УДК 398.341:291.37+913 М.В. АНТОНОВА
доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой истории русской литературы XI-XIX вв., Орловский государственный университет E-mail: gavrila05@yandex.ru
UDC 398.341:291.37+913 M.V. ANTONOVA
Doctor of Philology, Professor, Head of Department of Russian literature XI-XIX centuries, Orel State University
E-mail: gavrila05@yandex.ru
СКАЗАНИЯ ОБ ОСНОВАНИИ МОНАСТЫРЕЙ В РЕГИОНАЛЬНОЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ ТРАДИЦИИ: СИСТЕМА МОТИВОВ*
STORIES ABOUT THE FOUNDING OF MONASTERIES IN REGIONAL ORAL AND WRITTEN TRADITIONS: THE SYSTEM OF MOTIVES
В данной статье рассматриваются устойчивые мотивы сказаний об основании монастырей, включающих эпизод чуда от иконы при выборе места для строительства. Выделяются основные мотивы: «живой иконы», остановки в пути, воды, дерева, исцеления, которые имеют как региональное, так и общерусское бытование.
Ключевые слова: сказания об иконах, устное предание, мотив, икона.
This article discusses sustainable the stories about the founding of monasteries, including the episode of the miracle from the icon when choosing a place for construction. The main motifs are a «livingicon», stopover, water, wood and healing, which have both regional and all-Russianexistence.
Keywords: legend about icons, oral tradition, motif, icon.
Религиозные легенды и предания о местночтимых и общерусских святынях (иконах, святых, церквях, монастырях) составляют часть культурного наследия России. Изначально бытуя в качестве устных рассказов в околоцерковной среде, они могут оформляться и как отдельное повествование или фиксироваться в сочинениях краеведов, исследованиях фольклористов, этнографов, культурологов. Обращение к этому виду памятников культуры в Орловском крае (в краеведческом понимании - в границах Орловской губернии) показало, что в нашем регионе такого рода культурный текст формируется, начиная с древнейших времен, и продолжает существовать и развиваться в настоящее время.
Вообще сюжетный эпизод об основании монастырей или церквей, включающий в себя мотив чуда от иконы, является типичным для древнерусской письменной традиции. Фиксируется такого рода повествовательная конструкция и в устных рассказах об основании монастырей и строительстве церквей или часовен. В Орловском крае и близлежащих регионах в частности зафиксированы устные предания о Молченской иконе Рождества Богородицы, которую нашел бортник в лесу (начало 15 в.), о Курской иконе «Знамение», с которой связывают основание Коренной пустыни, о Челнской иконе Пресвятой Богородицы, найденной пастухом в челне, о Свенской Печерской иконе Богородицы, об иконах Николая Чудотворца во Мценске и в Николо-Одринской пустыни.
Материалом для данного исследования являются книжный памятник XVI в. «Сказание о зачатии Свенского монастыря»[2, 3] и устное предание об основании Карачевского Одрина монастыря, которое было зафиксировано Г.М. Пясецким в его книге «История Орловской епархии»[4, 70-72].
«Сказание о зачатии Свенского монастыря» известно в древнерусской книжной традиции, оно было составлено не позднее середины XVI века, но совершенно очевидно, что первоначально бытовало в устной форме в Свенском монастыре [См. об этом подробнее: 1, 96-99]. Предание, зафиксированное в «Сказании», связывает основание монастыря с чудом от иконы Богоматери Печерской Свенской, которая была привезена из Киевского Печерского монастыря по просьбе князя Романа Михайловича Брянского, который страдал болезнью глаз. В тексте указывается точная дата произошедших событий - 1288 год. С точки зрения устойчивых мотивов (или топосов) сюжет весьма традиционен. Икону княжеское посольство перевозит по реке в лодке, в одном месте ладья останавливается и ее нельзя сдвинуть с места никакими силами. Тогда гребцы пристают к берегу на ночлег. Утром икона исчезает, и ее обнаруживают в лесу на горах на ветвях огромного дуба. Икону принимает в руки князь, который получает исцеление. На месте обретения иконы по обету князь Роман строит церковь, вокруг которой организуется Свенский монастырь.
* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 15-04-00437).
© М.В. Антонова © M.V. Antonova
Ученые записки Орловского государственного университета. №6 (69), 2015 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 6 - no. 69. 2015
Это предание стало основой челобитной, составленной старцем Иовом Комыниным к Ивану Грозному с просьбой о помощи в поновлении пришедшего в ветхость оклада чудотворной иконы. Не дошедшая до нас челобитная, вероятно, является первой частью рукописного «Сказания». Вторая часть связана уже с событиями около 1566 г., когда икона была отправлена в Москву, где был изготовлен новый оклад. После завершения работ святыня была возвращена в монастырь, который получил от Ивана Грозного денежные и земельные пожертвования и повеление об учреждении общежительства.
Подобного рода мотивы имеются и в предании о Николо-Одринской пустыни: основатели монастыря -три родных брата нашли икону Святителя Николая на реке Одрине на сосне, принесли в город, где свирепствовала смертельная болезнь, которая сразу же прекратилась. В ознаменование этого события в Брянске была выстроена церковь, куда и была помещена икона. В скором времени церковь сгорела, а икона вновь чудесным образом переместилась на прежнее место на берег реки на сосну, где ее вновь обрели те же три брата. На месте явления иконы была выстроена маленькая деревянная церковь, где святыня пребывала некоторое время. Здесь отправлял службу некий поп Симон, здесь же образовался небольшой скит. Через некоторое время Симону было явлено видение света, объявшего некое место около реки Песочны, а затем в этом самом месте на дереве им была обнаружена вновь чудесным образом перенесшаяся икона. После такого знамения Симон и три брата решили перенести свою церковь на указанное место и основать там скит, который и стал основой для Одрина Николаевского монастыря. Интересно, что события эти, по указанию Пясецкого, датируются тем временем, когда Карачев вошел в состав Московского государства, то есть после 1503 г.
Если «Сказание о зачатии Свенского монастыря» читалось в монастырской летописи, которая (или ее список) в 1768 г. была отправлена в Киево-Печерскую лавру, то письменных источников, в которых содержались бы сведения об основании Николо-Одрина монастыря, не сохранилось. Можно предположить, что устные рассказы о Свенской Печерской иконе Богородицы существовали ранее, чем сложилось предание об основании Одриной пустыни.
И в книжном тексте, и в устном предании можно выделить общие мотивы.
1. Мотив «живой иконы», которая сама выбирает место своего пребывания, где затем основывается монастырь или строится часовня или церковь. Это мотив общерусский, достаточно вспомнить «Сказание об иконе Владимирской Божьей Матери», «Сказание о Дедовской пустыни», «Повесть об обретении Курской иконы Знамение», предания о Молченской и Челнской иконах, легенды о Бахчисарайской иконе Богородицы и многие другие. В ряде легендарных сказаний икона переносится людьми в неугодное место и вновь возвращается к избранному, в других, например, в «Сказании о Тихвинской иконе Божьей Матери», святыня шествует вокруг Ладожского
озера, опускаясь на землю в разных местах, где строятся церкви, и наконец, останавливается в Тихвине.
2. Мотив движения и чудесной остановки в пути, который фиксируется в Сказании о зачатии Свенского монастыря. В качестве аналогии можно сослаться на «Сказание об иконе Владимирской Богоматери». Андрей Боголюбский, согласно тексту памятника, собирался привезти икону в Ростов. Но чудесным образом обоз остановился и лошади не могли двинуться далее. Ночью князю в тонком сне явилась Богоматерь, которая возвестила ему, что желает, чтобы ее образ остался во Владимире, в специально построенной каменной церкви и обители во имя Рождества Богородицы.
3. Мотив водной стихии. Иконы в подобных преданиях и основанных на них рукописных памятниках обнаруживаются на берегу реки, у озера, на месте явления иконы начинает бить чудодейственный источник. Как видим, в анализируемых текстах чудотворная икона путешествует по воде или находится рядом с рекой. Вода, водные источники относятся к древнейшим мифопоэтическим концептам. Вода выступает в качестве первоосновы мира практически во всех религиозных системах, ей приписываются возможности трансформации, превращения, искупления. В христианстве святая вода используется во время крещения, ритуального омовения священников, причащения и пр. Непосредственная связь чудотворной иконы с водной стихией не является случайной, поскольку эти образы вкупе (вода и икона) символизируют возрождение и очищение, преобразование пространства, придание ему сакральных свойств. Мотив водной стихии весьма устойчив в русской православной традиции применительно к повествованиям о чудотворных иконах. Так, Икона Божьей Матери Толгской в 1314 г. явилась епископу Прохору близ реки Толги за 7 верст от Ярославля. В XV в. слепой нищий Василий в лесу обнаружил икону Богоматери, названную позже Васильковской, на этом месте забил источник, от целебной воды которого он прозрел. На месте явления иконы Казанской Богородо-Уфимской Богоматери также забил источник (1621 г.). Основание Дедовской пустыни на острове на р. Сухона близ города Тотьмы связано с находкой в 1670 г. иеромонахом Ионой на дереве иконы Пресвятой Троицы. Икона Богоматери Высочиновской явилась лесному сторожу на берегу реки Мжи (начало XVIII в.). Во Мценске бытует и интересная версия об обретении деревянной скульптурной иконы Николая Чудотворца, которая, согласно преданию, приплыла по Оке и Зуше на камне и была обнаружена под горой Самород у колодца.
4. Мотив древа и горы. В анализируемых текстах иконы являются на сосне (икона Николая Чудотворца) и на дубе (икона Богоматери Свенской). В рукописном сказании дерево расположено на возвышении - на горе, причем данный мотив выражен имплицитно: исчезнувшую икону разыскивают «по горамъ, и по дебремъ, и по пустыни». Древо и гора также относятся к древнейшим мифопоэтическим концептам, отражающим представления о строении мира. Частным случаем ми-
рового древа (или мировой горы) является крестное древо и Голгофа в христианстве, так что мотив обнаружения православной святыни именно на дереве, зачастую расположенном на горе, также символизирует сакрализацию пространства, где непосредственно после явления иконы основывается монастырь, возводится храм или часовня. Мотив древа и горы также весьма частотен в общерусской традиции. В XIII в., согласно «Повести о явлении Курской иконы Знамение и зачатии города Курска», некий благочестивый муж нашел святыню близ реки Тускари в полугоре, на корнях громадного древа. Галичская икона Божьей Матери явилась в 1350 году преподобному Авраамию Галичскому на горе в лесу. Бежевская икона Богоматери (Житомир) обнаружена на дереве (дубе или груше) близ ручья. В 1405 г. на болоте Молче на дереве бортником найдена икона Богородицы, получившая название Молченской. Бахчисарайская икона Божьей Матери и вовсе явлена в пещере на горе. Заметим, что мотивы воды и древа/горы могут функционировать в тексте как совместно, так и самостоятельно.
Справедливости ради надо сказать, что существуют и другие варианты явления чудотворных икон: во-первых, их могут просто привезти или принести в храм, пожертвовать в монастырь, и только там они начинают проявлять чудесные свойства; во-вторых, икона может быть обнаружена в степи, на лугу, на пожарище, в чулане и пр. неожиданных местах.
5. Мотив исцеления. В «Сказании о Свенском монастыре» князь Роман получает прозрение, в предании об Одриной пустыни жители города Брянска исцеляются от «смертоносной язвы». Исцеление от болезни глаз или язв в соответствии с бинарными представлениями средневекового человека соотносится с очищением, просветлением, приобщением к истинной вере. Роман Брянский вместе со священниками и жителями города отправляется на поиски исчезнувшей иконы. Он молится Богородице, обещая выстроить храм и основать монастырь, и вслед за этим получает возможность увидеть некую тропинку (стезю). Впоследствии в этом месте
был установлен крест. Следуя по открывшемуся пути, князь достигает древа, на котором была явлена икона, и получает полное исцеление от слепоты, и сам своими руками начинает строить храм. Таким образом, мотивы преображения пространства соединяются с мотивом духовного прозрения и просвещения народа, просвещение телесное соотносится с идеей просвещения духовного. В предании об Одриной пустыни, пересказанном Пясецким, мотив исцеления жителей Брянска от эпидемии практически лишен сакральной семантики и сведен к традиции чуда исцеления от телесной болезни как таковой. Мотив исцеления как приобщения к христианству весьма определенно реализован в предании о другой реликвии Орловщины - мценской иконе Николая Чудотворца, отличной от упомянутой выше. События, о которых говорится в предании, связывают с крещением мценян в 1415 г. Жители города пребывали во тьме язычества и долго противились принятию христианства, за что были поражены слепотой. Но затем они все-таки приняли святое крещение, прозрели и обрели каменный крест Господень и икону Святителя Николая.
Все перечисленные мотивы, включенные в оригинальное сюжетное повествование, несомненно, являются общерусскими и отражают сложившуюся устную традицию преданий об обретении икон и основании монастырей или строительстве церквей. Эта традиция в отдельных случаях фиксировалась в письменных сказаниях, в житиях святых. Устное предание о Свенской иконе Божьей Матери сначала отразилось в «Сказании о зачатии Свенского монастыря», затем в XIX в. архиепископом Филаретом (Гумилевским) было включено в состав Жития Михаила Черниговского, на рубеже XX-XXI вв. сюжет об обретении иконы стал основой Жития Романа Брянского. Судьба предания об Одрине монастыре - иная. Его книжная версия в Средневековье не сложилась. В XIX в. оно было зафиксировано в краеведческой литературе. Сегодня предание продолжает бытовать в околоцерковной среде и в качестве устных рассказов, и в современных средствах информации, в частности, на православных сайтах г. Брянска.
Библиографический список
1. Антонова М.В., Комова М.А. «Сказание о зачатии Свенского монастыря»: текстология и поэтика // Международный научный институт «Educatio». Ежемесячный научный журнал. 2015. №7 (14). Ч.1. С.96-99.
2. Пясецкий Г.М. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей. Орел, 1899. С. 70-72.
3. Сказание о зачатии Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Великихъ Чудотворцевъ Преподобныхъ Отецънашихъ Антония и Феодосия Печерскихъ Свинскаго монастыря во граде Брянске, пять поприщъотъ града на низъ Десны реки // Древняя Российская вивлиофика. Изд. 2-е. 4.XIX. М., 1791. С. 284-293.
4. Сказание о зачатии Пречистые Печерскые и великых чюдотворцев Онтоние и Феодосие печорских Свинского монастыря въ граде Брянске пять поприщ от наниз Десны рекы // Евсеев И. Е. Описание рукописей, хранящихся в орловских древлехранилищах. Орел, 1906.
References
1. Antonova M. V., Komova A. M. "The legend of the beginning of the Svensk monastery": textology and poetics // The international scientific Institute"Educatio". Monthly scientific journal. 2015. No. 7 (14). Part 1. Pp. 96-99.
2. Pyasetsky G.M. The history of the Orel diocese, and description of churches, parishes and monasteries. Orel, 1899. Pp. 70-72.
3. "The legend of the beginning of the Svensk monastery"// Ancient Russian vivliothecs. Ed. 2. H. XIX. M., 1791. Pp. 284-293.
4. "The legend of the beginning of the Svensk monastery" // Evseev I.E. Description of the manuscripts stored in the archive of the Orel. Orel, 1906.