Научная статья на тему 'Системы оповещения и информирования гражданской обороны и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, направления их дальнейшего развития и поддержания в готовности'

Системы оповещения и информирования гражданской обороны и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, направления их дальнейшего развития и поддержания в готовности Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
811
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / CIVIL DEFENSE / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / UNIFIED STATE SYSTEM OF PREVENTION AND RESPONSE TO EMERGENCY SITUATIONS / СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ / WARNING SYSTEM / НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ / ПОДДЕРЖАНИЕ В ГОТОВНОСТИ / MAINTENANCE IN READINESS / PERSPECTIVES FOR DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Притыченко Иван Тихонович

В статье рассмотрены основные направления развития и подержания готовности системы оповещения и информирования населения гражданской обороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Притыченко Иван Тихонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMING AND WARNING SYSTEMS OF CIVIL DEFENSE AND THE STATE SYSTEM OF PREVENTION AND RESPONSE TO EMERGENCY SITUATIONS AND THEIR PERSPECTIVES FOR DEVELOPMENT AND MAINTENANCE IN READINESS

The article views the perspectives for development and maintenance in readiness the systems of informing and warning population of civil defense.

Текст научной работы на тему «Системы оповещения и информирования гражданской обороны и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, направления их дальнейшего развития и поддержания в готовности»

УДК 378.147

И. Т. Притыченко

СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

И ПОДДЕРЖАНИЯ В ГОТОВНОСТИ

В статье рассмотрены основные направления развития и подержания готовности системы оповещения и информирования населения гражданской обороны.

Ключевые слова: гражданская оборона, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, система оповещения, направление развития, поддержание в готовности.

I. Pritychenko

INFORMING AND WARNING SYSTEMS OF CIVIL DEFENSE AND THE STATE SYSTEM OF PREVENTION AND RESPONSE TO EMERGENCY SITUATIONS AND THEIR PERSPECTIVES FOR DEVELOPMENT AND MAINTENANCE IN READINESS

The article views the perspectives for development and maintenance in readiness the systems of informing and warning population of civil defense.

Keywords: civil defense, unified state system of prevention and response to emergency situations, warning system, perspectives for development, maintenance in readiness.

В соответствии с положениями ст.7, 8 и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 8-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах) по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.

Системы оповещения в соответствии с требованиями Федерального закона «О гражданской обороне»:

на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);

на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);

на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);

на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования);

на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Системы оповещения успешно осуществляют доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны (далее по тексту - ГО), единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - РСЧС) и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Однако качественное изменение опасностей, в связи с бурным развитием высокоточных средств вооружённой борьбы и разработкой оружия на новых физических принципах, угрозы терроризма, увеличение тяжести последствий техногенных аварий и катастроф, а также различных стихийных бедствий, проблемы экологии, опасность эпидемий требуют повышение надёжности, живучести созданных систем оповещения, сокращение сроков информирования и реагирования оперативных служб на различные чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

С этой целью МЧС России с привлечением заинтересованных министерств и ведомств, разработало ряд нормативных актов по вопросам оповещения и своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации и угрозы военного характера с привлечением заинтересованных министерств и ведомств. В июле 2006 года утверждено Положение о системах оповещения населения, создаваемых на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях; в январе 2008 года утверждено Положение об информировании населения о состоянии безопасности опасных объектов и условиях проживания на территориях вблизи опасных объектов; в августе 2008 года одобрена Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.

В этих документах подробно и всесторонне рассматриваются вопросы организации и совершенствования систем оповещения гражданской обороны и РСЧС, действия по сигналам и по информации оповещения руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителей муниципальных образований и организаций, должностных лиц органов управления гражданской обороны и РСЧС федерального, регионального, муниципального и объектового уровней; устанавливаются требования к процедуре информирования населения Российской Федерации о состоянии безопасности опасных объектов и условиях проживания его на территориях вблизи них; обосновывается необходимость разработки и создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» с любого телефонного аппарата на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.

Основными направлениями развития сетей оповещения территориальной подсистемы считаются: переход на цифровую аппаратуру и сопряжение автоматизированных систем оповещения муниципальных образований с локальными системами оповещения потенциально опасных объектов и дежурно-диспетчерских служб, входящих в объединённую систему оперативно-диспетчерского управления (далее по тексту - ОСОДУ), по цифровым каналам связи;

использование обходных путей при организационно-техническом построении подсистемы оповещения;

комплексное применение в ней каналов проводного, радио- и телевизионного вещания; задействование систем мобильной радиосвязи (сотовой, пейджинговой и транкинговой) для решения задач оповещения населения и должностных лиц органов управления; повышение надёжности программно-технических средств оповещения.

В системе предполагается также использовать существующие ныне электросирены, сети государственных и ведомственных АТС и АМТС, сети проводного вещания и интегрированные в них электронные сирены, радиовещательные станции и каналы звукового сопровождения телевидения. Реализация этих направлений обеспечит:

оповещение практически неограниченного числа абонентов по служебным, домашним и сотовым телефонам, абонентским приёмникам и по системе передачи данных (формализованных сообщений);

передачу для автоматизированной системы оповещения речевого сообщения длительностью до 60 сек., для системы оповещения населения речевого сообщения с неограниченной продолжительностью; оповещение абонентов за время не более 5 мин.;

приём подтверждений от абонентов о доставке сообщения и формирование отчёта; приём подтверждений от оконечных устройств о начале и окончании передачи информации для населения и формирование отчёта;

выбор режима оповещения - циркулярный, групповой или индивидуальный; передачу команд, приём подтверждений и результатов оповещения, автоматический поиск обходного пути при отказах основных каналов связи;

циркулярное оповещение должностных лиц в сетях АМТС, АТС и сотовых; включение и переключение программ радиотрансляционных узлов, телевещательных станций и других для передачи информации населению;

дистанционное тестирование работоспособности оконечных устройств и систем управления. Для повышения оперативности использования систем оповещения населения органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители; обеспечивают установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания; организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов и речевой информации в мирное и военное время; планируют и проводят совместно с организациями и операторами связи, организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов и речевой информации; разрабатывают совместно с организациями и операторами связи, организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно -диспетчерских) служб при передаче сигналов и речевой информации.

Операторы связи, организации телерадиовещания обеспечивают техническую готовность аппаратуры, средств и каналов связи, средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения, а также готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации; определяют по заявкам органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления перечень каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения, а также производят запись речевых сообщений на магнитные и иные носители информации.

Особого внимания заслуживает процедура информирования населения о состоянии безопасности опасных объектов и условиях проживания на территориях вблизи опасных объектов.

Приказом МЧС России от 09.01.2008 г. № 1 утверждено специальное Положение об информировании населения о состоянии безопасности опасных объектов и условиях проживания на территориях вблизи опасных объектов.

Положение устанавливает основные требования к процедуре информирования населения Российской Федерации о состоянии безопасности опасных объектов и условиях проживания его на территориях вблизи них и распространяется на действующие, реконструируемые и выводимые из эксплуатации опасные объекты, которые используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на гидротехнические сооружения, подлежащие паспортизации в соответствии с Приказом МЧС России от 4 ноября 2004 г. N 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».

Информирование населения о состоянии безопасности опасных объектов и условиях проживания на территориях вблизи них осуществляется посредством размещения необходимых сведений в средствах массовой информации.

Подготовка материалов по информированию населения о состоянии безопасности опасных объектов и условиях проживания на территориях вблизи них осуществляется руководителем опасного объекта с учётом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Для подготовки материалов используются сведения, изложенные в паспортах безопасности опасных объектов, декларациях их безопасности, планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и других документах в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Население информируется:

о риске возникновения чрезвычайных ситуаций на территориях проживания вблизи опасных объектов;

о состоянии безопасности опасных объектов, расположенных вблизи территорий проживания;

о готовности сил и средств опасных объектов к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций;

об осуществлении на опасном объекте мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчению тяжести их последствий на территориях, расположенных вблизи этих объектов;

о порядке действий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций на опасных объектах.

Контроль выполнения руководителями опасных объектов требований Положения осуществляют территориальные органы МЧС России в установленном порядке.

Для повышения оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации и улучшения взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях) населения в РФ в соответствии с указом Президента РФ от 28.12. 2011 г. № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации» реализуется «пилотный проект» «система - 112».

«Система - 112» является территориально-распределённой автоматизированной информационно-управляющей системой, создаваемой на базе единой дежурно-диспетчерской службы (далее по тексту -ЕДДС) муниципальных образований и обеспечивает информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также служб пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети, службы «Антитеррор» и других экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

Её основные задачи:

прием оператором по номеру «112» вызовов (сообщений о происшествиях) и обеспечение психологической поддержки позвонившему лицу;

анализ поступающей информации о происшествиях;

передача информации о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;

формирование статистических отчётов по поступившим вызовам (сообщениям о происшествиях); автоматическое определение номера позвонившего лица (номера «А»), получение от оператора связи имеющихся данных о местонахождении абонентского устройства с этим номером, а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову;

автоматический дозвон до позвонившего лица в случае внезапного прерывания соединения; регистрация и документирование всех входящих и исходящих звонков по номеру «112» (запись, архивирование, поиск, передача);

ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале и завершении экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях), а также о его основных результатах;

возможность приёма вызовов (сообщений о происшествиях) на 5 иностранных языках (французский, английский, немецкий, испанский, китайский) в административном центре субъекта Российской Федерации и в иных муниципальных образованиях, причём субъекты Российской Федерации могут самостоятельно принимать решение по формированию и утверждению перечня муниципальных образований, где с учётом местных условий необходимо использование дополнительных языков обращения к экстренным оперативным службам.

Таким образом, все мероприятия, проводимые органами управления ГОЧС на всех уровнях управления позволят сократить время реагирования на чрезвычайную ситуацию и в более короткие сроки приступить к осуществлению мероприятий по непосредственной защите населения и территорий и таким образом сократить потери и материальный ущерб.

Литература

1.Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2.Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне».

3. Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

3. Постановление Совета министров Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».

4. Постановление Совета министров Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

6. Положение о системах оповещения населения (Приказ МЧС России, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. N 422/90/376).

7. Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб.

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.