УДК 331.556:314.7 Богатырева Марина Руслановна
кандидат социологических наук, заведующий кафедрой социологии труда и экономики предпринимательства ИНЭФБ Башкирского государственного университета
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ВОПРОСАХ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Bogatyreva Marina Ruslanovna
PhD in Social Science, Head of the Sociology of Labour and Business Economics Subdepartment, Institute of Economics, Finance and Business, Bashkir State University
SYSTEM APPROACH IN ISSUES OF LABOR MIGRATION AS A FACTOR OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы трудовой миграции, стоящие перед государством, обществом и самими мигрантами. Анализируется ситуация в стране и Республике Башкортостан в области миграции, причем рассматриваются основные последствия трудовой миграции для страны отправления и страны назначения как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Ключевые слова:
миграция, миграционные процессы, миграционная политика, адаптация, трудовая миграция, мигранты.
Summary:
This article discusses problems of labor migration, which the state, the society and the migrants themselves face. The author analyzes situation in the country and in the republic of Bashkortostan in the field of migration, and discusses the main positive and negative implications of the migration for the both countries.
Keywords:
migration, migration processes, migration policy, adaptation, labour migration, migrants.
Миграция, как сложный социально-демографический процесс, требует учета исторических, политических, социально-трудовых и иных условий как на территориях выхода, так и на территориях вселения мигрантов. Размеры и направления миграционных потоков имеют свои региональные особенности. В советские годы одни регионы выступали донорами, другие - территориями вселения. Например, Башкортостан, по существу, все годы советской власти был регионом выхода мигрантов.
В настоящее время ситуация в корне изменилась. По данным Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан, ежегодно в республику прибывают около 80 тыс. мигрантов, в том числе более 30 тыс. человек в 2010 г., которые в качестве цели своего приезда указали осуществление трудовой деятельности.
Государственная политика в области содействия занятости населения своей целью имеет рациональное размещение производительных сил, стимулирование мобильности трудовых ресурсов с учетом состояния рынка труда и его перспективных потребностей [1, с. 116].
Под влиянием глобализации в мире увеличилось число форм миграции, которые возможно отнести к трудовым [2, с. 172]. Все эти формы не должны рассматриваться обособленно, поскольку одна форма может преобразоваться в другую в зависимости от конкретных мотивов и условий [3].
Текущая миграционная политика нередко ориентирована на узко экономическое рассмотрение трудовой миграции в качестве источника рабочей силы или в демографическом плане -как замещающей естественную убыль населения. Таким образом, недостаточная ориентированность на сбалансированность интересов государства, общества, бизнеса и самих мигрантов, недостаточная проработанность предлагаемых институциональных и правовых механизмов способны усугубить существующие проблемы.
Сегодня трудовая миграция выступает одним из важных факторов, влияющих на современную жизнь Республики Башкортостан. Внешняя трудовая миграция оказывает значительное влияние на развитие общества, особенно в условиях необходимости стимулирования инновационного развития [4, с. 117].
Данные социологического исследования, в котором принимал участие автор, показывают, что среди опрошенных мигрантов из ближнего зарубежья самой многочисленной этнической группой оказались узбеки (37,9 %). В выборке было в два раза меньше таджиков (16 %) и еще
- 1G9 -
меньше армян и азербайджанцев (по 9,5 %). Мигранты из дальнего зарубежья были представлены вьетнамцами (13,2 %) и турками (7,5 %).
Мигранты отдельных национальностей занимают разные ниши в сфере экономики республики: армяне стремятся работать в основном в строительстве; таджики и азербайджанцы - в торговле. Узбеки относительно равномерно распределены в названных отраслях, а также в сельском хозяйстве и сфере услуг, где мигранты из других стран практически не представлены. Мигранты из дальнего зарубежья ориентированы на работу в сферах торговли и производства. Размер заработной платы у более чем половины иностранных граждан (55,2 %) колеблется от 5 до 15 тыс. руб. в месяц. Более высокая оплата труда характерна для незначительной части мигрантов: 15-25 тыс. руб. - у 7,9 % респондентов; выше 25 тыс. руб. - у 5,5 %. То, что получаемая зарплата невелика (до 5 тыс. руб.), указали 3,9 % респондентов. Отметим, что мы вполне допускаем возможную неискренность респондентов при ответе на данный вопрос, стремление занизить уровень реально получаемой зарплаты.
Трудовые мигранты занимаются в основном тяжелым физическим трудом. В связи с этим респондентам был задан вопрос: «Как вы думаете, наносит ли ваша нынешняя работа вред здоровью?» В целом по выборке значительная часть респондентов (80,8 %) на этот вопрос ответила отрицательно, 14,4 % ответили утвердительно, менее 5 % затруднились дать ответ. Среди мигрантов старшего возраста больше тех, кто считает, что работа наносит вред их здоровью. Этот вариант ответа выбрали 20 % респондентов старше 45 лет и 14,6 % мигрантов в возрасте 18-24 лет.
Как правило, респонденты, получившие медицинскую помощь в Башкортостане, указывали, что обращение к врачу происходило при непосредственном участии работодателя. Большинство мигрантов проживают в относительно удовлетворительных условиях. Согласно результатам исследования, большая часть трудовых мигрантов живет в комнатах (в квартирах или частных домах) по 3-4 человека и имеет отдельное спальное место. Однако среди мигрантов есть и те, кто проживает в некомфортных условиях - в вагончиках и бараках (по 7-14 человек, спят на полу). В целом по выборке их число составило чуть более 2 %. По поводу питания мигранты в основном отзывались положительно: «хорошо питаюсь, всегда сыт» (78 %); доля тех, кто ответил «питаюсь средне», - 22 %.
Несмотря на определенные языковые барьеры, в беседах и интервью трудовые мигранты неоднократно подчеркивали близость своей национальной культуры и культуры народов Башкортостана, особенно татар и башкир. Данный факт отмечался в качестве одной из веских причин выбора республики для миграции.
Вывод: перед прибывшими в Башкортостан мигрантами часто встают вопросы легализации их положения, трудоустройства и поиска жилья, причем успешное решение указанных проблем возможно только при условии активной помощи мигрантам, прежде всего со стороны работодателей. Уровень и качество жизни мигрантов во многом определяются тем, в какой сфере они трудятся и какова степень участия личной ответственности работодателя в организации условий работы и быта мигрантов. Таким образом, исследование показало сложность и неоднозначность процесса адаптации трудовых мигрантов в Республике Башкортостан [5].
Учитывая, что трудовая миграция становится одним из важнейших ресурсов региональной интеграции, реализуемая в настоящее время государственная миграционная политика однозначно требует совершенствования в части механизма привлечения и использования иностранной рабочей силы [6, с. 85].
Ссылки:
1. Богатырева М.Р. Эффективная организация трудовой миграции как фактор развития человеческого капитала // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-4 (41-4). С. 115-117.
2. Богатырева М.Р. Регулирование внешней трудовой миграции как баланс интересов всех участников процесса // Инновации и инвестиции. 2013. № 7. С. 170-173.
3. Bogatyreva M.R. Transformation of the Labour Migration Management System // World Applied Sciences Journal. 30.11.2014. S. 1556-1558.
4. Березуцкая Е.С. Влияние внешней трудовой миграции на инновационное развитие региона // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С. 116-118.
5. Богатырева М.Р., Хайртдинова А.А. Совершенствование механизма адаптации мигрантов на рынке труда : сборник научных трудов Sworld. Одесса, 2013.
6. Березуцкая Е.С. О применении программно-целевого метода для решения проблем регулирования внешней трудовой миграции на региональном уровне // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 85-86.
- 11G -