Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери
Древнейшая редакция Сказания об иконе Владимирской Божией Матери известна в 8 списках в сборниках разного состава и в Минеях Четьих, датируемых 60-70-х годами XVI в. - серединою XVII в.
В настоящем издании Сказание и сопутствующие ему четыре статьи даются по самому раннему, так называемому Егоровскому списку 60-70 годов XV века (РГБ, ф. 98, №2 637, 8°, лл. 385 об.- 391). Существенные для понимания текста разночтения приводятся в подстрочных примечаниях по старшинству списков: С - Софийский, 30 годы XVI в. (ЦГАДА, ф. 201, № 161, 1°), Т - Толстовский, второй половины 30-х годов XVI в. (РНБ, Q. XVI, 15, 4°), У - Успенский, конец 40-х годов XVI века (ГИМ, Син. № 997, 1°), Ш - Шибановский, 1549-1578 годы (РГБ, ф. 314, № 168, 1°), Ц - Царский середины 50-х годов XVI века (ГИМ, Син. № 183, 1°), М -Милютинский, 1646-1654 годы XVII века, А - Академический, XVII века (РГБ, ф. 173, № 96, 1°)*.
Издание осуществляется по следующим правилам.
Текст воспроизводится с делением на слова, печатается буква в букву, при этом буквы = и о с точкой заменяются на букву о; буквы оу, ^ - на у; i -на и; буквы га, # - на я; ^ - на ф. Отмеченная в двух случаях буква ижица заменяется буквой и (прозвитера). Буквенная цифирь заменяется арабской.
Аббревиатуры раскрываются, титла опускаются, недостающие буквы заключаются в круглые скобки. Выносные буквы вносятся в строку и выделяются курсивом. Киноварные заголовки и инициалы
Подробнее о списках см.: Кучкин В.А., Сумникова Т.А. Древнейшая редакция Сказания об иконе Владимирской Богоматери // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. Матис. М., 1996. С. 487-491; там же объяснены непонятные современному читателю древнерусские слова.
*
печатаются полужирным шрифтом. В квадратные скобки заключаются имеющиеся в Егоровском списке пропуски, восстанавливаемые по другим спискам.
В вариантах аббревиатуры раскрываются полностью, выносные буквы вставляются в строку без оговорок.
Варианты располагаются по старшинству списков: Софийский, Толстовский, Успенский, Шибановский, Царский, Милютинский, Академический.
Подготовка текста и его перевод выполнены Т. А.Сумниковой.
[Л. 383 об] М(&)с(я)ца августа въ 1 д(е)нь празднуемь всемилостивому Х(ри)с(т)у и пр(е)ч(и)ст&и его матери.
В&д&ти есть о семъ намъ, възлюкленая Ератиа, еже панто-кратныи д(е)нь м(и)л(о)сти к(ож)ии празднуемь кл(а)гоч(е)стиво-му и в&рному нашему ц(е)с(а)рю и кн(я)зю Андр&ю, уставльщю се праздновати со ц(а)ремь Мануиломъ повел&ниемь патриарха Луки и митрополита [Костянтина] всея Руси и Нестера еп(и)с(ко)-па ростовьскаго.
Мануилу ц(е)с(а)рю мирно в люкви и кратолюкии живущю съ кл(а)гоч(е)стивым кн(я)земъ нашимъ Ондр&емь, случися имъ въ единъ д(е)нь изыти на брань: оному изь Ц(е)с(а)ряград(а) на срачины, а сему из Ростова на колгары. Обычаи же им&яше кн(я)зь Андр&и: егда [Л. 384] к коеви идяше, всгда ч(и)стою д(у)шею икону вл(а) д(ы)ч(и)ца нашиа Б(огороди)ца и пр(и)снод(&)выя Мария и кр(е)-сть прозвитера два въ с(вя)щенных ризахъ ношаху. И ту приимаше от с(вя)т(ы)хъ таинь плоти и крови г(о)с(под)ня и сущии с нимъ, гл(аго)ля се: «Б(огороди)це вл(а)д(ы)ч(и)це родивши Х(ри)с(т)а Б(ог)а нашего, уповая на тя весь1 не погикнеть. Азъ же ракъ твои, им&ю тя ст&ну и покровъ и кр(е)сть с(ы)на твоег(о) — оружие на врагы окоюдуостро — и огнь, пополяя2 противных наших лица, хотящихъ с нами крани». И падоша вси на кол&ну пред с(вя)тою Б(огороди)цею, со слезами ц&лующе. И шедше взяша 4 городы колгарьскыи, пятыи Бряхимовъ на Кам&. И воротився от с&ча, вси вид&ша луча огне-ны от иконы Сп(а)са н(а)шег(о) вл(а)д(ы)кы Б(ог)а и весь полкъ его окрыть3. Он же воротися опять и попали грады ты огнемь и положи землю ту пусту, а прочии [Л. 384 об] городы осади дань платити.
То же видение и Мануилъ ц(е)с(а)рь тамо вид& въ 1-и д(е)нь августа, праздновати уставиша м(и)л(о)сти Б(о)жия ч(е)л(ов&)колюкия, яко же р(е)че прор(о)къ: «бгоже хощю помилую, и помиловань кудеть».
И нын& тако покрыи вл(л)д(ы)ко Руския земля, люди твоя вся, уповающая на тя. Темъ вси припадем ти гл(аго)люще: «Г(о)с(под)и И(и)с(у)с(е) Х(ри)с(т)е, что ти въздамы4 о5 вс&хъ, яже въздасть намъ». Велии ко еси, и чюдна д&ла твоя. И величию твоему н&с(ть) конца. В родъ и в род восхваляться д&ла твои. Бл(аго)с(ло)венъ Г(о)-с(под)ь Б(ог)ъ, иже не дасть нас въ пленъ врагомъ нашимъ, но Самъ призри на ны м(и)л(о)стию своею и ч(е)л(ов&)колюкиемь своимь защити ны. И славою възнесе десницю уповающих на Тя и м(а)т(е)-рьне моление услыша и помилова люди своя м(и)л(о)стию ч(е)л(ов&)-колюкия своег(о). Ц(е)рквы исполнися славы твоея, Вл(а)д(ы)ко, юже яко дверь, показалъ еси н(е)к(е)сную на земли, в неиж(е) молим Ти, гл(аголю)ще: [Л. 385] «Г(о)с(под)и, призри съ н(е)к(е)с(и) и вижъ и пос&ти винограда своего, и сверши, еже насади десница с(вя)тая твоя. Вс&хъ ко очи, Вл(а)д(ы)ко, на Тя уповають, твоея м(и)л(о)сти чающе и щедроть. Хвалы и п&ния всылаемь слав& твоея6. Прослави Самъ славою уповающихъ на Тя, многоименитого Б(г)а и Сп(а)са нашего. Ты ко, им&я пр(е)ст(о)лъ н(е)ко, подножие же землю, призри м(и)л(о)-стивныма своима очама на вся люди, уповающа7 на Тя и на пр(е)ч(и)-стую твою М(а)т(е)рь и на вся с(вя)тыя твоя, иже пострадаша за имя твое о8 нас гр&шныхъ, моления тек& приносящихъ».
Аз же написахъ ти се повелениемь ц(е)с(а)ря Мануила и всего причта ц(е)рк(о)вьнаго, да празднуемь вси окьще м(е)с(я)ца августа въ 1 д(е)нь въ славу с(вя)тыа Тро(и)ца. Аминь.
Се ся съд&я в л&т(о) 6672-я.
Андр&и съ с(ы)номь своимь Изяславомь и с крат(о)мъ своимь Ярославомь и с муромьскимь кн(я)земь [Л. 385 об.] Юрьемь. И по-може имъ Б(ог)ъ и с(вя)тая Б(огороди)ца над9 Болгары: сам&хъ изс&коша множ(ь)ство, а стягы ихъ поимаша и одва10 в мал& дру-жен&п утече кн(я)зь колгарьскии до Великаго города, а хр(е)стьяни пл&ниша, славныи грады ихъ. И отиде Андр&и с пок&дою вид&въ по-ганыя волгары извиты и свою дружину всю здраву. Стояху же п&ши съ с(вя)тою Б(огороди)цею на полцищи подъ стягы. И про&хавше кн(я)зи съ всею дружиною до с(вя)тои Б(огороди)ци и до п&шиць, удариша челомь с(вя)т&и Б(огороди)ци с радостю великою, хвалы и п&сни въздающе еи.
Се же кыс(ть) чюд(о) новое с(вя)т&и Б(огороди)ци Володимирь-скои, юже взялъ кяше съ сокою князь Андр&и и принесе ю съ славою и поставию въ с(вя)т&и Б(огороди)ци въ Володимире в Златоверс&и ц(е)ркви, идеже стоить и до сего дни.
О чюд(е)сехъ прес(вя)тыя Б(огороди)ца Володимирьскои иконы
Яко ко с(о)лнце створи Б(ог)ъ, не на едином [л. 386] м&ст& постави, егда св&тить, окиходя12 всю вселеную, лучами осв&щаеть. Тако же и сии окразъ прис(вя)тыя вл(а)д(ы)ч(и)ца нашея Б(огороди)-ца пр(и)снод(&)вы М(а)рия не на едином м&ст& чюдеса и дары ис-целениа истачаеть, но окьходящи вся страны мира просв&щаеть и от недугь различных изкавляет.
Кн(я)зю же Андр&ю хотящю кн(я)жити на Ростовьскую землю, и нача кес&довати о иконахъ. Пов&даша ему икону Выш&города въ женьском манастыри пр(е)с(вя)тыя вл(а)д(ы)чица нашеа Б(огороди)-ца, яко 3-жды ступила с м&ста: 1-е — внидоша въ ц(е)рк(о)вь и вид&ша ю сред& ц(е)ркви осок& стоящю и поставиша ю на иномъ м&ст&. 2-е — видиша ю ократившюся къ олтареви лицемь и р(е)-коша, яко: «Въ олтари хощеть стояти», — поставиша ю за тряпе-зою. 3-е — вид&ша ю кром& тряпезы осок& стоящю. И иных чюдесъ множество.
Се слы[Л. 386 об.]шавъ кн(я)зь радъ кыс(ть) и приде въ ц(е)-рк(о)вь и начать13 смотрити14 по иконамь. Си же икона, яко прешла вс&хъ окразовъ. Вид&въ ю припаде на земли15, моляся и гл(агол)я: «О пр&с(вя)тая Б(огороди)це, м(а)ти Х(ри)с(т)а Б(ог)а нашего, аще хощеши ми заступница кыти на Ростовьскую землю, пос&тите новопросв&щены16 люди, да въ твоеи вся си воли кудуть».
И тогда вземь икону, по&ха на Ростовьскую землю. Поимь и крилось со сокою. &дущю же ему путемь, поя сок& проводника. И при&ха к р&ц& Возуз& и, вид&въ ю наводнившюся нужею, посла ч(е)л(ов&)ка въ р&ку пытать17 кроду. И яко вниде в р&ку на кони, и погрязе во дно. Кн(я)зь же начать молитися ко икон& пр(&)с(вя)-тыя Вл(а)д(ы)ч(и)ца нашеа Б(огороди)ца и пр(и)снод(&)в(и)ца М(а)-рии, яко: «Повиненъ есмь см(е)рти его, г(о)с(по)же, аще не ты изкави-ши». И се кыс(ть): намного молящюся ему, акие из[Л. 387]иде среди р&к&18 на кони, и катогъ в руц&, и при&ха на крегъ. Кн(я)зь же радъ кыс(ть) вид&вы19 и и, одаривъ, отпусти во своя си. Си же кыс(ть) первое чюдо пр&с(вя)т&и Б(огороди)ци.
Чюдо 2-е.
Кн(я)зю же сущю на Рогожьских полех, се же Микулиная попадья &ха на кол&хъ съ снохою своею. Бывшима же има на истоц& и соидоста с колъ — ко попадья Микулиная нетуня. Яко хот&ша
минути конь, и нападе к&съ на конь изки повозника съ секе, и ногу ему изломи, и порази попадью Микулину передними ногами. И заверт&шася ему копыта в корътл&. И се намного час ядяшеть ю. Мн&ша ко ю м(е)ртву сущю и възв&стиша попу Микули, яко: «Попадья твоя м(е)ртва есть». Онъ же възр&въ на икону пр(&)с(вя)-тыя Б(огороди)ца и реч(е): «Г(о)с(по)же пр(&)ч(и)стая вл(а)д(ы)ч(и)-це, аще ты не изкавиши ея от см(е)рти, се уже м(е)ртва есть». Конь же истергъ ноз& ис ко[Л. 387 об.]рьтля и к&жа в л&сь и завивъся и ста. Въспросиши ю о яденьи коня. И реч(е), яко: «Сдрава есмь м(о)-л(и)твами пр(&)с(вя)тыя Б(огороди)ца. Жал ми увисла же20 отлогъ, еже из&де21 конь».
При&ха Володимирь кл(а)городныи кн(я)зь Андр&и и созда ц(е)-рк(о)вь во имя прес(вя)тыя Б(огороди)ца, украсивъ ю всякимъ кл(а)-гоч(е)стиемь, и постави в неи чюдотворную икону пр(&)с(вя)т&и вл(а)д(ы)ч(и)ци н(а)шеи Б(огороди)ци.
Чюдо третье.
По преходу же н&колика времени ч(е)л(ов&)къ н&кто кол& огне-ною колезнию. В тои же кол&зни он&ми22 и рука ему усше. Въстав же от колезни, начать помавати рукою здравою. Мняхуть ко, яко хочеть ко с(вя)т(о)му Никол&, ко клизь ту с(вя)тыи Никола ц(е) рк(о)вь. И привезоша ко с(вя)т(о)му Николи. И помаваше мимо ц(е) рк(о)вь и не уразум&ша. Онъ же самъ правяше сок&23 въ град къ с(вя)т&и Б(огороди)ци. И приде въ ц(е)рк(о)вь с(вя)т(ы)я Б(огороди)ца на завутренюю24 и ставь въ ц(е)ркви с(вя)тыа [Л. 388] Б(огороди)-ца противъ олтаря и на конець завтрении25 паде. И мн&ша, яко лихою колестью палъся есть. Извлекоша и в притворъ, и ту лежа-щю ему до ок&дни и, вставъ, начать сказывати, како вид& с(вя)-тую Б(огороди)цю идущю кь сок& со м&ста. И реч(е): «Видихъ26 ю клизъ секе и падохъ и пакы не вид&хъ». А ко незнакомить ч(е)-л(ов&)къ тои.
И начаша литургию с(вя)тую п&ти. Он же вниде въ ц(е)рк(о)вь и нача молитися ко икон& пр(&)с(вя)тыия27 Б(огороди)ца. И яко хот& целовати икону прес(вя)т&и г(о)с(по)жи вл(а)д(ы)ч(и)ци на-шеи Б(огороди)ци и стяжа коко28 икон& руку колную, г(о)с(по)жа же Б(огороди)ца с(вя)тая рукою своею яты29 и за руку его, кн(я)зю сущю Андр&ю и попу Нестеру и множьству людемь видящим в ц(е)ркви. Се же кысть от начала и до конца литургиа. Нестеръ же попъ съзва клиросъ и повел& оклачитися в ризы имъ. Вземше же кр(е)сты, око-идоша трижды ц(е)рк(о)вь. Он же с&дяше въ ц(е)ркви простъ. Попъ
же сътвори праздникъ, позва к сек& князя и кояре, и и[Л. 388об.] сц&лившаго, одаривше и, пустиша. И кыс(ть) радость велика въ граде Володимер& того дни.
Чюдо 4.
По н&колиц&х же временехъ, пришедшу празднику Г(о)с(по)жину дни, кн(я)зь же Андр&и на каноне стояше въ ц(е)ркв&, п&нья, ликы сътворяя, а с(е)рдц(е)мь коляше, ко княгини его коляше д&тиною кол&знию — два дни напрасно колящи. Яко по канон& кыс(ть), омыв-ше водою икону пр(&)с(вя)тыя Б(огороди)ца, посла къ княгине. Она же вкуси воды тоя и роди д&тя здраво, и сама кысть здрава томъ час& м(о)л(и)твами с(вя)тыа Б(огороди)ца.
Чюдо 5.
Н&чии диаволимъ научением створьше чарод&иства въ яиц&. И отроча, взем, изъ&де. И кыс(ть) ему изметъ золъ на очеси его — изиде яко оклакъ изъ ока его и леже ему на лици. И гла(гола)хуть же, яко: «Умрет отроча». Ови гл(агола)ху, яко: «Око не кудеть». И омыв-ше водою икону пр(&)с(вя)т&и Б(огороди)ци, принесоша ему. Яко же, помазаша и водою, и провалися, изиде от него кол&знь, и кысть здравъ, и око его ц&ло кысть.
Чюдо 6.
[Л. 389] Боляшеть н&кая жена в Муром& с(е)р(де)чною кол&знию. И слышавши от иконы с(вя)т&и Б(огороди)ци кываемая чюдеса. И посла въ Володимиръ кузнь свою къ с(вя)т&и Б(огороди)-ци въ клиросъ и воды взяти от с(вя)тыа Б(огороди)ца иконы. И яко принесоша воду, вкусивши, и кыс(ть) здрава и нача не чюти с(е)рд(е)-чьныя кол&зни.
Чюдо 7-е.
В Руском Переяславл& въ Славятин&30 манастыри Жидислав-ля дщи именемь Мария постржеся. За докродетельное еа житие даша еи игуменьство въ своего еи д&да манастыри. И разкол&вшис очною кол&знию и осл&пе. И присла попа къ крату своему Борису. Борисъ же въспроси и о сестр& своеи. И онъ рече: «Разкол&шис# очною кол&знию и осл&пе, и тако водять ю се трете л&т(о)». Борисъ же, призвавъ попа
именем Лазаря, моли и: «Да ми принесеши воду, омывъ икону с(вя)тыа Б(огороди)ца». И попъ шед и принесе воду. Борисъ же, воду ту с(вя)-тую вливъ в вощаницю и запечатавъ, посла и в Рускыи Переяславль к сестр& своеи. Попъ же, при&хав, по[Л. 389 об.]в&даше еи кываемая чюдеса от с(вя)тыа иконы водою. Она же радовашеся душею и рече по-пови: «Кое ми принесеши воды тоя?» Попъ же пов&да еи у секе воду. Она же вкуси воды тоя и очи помаза, томъ час& прозр&, яко не кол&вавши31 очима. Се же кыс(ть) с(вя)т&и Б(огороди)ци велие чюдо Володимерьскои.
Чюдо 8.
Се же кыс(ть) ново чюдо с(вя)т&и Б(огороди)ци о жен& име-немь буфимии. Бол&вши еи с(е)рд(е)чьною кол&знию 7 л&т и от многъ искавши еи исц&лениа и не окр&те. И призва попа Лазаря и реч(е): «Чимъ кы помощи кол&зни сеи?» Попъ реч(е): «Аще тя не изкавить с(вя)тая Б(огороди)ца, то не изкудешь кол&зни сея». Она же слышавши от него кываемая чюдеса водою от иконы пр(&)с(вя)-тыа Б(огороди)ци и посла усирязи же и рясы златыя къ с(вя)т&и Б(огороди)ци в Володимиръ с попомъ, гл(агол)я: «Да ми принесеть пр(&)с(вя)тыа воды тоа». [И яко принесе еи воду и пить ю, и]32 того дни исц&ли от кол&зни, начать ясти и пити въ сладость.
Чюдо 9.
А се кыс(ть) въ Тф&ри. Н&каа жена коляшеть д&тятем три дни. И при&ха попъ Лазарь и навита у них. [Л. 390] Она же въспроси попа о здравьи. Онъ же реч(е): «Здравы33 есме34, нъ не велми — коя-рыни наша в концин& есть».
Се же гл(агол)ющима прииде в&сть от не: «О, отца, поидита!» И реч(е) има: «при срам& есть, поне же смертна есмь». Попъ же Лазарь реч(е) еи: «Аще не ок&щаешися с(вя)т&и Б(огороди)ци Володимерьскои, и не изкудеши». Она же ок&щася и рече попомъ: «Идите отсюду». Повел& дати ми има ясти и пита. Прииде же в&сть от нея, яко уже родила с(ы)на и сама здрава. И посла златыа косы и усерязи свои къ икон& с(вя)тыа Б(огороди)ца в Володимиръ, имиже ок&щалася к&.
Чюдо 10.
Князь кл(а)городныи Андр&и създа златая врата къ празднику с(вя)тыя Б(огороди)ца, гл(аго)ля къ кояромъ: «бгда снидутся людие на праздникъ, и врата узрят».
Бывшу же празднику, и снидеся народ къ вратомъ. Б& ко еще не суха извисть35 въ врат&х. Акие же вънезапу истръгшися от ст&нъ врата и падоша на люди и покрыша 12 мужа. Се же слышавъ князь Андр&и [Л. 390 об.] начать съ въздыханием молитися къ икон& пр(&)с(вя)т&и Б(огороди)ци: «Г(о)с(по)же пр(&)ч(и)стая вл(а)д(ы)-ч(и)це, аще сих ты не изкавиши, азъ ко гр&шныи повиненъ кыхъ см(е)рти сихъ». И посла Боярина своего дати все на потреку м(е)-ртвымь. Он же при&хав, и вьзяша врата, видиша вс&х сущих под враты живых и здравыхъ. И се чюдо вид&вше, народ& чюдишася.
О икон& [с(вя)т&и] Б(огороди)цин& Вдигитрии.
Икона с(вя)теи Б(огороди)ци. Сию же икону списа Лука еуаге-листъ. Износять ю въ всякыи уторник на манастырь чюдеса творить и до сего дни и исьц&лениа, иже в&рою приходящихъ.
Н&кто калугеръ много моляшеся с(вя)т&и Б(огороди)ци: «Г(о)-с(по)же, яви ми ся, какова еси кыла въ плоти». И кысть ему глас: «Иди, — реч(е), — въ апос(т)ольскую ц(е)рк(о)вь и окрящеши мя писану въ олтар& при кр(е)ст&. Такова есмь кыла въ плоти».
Н&когда же кысть иконокорие въ Ц(е)с(а)риград&. И несоша Ди-гитрию икону с(вя)тыя Б(огороди)ца в манастырь Пандокра[Л. 391] торь и заградиша ю въ олтари въ ст&н&, зажегше кандило пред нею. И дръжаша иконокорци 60 л&тъ Ц(е)с(а)рьград.
И потом кыс(ть) православие. И възыскаша иконы с(вя)тыа Б(огороди)ца. И повел& патриархъ молитися по вс&емь манастыремъ и затворникомъ. И явися единому затворнику соннымъ видением. «Ищите, — рече, — иконы с(вя)тыя Б(огороди)ца въ Пандократори». И окр&тоша ю. И кандило не загасло въ 60 л&т, — яко и топерво зажжено. И кысть радость велика православнымъ о икон& с(вя)тыа Б(огороди)ца.
Сеи же икон& служить племя Луцино и до сего дни.
О риз&.
Въ Влахерн& риза с(вя)т&и Б(огороди)ци и пояся комать.
Придоша н&когда ратнии по суху и по морю. Патриархь же Серг&и омочи ризу с(вя)тыа Б(огороди)ца в мори, и въскып& море, и потопоша ратнии, а инии осл&поша и пок&гоша от страха.
Перевод
Месяца августа в 1-й день праздник всемилостивому Христу и пречистой его Матери
Следует знать нам, возлюбленная братия, что в день Вседержителя милостию Божией чтим благочестивого и верного нашего царя и князя Андрея, который учредил этот праздник по повелению митрополита всея Руси Константина и епископа ростовского Нестора, как ранее установил его царь Мануил по повелению патриарха Луки.
В то время, когда царь Мануил жил в мире, любви и братолюбии с благочестивым нашим князем Андреем, случилось так, что в один день вышли они на брань: тот из Царьграда на срацинов, а этот из Ростова против болгар. Был же у князя Андрея обычай: всегда, когда шел на войну, два пресвитера в священных ризах с чистой душой несли икону владычицы нашей Богородицы, Приснодевы Марии и крест. И во время причащения князя и бывших с ним говорил князь так: «Богородица, владычица, родившая Христа, Бога нашего, всякий, уповающий на тебя, не погибнет. Я же, раб твой, имею тебя как стену и покров и крест сына твоего - оружие обоюдоострое против врагов, и огонь попаляющий лица наших противников, хотящих с нами брани». И все пали на колени перед иконой святой Богородицы, со слезами целуя ее. И, выступив тогда, взяли 4 города болгарских и 5-ый Бряхимов на Каме.
Возвращаясь с сечи, увидели все лучи огненные и все воинство его вокруг. И князь возвратился назад и сжег те города и опустошил ту землю, а прочие города принудил осадой платить дань.
Такое же видение и Мануил царь там видел в 1-ый день августа и установил праздновать милость Божьего человеколюбия. Как сказал пророк: «Когда хочу, помилую и помилован будет».
Так и ныне, Владыка, защищающий Русскую землю, все люди твои уповают на Тебя. Поэтому все припадаем к Тебе, говоря: «Господи, Иисусе Христе, что Тебе воздадим от всех нас, то и воздашь нам». Ибо велик Ты и чудны дела твои, и величию твоему нет предела. Из рода в род восхваляются дела твои. Благословен Господь Бог, что не дал нас в плен врагам нашим, но сам присматривает за нами, милостию своею и человеко-
любием защити нас. Со славою вознес десницу уповающих на Тебя и, услышав моление Матери своей, милостию своею человеколюбия помиловал людей своих. Славы Твоей, Владыка, исполнилась церковь; как дверь небесную показал ее на земле, в ней молимся Тебе, говоря: «Господи, сам взираешь с небес и все видишь, скажи милость винограду своему и доверши то, что насадила десница твоя. Очи ибо всех на Тебя, Владыка, устремлены, чающе твоей милости и щедрот. Хвалы и песни всылаем славе твоей. Прославь сам надеющихся на тебя, многоименитого Бога и Спасителя нашего. Ты, имеющий престолом небо, а подножием землю, взгляни милостивыми своими очами на всех людей, надеющихся на Тебя, на пречистую твою Матерь и на всех святых твоих, которые пострадали за имя Твое, о нас грешных, моление Тебе приносим».
Я же написал это по повелению царя Мануила и всего причта церковного, чтобы праздновали все вместе во славу святой Троицы в 1-ый день месяца августа. Аминь.
Это произошло в 1064 году.
Андрей с сыном своим Изяславом, братом Ярославом и с Муромским князем Юрием выступили против болгар. И помог им Бог и святая Богородица: самих во множестве посекли, а стяги их захватили, и князь болгарский едва убежал с малой дружиной в Великий город; христиане пленили их славные города. Андрей с победою отошел, увидев поганых болгар разбитыми, а свою дружину целой, - стояли пешие воины с иконой святой Богородицы под стягами на месте брани. И проехал князь со своей дружиной до святой Богородицы и до пеших воинов, ударили челом святой Богородице с великой радостью, хвалу и песни воздающе ей.
А вот это было новое чудо о Владимирской иконе святой Богородицы, которую взял из Вышгорода князь Андрей, принес ее с почестями и поставил в Златоверхой церкви во Владимире, где и стоит она поныне.
О чудесах Владимирской иконы и пресвятой Богородицы
Создал Бог солнце, но не поставил его на одном месте: когда светит, обходит всю вселенную и лучами освещает. Так же и этот образ пресвятой владычицы нашей Богородицы, Приснодевы
Марии: не на одном месте чудеса и дары исцеления источает она, но обходя все страны мира, просвещает и избавляет от различных недугов.
Когда князь Андрей захотел княжить в Ростовской земле, стал он расспрашивать об иконах. Поведали ему об иконе пресвятой владычицы нашей Богородицы в женском монастыре в Вышгороде. Рассказали, что она трижды покидала свое место. Первый раз -когда вошли в церковь, то увидели ее посреди церкви отдельно стоящей и поставили ее на другое место. Во второй раз - увидели ее повернутой лицом к алтарю и сказали: «В алтаре хочет стоять» -и поставили ее за трапезой. В третий раз - увидели ее отдельно, не на жертвеннике стоящей. И иных чудес множество было.
Услышав об этом, князь Андрей обрадовался, пришел в церковь и стал рассматривать иконы. Эта же икона превзошла все образы. Увидев ее, припал князь к земле, говоря: «О пресвятая Богородица, мать Христа, Бога нашего, если хочешь быть заступницей Ростовской земли, посети новопросвещенных людей и в Твоей воле все будут».
И вот, взяв икону, поехал в Ростовскую землю. Взял и клирос с собою. В пути взял себе проводника. Приехав к реке Вазузе и увидав, что она разлилась, послал человека в реку поискать брода. Но когда въехал тот в реку на коне, то погрузился на дно. Князь начал молиться перед иконой пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии: «Повинен я буду в смерти его, госпожа, если ты не спасешь». И вот после жаркой молитвы сбылось: тотчас вышел на середине реки тот человек на коне и с батогом и выехал на берег. Князь обрадовался, увидев, и, одарив его, отпустил восвояси.
Это было первое чудо пресвятой Богородицы.
Чудо второе.
Когда князь был на Рогожских полях, Микулиная попадья ехала в повозке со своей снохой. Оказавшись у источника, сошли с повозки - попадья Микулиная была беременная. Захотели обойти коня, но напал на коня бес и тот сбросил с себя погонщика36, сломал ему ногу и ударил попадью передними ногами. Запутался копытами в кортеле37 и долго кусал ее (попадью). Все подумали, что она мертва, и послали весть попу Микуле: «Попадья твоя
мертва». Он же, обратившись к иконе пресвятой Богородицы, сказал: «Госпожа, пречистая владычица, или не спасешь ее от смерти, ведь уже бездыханна». И конь выдернул копыта из корт-ля, побежал в лес, запутавшись в чаще, остановился. Спросили попадью об укусах коня. И она ответила так: «Здорова молитвами пресвятой Богородицы. Жаль мне только убруса38 и башлыка, что изжевал конь».
Приехал во Владимир князь Андрей и построил церковь во имя пресвятой Богородицы, украсив ее со всяческим благочестием, и поставил в ней чудотворную икону пресвятой владычицы нашей Богородицы.
Чудо третье.
Прошло некоторое время, и некий человек заболел огненною болезнью, и от этой болезни усохла у него рука. Поднявшись после болезни, стал делать знаки здоровой рукой. Поняли, что хочет он к святому Николаю - была тут поблизости церковь святого Николая. Повезли его к святому Николаю, а он показывает, что не нужно в эту церковь, но не поняли его. Тогда он сам направился в город к святой Богородице. Пришел в церковь святой Богородицы и стал против алтаря. Но в конце заутрени упал. Подумали, что от лихой болезни упал. Вынесли его в притвор, и тут пролежал он до обедни, а встав, стал говорить, что видел святую Богородицу, идущую со своего места к нему. И еще сказал: «Увидел ее и упал и больше не видел». Был же этот человек никому не известен.
Начали петь литургию, и он вошел в церковь и стал молиться перед иконой пресвятой Богородицы. И когда хотел поцеловать икону пресвятой госпожи владычицы нашей Богородицы и протянул к иконе больную руку, святая госпожа Богородица своей рукой взяла его за руку. Видели это князь Андрей, поп Нестер и множество людей в церкви. Это произошло во время литургии. Поп Нестер созвал клирос и повелел им облачиться в ризы. Взяв кресты, трижды обошли церковь. Тот же сидел прямо в церкви. Поп, торжественно отметив событие, позвал к себе князя с боярами и исцелившегося и, одарив его, отпустил. И радость великая была в тот день во Владимире.
Чудо четвертое.
По истечении некоторого времени в Госпожин праздник стоял князь Андрей на каноне в церкви. Пел и был весел, но сердцем страдал, ибо жена его мучилась - два дня не могла разродиться. Омыв водою по церковному правилу икону пресвятой Богородицы, послал воды княгине. Она испила той воды и родила здорового ребенка и сама тотчас стала здоровой молитвами святой Богородицы.
Чудо пятое.
Некто по дьяволю научению наколдовал на яйце. А отрок, взяв его, съел. И выскочил у него большой ячмень на глазу и лег на лице. И сказали одни: «Умрет отрок», а другие сказали: «Глаза не будет». Омыв икону пресвятой Богородицы, принесли ему. И когда помазали его этой водою, исчез ячмень, отошла от него болезнь и стал здоров, и око его сохранилось невредимым.
Чудо шестое.
Болела некая женщина сердечной болезнью. Прослышала она о чудесах, происходящих от иконы святой Богородицы. И послала святой Богородице во Владимир кованые украшения свои, чтобы взять воды от иконы святой Богородицы. И когда принесли ей воды от иконы, вкусила ее и стала здоровой, перестала чувствовать сердечные боли.
Чудо седьмое.
В Переяславле Русском, в Славятине монастыре постриглась дочь Жидислава по имени Мария. За добродетельное житие ее дали ей игуменство в монастыре ее деда. Разболелись у нее глаза и ослепла. Послала попа к брату своему Борису. Борис расспросил его о своей сестре. И тот сказал: «Разболелись у нее глаза и ослепла. Так и водят ее уже три года». Борис позвал попа по имени Лазарь и попросил его: «Принеси мне воды, омыв икону святой Богородицы». Поп пошел и принес воду. Борис влил эту святую воду в восковой сосудец и, запечатав, послал его в Переяславль Русский своей се-
стре. Приехав, поп поведал ей о чудесах бываемых от воды со святой иконы. Она обрадовалась и сказала попу: «Когда принесешь мне этой воды?» Поп ответил, что вода уже у него. Она, испив той воды, помазала ею глаза и тотчас прозрела, как и не была слепой. Это было великое чудо от иконы святой Богородицы Владимирской.
Чудо восьмое.
А это чудо от иконы святой Богородицы произошло у женщины по имени Евфросиния. Болела она сердечной болезнью 7 лет, у многих искала исцеления и не нашла. И позвала попа Лазаря и сказала ему: «Чем бы можно было помочь от этой болезни?» Поп ответил: «Если тебе не поможет святая Богородица, то никто не избавит от этой болезни». Услыхав от него о чудесах, происходящих от воды с иконы пресвятой Богородицы, послала с попом серьги и золотые подвески для иконы святой Богородицы во Владимир, говоря: «Принеси мне той пресвятой воды». И когда принес ей воды, выпила ее и с того дня вылечилась от болезни, стала есть и пить в сладость.
Чудо девятое.
А это произошло в Твери. Некая женщина мучилась в родах три дня. Приехал поп Лазарь с попом и остановились они в доме. Она же спросила попа о здоровье. Он ответил: «Здоровы мы, но не очень - боярыня наша при смерти». После этих слов пришла от ее весть: «О, отцы, идите. В непристойном виде я, потому что умираю». Поп же Лазарь ответствовал ей: «Если не дашь обета святой Богородице, то не избавишься». Она пообещала и сказала попам: «Идите отсюда». И повелела дать им еды и питья. И вот пришла весть от нее, что родила уже сына и сама здорова. И послала, как обещала, она к иконе святой Богородицы во Владимир свои золотые подвески и серьги.
Чудо десятое.
Благородный князь Андрей построил Золотые врата к празднику святой Богородицы и сказал боярам: «Когда соберутся люди на праздник, увидят врата».
Наступил праздник и собрался народ у ворот. А известь у ворот еще не высохла. Внезапно отделились ворота от стены, рухнули на людей и накрыли 12 человек.
Услышал об этом князь Андрей, стал горячо молиться перед иконой пресвятой Богородицы: «Госпожа, пречистая Владычица, если не спасешь этих, я, грешный, повинен буду в их смерти». И послал своего боярина, чтобы дать все необходимое для мертвых. Тот приехал, поднял ворота и увидел под ними всех живыми и здоровыми.
И это чудо все видели и дивились.
О иконе Богородицы Одигитрии.
Икону святой Богородицы написал евангелист Лука. До сего времени выносят ее каждый вторник в монастырь, чтобы творила чудеса исцеления приходящим с верою.
Некий монах много молился святой Богородице: «Госпожа, явись мне такой, какой была во плоти». И был ему глас: «Иди в апостольскую церковь и найдешь меня изображенной в алтаре около креста - такова была во плоти».
Некогда, во времена иконоборчества в Царьграде принесли икону святой Богородицы Одигитрии в монастырь Пантократора (Вседержителя) и загородили ее в алтаре у стены и зажгли перед нею светильник. Иконоборчество продержалось в Царьграде 60 лет.
Потом наступило православие. Стали искать икону святой Богородицы и патриарх повелел молиться по всем монастырям и скитам. И вот однажды привиделось отшельнику во сне: «Ищите, - сказал некто, - иконы святой Богородицы в монастыре Пантократора». И нашли ее, и светильник продолжал гореть в течение всех 60 лет и теперь зажжен. И радовались православные иконе святой Богородицы.
Потомки Луки служат перед этой иконой и по сей день.
О ризе.
Риза святой Богородицы и кусочек пояса во Влахерне.
Пришли некогда воины по суше и по морю. Патриарх Сергий омочил ризу святой Богородицы в море, и вскипело море и потопило воинов, а иные ослепли и побежали от страха.
Примечания
всяк Т.
попаляя Т, С, У, Ц, М. окресть С, У, Ц, А, М. воздадимъ М, А. от А, и от Т.
твоей Т, Ш, С, У, Ц, А, М. уповающиа Ш. и о Т.
9 на М, А.
10 11 12
13
14
15
16
17
18
19
20 21 22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
едва М.
дружин& Т, Ш, С, У, Ц, М, А. овходя А.
начать С, У, Ц, М, А. смотр&ти С, У, Ц, смотрети Ш. землю Т, Ш, Ц.
новопросв&щеныа Т, Ш, С, У, Ц, новопросв&щеныя М, А.
пытати Т, Ш, М.
реки Т, р&ки Ш, У, М, рекы С.
вид&в Т, нет М, А.
ж и Т, же и С, У.
изъяде Т, М, А.
онем& Ц, А, М.
севе Т, М.
заутренюю Т, Ш, С, У, Ц, А, М. заутрени Т, С, У, Ц, А, М. вид&х С, Т, Ш, У, Ц, М, А. пресвятыя Ш, С, М, пресвятыа Т, У, Ц. ко Ш, У, Ц, А, М, къ Т. ят и Т, Ш, У, Ц, ять М, А. Словятин& М, Словятине А. вол&вше Т, вол&вши М, А.
Пропуск восстановлен по сп. Т: и яко принесе еи воду и пит ю и; сп. А - и яко
принесе воду и питъ ю и; сп. С, Ц - и яко принесеи воду и питъ ю и; сп. У - и
яко принесеть пресвятыа воды тоа и яко принесеи воду питъ ю и.
здравъ Т.
есмь Т, есмы М, А.
изв&сть Т, С, У, Ц, известь М, А.
Лошади, очевидно, были запряжены цугом, и на первом коне был погонщик. Кортель - женская долгополая теплая одежда. Убрус - женский головной платок.