ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 159.9.01; 159.9:001.8 + 159.9.07:001.89 + 159.922 + 316.37 DOI 10.23951/2307-6127-2017-2-9-20
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И. Л. Шелехов
Томский государственный педагогический университет, Томск
Представлено описание различных аспектов системного структурно-уровневого подхода, рассматриваемого как методологический базис личностно-ориентированных психологических исследований. Приведены общие положения теории систем, охарактеризован системный подход Б. Ф. Ломова, системный структурно-уровневый подход М. С. Роговина, Г. В. Залевского, системный личностно-ориентированный подход.
Описанные концепции могут найти применение в исследовании личности, рассмотрении взаимодействия систем «личность» - «социум», а также изучении отдельных, относительно узких тем, таких как психология семейных взаимоотношений, репродуктивное поведение и материнская функция, феномены внутри- и межличностных конфликтов.
На основании сопоставления и анализа данных сделаны следующие выводы:
Организация научного исследования и психологической практики на базе принципов системного подхода позволяет наиболее полно исследовать отдельные аспекты психики, сопоставить данные эмпирических исследований, интегрировать их в единую гносеологическую систему, понять феноменологию психических процессов, целостно рассмотреть взаимодействие психики и окружающего мира.
В отличие от индивидуального подхода системный личностно-ориентированный подход к исследованию и психологической коррекции предполагает обязательную опору на структуру личности (ядро, поверхностные структуры (оболочка), биологический базис), учет направленности личности, обозначение перспектив ее дальнейшего развития.
Ключевые слова: методология науки, психология, подход, система, структура, уровень, элемент, личность, исследование.
Общие положения теории систем. Под системой (от др.-греч. ойотпра - целое, составленное из частей) понимается множество образующих определенную целостность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом. Выделяются следующие ранги систем:
• Подсистема - система, являющаяся частью другой системы и способная выполнять относительно независимые функции, имеющая подцели, направленные на достижение общей цели системы.
• Надсистема (суперсистема) - более крупная система, частью которой является рассматриваемая система.
Система обладает рядом свойств, которые могут быть разделены на группы:
I. Свойства, связанные с целями и функциями системы
1. Эмерджентность (от англ. emergence - возникающий, неожиданно появляющийся; син. - системный эффект) - наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих
ее подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств ее компонентов.
2. Синергичность (от др.-греч. guv— приставка со значением совместности + spyov -дело, работа) - максимальный эффект деятельности системы достигается только в случае максимальной эффективности совместного функционирования ее элементов для достижения общей цели.
3. Целенаправленность - наличие у системы цели (целей) и приоритет целей системы перед целями ее элементов.
4. Альтернативность путей функционирования и развития системы.
II. Свойства, связанные со структурой системы
1. Структурность - возможна декомпозиция системы на отдельные элементы, установление связей между ними.
2. Иерархичность - каждый компонент системы может рассматриваться как система; сама система также может рассматриваться как элемент некоторой надсистемы (суперсистемы).
3. Самоорганизация - процесс упорядочения элементов одного уровня системы за счет внутренних факторов, без внешнего специфического влияния (изменение внешних условий также может быть стимулирующим воздействием). Результатом процесса самоорганизации системы является появление следующего качественного уровня (или его элемента).
4. Упругость системы - способность к обратимой деформации под воздействием внешних факторов.
5. Неравномерная активность элементов системы, согласно теории систем, около 80,0 % ее элементов активно, 20,0 % - пассивно.
III. Свойства, связанные с ресурсами системы и особенностями ее взаимодействия со средой
1. Коммуникативность - существование сложной системы коммуникаций со средой в виде иерархии.
2. Адаптивность - стремление к состоянию устойчивого равновесия (гомеостаза), которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды (однако «неустойчивость» не во всех случаях является дисфункциональной для системы, она может выступать и в качестве условия динамического развития).
3. Надежность - способность системы сохранять свой уровень качества функционирования при установленных условиях за установленный период времени.
4. Система может иметь внутреннюю фабрику энергии (Евнутр) или получать энергию извне (Евнеш).
5. Интерактивность (от лат. inter - между, внутри + activus - деятельный) - принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.
6. Обособленность - свойство, определяющее наличие границ системы с окружающей средой.
Цель, задачи системных исследований. Цель применения системных исследований -построение теоретического базиса, организация и проведение эмпирического исследования, получение выводов, содержащих новые гносеологические модели.
Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем.
1. В процессе анализа система выделяется из среды. Определяются элементы, структура, функции, интегральные характеристики системы. Рассматриваются системообразующие факторы, свойства системы, взаимосвязи со средой.
2. В процессе синтеза создается модель системы, определяется ее состав, особенности структур, закономерности динамики и взаимодействия со средой. Рассматриваются теоретические базисы и подходы к описанию системы.
Применение системных методов позволяет решать задачи систематики, планирования и организации комплексного исследования.
Классификация и применение системных подходов. Системный подход применяется к объектам, характеризующимся выраженной структурной или функциональной обособленностью. На основе критерия границ изучаемых (рассматриваемых) явлений выделяется четыре типа системных подходов (табл. 1).
Таблица 1
Классификация системных подходов
Тип системного подхода Границы изучаемых явлений
Рассматриваются Не рассматривается
Комплексный Структура системы Отношения между элементами, свойства системы, ее взаимодействие со средой
Структурный Структура системы, отношения между элементами Свойства системы, ее взаимодействие со средой
Целостный Структура системы, отношения между элементами, свойства системы, ее взаимодействие со средой Взаимодействие между системами
Интегрированный Межсистемное взаимодействие, взаимовлияние Внутрисистемные взаимодействия элементов каждой системы
В психологии системный подход применяется для исследования отдельных объектов и их элементов, множеств объектов, сложных, многозначных феноменов, таких, например:
- высшие психические функции,
- структура личности,
- феномены внутри- и межличностных конфликтов,
- взаимодействие систем «личность» - «социум»,
- взаимодействие систем «организм» - «психика» - «среда»,
- семейные взаимоотношения,
- репродуктивное поведение и материнская функция,
- оценка соматического и психологического здоровья.
Принцип системности позволяет анализировать отдельные элементы психики в связи с ее целостным функционированием.
Общие положения теории систем служат базисом для системного подхода, предложенного Б. Ф. Ломовым [1].
Системный подход Б. Ф. Ломова. Советским психологом, специалистом в области общей и педагогической психологии Б. Ф. Ломовым (1927-1989) был разработан ряд теоретических и методологических подходов в психологической науке, в частности обозначение принципов системности и системного подхода в качестве основных инструментов получения новых знаний. Б. Ф. Ломов рассматривал психические процессы как системные по своей природе, органически вписанные во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира. Согласно Б. Ф. Ломову [1], понять феноменологию психических процессов возможно только в результате их анализа во множестве внешних и внутренних отношений, в которых психическое является целостной системой.
Обосновывая данный подход, Б. Ф. Ломов исходил из того, что психическое выступает как отражение действительности и отношение к ней, как природное и социальное, созна-
тельное и бессознательное. Психика, по Б. Ф. Ломову, представляет собой многомерное, иерархически организованное, динамически целостное образование, т. е. является системой. При этом подразумевается полисистемность бытия человека и интегральность его психических свойств. Ядро системного подхода Б. Ф. Ломова [1] образуют шесть основных принципов:
1. Психические явления воспринимаются с нескольких сторон: как некоторая качественная единица; как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой; как совокупность качеств, приобретаемых индивидом; как результат активности микросистем организма. Целостное описание явления предполагает сочетание всех аспектов исследования.
2. Психические явления многомерны, а потому должны рассматриваться в различных системах измерения. Если к их изучению подходить с одной стороны, то явление никогда не будет исследовано целиком.
3. Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на уровни.
4. Свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду: на вершине находятся основные психические процессы и социально-психологические явления, в основании - обеспечивающие их физиологические процессы, а грани символизируют различные категории свойств человека. Таким образом, при системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка.
5. Целостное познание психического явления подразумевает учет множественности его детерминант. В их число входят причинно-следственные связи, общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредующие звенья, а также внешние и внутренние факторы. Одни и те же детерминанты могут в одних условиях выступать в роли предпосылок, а в других - в роли, например, фактора или опосредующего звена.
6. Представляется оптимальным изучать психические явления в их динамике. Целостность и дифференцированность психического развития индивида, рассматриваемого как полисистемный процесс, можно отразить сменой фаз: предпосылки, возникновение, формирование, преобразование, возможная утрата отдельных свойств и качеств.
В качестве основной задачи психологической науки Б. Ф. Ломов обозначал изучение природы психики, познание ее механизмов и законов. Многообразие действующих законов, их различная направленность обусловливают вариативность психических явлений. Каждая группа законов фиксирует существенные и устойчивые связи психического в какой-либо области. Психологические законы связаны с иерархией уровней психического и раскрывают его отдельные аспекты.
Б. Ф. Ломовым была предложена уровневая концепция организации исследования человека и его психики:
• Уровень 1 (низший). Направления исследований базового уровня концентрируются в области физиологического обеспечения психических процессов и нейродинамики. Этот уровень обозначает межпредметные связи психологии с гистологией, анатомией, нейрохи-мией, нейрофизиологией, неврологией, генетикой, антропологией, биологией.
• Уровень 2. Изучаются отдельные психические процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, эмоции, чувства, мышление, речь, сознание), психические состояния (бодрствование, сон, стресс), психические свойства (тенденция к организации, интеллект, наличие архетипов). На данном уровне осуществляется связь психологии с математикой, физикой, химией.
• Уровень 3. Личность рассматривается с точки зрения ее структуры и отдельных свойств. Для исследования личности как идеального образования наблюдаются объективно существующие феномены (деятельность и отдельные поведенческие реакции).
• Уровень 4 (высший). Человек рассматривается как личность, находящаяся в системе социальных отношений. Предметом исследования на высшем уровне являются развитие личности и социально-психологические явления.
Предложенная уровневая концепция организации исследования человека и его психики дает основание для систематизации данных, получаемых психологической наукой, и определяет ее связи со смежными областями знания.
Системный подход Б. Ф. Ломова [1] получил свое дальнейшее развитие в рамках системного структурно-уровневого подхода, служащего способом объяснения психологических феноменов [2, 3].
Системный структурно-уровневый подход М. С. Роговина, Г. В. Залевского. Методологической основой исследования является системный структурно-уровневый подход, предложенный М. С. Роговиным и Г. В. Залевским. Особое место в работах М. С. Роговина в последний период его научной деятельности занимал интерес к построению общепсихологической структурно-уровневой теории и возможности ее внедрения в клинико-психологи-ческие исследования и практику [4-10].
Общепсихологическая теория уровневой структуры охватывает как собственно психические процессы, так и поведенческие реакции. В трактате Аристотеля «О душе» (греч. Пер! был сделан важнейший в методологическом, теоретическом и прикладном от-
ношении шаг от понимания психики как сложной целостности к стремлению анализировать ее как иерархическую уровневую структуру. Эта тенденция, иногда проявляясь эксплицитно, но нередко и имплицитно, прослеживается на протяжении всей истории психологии (в частности, в клинической психологии, патопсихологии). Есть основания считать, что только в настоящее время сложившийся методологический подход к организации научного исследования обретает адекватный понятийный аппарат и соответствующую ему терминологию [10-12].
В отечественной психологии наибольший вклад в структурно-уровневое понимание психики внес психофизиолог Н. А. Бернштейн на основе данных о построении движений, разработавший понятие «акт» [13-16]. В ряде вопросов эту теорию развивал психолог, философ, педагог А. Н. Леонтьев [17].
Из зарубежных исследователей главную роль в развитии структурно-уровневой теории сыграл французский невропатолог и психиатр П. Жане (фр. Pierre-Marie-Felix Janet), предложивший иерархическую систему поведения: от элементарных рефлекторных актов до высших интеллектуальных действий [18, 19].
В течение нескольких лет М. С. Роговиным и его учениками проведены исследования в различных областях психологии, результаты которых были интерпретированы в понятиях и терминах этой теории, что позволило расширить и уточнить ее исходные положения [4-8, 10, 20].
Основные положения структурно-уровневой теории. Для краткости это сделано в виде тезисов [7]:
1. О психическом (как о внутренних механизмах) мы судим на основании уровневой структуры действий (акциональных уровней). Уровень - это такая фиксируемая в психологическом исследовании взаимосвязь характеристик действий и определяющих их психических процессов (частная структура в общих структурах деятельности и личности), которая
в сопоставлении с другими структурами действий, возможными в той же ситуации, позволяет судить об адекватности стоящей перед испытуемым цели.
2. Действия образуют определенную (и в то же время динамическую) иерархическую структуру, где высшим, направляющим и регулятивным является уровень цели.
3. По отношению к высшим акциональным уровням низшие выступают как средства их реализации.
4. Более высокие акциональные уровни - как правило, уровни, более интегрированные в личности.
5. Дифференциация высших акциональных уровней обычно выступает яснее, чем у относительно более низких уровней.
6. Высший уровень - это не просто уровень цели, но обязательно и адекватное отношение к нижележащим уровням.
7. Низшие уровни находятся на грани физиологии, а психологические уровни начинаются с объектной обусловленности.
8. Отношения между акциональными уровнями диалектичны: высшие могут манифестироваться низшими, а низшие - проявляться в высших. Высшие могут выступать как позитивные или негативные (как отрицание неадекватности всей структуры).
9. Число акциональных уровней (т. е. число уровней, заключенных в интервале между низшим и высшим) - это нестабильная величина. Оно обусловлено конкретной ситуацией исследования (задачей, условиями, контингентом обследованных и т. д.).
10. Переход с низшего акционального уровня на более высокий происходит в результате многих причин: более глубокого осознания задачи, ее нового, более полного понимания, тренировки и выработки навыка или интуитивного решения.
11. Переход с более высокого акционального уровня на низший может иметь место в результате усложнения задачи, распада сложившегося навыка или из-за психической патологии.
12. Такие факторы, как стресс или действия в условиях коммуникации, могут влиять на акциональные уровни, но для их определения необходимы в каждом отдельном случае конкретные исследования.
13. В формировании более высоких акциональных уровней знания играют более значительную роль, чем в формировании низших.
14. Констатация акциональных уровней предполагает некоторый оптимальный диапазон их общей флексибильности, поскольку фиксация одного из них может нарушить общую структуру.
15. Использование того или иного акционального уровня при достижении цели действия в значительной мере обусловлено степенью неопределенности стимуляции. Чем ниже акциональный уровень, тем выше его вариативность, а чем он выше, тем меньше его неопределенность. Переход с низших уровней на более высокие снижает неопределенность стимуляции, но неполное исчерпывание информации каждого уровня увеличивает риск ошибочного решения задачи.
Следует отметить, что системный структурно-уровневый подход к исследованию психики и поведения позволяет раскрыть закономерности формирования психологических аспектов репродуктивной и, в частности, материнской функции как системно-структурного феномена, обозначить механизмы возникновения девиантных форм материнского поведения и выработать эффективные методы их коррекции.
Системный личностно-ориентированный подход. Наиболее перспективной и этически выдержанной позицией в изучении репродуктивной функции женщины представляет-
ся концентрация внимания исследователя на структуре личности как основном факторе, определяющем особенности реализации репродуктивного поведения, в частности материнской функции. Такая позиция, которая может быть представлена как системный личностно-ориентированный подход, имеет не только научное, но и практическое значение: она позволяет проводить психологическую коррекцию выявленных отклонений репродуктивного поведения, опираясь на личностные ресурсы и «здоровую часть личности» клиентки.
Термин «личностно-ориентированный подход» получил широкое распространение в психологии, медицине, образовании и социальных исследованиях, в частности при характеристике брачно-семейных отношений.
Идеи личностно-ориентированного подхода были выдвинуты создателями и ведущими представителями гуманистической психологии 1960-х гг. - американским психологом К. Р. Роджерсом (англ. Carl Ransom Rogers; 1902-1987) и А. Х. Маслоу (англ. Abraham Harold Maslow; 1908-1970). Гуманистическое направление в психологии возникло в противовес учению о поведенческом реагировании индивидуумов - бихевиоризму. В рамках этого подхода человек рассматривался как биологическая материальная система, реагирующая на внешние стимулы, без учета личностных особенностей и социальных факторов. Кроме того, считалось допустимым переносить результаты, полученные на опытах с животными, на людей. Психологи-гуманисты ставили задачей личностно-ориентированного подхода изменить представления о человеке и его природе [21-29].
Благодаря научно-практической деятельности К. Р. Роджерса и его последователей в настоящее время гуманистическая позиция реализуется в рамках личностно-ориентиро-ванного подхода, который затрагивает не только психологическую науку, но и широкие аспекты социальной жизни общества [30-32].
Личностно-ориентированный подход, опираясь на то, что личность - это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность, реализует своей технологией важный методический принцип индивидуального подхода, согласно которому в процессе интерпретации данных, полученных в ходе психодиагностических исследований, а также последующего проведения коррекционных мероприятий учитываются индивидуальные особенности каждой женщины как субъекта репродуктивного поведения. Все это создает, на наш взгляд, оптимальные условия, содействующие развитию личности клиентки и успешному проведению психокоррекционных мероприятий [22-26, 33-42].
Выводы. Организация научного исследования и психологической практики на базе принципов системного подхода позволяет наиболее полно исследовать отдельные аспекты психики, сопоставить данные эмпирических исследований, интегрировать их в единую гносеологическую систему, понять феноменологию психических процессов, целостно рассмотреть взаимодействие психики и окружающего мира.
В отличие от индивидуального подхода системный личностно-ориентированный подход к исследованию и психологической коррекции предполагает обязательную опору на структуру личности (ядро, поверхностные структуры (оболочка), биологический базис), учет направленности личности, обозначение перспектив ее дальнейшего развития.
Список литературы
1. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
2. Берестнева О. Г., Шелехов И. Л., Уразаев А. М. Системные исследования и информационные технологии в задачах изучения социально-психологических аспектов репродуктивной функции женщин: коллективная монография. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2010. 188 с.
3. Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Репродуктивное здоровье женщины: психологические и социальные аспекты. Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2013. 3бб с.
4. Роговин М. С. Развитие структурно-уровневого подхода в психологии II Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1974. С. 187-230.
б. Роговин М. С. Структурно-уровневые теории в психологии: методологические основы. Ярославль: ЯрГУ, 1977. 79 с.
6. Роговин М. С. Психологическое исследование. Ярославль: ЯрГУ, 1979. бб с.
7. Роговин М. С. Основные положения общепсихологической структурно-уровневой теории II Познавательные процессы и личность в норме и патологии. Ярославль: ЯрГУ, 1995. С. 10-12.
8. Роговин М. С., Залевский Г. В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. Томск: Томский гос. ун-т, 1988. 233 с.
9. Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, науке, в норме и патологии). Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2004. 44б с.
10. Залевский Г. В. О научном наследии М. С. Роговина II Методология и история психологии. 200б. Т. 1. Вып. 2. С. 99-102.
11. Шелехов И. Л., Залевский Г. В. Личность современной женщины через призму системной структурно-уровневой концепции психики II Сибирский психологический журнал. 2010. № 3б. С. 3б-41.
12. Шелехов И. Л., Залевский Г. В. Личностные аспекты репродуктивного поведения как системного структурно-уровнево-го феномена II Сибирский психологический журнал. 2010. № 37. С. б-10.
13. Бернштейн Н. А. Исследования по биодинамике локомоций. Кн. 1. Биодинамика ходьбы нормального взрослого мужчины. М.: Всесоюз. ин-т эксперимент. медицины (ВИЭМ), 1935. 242 с.
14. Бернштейн Н. А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 254 c.
15. Feigenberg J. M. Nikolai Bernstein - From Reflex to the Model of the Future: Monographie. Münster: LIT Verlag, 2014. 272 S.
16. Feigenberg J., Zislin J. «Receptor component» and «active component» in the psychology and psychopathology of perception II Medical Hypotheses. 2000 February. Vol. 54, issue 2. Pp. 1б9-171.
17. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
18. Janet P. La médecine psychologique [Psychological Medicine]. Paris: Flammarion, 1923. 288 р.
19. Janet P. L'évolution psychologique de la personnalité. Paris: Éditions Chahine, 1929. 327 р.
20. Роговин М. С., Соловьёв А. В., Урванцев Л. П. Уровневая структура действия II Психологическая рационализация деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1978. С. 10-21.
21. Карпов А. В. Психология принятия решений. М., Ярославль: Институт психологии РАН, 2003. 272 с.
22. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М., 2004. 50б с.
23. Карпов А. В. Системный подход как методологическая основа разработки проблемы интегральных способностей личности II Идея системности в психологии I под ред. д-ра психол. наук, проф. В. А. Барабанщикова. М.: Институт психологии РАН, 2005. 49б с.
24. Козлов В. В. Интегративная психология. Теория и психотехника: методическое пособие. Ярославль: [Б. и.], 2004. 120 с.
25. Мазилов В. А. Методологические проблемы психологии. Ярославль: Междунар. акад. психол. наук (МАПН), 200б. 23б с.
26. Мазилов В. А. Методология психологии. М.: МАПН, 2007. 3б4 с.
27. Мазилов В. А. Интеграция психологического знания: методологические проблемы. М.: МАПН, 2008. 122 с.
28. Мазилов В. А. Методология психологии: точки роста II Ярославский психол. вестник. Москва-Ярославль, 2009. Вып. 25. С. 48.
29. Мазилов В. А. Методология психологии, междисциплинарные связи и предмет психологии II Человеческий фактор: Социальный психолог. 2010. № 1 (19). С. 27-3б.
30. Берестнева О. Г., Жаркова О. С., Шелехов И. Л. Системный анализ и информационные технологии в задачах исследования гендерных и личностных особенностей современных женщин. Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2013. 294 с.
31. Shelehov I. L., Grebennikova E. V. Il comportamento riproduttivo delle donne come sistemica a livello strutturale fenomeno Il Italian Science Review. 2015. Vol. 5 (2б). Pp. 51-57. Available at URL: http:IIwww.ias-journal.orgIarchiveI2015ImayIShelehov.pdf.
32. Шелехов И. Л., Гребенникова Е. В. Методологический подход к исследованию репродуктивного поведения женщины как системному структурно-уровневому феномену II Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 9 (1б2). С. 89-95.
33. Карпов А. В. Метасистемный подход и психология сознания. Монография. М.: Изд-во РАО, 2011. 1023 с.
34. Карпов А. В. Теоретические и экспериментальные основы исследования метакогнитивной регуляции деятельности // Психологические проблемы саморегуляции в XXI веке: сб. науч. тр. / отв. В. И. Моросанова. СПб.-М.: Нестор-История, 2011. 468 с.
35. Козлов В. В. Групповая работа. Стратегия и методы исследования. М.: Изд-во Института психотерапии, 2007. 224 с.
36. Козлов В. В. Интегративная психология: пути духовного поиска или освещение повседневности. М.: Изд-во Института психотерапии, 2007. 528 с.
37. Кашапов М. М. Гносеологические основы исследования педагогического мышления как компетентности преподавателя // Тр. Ярославского методологического семинара (методология психологии) / под ред. В. В. Новикова, И. Н. Кариц-кого, В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2003. Т. 1. С. 184.
38. Кашапов М. М. Консультационная работа психолога: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2005. 196 с.
39. Кашапов М. М. Совершенствование творческого мышления профессионала / науч. ред. проф. А. В. Карпов. Ярославль: МАПН, 2006. 316 с.
40. Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В., Мартынова А. И. Личность и внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и классического психоанализа // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 9-20.
41. Нозикова Н. В. Структурный анализ психосемантической системы семейной социально-психологической целенаправленности // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 4. С. 44-54.
42. Беспалов Б. И. Исследование психологических систем «методом единиц» // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 2. С. 4-15.
Шелехов Игорь Львович, кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент МАПН, доцент кафедры психологии развития личности факультета психологии, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: brief@sibmail.com
Материал поступил в редакцию 13.02.2017.
DOI 10.23951/2307-6127-2017-2-9-20
SYSTEMATIC APPROACH AS METHODOLOGICAL BASIS OF PERSONALITY-ORIENTED PSYCHOLOGICAL RESEARCH
I. L. Shelekhov
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The article describes various aspects of the systematic structural approach as a methodological basis for personality-oriented psychological research. Presents general background of the theory of systems, describes B. F. Lomov's systematic approach, M. S. Rogovin's systematic and structural approach and G. W. Zalewskiy's systematic personality-oriented approach.
The use of the systematic methods allows us to solve the tasks of systematics, planning and organization of a comprehensive research.
The systematic approach is applicable only to objects that are characterized by a high degree of functional detachmennt. The aim of the systematic approach is to build theoretical basis, to organize and conduct empirical research, to obtain conclusions containing new knowledge.
In psychology, the systematic approach is applied to the study of individual objects and its elements, set of objects, complex, polysemic phenomena, such as: superior mental functions, structure of the personality, the phenomena of intra- and interpersonal conflicts, mutual interference of systems "personality" - "society", interaction between systems "organism" -
"psyche" - "environment", family relationships, reproductive behavior and maternal function, evaluation of somatic and mental health. Principle of consistency allows us to analyze each structural element of the psyche in relation to its holistic functioning.
Based on the comparison and data analysis the following conclusions were made.
The organization of the scientific research and psychological practice based on the principles of the systematic approach allows us to explore some aspects of mentality to the fullest extent possible, to compare data of empirical researches, to integrate them into one single gnoseological system, to understand the phenomenology of mental processes, to view interaction of mentality and of the world around us.
Unlike individual approach systematic personality-oriented approach to the research and psychological correction involves compulsory reliance on personality structure: (nucleus, surface structure (shell), biological basis), taking into account personality orientation, the indication of the prospects of its further development.
Key words: science methodology, psychology, approach, system, structure, level, element, personality, research.
References
1. Lomov B. F. Sistemnost' v psikhologii [Consistency in psychology]. Moscow, Institute of Applied Psychology Publ.; Voronezh, NPO "MODEK" Publ., 1996. 384 p. (in Russian).
2. Berestneva O. G., Shelekhov I. L., Urazaev A. M. Sistemnye issledovaniya i informatsionnye tekhnologii v zadachakh izucheniya sotsial'no-psikhologicheskikh aspektov reproduktivnoy funktsii zhenshchin [System research and information technologies in the study of problems of socio-psychological aspects of women's reproductive function]. Tomsk, TSPU Publ., 2010. 188 p. (in Russian).
3. Shelekhov I. L., Berestneva O. G. Reproduktivnoye zdorov'e zhenshchiny: psikhologicheskiye i sotsial'nye aspekty [Reproductive health of women: psychological and social aspects]. Tomsk, TPU Publ., 2013. 366 p. (in Russian).
4. Rogovin M. S. Razvitiye strukturno-urovnevogo podkhoda v psikhologii [The development of structure-level approach in psychology]. Sistemnye issledovaniya. Ezhegodnik [System Research. Yearbook]. Moscow, Nauka Publ., 1974. Pp. 187-230 (in Russian).
5. Rogovin M. S. Strukturno-urovnevye teorii v psikhologii: metodologicheskiye osnovy [Structurall-level theory in psychology: methodological bases]. Yaroslavl, YarSU Publ., 1977. 79 p. (in Russian).
6. Rogovin M. S. Psikhologicheskoye issledovaniye [Psychological research]. Yaroslavl, YarSU Publ., 1979. 66 p. (in Russian).
7. Rogovin M. S. Osnovnye polozheniya obshchepsikhologicheskoy strukturno-urovnevoy teorii [Main provisions of structural-level theory of general psychology]. Poznavatel'nye protsessy i lichnost' v norme i patologii [Cognitive processes and personality in norm and pathology]. Yaroslavl, YarSU Publ., 1995. Pp. 10-12 (in Russian).
8. Rogovin M. S., Zalevskiy G. V. Teoreticheskiye osnovypsikhologicheskogo ipatopsikhologicheskogoissledovaniya [Theoretical bases of psychological and pathopsychological research]. Tomsk, TSU Publ., 1988. 233 p. (in Russian).
9. Zalevskiy G. V. Fiksirovannye formy povedeniya individual'nykh i gruppovykh sistem (v kul'ture, obrazovanii, nauke, v norme i patologii) [Fixed forms of individual and group behavior systems (in culture, education, science, in norm and pathology)]. Tomsk, TSU Publ., 2004. 446 p. (in Russian).
10. Zalevskiy G. V. O nauchnom nasledii M. S. Rogovina [On the scientific heritage of M. S. Rogovin]. Metodologiya i istoriya psikhologii - Methodology and History of Psychology, 2006, vol. 1, issue 2, pp. 99-102 (in Russian).
11. Shelekhov I. L., Zalevskiy G. V. Lichnost' sovremennoy zhenshchiny cherez prizmu sistemnoy strukturno-urovnevoy kontseptsii psikhiki [Personality of a modern woman through the prism of system structured-level concept of the psyche]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology, 2010, no. 36, pp. 36-41 (in Russian).
12. Shelekhov I. L., Zalevskiy G. V. Lichnostnye aspekty reproduktivnogo povedeniya kak sistemnogo strukturno-urovnevogo fenomena [Personality aspects of sexual behaviors as a system structured-level phenomenon]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology, 2010, no. 37, pp. 6-10 (in Russian).
13. Bernshteyn N. A. Issledovaniya po biodinamike lokomotsiy. Kn. 1. Biodinamika khod'by normal'nogo vzroslogo muzhchiny [Research on biodynamics of locomotion. Book. 1. Biodynamics of the normal adult male walking]. Moscow, VIEM Publ., 1935. 242 p. (in Russian).
14. Bernshteyn N. A. O postroenii dvizheniy [About construction of movements]. Moscow, Medgiz Publ., 1947. 254 p. (in Russian).
15. Feigenberg J. M. Nikolai Bernstein - From Reflex to the Model of the Future: Monographie. Münster, LIT Verlag, 2014. 272 p.
16. Feigenberg J., Zislin J. "Receptor component' and "active component' in the psychology and psychopathology of perception. Medical Hypotheses, 2000 February, vol. 54, issue 2, pp. 169-171.
17. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost' [Activities. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1975. 304 p. (in Russian).
18. Janet P. La médecine psychologique [Psychological Medicine]. Paris, Flammarion, 1923. 288 р.
19. Janet P. L'évolution psychologique de la personnalité. Paris, Éditions Chahine, 1929. 327 р.
20. Rogovin M. S., Solov'yov A. V., Urvantsev L. P. Urovnevaya struktura deystviya [The layered structure of action]. Psikhologicheskaya ratsionalizatsiya deyatel'nosti [Psychological rationalization of activities]. Yaroslavl, YarSU Publ., 1978. Pp. 10-21 (in Russian).
21. Karpov A. V. Psikhologiya prinyatiya resheniy [The psychology of decision-making]. Moscow, Yaroslavl, Institute of Psychology RAS Publ., 2003. 272 p. (in Russian).
22. Karpov A. V. Metasistemnaya organizatsiya urovnevykh struktur psikhiki [Metasystem organization of level structures of the psyche]. Moscow, 2004. 506 p. (in Russian).
23. Karpov A. V. Sistemnyy podkhod kak metodologicheskaya osnova razrabotki problemy integral'nykh sposobnostey lichnosti [System approach as a methodological basis for the development of the problem of integral abilities of the personality]. Ideya sistemnosti v psikhologii [The idea of systemic psychology]. Ed. Dr. psychol. sciences, prof. V. A. Barabanshchikov. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2005. 496 p. (in Russian).
24. Kozlov V. V. Integrativnaya psikhologiya. Teoriya i psikhotekhnika, metodicheskoye posobiye [Integrative Psychology. Theory and psychotechnics: methodical manual]. Yaroslavl, 2004. 120 p. (in Russian).
25. Mazilov V. A. Metodologicheskiye problemy psikhologii [Methodological problems of psychology]. Yaroslavl, IAPS Publ., 2006. 236 p. (in Russian).
26. Mazilov V. A. Metodologiya psikhologii [The methodology of psychology]. Moscow, IAPS Publ., 2007. 364 p. (in Russian).
27. Mazilov V. A. Integratsiya psikhologicheskogo znaniya: metodologicheskiye problemy [The integration of psychological knowledge: methodological problems]. Moscow, IAPS Publ., 2008. 122 p. (in Russian).
28. Mazilov V. A. Metodologiya psikhologii: tochki rosta [Methodology of psychology: the growing points]. Yaroslavskiy psikhologicheskiy vestnik- Yaroslavsky Psychological Bulletin. Moscow-Yaroslavl, 2009. Vol. 25. Pp. 48 (in Russian).
29. Mazilov V. A. Metodologiya psikhologii, mezhdistsiplinarnye svyazi i predmet psikhologii [Psychological methodology, interdisciplinary communication and the subject of psychology]. Chelovecheskiy faktor: Sotsial'nyy psikholog - Human factor: Social psychologist, 2010, no. 1 (19), pp. 27-36 (in Russian).
30. Berestneva O. G., Zharkova O. S., Shelekhov I. L. Sistemnyy analiz iinformatsionnye tekhnologii vzadachakh issledovaniya gendernykh i lichnostnykh osobennostey sovremennykh zhenshchin [System analysis and information technologies in the problems of the study of gender and personality characteristics of modern women]. Tomsk, TPU Publ., 2013. 294 p. (in Russian).
31. Shelehov I. L., Grebennikova E. V. Il comportamento riproduttivo delle donne come sistemica a livello strutturale fenomeno. Italian Science Review, 2015, vol. 5 (26), pp. 51-57. URL: http://www.ias-journal.org/archive/2015/may/Shelehov.pdf.
32. Shelekhov I. L., Grebennikova E. V. Metodologicheskiy podkhod k issledovaniyu reproduktivnogo povedeniya zhenshchiny kak sistemnomu strukturno-urovnevomu fenomenu [Methodological approaches to research the reproductive behavior of women as systemic structural-level phenomenon]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 9 (162), pp. 89-95 (in Russian).
33. Karpov A. V. Metasistemnyy podkhod i psikhologiya soznaniya [Metasystem approach and the psychology of consciousness]. Moscow, Izd-vo RAO Publ., 2011. 1023 p. (in Russian).
34. Karpov A. V. Teoreticheskiye i eksperimental'nye osnovy issledovaniya metakognitivnoy regulyatsii deyatel'nosti [Theoretical and experimental bases of the study of metacognitive regulation activities]. Psikhologicheskiye problemy samoregulyatsii v XXI veke: sb. nauch. trudov [Psychological problems of self-regulation in the XXI century: collection of scientific articles]. Ed. V. I. Morosanova. St. Petersburg-Moscow, Nestor-Istoriya Publ., 2011. 468 p. (in Russian).
35. Kozlov V. V. Gruppovaya rabota. Strategiya i metody issledovaniya [Group work. Strategy and research methods]. Moscow, Publishing House of the Institute of Psychotherapy Publ., 2007. 224 p. (in Russian).
36. Kozlov V. V. Integrativnaya psikhologiya: puti dukhovnogo poiska ili osveshcheniye povsednevnosti [Integrative psychology: the path of spiritual search, or sanctification of everyday life]. Moscow, Publishing House of the Institute of Psychotherapy Publ., 2007. 528 p. (in Russian).
37. Kashapov M. M. Gnoseologicheskiye osnovy issledovaniya pedagogicheskogo myshleniya kak kompetentnosti prepodavatelya [The epistemological foundations of the study of pedagogical thinking as a teacher's competence]. Trudy Yaroslavskogo metodologicheskogo seminara (metodologiya psikhologii) [Proceedings of the Yaroslavl methodological seminar (methodology of psychology)]. Ed. V. V. Novikov, I. N. Karitskiy, V. V. Kozlov. Yaroslavl, IAPS Publ., 2003. Vol. 1. P. 184 (in Russian).
38. Kashapov M. M. Konsul'tatsionnaya rabota psikhologa: uchebnoye posobiye [Consulting work of psychologist: textbook]. Yaroslavl, YarSU Publ., 2005. 196 p. (in Russian).
39. Kashapov M. M. Sovershenstvovaniye tvorcheskogo myshleniya professionala [Improving the professional creative thinking]. Sci. ed.: prof. A. V. Karpov. Yaroslavl, IAPS Publ., 2006. 316 p. (in Russian).
40. Shelekhov I. L., Belozerova G. V., Martynova A. I. Lichnost' i vnutrilichnostnyy konflikt v kontseptsiyakh freydizma i klassicheskogo psikhoanaliza [Personality and intrapersonal conflict in the concepts of freudism and classical psychoanalysis]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, no. 1 (11), pp. 9-20 (in Russian).
41. Nozikova N. V. Strukturnyy analiz psikhosemanticheskoy sistemy semeynoy sotsial'no-psikhologicheskoy tselenapravlennosti [Structural analysis of psychosemantic system of family social and psychological focus]. Kul'turno-istoricheskaya psikholo-giya - Cultural-Historical Psychology, 2015, vol. 11, no. 4, pp. 44-54 (in Russian).
42. Bespalov B. I. Issledovaniye psikhologicheskikh sistem "metodom edinits" [Research of psychological systems "by units"]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya - Cultural-Historical Psychology, 2015, vol. 11, no. 2, pp. 4-15 (in Russian).
Shelekhov I. L., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: brief@sibmail.com