Научная статья на тему 'Системы колористической подготовки начала ХХ века'

Системы колористической подготовки начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОРИСТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦВЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COLORISTICS / ART EDUCATION / COLOR / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурина Мариэтта Олеговна, Сурин Александр Александрович

В статье рассматриваются ведущие школы художественной подготовки начала ХХ века в Германии и России. Определяются причины ухода от классической системы обучения и последующего возврата системы художественного образования к академизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of a color system of the early twentieth century

The article deals with the preparation of the leading schools of art of the early twentieth century in Germany and Russia. Determined the reasons for leaving between classical training and subsequent return to the system of art education to the academicism.

Текст научной работы на тему «Системы колористической подготовки начала ХХ века»

Системы колористической подготовки начала ХХ века

М.О. Сурина, А.А. Сурин

В начале ХХ века в Европе активно развиваются различные направления в искусстве (экспрессионизм, абстракционизм, модерн, конструктивизм, и др.). В этот период практики (архитекторы, художники, дизайнеры) начинают все чаще выступать в роли теоретиков искусства, Эта черта является характерной особенностью начала ХХ века с его интенсивной дифференциацией и самоопределением различных течений, со своеобразной динамикой развития искусств. В тоже время на развитие новых видов искусства оказывает активное влияние научно-техническая революция, что отразилось, прежде всего, в появлении новых видов искусств (художественной фотографии, кино, дизайна и др.) и в создании технической базы художественной деятельности, Многообразие форм искусства создало основу для более широкого внедрения цвета в сферу жизнедеятельности человека, актуализировало проблему цветового воздействия и обучения «цвету», способствовало появлению новых форм художественной подготовки [ ]. Наиболее значимые достижения в области колористической и художественной подготовки были отмечены в Германии (Баухауз) и России (ВХУТЕМАС). Революционные идеи и начинания педагогов этих школ подготовили основу для развития отечественной системы высшего профессионального образования в области архитектурно-художественной подготовки и новой, нарождающейся профессии дизайнеров [2,3,6,7].

Теоретической основой Баухауза (1919) становится «функционализм». Цели и задачи создания института дизайна, по мнению ее основателя В. Гропиуса, были направлены на разработку вненациональной демократической архитектуры, призванной смягчить социальные противоречия в обществе. Причем, обучение ремеслу в Баухаузе было не самоцелью, а средством воспитания. Гропиус видел психологические

проблемы во взаимоотношении своего времени с формой, пространством и цветом, считал их «фундаментальными» и, в то же время, «второстепенными», так как технические компоненты дают возможность только понять «неосязаемое через осязаемое». Он также отмечал важность «концентрического» (всеохватывающего, разностороннего), а не

«секционного» обучения [3].

В «Баухаузе» преподавали И. Иттен, В. Вагельфельд, В. Кандинский, Людвиг Мис ван дер Роэ и другие. Иоханес Иттен разработал новый учебный курс по цвету, включающий теоретическую и практическую части [4]. Этот курс был ориентирован на развитие у учащихся, через авторскую систему упражнений, мастерства свободного владения цветом и формой, рассматриваемого Иттеном в качестве универсальных категорий любого вида творчества. В рамках своего курса Иттен стремился раскрыть как можно полнее психологическое, пространственное и эмоциональное воздействие цвета, те законы цветовой гармонизации среды, которые порождены самой природой. Он считал, что серьезное изучение цвета является превосходным средством формирования и развития личности, и на своих занятиях стремился развивать в студентах, в первую очередь, именно лучшие человеческие качества как фундаментальную основу профессионального творчества. Можно сказать, что подготовка специалиста в «Баухаузе» была ориентирована на формирование личности, акцентом воспитания являлся человек с его духовными и материальными потребностями, соотнесенными с интересами общества [3,4].

В это время в России в сфере архитектурно-художественного образования усиливаются тенденции «массовости», то есть значительно увеличивается число высших и средних специальных заведений, появляются художественные студии, кружки и школы. Рисование начитает входить в перечень обязательных предметов в общеобразовательной школе. В результате изменяются представления педагогов о характере

профессиональной, архитектурной и художественной подготовки, пересматриваются педагогические теории «академизма», вырабатываются

новые представления о методах специализированного обучения [1,5].

В России возникшее многообразие направлений в области изобразительного искусства приводит к идее объединения некоторых из них. Так, например, в 1921 году на базе живописного факультета Академии художеств произошло объединение некоторых программ обучения, синтезировавших в себе отдельные приемы и положения из различных художественных направлений: натурализма, импрессионизма, кубизма,

конструктивизма и футуризма [1,6]. Например, от художественного направления «импрессионизм», которое разрабатывало способы передачи впечатления как основного аспекта восприятия, берет начало анализ основных цветов и их сочетаний, изучение полихромии природных цветовых гармоний, создающих живописную основу картины. От «футуризма», отрицавшего художественное и нравственное наследие традиционной культуры, проповедовавшего урбанистическую цивилизацию, было взято изображение динамики.

В 20-е годы в России поиск новых методов и способов обучения колористике приобретает наиболее активную форму в рамках отдельного учебного заведения. Преподаватели постоянно ищут все новые и новые способы обучения художественному творчеству, начинают применять инновационные по тем временам методы (метод проектов, коллективного обучения, лабораторно-бригадный метод и др.). Однако разнообразие взглядов и методов обучения породило целый ряд проблем и противоречий, проявившихся внутри одного учебного заведения. Например, в Академии художеств и ВХУТЕМАСе были уничтожены гипсовые слепки с античных фигур и старый методический фонд. Попытки создать новые методики базировались на полном отрицании старых (классических) способов обучения и опыта предыдущих поколений художников-педагогов [7].

Педагоги ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-промышленные мастерские) внесли существенный вклад в профессиональную подготовку в вузе, а их идеи остаются актуальными и в настоящее время. Так, во ВХУТЕМАСе (1920) были разработаны уникальные программы по колористической подготовке (В. Фаворский, Н. Ладовский, К. Истомин и др.). Например, программа Л. Попова, К. Истомина и др. по дисциплине «Цвет», была направлена на анализ цвета и формы на плоскости, изучение способов моделировки цветом пространства и объекта и т.п. И хотя в основу колористической подготовки был положен реалистический метод рисования с натуры, но обучение строилось на попытке найти гармонию между теоретической формой обучения цвету и творческими поисками [7,8].

В 1920-е годы в России значимую роль в обучении колористике приобретают не только различные художественные школы, но и отдельные художники-педагоги - идеи К. Малевича, В. Кандинского, К. Петрова-Водкина и др. [9,10]. Однако, в последующее десятилетие в архитектурнохудожественном образовании происходит возврат к классическим методам обучения. В этот период вновь начинают переиздаваться труды мастеров эпохи Возрождения, а программы и система обучения в творческих вузах возвращается в привычное русло академического образования, утратив на десятилетия то ценное, что применялось при подготовке во ВХУТЕМАСе. Кроме того, цели, программы и методы обучения высшего художественного образования были спонтанно перенесены на среднюю общеобразовательную школу, что привело к деформациям методики обучения рисованию в среднем звене. Вопрос же развития творческого воображения и художественных способностей учащихся (как в школе, так и в вузе) фактически остался вне поля зрения педагогов, хотя формально и декларировался.

Таким образом, творческие способности остались областью «природного дарования», следовательно, сохранилось элитное отношение -отбор по способностям («лучших»), через сложную систему экзаменов и оценок. Дифференциация учащихся на «способных» и «неспособных» в

области искусства позволяет педагогам по сей день, не учитывать изменения, произошедшие в обществе, продолжать пользоваться старыми методиками обучения, в результате чего происходит не только отставание системы архитектурно - художественного и дизайнерского образования от социальных потребностей, но и, в целом, тормозится развитие личности обучаемого [1,5,11].

Литература:

1. Сурина М. О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики - М: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Изд. центр «Март», 2003.- 352 с.

2. Droste M. Bauhaus archiv Koln, 1990.- 256 S.

3. Гропиус В. Границы архитектуры.- М: Искусство, 1971. - 288 с.

4. Иттен И. Искусство цвета./ Пер. с нем. - М: Изд. Д. Аронов, 2000.- 96 с.

5. Сурина М.О., Сурин А.А. Становление профессиональной художественной подготовки в условиях формирования массового образования [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2013, №2. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1663 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

6. Москаленко И. А. Особенности стиля Конструктивизм на примере

исторического центра города Ростова-на-Дону // «Инженерный вестник Дона», 2013, №2. - Режим доступа:

http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1681 (доступ свободный) -

Загл. с экрана. - Яз. рус.

7. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС. - М.: Изд. «Ладья», 2000. -

488 с.

8. Хан-Магомедов С. О. Николай Ладовский. - М.: Изд. С. Э. Гордеев, 2011. - 368 с.

9. Zhadova L. Malevich. Suprematism and Revolution in Russian Art 1910 - 1930. Thames and Hudson, 1982. - 372 p.

10. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. - 67 с.

11. Сурина М. О. Эзотерические свойства цвета. 2-е изд. - Ростов н/Д: Изд. центр «Март»; «Феникс», 2010.- 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.