УДК 159.9 ББК 88
И. В. Фокина
Доцент, кандидат психологических наук
СИТУАЦИИ СВОБОДНОГО ВЫБОРА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматривается проблема поиска новых инновационных форм вузовского обучения. По мнению автора, базовым условием для учета и развития индивидуальности студента является создание и использование в процессе профессионального обучения ситуаций свободного выбора. Выбор для студентов осуществляется от построения индивидуальной образовательной траектории до становления индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Ключевые слова: ситуации свободного выбора, инновационная деятельность, модернизация образования, вузовское обучение, профессиональное обучение.
I. V. Fokina
Associate professor, PhD in psychology
SITUATION OF FREE CHOICE IN VOCATIONAL TRAINING
The article deals with the problem of finding new and innovative forms of higher education. According to the author, the basic condition for the development of accounting and personality of the student is the creation and use in training situations of free choice. Choice for students is to build individual learning paths to the formation of individual style occupation.
Key words: the situation of free choice, innovative activity, modernization of education, undergraduate training, vocational training.
Концепция модернизации российского образования ставит задачу развития инновационной деятельности, эффективного использования учебного и научного потенциала для реализации государственной политики в области образования, науки и инновации, обновления содержания образования и совершенствования механизма контроля над его качеством путем проведения различных мероприятий.
Инновационная деятельность - это деятельность по разработке и реализации различных инновационных образовательных программ, на основании которых осуществляются:
- новые философско-педагогические, пси-холого-педагогические подходы к пониманию ребенка, студента, его обучения, воспитания и развития;
- новые концептуальные педагогические идеи построения содержания и методов образования;
- новые формы организации жизни и дея-
тельности ребенка в школе, студента в вузе, а также работы преподавателей [1].
Поиск инновационных форм вузовского обучения связан с поисками ответов на вопросы: «Как приблизить содержание и характер обучения студентов к требованиям современной жизни? Как дать студенту не только хорошие теоретические познания, но и навыки реальной деятельности в мире рыночной экономики?»
Ответы на поставленные вопросы достигаются решением задач, связанных с обучением студентов технологиям вузовского обучения, технологиям карьеры и жизненных целей, формированием у них навыков персонального менеджмента, объективного и достаточно полного представления об избранной ими специальности и пр.
Профессиональная подготовка, осуществляемая на принципах инновационной парадигмы образования, должна обеспечивать развитие личности в процессе усвоения знаний, приводить к изменению и формирова-
нию личностных качеств будущих специалистов.
Необходимо заметить, что социальная ситуация развития личности складывается внутри организации образования. Поэтому важно в процессе преподавания создавать условия, которые побудили бы активное участие личности студента в учебном процессе, его заинтересованность к овладению знаниями, умениями и навыками.
Многочисленные научные исследования (И.А. Зимняя, В.Я. Ляудис, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская и др.) убедительно показывают, что естественное познание человеком окружающей действительности наиболее глубоко и осмысленно происходит именно в процессе самостоятельного взаимодействия с предметами и явлениями, накопления своего личного опыта.
В связи с этим, мы полагаем, что современная профессиональная образовательная идеология должна строиться следующим образом: студент учится лучше и научается большему в процессе самостоятельного взаимодействия с профессиональной реальностью и приобретением личного профессионального опыта.
В свете указанной идеологии профессионального образования, новизна позиции преподавателя будет заключаться в том, чтобы:
- во-первых, признать студента центральной фигурой в вузе (колледже, училище) и строить процесс профессионального образования на основе подлинного уважения к индивидуальным профессиональным и личностным интересам и потребностям студентов;
- во-вторых, способствовать обогащению личного опыта профессиональной деятельности каждого студента;
- в-третьих, выступать для студентов наблюдательным помощником в раскрытии, развитии и становлении их индивидуальности в профессиональном образовании.
Мы считаем, что основной задачей современного преподавателя становится продумывание и организация всех необходимых условий для самостоятельной учебной деятельности студентов. Это обеспечивает студенту право на выбор собственного пути приобретения профессионального образования и формирование, в конечном итоге, его индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Базовым условием для учета и развития индивидуальности студента, на наш взгляд, являются создание и использование в процессе профессионального обучения ситуаций свободного выбора.
В словаре С.И. Ожегова мы находим, что «выбрать» означает «взять нужное, предпо-
читаемое из наличного» [2, с.94].
Современная социальная ситуация развития общества такова, что человек в своей жизни постоянно сталкивается с выбором. Одно из интересных суждений по этому поводу мы находим у В.В. Розанова: «Двоякого рода может быть жизнь человека: бессознательная и сознательная. Под первой я разумею жизнь, которая управляется причинами; под второю - жизнь, которая управляется целью. Жизнь, управляемую причинами, справедливо назвать бессознательной; это потому, что хотя сознание здесь и участвует в деятельности человека, но лишь как пособие: не оно определяет, куда эта деятельность может быть направлена... Жизнь, управляемую целью, справедливо назвать сознательной, потому что сознание является здесь началом господствующим, определяющим. Ему принадлежит выбор, к чему должна направиться сложная цепь человеческих поступков; и так же устроения их всех по плану» [3, с. 21].
Из этой мысли следует, что явления «сознательной жизни» всегда сопровождаются выбором.
Выбор для студентов - это первый шаг к построению индивидуальной образовательной траектории, к становлению индивидуального стиля профессиональной деятельности. Выбор - это возможность для самореализации, саморазвития и рефлексии. Знания и умения, осваиваемые студентом в ситуации свободного выбора, присваиваются им и становятся частью его личного опыта профессиональной деятельности.
Опираясь на собственный 18-ти летний опыт преподавания психологических дисциплин в высшей школе, хотелось бы обратить внимание на возможность использования некоторых видов ситуаций свободного выбора студентами.
Сам процесс освоения курса психологических дисциплин начинается с создания ситуации свободного выбора. Так, студент должен выбрать наиболее приемлемую для него траекторию обучения: 1) осваивать курс по рейтинговой технологии обучения; 2) изучать курс традиционно; 3) осваивать материал в режиме свободного посещения.
Далее, ситуации свободного выбора возможны при проведении лекционных и семинарских занятий.
Как известно, лекция представляет собой монологическую форму обучения. Особенностью традиционных лекций является то, что активность на них проявляет преподаватель, студенты же относительно пассивны. Считается само собой разумеющимся, что студенты должны не только слушать лекцию, но также конспектировать ее содержание, по-
Перспективы Науки и Образования, 2013, №5
скольку конспектирование помогает лучше сохранить информацию для будущего использования и может способствовать ее активной переработке, особенно в том случае, когда лекция преподавателя не представляет собой простого пересказа учебника. На наш взгляд, ситуация свободного выбора в этом случае заключается в том, что студент может посещать лекцию, а может не посещать, может конспектировать ее содержание, а может просто слушать.
Кроме того, в ходе освоения лекционных курсов студентам предлагается по желанию выполнить творческие задания. Задания могут быть разными: подбор иллюстративного материала, примеров психических явлений; конспектирование первоисточника; разработка опорного конспекта по теме; составление таблицы, схемы, кроссворда и т.д. При этом рекомендуется, чтобы объем работы был небольшим, а содержание интересным. Ситуация выбора заключается в том, что студент может самостоятельно определить выполнять задание или не выполнять.
При проведении семинарских занятий ситуации свободного выбора, прежде всего, создаются через предложение определить наиболее подходящую для студентов форму организации учебной работы: индивидуально, в паре или малой группе. Так может быть организовано обсуждение проблемных вопросов,
составление тезисов по теме, разработка обобщающих таблиц, схем, решение практических ситуаций, выполнение обязательных практических заданий. Также на выбор студентам предлагается подготовка индивидуальных сообщений, докладов по определенным проблемам, обсуждаемым на семинарских занятиях.
Наконец, форму сдачи зачета или экзамена студент также имеет возможность выбрать самостоятельно:
- в традиционной форме. При этом экзамен проводится в устной форме по экзаменационным билетам, которые утверждаются кафедрой, ответственной за преподавание данной учебной дисциплины;
- в письменной форме, когда студент по экзаменационным билетам дает развернутое изложение вопросов,
- в форме теста.
Конечно, представленные способы создания ситуаций свободного выбора задают лишь общее направление в решении проблемы внедрения инновационных форм современного вузовского обучения. Однако, мы полагаем, что такой подход позволяет сделать освоение психологии осознанным и способствует обогащению личного опыта профессиональной деятельности. Ситуации свободного выбора являются одним из важных аспектов активизации инновационной вузовской деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. - М.: ВЛАДО-ПРЕСС, 2003. - С. 274 - 313.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. -М.: Рус. яз., 1984. - С. 94.
3. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни: Антология. - М.: Изд-во группа «Прогресс-Культура», 1994. - С. 19 - 65.
REFERENCES
1. Grebeniuk O.S., Grebeniuk T.B. Teoriia obucheniia [Learning Theory]. Moscow, VLADO-PRESS, 2003. pp.274-313.\
2. Ozhegov S.I. Slovar'russkogo iazyka [Dictionary of the Russian language]. Moscow, Rus. iaz., 1984. p.94.
3. Rozanov V.V. Tsel' chelovecheskoi zhizni [Purpose of human life]. Smysl zhizni: Antologiia [The Meaning of life: an anthology]. Moscow, Progress-Kul'tura, 1994. pp.19-65.
Информация об авторе Фокина Ирина Владимировна (Россия, г. Вологда) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии. Вологодский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]
Information about the author Fokina Irina Vladimirovna (Russia, Vologda) - Associate Professor, PhD in psychology, assistant professor of the department of psychology. Vologda State Pedagogical University. E-mail: FokinaIrV@ mail.ru