказки, мы обнаружили некоторые черты, характеризующие рок-сказку.
Во-первых, это устный характер бытования с присущей интонационной редукцией относительно привычного исполнения сказки народной; интонация делается более жёсткой, даже грубой, резкой, что связано со спецификой событий большинства рок-сказок.
Во-вторых, нарушение линейной структуры текста относительно традиционной структуры народной сказки, нарушение фабульной структуры и последовательности, что позволяет говорить о более сложной композиции, представляющей и события более сложными, нежели принято в сказке народной.
В-третьих, инверсия характерных для сказки событий, изменение всего событийного ряда или только его финала; события начинают носить более трагичный характер, что указывает на углубление трагизма по сравнению с предшествующей сказочной традицией, на более драматичное понимание человека и его места в мире.
В-четвёртых, изменение функций, мотивировок поступков, характеристик персонажей, зачастую в сторону усложнения.
Объединяя всё сказанное, мы можем подвести итог. С изменением мира менялся и усложнялся сам человек. Если раньше сказка почти всегда была тем жанром, который нёс в себе свет, радость, счастье, сказка народная всегда хорошо заканчивалась (поскольку счастливый конец был своего рода воплощением веры в светлое будущее), теперь же сказка больше не может являться способом побега от тяжёлых будней, нет в ней и веры в светлое будущее. Можно, конечно, сказать, что современных авторов толкает на сочинение сказок своего рода вера во что-то хорошее, возможно, какая-то детская память. Только вот нынешняя жизнь - отнюдь не сказочна, иллюзиям, даже светлым, в этом мире нет места. Мир изменился, изменился человек. Да, к сказке вернулась устная форма бытования, но в силу того, что человек изменился и изменился мир, в силу того, что жизнь стала сложнее, усложнилась и структура сказочного текста, изменились персонажи, иными стали мотивировки их поступков. И потом более чем закономерны слова Дианы Коденко:
Время сыплет байками мудрыми, Некому остаться за старшего. Так что - засыпай, Илья Муромец, А что стало с нами - не спрашивай. ..17
Впрочем, радует то, что довольно-таки архаический жанр не застыл, не законсервировался, а продолжает не только жить, но и развиваться.
1 См., например: Пропп В.Я. Русская сказка. - Л., 1984.
2 Там же.
3 Канцлер Ги. Страшная сказка [Электронный ресурс] //Megalyrics.ru: музыкальный портал. -Режим доступа:
http://megalyrics.ru/lyric/%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%BB%D0%B5%D1%80-%D0%B3%D0%B8/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B0%D1%8F -0/сЮ1%81 %D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 .Йт.
4 Там же.
5 См.: Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. - М., 1998.
6 Высоцкий В. С. Сказка о несчастных лесных жителях [Электронный ресурс] // Владимир Высоцкий: официальный сайт Фонда В.С. Высоцкого - Режим доступа: http://www.kulichki.com/vv/pesni/na-krayu-kraya-zemli.html.
7 Сплин. Сказка [Электронный ресурс] //LYRICSWORLD.RU: тексты песен, аккорды - Режим доступа: http://www.lyricsworld.ru/lyrics/Splin/Skazka-60973.1^!.
8 Медведев О.В. Несмеянин день. [Электронный ресурс] // Олег Медведев: официальный сайт. Полное собрание сочинений - Режим доступа: http://olegmedvedev.com/?page_id=92.htm#Nesmeyana.
9 ВедерниковаН.М. Русская народная сказка. - М., 1975 - С. 7-15.
10 Там же.
11 Пикник. Золушка [Электронный ресурс] // Пикник: официальный сайт группы. - Режим доступа: http://www.piknik.info/lyrics/index/song/7.
12 Непомнящий А.Е. Сказка [Электронный ресурс] // Александр Непомнящий: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.nepomn.ru/song.php?variant_id=245.
13 НикифоровА.И. Сказка, её бытование и носители // Никифоров А.И. Сказка и сказочник. -М. 2008. - С. 20-69.
14 Зимовье Зверей. Свинопас [Электронный ресурс] // Зимовье Зверей: сайт. - Режим доступа: http://www.altruist.ru/zzverey/alboms/pigleader.htm.
15 Рада и терновник. Я расскажу тебе [Электронный ресурс] // Рада и терновник: официальный сайт группы. - Режим доступа: http://rada.rinet.ru/new_txt.html.
16 Зимовье Зверей. Свинопас [Электронный ресурс] // Зимовье Зверей: сайт. - Режим доступа: http://www.altruist.ru/zzverey/alboms/pigleader.htm.
17 КоденкоД.В. Колыбельная [Электронный ресурс] // Megalyrics.ru: музыкальный портал. -Режим доступа: http://megalyrics.ru/lyric/%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE/%D0%BA%D0%BE%D0 %BB%D1%8B%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F.htm.
© Т.Н. Кижеватова
С.Н. ХОХЛОВА
Омск
КОНЦЕПТ «РОК» В СОВРЕМЕННЫХ РУССКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ СМИ
Рок-культура, изначально полностью заимствованная, быстро видоизменилась и адаптировалась на русской почве, приобрела национально-специфические черты. Концепт «рок», возникший в рамках музыкального явления, перерос его, и сейчас он охватывает многие сферы жизни: от искусства до lifestyle, от социального протеста до христианской философии.
Под концептом будем понимать «единицу коллективного знания / сознания (отправляющую к высшим духовным ценностям), имею-