2. НоздреваР.Б., Синецкий Б.И., Кормышев В.В. и др. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 10. М., 2000.
3. ФедькоВ.П.,Бондаренко В.А. Внешняя торговля и формирование общехозяйственной инфраструктуры в контексте глобализации. Монография. Ростов н/Д, 2005.
4. Jochimsen R. Theorie der Infrastructur. Tubungen, 1996.
ВАСИЛЕНКО Е.П.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
П
л ь Ü (О X
Одной из характерных черт современной России является расширение внешнеэкономических связей посредством активного включения нашей страны в систему мирового хозяйства. ? Тесное сотрудничество России с ВТО, возрастающий объем международной торговли тре-^ бует от таможенных органов все более оперативных и адекватных действий для ускорения Ш пропуска через границу товаров, транспортных средств и физических лиц. | Одним из важных направлений деятельности таможенных органов является контроль та-I- моженной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу России. ^ С принятием нового Таможенного кодекса РФ таможенный контроль будет организо-□ ван с применением новых методов, таких, как анализ и управление рисками, системный ^ подход, выборочный контроль с соблюдением принципа разумной достаточности и оценки экономической эффективности принятых мер. Это позволит эффективнее бороться с нарушениями таможенного законодательства, одновременно упрощая таможенные процедуры о для участников ВЭД.
| Кроме того, «центр тяжести» контрольных мероприятий, проводимых таможенными
0 органами, будет перенесен с таможенного оформления на контроль после выпуска това-ф ров. Таким образом, возрастет роль функциональных подразделений по контролю тамо-
1 женной стоимости.
о Овладение системными знаниями и их практическое использование в управленческой
0 деятельности составляют основу научного подхода к принятию решения. «Системный под-
1
ф
™ ных объектов и процессов как систем» [1, ст. 14]. Системный подход - это фундамент совре-£1 менной методологии изучения и управления сверхсложными объектами, которыми являются < социально-экономические, организационные и информационно-технические системы. К о этому же классу объектов, несомненно, относится и система управления определением та-ф моженной стоимости, результатом функционирования которой является принятие того или о иного управленческого решения.
о Т. е сотруднику таможенного органа в итоге обработки всего массива программных ¡2 инструментов по выявлению таможенных рисков и управлению таможенной стоимостью,
0 все равно придется принимать решения в каждом конкретном случае и нести за него пер-^ сональную ответственность.
| Рассмотрим принятие управленческого решения с точки зрения системного подхода. ^ Принятие решений в таможенном деле представляет собой сложный систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающихся с формулировки проблемы
1 и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему.
ф Системный анализ управления в таможенном деле предполагает, что таможенная систе-| ма разбивается, с одной стороны, на подсистемы, элементы, с другой - на операции, этапы и о действия, до тех пор, пока не будет достигнут уровень, когда решение принять невозможно. 9 Существует несколько подходов к выделению проблем, где необходимо принимать ре-^ шение. Многое здесь зависит от критерия, выбранного для такого деления. Рассматривается
ход - это общенаучная методология качественного исследования и моделирования различ-
весь процесс принятия решения в таможенной деятельности как функция проблемы, выбора решения и принятия решения.
В случае деления процессов управления на параллельные и последовательные, процесс принятия решения при контроле таможенной стоимости можно причислить к последовательным. На этом этапе решение производится согласно специализированным функциям внутри систем или подсистем таможенных органов, т.е. организован последовательный процесс управления отдельными, небольшими операциями, этапами или процедурами. В результате каждый миниэлемент представляет набор должностных инструкций, указаний и процедур, необходимых для выполнения технологической схемы контроля корректности определения таможенной стоимости.
В таможенной системе управления сотрудники таможенных отделов, решающие проблемы, в частности контроля таможенной стоимости, должны быть обеспечены набором заранее подготовленных информационных таможенных программ. И, как это ярко проявляется именно при принятии решения по таможенной стоимости, при наличии разнообразных или П нестандартных входов согласно делегированным полномочиям они должны из набора аль- ¡5 тернативных решений выбрать наиболее правильное решение либо делегировать решение и на более высокий уровень управления. X
Имея полную картину каждой части таможенных операций, представляется возможным ^ системно проанализировать самые небольшие приемы действий таможенной системы и при ^ этом сохранить связь частей и целого. В дальнейшем существует задача перейти к синтезу системы программно-целевой модели управления с помощью информационных таможенных ^ технологий и программных средств, учитывая, что под синтезом понимается соединение, со- □ ставление частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей. В процессе системного синтезирования познается нечто новое: взаимо- |\ действие частей как целого. Системный синтез позволяет иметь полную мини-модель каждой ^ подсистемы или элемента системы и тем самым создать целостную картину таможенно-про- ш граммных операций и приобрести возможность более правильно и эффективно сформиро- ^ вать структуру управления процессом контроля таможенной стоимости.
Все больше возрастает роль и область применения системного подхода, связанного с ^
р
адаптацией российской системы определения таможенной стоимости к требованиям рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли. а Являясь государственными организациями, контролирующими международные грузовые | потоки и управляющими международным перемещением грузов, таможня находится в уни- ^ кальном положении, позволяющем повысить безопасность мировой цепи поставок товаров и о способствовать социально-экономическому развитию посредством сбора доходов и облегче- £ ния торговли. При этом, системный подход должен сыграть роль методологического средс- ф тва, с помощью которого будут выявлены и предотвращены стоимостные и другие риски, а £ также различные угрозы.
Повышение безопасности международной цепи поставок товаров является лишь одним ^
шагом в общем процессе укрепления таможни и подготовки ее к XXI веку. Соответственно, о
для того, чтобы развить существующие программы и методы работы и, пойти дальше, члены о
ВТО разработали режим, который позволит повысить безопасность международной торгов- 9
ли и облегчить ее. Речь идет о Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой со
торговли (далее «Рамочные стандарты»), которые представляют собой «набор принципов и £
стандартов» [3. п. 25], и предлагают их для принятия в качестве минимума того, что должно £
быть сделано членами ВТО. Рамочные стандарты ВТО, в свою очередь, также следует рассмат- |=
ривать как систему, которая состоит из четырех основных элементов. Е
Во-первых, они предусматривают гармонизацию требований в отношении предваритель- ш ного электронного уведомления о грузе при входящих, исходящих и транзитных отправках.
Во-вторых, все страны, присоединяющиеся к Рамочным стандартам, берут на себя обязательство последовательно подходить к вопросам управления рисками с целью решения вопросов безопасности.
В-третьих, Рамочные стандарты требуют, чтобы по обоснованному запросу принимающей страны, основанному на сопоставимой методике отслеживания рисков, таможенная
т
служба направляющей страны производила досмотр контейнеров и грузов повышенного риска при экспорте, желательно с использованием неинтрузивной аппаратуры обнаружения.
В-четвертых, в Рамочных стандартах определяются льготы, которые таможенные службы будут предоставлять компаниям, соблюдающим минимальные стандарты безопасности международной цепи поставок товаров и использующими эффективные методы работы.
Каждый из этих элементов целенаправлен и автономен, но применение их в совокупности дает синергический эффект, проявляющийся в обеспечении безопасности мировой торговли в целом.
Не для кого не секрет, что досмотр каждой партии грузов представляет собой неприемлемое и ненужное бремя. Фактически, досмотр каждой партии грузов просто парализует мировую торговлю. Поэтому в современных условиях таможенные органы используют автоматизированные системы управления рисками ( «таможенный риск» определяется, как: «вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации»), обус-Р) ловленными самыми разными факторами по целому ряду вопросов. В таких условиях тамо-л женные службы не должны обременять международное торговое сообщество различными о наборами требований, направленных на повышение безопасности и облегчения торговли, ® а должны признать какие-то иные другие международные стандарты. Должен существовать единый набор разработанных ВТО международных таможенных стандартов, которые не ? дублировали бы другие требования, установленные на межправительственном уровне, и не ^ вступали с ними в противоречие.
Ш Таким образом, использование системы управления рисками, а следовательно, системно-| го подхода, в таможенном деле приобретает международный характер. I- Теперь проанализируем, какие изменения должна претерпеть система управления риска-^ ми хотя бы на примере системы управления определением таможенной стоимости с учетом □ требований Рамочных стандартов безопасности. Ведь, один из самых главных рисков был, ^ есть и будет стоимостной риск. А для этого дадим определение системы управления определением таможенной стоимости - система управленческих процедур и методов практики, систематическое применение которых, предоставляет в распоряжение таможенных служб о информацию, необходимую для работы с транспортными операциями или товарными парти-| ями, которые минимизируют стоимостной риск.
0 Представим себе груз повышенного стоимостного риска, т.е. такой груз, по которому ш недостаточно ценовой информации для того, чтобы считать его грузом низкого риска,
1 в отношении которого тактическая разведка представила данные, свидетельствующие о о повышенном риске или который определен как отправка, признанная отправкой повы-о шенного риска по методике бальной оценки рисков на основе элементов данных, харак-^ теризующих безопасность.
^ Риски, с которыми сталкиваются таможенные службы, уменьшаются в той мере, в какой о. таможенные службы могут полагаться на меры, принимаемые их партнерами в торговом < сообществе с целью оценки и минимизации угроз для собственной цепи поставок товаров. £ Поэтому компании, которые проявляют подлинную готовность повышать безопасность цепи о поставок товаров, оказываются в выигрыше. Минимизация рисков, таким образом, позволяет 9 таможенным службам выполнять свои функции по обеспечению безопасности и по облегче-^ нию законной торговли.
о п -
^ В рамках этого организации, перемещающей данный груз повышенного стоимостного ^^ риска, в соответствии с Рамочными стандартами безопасности, при пересечении таможенных ^ границ необходимо заранее предоставить всю имеющуюся у нее ценовую информацию о своЕ ей отправке, прайс-лист завода изготовителя и т.п. Этого можно добиться только с помощью ю предварительного электронного информирования, т. е. предоставление автоматизирован-Ч ных данных о компании, торговле, анализ аналогичных ситуаций и показатели относитель-о ной безопасности цепи поставки товаров данной торговой компании. Например, входящая | в «опору Рамочных стандартов» «таможня-бизнес» практика сертификации и валидации ^ системы безопасности пункта происхождения способствует снижению риска и уменьшает, ^ таким образом, сферу целевого отбора. Предприниматель должен сделать все, чтобы макси-^ мально снизить стоимостные таможенные риски в цепи поставки своего товара.
Таможенные же органы в свою очередь, в соответствии с требованиями Рамочных стандартов, должны обеспечить все необходимое для содействия упрощению перемещения товара через таможенные границы. В рамках этого необходимо обеспечение ненужного дублирования мер контроля и т. д.
Т.е. в российской таможне к принятию решения по таможенной стоимости целесообразно подходить системно. Целесообразно выделение всей имеющейся информации в подсистемы: 1) информация о стоимости на аналогичные товары, имеющаяся в таможне; 2) информация по всевозможным стоимостным рискам; 3) информация о проведенных мерах таможней страны-импортера; 4) информация, полученная от участника ВЭД, позволяющая минимизировать риски. Каждую из этих подсистем проанализировать, далее сопоставить и в итоге принять правильное решение по таможенной стоимости. Это позволит исключить дублирование любых форм контроля таможенной стоимости, поскольку соответствующий контроль был проведен ранее: или на таможне убытия со страны-экспортера или в таможне прибытия страну-импортер. К применению мер по минимизации стоимостных рисков также следует подходить системно и индивидуально в каждом конкретном случае. Здесь следует п исключить формальный подход, так часто применяемый в таможенном деле, и сделать все, Л) чтобы не создавать препятствия внешнеэкономической деятельности. о
ЛИТЕРАТУРА
(О X
СП
Таким образом, можно говорить о переходе от пост-котроля управления определением таможенной стоимости, который сейчас применяется на практике, к контролю предшествующему перемещению грузов («пред-контроль»). Ведь пост-контроль иногда уже проводить поздно, когда груз ушел, и фирмы такой нет. ^
Эффективность организации управления таможенной стоимости на основе системного ^ подхода достаточно высока: ускоряется как процесс таможенного оформления, так и ожида- ^ емое повышение его качества, т.е. произойдет минимизация стоимостных рисков. А самое о важное, осуществляется адаптация системы управления таможенной стоимостью к требованиям международного сообщества. N Уходит необходимость запроса дополнительных документов для подтверждения тамо- ^ женной стоимости, потому что добросовестный участник ВЭД побеспокоился об их наличии; ш не надо будет брать пояснение о корректности контрактной цены, поскольку оно уже будет прислано таможне с помощью предварительного электронного информирования и декларирования. Таким образом, подходя системно в каждом конкретном случае можно исключить £ многие меры [2, ст. 7], направленные на минимизацию стоимостного риска, что позволит Ц ускорить процесс таможенного оформления товаров и мировой торговли в целом. о
си
О
I
>
1. Макрусев В.В. Основы системного анализа. М.: РТА, 2006. ¡5
2. Приказ Государственного Таможенного Комитета России № 696 от 18.07.2004 // 1 Информационно-справочная система «Консультант плюс». р
3. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли // http://www/ & customs.ru/ <
о
0
1_
0
1_
о о
со О
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ §
о.
ВОЛОХОНСКИИ Ю.Н.
СИСТЕМЫ КРЕДИТНЫХ СОЮЗОВ
о ф
со
Практика показала, что в настоящее время наибольших успехов в своей деятельности §
кредитные потребительские кооперативы (КПК) достигли в тех регионах, где налажены нор- ^
мальные взаимоотношения с местной властью - это Волгоградская, Саратовская, Ростовская, 1
Кемеровская, Вологодская, Самарская, Челябинская области; республики - Марий Эл, Чува- §
шия, Удмуртия, Татарстан, Адыгея, Саха-Якутия; Краснодарский край, Ставропольский край, §
Алтайский край и др. [4, 3]. ^