- учебно-методические и электронные пособия;
- комплект лабораторных работ, методические указания и памятки студентам по выполнению лабораторных работ;
- ресурсные пакеты, содержащие дополнительные материалы по чтению, аудированию, письменной речи и говорению, словарные тематические листы, комплекс лексико-грамматических упражнений и коммуникативных заданий, направленных на тренировку изучаемого языкового и речевого материала;
- каталог аудио-, видео и печатных материалов (газетных и журнальных статей, и т.д.);
- методические разработки к аудио- и видео материалам;
- банк электронных тестов для самоконтроля;
- банк компьютерных обучающих программ.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что организация самостоятельной работы по иностранному языку - достаточно сложный процесс взаимодействия между преподавателем и студентами, от рационального построения которого зависит успех их совместной деятельности, мотивация к изучению иностранного языка на самостоятельной основе, а также степень удовлетворенности преподавателем и студентами результатами свой деятельности.
Список литературы:
1. Гришин В.Н. Организация самостоятельной работы студентов в процессе группового взаимодействия. Дисс. ... к.п.н. - Елец, 2000.
2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа на уроках. - М., 1961.
3. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 304 с.
4. Сластёнин В. А. Культура умственного труда студентов. - М., 1994. -246 с.
СКАЗКА НА УРОКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА КАК ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЧИ
© Никулина С.Д.*
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Сказка на уроке французского языка дает возможность педагогу превратить принудительный процесс обучения в увлекательный. Сочинительство сказок на уроках французского языка не только поднимает творческую активность учащихся, повышает уровень мотивации
* Студент.
при изучении новых лексических и грамматических единиц, но и способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся и повышает их интерес к французскому языку.
Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка, развития его творческих способностей. То, что ребенок переживает, слушая сказку, является первыми опорными точками его будущего творчества. Все дети любят сказки и очень удачно можно воспользоваться этим для сочинения сказок вместе с ними.
Сочинение сказок на уроках французского языка способствует развитию речи, воспитанию умения подбирать правильно слова, уметь обыгрывать ситуацию. На этом этапе воспитывается умение подбирать правильно слова, уметь обыгрывать ситуацию. В процессе сочинительства у учащихся идет работа по обогащению словаря, которое имеет большое значение для развития устной речи, для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи, что развивает у учащихся внимание к слову, воспитывает интерес к французскому языку.
Учащихся привлекает работа, которая пробуждает их творческую мысль, развивает фантазию и рождает вдохновение вдохновение, а главное является эффективным средством, побуждающим к высказыванию. Изучение французских сказок может являться мотивацией к расширению знаний учащихся о культуре страны изучаемого языка [1].
В начале процесса сочинительства, ученикам необходимо предоставить некие опорные пункты, возможно, шаблоны фраз, для сочинения сказок (персонажи, действия, присутствие чудесного).
Работа по сочинению сказок начинается с предоставления заранее подготовленных карт, на которых будут записаны элементы (шаблоны фраз, лексика), необходимые для построения сюжета сказки.
Возможны два варианта хода работы по сочинительству сказок на уроке французского языка:
1. Ученики разделены по небольшим группам (3-4 чел.) и каждая команда пишет свою собственную сказку.
2. Группы пишут первую часть сказки и, затем, обмениваются ими и пишут вторую часть. После написания второй части сказки, группы снова обмениваются сочиненными историями и задача каждой группы - закончить сказку, которую они начали. На каждом этапе написания все элементы должны учитываться и использоваться в процессе сочинительства. Но при этом обмениваются только историями, а не карточками с опорными словами.
Такая схема работы позволяет понимать и учитывать творчество других учащихся, создавать и обыгрывать логический ход действий. Законченные сказки могут быть объединены, проиллюстрированы учащимися.
Представляем примерную схему урока фр.яз., на котором учащиеся занимаются сочинительством:
Коммуникативная цель: научиться говорить, логично выстраивать повествование/сюжет, последовательно действовать. Лингвистические и лексические цели: использование разносторонних знаний, использование ранее известной и новой лексики. Межкультурные цели: использовать коллективное и индивидуальное воображение.
Необходимые материалы: карточки различных категорий с шаблонами фраз для сочинительства сказок:
- 3 карточки с персонажами - главный герой, друг, враг, т.п.;
- 2 карточки с местом действия - место начала действия, завершения;
- 2 карточки - действия (глаголы);
- 1 карточка - объект;
- 1 карточка - животное;
- 1 карточка - временной период (время года).
Принцип работы: преподаватель распределяет карточки между учениками, разделенными на группы. Каждая из групп должна написать первую часть сказки, используя все карточки. Затем, группы обмениваются своими историями и пишут вторую часть сказки, используя свои собственные карты. После, группы снова обмениваются своими сказками и заканчивают историю, которую они начали.
Категория Элемент Категория Элемент Категория Элемент
Personnage un magicien un petit fille un prince un roi un vieiHard Lieu un château une forêt une montagne un royaume une ville Actions dormir être blessé rêver se battre tuer
Категория Элемент Категория Элемент Категория Элемент
Animaux un chat une colombe un corbeau un crapaud un dragon Objet un chapeau une écharpe une épée un talisman un trésor Périodes l'automne le jour l'été la nuit le printemps
Рис. 1. Примеры карточек
Примеры шаблонов фраз [2]:
- il était une fois;
- un jour;
- il y a trés longtemps;
- il y a longtemps déjà;
- il y a peut être dix mille ans;
- c'est alors que;
- il arrive que;
- pendant;
- enfin l'heureux jour arriva;
- peu du temps après;
- cette histoire s'est passée;
- tout à coup;
- tout est bien qui finit bien;
- ils furent heureux et...;
- jamais plus ils.;
- mais ce qu'il aimait le mieux;
- il pleura;
- longtemps.
В методической литературе сказка рассматривается как универсальный учебный материал, потому что она может использоваться на занятиях с учениками разных возрастов и разных уровней подготовки, для различных целей обучения (для обучения лексике и грамматике, для обучения чтению и аудированию, для обучения устной и письменной речи).
Иностранный язык - это средство выражения мысли, а мысль приводится в движение мотивом, потребностью. Сказка, интересная учащимся, способствует созданию мотивации к овладению иностранным языком. Упражнения, построенные на основе сказки, привлекают к себе внимание учащихся. Сказка на иностранном языке даёт возможность педагогу превратить принудительный процесс обучения в увлекательный и желанный. Она помогает учителю расположить учащихся к французскому языку и формировать у них творческое отношение к учебному процессу.
Список литературы:
1. Попова, Г.М. Сказка на уроке французского языка как средство формирования положительной мотивации / Г.М. Попова / сайт http://festival.1september.ru/articles/410302/.
2. Perrault, Charles Les Contes des Fées / Charles Perrault. - М.: Престо, 2005. - 112 с.