Научная статья на тему 'Системы подачи газового топлива в дизель'

Системы подачи газового топлива в дизель Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
409
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — П Ю. Малышкин, А Н. Карташевич

В статье рассмотрены запатентованные системы подачи газового топлива в дизельный двигатель. Представленные системы способны обеспечить подачу газового топлива во впускной коллектор двигателя, что позволяет снизить дымность и токсичность отработавших газов дизеля с наддувом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — П Ю. Малышкин, А Н. Карташевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systems of gas fuel supple to diesel

The article describes patented systems of gaseous fuel supply into the diesel engine. Presented systems can ensure the supply of gaseous fuel into the intake manifold of the engine, thus reducing smoke and toxicity of exhaust gases of diesel engine with supercharging.

Текст научной работы на тему «Системы подачи газового топлива в дизель»

рокомбината «Скидельский» Зельвеньского района. В Гомельской области традиционно первое место с намолотом 3696 т зерна (убрано 575 га) занял комбайн «Lexion-760» из агрокомбината «Холмеч» Речицкого района. В Брестской области с намолотом 3061 т зерна опередил всех комбайн фирмы John Deere из ОАО «Барановичская птицефабрика». В Витебской области, отличающейся более сложными природно-климатическими условиями, оправдал себя отечественный комбайн КЗС-1218, который в РПУП «Устье» НАН Беларуси Оршанского района, убрав 409 га посевов, намолотили 1836 т зерна. Отметим, что за сезон 2015 г. по Витебской области 219 комбайнов (12 % от всех работавших), намолочено более чем по 1000 т зерна на 1 машину.

Следует отметить, что заложенные в комбайнах технические возможности проявляются только в реальных условиях уборки. Самые производительные комбайны оказываются в авангарде при высокой урожайности зерна, которая по приведенным результатам победителей находилась в пределах 55-77 ц/га. Вместе с тем при урожайности около 45 ц/га (на примере Витебской области) оправдано эффективное использование комбайнов типа КЗС-1218 «ПАЛЕССЕ GS 12».

Заключение

В очередной раз хлеборобы Беларуси практически доказали возможность устойчивого ведения зернового производства даже в засушливых погодных условиях. Имеющаяся техническая обеспеченность позволила хозяйствам в оптимальные сроки убрать выращенный урожай зерновых и зернобобовых культур. С учетом опыта нынешнего и предшествующих лет следует самое пристальное внимание уделять опыту использования комбайнов в передовых хозяйствах республики. Продолжающееся сокращение численности зерноуборочных комбайнов приводит к настоятельной необходимости повышения производительных и качественных характеристик их работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жалнин, Э. В. Расчет основных параметров зерноуборочных комбайнов / Э. В. Жалнин. - М.: ВИМ, 2001. - 146 с.

2. Современное состояние и тенденции развития сельскохозяйственной техники. Науч.-ан. обзор. - М., 2005. - 224 с.

3. Клочков, А. В. Комбайны зерноуборочные зарубежные / А.В. Клочков, В. А. Попов, А. В. Адась. - Минск, 2000. - 192 с.

4. Клочков, А. В. Парк зерноуборочных комбайнов Беларуси: состояние и перспективы / А. В. Клочков, Б. М. Шундалов // Экономический бюллетень. -2011. - № 9. - С. 44-50.

5. Парк зерноуборочных комбайнов Беларуси. Рациональный состав и оптимальная структура / В. Г. Самосюк [и др.]. // Белорусское сельское хозяйство. -2009. - №7. - С. 44-48.

6. Гольтяпин, В. Я. Анализ пропускной способности зерноуборочных комбайнов / В. Я. Гольтяпин // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2002. - № 2. - С. 17-22.

7. Пенкин, С. М. Оценка пропускной способности зерноуборочных комбайнов по известным параметрам / С. М. Пенкин // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2003. - № 1. - С. 24-26.

8. Клочков, А. В. Концепция зерноуборочного комбайна / А. В. Клочков. - Горки, 2011. - 142 с.

9. Клочков, А. В. Эффективность зерноуборочных комбайнов: опыт хозяйств Гродненского района / А. В. Клочков, В. Ф. Куц. - Горки : БГСХА, 2013. - 65 с.

УДК 621.436.74

П. Ю. МАЛЫШКИН, А. Н. КАРТАШЕВИЧ СИСТЕМЫ ПОДАЧИ ГАЗОВОГО ТОПЛИВА В ДИЗЕЛЬ

(Поступила в редакцию 30.09.2015)

В статье рассмотрены запатентованные системы подачи The article describes patented systems of gaseous fuel

газового топлива в дизельный двигатель. Представленные supply into the diesel engine. Presented systems can ensure

системы способны обеспечить подачу газового топлива во the supply of gaseous fuel into the intake manifold of the en-

впускной коллектор двигателя, что позволяет снизить дым- gine, thus reducing smoke and toxicity of exhaust gases of

ность и токсичность отработавших газов дизеля с наддувом. diesel engine with supercharging.

Введение

Для двигателей в качестве перспективных топлив рассматриваются газообразные, в первую очередь природный, сжиженный, биогаз. Применение нетрадиционных видов топлива на автотракторных двигателях связано с решением вопросов по организации рабочего процесса, регулирования, дозирования, хранения и заправки, а также получения их в достаточном количестве при невысокой себестоимости и ряда других вопросов. К газовым топливам относятся газообразные углеводороды, которые добываются из недр земли при разработке газовых, газоконденсатных и нефтяных месторождений.

Анализ источников

Основным компонентом природных газов, биогаза является метан (СНД содержание которого в зависимости от источника колеблется в широких пределах от 50 до 90 % объема. Кроме этого, в газах содержатся также другие газообразные углеводороды: этан (С2Н6), пропан (С3Н8), бутан (С4Н10), а также азот (К2), диоксид углерода (СО2), сероводород (Н28) и другие газы. Основным преимуществом газовых топлив является их экологическая чистота: отсутствие оксидов металлов, свинца, ароматических углеводов, очень низкое содержание серы и т. д. Газообразные топлива транспортируют в баллонах в сжатом или сжиженном состоянии, а подаются во впускной коллектор дизеля через смеситель (форсунки). При этом независимо от агрегатного состояния транспортируемого газа в цилиндры двигателя поступает газовоздушная смесь [1].

Основная часть

Нами предлагается использовать систему подачи газового топлива, которая позволит подавать во впускной коллектор дизеля газовое топливо на номинальном режиме и, или близком к нему и отключать подачу газа при снижении нагрузки на двигатель менее 50 % (при этом работа двигателя осуществляется на дизельном топливе (ДТ)). Изменение количества подаваемого топлива в зависимости от режима работы дизеля позволит улучшить экологические показатели двигателя и снизить потребления ДТ. Для решения поставленной задачи был разработан ряд оригинальных систем подачи газового топлива во впускной коллектор дизеля для автотракторной техники, защищенных патентами Республики Беларусь.

Система подачи газового топлива в двигатель внутреннего сгорания на переходных режимах (патент Республики Беларусь № 8104) [2]. Система подачи газового топлива в двигатель внутреннего сгорания на переходных режимах работает следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Система подачи газового топлива в двигатель внутреннего сгорания на переходных режимах: 1 - впускной коллектор; 2 - выпускной коллектор; 3 - приемная труба; 4 - турбокомпрессор; 5 - газовый смеситель;

6 - газопровод; 7 - золотник; 8 - корпус; 9 - силовой поршень; 10, 12 - шток; 11 - управляющий поршень; 13 - пружина; 14 - рабочая полость; 15, 17 - трубопровод; 16 - дополнительная полость; 18 - жиклер; 19 - прокладки; 20 - гайка;

21 - источник сжатого (сжиженного) газа; 22, 23 - газопровод; 24 - вентиль; 25 - подогреватель;

26 - газовый редуктор высокого давления; 27 - манометр; 28 - электромагнитный клапан с фильтрующим элементом;

29 - газовый редуктор низкого давления; 30 - заправочное устройство

При работе двигателя на холостых оборотах или с малой нагрузкой суммарное давление наддува во впускном коллекторе 1 и давление пружины 13 в дополнительной полости 16 на поршень 11 превышает давление газов в выпускного коллектора 2 и в рабочей полости 14, воздействующее на поршень 9. Поршни 11 и 9 вместе с золотником 7 перемещаются вправо, перекрывая подачу газового топлива через газовый смеситель 5 в турбокомпрессор 4. При работе двигателя с номинальной нагрузкой давление воздуха во впускном коллекторе 1 превышает давление в выпускного коллектора 2 и поэтому поршни 9 и 11 вместе с золотником 7 находятся в крайнем правом положении, закрывая

поступление газового топлива от источника 21 сжатого (сжиженного) газа через газовый смеситель 5 в турбокомпрессор 4. При резком увеличении нагрузки на двигатель с холостых оборотов или с режима малых нагрузок рост давления газов в выпускном коллекторе 2 превышает рост задросселиро-ванного давления во впускном коллекторе 1, перемещая поршни 11 и 9 вместе с золотником 7 влево и открывая доступ газового топлива от источника 21 сжатого (сжиженного) газа через газовый смеситель 5 в турбокомпрессор 4. Через определенное время давление во впускном коллекторе 1 и усилие от сжатой пружины 13 превышает давление газов в выпускном коллекторе 2, перемещает поршни 11 и 9 с золотником 7 вправо, перекрывая подачу газового топлива через газовый смеситель 5 в турбокомпрессор 4. Продолжительность подачи газового топлива регулируется жиклером 18 и гайкой 20 с прокладками 19. Подача дополнительного газового топлива через газовый смеситель 5 в турбокомпрессор 4 прекращается также при снижении давления в источнике 3 сжатого (сжиженного) газа ниже давления, регулируемого газовым редуктором высокого давления 26 с манометром 27 и принудительно, электромагнитным клапаном посредством отключения его от источника питания 31 контактом 32 с подтверждением светового индикатора 33, или вентилем 24.

Система подачи газового топлива дизель (патент Республики Беларусь № 8107) [3]. Система подачи газового топлива в дизель работает следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Система подачи газового топлива в дизель: 1 - впускной коллектор; 2 - датчик температуры отработавших газов;

3 - приемная труба глушителя шума; 4 - турбокомпрессор; 5 - подающая труба, соединяющаяся с воздушным фильтром;

6 - выпускной коллектор; 7 - газовая форсунка; 8 - газовый штуцер; 9 - газопровод; 10 - топливный насос;

11 - датчик Холла; 12 - электронный блок управления; 13 - электромагнитный клапан с фильтрующим элементом;

14 - выключатель; 15 - источник питания, 16 - световой индикатор; 17 - датчик аварийного давления масла;

18 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 19 - двухступенчатый газовый редуктор; 20 - манометр;

21 - газопровод; 22 - подогреватель; 23 - вентиль; 24 - источник газа; 25 - заправочное устройство;

26 - плунжеры топливного насоса; 27 - рейка; 28 - постоянный магнит; 29 - чувствительный элемент датчика Холла;

30 - корпус

При работе двигателя на холостых оборотах, с малой или средней нагрузкой постоянный магнит 28 отдален от чувствительного элемента 29 датчика Холла 11, при этом электронный блок 12 не получает сигнал от датчика Холла 11 и газовая форсунка 7 не осуществляет подачу газового топлива во впускной коллектор 1. При работе двигателя с нагрузкой, близкой к номинальной (зависит от установленного положения датчика Холла 11), или с перегрузкой постоянный магнит 28 приближен к чувствительному элементу 29 датчика Холла 11, при этом электронный блок 12 получает сигнал от датчика Холла 11 и подает управляющие импульсы газовой форсунке 7. Подача газового топлива, составляющая не более 30 %, осуществляет от источника газа 24 через вентиль 23, подогреватель 22, двухступенчатый газовый редуктор 19 и электромагнитный клапана 13 с фильтрующим элементом, во впускной коллектор 1, по газопроводу 21 высокого и пониженного 9 давления. При длительной работе двигателя с перегрузкой датчик температуры отработавших газов 2 посылает сигнал электронному блоку 12 о повышении температуры отработавших газов выше допустимой, при этом элек-

тронный блок 12 уменьшает длительность управляющих импульсов газовой форсунке 7, что приводит к уменьшению подачи газового топлива во впускной коллектор 1. При запуске двигателя и прогреве подача газового топлива производиться не будет до тех пор, пока электронный блок 12 получает сигналы от датчика аварийного давления масла 17, температуры отработавших газов 2 и температуры охлаждающей жидкости 18 ниже или выше допустимых. Подача газового топлива во впускной коллектор 1 прекращается при снижении давления в источнике 24 газа ниже давления, регулируемого двухступенчатым газовым редуктором 19 и принудительно, электромагнитным клапаном 13 с фильтрующим элементом, посредством отключения его от источника питания 15 выключателем 14 с подтверждением светового индикатора 16, или вентилем 23.

Система подачи газового топлива дизель (патент Республики Беларусь № 8351) [4]. Система подачи газового топлива в дизель работает следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Система подачи газового топлива в дизель: 1 - впускной коллектор;

2 - датчик температуры отработавших газов; 3 - приемная труба глушителя шума; 4 - турбокомпрессор;

5 - подающая труба; 6 - выпускной коллектор; 7 - газовая форсунка; 8 - газовые штуцеры; 9, 22 - газопровод;

10 - топливный насос; 11, 13 - микровыключатель; 12 - пневмокорректор; 14 - электронный блок;

15 - источника питания; 16 - электромагнитный клапан с фильтрующим элементом; 17 - выключатель;

18 - световой индикатор; 19 - двухступенчатый газовый редуктор; 20 - манометр;

21 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 23 - вентиль; 24 - источника газа; 25 - заправочное устройство;

26 - подогреватель; 27 - шток пневмокорректора; 28 - основной рычаг; 29 - корпус топливного насоса

При работе двигателя без нагрузки или малой нагрузкой основной рычаг 28 воздействует на микровыключатель 13, при этом электронный блок 14 не получает сигнал от него и газовая форсунка 7 не осуществляет подачу газового топлива во впускной коллектор 1. При работе двигателя с нагрузкой близкой к номинальной (зависит от установленного положения микровыключателя 11 и 13), основной рычаг 28 не воздействует на микровыключатель 13, шток пневмокорректора 12 перемещен влево и воздействует на микровыключатель 11, при этом электронный блок 14 получает сигнал от на микровыключателей 11 и 13 и подает управляющие импульсы газовой форсунке 7. Подача газового топлива, составляющая не более 30%, осуществляется от источника газа 24 через вентиль 23, подогреватель 26, двухступенчатый газовый редуктор 19 и электромагнитный клапана 16 с фильтрующим элементом, во впускной коллектор 1, по газопроводу 22 повышенного и пониженного 9 давления. При длительной работе двигателя с перегрузкой датчик температуры отработавших газов 2 посылает сигнал электронному блоку 14 о повышении температуры отработавших газов выше допустимой, при этом электронный блок 14 уменьшает длительность управляющих импульсов газовой форсунке 7, что приводит к уменьшению подачи газового топлива во впускной коллектор 1. При запуске двигателя и прогреве подача газового топлива производиться не будет до тех пор, пока электронный блок 14 получает сигналы от датчиков температуры отработавших газов 2 и температуры охлаждающей жидко-

сти 21 ниже или выше допустимых температур. Подача газового топлива во впускной коллектор 1 прекращается при снижении давления в источнике 24 газа ниже давления, регулируемого двухступенчатым газовым редуктором 19 и принудительно посредством отключением электронного блока управления 14 и электромагнитного клапана 16 с фильтрующим элементом от источника питания 15 выключателем 17 с подтверждением светового индикатора 18, или вентилем 23.

Система подачи газообразного топлива в дизель (патент Республики Беларусь № 9079) [5]. Система подачи газообразного топлива в дизель работает следующим образом (рис. 4).

Рис. 4. Система подачи газообразного топлива в дизель: 1 - впускной коллектор;

2 - датчик температуры отработавших газов; 3 - приемная труба глушителя шума; 4 - турбокомпрессор;

5 - подающая труба; 6 - выпускной коллектор; 7 - датчик давления наддува; 8 - газовые штуцеры; 9 - датчик Холла;

10 - блок цилиндров; 11 - рампа газовых форсунок; 12 - газовый фильтр;

13 - дифференциальный редуктор низкого давления; 14 - электронный блок управления; 15 - источник питания;

16 - выключатель; 17 - световой индикатор; 18 - газопровод; 19 - электромагнитный клапан;

20 - редуктора высокого давления; 21 - манометр; 22 - газопровод высокого давления; 23 - вентиль;

24 - источник газа; 25 - заправочное устройство; 26 - постоянный магнит; 27 - коромысло; 28 - впускной клапан;

29 - клапанная крышка; 30 - чувствительный элемент датчика Холла

При работе двигателя на холостых оборотах, и малой нагрузке (по сигналам датчиков Холла 9 и датчика давления наддува 7) электронный блок 14 не подает управляющие сигналы на рампу газовых форсунок 11, и те в свою очередь не осуществляет подачу газообразного топлива во впускной коллектор 1, через газовые штуцеры 8. При работе двигателя с нагрузкой близкой к номинальной (зависит от давления наддува), или с перегрузкой, магнитное поле постоянного магнита 26 воздействует на чувствительный элемент 30 датчика Холла 9, каждый раз, когда впускной клапан закрыт, при открытии впускного клапана воздействие постоянного магнита 26 на чувствительный элемент 30 исчезает и это служит сигналом для электронного блок 14, который формирует управляющие импульсы на открытие газовых форсунок рампы 11 в моменты открытия впускных клапанов соответствующих цилиндров. Подача газообразного топлива через рампу газовых форсунок составляет не более 40% и осуществляет от источника газа 24 через вентиль 23, редуктор высокого давления 20 с манометром 21, электромагнитный клапан 19, дифференциальный редуктор низкого давления 13, газовый фильтр

12, по газопроводу высокого 22 и низкого давлением 18. Дифференциальный редуктор низкого давления 13 соединен с впускным коллектором 1 и обеспечивает поддержание давления газообразного топлива на 0,5 кг/см2 выше давления воздуха во впускным коллектором 1. При длительной работе двигателя с перегрузкой датчик температуры отработавших газов 2 посылает сигнал электронному блоку 14 о повышении температуры отработавших газов выше допустимой, при этом электронный блок 14 уменьшает длительность управляющих импульсов к рампе газовых форсунок 11, что приводит к уменьшению подачи газообразного топлива во впускной коллектор 1. Подача газообразного топлива во впускной коллектор 1 прекращается при снижении давления в источнике 24 газа ниже давления, регулируемого редуктором высокого давления 20 и принудительно, электромагнитным клапаном 19 с фильтрующим элементом, посредством отключения его от источника питания 15 выключателем 16 с подтверждением светового индикатора 17, или вентилем 23.

Адаптивная система подачи газового топлива в дизель (пат. Республики Беларусь № 9959) [6]. Адаптивная система подачи газового топлива в дизель работает следующим образом (рис. 5).

Рис. 5 . Адаптивная система подачи газового топлива в дизель: 1 - впускной коллектор;

2 - датчик температуры отработавших газов; 3 - приемная труба глушителя шума, 4 - турбокомпрессор;

5 - подающая труба; 6 - выпускной коллектор; 7 -рампа газовых форсунок; 8 - газовый штуцер;

9 - газопровода с пониженным давлением, 10 - газовый фильтр тонкой очистки; 11 - датчик давления газа;

12 - датчик детонации; 13 - датчик давления наддува; 14 - головка блока цилиндров; 15 - источник питания;

16 - предохранитель; 17 - электронный блок управления; 18 - датчик положения педали управления подачей топлива;

19 - педаль управления подачей топлива; 20 - датчик частоты вращения коленчатого вала;

21 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 22 - дифференциальный двухступенчатый газовый редуктор;

23 - трубка; 24 - электромагнитный газовый клапан с фильтрующим элементом; 25 - включатель газовой системы;

26 - звуко-светового индикатор; 27 - манометр; 28 - газопровод; 29 - расходный вентиль; 30 - источник газа;

31 - наполнительный вентиль; 32 - заправочное устройство

Электронный блок управления, при работе двигателя на частотах вращения холостого хода, с малой или средней нагрузкой, не осуществляет генерацию импульсов на рампу газовых форсунок 7 и подача газового топлива во впускной коллектор не осуществляется. При работе двигателя с нагрузкой близкой к номинальной или с перегрузкой, электронный блок управления 17, получая сигналы от датчиков положения педали управления подачей топлива 18, давления газа 11, давления наддува 13, частоты вращения коленчатого вала 20, температуры охлаждающей жидкости 21 и осуществляет генерацию им-

пульсов на рампу газовых форсунок 7, при этом осуществляется подача газового топлива во впускной коллектор 1. Подача газового топлива, составляющая не более 50% от дизельного, осуществляет от источника газа 30 через расходный вентиль 29 по газопроводу 28 через электромагнитный газовый клапан 24 с фильтрующим элементом, газовый двухступенчатого редуктор 22, газопровод 9 с пониженным давлением и газовый фильтр тонкой очистки 10 во впускной коллектор 1. При длительной работе двигателя с перегрузкой датчики температуры отработавших газов 2 и (или) детонации 12 посылают сигнал электронному блока управления 17 о повышении температуры отработавших газов выше допустимой и (или) о наличии детонации, при этом электронный блок управления 17 уменьшает длительность управляющих импульсов на рампу газовых форсунок 7, что приводит к уменьшению подачи газового топлива во впускной коллектор 1. При запуске двигателя и его прогреве подача газового топлива производиться не будет до тех пор, пока электронный блок управления 17 получает сигналы от датчика частоты вращения коленчатого вала 20, температуры охлаждающей жидкости 21 и температуры отработавших газов 2 и температуры охлаждающей жидкости 18 ниже или выше допустимых значений. Подача газового топлива во впускной коллектор 1 прекращается электронным блоком управления 17 по сигналу датчика давления газа 11, при снижении давления в источнике газа 30 ниже давления, регулируемого дифференциальным двухступенчатым газовым редуктором 22, и принудительно электромагнитным газовым клапаном 24 с фильтрующим элементом, путем отключения его включателем газовой системы 25 с подтверждением звуко-светового индикатора 26 или расходным вентилем 29.

Электронная система впрыска газового топлива в дизель (патент Республики Беларусь № 9959) [7] работает следующим образом (рис. 6).

Рис. 6. Электронная система впрыска газового топлива в дизель: 1 - впускной коллектор;

2 - датчик температуры отработавших газов; 3 - приемная труба глушителя шума, 4 - турбокомпрессор; 5 - подающая труба; 6 - выпускной коллектор; 7 - датчик давления наддува; 8 - газовый штуцер; 9 - головка блока цилиндров; 10 - рампа газовых форсунок; 11 - фильтр тонкой очистки; 12 - датчик давления газа; 13 - газопровод; 14 - трубка; 15 - дифференциальный двухступенчатый газовый редуктор; 16 - датчик температуры; 17 - электронный блок управления; 18 - предохранитель; 19 - источник питания; 20 - датчик детонации; 21 - блок цилиндров дизеля; 22 - датчик частоты вращения коленчатого вала; 23 - электромагнитный газовый клапан с фильтрующим элементом; 24 - манометр; 25 - контакты замка зажигания; 26 - включателя газовой системы со звуко-световым индикатором; 27 - газопровод; 28 - источник газа; 29 - расходный вентиль; 30 - заправочное устройство; 31 - наполнительный вентиль; 32 - штуцер 33 - газовые трубки;

34 - впускные каналы; 35 - впускной клапан

Электронный блок управления, при работе двигателя на частотах вращения холостого хода, с малой или средней нагрузкой, не превышающей 50 % от номинальной (определяется датчиками по температуре отработавших газов 2 и частоте вращения коленчатого вала 22), электронный блок не осуществляет генерацию импульсов на рампу газовых форсунок 10 и подача газового топлива во впускной коллектор 1 не осуществляется. При работе двигателя с нагрузкой более 50 % от номинальной или с перегрузкой, электронный блок управления 17, получая сигналы от датчиков температуры отработавших газов 2, давления газа 12, давления наддува 7, частоты вращения коленчатого вала 22, температуры охлаждающей жидкости 16 и осуществляет генерацию импульсов на рампу газовых форсунок 7, при этом осуществляется подача газового топлива во впускной коллектор 1. Подача газового топлива, составляющая не более 45% от дизельного, осуществляется от источника газа 28 через расходный вентиль 29 по газопроводу 27 через электромагнитный газовый клапан 23 с фильтрующим элементом, дифференциальный двухступенчатый газовый редуктор 15, газопровод 13 с пониженным давлением и газовый фильтр тонкой очистки 11 к рампе газовых форсунок 10 через газовые штуцеры 8 по газовыми трубками 32 подающих газовое топливо во впускные каналы 34 головки блока цилиндров 9 перед впускными клапанами 35. При длительной работе двигателя с перегрузкой электронный блок управления 17 определяет превышение допустимых параметров от датчиков температуры отработавших газов 2 и (или) детонации 20 и уменьшает длительность генерируемых импульсов на рампу газовых форсунок 10, что приводит к уменьшению подачи газового топлива во впускной коллектор 1. При запуске двигателя и его прогреве подача газового топлива производиться не будет до тех пор, пока электронный блок управления 17 получает сигналы от датчиков ниже или выше допустимых параметров. Подача газового топлива во впускной коллектор 1 прекращается электронным блоком управления 17 по сигналу датчика давления газа 12, при снижении давления в источнике газа 28 ниже давления, регулируемого дифференциальным двухступенчатым газовым редуктором 15, при снижении нагрузки на двигатель ниже 50 % от номинальной, и принудительно электромагнитным газовым клапаном 23 с фильтрующим элементом, путем отключения его контактом замка зажигания 25 (поворотом ключа зажигания), нажатием на включатель газовой системы 26 со звуко-световым индикатором или расходным вентилем 29.

Заключение

Представленные системы, подающие газ в дизель опробованы на стенде с дизелем Д-245.582 и на тракторе «Беларус-922» при обработке почвы [8-14]. Использование рассмотренных систем подачи газового топлива в дизель позволяет снизить дымность и токсичность отработавших газов дизеля с наддувом на режимах от 50 % номинального до номинального режима работы дизеля и (или) при перегрузке, за счет высокой турбулизации газового заряда приводящего к интенсификации процессов выгорания сажевых частиц в цилиндре дизеля при точном и оптимальном дозировании газового топлива, с сохранении динамических, мощностных показателей двигателя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтернативные виды топлива для двигателей: монография / А. Н. Карташевич [и др.]. - Горки: БГСХА, 2012. - 376 с.

2. Система подачи газового топлива в двигатель внутреннего сгорания на переходных режимах: пат. 8104 Респ. Беларусь, МПК F 02М 43/00 / А. Н. Карташевич, П. Ю. Малышкин, Д. С. Короленок; заявитель Белорус. гос. с-х. академия. № и 20110560; заявл. 11.07.2011; опубл.: 30.04.2012. // Афщыйны бюл. / Нац. цэнтр штэлнектуал. уласнасщ. - 2012. № 2 - С. 243.

3.Система подачи газового топлива в дизель: пат. 8107 Респ. Беларусь, МПК F 02М 43/00 / А. Н. Карташевич, П. Ю. Малышкин, заявитель Белорус. гос. с-х. академия. № и 20110562; заявл. 11.07.2011; опубл. 30.04.2012. // Афщыйны бюл. / Нац. цэнтр штэлнектуал. уласнасщ. - 2012. № 2 - С. 243.

4. Система подачи газового топлива в дизель: пат. 8351 Респ. Беларусь, МПК F 02М 43/00 / А.Н. Карташевич, П.Ю. Малышкин, заявитель Белорус. гос. с-х. академия. № и 20110674; заявл. 05.09.2011; опубл.: 30.06.2012. // Афщыйны бюл. / Нац. цэнтр штэлнектуал. уласнасщ. - 2012. № 3 - С. 248.

5. Система подачи газообразного топлива в дизель: пат. 9079 Респ. Беларусь, МПК F 02М 43/00 / А. Н. Карташевич, П. Ю. Малышкин, заявитель Белорус. гос. с-х. академия. № и 20120268; заявл. 05.09.2011; опубл.: 30.04.2013. // Афщыйны бюл. / Нац. цэнтр штэлнектуал. уласнасщ. - 2013. № 2 - С. 188.

6. Адаптивная система подачи газового топлива в дизель: пат. 9959 Респ. Беларусь, МПК F 02М 43/00 / П. Ю. Малышкин, А.Н. Карташевич, заявитель Белорус. гос. с-х. академия. № и 20130087; заявл. 30.01.2013; опубл.: 28.02.2014. // Афщыйны бюл. / Нац. цэнтр штэлнектуал. уласнасщ. - 2014. № 1 - С. 185.

7. Электронная система впрыска газового топлива в дизель: пат. 10060 Респ. Беларусь, МПК F 02М 43/00 / А. Н. Карташевич, П. Ю. Малышкин, заявитель Белорус. гос. с-х. академия. № и 20130295; заявл. 05.04.2013; опубл.: 30.04.2014. // Афщыйны бюл. / Нац. цэнтр штэлнектуал. уласнасщ. - 2014. № 2 - С. 150.

8. Малышкин, П. Ю. Сравнение и анализ систем подачи газового топлива в дизель / П. Ю. Малышкин // Знания молодых: наука, практика и инновации: материалы научн.-практ. конф. / редкол. В. Г. Мохнаткин [и др.]. - Киров: ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА, 2013. - Ч.2 - С. 41-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Карташевич, А. Н. Влияние подачи газового топлива на экологические показатели дизеля / А. Н. Карташевич, П. Ю. Малышкин // Вестник БГСХА. - 2013. - №3. - С. 110-115.

10. Малышкин, П. Ю. Сравнение и анализ систем подачи газового топлива в дизель / А. Н. Карташевич, П. Ю. Ма-лышкин. - Киров 2013. С. 41-43.

11. Малышкин, П. Ю. Влияние газового топлива на экологические показатели дизеля / П. Ю. Малышкин, Д. С. Короленок, А. А. Сысоев // Техника будущего: перспективы развития с.-х. техники: материалы междунар. научн.-практ. конф. / редкол. А. И. Трубилин [и др.]. - Краснодар: ФГБОУ ВПО Кубанский ГАУ, 2013. - С. 188-189.

12. Карташевич, А. Н. Исследование эксплуатационных и экологических показатели колесного трактора с подачей газового топлива / А. Н. Карташевич, П. Ю. Малышкин // Вестник БарГУ. Барановичи. - 2014. - №1. - С. 65-68.

13. Малышкин, П. Ю. Улучшение эксплуатационных показателей дизелей применением газовых топлив / П.Ю. Малышкин // Конструирование, использование и надежность машин сельскохозяйственного назначения: сб. матер. XXIV межвуз. науч.-практ. конф. - Брянск, 2014. - С. 32-34.

14. Малышкин, П. Ю. Улучшение экологических показателей дизелей с турбонаддувом путем применения газового топлива / П. Ю. Малышкин, А. А. Сысоев // Специалист XXI века: сб. III междунар. науч.-практ. конф. Барановичи 2014. -С. 45-47.

УДК 631.531.027.2

А. В. ЧЕРВЯКОВ, С. В. КУРЗЕНКОВ, Д. А. МИХЕЕВ

ОБОСНОВАНИЕ ИНТЕРВАЛОВ ВАРЬИРОВАНИЯ ФАКТОРОВ ПРИ ДРАЖИРОВАНИИ СЕМЯН САХАРНОЙ СВЕКЛЫ В ЦЕНТРОБЕЖНОМ ДРАЖИРАТОРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОПАСТНОГО ОТРАЖАТЕЛЯ

(Поступила в редакцию 02.10.2015

В статье представлена методика поисковых эксперимен- The paper presents a methodology for search experiments of

тов процесса дражирования семян сахарной свеклы в центро- pelleting sugar beet seeds in a centrifugal granulator using

бежном дражираторе с использованием лопастного отра- paddle reflector. We have based the limits of variation of design

жателя, обоснованы границы варьирования конструктивных parameters of the equipment and technological parameters of

параметров оборудования и технологических параметров the process. The results will be used in selecting rational pa-

рассматриваемого процесса. Результаты работы будут ис- rameters of pelleting sugar beet seeds in a centrifugal granula-

пользованы при выборе рациональных параметров процесса tor using paddle reflector. дражирования семян сахарной свеклы в центробежном дра-жираторе с использованием лопастного отражателя.

Введение

Производство сахарной свеклы в Республики Беларусь к концу 2015 г. возрастет до 5,5 млн. тонн, а объемы выработки сахара из свекловичного сырья увеличатся до 720 тыс. тонн. Такие параметры определены Государственной программой развития сахарной промышленности на 2011-2015 гг., которая утверждена постановлением Совета Министров от 24 марта № 359. Увеличение объемов производства сахарной свеклы и уменьшение затрат на ее производство планируется обеспечить за счет роста ее урожайности, импортозамещения семенного материала и услуг по его предпосевной обработке. Использование посевного материала низкого качества снижает урожайность и приводит к перерасходу семян. Основным способом повышения качества и защиты семян сахарной свеклы от болезней и вредителей является дражирование [1, 8]. Этот способ обработки позволяет решить ряд задач, стоящих перед аграриями: учесть потребности культуры в питательных веществах по фазам развития; учесть специфику ее возделывания; уменьшить перерасход удобрений и ядохимикатов. Он способствует повышению урожайности, снижению расхода семенного материала при посеве, экономии денежных, людских и технических средств при возделывании, а также улучшению экологической обстановки.

Ежегодно в нашей стране отводится до 100000 га посевных площадей под сахарную свеклу [10]. Все семена сахарной свеклы в Республике Беларусь высеваются в дражированном виде. Стоимость одной посевной единицы импортируемого семенного драже этой сельскохозяйственной культуры доходит до 140 евро. Из бюджета страны на его закупку тратится огромная сумма.

Цена недражированных семян отечественных сортов, полученных в условиях благоприятного климата, составляет около 25 евро за одну посевную единицу. Однако в республике нет оборудования для производства семенного драже. Стоимость же импортных дражираторов составляет более 27 тыс. евро. Внедрение отечественной технологии дражирования сахарной свеклы в рамках программы импортоза-мещения позволит снизить себестоимость семенного драже до 30 % с качеством сопоставимым зарубежным аналогам и даст толчок в развитии этой технологии для других сельскохозяйственных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.