Системообразующая роль принципа профессиональной направленности
в обучении математике
Г. И. Худякова
В статье рассматривается системогенез дидактического принципа профессиональной направленности обучения математике. Профессиональная направленность обучения математике представлена как единство двух аспектов: содержательного и процессуального. Показана системообразующая функция принципа профессиональной направленности, а также функции: интеграционная, мотивационная, прогностическая, гуманистическая, социальная и дифференциации.
Ключевые слова: системогенез, дидактические функции, принцип профессиональной направленности, обучение математике, дидактический принцип.
A System-Forming Role of a Principle of Professional Orientation in Training Mathematics
G I. Khudyakova
The didactic principle of professional orientation of training Mathematics is considered in this paper. The professional orientation of training Mathematics is considered as an unity of two aspects: substantial and remedial. The generating function of the professional orientation principle is shown, as well functions: integration, motivational, prognostic, humanistic, social and differentiations, didactic principle.
Key words: genesis, didactic functions, a professional orientation principle, training Mathematics.
Разрыв между общественно необходимым и фактическим уровнем подготовки специалистов - основная проблема образования. Переход к рыночной экономике и включение в систему производственных отношений мощного фактора конкуренции объективно не может не поднять роль прагматических начал в процессе обучения, и прежде всего профессионального обучения. Профессиональные знания приобретают первостепенное значение на пути к успеху, поэтому существенно повышается значение принципа профессиональной направленности обучения, регулирующего в какой-то мере соотношение профессионального и общего в образовании личности. Впервые принцип профессиональной направленности обучения в высшей школе был введен Р. А. Низамовым [16] и А. В. Барабанщи-ковым [3]. Однако обоснование этого принципа в их работах еще отсутствует. Р. А. Низамов [16] рассматривал профессиональную направленность учебно-воспитательного процесса в вузе как специфический принцип дидактики высшей школы.
Вопросы профессиональной направленности обучения исследованы в работах А. А. Вербицкого [7], А. Я. Кудрявцева [10], Н. В. Кузьминой [11], М. И. Махмутова [14], В. А. Сластенина [18] и др .
Достаточно полно проблемы профессиональной направленности обучения разработаны для математических специальностей в педагогических вузах (В. В. Афанасьев [2], Г. Л. Луканкин
[12], А. Г. Мордкович [15], Ю. П. Поваренков [2], Е. И. Смирнов [2; 19] и др.), для системы профтехобразования (С. Я. Батышев [4], А. П. Беляева [5], А. Я. Кудрявцев [10] и др.). При этом одни авторы рассматривают профессиональную направленность как одну из форм межпредметных связей общетехнических и общеобразовательных предметов (Т. Н. Алешина [1], А. Я. Кудрявцев [10]), другие - как одно из качеств личности (А. О. Измайлов [8], Н. В. Кузьмина [11], М. И. Махмутов [14]).
В работах А. Я. Кудрявцева [10] и М. И. Махмутова [14] профессиональная направленность в обучении объявляется дидактическим принципом. Так, А. Я. Кудрявцев, в частности, отмечает: «Основное содержание этого принципа выражает необходимость органического сочетания общего и профессионального образования и ориентирует на целенаправленное обучение учащихся применению получаемой системы знаний в области приобретаемой ими профессии» [10, с. 101]. Анализ предложенных им средств реализации профессиональной направленности показывает, что автор под профессиональной направленностью подразумевает межпредметные связи общеобразовательных и общетехнических дисциплин [10, с. 105]. Однако межпредметные связи являются лишь одним из средств реализации какой-либо учебной цели, в частности, они могут служить средством реализации профессиональной направленности, но сами по себе не имеют направленности. В свою очередь, профессиональ-
ная направленность подразумевает одну общую цель, к достижению которой должны быть устремлено и общее, и профессиональное образование.
Вырисовываются два взгляда на профессиональную направленность в обучении. Во-первых, под ней понимается система потребностей, мотивов, интересов и склонностей, выражающих отношение личности к будущей профессии. В работах Н. В. Кузьминой [11], В. А. Сластенина [18] и др. проблема профессиональной направленности в этом смысле рассматривается и решается применительно к педагогическим специальностям. Для специальностей технического вуза эта проблема детально рассматривается в диссертационной работе А. Б. Каганова [9]. Он выделяет шесть групп факторов, влияющих на процесс формирования профессиональной направленности студента. Однако анализ этих факторов показывает, что большинство их лежит вне учебного процесса, а то, что входит в эти рамки, носит скорее декларативный, нежели конкретно-практический характер. В результате практические выводы касаются лишь организации работы кураторов и воспитательного аспекта профессионального обучения.
Такие выводы следует признать касающимися лишь одной, возможно, даже и не главной стороны организации профессиональной направленности обучения. Вторая сторона непосредственно касается содержания образования, проблем его построения. Одно из первых обоснований выделения этой стороны профессиональной направленности в виде самостоятельного принципа было дано А. Я. Кудряцевым (применительно к профтехучилищам) [10]. Было показано, что имеются существенные различия между принципом профессиональной направленности и общим принципом связи теории с практикой. Реализация принципа профессиональной направленности не противоречит последнему принципу. Однако, в отличие, например, от принципа связи теории с практикой, он не ориентирует только на связь с производственным обучением, но требует охватить теоретическое обучение, организацию межпредметных связей общеобразовательных и специальных дисциплин, использование «профессионального» опыта в процессе обучения общеобразовательным предметам.
Более широкий анализ принципа профессиональной направленности был проведен М. И. Махмутовым в 1985 г. [14]. По своей методологической форме принцип профессиональной
направленности в этой работе определяется как вид взаимосвязи содержания социальной и технической стороны труда в структуре образования.
Таким образом, принцип профессиональной направленности регулирует в образовании соотношение общего и специфического, определяет диалектику взаимодействия целостного развития личности и особенного, профессионального. Именно это обстоятельство предопределяет особое дидактическое значение принципа профессиональной направленности в профессиональном образовании. Профессиональная направленность в преподавании общеобразовательных предметов оказывает большое влияние и на воспитание положительной мотивации студентов.
Разработка проблемы профессиональной направленности идет в двух направлениях.
В общетеоретическом плане - это поиск путей и средств углубления взаимосвязи и взаимопроникновения общего и профессионального образования. Это направление представлено сейчас исследованием интегративного уровня преподавания, основанного на комплексной интеграции учебных предметов (А. П. Беляева [5], М. И. Махмутов [14] и др.).
Второе направление - частно-методическая разработка связи отдельных общенаучных и специальных дисциплин (Т. Н. Алешина [1], Я. С. Бродский и А. Л. Павлов [6] и др.).
Что касается определения принципа профессиональной направленности, то, на наш взгляд, достаточно полным является определение, данное М. И. Махмутовым [13]. Он пишет, что принцип профессиональной направленности обучения заключается «в своеобразном использовании педагогических средств, при котором обеспечивается усвоение учащимися предусмотренных программами знаний, умений, навыков и, в то же время, успешно формируется интерес к данной профессии, ценностное отношение к ней, профессиональные качества личности будущего рабочего. Педагогическими средствами, служащими реализации профессиональной направленности преподавания, являются как элементы содержания обучения, в частности, характер иллюстративного материала для раскрытия программных тем, способы его структурирования, так и некоторые компоненты приемов, методов и форм обучения» [13, с. 18].
Мы профессиональную направленность рассматриваем как основу мотивации и гуманизации обучения студентов будущей профессии. В ре-
зультате теоретического анализа мы получили следующее уточненное определение профессиональной направленности.
Профессиональная направленность обучения - это единство двух аспектов: содержательного и процессуального. Содержательный аспект включает содержание обучения, предусматривающее будущую профессиональную деятельность обучаемых и прикладную направленность обучения. Процессуальный аспект профессиональной направленности обучения содержит комплекс методических средств, систематическое применение которых обучает студентов использованию системы научных знаний общенаучных предметов при изучении специальных дисциплин и в будущей профессиональной деятельности. Причем реализация комплекса этих методических средств предусматривает скоординированную работу кафедры математики и специальных кафедр. Таким образом, профессиональная направленность обучения включает прикладную направленность обучения и является одной из форм проявления межпредметных связей.
Известно, что каждый принцип регулирует разрешение конкретных педагогических противоречий. Принцип профессиональной направленности в вузе разрешает противоречие между теоретическим характером изучаемых дисциплин и практическим умением применять эти знания в профессиональной деятельности.
Принцип профессиональной направленности должен выполнять методологическую, конструктивную и формирующую функции. Методологическая функция профессиональной направленности состоит в воспитании системы взглядов, убеждений как основы формирования мировоззрения и профессионального мышления. Тем самым реализация ее выполняет определенную социальную задачу по формированию определенных личностных качеств специалиста. Профессиональная направленность, будучи принципом, с учетом которого строится система обучения (содержание, формы, методы и т. д.), выполняет конструктивную функцию. Формирующая функция заключается в создании условий для выработки определенных личностных качеств (моти-вационной структуры, профессионально необходимых качеств, творчества, активности и др.).
Профессиональная направленность обучения в вузе характеризуется особенностями, обусловленными спецификой дидактики высшей школы. Эта специфика, а следовательно, и профессиональная направленность обучения общенаучным
дисциплинам состоит из трех основных признаков. Первый - различие в целях образования. Цель высшей школы - готовить высококвалифицированных специалистов в области интеллектуального труда, в совершенстве владеющих избранной областью знания, умеющих применять знания на практике. Второй признак, отличающий учебный процесс в вузе от других систем образования, - большая полнота содержания изучаемой науки. Третий признак заключается в том, что формы организации учебного процесса в вузе отличны от форм организации в других системах образования.
Профессиональная направленность является принципом обучения, так как удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляются к педагогическому условию, претендующему на роль дидактического принципа. Эти требования были предложены И. Я. Лернером:
— инструментальность, то есть пригодность педагогического условия в планировании направлений и характера обучения;
— универсальность, то есть отнесенность ко всему обучению или такому его элементу, без которого целостного обучения не может быть;
— самостоятельность, то есть неподменяе-мость и непоглощаемость другими принципами;
— необходимость, то есть привнесение принципом того, что другими принципами не предусмотрено и без чего процесс обучения невозможен или неполноценен [17, с. 59].
Роль принципа профессиональной направленности среди других дидактических принципов (научность, политехнизм, прочность, наглядность, доступность, напряженность, учет индивидуальных и возрастных особенностей, сознательность, активность, переход от обучения к самообразованию, обратная связь, систематичность, последовательность, коллективный характер обучения, воспитание в процессе обучения) состоит в том, что принцип профессиональной направленности придает смысл всем остальным принципам в глазах преподавателя и обучающихся и играет роль системообразующего элемента всего процесса обучения. В этом состоит системная функция принципа профессиональной направленности. Все остальные дидактические принципы обучения группируются вокруг него, их функции наполняются новым смыслом, они взаимосвязаны, и эта связь обеспечивает целостность всей системы принципов и структуры учебных планов и программ. В процессе реализации принцип профессиональной направленно-
сти обеспечивает системное соединение теоретических и эмпирических знаний во всех аспектах образования: в его планировании, содержании, обучении, воспитании, развитии.
Интеграционная функция профессиональной направленности заключается в том, что профессиональная направленность раскрывает общее образование как основу профессиональных знаний, объединяет всю совокупность знаний, умений и навыков и превращает ее в инструмент, пригодный для конструирования профессиональной деятельности. При этом резко возрастает значение научных знаний и теоретических основ естественно-научных предметов. Интеграционная функция профессиональной направленности проявляется в отборе содержания учебных предметов, в составлении учебных планов и программ, в которых должна обеспечиваться органическая связь между всеми компонентами профессиональных знаний, умений и навыков.
Реализация принципа профессиональной направленности обеспечивает дифференциацию обучения. Эта дифференциация проявляется в том, что для разных групп профессий содержание специальных предметов различно. Такое различие обусловлено разными социально-экономическими и психофизическими факторами, условиями труда в конкретной трудовой деятельности будущих специалистов.
Гуманистическая и мотивационная функции профессиональной направленности проявляются в следующем. Очередная педагогическая проблема, которая возникает в процессе обучения после того, как определены его содержание и программа, заключается в том, чтобы обеспечить становление этого содержания в качестве необходимой ценности для обучающихся. Для решения проблемы соотношения объективного содержания обучения основам наук и мотивов учения может быть успешно использован принцип профессиональной направленности преподавания основ наук. Таким образом, реализация профессиональной направленности основ наук в обучении обеспечивает выполнение таких функций, как гуманистическая и мотивационная.
Социальная функция профессиональной направленности заключается в том, что она обеспечивает переход в процессе образования к самообразованию и повышению квалификации специалиста в дальнейшем на протяжении всего трудового и жизненного пути, а значит, спасает специалиста от быстрого старения его профессиональной подготовки; адаптирует общеобразо-
вательную и профессиональную подготовку учащихся с учетом их интересов, способностей, мотивов и потребностей в современных рыночных условиях. Таким образом, обеспечивается более высокая социальная защищенность специалиста на рынке труда.
Прогностическая функция профессиональной направленности обеспечивает использование различной научной информации для планирования долгосрочной перспективы в подготовке специалистов, оперативную коррекцию содержания общего, специального и профессионального образования в соответствии с развитием научно-технического прогресса.
Реализация принципа профессиональной направленности решает и вопросы экономического воспитания, так как в процессе преподавания обязательно определяется, какие материалы, приборы, приспособления и механизмы экономичнее использовать в том или ином процессе, решаются расчетные задачи, рассматриваются вопросы повышения производительности труда и экономного расходования сырья и материалов.
Библиографический список
1. Алешина, Т. Н. О разработке дидактических материалов по математике с профессиональной направленностью [Текст] / Т. Н. Алешина // Математика в школе. - 1990. - № 4. - С. 44.
2. Афанасьев, В. В. Профессионализация предметной подготовки учителя математики в педагогическом вузе [Текст] / В. В. Афанасьев, Ю. П. Поваренков, Е. И. Смирнов, В. Д. Шадриков. - Ярославль, 2000. -389 с.
3. Барабанщиков, А. В. Некоторые теоретические и практические вопросы педагогики высшей школы [Текст] / А. В. Барабанщиков // Современные проблемы педагогики высшей школы. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1976. - С. 4-30.
4. Батышев, С. Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса [Текст] / С. Я. Батышев. -М.: Высшая школа, 1975. - 448 с.
5. Беляева, А. П. Проблема методики профессионального образования в средних профессионально-технических училищах [Текст] / А. П. Беляева. - М.: Высшая школа, 1985. - 128 с.
6. Бродский, Я. С. О сущности и путях реализации межпредметных связей математики с другими предметами [Текст] / Я. С. Бродский, А. Л. Павлов // Методические рекомендации по математике. Вып. 10. - М.: Высшая школа, 1988. - С. 5-19.
7. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 204 с.
8. Измайлов, А. О. Профессиональная направлен-
ность как педагогическое понятие и принцип. (Общепедагогическое рассмотрение вопроса) [Текст] / А. О. Измайлов, М. И. Махмутов // Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих. - М., 1982. - С. 4-31.
9. Каганов, А. Б. Формирование профессиональной направленности студентов на младших курсах [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А. Б. Каганов. - М., 1981. - 180 с.
10. Кудрявцев, А. Я. К проблеме принципов обучения [Текст] / А. Я. Кудрявцев // Советская педагогика. - 1981. - № 8. - С. 100-106.
11. Кузьмина, Н. В. Методические проблемы вузовской педагогики [Текст] / Н. В. Кузьмина, С. А. Тихомиров // Проблемы педагогики высшей школы. - Л., 1972. - С. 6-43.
12. Луканкин, Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г. Л. Луканкин. - Л., 1989. - 59 с.
13. Махмутов, М. И. О совершенствовании общего образования в средних профтехучилищах (Проблемы процесса обучения) [Текст] / М. И. Махмутов //
Совершенствование общего образования в средних профтехучилищах. - М., 1981. - С. 5-22.
14. Махмутов, М. И. Принцип профессиональной направленности обучения [Текст] / М. И. Махмутов // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. - Челябинск: ЧПУ, 1985.
15. Мордкович, А. Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. Г. Мордкович. - М., 1986. - 36 с.
16. Низамов, Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов [Текст] / Р. А. Низамов. - Казань: КГУ, 1975. - 302 с.
17. Проблемы принципов обучения (Обзор материалов совещания) // Советская педагогика. - 1980. -№ 12. - С. 54-62.
18. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1976. - 160 с.
19. Смирнов Е. И. Технология наглядно-модельного обучения математике [Текст] / Е. И. Смирнов. - Ярославль: ЯГПУ, 1998. - 312 с.