Научная статья на тему 'Системы дополненной реальности для мобильных платформ'

Системы дополненной реальности для мобильных платформ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1400
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / AUGMENTED REALITY / AR-ТЕХНОЛОГИИ / AR-СТРУКТУРЫ / AR-TECHNOLOGY / AR-FRAMEWORKS / QUALCOMM VUFORIA / GOOGLE GLASS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Аверкина А. В., Лазарева О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Augmented reality systems for mobile platforms

The paper deals with the concept of augmented reality, augmented reality systems, in particular for mobile platforms, various AR-technology and frameworks, imaging techniques in augmented reality systems.

Текст научной работы на тему «Системы дополненной реальности для мобильных платформ»

УДК 004.93; 004.5

Системы дополненной реальности для мобильных платформ

А.В. Аверкина, О.Ю. Лазарева

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А e-mail: [email protected], [email protected]

Еще в прошлом веке писатели фантасты так или иначе предполагали интеграцию реального и виртуального мира в самом недалеком будущем. Уровень развития мобильных технологий в наши дни -существенное подспорье тому факту, что, кажущиеся совсем недавно фантастическими, эти прогнозы имеют все шансы оказаться правдивыми. Уже сейчас виртуальная и дополненная реальность, пусть и новое, но уже вполне успешное и активно развивающееся направление информационных технологий.

Дополненная реальность (англ. аugmented reality, AR) - это технология наложения информации в форме текста, графики, аудио и других виртуальных объектов на реальные объекты в режиме реального времени [2]. Приложения с дополненной реальностью - это программные продукты, в которых физический мир дополнен цифровыми данными в реальном времени, при помощи мобильных компьютерных устройств, а также программного инструментария для работы с ними.

Дополненную реальность достаточно просто определить тремя основными признаками.

1. Комбинирование реального и виртуального миров.

2. Интерактивность

3. Трехмерное представление объектов.

Существует мнение, что дополненная реальность - одна из разновидностей виртуальной, однако такое мнение в корне не верно из-за принципиального отличия алгоритмов взаимодействия с окружающей средой, которые AR-технология использует только для дополнения реального мира цифровыми объектами, в то время как VR технология полностью заменяет и конструирует новый искусственный мир.

8

Большинство инструментов для создания дополненной реальности кроссплатформенные, поэтому, независимо от мобильной платформы, для которой пишется приложение, инструментарий обязательно включает 2 элемента: SDK разработчик и экосистему AR-технологии.

Экосистема AR-технологии - это целый комплекс, включающий надстраиваемый над SDK пакет (Vuforia, Metatio), hardware-устройство для захвата изображения (Microsoft Kinect, PlayStation Eye, мобильные оптические сенсоры), гарнитуры для тестирования и использования (Vuzix M100, Google Glass).

Основной элемент экосистемы AR - надстраиваемый над SDK пакет для разработки связанных с дополненной реальностью элементов приложения (AR фреймворк). Самый распространенный, на данный момент, AR-фреймворк - Qualcomm Vuforia [7] в связке с SDK Unity 3D, специализирующийся на создание софта для операционных систем iOS, Android, Windows Phone, Blackberry OS и обладающий самым большим функционалом. Также существуют следующие AR-фреймворки:

• Metatio SDK - пакет, впервые использовавший облачную загрузку данных и встроенный Target Manager и специализирующийся именно на этом направлении. Был оптимизирован при поддержке и помощи Intel под ее платформы, благодаря чему на мобильных платформах Intel приложения с элементами дополненной реальности работают точнее и стабильнее, если разработаны в Metatio SDK [6].

• D'fusion - инструментарий разработчика для создания приложений дополненной реальности, обладающий высоким уровнем взаимодействия с движком Nvidia PhysX, что позволяет выйти на новый уровень в разработке программного обеспечения. Позволяет экспортировать 3D-объекты из программных продуктов компании Autodesk, таких как Autodesk Maya и Autodesk 3ds Max [5].

• AR-media - плагин для 3D-редакторов, таких как Autodesk Maya, Autodesk 3ds Max, SketchUp и Cinema 4D [3], позволяющий визуализировать цифровое рабочее пространство на рабочий стол пользователя, использую web камеру (рис. 1).

• Artoolkit - программная библиотека, использующая стандартный для всех AR инструментов алгоритм работы, зато полностью бесплатная и с открытым исходным кодом, оптимизированная для широкого перечня платформ [4].

Как же происходит сам процесс дополнения реальности? Для добавления цифрового объекта нужно в реальном мире обозначить объект-мишень (таргет), идентифицируя который, приложение может

9

Рис. 1. Создание дополненной реальности с помощью плагина AR-media

идентифицировать какой виртуальный объект с какими параметрами и где нужно расположить. Самый простой и распространенный таргет -простая картинка с большим количеством контрастных деталей, на основе которой и происходит дальнейшее распознавание того, что попало в объектив камеры.

Таргеты для 3D-объектов представляют собой прямоугольный параллелепипед, у которого стороны - простые таргеты изображений, или усеченный конус, у которого оба основания и боковая поверхность - так же простые таргеты. Существует возможность в качестве таргета задать рамку с любой картинкой внутри или текст. Помимо этого, в качестве таргета можно использовать картинку, полученную с камеры устройства непосредственно во время работы приложения. Особенно удобно то, что любая мишень не обязательно должна постоянно полностью находиться в кадре. Чтобы поворачивать дополненную сцену под самыми разными углами, достаточно небольшой части таргета.

Все таргеты, задействованные в приложении, можно хранить как внутри него в базе данных, так и использовать для этого облачный сервис.

Контент приложений с дополненной реальностью тоже обладает хорошим диапазоном возможностей. Основное содержимое -это 3D-модели, как статические, так и со сложной анимацией, видео и картинки. Так же можно добавить виртуальные кнопки, с которыми можно взаимодействовать реальными объектами. Например, прикосновение руки в камере к виртуальной кнопке вызывает запуск анимации объекта. Так же реальность можно не только дополнять, но и замещать, оперируя изображениями, которые поступают на камеру в реальном времени. Это используется, например, в кроссплатформенной мобильной программе-переводчике WorldLens (рис. 2).

10

Рис. 2. Перевод в режиме дополненной реальности в программе WorldLens

Для функционирования AR-приложений достаточно стандартного оптического сенсора и графического чипа любого мобильного устройства. Так же существуют более сложные и специализированные устройства, для работы с дополненной реальностью, например, Google Glass, Vuzix M100, Epson Moverio. Использование гироскопов в данных устройствах позволяет пользователю ориентироваться в пространстве, высококачественные оптические линзы выводят четкость изображение на новый уровень, графические чипы нового поколения значительно оптимизируют процесс стабилизации, в общем, на данный момент активно развивающаяся техническая и программная базы дополненной реальности открывают этому направлению широкоформатные перспективы.

Уже сейчас, дополненная реальность активно используется в медицине, а именно, для обучения медперсонала и повышения качества проводимых процедур, в полиграфии и образовательной сфере для более наглядного и интуитивно понятного восприятия материала, в сфере маркетинга, рекламы и бизнеса для повышения уровня заинтересованности потребителя и увеличения продаж за счет инновационной подачи информации, в урбанистке для расширения справочной системы и т.д.

Применение дополненной реальности при создании пользовательских интерфейсов является шагом к совершенствованию человеко-машинного взаимодействия за счет повышения естественности и удобства использования [1].

В перспективе, если учитывать, что уже существуют очки дополненной реальности, которые в недалеком будущем вполне могут заменить контактные линзы с тем же функционалом, а также то, с какой

11

скоростью развивается сама AR-технология, можно с уверенностью утверждать, что внедрение дополненной реальности во все сферы жизни общества - вопрос времени.

Библиографический список

1. Кравцов А.А. Использование технологии дополненной реальности для визуализации виртуального объекта в реальном интерьере // Научный журнал КубГАУ. - 2012. - №84(10).

2. Яковлев Б.С, Пустов С.И. Классификация и перспективные направления использования технологии дополненной реальности // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. - 2013. - № 3. - C. 484.

3. AR-media [Электронный ресурс]. URL: http://

www.armedia.it/index.php. (Дата обращения: 21.03.2015).

4. Artoolkit [Электронный ресурс]. URL: http://

www.hitl.washington.edu/artoolkit/. (Дата обращения: 21.03.2015).

5. D'Fusion Studio [Электронный ресурс]. URL: http://www.t immersion.com/products/dfusion-suite/dfusion-studio. (Дата обращения: 21.03.2015).

6. Metaio SDK: дополненная реальность стала полнее [Электронный ресурс]. URL: http://habrahabr.ru/company/intel/blog/198716/. (Дата обращения: 21.03.2015).

7. Qualcomm Vuforia [Электронный ресурс]. URL: https:// www.qualcomm.com/products/vuforia. (Дата обращения: 21.03.2015).

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.