Продолжение табл. 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Чечено-
Ингушетия: 710 100 1064 100 1156 100 1270 100 1572 100
чеченцы 244 34 509 48 611 53 734 58 1127 72
ингуши 48 7 114 11 135 12 164 13 364 23
русские 348 49 367 34 336 29 294 23 46 3
др. нац-сти 70 10 74 7 74 6 78 6 34 2
«Северный Кавказ в национальной стратегии России»,
М., 2008 г., с. 129-146.
С. Маркедонов,
кандидат исторических наук А. Либман,
кандидат экономических наук А. Языкова,
кандидат исторических наук
СИТУАЦИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ
РЕСПУБЛИКЕ
После выселения карачаевцев в ноябре 1943 г. в Среднюю Азию их земли (включая Эльбрус, Теберду и Домбай) отошли к Грузии и были возвращены в РСФСР только в середине 50-х годов. В ноябре 1956 г. пленум ЦК КПСС принял постановление о возвращении карачаевцев на Северный Кавказ. После начавшейся их репатриации в 1957 г. была восстановлена двуединая Карачаево-Черкесская АО в составе Ставропольского края, однако карачаевцы были расселены по равнинным районам, где они раньше никогда не жили. В октябре 1998 г. I съезд карачаевского народа вынес решение о необходимости реабилитации карачаевцев и потребовал создания Карачаевской республики в составе РСФСР в границах Карачаевской АО (1943). После принятия в 1991 г. Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» Чрезвычайным съездом карачаевского народа 13 июля 1991 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Карачаевской Республики. Еще до этого в ноябре 1990 г. на съезде депутатов Карачая всех уровней была провозглашена Карачаевская автономная область, что, в свою очередь, спровоцировало попытки территориального обособления других народов Карачаево-Черкесии. На протяжении 1990-1991 гг. было объявлено о создании Черкесской, Абазинской, казачьих Урюпско-Зеленчукской и Баталпашихинской республик. Предпо-
лагалось слияние этих республик в Казачью ССР. Провозглашение пяти республик на территории небольшой Карачаево-Черкесии привело к вынесению всего комплекса вопросов на референдум. В ходе состоявшегося 28 марта 1992 г. всенародного голосования 78,6% принявших в нем участие высказались против раскола республики, после чего Верховный Совет РФ принял в 1993 г. Закон о преобразовании Карачаево-Черкесской автономной области в Карачаево-Черкесскую Республику в составе РФ.
Согласно данным переписи 1989 г., на территории Карачаево-Черкесии проживают представители 90 народов и национальностей. Основная часть населения: русские (42,3%) и карачаевцы (31,2%), кроме того, проживают черкесы - 9,6%, абазины - 6,6, ногайцы - 3,1%. Многонациональный состав республики способствовал поддержанию относительной межэтнической стабильности, характерным свидетельством чего на протяжении всех 90-х годов оставалась слабая, по сравнению с другими северокавказскими республиками, миграционная мобильность русских. В то же самое время руководство КЧР всячески сдерживало прибытие вынужденных мигрантов из Абхазии и Чечни, а также не поощряло реэмиграцию карачаевцев из Казахстана. Известно, например, что в середине 90-х годов 5 тыс. карачаевцев, пожелавшим возвратиться из Казахстана на свою этническую родину, было в этом отказано (карачаевская диаспора в Казахстане все еще составляет, по разным данным, от 30 тыс. до 50 тыс. человек).
В 90-е годы правительство КЧР формировалось по принципу этнического представительства (в 1997 г. - 11 русских, восемь карачаевцев, четыре черкеса, три абазина, три ногайца, при этом шесть русских возглавляли ключевые ведомства: МВД, ФСБ, экономики, финансов, промышленности, сельского хозяйства). В политическом плане в республике были достаточно сильны позиции КПРФ и Народно-патриотического союза России, а также казачьих организаций, выступавших за установление в трех северных районах КЧР «русского» правления с последующим их возвращением в состав Ставропольского края. Тем не менее исполнительным властям удавалось сохранять в республике хрупкое политическое равновесие, чему в определенной степени способствовала стабилизация социально-политической и экономической обстановки. Несмотря на то что из-за конфликтов в Абхазии и Чечне на долгое время было практически приостановлено развитие туризма и альпинизма в Теберде и Домбае, являвшихся важной составной
частью республиканских доходов, в экономике КЧР сохранялась известная стабильность. Республика вошла в пятерку субъектов РФ с минимальным уровнем безработицы, но при этом доля побочных (нерегистрируемых) доходов населения составляла от 46 до 64%. По темпам приватизации в начале 90-х годов республика вышла на одно из первых мест в РФ. По жизненному уровню Карачаево-Черкесия занимает в Северо-Кавказском регионе четвертое место после Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, а по наличию легковых автомобилей - 11-е место в РФ.
Результатом процессов приватизации и разгосударствления в экономике КЧР уже к концу 90-х годов сформировался негосударственный сектор. В 1998 г. 81% предприятий находился в частной собственности и только 7% - в государственном управлении, при этом госпредприятия произвели лишь 2,7%, тогда как негосударственные - 97,3%. Важно и то, что в КЧР после принятия в 1995 г. Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике» развитию этого сектора хозяйственной деятельности стала оказываться реальная поддержка. В конце 90-х годов в КЧР было более 2300 малых предприятий, на которых трудились свыше 11 тыс. человек. В Карачаево-Черкесии считают, что малое предприятие - это семейный бизнес и капитал, который передается по наследству. Тем не менее положение карачаевцев, как в прошлом репрессированного и депортированного народа, оставалось сложным, несмотря на его численное преобладание над вторым титульным народом - черкесами. Незавершенность процессов реабилитации в отношении карачаевцев имеет много общего с положением родственных им в этническом и языковом отношении балкарцев в Кабардино-Балкарии. Основные требования общественных организаций карачаевцев: восстановление традиционных основ хозяйства Карачая, создание системы подготовки национальных кадров в сфере экономики, права, культуры, медицины, повышение уровня школьного образования и медицинского обслуживания.
Учитывая отставание экономики карачаевских районов, лидеры карачаевцев выступили с предложением об освобождении территории Карачая от уплаты федеральных налогов на срок, необходимый для ликвидации последствий депортаций и восстановления их хозяйственного строя. В меморандуме «Путь реабилитации карачаевского народа» содержалось также требование сосредоточить средства, положенные карачаевцам как репрессированному
народу, в рамках единого фонда реабилитации, с тем чтобы они не использовались не по назначению. В среде карачаевских лидеров в течение долгого времени отсутствовало единство по вопросу о статусе Карачая. Часть из них считала более целесообразным добиваться утверждения своих экономических и политических прав в рамках единой республики, опираясь на результаты общенационального референдума 1992 г. Итоги референдума были признаны Общенациональным советом народа Карачая, но радикальная часть карачаевского национального движения провела независимый «съезд народа Карачая», где была провозглашена независимость Карачаевской республики и проведены выборы в ее парламент.
Социально-политическая обстановка в КЧР существенно осложнилась осенью 1997 г. в связи с отказом законодательной и исполнительной властей республики провести президентские выборы, несмотря на то, что, согласно изданному в сентябре 1995 г. Указу Президента РФ «О выборах в органы государственной власти в субъектах РФ и органы местного самоуправления» и принятому в декабре 1995 г. Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ», выборы должны были быть проведены не позднее декабря 1997 г. Однако понадобилось еще около полутора лет жесткого политического противостояния для того, чтобы выборы состоялись, и еще полгода для вступления в должность победившего на них генерала армии В.М. Семенова.
Но неправильным было бы утверждать, что политико-этнический конфликт в КЧР был тем самым разрешен. После инаугурации В. Семенова, состоявшейся в середине сентября 1999 г., в республике состоялся очередной этап объединенного съезда депутатов всех уровней и национальных движений черкесского, абазинского и других народов КЧР, а также части русского казачества, где была принята резолюция, утверждающая оппонента В. Семенова С. Дерева главой Черкесской АО в составе Ставропольского края. Тем самым в республике было положено начало формированию параллельных структур власти. Избрание на пост Президента КЧР Мустафы Батдыева не привело к ожидаемой консолидации, и вскоре стало очевидным, что его приход еще более укрепил клановую структуру управления республикой. Осенью 2004 г. в столице КЧР Черкесске произошли массовые беспорядки, спровоцированные убийством семи жителей города, застреленных на даче зятя президента А. Каитова. Недовольные бездействием властей, их родственники захватили Дом правительства и кабинет президента,
и только полпреду Президента РФ в ЮФО Д. Козаку удалось охладить страсти после того, как он отправил в отставку прокурора республики и министра внутренних дел. Добиться удовлетворения требований пострадавших тем не менее не удалось, поскольку А. Каитов является представителем одного из самых мощных кланов республики. Его дядя, Магомет Каитов, руководит Кавказской энергетической управляющей компанией, другие члены семьи входят в состав советов директоров ведущих предприятий, в том числе водочного завода «Камос» и «Кавказцемента».
Бросивший тень на президента республики конфликт обнаружил одну из важнейших проблем: политическое противостояние основных этнических групп населения в условиях преобладания на руководящих постах карачаевцев и противостояния карачаевцев и черкесов. Проведенный политологами Северо-Кавказской академии государственной службы мониторинг добавил к этому «негативную иерархию» и проблему малых народов (в частности, абазинского), постоянный отток русского населения, взаимные территориальные претензии.
В июле 2005 г. внеочередная сессия Народного собрания Карачаево-Черкесии приняла решение об образовании Ногайского и Абазинского районов республики, и по итогам состоявшегося в конце этого же года референдума 1 июня 2006 г. указом председателя Правительства РФ М. Фрадкова был образован Абазинский район. Следующим шагом может стать создание Ногайского района, хотя в среде его населения ведутся споры по поводу определения его границ. Ногайцы составляют 3,4% населения республики, и их решение может повлечь за собой дальнейшие территориальные изменения, особенно учитывая вынашиваемые русским населением и казачеством идеи возвращения населяемых ими районов в Ставропольский край. Не говоря уже о том, что обустройство новых районов потребует немалых расходов, что нелегко и без того дотационной Карачаево-Черкесии.
Для решения вопроса о разделе республики нет соответствующей правовой основы, и такое решение могло бы создать опасный прецедент и спровоцировать реакцию национальных движений других республик, претендующих на пересмотр существующих республиканских границ. В то же время соглашение между конфликтующими сторонами трудно достижимо, поскольку в каждой из них задействованы значительные политические и общественные силы, блокирующие возможности компромиссных реше-
ний. В целом же генезис и эволюция нынешнего политико-этнического конфликта на территории Карачаево-Черкесии еще раз подтверждают тот очевидный факт, что, будучи загнанными вглубь, противоречия сами собой не разрешаются, а, напротив, усугубляются. В течение последних шести десятилетий Карачаево-Черкесия претерпела семь изменений своего административного и национально-территориального устройства, однако статусные положения этносов так и не были выравнены, неравноправие народов в области государственного устройства сохранилось. Разная форма национальной государственности предполагала разный объем прав, поэтому разностатусность положения этносов стала основой их неравенства в социально-экономическом и культурном развитии. Этот фактор постоянно используется во взаимных межэтнических спорах, тормозя реформы и строительство новых отношений.
В Карачаево-Черкесской Республике, небольшой по территории и в то же время имеющей трудно охраняемую границу с грузинской Сванетией, местные проблемы зачастую выходят на уровень международных. Весной и летом 2006 г., как раз в период обострения международной ситуации вокруг Кодорского ущелья Грузии, в пограничном Карачаевском районе возникли волнения в связи с отказом Верховного суда республики утвердить кандидатуру на пост главы этого района Э. Салпагарова, получившего на выборах в декабре 2005 г. 53,7% голосов при очень высокой явке -72%. Однако председатель Верховного суда сделал ставку на другого кандидата - И. Крымшамхалова, проигравшего выборы. Развитие конфликта сопровождалось новым всплеском народных волнений. Проблема не была решена и после того, как Народное собрание КЧР в июле 2006 г. поддержало обращение жителей Карачаевского района, под которым подписались 5 тыс. человек, а к руководству РФ и Верховного суда РФ обратились старейшины района, а также Совет муниципальных образований КЧР. Между тем, как заметил автор статьи в газете «Версия», в 2003-2004 гг. в Карачаевском районе, который в это время возглавлял проигравший кандидат Крымшамхалов, наблюдался рост экстремистских настроений, устанавливались криминальные связи с контрабандистами из Абхазии. Поэтому в Карачаевском районе речь идет не столько о судебных казусах, сколько об угрозе национальной безопасности.
«Северный Кавказ в национальной стратегии России»,
М., 2008 г., с. 111-117.