11. Сидоров Е.С. Якутские лексические схождения. Вып.1 - Якутск, 1997. - С. 58; Вып.2. - Якутск, 2001. -С.120; его же. Якутские лексические схождения. Вып. 3. -Якутск, 2003. - С. 26.
12. Слепцов П.А. Генезис культа богини Айыысыт у якутов // Язык - миф - культура народов Сибири. - Якутск, 1988. - С. 112-117.
13. Соколова З.П. Культ животных в религиях. - М., 1972. - С. 137.
14. Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. - Казань, 1902.
15. Филиппова Н.А. К вопросу духовного просветления в свете одной древней традиции и сравнение изображений женских божеств различных культур // Эпическое наследие и духовная культура народов Евразии: Истоки и современность. - Якутск, 2007. - С. 68-70.
16. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. - Л.: Наука, 1969. - С.19-20.
17. Щипков А.В. Во что верит Россия. Религиозные процессы в постперестроечной России: курс лекций. -СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. Интернет-портал «Религия и СМИ». URL.: www.religare.ru.
Сведения об авторах Егорова Людмила Ивановна - кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории и этнологии исторического факультета СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова (СВФУ), г. Якутск, e-mail:
Data on authors Egorova Lyudmila Ivanovna - candidate of historical science, associate professor, department of world history and ethnology, historical faculty, M.K. Ammosov North Eastern Federal University, Yakutsk, e-mail: [email protected].
УДК 130.2+78.01 Л.Ю. Мазай
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСА
*Исследование осуществлено при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., государственный контракт № 02.740.11.0374
Музыкальная культура этноса рассматривается целостно, исходя из диалектического единства «этнического» («локального») и «мирового» («глобального»), взаимовлияния этнических культур; структура включает «ядро», «элементы» и «защитный пояс». «Ядро» включает менталитет и интонацию. «Защитный пояс» представлен способами передачи и сохранения информации, особенностями построения и исполнения музыкальных произведений, уровнем мастерства исполнителя-интерпретатора. Факторы развития менталитета этноса также остаются ведущими в процессе формирования и развития его музыкальной культуры.
Ключевые слова: культура, этнос, этническая музыкальная культура, система, мировоззрение, менталитет, музыкальный стиль, интонация.
L.Yu. Mazay
THE SYSTEMATIC APPROACH TO STUDY THE ETHNIC MUSICAL CULTURE
The ethnic musical culture is considered as the whole, on the basis of dialectical unity of «ethnic» (local) and «world» (global), interaction of ethnic cultures. The structure includes «nucleus», «elements» and «protecting belt». «The nucleus» consists of mentality and intonation. «Protecting belt» is represented by the ways of transferring and saving of information, by specific features of creation and performance of musical compositions, by level of skill of per-former-interpreter. The factors of development of ethnic mentality also remain as the leading in the process of formation and development of its musical culture.
Keywords: сulture, ethnicity, ethnic musical culture, system, world outlook, mentality, musical style, intonation.
Наука насчитывает более тысячи определений культуры. Это объясняется тем, что явления культуры изучают как гуманитарные, так и технические науки, объекты, предметы и цели исследований которых различны. Важно обратить внимание на то, что современная наука рассматривает национальную культуру целостно, в ее диалогичности с другими (В.Библер, Г.Зиммель, М.Бахтин, Д. Лихачев, Г.Гачев и др.). Исследователи, размышляя о диалогичности культур, о разнообразии форм, приходят к выводу, что
пространство культуры представляет собой нерасторжимое целое. Мир постигается благодаря тому, что подводится под многообразие форм, каждая из которых заимствует присущее ей содержание из целостности мира.
Понимание культуры как целостности ставит перед учеными ряд проблем, одной из которых является анализ элементов культуры в качестве целостного предмета исследования. Из сложившихся трех крупных подходов и направлений (структурно-функционального анализа, структу-
рализма и системного подхода) нами в работе этническая культура будет рассматриваться с точки зрения системного подхода как единого направления в развитии современного научного познания.
Системному подходу близки по содержанию понятия «принцип системности», «общая теория систем», «системный анализ». В качестве базисного мы формулируем следующее определение системы: система - это комплекс взаимодействующих элементов. Отличительными признаками системы выступают следующие понятия: «элемент», «целостность», «структура», «связь». «Элемент» понимается как один из компонентов системы, совокупность которых выступает ее своеобразным костяком. «Целостность» определяется не только причинно-следственными связями, когда каждый элемент выступает причиной и одновременно следствием состояния другого элемента этой системы, но и относительной самостоятельностью ее элементов. Система формируется из элементов, которые комбинируются в структуру.
Реализация системного подхода при изучении этнической культуры предполагает определение понятия «этническая культура», анализ ее структуры, определение факторов развития этой системы.
Термин «этнос» с древнегреческого языка переводится как «народ» и рассматривается как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная общность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры (язык, психика, самосознание и пр.). Под термином «этнос» в данной работе понимается совокупность людей, имеющих не только индивидуальное сознание, но и обладающих неким единством восприятия и осознания мира [1].
«Этническая культура» в научной литературе рассматривается как нижний слой культуры любой формы «этносоциальной общности». Это свойство культуры, характеризующееся единством территории, связью населения по кровным узам, диалектом, традициям, обрядам, интересам. Конкретно-исторической и при этом высшей формой «этнического» является «национальная культура». Первым этапом в развитии национальной культуры выступает этническая культура как локальная культура, «культура в себе». Вторая стадия характеризуется межкуль-турным взаимодействием. В дальнейшем данные стадии мы будем называть «традиционной» и «современной».
Этническая культура представлена нами как система, целостность самостоятельных, связан-
ных между собой элементов. Можно назвать основные компоненты: язык, религию, мировоззрение, хозяйство, быт, пищу, право, историю, искусство и т.д. Некоторые из представленных подсистем (и их системообразующие элементы) представляются как инвариант, позволяющий сохранить уникальность этноса, несмотря на природные, социальные, политические, исторические сложности существования.
Следует заметить, что этнической культуре присущи не только сложная иерархическая организация, внутреннее и внешнее функционирование, но и саморегуляция, способность изменять свои состояния, историческая (пространственно-временная) динамика. В данной связи считаем необходимым обратиться к синергетике (греч. «синергиа» - содействие, сотрудничество)
- науке о процессах самоорганизации систем разного направления.
Этническая культура как нелинейная система из-за флуктуаций не может находиться в состоянии равновесия. Устойчивое стационарное состояние, присущее самой системе, изменяется в разных условиях. Смена состояний определяется как внешними воздействиями, так и самой системой. Составляющие систему элементы, называемые в синергетике осцилляторами, определяются из целого и во взаимодействии с другими элементами ведут себя иначе, нежели были бы независимыми. Для изучения уровня взаимодействия элементов этнической культуры следует задействовать структурно-
функциональный, полифакторный подходы, методы типологизации, направленные на выявление всеобщего, функционально связанного анализа иерархически упорядоченных структур.
Этническая культура состоит из трех основных компонентов: «ядра», «элементов» и «защитного пояса». «Ядро» этнической культуры формируется на протяжении всего этногенеза, удерживает этническую культуру от распада, определяет допустимую меру инокультурных заимствований.
Анализируя структуру этнической культуры, многие исследователи приходят к выводу, что мировоззренческое содержание выступает неким инвариантным элементом, позволяющим сохранить этносу его идентичность при каких-либо природных, социальных, политических, исторических изменениях (В.Гумбольдт, Е.П. Велихов, В.П. Зинченко, В.А. Лекторский, В.В. Мархинин и др.).
В научной литературе разграничиваются понятия «этнического мировоззрения» и «мировоззрения этноса». Этническое мировоззрение относится к категории «универсального» и оп-
ределяется как «система представлений этноса о мире в целом, о себе и о своем месте в нем, позволяющая ему идентифицировать себя как целостность во времени и в пространстве» [2]. Мировоззрение этноса наиболее подвержено изменениям под влиянием каких-либо явлений, как долгосрочных, так и сиюминутных, так как отражает представления о мире на определенном временном, историческом отрезке конкретного этноса.
В основе культуры той или иной эпохи лежит понятие «образ мира» (ему равнозначны «картина мира», «модель мира»), понимаемое как система жизненных представлений этноса в конкретно-историческом срезе культуры. Картина мира является одним из важных компонентов этнического мировоззрения наряду с иерархией потребностей, интересов и ценностей (концентрированно выраженных в национальной идеологии), особенностями этнопсихологических установок, стереотипов мышления и поведения. Таким образом, формируется не только способ восприятия и овладения миром, но и способ мышления.
Социально-психологическим уровнем этнического мировоззрения выступает менталитет. Термин «менталитет» изучается различными науками: исторической психологией, поведенческой географией, социальной психологией, культурологией и многими другими смежными науками. Изучение менталитета остатся по-прежнему актуальным.
Раскрытие данного культурологического феномена, изучение его типологии показывают многозначность и многозначимость данного понятия. Так, менталитет может рассматриваться как освоение мира, видение народом самого себя (З.Н. Рахматуллина); система значений (Л.М. Путилова); совокупность идей и интеллектуальных установок (Г.Бутуль); сумма отношений, способ связи между миром одних материальных вещей и миром других материальных сущностей
- их владельцев.
В данном исследовании методологическим выступает следующее определение: менталитет
- это совокупность мыслей, верований, которая позволяет создать картину мира, возможность народа увидеть самого себя и определить свое место в человеческой истории.
Взаимодействие временных и пространственных факторов (географические и климатические условия, «образ жизни») определяет дальнейший вектор развития этнической культуры.
Ментальные структуры пронизывают все сферы жизнедеятельности человека (освоение, присвоение и преобразование мира), все элемен-
ты этнической культуры, в том числе и художественной, в структуру которой входит и музыкальная культура.
Музыка, согласно структуре этнической культуры, также отражает мировоззрение этноса, быт, традиции, обычаи и др. Музыке как одному из наиболее информационно емких видов духовной культуры отводится также значительная роль и в формировании самосознания этноса. Музыка играет существенную роль в идентификации этноса. Так, песня может передавать элементы языка (синтаксические, фонетические, лексические формы), которые были утеряны или приведены в нормы других языков.
Если культура представляет собой социальный макрокосм, глобальный, целостный, то музыкальная культура предстает как микрокосм, в котором отражаются законы бытия. Так, музыка может стать и образной моделью исторической эпохи, народа, этноса, выражением его самосознания.
Музыкальная культура этноса является системой, так как:
1) музыкальная культура представляет целостный комплекс элементов (менталитет, интонация, музыкальное мышление, деятельность по созданию, хранению, восприятию, воспроизведению музыкальных ценностей) и всех субъектов такого рода деятельности, которые взаимосвязаны друг с другом;
2) она рассматривается как элемент системы более широкого порядка (природа, бытие, сфера жизни общества), при этом элементы музыкальной культуры могут быть системами более низшего порядка.
Понятие «связь», как было отмечено при рассмотрении этнической культуры как системы, является наиболее важным. Как справедливо отмечал Г.Г. Котожеков, по своему содержанию это понятие объединяет очень много значений. Остановимся на классификации связей, представленной данным ученым в работе «Культура народов Саяно-Алтайского нагорья», и дадим примеры из исследования различных музыкальных культур.
1. Связи взаимодействия. Специфика заключается в том, что они опосредуются целями, которые преследует каждая из сторон. В таком понимании связи могут быть совместные и конфликтные.
2. Связи генетические. В данном случае один объект выступает как основание для рождения другого. Например, при изучении процесса формирования композиторской школы обнаруживаются генетические корни в фольклоре. Например, в хакасской культуре помимо фолькло-
ра существует связь и с шаманской музыкой -одним из первых образцов музыкального творчества народа.
3. Связи преобразования, при которых в процессе взаимодействия двух или более музыкальных культур эти культуры трансформируются, переходя из одного состояния в другое. На территории Российской Федерации актуальным остается изучение влияния музыкальной культуры русскоязычного населения на музыкальные культуры малых коренных народов.
4. Связи функционирования, обеспечивающие жизнедеятельность музыкальной культуры этноса в разных исторических срезах. Например, функционирование музыкальной культуры хакасов в дореволюционный, советский периоды, военные годы, в современности. Своеобразной модификацией являются связи развития.
5. Связи управления, зависящие от общественно-политической обстановки и системы руководства культурой.
Музыкальную культуру можно назвать открытой самоорганизующейся системой по следующим признакам:
1) элементы, входящие в ее структуру, постоянно флуктуируют под воздействием пространственных и временных факторов: географических и климатических условий, геополитического положения этноса, смены образа жизни, постоянных межэтнических взаимодействий;
2) в процессе своего развития этническая музыкальная культура под воздействием перечисленных факторов проходит точки бифуркации: они характеризуются переходом от одного стиля к другому. Например, в западно-европейской музыке сложились устойчивые границы общеизвестных стилей: рококо - барокко - просвещение - романтизм и т.д.;
3) существует обмен со средой «веществом» и «энергией»: этническая музыкальная культура не только вбирает в себя опыт сопредельных территорий и элементы традиции мирового письма, но и сама во многом оказывает воздействие на них.
Более того, изучая музыкальную культуру какого-либо народа, необходимо помнить, что исторические условия развития человечества, древность взаимных связей различных народов, взаимовлияние их культур объясняют то, что национальное никогда не выступает в чистом виде. Современная наука рассматривает культуру этноса в ее диалогичности с другими культурами. Поэтому, рассматривая национальную музыкальную культуру, важно обращаться к опыту других музыкальных культур, дав исторический, культурологический и стилистический анализ,
определив в музыке черты глобального (общепризнанные традиции мировой классики, достижения мировой музыки в области полифонии, гармонии, ладов) и локального (национальные черты).
Таким образом, в музыкальной культуре, так же как и в культуре в целом, совмещены категории единого - различия. Данные различия переданы этносами через определенные гармонии, ритмы, склады музыкального мышления, формы изложения, сочетание которых объясняется мировоззрением этноса, менталитетом.
Музыкальная культура, как и этническая культура, включает в свою структуру «ядро», «элементы» и «защитный пояс».
«Ядром» музыкальной культуры этноса выступает этнический менталитет.
Анализ этнического мировоззрения и менталитета показал, что синкретическая форма мировоззрения на ранних этапах возникновения этноса была представлена типом мироощущения и мировосприятия. Западное и восточное мировосприятие (доминирование (!) каких-либо характеристик) прослеживается и в художественном восприятии времени и пространства.
В современной научной литературе отдельно рассматривается менталитет тюркской этнокультурной общности. Целью многих исследований является рассмотрение взаимовлияний и общих характерных черт менталитета тюрков -древних и современных.
«Элементы» музыкальной культуры этноса (ЭМК): интонация, музыкальное мышление, музыкальный образ, музыкальный стиль, которые взаимосвязаны друг с другом.
1. Интонация. Проблема интонирования, понимания стиля и ведущих интонаций является, пожалуй, наиболее значимой в области музыкознания и исполнительства. В современной научной литературе понятие «интонация» рассматривается на разных уровнях: мировоззренческом, гносеологическом, аксиологическом, структурно-семиотическом, функциональном и пр. Самым высшим уровнем понимания данного понятия является мировоззренческий уровень. Основой такого понимания, по мнению В.Медушевского, оказываются «логосы бытия». Музыка которая, на первый взгляд, предстает перед слушателем как личностное, поскольку она пронизана эмоциями, энергией, мыслью автора, все же надындивидуальна. Отечественным музыковедом выделяется и ментальная интонация, понимаемая как ход мыслей. Гармония, ритмические фигурации, лады, форма выступают своего рода символами интонации музыкальной речи. В теории Ч.Пирса, эти элементы
музыкальной речи (как «единства обобщения и общения» - Л.Выготский) составляют интонационную семантику в музыке. Б.Асафьев отводил музыкальным интонациям значение зримого образа, возникающего в постоянном созвучии с поэтическими образами, идеями или конкретными ощущениями. В результате образовываются прочные ассоциации, не уступающие смысловой семантике [5]. Интонация может пониматься и как лексема музыкального языка, обладающая обязательностью семантических связей, но подвергающаяся изменению в композиторском контексте, вариантности, в исполнительских интерпретациях [6].
В музыкальной интонации наиболее ярко проявляется менталитет. В западно-европейской музыкальной культуре воплощен принцип тональности как «... взаимодействие через изменение высоты звука» (Л.Роуэл), тональное тяготение с разрешением неустойчивых ступеней в устойчивые является сильнейшей временной силой в западной музыке. Считаем необходимым добавить такое качество, как «тактовая, акцентная ритмическая структура» (понятие
М.Аркадьева), соотношение сильных и слабых долей, развернутая система гармоний и ладов, завершенность формы.
Восточная музыка во времени развивается вертикально, статично. Восприятие также направлено вглубь, в одной длительности может разворачиваться целое событие, прошлое может предстать как ожившее настоящее. Музыка звучит пространственно, вертикально, звучание имеет вектор. Отметим, что первая стадия, называемая М.Г. Харлапом «бесписьменной стадией интонационного ритма первичного архаического фольклора», и вторая стадия, именуемая «стадией квантитативной, времяизмерительной ритмики профессиональной, но еще синкретической и устной традиции» [7], сохранены во многих восточных музыкальных культурах.
2. Музыкальное мышление рассматривается как обобщение и переосмысление жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа.
Музыкальное мышление подразумевает осмысление логики построения музыкального произведения, его драматургии, умение анализировать и обобщать, умение находить сходство и различие, если под музыкальным мышлением традиционно понимается процесс постижения музыкального произведения исполнителем,
слушателем, а также способ мышления при прикосновении человека к миру музыки. Хотелось бы в практике расширить понимание музыкального мышления как одного из способов общения
и понимания мира, космоса, Вселенной. Ведь именно музыкальная культура продолжает раскрывать новые тонкие миры и их характеристику, поскольку музыка во всех ее проявлениях оперирует такими понятиями, как звук, вибрация, энергетический поток, пространственность. Уникальность музыки заключается в том, что ее может понять каждый человек, согласно своему жизненному опыту, интеллекту, со-энергии с окружающим миром.
В рамках заявленной темы важно сказать о канонах, канонических моделях - элементах мышления, способах восприятия и осознания мира. Такие модели позволяют сохранить традиции музыкального письма. Важнейшей областью канонических моделей является фольклор, позволяющий сохранить этносу его целостность во времени. При этом почти во всех культурах преобладает эвристика, творческое переосмысление музыкальных традиций, введение новаторских приемов, трансформации музыкальных образов, что обусловлено изменением культурного контекста. Соотношение канонов и эвристики будет раскрыто на примере анализа хакасской музыкальной культуры, при изучении соотношения традиций и инноваций в современной хакасской музыке.
3. Музыкальный образ. Сохраняя как эмоциональный центр, так и понятийный, музыкальное искусство строит свои представления в процессе целенаправленной интеллектуальной деятельности. Материализованные представления и будут воплощать собой образ, являющийся основой любого музыкального произведения.
Материализованный образ, как отмечено в научной литературе, играет роль «основного элемента семиотических систем», функция которого намного сложнее знаковой, так как, наряду с изображением какого-либо предмета, в момент звучания музыки возникают ассоциации. В музыке рождаются наиболее сложные ассоциации - жизненные связи между прозвучавшими звуками и представляемыми предметами или явлениями.
Музыкальный образ может рассматриваться на разных уровнях: интонационном, тематическом, драматургическом, стилевом. Музыкальный образ передается исполнителю и слушателю посредством музыкальных знаков, оставляемых на нотном листе, благодаря чему мы имеем возможность «декодировать» письменное музыкальное наследие разных эпох и народов. Свободную «жизнь» музыкального образа, его изменчивое проявление позволяют понять мировоззрение и менталитет какого-либо этноса, пронизывающий и стилеобразование.
В защитный пояс музыкальной культуры этноса входят:
1. Способы сохранения и передачи музыкального текста (нотное изложение и передача текста из уст в уста). Традиционным восточным культурам присуще изустное изложение материала, что требует от исполнителя навыков интонирования, умения импровизации.
2. Традиции построения и исполнения музыкальных сочинений.
Проблема передачи музыкального нотного текста в современных условиях по-прежнему актуальна. В музыке как неизобразительном виде искусства ассоциациями могут выступать средства музыкальной выразительности, о которых мы говорили ранее, раскрывая структуру музыкальной культуры. Следует отметить, что жизненные ассоциации неотделимы от художественных. Например, темп соизмерим с понятием шага, а музыкальную интонацию можно назвать «человеческой речью».
Необходимо обратить внимание на то, что в музыке важен не материальный знак (нота на нотном стане, ее временная продолжительность, штрих, динамический оттенок), а его смысловое значение. Поэтому огромна роль исполнителя-интерпретатора. Исполнительство как вторая семиотическая система переводит содержание музыкального произведения из нехудожественной системы в художественную. Каждым исполнителем (сольная музыка) или ансамблем исполнителей (камерно-инструментальная, симфоническая музыка) содержание музыкального текста будет пониматься индивидуально, а значит, и звучать по-разному. В системе огромная роль отводится исполнителю и слушателю, воспринявшему семантику текста.
Пространственные и временные факторы, формирующие менталитет, выступают и факторами развития музыкальной культуры этноса.
Таким образом, музыкальная культура, как и этническая культура, также включает в свою структуру «ядро», «элементы» и «защитный пояс». «Ядром» этнической музыкальной культу-
ры выступает менталитет. Исторически сложившиеся устойчивые типы мировосприятия прослеживаются в музыке западно-европейских и восточных народов. В ментальном понимании интонация также входит в структуру ядра музыкальной культуры. Именно интонация выступает объединяющим звеном всех элементов музыкальной культуры. «Элементами» музыкальной культуры выступают музыкальное мышление, музыкальный образ - основной элемент семиотических систем, что находит отражение в понятии «музыкальный стиль». «Защитный пояс» представлен способами передачи и сохранения информации, особенностями построения и исполнения музыкальных произведений, а также уровнем мастерства исполнителя-
интерпретатора.
Литература
1. Котожеков Г.Г. Культура народов СаяноАлтайского нагорья. - Абакан, 1992. - С. 26.
2. Анжиганова Л.В. Ментальные основания этнической культуры. - Абакан, 2000.- 93 с.
3. Семенов В. Социальная психология искусства. - Л., 1998.
4. Иванова Т.В. Ментальность, культура, искусство // Общественные науки и современность. - 2002. - №6. - С. 168-177.
5. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс - Л., 1971. - С.207.
6. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. Ч. I, II. -М., 1990. - С. 62.
7. Аркадьев М.А. Креативное время, «археписьмо» и опыт Ничто // Логос. - 1994. - № 6. - С. 5.
Сведения об авторах Мазай Лариса Юрьевна - кандидат культурологии, доцент кафедры музыки и музыкального образования Института искусств Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, e-mail: :[email protected].
Data on authors Mazai Larisa Yurievna - candidate of culture studies, associate professor, department of music and musical education, Institute of Arts, N.F. Katanov Khakass State University, Abakan, e-mail: [email protected].