Научная статья на тему 'Системы предпринимательских союзов в разных странах: место и роль торговых палат'

Системы предпринимательских союзов в разных странах: место и роль торговых палат Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерябина Н. Н.

Автор проводит анализ деятельности предпринимательских союзов, особое внимание уделяя специфики торгово-промышленным палатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дерябина Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системы предпринимательских союзов в разных странах: место и роль торговых палат»

можные политические риски. «Северный поток» обеспечит максимально надежное снабжение газом потребителей Западной Европы.

Проект «Южный поток» направлен на укрепление энергетической безопасности Европы. Это очередной реальный шаг в реализации стратегии Газпрома по диверсификации маршрутов поставок российского природного газа. Новая газопроводная система, отвечающая самым современным экологическим и технологическим требованиям, значительно повысит безопасность энергоснабжения всего европейского континента.

Таким образом, основными вопросами энергобезопасности европейского континента становятся наращивание объемов поставок газа и исключение транзитных рисков. Именно этим критериям полностью соответствуют инициативы России по строительству «Северного потока» и «Южного потока».

Будучи крупнейшим экспортером энергоресурсов, Россия вносит весомый вклад в обеспечение глобальной и региональной энергетической безопасности. Конкурентные преимущества России должны использоваться в интересах всего международного сообщества, но не в ущерб российским национальным интересам. От того, какое место Россия займет в глобальном энергетическом контексте, прямо зависит благополучие России и в настоящем, и будущем.

Список литературы:

1. Перспективы нефтедобычи [Электронный ресурс] // Газета «Российские недра». - 2010. - № 7 (100). - Режим доступа: www.rosnedra.com.

2. Энергетика сегодня. - 2009. - № 3-4. - С. 6-7.

3. Приложение к журналу «МИНТОП». - №8. - С. 17

4. Официальный сайт статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru.

5. Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minenergo.gov.ru.

СИСТЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СОЮЗОВ В РАЗНЫХ СТРАНАХ: МЕСТО И РОЛЬ ТОРГОВЫХ ПАЛАТ

© Дерябина Н.Н.*

Финансовая академия при Правительстве РФ, г. Москва

Автор проводит анализ деятельности предпринимательских союзов, особое внимание уделяя специфики торгово-промышленным палатам.

* Аспирант кафедры Мировой экономики и международного бизнеса.

Механизм взаимодействия экономических и властных структур выступает как совокупность принципов и методов, экономических и правовых форм, организационных структур, в рамках и посредством которых строятся отношения между государственной властью и бизнесом. Этот механизм взаимодействия представляет собой конкретные формы отношений (некоторые из которых были рассмотрены в предыдущем разделе), складывающихся между законодательной и исполнительной властью на всех уровнях ее осуществления и предпринимательством как основной движущей силой рыночного хозяйства. Со стороны предпринимательства субъектами взаимодействия с властными структурами могу выступать отдельные субъекты предпринимательской деятельности, крупные корпоративные структуры, а также объединения предпринимателей. Среди субъектов, способствующих защите интересов бизнеса, можно выделить:

- объединения предпринимателей (предпринимательские союзы, ассоциации): торговые палаты (региональные, национальные, международные), а также отраслевые и профессиональные ассоциации (например, ассоциации экспортеров текстиля, национальные транспортные союзы);

- подразделения крупных компаний по связям с общественностью и специальные агентства (например, Организация интеллектуальной собственности (IPC), которая включает 13 крупнейших копаний Великобритании);

- научно-исследовательские центры, близкие к предпринимательским союзам (например, Американский институт предпринимательства (AEI);

- международные бизнес-группы и международные организации (например, Трансатлантический бизнес-диалог (Trans-atlantic business dialogue));

- международные некоммерческие организации (например, Международный центр торговли (ICTSD, Женева)) [1].

Представление и защита своих интересов отдельного мелкого или среднего предпринимателя будет значительно менее эффективной, а порой даже труднодостижимой (например, на общегосударственном уровне), нежели деятельность групп, союзов, объединений предпринимателей, а также крупных хозяйственных структур финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций. Таким образом, если крупные предпринимательские структуры, обладающие достаточно мощным потенциалом хозяйственной власти, в существенно меньшей степени нуждаются в услугах предпринимательских ассоциаций, то для малого и среднего бизнеса единственный канал представления и защиты своих интересов - это отраслевые и региональные союзы и общенациональные объединения предпринимателей. Именно они могут выражать их консолидированный

интерес и выступать в качестве главного субъекта взаимодействия с властными структурами.

Выступая связующим звеном между властями и бизнесом, торговые палаты и бизнес-ассоциации служат каналом, по которому предприниматели доводят информацию и рекомендации до властей, помогают развитию благоприятной деловой атмосферы в своих странах [2].

Следует отметить, что в научной литературе встречается мнение о том, что предпринимательские союзы - бизнес-ассоциации и торговые палаты -борются за интересы своих членов за счет ущемление прав других групп, касаются ли эти привилегии субсидий, протекции торговых интересов или льготных цен. Так, теория регулирования нобелевского лауреата по экономике Джорджа Стиглера [3] и американского экономиста Сэма Пельцмана получила название «теории захвата». Согласно их теориям предпринимательские союзы оказывают влияние на политиков, зажимая в «свои тиски законодательный процесс» [4]. А теория управления, коллективных действий и выгоды Маркуса Олсона утверждает, что предпринимательские союзы обычно стремятся к той или иной форме перераспределения экономических благ через свое влияние на экономическую политику. Хотя работа Олсона посвящена логике коллективных действий и внутренним механизмам групп влияния, в ней также излагается и внешний, достаточно негативный взгляд на такие группы и на их стремление защитить интересы своих членов. В результате Олсон приходит к выводу, что группы влияния мешают экономическому росту в странах, где их влияние особенно велико [5].

По-нашему, мнению нельзя сказать, что Стиглер, Пельцман и Олсон ошибались, однако, они раскрыли лишь одну сторону медали. Другая сторона показывает, что проблемы, требующие коллективных действий, можно решать путем, благоприятным для развития рынка, то есть таким путем, который приведет к улучшению делового климата в стране и расширит возможности для экономической деятельности компаний.

В настоящем исследование под «объединениями предпринимателей» понимаются некоммерческие образования, состоящие из добровольно объединившихся физических и юридических лиц и созданные для содействия развитию бизнеса в сфере бухгалтерского учета и финансово-бюджетных вопросов, научно-технических исследований в области производства, стандартизации товаров, экономической статистики, консультаций по юридическим аспектам, изучения рынка спроса и усиления эффективности рекламы, организации учебно-образовательных программ по управлению производством и повышению квалификации рабочих и служащих, воздействия на экономическую политику государства, трудовых отношений и связи с общественностью.

Такие объединения предпринимателей являются организациями, построенными на принципах самоуправления, представляющими и защи-

щающими интересы своих членов. Их организационные структуры и формы, количество участников, функции, размеры, территориальные границы деятельности, уровень влияния в системе государственных органов власти весьма различны [6].

Деятельность всех предпринимательских ассоциаций включает примерно одинаковый набор функций:

- выражение коллективной позиции членов по вопросам государственной политики, участие в выработке государственных решений, затрагивающих область их корпоративных интересов;

- место деловых контактов ме^ду своими членами, организация круглых столов и семинаров;

- координация предпринимательской деятельности в своем секторе рынка или на территории своего региона;

- предоставление участникам ассоциации деловых услуг и помощи во внешнеэкономических контактах;

- информационная поддержка [7].

При всем многообразии предлагаемых различными отечественными и зарубежными авторами классификации союзов предпринимателей, с нашей точки зрения, можно разделить на две большие группы в соответствии с выполняемыми профильными функциями и спецификой членской базы:

1. ассоциации бизнеса (союзы) - это добровольные объединения участников какой-либо отрасли или сектора экономики. Профильная функция: регулирование горизонтальной конкуренции среди своих членов и вертикальной конкуренции между участниками сбытовой цепочки. Конкретными проявлениями этой функции служат распределение экспортных квот, разработка профессиональных стандартов, повышение качества выпускаемой продукции. Часто выполняют функции представительства интересов. Достаточно однородная членская база позволяет легче «гармонизировать» интересы, вырабатывать согласованные позиции (коллективные интересы), представлять и продвигать эти коллективные интересы в общественном мнении и органах власти. Ассоциации бизнеса занимаются также предоставлением селективных услуг своим членам, например, организацией обмена сырьем в масштабах отрасли сырьем, обеспечением разработки и соблюдения стандартов для продукции, выпускаемой в отрасли;

2. торговые и торгово-промышленные палаты, которые создаются для представительства интересов предпринимателей какого-то географического региона (критерий членства - территориальный). Теоретически все предприятия соответствующего региона вне зависимости от отраслевой принадлежности, размеров могут быть членами конкретной палаты. Членская база отличается принципи-

альной разнородностью. Палате приходится примирять конфликтующие интересы компаний самых различных категорий, в связи с чем общую позицию выработать особенно трудно. В то же время, наличие широкой членской и региональной базы делает палату особенно удобной для выполнения функций, делегируемой правительством [8].

Некоторые ученые, предметом исследований которых являются объединения предпринимателей (например, А. Зудин), помимо описанных выше, выделяют еще и третий вид - ассоциации работодателей. Однако, на наш взгляд, в контексте данной научной работы, когда объединения предпринимателей рассматриваются в-первую, очередь как субъекты взаимоотношение бизнеса и власти, ассоциации работодателей находятся вне сферы нашего исследования, поскольку их специализация в области трудовых отношений.

По сравнению со своими аналогами в Европе и Японии союзы предпринимателей США изначально традиционно были более слабыми, нестабильными и гибкими. Развитию объединений предпринимателей как официального механизма координации экономического поведения систематически препятствует антитрестовское законодательство. Есть исключения в отдельных отраслях, но они остаются единичными (страхование, сельское хозяйство, профессиональный спорт). Коллективные политические действия также особенно затруднены: государству запрещено наделять ассоциации какими-то особыми полномочиями. Постоянным ограничителем для превращения ассоциаций бизнеса в самостоятельную силу стали «проблема безбилетников» и невозможность дисциплинировать потенциальных членов, накладывать на них формальные санкции [9].

Список литературы:

1. Business advocacy in the global trading system / International trade center UNCTAD/WTO. - Geneva, 2005. - P. 21-40.

2. Салливан Дж., Бетгчер К., Школьников А. Бизнес-ассоциации, деловой климат и экономическое развитие: опыт переходного периода. // Economic reform Issue paper. CIPE. - 2008. - № 0807.

3. Stigler G J. The Theory of Economic Regulation // Bell Journal of Economics and Management Science. - 1971. - № 2. - P. 3-21.

4. Peltzman S. Toward a More General Theory of Economic Regulation // Journal of Law and Economics. - 1976. - № 19. - P. 40.

5. Olson M. The Logic of Collective Action: Public Goods and the Theory of Groups. - Harvard University Press, 1965.

6. Лаптев В. Предпринимательские объединения: холдинги, финансово-промышленные группы, простые товарищества. - Волтерс Клувер, 2008. - 192 с.

7. Кузьминых Т., Кудряшова О. Общественные объединения предпринимателей: польза реальная или мнимая // Люди Дела XXI. - 2006. - № 06. - С. 15.

8. Технологии политики: к 15-летию Центра политических технологий / Центр политических технологий, Независимый фонд; рук. проекта: И.М. Бунин; отв. ред.: Б.И. Макаренко. - М., 2006. - 240 с.

9. Зудин А.Ю. Ассоциации - бизнес - государство. «Классические» и современные формы отношений в странах Запада / А.Ю. Зудин; Институт анализа предприятий и рынков Государственного университета - Высшей школы экономики. - М.: Изд. дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2009. - 68 с.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ВЫБОРКИ © Добрунова М.А.*

Всероссийский заочный финансово-экономический институт, г. Краснодар

Проведение аудиторских проверок крупных экономических субъектов, имеющих большое количество хозяйственных операций, сплошным методом практически невозможно и экономически нецелесообразно. В такой ситуации применение методов выборочных исследований является вполне оправданным.

При проведении проверок аудиторы сталкиваются с существенными массивами информации и большим количеством первичных документов, полное изучение которых может привести к огромным трудозатратам, что снижает эффективность аудита в целом. Чтобы избежать этого используется аудиторская выборка. Аудиторская выборка - это прием, применяемый в аудите, который означает, что аудиторские процедуры применяются не ко всем элементам проверяемой статьи или группе однотипных операций. Выборка дает возможность получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик отобранных элементов, чтобы сформировать (или помочь сформировать) выводы о всей совокупности, из которых она произведена.

В современной экономической науке теория выборочных обследова-ний и методики их применения разработаны весьма полно, в основном применительно к контролю качества продукции (оценивание доли брака или, наоборот, доли продукции высшего качества), оценке видов на урожай и т.п. Однако, во всех указанных областях объекты проверки, как пра-

* Научный руководитель: Т.В. Лисицкая, доцент кафедры Аудита, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.