информации для различных подразделений. Данные любого рода должны быть пригодны к анализу соответствующей категорией работников.
В заключение необходимо также отметить, что хранилище данных - это не «волшебная палочка-выручалочка» в управлении информацией. Оно строится на основании первичной информации, и если эти данные были введены некорректно, , -дется проверка, то и «на выходе» мы получим «свалку» вместо мощного средства анализа и поддержки принятия решения. То есть проблема качества данных должна решаться до построения хранилища, на уровне источников данных и их связи . , , -вании и создании хранилища, а затем анализ имеющихся данных приводят к осознанию того факта, что данные необходимо было приводить в порядок.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Мандрыкин А.В. Хранилище данных как основа построения информационной системы управления рисками предприятия // Организатор производства. - 2007. - № 3. - С. 40-44.
2. Штефан И. Хранилища данных: шаги от идеи до внедрения // Электронный ресурс CNews Опубликовано 21.08.2006. Дата доступа 08.04.2011.
Статью рекомендовал к опубликованию д.т.н., профессор В.И. Сидельников.
Соханевич Сергей Владимирович
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 88634371742.
Кафедра экономики; аспирант.
Sokhanevich Sergey Vladimirovich
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education ’’Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovsky, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634371742.
The Department of Economics; Postgraduate Student.
УДК 519.816
А.В. Татарова, А.И. Хлебникова
СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНЗИТНОЙ
ТОРГОВЛИ
Статья посвящена проблемам разработки систем поддержки принятия решений для повышения эффективности деятельности предприятий транзитной торговли. В статье представлены результаты проведенного анализа применения информационных систем, которые используются для решения задач транспортной логистики. Предлагается архитектура автоматизированной системы, а также реализация веб-сервиса (веб-службы) XML решения задачи построения модели оптимального выполнения поставки товара по.
Системы поддержки принятия решений; транзитная торговля; веб-сервис.
Раздел III. Информационные технологии в управлении
A.V. Tatarova, A.I. Khlebnikova
DECISION SUPPORT SYSTEM AS MEANS OF THE TRANSIT TRADE ENTERPRISES EFFICIENCY INCREASE
Article is devoted to problems of system engineering of support of decision-making for activity efficiency increase of the transit trade enterprises. In article results of the information systems analysis of transport logistics problems used for the decision-making are presented. The architecture of the automated system realization of web-service (web-service) XML decisions of a problem of construction of model of optimum performance of delivery of the goods transit is offered.
Decision-making support systems; transit trade; web-service.
, , является повышение эффективности деятельности предприятий транзитной торговли путем использования систем поддержки принятия решений.
, , -
щие:
1) анализ существующих систем поддержки приятия решений (СППР) области и возможностей их применения.
2) -строения модели оптимального выполнения поставки товара транзитом.
Одним из основных этапов процесса планирования и управления грузопере-
,
принятие управленческого решения, которое в современной науке может быть рассмотрено в трех аспекта: как процесс, акт выбора и результат решения [1].
Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов:
♦ выработка и постано вка цели исследования;
♦ диагностика проблемы на основе получаемой информации в соответствии с поставленной целью;
♦ выбор, обоснование, формулировка критериев эффективности и ограничений для принятия решений;
♦ генерация альтернатив решения, их оценка, выбор и формулирование рационального и приемлемого (оптимального) решения;
♦ принятие решения, окончательный выбор, конкретизация решений для ис-
.
Характерной чертой процесса принятия решений является его цикличность, определяющая возможность возврата к предыдущим этапам.
Этап принятия решения можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или коллективным лицом, принимающим решение с помощью , -ные особенности ЛПР.
В рамках процесса принятия решений как акта выбора из множества альтернатив при управлении предприятием транзитной торговли и его отдельными функциями выделяют следующие важные компоненты:
♦ задача (проблема) управления, подлежащая решению;
♦ одна или несколько целей, на достижение которых направлены рассмат-
;
♦ множество альтернатив, среди которых производится выбор;
♦ - , ( ), или коллективный орган, который решает задачу управления.
Каждый из приведенных выше компонентов принятия решения должен быть однозначно задан, однако противоречивость требований потенциальных клиентов предприятия, неоднозначность оценки ситуации, ошибки при выборе приоритетов, вызванные в том числе недостаточной надежностью и количеством информации, определяют сложность принятия управленческих решений и обуславливают неопределенность как неотъемлемую часть данного процесса.
Причины возникновения неопределенности в деятельности оптовой транзитной компании [5, 6], а также основные проблемы принятия решений в таких компаниях относятся к классу слабоструктурированных, при этом возможность свести задачи с неопределенностями подобного рода к точно поставленным целям отсутствует в принципе [2], по крайне мере, до момента «снятия неопределенности».
Одним из способов «снятия неопределенности» является субъективная оценка эксперта (специалиста, руководителя), которая в настоящее время представляет собой единственно возможную основу объединения разнородных физических параметров решаемой проблемы в единую модель, позволяющую оценивать принимаемые управленческие решения.
Реализация указанного метода сопровождается рядом трудностей, субъективными из которых являются многокритериальность большинства задач приня-, , -нальным и жизненным опытом, а также психологическими особенностями. Помимо субъективной составляющей при принятия решений по многим критериям существует и объективная, которая включает в себя ограничения, накладываемые внешней средой на возможные решения.
Наличие субъективных и объективных факторов в принятии решений вносит дополнительную специфику в процесс формализации задач принятия решений -необходимость учета когнитивного процесса (процесса познания субъектом проблемных ситуаций и возможности их разрешения) и отображения результатов этого процесса в соответствующей когнитивной модели.
Многочисленные исследования показывают, что сами ЛПР без дополнительной аналитической поддержки используют упрощенные, а иногда и противоречивые правила принятия решений [3]. В связи с этим в сегодняшний момент компьютерное моделирование процесса принятия решений являются центральным направлением автоматизации деятельности ЛПР, позволяющим повысить ее производительность и эффективность.
Модели и методы поддержки принятия решений должны облегчить методо, -ность реализовать следующие процедуры:
♦ формализовать процесс генерации возможных альтернативных решений на основе уже имеющихся данных;
♦ ранжировать критерии и давать критериальные оценки физическим параметрам, влияющим на решаемую проблему, для оценки альтернатив решений с точки зрения их полезности;
♦
.
При выборе метода автоматизации решения задачи построения модели оптимального выполнения поставки товара транзитом следует исходить из максимальной простоты и применимости методики, с учетом того, что источником данных для решения задачи должны служить данные разнородных корпоративных инфор-( ), -, .
, -
( , независимо от используемой операционной системы, конфигурации оборудования и производительности) решение, по возможности предъявляющее минимальные требования к производительности вычислительной техники, используемой пользо-.
Оптимальным вариантом такого решения является реализация веб-сервиса (веб-службы) XML, позволяющего передавать запросы в формате XML и получать ответы (решения) в том же формате. Поскольку XML является простым текстовым форматом представления данных, он не зависит от используемой операционной .
-
потребителю доступ к решению его задачи через интернет, что позволяет интегрировать решение задачи в любую корпоративную информационную систему или -.
На рис. 1 приведена одна из возможных схем доступа к системе поиска решения из корпоративной информационной системы. В приведенном на рисунке примере используется модель взаимодействия сервер-сервер, при которой вся логика взаимодействия с СППР организована на сервере КИС любой заинтересован.
При такой схеме взаимодействия все транзакции с СППР производятся сервером корпоративной системы, после чего он интерпретирует полученные результаты и передает их своим пользователям уже в виде, стандартном для соответствующей используемой компанией КИС. Преимущество такой схемы в возможности использования СППР, дислоцированной в интернете, с компьютеров, которые подключены к локальной сети компании даже без доступа к Интернет или с огра-.
В зависимости от используемого в КИС программного обеспечения зачастую может оказаться более удобно реализовать доступ к веб-сервисам из клиентских , . представляет сложности и может быть реализована с использованием любого про, :
Переносные компьютеры пользователей компании Рис. 1. Схема № 1 доступа к системе поиска решений
Переносные компьютеры пользователей компании Рис. 2. Схема № 2 доступа к системе поиска решений
Как видно на рис. 2, в предлагаемой схеме подключения все транзакции с СППР осуществляют непосредственно рабочие станции КИС или индивидуальные компьютеры пользователей, которые, в этом случае, должны иметь полноценный доступ в Интернет.
В обоих случаях решение задачи не будет выдвигать каких-либо требований к аппаратному или программному обеспечению компьютеров клиента (как сервера КИС, так и рабочих станций или ПК пользователей), поскольку решение всех задач поддержки принятия решений производится средствами веб-сервера, на котором дислоцируется СППР, а от компьютеров клиентов (или сервера КИС для схемы № 1) требуется только сериализация и десериализация данных, полученных от системы и передаваемых системе через Интернет.
,
веб-службы XML, которая получает параметры задачи в формате XML и возвращает решение задачи в формате XML, что позволяет использовать данное средство .
3.
4.
s.
б.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. - М.: Логос, 2000. - С. 296. Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений: Научно-практическое издание. Серия “Информатизация России на пороге XX1 века”. - М.: СИНТЕГ, 1998. - С. 376.
. -
мы: - Энглвуд Клифс, Нью-Джерси: Прентис Хол, 1995. - С. 887.
Транспортная логистика: учебник для транспортных вузов / Под общей редакций Л.Б. Миротина. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003. - С. 512.
..
- //
ЮФУ. Технические пауки. - 2010. - № 4 (105). - С. 76-82.
. . . . -
// -
теоретический журнал «Искусственный интеллект» 3’2010/ Национальная академия наук Украины, Институт проблем искусственного интеллекта. - Донецк, Украина: Изд-во «Наука и образование», 2010. - С. 473-482.
Статью рекомендовала к опубликованию д.э.н., доцент Н.И. Пономарева.
Татарова Анна Владимировна
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 88б343121б2.
; . . .; .
Хлебникова Анна Игоревна
E-mail: [email protected].
Тел.: 88б34371704.
; .
Tatarova Anna Vladimirovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78б343121б2.
The Department of Management; Cand. of Econ. Sc.
Khlebnikova Anna Igorevna
E-mail: [email protected].
Phone: +78б34371704.
The Department of Management; Senior Lecturer; Associate Professor.
УДК 336.71:65.012
А.И. Хлебникова, Т.М. Катаева
КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ТОВАРАМИ НА УРОВНЕ ТРАНЗИТНОЙ КОМПАНИИ
Рассмотрены основные проблемы функционирования предприятий транзитной торговли промышленными товарами в современных условиях развития экономических отношений Российской Федерции, обоснована необходимость использования когнитивного подхода для решения поставленных задач. Разработана когнитивная модель системы управления оптовой торговлей на уровне промышленных компаний, позволяющая учитывать факторы внешней и внутренней среды деятельности предприятий транзитной торговли промышленными товарами.
; ; .
A.I. Khlebnikova, T.M. Kataeva
COGNITIVE MODEL OF THE INDUSTRIAL GOODS WHOLESALE TRADE CONTROL SYSTEM AT TRANSIT COMPANY LEVEL
In article the basic problems of functioning of industrial goods transit trade enterprises in modern conditions are considered, necessity of cognitive approach use for their decision is proved. Cognitive model of a control system is developed for wholesale trade at given companies level, allowing to consider factors of the external and internal environment of activity of transit trade enterprises of the industrial goods.
Transit trade; management methods; cognitive approach.