-С'"—'
Соколова Е.В.
Системный подход к психокоррекции психического развития личности в раннем
дизонтогенезе
В статье описаны результаты многолетнего экспериментального исследования возможностей психологической помощи и оптимизации развития, социализации и адаптации детей с задержками психического развития, освещены вопросы организации комплексной психокоррекционной работы и сопровождения детей с отклоняющимся развитием в рамках системного подхода.
Ключевые слова: задержка психического развития, отставание в развитии, системная психокоррекция, психолого-педагогический (ая) (помощь), дизонтогенез, социальная ситуация развития, первичный дефект, вторичный дефект, директивные и недирективные методы психотерапии, телесно-ориентированная терапия, абилитация.
В связи с увеличение числа детей с отклоняющимся развитием в психологии и педагогике возрастает актуальность дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания детей с отклоняющимся развитием, психокоррекции нарушений в раннем онтогенезе, адаптации детей к жизни в условиях современного общества.
Подходы психолого-педагогического сопровождения развития детей стали реализовываться в системе образования с середины 1990-х гг. в связи с развитием психологической службы. Появился также ряд работ, которые претендуют на создание ее научных основ (Дубровина И.В., 1988,1991, 1995, 1998; Абрамова Г.С., 1993, 1998; Маркова А.К., 1993; Овчарова Р.В., 1993, 1996, 1998; Рогов Е.И., 1995, 1998; Казакова Е.И., 1998; Шипицина Л.М., 2005 и др.). В некоторых работах рассматриваются организационные моменты оказания практической помощи проблемным детям, в том числе и детям с ЗПР (Забрамная С.Д., 1985, 1988, 1990; Кумарина Г.Ф., 1990, 1991; Защиринская О.В., 1995; Ямбург Е.А., 1997; Мамайчук И.И., Ильина М.Н., 2004 и др.). К сожалению, совсем мало работ, определяющих систему психокоррекционных мероприятий по оказанию помощи проблемным детям (в том числе и с ЗПР), интегрированным в общеобразовательную среду. Проведенные исследования показывают, что зачастую сегодня нет возможности обеспечить системность психокоррекции и сопровождения всех нуждающихся детей и участников образовательного процесса, оперативно реагировать на проблемы образовании, часто нарушаются основные принципы эффективного сопровождения - его непрерывность, индивидуальность, мультидисциплинарность и автономность, комплексность и системность организации (Казакова Е.Н., 1998; Колеченко А.К., 2001; Ульенкова У. В. и Лебедева О.В., 2005; Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н., 2005).
О детях с ЗПР (задержкой психического развития) в отечественной психологии накоплены исключительно ценные научные сведения, хотя проблема специального изучения сформировалась только в конце 1960-х гг. Заметим, что полученные данные по большей части имели (и до сих пор имеют) отношение к младшим школьникам и подросткам. Необходимо также отметить, что большинство исследователей ограничивают свои задачи описанием клинико-нейропсихологической характеристики этих дефектов, изучением особенностей нарушения какой-либо функции: памяти, внимания, речи, мышления, зрительно-пространственного восприятия, специфики общения, игровой деятельности. Кроме того, прослеживается недостаток конкретных организационно-методических работ и практических рекомендаций по организации комплексного психолого-педагогического сопровождения, аби-литации детей, психокоррекции нарушений в раннем онтогенезе. Наблюдаются трудности внедрения теоретических разработок в практическую деятельность, недостаточно материалов о возможностях интеграции детей с отклоняющимся развитием в учреждения общеобразовательного профиля.
Исходя из этого, проблема организации системной психокорреции и своевременного преодоления отставаний психического развития у детей с ЗПР, пока еще не упущены сензитивные периоды и не возникли вторичные, социально обусловленные нарушения развития, является чрезвычайно актуальной.
В нашем исследовании была предпринята попытка создания научно-теоретических основ и практической реализации метода системной психокоррекции и сопровождения развития детей с ЗПР в детских учреждениях (детских садах, школах). Объект исследования - личность и ее развитие в дизонтогенезе. Предмет - организация системной психокоррекции развития личности в раннем дизонтогенезе. Цель исследования состояла в научном обосновании, разработке и апробировании системной психокоррекции развития личности в дизонтогенезе. В соответствии с определенной нами целью выдвигалась гипотеза исследования, которая основана на предположении о том, что, вероятно, системная психокоррекция будет оптимальным условием, позволяющим преодолеть отставание в психическом развитии личности и снизить риск школьной дезадаптации у детей с ЗПР.
В нашем понимании системная психокоррекция определяется как комплекс методов и средств специально организованного психолого-педагогического воздействия, сочетающего в себе методы абилитации, психокоррекции, психотерапии с одновременной оптимизацией социальной ситуации развития. Методы психокоррекции задержки психического развития в раннем дизонтогенезе включают: прямую и косвенную коррекцию, групповые и индивидуальные формы развития и коррекции познавательной, психомоторной и личностной сферы ребенка; развитие субъектности ребенка в контексте соответствующей возрасту деятельности. В рамках данного метода эффективным является использование игровых недирективных телесно-ориентированных методов психокоррекции: игрового танца, психогимнастики, практики экспрессивной психомоторики. В целях оптимизации социальной ситуации развития необходимо создание
-С "••———
особой развивающей и эмоционально-комфортной среды; включение ближайшего окружения ребенка в контекст коррекционно-развивающей работы; гармонизация взаимоотношений детско-взрослого сообщества.
Исходя из цели исследования, в экспериментальной части были сформулированы следующие задачи:
1. Разработать многоуровневую систему диагностики и анализа психического развития личности в дизонтогенезе.
2. Провести многоуровневый системный анализ динамики психического развития детей с задержкой психического развития по сравнению с группой нормы.
3. Создать и апробировать систему условий и средств системной коррекции психического, в том числе и личностного развития детей с задержкой психического развития, направленную на компенсацию отставания в развитии детей с ЗПР.
4. Изучить влияние системной психокоррекции и условий оптимизации социальной ситуации развития психического развития, созданных на базе специализированных групп, интегрированных в дошкольные учреждения, преодоление отставания в развитии и профилактику последующей социальной дезадаптации детей с ЗПР.
5. Обосновать необходимость своевременной системной психокоррекции и комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой в развитии на базе интегрированных специализированных комплексов «детский сад - школа».
Для проверки гипотезы и достижения поставленных задач было спланировано и проведено комплексное экспериментальное исследование, состоящее из основного и дополнительного блоков и включающее в себя:
1-й блок (основной эксперимент) - практическое исследование в рамках 1-го блока было направлено на изучение специфики развития детей с ЗПР, оценку влияние системной психокоррекции и оптимизации социальной ситуации развития в специализированных группах, интегрированных в дошкольные учреждения. Основной эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
2-й блок (дополнительный эксперимент) - лонгитюдное исследование, в рамках которого осуществлялся анализ результатов социальной адаптации детей с ЗПР, получивших своевременную психолого-педагогическую помощь в специализированных группах детского сада. Наблюдалось развитие и социализация детей с диагнозом ЗПР (7-16 лет), посещавших ранее специализированные группы, и детей, которым в дошкольном детстве был поставлен диагноз ЗПР, но специальной помощи не было. Также изучалась специфика адаптации детей с ЗПР, особенности самоотношения и склонность к правонарушениям как показатель вторичных нарушений развития. Данные лонгитюдного исследования, используемые для анализа и оценки, были собраны за период 1995-2005 гг.
Подготовка констатирующего этапа исследования начиналась с конкретизации его проблемы, целей и задач. В качестве проблемы эксперимента был рассмотрен вопрос специфики психического развития личности в дизонтогенезе. Предполагался
анализ многоуровневой структуры задержки психического развития как частного случая дизонтогенеза, а также вопрос о влиянии системной психокоррекции отклоняющегося развития. При этом был проведен информационный поиск, осуществлялся теоретический анализ данных литературы. Конечная цель эксперимента достигалась через ряд промежуточных этапов.
На этапе подготовки констатирующего эксперимента было проведено многоуровневое пилотажное исследование, в котором были изучены психологические особенности 992 детей в возрасте 5-7 лет (161 человек - дети с ЗПР, 821 человек - дети группы «норма»). Это воспитанники детских садов, дети, не посещающие дошкольные образовательные учреждении (неорганизованные дети) г.Бердска. Цель пилотажного исследования - проанализировать состояние познавательной, психомоторной, эмоционально-личностной сферы детей категории «норма» и «задержка психического развития»; отобрать группы сравнения для констатирующего эксперимента.
В результате пилотажного исследования экспериментальные группы детей были дифференцированы следующим образом:
1. Экспериментальная группа (ЭГ) - дети с диагнозом «задержка психического развития», установленным МППК (89 человек), посещающие специализированные групп, интегрированные в общеобразовательные дошкольные учреждения № 2 и № 21 г. Бердска.
2. Контрольная группа (КГ) - дети с диагнозом «задержка психического развития», установленным МППК (72 ребенка), воспитывающиеся в домашних условиях либо посещающие массовые группы детских садов г. Бердска.
2. Фоновой нормативной группой были практически здоровые дети без диагноза ЗПР и выраженных явлений отклоняющегося развития, посещающие дошкольные образовательные учреждения г. Бердска, и подростки «группы риска», состоящие на внутришкольном или милицейском учете.
Также в целях исследования социальной ситуации развития в исследовании принимали участие родители, опекуны этих детей, а также и педагоги и специалисты, непосредственно работающие с ними.
Для регистрации данных исследования использовалась специально разработанная формализованная карта-схема изучения социально-психологического и медицинского статуса ребенка, куда, в частности, вошли структурные блоки, информирующие о семейной ситуации, социально-бытовом положении, а также психолого-педагогические характеристики с информацией о психологических показателях развития. В данном исследовании вся цифровая информация обрабатывалась с помощью непараметрических критериев: У-критерия Манна-Уитни и Т-критерия Вилкоксона, коэффициента ранговой корреляции Спирмена; проверка поуровневых различий данных производилась при помощи 2-критерия, который является модификацией критерия Стьюдента, для анализа долей (%). Обработка экспериментальных данных и графическое представление результатов осуществлялось с использованием программы статистического анализа STATISTICA 6.0 с использованием стандартного пакета прикладных программ.
-С'"—'
Основными составляющими процесса системной психокоррекции нами обозначены:
1. Системная многоуровневая диагностика сущности отклоняющегося развития, адекватная и комплексная информация о состоянии ребенка, прогноз его дальнейшего развития.
2. Разработка плана сопровождения развития ребенка с учетом деятельности всех специалистов (педагога, психолога, дефектолога, социального педагога и др.) и ближайшего окружения ребенка.
3. Комплексная, многофункциональная развивающая и формирующая работа с детьми, имеющими те или иные трудности обучения и развития.
4. Системная психокоррекция нарушений развития у детей.
5. Оптимизация социальной ситуации развития в контексте дифферен-цированной интеграции детей с ЗПР в общеобразовательное пространство, включение ближайшего окружения ребенка в контекст коррекционно-развивающей работы. В рамках данного исследования под основными направлениями системной
психокоррекцией мы понимаем:
- оптимизацию социальной ситуации развития;
- коррекционно-развивающее направление.
Оптимизация социальной ситуации развития связана, в первую очередь, с оптимизацией общения ребенка как в сфере социальных отношений, т. е. отношений ребенка с «общественным взрослым» как представителем социальных институтов - учителем, воспитателем и др., так и в сфере межличностных отношений, т. е. отношений с близкими взрослыми и значимыми сверстниками по типу «комунитас», субъект-субъектных отношений.
Второй важной задачей оптимизации социальной ситуации развития является внесение необходимых корректив в образовательно-воспитательный компонент - тип учебно-воспитательного учреждения, способ участия ребенка в различных формах внешкольных занятий, стили педагогического общения (речь идет об изменении негативного, отвергающего, чрезмерно опекающего и, по сути, инвалидизирующего отношения на «принимающее» отношение, сообщающее поддержку и уверенность в потенциальных возможностях развития ребенка).
Третья задача связана с изменением позиции ребенка в обществе, она решается в процессе дифференцированной интеграции детей с ЗПР в общеобразовательное пространство, когда у ребенка создается новый, более продуктивный с точки зрения задач развития образ «Я в мире».
И еще, на наш взгляд, одна немаловажная задача - это создание особого развивающего пространства в группах, создающего условия для реализации активности ребенка, развитие субъектности ребенка в контексте соответствующей возрасту деятельности.
К важнейшим факторам коррекционной работы мы также относим особенности профессиональной и личностной готовности педагога к работе с детьми, учет родительской позиции и меру их участия в коррекционном процессе. Эффективность
коррекционных программ существенно зависит также от времени осуществления интервенции, как было сказано выше: чем раньше выявлены задержка и нарушения в развитии и чем раньше начата коррекционная работа, тем больше вероятность успешного разрешения трудностей развития ребенка. Таким образом, процесс системной психокоррекции представляет собой достаточно продолжительный по времени период оказания психологической помощи ребенку и создания условий для оптимизации развития личности.
Основные задачи коррекционно-развивающейработы включают в себя:
- преодоление отставаний психического развития, устранение причин того или иного неблагополучия;
- профилактику и коррекцию поведенческих нарушений и недостатков эмоционально-волевого развития детей, уменьшение симптомов отклонений в развитии;
- психокоррекцию и развитие познавательной, психомоторной и эмоционально-личностной сферы ребенка;
- профилактику и коррекцию явлений социально-психологической дезадаптации в школьном возрасте.
Подводя итоги исследования, мы отметили, что:
- в соответствии с выдвинутыми положениями подтвердилось наше предположение о том, что включение в коррекционно-развивающий процесс близких взрослых и раннее вмешательство в развитие ребенка является обязательным условием оптимизации психического развития в дизонтогенезе;
- освоение необходимого дошкольнику объема знаний, умений и навыков, формирование высших психических функций у детей с ЗПР возможно только в контексте игры как ведущей деятельности и субъект-субъектных отношений детско-взрослого сообщества, обеспечивающих эмоционально благоприятную атмосферу принятия и понимания особенностей развития такого ребенка;
- для построения субъект-субъектных взаимоотношений детей и взрослых необходима системная работа с педагогами и родителями по повышению уровня психолого-педагогической грамотности в вопросах помощи ребенку с задержкой в развитии, а также развитие способности работать в субъект-субъектной парадигме через систему тренингов личностного роста, овладения навыками эффективной коммуникации;
- результаты лонгитюдного наблюдения показали, что дети с ЗПР, получившие раннюю психолого-педагогическую помощь в специализированных группах, интегрированных в массовый детских сад, где было организовано референтное общение со взрослыми и сверстниками, наиболее успешно адаптировались и обучались в школе, не проявляя признаков вторичных социально обусловленных аномалий развития;
- нормализация развития и интеграция детей с аномалиями в массовые образовательные учреждения, где в контексте общения с нормально развивающимися сверстниками осуществляется специальная коррекционно-развивающая работа
-С --•-———
и психологическая помощь детям, их близким взрослым, является обязательным условием преодоления задержки и успешной социальной адаптации детей в обществе. Таким образом, наша гипотеза нашла подтверждение. Обобщая результаты деятельности специализированных групп за период 1992-2005 гг., мы собрали данные, свидетельствующие, что в среднем 62% детей с ЗПР, посещавших специализированные группы в детском саду, поступают в массовые классы школ города. Определенная часть этих детей после 2-2 лет коррекционно-раз-вивающей работы по нашей системе уже в дошкольном возрасте были переведены в массовые группы этого же детского сада. 20% детей с выраженной ЗПР, пришедшие в детский сад только за год-два до школы поступают в классы компенсирующего обучения.
Технология апробации и практической реализации модели системной психокоррекции
Постановка гипотезы и проведение подтверждающего эксперимента по применен но системной психокоррекции
Подбор, создание и апробирование инструментария системной психокоррекции
Анализ и обобщение результатов апробаьии модели системной психокоррекции
Массив многоплановой информации по статистке, методам и средствам диагностики и психокоррекции отклонявшегося развития
^ Разработка проекта нового тала образовательного учреждения \
детский сад -школа икиярашвного вида " для детей с отклоняющимся развшием )
С Концептуальная модель образовагепыгого пространства игггегративного вида
основанная на гуманистической идея ценности каждой личности _и возможностях её самоактуализзции_
С1роработка идеологии оютеиной психокоррекции , создание и систематизация инструментария системной психокоррекции , создание системы подготовки _кадров педагогов -абияигологов_
Создан« новой образовательной специализации обраэоватегы-юй деятельности АБИЛИТОЛОГЫЯ
, направления
С
Подготовка кадащ специалистов
э
ОБЩЕСТВО
Идеология нормализации отношения и интеграции детей с проблемами в развитии в социум
Схема 1. Обобщенная концептуальная модель технологии реализации системной психокоррекции
www.pro.rsu.ru
Последующая адаптация детей к школе, проживание кризиса подросткового возраста проходила у этих детей без каких-либо специфических особенностей, что свидетельствует об устойчивости психокоррекционного эффекта в последующие годы.
Некоторые направления последующей исследовательской деятельности в данном контексте обозначены нами в рамках обобщенной концептуальной модели технологии реализации системной психокоррекции и представлены выше на схеме 1:
Дальнейшую задачу исследования данной проблематики мы видим в определении направлений помощи более широкой категории аномальных детей, нормализации общественного отношения к проблеме таких детей. Позитивный опыт преодоления задержки в развитии в дошкольном возрасте позволяет предположить, что и детям с другими дефектами может быть оказана своевременная психолого-педагогическая помощь посредством организации образовательных учреждений нового интегративного вида - комплексов «детский сад - начальная школа». Другой вариант перспектив развития данного направления нам видится в создании команды высококвалифицированных специалистов - абилитологов, призванных решать задачи психокоррекции в различных образовательных учреждениях, тем самым распространяя подходы системной психокоррекции. Возможно, одна из задач выезда таких специалистов в детские учреждения будет состоять в экспертизе и оценке ситуации, а при необходимости - внесение необходимых корректив, как в сам процесс образования, так и в ситуацию отношений детско-взрослого сообщества. Это создаст возможность реализовать принципы нормализации и индивидуализации по отношению к детям с особыми потребностями в обществе.
Литература
1. Большунова Н.Я. О системе ценностей в психокоррекционной работе / Н.Я. Боль-шунова // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: сб. докладов межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск, 2003. Ч. 1. С. 99 - 108.
2. Соколова Е.В. Отклоняющееся развитие: причины, факторы и условия преодоления: монография / Е.В. Соколова. Новосибирск: НГПУ, 2002. 283 с.
3. Соколова Е.В. Хорошие «плохие» дети. Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения и адаптации: монография / Е.В. Соколова. Новосибирск, Изд.дом «Сова», 2004. 604 с.
4. Ульенкова У.В. Психологические особенности дошкольников с ЗПР и коррекцион-но - педагогическая работа с ними: автореф. дис. ... на соискание ученой степени доктора психологических наук / У.В. Ульенкова. М.: НИИД АПН СССР, 1983.
5. Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Л.М. Шипицина, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н. Яковлева. СПб.: Речь, 2005.