СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
SOCIAL STRUCTURE, SOCIAL INSTITUTIONS AND PROCESSES
5.4.4 Социальная структура,
социальные институты и процессы (социологические науки)
Social Structure, Social Institutions and Processes
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-5-149-159 УДК: 316 ГРНТИ: 04.21 EDN: SAUMSG
Системы обучения государственных служащих в странах СНГ
Е.В. Зайцеваа ©, С.Н. Костинаb ©
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация
a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития государственных систем образования государственных служащих в условиях административной реформы в странах постсоветского пространства. Проведен сравнительный анализ систем образования государственных служащих 10 стран постсоветского пространства на основе изучения основных законов о государственной службе, а также иных нормативных правовых актов. В исследовании рассмотрены законы о государственной службе, которая осуществляется в органах публичного управления, в выборку не вошли специальные законодательные акты, регулирующие особенности государственной службы в отдельных органах. Во всех странах так или иначе закреплено право государственных служащих на профессиональную подготовку или профессиональное образование за счет бюджетных средств. В законодательстве стран СНГ о государственной службе сохраняется общий подход к определению форм дополнительного профессионального образования госслужащих. Наиболее популярными формами дополнительного профессионального образования являются переподготовка; повышение квалификации; стажировка. Однако есть некоторые национальные особенности, например, в периодичности или продолжительности обучения. Для государственных служащих в некоторых странах за счет бюджета реализуются и специализированные программы подготовки - магистратура и докторантура. Налицо высокая централизация систем профессионального образования государственных служащих в изучаемых странах. В итоге авторами выделены страны с «традиционным», «европейским» и «смешанным» подходом в реализации дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: государственные служащие, профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка, профессиональное развитие, программы дополнительного образования
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-5-149-159
Training Systems for Civil Servants in the CIS Countries
E.V. Zaitseva3 ©, S.N. Kostinab ©
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation
a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the development of public education systems for civil servants in the context of administrative reform in the countries of the post-Soviet space. A comparative analysis of the education systems of civil servants in 10 countries of the postSoviet space was carried out based on the study of the basic laws on civil service, as well as other regulatory legal acts. The study examined the laws on the civil service, which is carried out in public administration bodies, the sample did not include special legislative acts regulating the features of the civil service in individual bodies. In all countries, one way or another, the right of civil servants to vocational training or vocational education at the expense of budgetary funds is secured. The legislation of the CIS countries on civil service retains a common approach to determining the forms of additional professional education for civil servants. The most popular forms of additional professional education are retraining; training; internship. However, there are some national peculiarities, for example, in the frequency or duration of training. For civil servants in some countries, specialized training programs are also implemented at the expense of the budget - master's and doctoral studies. There is a high centralization of vocational education systems for civil servants in the countries studied. As a result, the authors identified countries with a "traditional", "European" and "mixed" approach to the implementation of additional professional education.
Key words: civil servants, professional training, advanced training, retraining, professional development, additional education programs
FOR CITATION: Zaitseva E.V., Kostina S.N. Training Systems for Civil Servants in the CIS Countries. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 5. Pp. 149-159. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-5-149-159. EDN: SAUMSG
ВВЕДЕНИЕ
После распада СССР страны, образовавшиеся на постсоветском пространстве, начали процесс реформирования систем государственной службы. Одни страны пошли по пути широких заимствований западного опыта, другие придерживались более консервативного подхода к проведению управленческих реформ [3]. При отсутствии соответствующего и достаточного институционального и профессионального потенциала системы государственной службы постсоветских стран, процесс создания масштабной и эффективной системы обучения в сфере государственного управления должен был основываться на непосредственном применении зарубежных теоретических подходов и опыта.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В СТРАНАХ СНГ
Этот вклад обычно поступал в форме двусторонних или многосторонних программ технической помощи, пересаживающих готовые «продукты» на основе академической и профессиональной практики страны-донора [9]. Разнообразие в акторах международного влияния объясняется большей физической и культурной дистанцией между Западом и большинством неевро-
пейских постсоветских стран; низким уровнем стратегического интереса к этим странам [8]. Кроме этого, многие ученые, анализировавшие переходный период развития постсоветских стран, указывают на «эффект колеи» [1] - важность исторического наследия, которое во многом предопределяет его исход. В итоге в постсоветских странах наблюдается различная степень внедрения западных принципов государственного управления [11]. В ряде научных работ отмечается, что модели образования в постсоветских странах демонстрируют двойное измерение глобального/регионального разнообразия и национального единообразия [7].
На процессы развития государственной службы, в том числе и особенности подготовки и повышения квалификации государственных служащих, оказывают влияние доминирующие в постсоветских государствах в тот или иной период концепции государственного управления, т.к. институт госслужбы реагирует не только на структурные изменения, но и на изменения в политическом дискурсе [4]. Инерция самой системы государственной службы гасит скорость изменений в ней, нельзя отрицать, что политическая воля и политические решения оказывают некоторое воздействие на институт государственной службы, однако скорость воздействия и реакция на него крайне снижены [Там же].
Развитие гражданского общества в странах СНГ в условиях цифровой социальной реальности XXI в.
формирует новые вызовы и практики в управлении государственным сектором. Это привело к поиску новых законодательных решений на основе современных подходов и технологий, объектом реформирования в которых становится институт государственной службы [2]. Современные мировые тенденции требуют новых подходов к законодательству о государственной службе в странах СНГ, что приводит к волнам реформирования. Необходимость создания более совершенных форм повышения профессионализма и компетентности государственных служащих, которые бы могли устранить противоречие постоянно возникающими новыми технологиями государственного управления и компетенциями государственных служащих, признается исследователями различных стран СНГ [12].
В результате реформирования системы государственной службы стран СНГ приобрели как некоторые общие черты, которые были обусловлены попытками сближения и разработкой модельных правовых актов, так и особенности, которые определялись идеологией реформирования государств и их институтов. Право государственных служащих на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета было закреплено законом1. В данном модельном законе (ст. 11) были определены следующие формы подготовки: обучение, переподготовка и повышение квалификации (ПК) в соответствующих учебных заведениях и в виде самообразования, а также стажировка (в том числе за пределами государства) с целью практической подготовки к предстоящей деятельности. Также было установлено, что повышение квалификации госслужащих должно проходить регулярно (как правило, один раз в 5 лет). Результаты обучения и ПК должны анализироваться и определять траектории и основания продвижения государственного служащего по службе2.
Необходимо отметить, что на развитие законодательства о государственной службе стран СНГ в той или иной степени оказали подходы, предложенные Европейским союзом, и закрепленные в таких документах как Принципы Европейского административного пространства (European Administrative Space, EAS)3, SIGMA «Принципы государственного управления»4. Один из установленных SIGMA принципов предполагает, что в государстве обеспечивается профессиональное развитие госслужащих, а профессиональная подготовка является их правом и обязанностью., на реализацию которых должны быть выделены достаточные ресурсы. Профессиональное развитие должно обеспечить регулярное проведение тренингов, справедливой оценки эффективности деятельности, а также возможности для мобильности и продвижения, основанные на объ-
1 Модельный закон «Об основах государственной службы», постановление № 11-5 от 15 июня 1998 г. (принят на одиннадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ). URL: https://docs.cntd.ru/ document/901901214?marker
2 Там же.
3 Integrating National Administrations into the European Administrative Space. URL: http://www.sigmaweb.org/publications/ 42747690.pdf
4 Country pofiles of civil service training systems. SIGMA Papers',
OECD Publishing. 1997. No. 12. Pp. 140-156. URL: http://dx.doi.
org/10.1787/5kml6g5hxlf6-en
ективных, прозрачных критериях и индивидуальных заслугах. Организация профессионального развития госслужащих должна включать оценку потребностей в обучении и разработку годичного/двухгодичного плана(ов) обучения5.
Можно отметить, что современное состояние регулирования обучения государственных служащих в странах СНГ сформировалось в результате влияния этих двух подходов. В итоге в постсоветских странах наблюдаются особенности регулирования обучения госслужащих, которые касаются степени детализации регламентации процессов и процедур обучения, конкретизации форм обучения; использования механизмов государственного заказа [6]. В то же время отмечается сходство в организации процессов обучения, например, в странах Центральной Азии, которые пошли по пути создания специализированных образовательных учреждений для обучения кадров государственной службы [5], но эти образовательные организации остаются политизированными и жестко контролируются правительствами, а их программы часто представляют собой пример «мимикрии» европейских или североамериканских программ с особенностями местного контекста [10].
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В выборочную совокупность было включено 10 стран СНГ: Россия, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Молдова, Азербайджан, Армения, Казахстан. Были проанализированы основные законы стран СНГ о государственной службе, а также иные нормативно-правовые акты. Необходимо отметить, что в законодательстве стран СНГ присутствуют различные подходы к определению содержания понятия «государственная служба», которые в том числе определяют включение в нее военнослужащих, работников органов местного самоуправления, а также публичных организаций. В данном исследовании мы рассматривали законы о государственной службе, которая осуществляется в органах публичного управления, не затрагивая специальные законодательные акты, регулирующие особенности государственной службы в отдельных органах (обороны, безопасности и т.д.).
АНАЛИЗ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ СТРАН СНГ
В законодательстве постсоветских государств в настоящее время вопросы подготовки и повышения квалификации государственных служащих реализованы по-разному. Прежде всего необходимо отметить, во всех постсоветских странах так или иначе закреплено право госслужащих на подготовку и/или гарантируется получение такого образования за счет бюджетных средств. Также может быть установлена обязанность госслужащих поддерживать необходимый уровень квалификации (Беларусь, РФ, Казахстан) или повышать квалификацию (Молдова).
5 The principles of public administration. SIGMA. URL: https://sympa-by.eu/sites/default/files/library/principles_ofpublic_administration_ rus_2015.pdf
Таблица 1
Формы обучения государственных служащих стран СНГ [Forms of training for civil servants in the CIS countries]
Страны [Countries] Формы дополнительного профессионального образования [Forms of additional professional education] Подготовка [Training]
Переподготовка [Retraining] Повышение квалификации [Advanced training] Практика/ наставничество [Practice/ mentoring] Самообразование [Self-education] Стажировка [Internship]
Азербайджанская Республика [Republic of Azerbaijan] + + +
Республика Армения [Republic of Armenia] +
Республика Беларусь [Republic of Belarus] + + + + +
Республика Казахстан [Republic of Kazakhstan] + + + +
Республика Кыргызстан [Republic of Kyrgyzstan] + +
Республика Молдова [Republic of Moldova] + + +
Республика Таджикистан [Republic ofTajikistan] + + + +
Республика Узбекистан [Republic of Uzbekistan] + + + +
Российская Федерация [Russian Federation] + + + + + +
Туркменистан [Turkmenistan] + + + + +
В ряде стран вместо понятий подготовки и повышения квалификации были введены нормы о профессиональном развитии служащих, которое включает различные формы обучения, в том числе дополнительное профессиональное образование. Понятие профессионального развития присутствует в законодательстве РФ о гражданской службе, а в законодательстве Молдовы -понятие непрерывного профессионального развития. В Узбекистане в принятом в 2022 г. законе о государственной гражданской службе введено понятие непрерывного повышения профессиональной компетенции государственного гражданского служащего6.
В законодательстве большинства стран СНГ установлены такие формы обучения госслужащих как переподготовка и повышение квалификации (в законе о госслужбе Киргизии указаны только данные формы)7 (табл. 1). В ряде стран в законодательстве присутствует и другие формы - такие как подготовка (Казахстан8,
6 Закон Республики Узбекистан от 08.08.2022 № ЗРУ-788 »0 государственной гражданской службе». URL: https://lex.uz/uz/ docs/6146009
7 Закон Кыргызской Республики от 27 октября 2021 г. № 125 »О государственной гражданской службе и муниципальной службе». URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112303
8 Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г. № 416-V «О государственной службе Республики Казахстан». URL: https:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=36786682&pos=756;-44# pos=756;-44
Туркменистан9, Россия10), стажировка (Беларусь11, РФ12) или прохождение практики (Азербайджан13), а также самообразование (Беларусь14) или самостоятельное обучение (Узбекистан15).
9 Закон Туркменистана от 26 марта 2016 г. № 363-V «О государственной службе». URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ ELECTRONIC/105762/129396/F1414689596/363.pdf
10 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/76dc6224f620ael04 db8b8dlbl04b4c995a0933d/
11 Закон Республики Беларусь ОТ 1 июня 2022 г. № 175-3 «О государственной службе». URL: https://etalonline.by/document/ ?regnum=hl2200175
12 Постановление Правительства РФ от 18.05.2019 № 618 «Об утверждении Положения о прохождении служебной стажировки государственными гражданскими служащими Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_324960/2fd635ae09blldfdb6dade7d0225ad2f9d6d3d5f/#d st100010
13 Закон Азербайджанской Республики от 21 июля 2000 г. № 926-10 «О государственной службе». URL: https://www.sosial.gov.az/en/ post_385014-3852
14 Закон Республики Беларусь 1 июня 2022 г. № 175-3 «О государственной службе». URL: https://etalonline.by/document/ ?regnum=hl2200175
15 Закон Республики Узбекистан от 08.08.2022 № ЗРУ-788 »0 государственной гражданской службе». URL: https://lex.uz/uz/ docs/6146009
В Молдове предусматривается два вида непрерывного профессионального образования государственных служащих, так как новые вызовы, появившиеся в начале XXI в., требуют современных подходов к системе развития государственной службы16. Во-первых, это внешнее обучение, и такие его классические формы как учебные курсы разной длительности и объема часов, семинары, стажировки, и, новые формы - мастер-классы, дистанционное обучение и онлайн-обучение, конференции, круглые столы и др. Во-вторых, внутреннее обучение:
а) без отрыва от работы, например, такие как наставничество, ротация по должностям, практические стажировки;
б) внерабочее обучение, например, например, семинары, мастер-классы, круглые столы и другие формы, реализуемые усилиями работодателя.
В России Указом Президента РФ установлено, что могут осуществляться мероприятия профессионального развития служащих, направленные на: ускоренное приобретение новых знаний и умений; обмен передовым опытом; самостоятельное изучение образовательных материалов, образовательные курсы в дистанционной форме; наставничество17.
Анализ показал наличие различных подходов у национальных государств к определению форм и периодичности подготовки. В ряде стран в основных законах о госслужбе установлены требования к периодичности обучения госслужащих. В различных странах Центральной Азии проведение повышения квалификации госслужащих имеет разные сроки: в Казахстане это происходит не реже одного раза в три года18, в Киргизии - не реже одного раза в 3 года в пределах одной группы должностей19. В Беларуси закон предусматривает повышение квалификации или стажировку госслужащих, как правило, один раз в три года, но не реже одного раза в пять лет, за исключением работников, занимающихся идеологической работой, для которых
повышение квалификации реализуется не реже одного
20
раза в год20.
В Узбекистане закон о госслужбе не содержит норм о периодичности профессионального обучения21, но в Указе Президента Узбекистана было установлено,
16 РешениеПравительстваРеспубликиМолдова№201 от 11.03.2009 о реализации положений закона № 158-XVI от 4 июля 2008 г. о государственной должности и статусе государственных служащих (приложение № 10 Положения о непрерывном профессиональном развитии государственных служащих). URL: https:// wwwlegis.md/cautare/getResults?doc_id=115403&lang=ru
17 Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 318654/
18 Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г. № 416-V «О государственной службе Республики Казахстан». URL: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=36786682&pos=756;-44#pos=756;-44
19 Закон Кыргызской Республики от 27 октября 2021 г. № 125 »О государственной гражданской службе и муниципальной службе». URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112303
20 Указ Президента Республики Беларусь 16 сентября 2019 г. № 343 »0 деятельности Академии управления при Президенте Республики Беларусь». URL: https://pravo.by/document/?guid=387 1&р0=Р31900343
21 Закон Республики Узбекистан, от 08.08.2022 № ЗРУ-788 «О го-
сударственной гражданской службе». URL: https://lex.uz/uz/docs/
6146009
что подготовка управленческих кадров по краткосрочным программам продолжительностью до одного месяца проходит один раз в три года, программы реализуются с отрывом или без отрыва от производства22.
Некоторые страны вместо четких требований к периодичности установили условия необходимости обучения госслужащих (Россия, Азербайджан). В Азербайджане основаниями для получения дополнительного образования являются: назначение государственного служащего на более высокую должность; включение в кадровый резерв; аттестация государственного служащего или результат оценки его служебной деятельности; личная инициатива .
В 2017 г. в России были внесены изменения в законодательство, касающиеся обучения государственных служащих. Вместо норм о периодичности получения гражданским служащим ДПО (один раз в 3 года) были введены процедуры направления гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию, к которым относятся: решение представителя нанимателя; результаты аттестации, в которых рекомендуется прохождение ДПО; назначение на другую должность в связи с сокращением должностей или ликвидацией госоргана; а также назначение впервые на должность гражданской службы или в связи с назначением на вышестоящие должностей (категории «руководители» высшей или главной группы, категории «специалисты» высшей группы)24. Кроме этого, предполагалось, что для гражданских служащих будут составляться индивидуальные планы профессионального развития [4], однако эта норма не закреплена в настоящий период в законе о гражданской службе.
Теперь для участия в мероприятиях по профессиональному развитию гражданские служащие могут быть направлены на основании решения нанимателя, результатов аттестации или назначения на другую должность. В Азербайджане условия получения дополнительного образования государственных служащих определяются назначением на более высокую должность, включением в списки резерва, результатами оценки служебной деятельности и личной инициативой. В настоящее время закон о гражданской службе не включает в себя норму о составлении индивидуальных планов профессионального развития для гражданских служащих, хотя ранее такое предполагалось
Присутствуют примеры, когда в законодательстве стран СНГ наряду с установлением сроков, вводятся условия направления на обучение. Так, в Казахстане установлен шестимесячный срок, не позднее которого государственный служащий должен быть направлен на переподготовку со дня назначения на должность. Если служащий впервые поступил или был назначен
22 Указ Президента Республики Узбекистан от 08.08.2017 № ПФ-5139 «О мерах по дальнейшему развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров в академии государственного управления при президенте республики Узбекистан». URL: https://lex.uz/docs/3300784
23 Закон Азербайджанской Республики от 21 июля 2000 г. № 926-10 «О государственной службе». URL: https://www.sosial.gov.az/en/ post_385014-3852
24 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/76dc6224f620ael04 db8b8dlbl04b4c995a0933d/
на административную государственную службу корпуса «Б»25. В случае, если служащие корпуса «Б» по итогам года были аттестованы на неудовлетворительную оценку, то они обязаны пройти повышение квалификации в трехмесячный срок.
Таким образом, в законодательстве стран СНГ о государственной службе сохраняется общих подход к определению форм ДПО госслужащих (см. табл. 1): переподготовка присутствует в 9 стран из 10 (за исключением Молдовы); повышение квалификации - в 9 стран из 10 (за исключением Армении); стажировка - в 6 станах из 10. Однако, несмотря на популярность таких форм ДПО как переподготовка и повышение квалификации, это не означает единства подходов к их нормированию. В то же время, в Казахстане сроки обучения варьируются от 120 академических часов для программ переподготовки государственных служащих, до 80 академических часов для программ ПК, исключение составляет обучение в иностранных/международных образовательных организациях26. Например, в России закреплены следующие нормы: продолжительность обучения гражданских служащих по программе ПК должная составлять не менее 16 часов, а по программе профессиональной переподготовки - не менее 500 часов27.
Туркменистан. Существует две формы для служащих государственного аппарата: переподготовка и повышение профессионального уровня (ППУ). Первая форма обучения предполагает двухлетний срок с отрывом от службы. Вторая форма обучения составляет пять месяцев без отрыва от службы. Для служащих государственного аппарата по коммерческому арбитражу реализуется программа ППУ длительностью четыре месяца без отрыва от службы. Самые короткие, двухмесячные программы ППУ без отрыва от производства, реализуются в отношении муниципальных служащих28.
Беларусь. Для программ ПК руководящих работников и специалистов, которые реализуются за счет средств республиканского или местных бюджетов, определен минимальный объем - 36 часов. Определены особенности реализации программы ПК для руководящих работников и специалистов различных государственных органов и иных государственных организаций. Например, по направлению «Гуманитарные науки» количество часов по программе ПК может достигать 420 часов, сроком обучения до 15 недель в очно-дневной форме, с отрывом от производства и до 40 недель
25 Корпус «Б» составляют госслужащие, замещающие административные государственные должности в общем порядке. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2018 г. № 125 «Об утверждении Правил подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, требований к организациям образования, осуществляющим повышение квалификации государственных служащих». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000125
26 Там же.
27 Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_318654/62996a38e9824ea366fc9ed7ba9190al79324b4b/
28 Положение об Академии государственной службы при Президенте Туркменистана, утвержденное Постановлением Президента Туркменистана от 24 января 2020 г. № 1606. URL: http://www. dga.edu.tm/index.php/ru/akademiya-2/o-nas/zakonodatelnye-osnovy
в очно-вечерней форме обучения29. По программам переподготовки для руководящих работников государственных органов и организаций срок обучения может достигать пять месяцев обучения в очной форме. Однако, для лиц со средним специальным образованием объем учебных часов учебного плана должен быть не менее 600 учебных часов, а для лиц, имеющих высшее образование не менее 1000 учебных часов. Сроки прохождения стажировок для руководящих работников и специалистов государственных органов и государственных организаций непродолжительны и не могут превышать одной недели.
Другая модель организации ПК наблюдается в Молдове и Армении, где необходимость ее повышения определяется ежегодно в соответствии с потребностями. В Положении о непрерывном образовании госслужащих Молдовы установлено, что индивидуальные потребности в профессиональном развитии служащего определяются его непосредственным руководителем. Для этого реализуется процедура оценки профессиональных достижений в течение года посредством мониторинга деятельности служащего. Данный метод позволяет определить потребности как в профессиональном развитии как отдельных служащих, так и органа власти в целом, разработать годовой план профессионального развития служащих и сформировать индивидуальные и коллективные заявки на обучение30. В то же время закон о госслужбе устанавливает обязанность обеспечения органами власти непрерывного профессионального развития продолжительностью не менее 40 часов в год для служащих. Для лиц, впервые поступающим на службу, установлена обязанность для органов публичной власти реализовать вводный курс продолжительностью не менее 80 часов31.
В Армении повышение квалификации каждого гражданского служащего осуществляется по индивидуальной программе, которая составляется и изменяется исходя из оценки ее необходимости, в том числе связанной с оценкой годовой исполнительности гражданского служащего32. Индивидуальная программа составляется на основе оценки потребностей в обучении профессиональным знаниям и компетенциям, размещенным на информационной платформе государственной службы. В трехдневный срок после завершения каждого курса тренеры представляют справку о результатах обучения (процентах, полученных от тестовых заданий) в орган государственной службы в случае обучения компетенциям, а в соответствующий
29 Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.09.2022 № 574.URL: https://gsmu.by/upload/file/metod_otdel/poloj_nepreriv_ obraz.pdf
30 Положение о непрерывном профессиональном развитии государственных служащих: Приложение № 10 к Постановлению Правительства № 201 от 11 марта 2009 г. о введении в действие положений закона о государственной должности и статусе государственного служащего № 158-XVI от 4 июля 2008 г. URL: https://www.legis.md/cautare/getResults?doc_id=115403&lang=ru
31 Закон Молдовы № 158 от 07.04.2008 «О государственной должности и статусе государственного служащего». URL: https://www. legis.md/cautare/getResults?doc_id=120077&lang=ro
32 Закон Республики Армения «О гражданской службе» принят
23.03.2018. URL: http://www.parliament.am/legislation.php7sel»
show&ID=6259&lang=rus#4
орган - в случае профессионального обучения. По результатам оценки годовой успеваемости и потребности в обучении государственного служащего по индивидуальной программе утверждается минимальный порог обязательных кредитов, необходимых государственному служащему на данный год. В случае неполучения утвержденных индивидуальной программой обучения кредитов в течение двух лет подряд полномочия государственного служащего прекращаются33.
Следует отметить, что в некоторых странах для государственных служащих за счет бюджета реализуются не только программы переподготовки и повышения квалификации, но и специализированные программы подготовки управленческих кадров - магистратура и докторантура.
В Казахстане предусмотрена система обучения государственных служащих по программам послевузовского образования в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан продолжительностью 1 или 2 года с отрывом от производства, за счет государственных средств. Поступление на такие программы проводится на конкурсной основе. Для поступления государственный служащий должен соответствовать следующим требованиям: замещать штатную должность, иметь не менее двух лет стажа госслужбы, а также его возраст не должен превышать пенсионный с учетом совокупности сроков обучения и отработки. Госслужащему, проходящему обучение, предоставляется отпуск без сохранения заработной платы, но его место работы (должность) сохраняется. В связи с тем, что для реализации обучения государственных служащих используется государственный образовательный заказ, то после завершения обучения за ними закрепляется обязанность отработки в том же органе власти, который направил на обучение, не менее одного года, а на государственной службе не менее трех лет. В противном случае он должен возместить затраты на обучение34.
В Узбекистане для служащих органов государственной власти, органов государственного управления, работников государственных учреждений и организаций предусмотрена подготовка управленческих кадров на грантовой основе на основе двухгодичной магистерской программы обучения. На нее могут поступать кандидаты только из числа лиц моложе 40 лет, имеющих высшее образование и стаж управленческой работы не менее 2 лет, получивших рекомендации работодателей. При этом основная должность и среднемесячная заработная плата обучающихся сохраняются в течение
33 Постановление Первого Заместителя Премьера Республики Армения № 2 от 9 января 2019 г. «О порядке переподготовки государственных служащих, основные критерии, представляемые организациям, осуществляющим переподготовку, основные принципы определения зачета, оценка потребностей по выходу и созданию персональной программы, а также составление соответствующей программы реабилитации органа, принципы признания международных сертификатов, определение видов». URL: https://www.arlis.am/DocumentView.aspx7DocID-149874
34 Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2018 г. № 125 «Об утверждении Правил подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, требований к организациям образования, осуществляющим повышение квалификации государственных служащих». URL: https://www.apa.kz/download/law/ru/2021/Pravila-podgotovki-perepodgotovki.pdf
всего периода обучения. Лица, успешно завершившие обучение по магистерским программам и работающие на руководящих должностях, получают ежемесячную премию в размере 20% должностного оклада, (независимо от учитываемых доплат и премий) в течение 5 лет35.
В России закон о гражданской службе предусматривает возможность целевой подготовки государственных гражданских служащих36, поступающих на обучение по образовательной программе высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры). Ограничением является наличие уже у государственного служащего одного или нескольких оконченных высших образований37. Заключение договора о целевом обучении производится по результатам конкурса, который проводит государственный орган. В период обучения служащему производится денежная выплата в размере 50% государственной академической стипендии.
По окончании обучения служащий обязан заключить срочный служебный контракт для прохождения службы либо на срок, в течение которого служащий получал денежные выплаты от госоргана, но не менее, чем на 3 года. Также за ним закрепляется обязанность замещения должности, на которую будет назначен государственный гражданский служащий после завершения обучения не менее одного года38.
Для реализации подготовки и повышения квалификации государственных служащих в постсоветских государствах были созданы специализированные образовательные организации при главе государства (табл. 2).
Статус и полномочия данных образовательных организаций в постсоветских странах отличаются. В ряде стран эти образовательные организации определены как единственные уполномоченные для обучения государственных служащих и реализуют программы, в основном, для госслужащих. Например, Академия в Республике Узбекистан была учреждена как единственное учебное заведение, которое предлагает программы магистратуры, переподготовки и повышения квалификации в области государственного управления для должностных лиц центрального правительства и местных органов власти. Академия имеет 5 филиалов по всей стране и реализует одногодичные (ускоренные) и двухгодичные программы магистратуры в области государственного менеджмента, 4-месячные и 10-месячные программы переподготовки публичных служащих, и одномесячные курсы повышения квалификации39.
35 Указ Президента Республики Узбекистан от 08.08.2017 № ПФ-5139 «О мерах по дальнейшему развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров в академии государственного управления при президенте республики Узбекистан». URL: https://lex.uz/docs/3300784
36 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/76dc6224f620ael04 db8b8dlbl04b4c995a0933d/
37 Указ Президента РФ от 20.05.2021 № 301 «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам о целевом обучении». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_384544/
38 Указ Президента РФ от 20.05.2021 № 301 «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам о целевом обучении». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_384544/
39 Академия государственного управления при Президенте Республики Узбекистан. URL: https://argos.uz/ru/static/dba
Таблица 2
Специализированные образовательные организации стран СНГ при главе государства [Specialized educational organizations ofthe CIS countries under the head of state]
Страна [Country] Образовательная организация [Educational organization] Год создания [Year of creation] Программы для государственных служащих [Programs for civil servants]
Азербайджанская Республика [Republic of Azerbaijan] Академия государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики [Academy of Public Administration under the President of the Republic of Azerbaijan] (https://dia.edu.az/ru/ arxivl%C9%99r/tag/akademiya) 1999 Программа «Государственное и муниципальное управление», 2 года очно; 3 года - заочно; курсы ПК по восьми направлениям 1-2 недели для старших руководителей системы ГМУ [Programme "State and Municipal Administration", 2 years full-time; 3 years - correspondence; 1-2 week PT courses in eight areas for senior managers of the state and municipal administration system]
Республика Армения [Republic of Armenia] Академия государственного управления Республики Армения [Academy of Public Administration of the Republic of Armenia] (https://paara.am/ru/homepage/) 1994 Программы переподготовки и ПК для государственных и муниципальных служащих [Retraining and PT programs for state and municipal employees]
Республика Беларусь [Republic of Belarus] Академия управления при Президенте Республики Беларусь [Academy of Public Administration under the President of the Republic ofBelarus] (www.pac.by) 1991 Программы ПК от 36 до 80 часов [PC programs from 36 to 80 hours]
Республика Казахстан [Republic of Kazakhstan] Национальная высшая школа государственного управления при Президенте Республики Казахстан, 16 филиалов в областях страны [National Higher School ofPublic Administration under the President of the Republic of Kazakhstan, löbranches in the regions of the country] (https://www.apa.kz/) 1992 7 образовательных программ на 8, 24,40 часов, 2 курса переподготовки на 120 часов, впервые назначенных или поступивших на государственную административную службу корпуса «Б» [7 educational programs for 8, 24,40 hours, 2 retraining courses for 120 hours, for those first appointed or admitted to the state administrative service of Corps "B"]
Республика Кыргызстан [Republic of Kyrgyzstan] Академия государственного Управления при Президенте Кыргызской Республики имени Ж. Абдрахманова [Academy of Public Administration under the President of the Kyrgyz Republic named after Zh. Abdrakhmanov] (http://www.apap.kg/) 2012 16 курсов ПК для государственных служащих в очной форме обучения, срок обучения: 5 дней (36 академических часов), 10 дней (72 академических часа) [16 full-time PC courses for civil servants, duration of study: 5 days (36 academic hours), 10 days (72 academic hours)]
Республика Молдова [Republic of Moldova] Академия государственного управления [Academy of Public Administration] (http://aap.gov.md/ro/article/ cursuri-la-comanda-de-stat) 48 курсов ПК для госслужащих [48 PC courses for civil servants]
Российская Федерация [Russian Federation] Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (https://www. ranepa.ru/), сеть из 46 филиалов по стране [Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (https://www.ranepa. ru/), a network of 46 branches across the country] 1992 Программы бакалавриата и магистратуры в области государственного управления, MBA, DMA, МРА, DPA, 19 программ переподготовки, 62 программы ПК; программы подготовки управленческого резерва; образовательные программы в филиалах [Bachelor's and Master's programs in public administration, MBA, DMA, MPA, DPA, 19 retraining programs, 62 vocational programs; management reserve training programs; educational programs in branches]
Республика Таджикистан [Republic ofTajikistan] Академия государственного управления при Президенте Республики Таджикистан [AcademyofPublic Administration under the President of the Republic ofTajikistan] (https:// apa.tj) 2013 Программы высшего образования по тематике государственного управления (бакалавриат/магистратура). Реализуются формы для государственных служащих: переподготовка, повышение квалификации, выездное обучение [Higher education programs in public administration (bachelor's/master's degree). Forms are implemented for civil servants: retraining, advanced training, on-site training]
Окончание табл. 2
Страна [Country] Образовательная организация [Educational organization] Год создания [Year of creation] Программы для государственных служащих [Programs for civil servants]
Туркменистан [Turkmenistan] Академия государственной службы при Президенте Туркменистана [Academy of Civil Service under the President ofTurkmenistan] (https:/dga.edu.tm) 2008 Магистерская подготовка; переподготовка и ПК государственных служащих и специалистов с высшим образованием, работающих в различных отраслях народного хозяйства страны (5 месяцев и 2 года) [Master's degree training; retraining and advanced training of civil servants and specialists with higher education working in various sectors of the national economy of the country (5 months and 2 years)]
Республика Узбекистан [Republic of Uzbekistan] Академия государственного управления при Президенте Республики Узбекистан [Academy of Public Administration under the President of the Republic ofUzbekistan] (https://dba.uz) 1995 Программы переподготовки сроком 10и4 месяцев; курсы повышения квалификации сроком до 1 месяца только для исследования системы ГМУ, либо для руководителей для приобретения узких знаний и административных навыков [Retraining programs lasting 10 and 4 months; advanced training courses lasting up to 1 month only for studying the GMU system, or for managers to acquire specialized knowledge and administrative skills]
В Казахстане образовательная организация также имеет статус уполномоченной для обучения госслужащих. Она реализует программы переподготовки, повышения квалификации, а также программы магистратуры для госслужащих.
В ряде стран созданные при главах государств образовательные организации могут реализовывать не только программы обучения для действующих госслужащих, но и программы подготовки для других категорий граждан. Например, Академия Таджикистана реализует программы бакалавриата (продолжение обучения в колледжах), магистратуры, второго высшего профессионального образования по специальностям, связанным с государственной администрацией и политическим менеджментом40. В Кыргызской Республике Академия имени Ж. Абдрахманова также наряду с обучением госслужащих реализует программы бакалавриата и магистратуры по государственному управлению, менеджменту, юриспруденции и экономике, ведет аспирантуру и докторантуру41. В Туркменистане Академия помимо программ переподготовки и повышения квалификации госслужащих реализуются программы магистратуры и программы ПК на платной
4?
основе42.
И третий вариант предполагает, что данные образовательные организации осуществляют широкий спектр образовательных программ и не являются основным местом обучения госслужащих. Например, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ помимо программ для госслужащих 15 программ среднего профессионального образования, более 1000 программ по 26 направле-
40 Академия государственного управления при Президенте Республики Таджикистан. URL: https://apa.tj
41 Академия Государственного Управления при Президенте Кыргызской Республики имени Ж. Абдрахманова. URL: http://www. apap.kg/ru/
42 Академия государственной службы при Президенте Туркменис-
тана. URL: https://www.dga.edu.tm
ниям бакалавриата и 7 направлениям специалитета, 500 программам магистратуры, подготовку в аспирантуре и докторантуре для широкого круга слушателей43.
В большинстве стран СНГ наряду с определением уполномоченных вузов, также присутствует возможность участия в процессе обучения служащих широкого круга образовательных организаций. Так, в Беларуси программы ПК и переподготовки могут осуществляться в учреждении высшего образования при условии создания в его структуре института повышения квалификации и переподготовки и (или) факультета повышения квалификации и переподготовки, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, из числа коммерческих организаций, получивших предоставленный Министерством экономики статус бизнес-школы. Спецификой Казахстана является то, что для государственных служащих корпуса «Б» отдельно определяется и закрепляется Координационным советом при уполномоченном органе по делам государственной службы перечень организаций, которым разрешено предоставлять для указанной группы служащих образовательные услуги.
В Положении о непрерывном образовании госслужащих Молдовы предусмотрено, что участвовать в закупках услуг по обучению для органов публичной власти могут поставщики услуг, обладающие необходимой квалификацией, не имеющие опыт в области проведения мероприятий по профессиональному развитию к закупкам не допускаются44, таким образом, в Молдове в реализации ДПО участвует широкий круг образовательных организаций. В России программы ДПО для
43 российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. URL: https://www.ranepa.ru
44 Положение о непрерывном профессиональном развитии государственных служащих: Приложение № 10 к Постановлению Правительства № 201 от 11 марта 2009 г. о введении в действие положений закона о государственной должности и статусе государственного служащего № 158-XVI от 4 июля 2008 г. URL: https://www.legis.md/cautare/getResults?docJd=115403&lang=ru
госслужащих реализуются широким спектром различных организаций, имеющих соответствующую лицензию, в том числе в рамках государственного заказа или государственного задания.
В заключение приведем некоторые данные по результатам работы системы подготовки государственных служащих в наиболее крупных странах СНГ - РФ, Казахстане и Беларуси.
В Казахстане в 2022 г. переподготовку и повышение квалификации прошли порядка 25 тысяч госслужащих45, в 2021 г. - 36 027 человек46. С учетом того, что численность госслужащих в Казахстане в 2022 г. составила 83 963 человек47, а в 2021 г. - 88 793 человека48, доля прошедших переподготовку и повышение квалификации в общей численности государственных служащих, составила соответственно 40,6 и 29,8%. Кроме этого, в 2021 г. программе «Руководитель новой формации» прошли обучение 76 политических служащих, а в рамках введения Административного процедурно-процессуального кодекса проведено обучение 68 905 служащих. По программам магистратуры и докторантуры завершили обучение в 2022 г. 159 человек (из них 11 - иностранные госслужащие из Афганистана, Таджикистана и Мальдивской Республики)49, в 2021 г. -153 служащих. В то же время в Национальном докладе о состоянии государственной службы в Республике Казахстан отмечается незаинтересованность служащих в обучении по программам магистратуры. К примеру, в 2021 г. на 120 мест обучения в магистратуре по государственному образовательному заказу было подано всего 121 заявление от претендентов.
Интересным на наш взгляд является введение в Казахстане процедур постмониторинга (методом опроса) госслужащих, через 3 месяца после окончания обучения для оценки практикоориентированности программ. На практике применяют или частично применяют полученные знания 86,6% респондентов, не применяют -13,4%. Также оценку полученных госслужащим знаний дают их руководители - 89% из них отметили, что обучение повысило эффективность сотрудников50.
В РФ в 2021 г. получили дополнительное профессиональное образование 169 311 гражданских служащих, в том числе по программам профессиональной подго-
45 Национальный доклад о состоянии государственной службы в Республике Казахстан. URL: https://www.gov.kz/memleket/ entities/qyzmet/documents/details/454043?lang=ru
46 Там же.
47 Там же.
48 Национальный доклад о состоянии государственной службы в Республике Казахстан 2022 г. URL: https://www.gov.kz/ memleket/entities/qyzmet/documents/details/307381?lang=ru
49 Национальный доклад о состоянии государственной службы в Республике Казахстан, г. Нур-Султан, 2022. URL: https://www. gov.kz/memleket/entities/qyzmet/documents/details/454043? lang=ru
50 Тамже. С. 22.
ЛИТЕРАТУРА
1. АузанА.А. «Эффект колеи». Проблема зависимости от траектории предшествующего развития - эволюция гипотез // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2015. № 1.С. 3-17.
2. Бахтаирова Е.А. Становление новой парадигмы государственной гражданской службы в странах ЕАЭС на постсоветском пространстве (в Беларуси, Армении, Казахстане
товки - 6216 человек (3,7%), повышения квалификации - 163 067, за пределами территории РФ - 28 человек. С учетом численность государственных гражданских служащих на 2021 г., которая составила 632,1 тыс. человек, доля прошедших программы ДПО - 26,8% от общей численности гражданских служащих51.
В Беларуси в 2019 г. профессиональное обучение работников по образовательным программам дополнительного образования в сфере государственное управление прошли 10 861 работников, из них 9259 -по программам ПК, 527 - стажировки руководящих работников и специалистов, 923 - переподготовки, 247 - профессиональной подготовки служащих52. Это составило 15,3% к общей численности работников государственного управления (182 тыс. человек).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трансформация института государственной службы в результате административной реформы в странах постсоветского пространства актуализировала необходимость развития государственных систем образования государственных служащих этих стран. В настоящий период наблюдаются тенденции, обусловленные, на наш взгляд, скорее политическими причинами. Во-первых, в большинстве стран СНГ сохраняется единый подход к формированию системы дополнительного профессионального образования госслужащих, который был закреплен в Модельном законе о госслужбе СНГ в части форм ДПО. При этом наблюдаются национальные особенности в определении продолжительности и периодичности реализации различных форм ДПО. В то же время в ряде стран СНГ наблюдается переход к «европейским» принципам организации обучения госслужащих, которые предполагают подход «потребностей» (Молдова и Армения).
Вторая тенденция связана со степенью централизации организации обучения госслужащих. В большинстве стран СНГ (относящихся к Центральной Азии) наблюдается высокая степень централизации обучения, предполагающая наличие основной уполномоченной образовательной организации.
В итоге можно выделить три группы стран по организации обучения госслужащих: с «традиционным» подходом, характеризующимся жесткими формами и высокой степенью централизации (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан); «европейским» подходом, основанном на потребностях (Молдова и Армения); и реализующим «смешанный» подход (РФ, Азербайджан).
51 Дополнительное профессиональное образование кадров государственной гражданской и муниципальной служб. URL: https:// rosstat.gov.ru/compendium/document/13288
52 Труд и занятость в Республике Беларусь, 2020. URL: https://www. belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_ compilation/index_18061/
REFERENCES
1. Auzan A.A. "Effect of track". The problem of dependence on the trajectory of the previous development - the evolution of hypotheses. Vestnik Moskovskogo universiteta. Series 6: Economy. 2015. No. 1. Pp. 3-17. (In Rus.)
2. Bakhtairova E.A. Formation of a new paradigm of the state civil service in the EAEU countries in the post-Soviet space (in Belarus, Armenia, Kazakhstan and Kyrgyzstan). Izvestiya
и Киргизии) // Известия Байкальского государственного университета. 2019. Т. 29. № 2. С. 273-279.
3. Борщевский Г.А. Процессы интеграции в сфере государственной службы и ее реформирование на евразийском пространстве Ц Вестник МГИМО Университета. 2016. № 1 (46). С. 51-62.
4. Борщевский Г.А. Трансформация института государственной бюрократии: от советского опыта к современности // Политическая наука. 2018. № 1. С. 223-248.
5. Гафуров А.Д. Эволюция государственного управления в странах постсоветского пространства. Республика Таджикистан Ц Государственная служба. 2022. № 1 (135). С. 93-118. DOI: 10.22394/2070-8378-2022-24-1-93-118.
6. Москалева О.С. Обучение и профессиональное развитие государственных служащих в странах бывшего СССР // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 35. С. 20.
7. Andreescu L., Zulean М., Diaconu D. On the re-institutional-ization and diversification of Public Administration education in Central and Eastern Europe: A case study of post-Commu-nistRomania//TeachingPublic Administration. 2021. Vol. 39. No. 1. Pp. 26-45.
8. BaimenovA., Liverakos Years of transformation: A comparative assessment // Public service evolution in the 15 post-soviet countries: Diversity in transformation. Singapore: Springer Nature Singapore, 2022. Pp. 1-49. DOI: 10.1007/978-981-162462-9 1.
9. Hajnal G. Diversity and convergence: A quantitative analysis of European public administration education programs // Journal of Public Affairs Education. 2003. Vol. 9. No. 4. Pp. 245258. DOI: 10.1080/15236803.2003.12023597.
10. Janenova S. Public Administration Academies in Central Asia: "Government puppets" or independent seats of learning? // Teaching Public Administration. 2020. Vol. 38. No. 2. Pp. 126-143.
11. Kardava C. Georgian civil service since regaining independence Ц Public service evolution in the 15 post-Soviet countries: Diversity in transformation. Singapore: Springer Nature Singapore, 2022. Pp. 167-198.
12. Suleimenova G.K., Karamalayeva Z.T. Assessing civil servants training needs: the case of Kazakhstan // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. Спецвыпуск. С. 96-115. (In Eng.). DOI: 10.17323/1999-5431-2018-0-5-96-115.
Bajkalskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. Vol. 29. No. 2. Pp. 273-279. (InRus.)
3. Borshchevsky G.A. Integration processes in the public service and its reform in the Eurasian space. Vestnik MGIMO Universiteta. 2016. No. 1 (46). Pp. 51-62. (In Rus.)
4. Borshchevsky G.A. Transformation of the institute of state bureaucracy: from the Soviet experience to the present. Politicheskaya nauka. 2018. No. 1. Pp. 223-248. (In Rus.)
5. Gafurov A.D. The evolution of public administration in the countries of the post-Soviet space. Republic of Tajikistan. Gosudarstvennaya sluzhba. 2022. No. 1 (135). Pp. 93-118. (InRus.). DOI: 10.22394/2070-8378-2022-24-1-93-118.
6. Maskaleva O.S. Training and professional development of civil servants in the countries of the former USSR. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. 2012. No. 35. P. 20. (In Rus.)
7. Andreescu L., Zulean M., Diaconu D. On the re-insti-tutionalization and diversification of Public Administration education in Central and Eastern Europe: A case study of post-Communist Romania. Teaching Public Administration. 2021. Vol. 39. No. 1. Pp. 26-45.
8. BaimenovA., Liverakos Years of transformation: A comparative assessment. In: Public service evolution in the 15 post-Soviet countries: Diversity in transformation. Singapore: Springer Nature Singapore, 2022. Pp. 1-49. DOI: 10.1007/978-981-162462-9 1.
9. Hajnal G. Diversity and convergence: A quantitative analysis of European public administration education programs. Journal of Public Affairs Education. 2003. Vol. 9. No. 4. Pp. 245258. DOI: 10.1080/15236803.2003.12023597.
10. Janenova S. Public Administration Academies in Central Asia: "Government puppets" or independent seats of learning? Teaching Public Administration. 2020. Vol. 38. No. 2. Pp. 126-143.
11. Kardava C. Georgian civil service since regaining independence. In: Public service evolution in the 15 post-Soviet countries: Diversity in transformation. Singapore: Springer Nature Singapore, 2022. Pp. 167-198.
12. Suleimenova G.K., Karamalayeva Z.T. Assessing civil servants training needs: the case of Kazakhstan. Issues of State and Municipal Management. 2018. Special issue. Pp. 96-115. DOI: 10.17323/1999-5431-2018-0-5-96-115.
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 83,65%
Рецензент: Резер Т.М., доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ; профессор; Институт экономики и управления; Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина
Статья поступила в редакцию 22.09.2024, принята к публикации 18.10.2024 The article was received on 22.09.2024, accepted for publication 18.10.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Зайцева Екатерина Васильевна, кандидат социологических наук, доцент; доцент, кафедра теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, Институт экономики и управления; Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина; г. Екатеринбург, Российская Федерация. ORCID: 0000-00032112-3029; E-mail: [email protected]
Костина Светлана Николаевна, кандидат социологических наук, доцент; доцент, кафедра теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, Институт экономики и управления; Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина; г. Екатеринбург, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-9346-600Х; E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Ekaterina V. Zaitseva, Cand. Sci. (Sociol.), Associate Professor; associate professor, Department of Theory, Methodology and Legal Support of State and Municipal Administration, Institute of Economics and Management; Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin; Yekaterinburg, Russian Federation. ORCID: 0000-0003-2112-3029; E-mail: [email protected]
Svetlana N. Kostina, Cand. Sci. (Sociol.), Associate Professor; associate professor, Department of Theory, Methodology and Legal Support of State and Municipal Administration, Institute of Economics and Management; Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin; Yekaterinburg, Russian Federation. ORCID: 0000-0001-9346-600X; E-mail: [email protected]