КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ И _ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _
ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ
УДК 316.7:621.039.58
СИТУАТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИВЕРЖЕННОСТИ КУЛЬТУРЕ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ-АТОМЩИКОВ ВИТИ НИЯУ МИФИ
© 2018 В.А. Руденко, Н.И. Лобковская, Ю.А. Евдошкина
Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл., Россия
В данной статье авторы исследуют ситуативно-личностные факторы организационной и профессиональной приверженности культуре безопасности студентов, обучающихся по специальности «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг». В работе применены методы социологического опроса и анализа данных. Полученные данные позволяют говорить о наличии у студентов качеств, необходимых для формирования приверженности безопасности на индивидуальном уровне. Представленные результаты исследования мотивационной сферы студентов отражают важность формирования профессионального целеполагания как основы профессиональной приверженности и актуализируют реализацию принципов культуры безопасности как базовых корпоративных ценностей атомной отрасли.
Ключевые слова: культура безопасности, организационная и профессиональная приверженность, целеполагание, мотивационно-коммуникативная компетенция.
Поступила в редакцию 07.06.2018
Термин «культура безопасности» впервые был использован в «Итоговом докладе INSAG (Международной консультативной группы по ядерной безопасности) о совещании по рассмотрению причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС», опубликованном в 1991году. По определению INSAG - 4: Культура безопасности -«это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности атомных станций, как обладающим высшим приоритетам, уделяется внимание, определяемое их значимостью» [1]. В отечественных нормативных документах (ОПБ-88/97) культура безопасности, до недавнего времени, определялась как «квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности атомных электрических станций является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность» [2]. До начала разработки проекта новых Общих положений обеспечения безопасности атомных станций (ОПБ АС) [3] была проделана подготовительная работа, включившая выполнение сравнительного анализа требований российских нормативных документов с требованиями стандартов МАГАТЭ. Выполненные сравнения показали, что российские требования к безопасности атомной станции, в основном, соответствуют требованиям указанных стандартов МАГАТЭ. Вместе с тем, были выявлены области, в которых российские
© Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 2018
нормативные документы следовало откорректировать для достижения более полной гармонизации со стандартами МАГАТЭ. Таким образом, было расширено содержание понятия «культура безопасности», оно теперь в существенно большей степени соответствует тому, как это понятие раскрывается в международных документах, например в INSAG-4.
Международная консультативная группа по ядерной безопасности пришла к выводу, что главным фактором в становлении ядерной энергетики, как основного производителя энергии, должен стать исключительно высокий уровень ее безопасности, повышению и совершенствованию которого должны способствовать устремления и усилия всех, кто работает в этой области. Большинство проблем, которые возникают на производстве, так или иначе связаны с ошибками человека. Поэтому помимо выполнения строго регламентированных указаний, работник атомной отрасли должен стать приверженным принципам культуры безопасности, начало которых лежит в мотивационно-коммуникативной составляющей профессиональной приверженности студентов соответствующих специальностей. Элементы культуры безопасности культивируются на протяжении всей жизни человека, но её профессиональный вектор начинает закладываться и конкретизироваться в высшей школе при усвоении специальных и общекультурных знаний и навыков.
Само по себе должное осуществление обязанностей, будучи важным элементом культуры безопасности, является недостаточным, если осуществляется механически. Чтобы обязанности исполнялись ответственно, с опорой на специальные знания и здравый смысл, необходимо формировать профессиональную приверженность как безусловную преданность принципам безопасности, важную для дальнейшего осмысления и принятия корпоративных правил поведения. Она становится одной из фундаментальных составляющих культуры безопасности и формируется на трех уровнях. На высшем - стратегическом - уровне приверженности определяются принципы и цели политики в области безопасности. В атомной отрасли, связанной с повышенными рисками, безопасность закрепляется на законодательном уровне и способствует формированию условий, в которых возможны максимально качественное выполнение сотрудником своих обязанностей, наиболее эффективный контроль и оценка деятельности. На среднем - корпоративном - уровне приверженности реализуется политика приоритета безопасности, предусматривающая четкое распределение ответственности, которая закрепляется в соответствующих официальных документах и положениях. Важной составляющей данного уровня является набор кадров, налаживание обратной связи с сотрудниками, формирование благоприятствующего приверженности психологического климата внутри коллектива, обеспечение возможности поддержания и своевременного повышения квалификации всем работникам атомной отрасли. На базовом - индивидуальном - уровне приверженности работников, служебное поведение которых является реакцией на рабочую атмосферу, созданную верхними уровнями, в конечном счете, и определяет безопасность производства. У руководителей и персонала на ранних этапах становления профессиональной деятельности должно вырабатываться нацеленное на безопасность мышление. Такая приверженность формирует внутреннюю позицию, защищающую от излишней уверенности в себе и чрезмерного довольствования достигнутыми результатами, потребность в качественном исполнении обязанностей даже в отсутствие контроля, персональную ответственность и корпоративную лояльность.
В рамках отраслевого образовательного учреждения можно выявить все три уровня приверженности, однако наиболее важным и вместе с тем доступным для формирования и изучения представляется базовый - индивидуальный. Говорить о
приверженности безопасности на индивидуальном уровне можно только при наличии внутренней потребности в безопасности и самоконтроля при выполнении любых видов деятельности. Такую внутреннюю потребность определяют ситуативно-личностные факторы мотивационно-коммуникативной составляющей организационной и профессиональной приверженности. Как и целеполагание, этот процесс порождения и оформления и структурирования новых идей рассматривается в мотивационно-коммуникативной компетенции в соотнесении с действием [4]. Автор А.К. Маркова выделяет развитие способности к целеполаганию, а значит и к культивированию организационной и профессиональной приверженности, в качестве важнейшей составляющей процесса превращения человека из специалиста в субъект деятельности, связывая процесс профессионализации с все более сознательным выбором человеком целей собственной деятельности. Как и целеполагание, организационная и профессиональная приверженность является механизмом, который позволяет связывать результаты осмысления личностью своих ценностей, мотивов, профессиональных качеств с конкретными целями профессионального развития, являясь, таким образом, механизмом регулятивного компонента профессионального самосознания, выражающимся в готовности к действиям. Действия, в свою очередь, должны выражаться в обеспечении безопасности в соответствии с концепцией культуры безопасности.
Предшествующие исследования по теме, в том числе и ситуативно-личностных факторов мотивационно-коммуникативной составляющей поведения и социального самочувствия студентов-атомщиков ВИТИ НИЯУ МИФИ фиксируют намерение работать по специальности у 91% опрошенных старшекурсников: «Если сравнивать суммарный показатель интереса к будущей профессии и желания получить высокооплачиваемую работу в 55% случаев на этапе выбора высшего образования с результатами намерения работать по специальности в 91% к третьему-четвертому курсам, четко видна тенденция качественного роста профессиональной мотивации и заинтересованности студентов...» [5]. У студентов, «ориентированных на работу в атомной отрасли, желание самостоятельности, независимости, потребность быть креативным сочетается с характеристикой культуры безопасности на индивидуальном уровне: строгого соблюдения нормативной документации; качественного ведения документации, своевременное и полное информирование о своих действиях» [6]. Данные результаты подтверждают, что рассмотренные в процессе исследования осознанность, ответственность, критичность, самоконтроль, расположенность к регламентированности являются выражением мотивационно-коммуникативной составляющей организационной и профессиональной приверженности культуре безопасности студентов (целеполагание как глубинный процесс в этом конструкте также сосредоточенно на развитии приверженности [7]). В результате к концу обучения у студента формируются правильное понимание культуры безопасности профессии и цели, которые трансформируются в приверженность, конкретизируются и улучшаются при трудоустройстве.
Ситуативно-личностные факторы организационной и профессиональной приверженности культуре безопасности в студенческой среде могут быть выявлены по следующим критериям: интерес студента к своей специальности, желание продолжать трудовую деятельность в соответствии с выбранной специальностью, наиболее значимые качества в будущей профессии и возможность к саморазвитию и др. Для первичного исследования были определены характеристики, показывающие изменения понимания студентами учебной мотивации и профессиональных ценностей, осознание себя, как будущего инженера, и ориентированность на профессиональное саморазвитие. На основе поставленной задачи была разработана анкета из
девятнадцати вопросов, касающихся цели поступления в институт, причины выбора данной специальности, значимых качеств инженера, необходимости и желания соблюдать корпоративные правила поведения и т.д. Методом анкетирования опрашивались студенты с первого по четвертый курс, обучающиеся по специальности «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг». На рисунке 1 отражены результаты анкетирования по вопросам о смысловом наполнении слова «инженер» и выборе института для овладения профессией.
1 - Ответственный специалист с высшим
техническим образованием.
2 - Изобретатель, творческий человек.
3 - Любой выпускник технического
института.
4 - Затрудняюсь ответить.
а)
1 - Получить диплом о ВО.
2 - Стать инженером.
3 - В дальнейшем заниматься наукой.
4 - Получить высокооплачиваемую работу в
будущем.
5 - Другое.
б)
Рисунок 1 - Студенты 1-4 курсов специальности «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и
инжиниринг» ВИТИ НИЯУ МИФИ а) о понятии «инженер»: б) о цели поступления в институт [The 1st- and 4th- year students of "Nuclear Stations: Design, Operation and Engineering" specialty of VETI NRNU MEPhI a) about the "engineer"concept : b) about the institute entering purpose]
40%
30% ^ 20% ^ 10%
0% К, Щ ^Z
1 2 3 4 5
Согласно гистограммам рисунка 1 большинство опрошенных студентов связывают звание инженера с высоким уровнем ответственности и высокооплачиваемой работой, что говорит о нравственной готовности к овладению соответствующими компетенциями и возрастающем престиже инженерной профессии. Можно сказать, что у студентов складывается правильное понимание сути своего профессионального будущего. Более 70% опрошенных намерены стать инженерами, возможно, заниматься наукой и получать хорошую заработную плату за свою работу (причем это взаимодополняющие факторы); они понимают, насколько важной и ответственной будет их профессиональная деятельность. Наличие подобной цели указывает на осознанность выбора, приверженность студентов профессии на уровне самосознания, представления о культуре безопасности на этапе обучения.
Результаты по следующему блоку вопросов о понимании профессиональных преимуществ, интересе к профессии и намерении в будущем работать по выбранной специальности отражены на рисунке 2.
1 - Стабильность и социальные гарантии.
2 - Карьерный рост и повышение квалификации.
3 - Высокая заработная плата.
4 - Престижность профессии.
1 - Интерес к специальности сформирован и стабилен.
2 - Интерес к специальности в основном сформирован.
3 - Интерес скорее не сформирован.
4 - Нет интереса.
1 - Собираюсь работать по специальности
2 - Собираюсь работать в атомной отрасли
3 - Нет, собираюсь работать в другой сфере
4 - Не определился
s;
Рисунок 2 - Студенты 1-4 курсов специальности «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг» ВИТИ НИЯУ МИФИ а) о значимых преимуществах профессиональной деятельности; б) об интересе к выбранной специальности; в) о намерении работать по выбранной специальности [The 1st- and 4th- year students of "Nuclear Stations: Design, Operation and Engineering" specialty of VETI NRNU MEPhI a) about professional activity significant advantages; b) about interest in the chosen specialty;
c) about the intention to work in the chosen specialty]
Приведенные на рисунке 2 данные свидетельствуют о том, что большинство студентов не намерены менять свои цели в процессе обучения и собираются продолжить трудовую деятельность на предприятиях атомной отрасли; ставят приоритетными задачами повышение квалификации и карьерный рост. В процессе становления указанных целей у студентов сформировалось представление о дальнейшей трудовой деятельности. Желание повышать квалификацию связано с социальной потребностью человека быть в курсе происходящих событий и соответствовать требованиям, предъявляемым сотруднику атомной отрасли. Неотъемлемой частью высокой профессиональной квалификации является приверженность культуре безопасности. Наличие у студентов цели стать инженером-атомщиком указывает на желание развивать в соответствии со спецификой профессиональной деятельности личностные качества. Реализуя поставленные цели, к концу обучения студенты становятся приверженцами безопасности. В свою очередь, анализировать приверженность на индивидуальном уровне предлагается по трём основным пунктам: критическая позиция (осознанность), строгое соблюдение требований (регламентированность), ведение документации и своевременное информирование о своих действиях (коммуникативность) [8-10].
На втором этапе для проверки индивидуального уровня организационной составляющей профессиональной приверженности культуре безопасности проведен опрос среди студентов той же категории. Составлены вопросы, при помощи которых в учебном процессе можно отследить все три составляющие базового уровня приверженности. Например, осознанность проверялась при помощи таких качеств, как возможность аргументировать свои действия, нахождение конкретной, нужной
1234
информации из общей массы, возможность вступления в дискуссию; регламентированность отслеживалась через соблюдение установленных в институте норм; коммуникативность выявлялась посредством фиксирования навыков взаимодействия студента с преподавателем в процессе обучения, возможности правильно высказывать и отстаивать свою точку зрения. Полученные результаты, показывающие уровень приверженности студентов культуре безопасности к концу обучения можно интерпретировать следующим образом.
Критическая позиция исполнителя по отношению к безопасности направлена, прежде всего, на себя, на осознанное и продуманное выполнение как отдельных операций, так и обязанностей в целом. Здесь должен реализовываться принцип STARK, косвенное понимание и соблюдение которого было проверено у студентов направления АЭС. Аббревиатура STARK расшифровывается следующим образом: S - остановись, Т - подумай (изучи и проанализируй задание), А - действуй (убедись, что ты выполняешь задание правильно), R - проанализируй (правильно ли ты выполнил то, что требовалось?), К - сообщи (доложи руководству о выполнении задания). Для оценки сформированности критической позиции у студентов использовались выше указанные критерии и были получены результаты, представленные на рисунке 3.
80% 60% 40% 20% 0%
100% 80% 60% 40% 20% 0%
80% 70% 60% 50%
а)
Л Л
Л О
1 23 в) 4
100% 50% 0%
б)
г)
-1-1-1-1
12 3 4
1
2
3
4
1
2
3
4
д)
Рисунок 3 - Студенты 1-4 курсов специальности «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг» ВИТИ НИЯУ МИФИ а) об информировании преподавателей о возникающих трудностях в
процессе самостоятельной работы; б) об аргументации на занятиях собственной точки зрения; в) о сравнении неясных и спорных вопросов с источниками, помимо рекомендованных преподавателем;
г) о том, сообщают ли заранее в деканат о неявке на пары; д) об информировании преподавателя о вынужденном пропуске занятий [The 1st- and 4th- year students of "Nuclear Stations: Design, Operation and
Engineering" specialty of VETI NRNU MEPhI a) of informing teachers about emerging difficulties in the ndependent work; b) of the their own point of view argumentation in the classes ; c) about comparison of unclear and contentious issues with sources besides those recommended by the teacher; d) whether they are notified in advance to the dean's office of non-attendance; e) of informing the teacher about the forced admission of the
lessons]
Собранные данные позволяют говорить, что к концу обучения после распределения заданий и самостоятельного анализа материала студенты реже, но более аргументированно формулируют вопросы, сравнивая полученную информацию с дополнительными источниками. У них вырабатывается понимание обязанностей, осознание ответственности за выполненную работу и желание сделать её как можно лучше. К концу обучения у студентов усиливается взаимосвязь с преподавателем. Они считают необходимым сообщать о форс-мажорных обстоятельствах непосредственно преподавателю, а затем в деканат. Студенты выбирают субъект-субъектные отношения, при которых им придется взаимодействовать (работать, перенимать знания и опыт, сдавать экзамены) с конкретным человеком, деканат в данном случае выступает как посредник. Подобная расстановка приоритетов говорит о контроле процесса обучения, зрелой оценке происходящего и действиях, соответствующих ситуации.
В процессе обучения преподаватель комментирует, поясняет, приводит примеры, необходимые для понимания материала, но они не всегда предназначены для конспектирования. Такая динамическая составляющая учебного процесса обусловлена гибкой индивидуальной оценкой преподавателем понимания и усвоения студентами материала, глубиной вовлеченности студентов в изучаемую тему. На рисунке 4 показаны результаты на вопрос о конспектировании лекционного материала студентами.
100% 80% 60% 40% 20% 0%
Конспектируют весь материал
1
2
3
4
Рисунок 4 - Студенты 1-4 курсов специальности «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг» ВИТИ НИЯУ МИФИ о конспектировании лекционного материала [The 1st- and 4th- year students of "Nuclear Stations: Design, Operation and Engineering" specialty of VETI NRNU MEPhI about
making notes of the lecture]
К четвёртому курсу студенты учатся лучше отбирать и конспектировать только необходимые им тезисы для понимания основного содержания материала. Об этом свидетельствует избирательное отношение к конспектированию у 40% опрашиваемых, что объясняется умением держать осознанность в течение занятия и академическим опытом студентов.
На рисунке 5 показаны результаты контроля студентами своей работы.
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
1
2
3
4
1 - Контролируют баллы по всем
предметам.
2 - Контролируют баллы только по
спецпредметам.
3 - Достаточно минимального
балла.
4 - Не контролируют баллы.
Рисунок 5 - Студенты 1-4 курсов специальности «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг» ВИТИ НИЯУ МИФИ о контроле баллов по предметам [The 1st- and 4th- year students of "Nuclear Stations: Design, Operation and Engineering" specialty of VETI NRNU MEPhI about their results
monitoring]
Тот факт, что практически все опрашиваемые студенты следят за своими баллами, говорит о понимании важности уровня качества своих знаний. А это качество отражается именно в баллах. В совокупности полученные данные позволяют утверждать, что мотивационно-коммуникативная составляющая профессиональной приверженности студентов, активно формируемая в процессе обучения, способствует развитию критической позиции на основе принципа STARK, который конкретизирует полученные навыки и в дальнейшем развивает качества, способствующие осознанному соблюдению культуры безопасности при выполнении своих обязанностей. Регламентированность или строгое соблюдение норм и правил, установленных в заведении, закладывается у студентов с первого курса. Данные, полученные в результате анкетирования, представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 - Студенты 1-4 курсов специальности «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг» ВИТИ НИЯУ МИФИ о соблюдении требований организационной культуры [The Ist- and 4th- year students of "Nuclear Stations: Design, Operation and Engineering" specialty of VETI NRNU MEPhI about adherence to the organizational culture requirements]
Из графиков видно, что все опрошенные студенты к концу обучения стараются соблюдать дресс-код и не опаздывать на пары, что говорит об их желании соответствовать нормам, установленным в институте, и росте поведенческой ответственности - одного из маркеров успешной вертикальной коммуникации. По линии тренда наблюдается незначительное увеличение количества студентов, не имеющих прогулов выше допустимой нормы. Студенты строго подходят к оценке пропусков занятий, относя к неуважительным причинам (наряду с неготовностью к занятию и желанием иногда быть «не как все») и неподтвержденное медицинской справкой плохое самочувствие, и непредвиденные объективные и субъективные обстоятельства. Тем не менее, к четвертому курсу наблюдается усиление обратной связи с преподавателями, студенты чаще информируют именно их о возможных пропусках занятий. Полученные данные свидетельствуют, что все студенты информированы/знают о действующих нормах и правилах, встраивая их в собственную систему приоритетов в профессиональной и личной жизни, уделяя тем или иным аспектам большее или меньшее внимание.
Помимо критического мышления и регламентированости приверженность безопасности на индивидуальном уровне включает в себя коммуникативность, которая в академической среде выражается в дискуссионной составляющей, упорядоченном конспектировании получаемой информации, способности к активной рефлексии в процессе обучения. Согласно данным на рисунках 3 а, б и 4 можно утверждать, что
студенты умеют правильно и четко формулировать вопросы согласно возникающим трудностям, грамотно подходят к конспектированию лекционного материала, тем самым укрепляя мотивационно-коммуникативную составляющая профессиональной приверженности.
На рисунке 7 показаны каналы обратной связи на занятии.
100% 80% 60% 40% 20% 0%
Спрашивают у преподавателя
1 2 3 4
67% 81% 67% 80%
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
■Вступают в дискуссию
1 2 3 4
28% 56% 71% 47%
а) б)
Рисунок 7 - Студенты 1-4 курсов специальности «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг» ВИТИ НИЯУ МИФИ а) о вопросах преподавателю, если на лекции что-то было не понятно; б) о тематическом дискутировании на занятиях [The 1st- and 4th- year students of "Nuclear Stations: Design, Operation and Engineering" specialty of VETI NRNU MEPhI a) questions to the teacher, if something was not clear in the lecture; b) on thematic discussion in the classroom]
Корреляция данных на рисунках 3б и 7 свидетельствует о том, что студенты не только стараются успеть законспектировать лекционный материал, но активно перерабатывают его, вникают в суть услышанного, встраивают новые компетенции в формирующуюся модель мотивационно-коммуникативного поведения. С учетом погрешности измерения ситуативно-личностных факторов мотивационно-коммуникативной составляющей организационной и профессиональной приверженности студентов, обусловленной негативными эффектами группового мышления (чрезмерный оптимизм группы; иногда принятые группой решения конфликтуют с оперативной информацией; группа оказывает давление на любого человека, который сомневается в ее мнении; члены группы не хотят расходиться во взглядах с групповым консенсусом, тем самым снимают с себя ответственность и проявляют безынициативность; группа считает, что каждый ее член в полном согласии со всеми другими, поскольку люди с отличными взглядами не высказываются и т.п.), в совокупности полученные данные позволяют говорить о наличии у студентов качеств, необходимых для формирования приверженности безопасности на индивидуальном уровне еще до трудоустройства на предприятия атомной отрасли. Представленные результаты исследования мотивационной сферы студентов, а именно ситуативно-личностных факторов организационной и профессиональной приверженности, отражают важность формирования профессионального целеполагания как основы профессиональной приверженности и актуализируют реализацию принципов культуры безопасности как базовых корпоративных ценностей атомной отрасли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Safety Culture. Доклад международной консультативной группы по ядерной безопасности (INSAG-4) [Электронный ресурс]. - Вена : МАГАТЭ, 1991. - URL: http:// www-pub.iaea.org/MTCD/publications/PDF/Pub882r_web.pdf (дата обращения: 01.06.2018).
2. ОПБ АС-88/97. Общие положения обеспечения безопасности атомных станций [Электронный ресурс]. - Москва : НТЦ ЯРБ, 1998. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200048646 (дата обращения: 22.05.2018).
3. НП 001-15. Общие положения обеспечения безопасности атомных станций [Электронный ресурс] - Москва : ФБУ «НТЦ ЯРБ», 2016. - URL: http://docs.cntd.ru/document/420329007 (дата обращения: 01.06.2018).
4. Кардовская, Е.К. Рефлексия и целеполагание как механизмы развития профессионального самосознания у студентов [Электронный ресурс] / Е.К. Кардовская. - URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/4/psix%D0%BEl%D0%BEgiy%D0%B0/kardovskaya.pdf (дата обращения: 01.06.2018).
5. Лобковская, Н.И. Социальное самочувствие студентов специальности «Атомные электрические станции» ВИТИ НИЯУ МИФИ [Текст] / Н.И. Лобковская // Глобальная ядерная безопасность.
- 2012. - № 4 (5) - С. 95.
6. Руденко, В.А. Мотивационная составляющая личности в культуре безопасности [Текст] / В.А. Руденко, Н.П. Василенко // Глобальная ядерная безопасность. - 2014. - № 2 (11) - С. 140.
7. Лобковская, Н.И. Профессиональное целеполагание как составляющая культуры безопасности будущего специалиста-атомщика [Электронный ресурс] / Н.И. Лобковская, Ю.А. Евдошкина // Современное образование. - 2017. - № 1. - С. 32-38. - URL: http:// e-notabene.ru/pp/article_22498.html (дата обращения: 01.06.2018).
8. Райков, С.В. Интеграция культуры безопасности в систему управления безопасностью Госкорпорации «Росатом»: презентация [Рукопись в Microsoft PowerPoint] / С.В. Райков. -Москва : НИЯУ МИФИ, 2013.
9. Руденко В.А. Культура безопасности в системе ценностей Госкорпорации «Росатом» [Текст] /
B.А. Руденко, Н.П. Василенко// Глобальная ядерная безопасность. - 2016. - № 1 (18) -
C. 118-122.
10. Евдошкина, Ю.А. Практико-ориентированная технология формирования культуры безопасности выпускников, ориентированных на работу в атомной отрасли [Текст] / Ю.А. Евдошкина, В.А. Руденко // Глобальная ядерная безопасность. - 2017. - № 4 (25). - С. 122-129.
REFERENCES
[1] Safety Culture. Doklad mezhdunarodnoj konsul'tativnoj gruppy' po yadernoj bezopasnosti (INSAG-4) [Safety Culture. Report of International Advisory Group on Nuclear Safety (INSAG-4)]. Vena, MAGATE [Vienna, IAEA]. 1991. Available at: http://www-pub.iaea.org/MTCD/publications/PDF/Pub882r_web.pdf (in Russian).
[2] OPB AS-88/97. Obshhie polozheniya obespecheniya bezopasnosti atomny'x stancij [General Provisions of Nuclear Power Plant Safety]. Moskva : NTCz YaRB [Moscow : NTTS YARB]. 1998. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200048646 (in Russian).
[3] NP 001-15. Obshhie polozheniya obespecheniya bezopasnosti atomny'x stancij [NP 001-15. General Provisions of Nuclear Power Plant Safety]. Moskva : FBU «NTCz YaRB» [Moscow : FBU "SEC NRS"]. 2016. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420329007 (in Russian).
[4] Kardovskaya E.K. Refleksiya i celepolaganie kak mexanizmy' razvitiya professional'nogo samosoznaniya u studentov [Reflection and Goal-Setting as Mechanisms of Development of Professional Self-Consciousness of Students]. Available at: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/4/psix%D0%BEl%D0%BEgiy%D0%B0/kardovskaya.pdf (in Russian).
[5] Lobkovskaya N.I. Social'noe samochuvstvie studentov special'nosti «Atomny'e e'lektricheskie stancii» VITI NIYaU MIFI [Social Well-Being of Students of "Nuclear Power Station" VETI NRNU MEPhI]. Globalnaya yadernaya bezopasnost [Global Nuclear Safety]. 2012. № 4 (5) - P. 95 (in Russian).
[6] Rudenko V.A., Vasilenko N.P. Motivacionnaya sostavlyayushhaya lichnosti v kul'ture bezopasnosti [Motivational Component of Personality in the safety culture]. Global'naya yadernaya bezopasnost [Gglobal nuclear safety]. 2014. № 2 (11). P. 140 (in Russian).
[7] Lobkovskaya N.I., Evdoshkina Yu.A. Professional'noe celepolaganie kak sostavlyayushhaya kul'tury' bezopasnosti budushhego specialista-atomshhika [Professional Goal-Setting as a Component of the Safety Culture of a Future Nuclear Specialist]. Sovremennoe obrazovanie [Modern Education]. 2017. № 1. P. 32-38. Available at: http://e-notabene.ru/pp/article_22498.html (in Russian).
[8] Rajkov S.V. Integraciya kul'tury' bezopasnosti v sistemu upravleniya bezopasnost'yu Goskorporacii «Rosatom»: prezentaciya. Rukopis' v Microsoft PowerPoint [Integration of safety Culture into
Rosatom State Corporation Safety Management System: Presentation. Manuscript in Microsoft PowerPoint]. Moskva : NIYaU MIF [Moscow : National Research Nuclear University MEPhI]. 2013 (in Russian).
[9] Rudenko V.A. Vasilenko N.P. KuTtura bezopasnosti v sisteme cennostej Goskorporacii «Rosatom» [Safety culture in the system of the State Corporation Rosatom Values]. Global'naya yadernaya bezopasnost [Global Nuclear Safety]. 2016. № 1 (18). P. 118-122 (in Russian).
[10] Evdoshkina Yu.A., Rudenko V.A. Praktiko-orientirovannaya texnologiya formirovaniya kul'tury' bezopasnosti vy'pusknikov, orientirovanny'x na rabotu v atomnoj otrasli [Practice-Oriented Technology of Creating a Safety Culture of Graduates Oriented to Work in the Nuclear Industry]. Global'naya yadernaya bezopasnost' [Global nuclear security]. 2017. № 4 (25). P. 122-129 (in Russian).
Situative and Personal Factors of Organizational and Professional Commitment to Safety Culture of VETI NRNU "MEPhI" Nuclear Energy Department Students
1 2 3
V.A. Rudenko1, N.I. Lobkovskaya2, Y.A. Evdoshkina3
Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University "MEPhI", Lenin St., 73/94, Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360 'ORCID iD: 0000-0002-6698-5469 WoSResearcher ID: B-7730-20'6
e-mail: [email protected] 2ORCID iD: 0000-0002-0297-5800 WoS Researcher ID: 0-3879-2018 e-mail: [email protected] 3ORCID iD: 0000-0002-6704-0643 WoS Researcher ID: G-8379-20'7 e-mail: [email protected]
Abstract -This article investigate the situational and personal factors of organizational and professional commitment to the safety culture of students of "Nuclear Power Plants: Design, Operation and Engineering" specialty. The paper uses the methods of sociological survey and data analysis. The findings suggest that students have the qualities necessary to form a commitment to safety at the individual level. The presented results of the study of the student motivational sphere reflect the importance of professional goal-setting formation as the basis of professional commitment and actualize the implementation of the safety culture principles as the basic corporate values of the nuclear industry.
Keywords: safety culture, organizational and professional commitment, goal-setting, motivational and communicative competence.