Н.В. Квливидзе
СКАЗАНИЕ О ЛИДДСКОИ-РИМСКОИ ИКОНЕ БОГОМАТЕРИ В МОСКОВСКОМ ИСКУССТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI в.*
Согласно византийскому сказанию, нерукотворный образ Богоматери в апостольские времена возник на столпе в храме города Лидды (Диосполиса); его список был выполнен по заказу константинопольского патриарха Германа в начале VIII в. В период иконоборческих гонений икона чудесным образом, по воде, прибыла в Рим, а после восстановления иконопочитания тем же путем вернулась в Константинополь.
На Руси в середине XVI в. в Степенной книге царского родословия история этой древнейшей христианской святыни получила новое толкование: она была включена в состав Сказания о чудесах другой иконы - чудотворной Тихвинской иконы Богоматери. Тем самым история образа, освещенного авторитетом самой Богоматери, апостолов и святых ревнителей православия, предстала в качестве предыстории прославленной русской иконы.
Помимо Лиддской иконы, Тихвинский образ отождествляется с Цареградской Одигитрией (главным палладиумом Византии), написанной, по преданию, апостолом Лукой. Чудесное появление в новгородских пределах в 1383 г. Тихвинской иконы (которая в Сказании также именуется Одигитрией) русские книжники объясняют благочестием Русской земли - хранительницы вселенского православия. В XVII в. эпизоды, связанные с Нерукотворным образом Богоматери, вошли в число клейм Тихвинской иконы.
Лиддская икона Богоматери - святыня древней Палестины, Константинополя и Рима - пользовалась особым вниманием в Московском царстве второй половины XVI в. Об этом свидетельствует создание в этот период нескольких произведений
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ 06-04-00197а.
церковного искусства с иллюстрациями Сказания. В настоящее время известно пять таких памятников: фресковый цикл в Покровском (ныне Троицком) соборе Александровой слободы1, подвесная пелена с гравированными изображениями на дробницах из Благовещенского кремлевского собора2, икона 1588 г. с клеймами из ростовского Борисоглебского монастыря3, фресковый цикл в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря4 и фресковый цикл в Благовещенском соборе Сольвычегодска. Все циклы представляют пространную версию повествования и отличаются друг от друга лишь некоторыми деталями; исключение составляет роспись Смоленского собора с ее сокращенным вариантом той же истории.
Росписи Покровского собора в Александрове и Благовещенского собора в Сольвычегодске находятся под записями XIX в. Однако иконописцы-поновители, судя по раскрытым участкам росписей, не исказили первоначальной иконографической схемы, поэтому находящиеся под записью изображения доступны для иконографического изучения.
Роспись Покровского собора Александровой слободы, датируемая 60-ми годами XVI в., является, по-видимому, самым ранним примером разработки этой темы. Поэтому целесообразно именно с нее начать анализ иконографии Сказания, привлекая для сравнения изображения в дробницах и клеймах иконы.
Композиции, посвященные истории Лиддского образа Богоматери, занимают два яруса росписи северной стены и северозападного столба Покровского собора. Начинаясь во втором ярусе стены, повествование переходит на столб, следуя через все грани сначала его верхнего, а затем нижнего яруса, и возвращается на северную стену, завершаясь в ее нижнем регистре. Цикл состоит из семнадцати сцен, не разделенных вертикальными разгранками, но они четко отделены одна от другой полосками фона, архитектурным стаффажем и надписями, соответствующими каждому эпизоду.
Хотя Сказание посвящено истории нерукотворного образа Богоматери, роспись Покровского собора, как и все остальные известные иллюстративные циклы, начинается с эпизода написания апостолом Лукой первой иконы Богородицы и Ее личного благословения этого образа (как и всех последующих). Это своеобразное введение связано с тем особым значением, которое имеют иконы Богоматери в христианской традиции.
Последовательно перечисляя сцены цикла, в некоторых случаях мы будем приводить и фрагменты сопроводительных надписей.
Северная стена, 2-й ярус
1. Лука пишет икону Богоматери. «Прешедшу Лука божественный апостол и евангелист во иконописном художестве быв искусен написав на досце начертание образа пресвятыя богородицы».
2. Благословение иконы Богородицей.
3. Поклонение иконе.
2. Обретение нерукотворного образа на столпе в храме.
3. Царствование Юлиана Отступника. «Прешедшу же лета многа посла благоотметнику греко-римское царство приимшу воздви-жеся от него гонение на церковь христову».
4. Попытка уничтожить образ: «От того мучителя послан бысть...».
Северо-западная грань столба, 2-й ярус
5. Патриарх Герман заказывает список иконы.
6. Герман в Константинополе становится патриархом.
7. Герман увещевает Льва Исавра: «По царе Анастасии приемлет царство Лев».
8. Герман опускает икону в море.
Северо-западная грань столба, 1-й ярус
9. Явление иконы во сне папе Григорию: «Стая икона достиже вет-хаго Рима и бысть в ту нощь явление патриарху Мефодию(!)».
10. Встреча иконы на море: «Заутра вставшу солнцу..».
11. Перенесение иконы в Рим (надпись не сохранилась).
12. Моление перед иконой в Риме (надпись не сохранилась).
Северная стена, 1-й ярус
13. Исход иконы из Рима: «Святая икона исшедше из церкви невидимыми ангельскими руками».
14. Обретение иконы в Константинополе.
15. Поставление иконы в Халкопратии.
Подробные надписи, сопровождающие изображения, представляют собой цитаты из «Сказания известна о чюдесех пресвятой владычицы. еже Римлянины нарицатися обыкши», известного в ряде русских списков. В Сказании рассказывается о написании апостолом Лукой иконы Богоматери, о строительстве апостолами Петром и Иоанном храма в городе Лидде, на столпе которого появился нерукотворный образ; именно его безуспешно пытался уничтожить Юлиан Отступник. Далее рассказывается об истории списка с нерукотворного образа, выполненного по заказу патриарха Германа; в период гонений икона чудесно, по водам, прибыла в Рим, а после восстановления иконопочитания при императрице Феодоре тем же образом вернулась в Константинополь и была поставлена в Халкопратийской церкви.
Кроме сведений, изложенных в нескольких греческих литературных источниках, на которые опирается Сказание, об этой иконе практически ничего неизвестно. Н.П. Кондаков не отождествляет с Лиддской-Римской иконой каких-либо известных образов5. Считается, что по типу она принадлежит к Одигит-рии h AejioKpatouoa, т. е. Богородицы, держащей младенца на правой руке6. А. Грабар связывает с образом Лиддской Богоматери энкаустическую икону VI в. из церкви Санта Мария Нуова в Риме7.
Греческий текст Сказания несколько раз издавался в XVIII и XIX вв. Он был исследован Е. фон Добшюцем, который определил его источники8. Исследование немецкого ученого внесло ясность в понимание текста Сказания: оказалось, что в нем речь идет о двух нерукотворных образах Богоматери в Лидде. Дело в том, что в первой, краткой, редакции Сказания говорилось об образе, чудесно появившемся в храме, построенном апостолами Петром и Иоанном. Затем Сказание было дополнено текстом «Послания трех восточных патриархов» (836), в котором рассказывается о нерукотворном образе Богоматери, возникшем в другом храме г. Лидды, сооруженном неким Энеем (которого исцелил апостол Петр); здесь же говорится об иконе Спасителя, по волнам отправленной в Рим патриархом Германом. Все эти эпизоды попали в пространную греческую версию Сказания в качестве единой истории.
Русские тексты «Сказания о чудесах Богоматери Римляныни» были исследованы, а затем опубликованы С.Ю. Кулаковским9. Сказание встречается во многих древнерусских сборниках XV-XVI вв. и, возможно, было переведено уже в XIV в. Оно относилось к так называемым уставным чтениям - различным текстам, которые было положено читать в определенные праздничные дни. Сказание о Римской иконе, прославившейся в период иконоборчества и ознаменовавшей его окончание своим возвращением в Константинополь, читалось в первую неделю Великого поста, в день Торжества Православия10. В связи с ежегодным литургическим использованием Сказание являлось одним из наиболее известных повествований о древних чудотворных иконах. Судя по рукописям, имеющим пометку о чтении Сказания в Неделю Православия, такой порядок существовал на Руси еще в XV в.11 Это чтение указано и в Уставе 1641 г., но после реформы патриарха Никона оно уже не встречается12.
В связи с почитанием Лиддской-Римской иконы Богоматери во второй половине XVI в. большой интерес представляет подвесная пелена из Благовещенского собора, иконография ряда
клейм которой совпадает с росписью Покровского собора. В число 22 дробниц наряду с уже известными сценами включены эпизоды, связанные со спором иудеев и христиан о том, кому должен принадлежать храм Энея, а также несколько сцен из жития Богородицы13.
В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря четыре большие композиции, иллюстрирующие «Сказание о чудесах Лиддской-Римской иконы Богоматери», представлены на западной и северной стенах собора, в нижнем ярусе росписи. Цикл иллюстраций Сказания состоит из восьми сцен, сгруппированных в четыре композиции. Надписи не сохранились, но сцены можно определить по иконографии.
Западная стена
1. Апостол Лука пишет икону Богоматери.
2. Поклонение иконе Богоматери.
3. Обретение нерукотворного образа Богоматери на столпе храма в г. Лидде.
4. Юлиан Отступник приказывает уничтожить образ.
Северная стена
5. Чудо от нерукотворной иконы Богоматери.
6. Патриарх Герман заказывает список с иконы.
7. Император Лев Исавр изгоняет патриарха Германа.
8. Патриарх Герман опускает икону в море.
На этой сцене в Смоленском соборе повествование обрывается. По мнению Л.С. Ретковской, иллюстрации «Сказания о Лиддской иконе» были включены в роспись в конце XVII в. Однако более вероятной датой представляется конец XVI в., т. е. эпоха Бориса Годунова14.
Большое значение для изучения живописного цикла Сказания имеет икона с пятнадцатью клеймами из ростовского Борисоглебского монастыря, описанная В.И. Вахриной15. Икона была создана в 1588 г. по заказу старца этого монастыря Варлаама, который до своего пострижения был священником и ключарем кремлевского Архангельского собора; вероятно, икона повторяет несохранившийся кремлевский образ. Как и в цикле Покровского собора, Борисоглебское повествование начинается с написания иконы апостолом Лукой и заканчивается поставлением иконы в Халкопратийской церкви Константинополя. Как и на дробницах пелены из Благовещенского собора, в клеймах Борисоглебской иконы присутствуют сцена с храмом Энея, а также эпизод с иконой Спаса Нерукотворного, отправленной по морю из Константинополя в период иконоборчества.
При сравнении клейм иконы с монументальными композициями обнаруживается почти полное совпадение сюжетов, иконографии сцен и деталей изображений. Встречающиеся различия чаще всего обусловлены особенностями размещения сцен в интерьере, право- или левосторонними переводами, реже - причинами редакторского характера.
Самый поздний монументальный цикл Сказания находится в Благовещенском соборе Сольвычегодска, расписанном московскими изографами по заказу Строгановых в 1601 г. История Лиддской иконы расположена (как и в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря) вслед за Акафистом Богородицы. Сцены представлены в двух нижних ярусах росписи южной стены. Начинаясь композицией «Апостол Лука пишет икону Богородицы», цикл завершается эпизодом перенесения иконы в константинопольский Халкопратийский храм (в записи - «в град Москву»!).
Сопоставление циклов «Сказания о чудесах Богоматери Римляныни» Смоленского и Покровского соборов с иконой из ростовского Борисоглебского монастыря показывает, что последовательность эпизодов и иконография сцен во всех трех случаях одинакова. Совпадение мелких иконографических деталей позволяет предположить, что авторы иконы и росписи Смоленского собора пользовались одним и тем же образцом: возможно, это была иллюминированная рукопись, иллюстрирующая и чудо от иконы при Юлиане Отступнике, и следующее за ним чудо в храме Энея. Датировка росписи Покровского собора 1560-ми годами16 позволяет относить возникновение иллюстраций Сказания ко времени Ивана Грозного. В конце 80-х годов XVI в., когда ключарь кремлевского Архангельского собора заказывал икону, в распоряжении художников уже имелся образец, более подробно иллюстрирующий Сказание, чем росписи Покровского собора и гравированные дробницы. Все известные в настоящее время памятники, включая сольвычегодский собор, оказываются связанными с Москвой и царским окружением.
В XVII в. текст «Сказания о Лиддской иконе» практически утратил самостоятельное значение и попал в состав «Сказания о чудесах Тихвинской иконы Богоматери», куда были включены также эпизоды истории константинопольской Одигитрии и жития царицы Феодоры17. Этот текст иллюстрируется в клеймах икон из московского Успенского собора (1667) и из церкви Богоматери Одигитрии г. Балахны (ЦМиАР, 1680 г.)18. Влияние культа Тихвинской иконы было так велико, что при поновлении фресок Смоленского собора непонятые художниками сюжеты северной стены «Чудо от иконы, остающейся на столпе» и «Пат-
риарх Герман заказывает список с иконы» были интерпретированы как «Приезд князя Василия в Тихвин» и «Перенесение списка Тихвинской иконы иноком Мартирием».
Четкие хронологические рамки существования цикла Лиддской-Римской иконы в русском искусстве позволяют рассматривать это художественное явление в контексте отечественной истории культуры. Это было время, когда в окружении царя Ивана IV разрабатывались духовные, политические и художественные программы, обосновывающие легитимность царского титула московских государей. Они должны были доказать промыслительную предопределенность Московского царства (а затем и московского патриаршества), продемонстрировать верность традиции и личное благочестие православного самодержца - как преемника Константина Великого; яркие примеры такого благочестия присутствуют в истории нерукотворного образа Богоматери.
Примечания
Rogov A. Alexandrov. Leningrad, 1979. P. 58-70.
Вилкова М.В. Пелена из Благовещенского собора Московского Кремля // Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры. Материалы научной конференции 2000. М., 2001. С. 167-175. Икона находится на реставрации. Авторская живопись под слоями записи XVII и XIX вв. См.: Вахрина В.И. Икона «Богоматерь Лиддская с лицевым сказанием об истории и чудесах» из собрания Ростовского музея // Искусство христианского мира. IV. М., 2000. С. 172-180.
Квливидзе Н.В. Символические образы Московского государства и иконографическая программа росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря // Древнерусское искусство. СПб., 2003. С. 222-237. Н.П. Кондаков осторожно предполагает, что с преданиями может быть соотнесена икона Богоматери Одигитрии из С. Мария Маджоре. См.: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. М., 1998 (репр). Т. 2. С. 176-179. LCI. Bd. 3. Marienbild. S. 170. Такая икона была в монастыре Авраамитов в Константинополе, известны образы на печатях. См.: Laurent V. Le corpus des sceaox de l'empire byzantine. II, 63, 3 bd. Paris, 1963-1965. A. Grabar. Decouverte a Rome d'une icone de la Vierge a l'encaustique // L'art de la fin de l'Antiquite et du Moyen age. Paris, 1968 (repr. 1996). Vol. 1-3. № 41. Dobschutz E. v. Christusbilder, Untersuchungen zur christlichen Legende. Leipzig, 1899 (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, N.F. III. Leipsig, 1899). По мнению Добшюца, в пространную редакцию вошли первоначально отдельные сказания: Сказание о Лиддской
1 2
3
4
5
6
7
8
иконе и Юстиниане, Сказание о чуде с иконой Спаса, Послание Трех восточных патриархов, фрагменты Жития патриарха Германа.
9 Кулаковский СЮ. Состав сказаний о чудесах иконы «Богоматери Римляны-ни» // Сб. в честь А.И. Соболевского. Л., 1928. С. 470-475.
10 На поле л. 478 самой ранней рукописи, содержащей Сказание, имеется помета - ацг, шк. в. [1397 ок(тября) 2] (Сб. Иоанна Лествичника и аввы Доро-фея книги с прибавлениями из Троице-Сергиевой лавры. ОР РГБ. Ф. 304/1. № 167. 1423 г.). См. также: Кулаковский СЮ. Указ. соч. С. 471.
11 ОР РГБ. Ф. 304/1. № 167. 1423 г.; № 147. XV в.; № 160. XVI в. Текст озаглавлен «Сказание известно о чюдесех пресвятыя владычица наша и госпожи всечистыя девы и богородицы мариа. Еже пресвятою и честною ея иконою сдеяся, яже римлянины нарицатися обыкши. Сие чтется в неделю а (1) поста м.(четыре) десятницы святую». Эта уставная пометка встречается в дониконианских рукописях. В Чиновниках новгородского Софийского и кремлевского Успенского соборов специальных указаний на это чтение не содержится. См.: Голубцов А. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 168-170; Он же. Чиновники московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908.
12 Кулаковский СЮ. Указ. соч. С. 470.
13 Вилкова М.В. Указ. соч. С. 167-175.
14 Квливидзе Н.В. Указ. соч. 2002.
15 Вахрина В.И. Указ. соч. С. 172-180.
16 Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Александровская слобода. М., 1971. С. 14-15; Rogov A. Указ. соч. Р. 58-70.
17 Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. II. С. 269-280.
18 Иванова И.А. Икона Тихвинской Богоматери и ее связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери» // ТОДРЛ. Л., 1966. Т. 22. С. 420-439; Бандиленко Е.А. Икона «Богоматерь Тихвинская, с житием и деяниями» // Русская художественная культура XVII века. Материалы и исследования. VIII // ГММК. М., 1991. С. 83-92.