Научная статья на тему 'Системный подход к процессу планирования и расчета амортизационных отчислений в подразделениях оао РЖД'

Системный подход к процессу планирования и расчета амортизационных отчислений в подразделениях оао РЖД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ / РЕГЛАМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INTERACTION REGULATIONS / ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ / FIXED BUSINESS ASSETS / НОРМА АМОРТИЗАЦИИ / DEPRECIATION ASSIGNMENTS / ПРОГНОЗНАЯ СТОИМОСТЬ / EXPECTED COST / ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ / PLANNING PROCESS / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ / CAUSE AND EFFECT ANALYSIS / АЛГОРИТМ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ И РАСЧЕТА АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ / ALGORITHM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурков Леонид Петрович, Сычугова Ирина Моисеевна, Булохова Татьяна Александровна

В настоящее время для дирекции инфраструктуры проблема регламентации взаимодействия между структурными подразделениями аппарата управления по учету и движению основных средств стала весьма актуальной. Все это предполагает внесение коррективов в действующие регламенты взаимодействия по данному вопросу в целях повышения эффективности работы с основными средствами. В статье проведена оценка процесса планирования и начисления амортизации на примере Дирекции инфраструктуры. Выявлены основные проблемы несоответствия сумм планируемой и начисленной амортизации. Разработан алгоритм процесса планирования и расчета амортизационных отчислений Дирекции, включающий: формирование бюджета; процесс расчета фактической базы и корректировку исполнения бюджета. Внесение дополнений в действующие регламенты взаимодействия аппарата управления дает ответы на вопросы кто, когда, как и в какой последовательности и на основании чего, что позволяет более четко и результативно управлять всеми процессами планирования и назначения амортизационных отчислений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сурков Леонид Петрович, Сычугова Ирина Моисеевна, Булохова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEMATIZATION OF THE PLANNING AND DEVELOPMENT PROCESS OF THE CALCULATION ALGORITHM OF THE ASSIGNMENTS ON SOCIAL NEEDS IN DIVISIONS OF RUSSIAN RAILWAY HOLDING-COMPANY

Now for Management of Infrastructure the problem of a regulation of interaction between structural divisions of management personnel according to the account and movement of fixed assets is actual. All this assumes entering of amendments into existing regulations of interaction on the matter for increase of efficiency of work with fixed assets. The assessment of process of planning and depreciation charge on the example of Management of Infrastructure was executed. The main problems of discrepancy of the sums of the planned and added depreciation were revealed. The algorithm of process of planning and calculation of depreciation charges of Management was developed. The algorithm includes: budget formation; process of calculation of the actual base and correction of budget performance. Entering of additions into existing regulations of interaction of management personnel gives answers the questions: who, when, as well as in what sequence and on the basis of what. It will allow to operate all processes of planning and calculation of depreciation charges more accurately.

Текст научной работы на тему «Системный подход к процессу планирования и расчета амортизационных отчислений в подразделениях оао РЖД»

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

ш

УДК 338.47:656.2 Сурков Леонид Петрович,

к. э. н., профессор, Иркутский государственный университет путей сообщения

Сычугова Ирина Моисеевна, к. э. н., доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения,

тел. 671-677; e-mail: [email protected] Булохова Татьяна Александровна, к. э. н., доцент, тел. 677-623; [email protected]

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАСЧЕТА АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОАО РЖД

L. P. Surkov, I. M. Sychugova, T. A. Bulokhova

THE SYSTEMATIZATION OF THE PLANNING AND DEVELOPMENT PROCESS OF THE CALCULATION ALGORITHM OF THE ASSIGNMENTS ON SOCIAL NEEDS IN DIVISIONS OF RUSSIAN RAILWAY HOLDING-COMPANY

Аннотация. В настоящее время для дирекции инфраструктуры проблема регламентации взаимодействия между структурными подразделениями аппарата управления по учету и движению основных средств стала весьма актуальной. Все это предполагает внесение коррективов в действующие регламенты взаимодействия по данному вопросу в целях повышения эффективности работы с основными средствами.

В статье проведена оценка процесса планирования и начисления амортизации на примере Дирекции инфраструктуры. Выявлены основные проблемы несоответствия сумм планируемой и начисленной амортизации. Разработан алгоритм процесса планирования и расчета амортизационных отчислений Дирекции, включающий: формирование бюджета; процесс расчета фактической базы и корректировку исполнения бюджета.

Внесение дополнений в действующие регламенты взаимодействия аппарата управления дает ответы на вопросы кто, когда, как и в какой последовательности и на основании чего, что позволяет более четко и результативно управлять всеми процессами планирования и назначения амортизационных отчислений.

Ключевые слова: амортизационные отчисления, регламенты взаимодействия, основные производственные фонды, норма амортизации, прогнозная стоимость, процесс планирования, причинно-следственный анализ, алгоритм процесса планирования и расчета амортизационных отчислений.

Abstract. Now for Management of Infrastructure the problem of a regulation of interaction between structural divisions of management personnel according to the account and movement offixed assets is actual. All this assumes entering of amendments into existing regulations of interaction on the matter for increase of efficiency of work with fixed assets.

The assessment of process of planning and depreciation charge on the example of Management of Infrastructure was executed. The main problems of discrepancy of the sums of the planned and added depreciation were revealed. The algorithm of process of planning and calculation of depreciation charges of Management was developed. The algorithm includes: budget formation; process of calculation of the actual base and correction of budget performance.

Entering of additions into existing regulations of interaction of management personnel gives answers the questions: who, when, as well as in what sequence and on the basis of what. It will allow to operate all processes ofplanning and calculation of depreciation charges more accurately.

Keywords: depreciation assignments, interaction regulations, fixed business assets, expected cost, planning process, cause and effect analysis, algorithm.

В соответствии с действующей в настоящее время структурой управления ОАО «РЖД» четко выстроилась вертикаль управления экономическими процессами в Дирекциях, входящими в его состав. В то же время взаимодействие подразделений внутри Дирекций, горизонтальные связи между ними не доведены до логического завершения. В связи с этим актуальным является корпоративная и технологическая координация деятельности, позволяющая минимизировать риски и обеспечить эффективное функционирование подразделений ОАО «РЖД».

Объектом данного исследования является процесс планирования и расчета амортизационных

отчислений в вертикально-интегрированной Дирекции инфраструктуры (ДИ).

Оценка процесса планирования и расчета амортизационных отчислений Дирекции позволила выявить следующее. В настоящее время учет основных производственных фондов (ОПФ), отражение их поступления (ввода), списания осуществляется ОЦОР в соответствии с действующей документацией, представленной структурными подразделениями Дирекции инфраструктуры.

Планирование и начисление амортизации находится в ведении финансово-экономического блока дирекции инфраструктуры, в состав которого входят финансовая и экономическая службы. Эти вопросы находятся в ведении отдела «Плани-

рования трудовых ресурсов, расходов и формирования бюджетных затрат» экономической службы дирекции.

От соблюдения регламента взаимодействия ОЦОР и финансово-экономического блока ДИ, а также своевременного поступления информации о движении ОПФ зависит обоснованность планирования амортизационных отчислений.

Теоретически планирование суммы амортизации по каждому виду ОПФ по месяцам года должно осуществляться по общеизвестной формуле:

АОуП = Суп х (1)

где Сщп - среднемесячная стоимость j-го вида п-й группы ОПФ за 1-й месяц года,

qn - норма амортизационных отчислений j-го вида п-й группы ОПФ, принимаемая в соответствии с общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ).

Среднемесячная стоимость j-го вида п-й группы ОПФ за 1-й месяц года определяется: С = С + С —С =>

Суп Снач.месг|п Свведуп Сввыбуп >

Скон.месг|п Снач.мес.1+1 ^ (2)

где Сначмес1|п - стоимость |-го вида п-й группы ОПФ на начало 1-ого месяца года,

Сввед1|п - стоимость |-го вида п-й группы ОПФ, введенных в течение 1-го месяца года.

Сввыб1|п - стоимость |-го вида п-й группы ОПФ, выбывших в течение 1-го месяца года,

Ск0н.мес1|п - стоимость 1-го вида п-й группы ОПФ на конец 1-го месяца года,

Снач.мес.1+1 |п - стоимость 1-го вида п-й группы ОПФ на начало следующего месяца года,

1 - месяц начисления амортизации, который изменяется от 2 до 11.

Однако в настоящее время процесс планирования амортизационных отчислений Дирекции не соответствует теоретическим общепринятым подходам, а осуществляется от достигнутого за предшествующий период. При этом не учитываются данные о движении ОПФ, и база для начисления амортизации является некорректной. Это приводит к расхождению планируемой и фактической суммы амортизации.

В исследовании, на основе анализа процесса планирования и начисления фактической амортизации по хозяйствам ДИ, составлена причинно-следственная диаграмма расхождения суммы планируемой и начисленной амортизации (рис. 1), выявлены основные проблемы их несоответствия, а также проведена и представлена экспертная оценка весомости каждой из проблем. Основные проблемы:

1. Разница во времени между вводом и списанием ОПФ и их фактической постановкой на учет или снятием с учета в ОЦОР - 50 %.

2. Значительная загруженность отдела планирования трудовых ресурсов, расходов и формирования бюджетных затрат экономической службы ДИ (формирование затрат по всем статьям расходов) - нет возможности анализировать информацию, поступающую с экономических отделов отраслевых хозяйств - 5 %.

3. Нарушение взаимодействия отдела планирования трудовых ресурсов, расходов и формирования бюджетных затрат экономической службы ДИ со структурными подразделениями: ОЦОР (в части движения ОПФ), инвестиционным отделом (по плановому вводу объектов ОПФ), группой управления имуществом (по плановому списанию ОПФ), отделом экономики и договорной работы службы заказчика (по фактическому вводу объектов ОПФ), вследствие отсутствия регламента процесса планирования и начисления амортизации ДИ - 30 %.

4. Нарушение системы документооборота из-за отсутствия доступа специалистов отдела к программам ЕК АСУФР (в части движения ОПФ), АСУ-инвест (стоимость вводимых объектов ОПФ в течение планового периода), СУИК (списание ОПФ в течении планового периода) -15 %.

Наиболее весомой проблемой (50 %) является - разница во времени между вводом и списанием ОПФ и их фактической постановкой на учет или снятием с учета в ОЦОР. Это приводит к искажению фактической среднемесячной стоимости ОПФ.

Не менее важной проблемой (30 %) является несвоевременное поступление информации о движении основных производственных фондов в отдел, на который возложены функции планирования амортизации. В действующих в настоящее время регламентах не прослеживается процессного подхода к рассматриваемой проблеме. По нашему мнению, это связано с тем, что в настоящее время ДИ находится в стадии становления, корректировки взаимодействия созданной структуры управления.

Таким образом, в соответствии с теоретическими основами определения амортизации и выявленными в ходе данного исследования проблемами, разработан алгоритм процесса взаимодействия структурных подразделений, задействованных в формировании базы для планирования, расчета и корректировки амортизационных отчислений Дирекции инфраструктуры.

Данный алгоритм ежемесячного расчета амортизационных отчислений ДИ представлен в табл. 1.

О

о

и

•о

Л

п

а

X

Л

н

ев

X

Я

о

Ь

о

1

К

я

О

я

о

н

Я

Яс

«9

Я

»

5

Я

и

к

о

Й

Л

я

о

се

»

я

я

п

%

Большая загруженность отдела «Планирования трудовых ресурсов, расходов и формирования бюджетных затрат» экономической службы ДИ (формирование затрат по всем статьям расходов) - 5%.

Нет возможности анализировать информацию, поступающую с экономических отделов отраслевых хозяйств

Отсутствие регламента процесса планирования и начисления амортизации ДИ

Нарушение системы документооборота, так как нет доступа специалистов отдела к программам ЕК АСУФР (в части движения ОПФ), АСУ-инвест (стоимость вводимых объектов ОПФ в течение планового периода), СУИК (списание ОПФ в течении планового периода) -15%.

Нарушение взаимодействия отдела «Планирования трудовых ресурсов, расходов и формирования бюджетных затрат» экономической службы ДИ со структурными подразделениями: ОЦОР (в части движения ОПФ), инвестиционным отделом (по плановому вводу объектов ОПФ), группой управления имуществом (по плановому списанию ОПФ), отделом экономики и договорной работы службы заказчика (по фактическому вводу объектов ОПФ)-30%:

Разница во времени между вводом и списанием ОПФ и их фактической постановкой на учет или снятием с учета в ОЦОР - 50%

Несвоевременное поступление документации в ОЦОР по причине не отработанности взаимодействия структурных подразделений, так как ДИ находится в стадии становления.

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Причинно-следственная диаграмма «Несоответствие суммы планируемой и начисленной амортизации»

СТ\

Т а б л и ц а 1

Алгоритм процесса планирования и расчета амортизационных отчислений дирекции инфраструктуры

Подразделение, предоставляющее информацию Источник информации Наименование информации Дата предоставления информации Ответственный исполнитель Подразделение (исполнитель), принимающее информацию

1. ПЛАНИРОВАНИЕ БАЗЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА АО

ОЦОР ОПТР ЕК АСУФР Стоимость ОПФ п-й группы на конец года, предшествующего планируемому периоду До 18-20 числа ОЦОР ОПТР ОПТР

ИО АСУ- ИНВЕСТ Инвестиционная программа ДИ Стоимость ОПФ п-й группы вводимых в течении планового периода ИО ОПТР ОФПА

ГУИ СУИК График списания объектов на плановый период Стоимость ОПФ п-й группы выводимых в течении планового периода До 10.10 года, предшествующего планируемому ГУИ ОПТР ОФПА

Балансодержатель ДИ (тех. отделы) ОКОФ Срок полезного использования ОПФ, норма АО по группам ОПФ, коды ОКОФ по объектам ОПФ ИО ОЦОР

ОПТР Плановая стоимость ОПФ - база для формирования бюджета АО (ЕК АСУФР) Бюджет амортизационных отчислений До 15.10 ОПТР Руководители экономической и финансовой служб ДИ

2. ежемесячный расчет фактической базы ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ АО

ОЦОР ОПТР ЕК АСУФР Стоимость п-й группы ОПФ на конец года, предшествующего отчетного периода (начало отчетного периода) 18-20 число месяца, следующего за планируемым ОЦОР ОЦОР ОПТР

ОЭДР ИО СПИУИ АСУ-ИНВЕСТ Стоимость п-й группы ОПФ, поступивших (введенных) в течение отчетного периода 15 число месяца, следующего за планируемым ОЦОР ОЦОР ОПТР

ГУИ ЕК АСУФР СУИК Стоимость п-й группы ОПФ, выбывающих в течение отчетного периода 15 число месяца, следующего за планируемым ОЦОР ОЦОР ОПТР ОФПА

Балансодержатель ДИ (тех.отделы) ОКОФ Скорректированный срок полезного использования ОПФ, норма АО по группам ОПФ, коды ОКОФ по объектам ОПФ ИО ОЦОР

ОЦОР ЕК АСУФР Фактическая сумма АО До 15.10 ОЦОР Руководители экономической и финансовой служб ДИ ОПТР

3. КОРРЕКТИРОВКА ИСПОЛНЕНИЯ ПЛАНОВОГО БЮДЖЕТА

ОЦОР ОПТР ЕК АСУФР Плановый и фактический бюджеты АО по группам ОПФ 15 число месяца, следующего за планируемым ОПТР Руководители экономической и финансовой служб ДИ ОПТР

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

ш

При планировании базы для формирования амортизационного бюджета одним из «узких» мест является определение стоимости ОПФ на начало года. Предлагается формирование прогнозной стоимости ОПФ на начало планируемого года по хозяйствам дирекции и по группам основных фондов возложить на отдел планирования трудовых ресурсов, расходов и формирования бюджетных затрат, а также экономические отделы хозяйств и осуществлять следующим образом:

1. ОЦОР предоставляет фактическую информацию о стоимости ОПФ по хозяйствам Дирекции и группам основных фондов за 9 месяцев года, предшествующего планируемому.

2. Отдел планирования трудовых ресурсов, расходов и формирования бюджетных затрат экономической службы ДИ предоставляет прогнозную информацию о стоимости ОПФ с учетом их ввода и вывода за четвертый квартал года, предшествующего планируемому.

3. Отдел планирования трудовых ресурсов, расходов и формирования бюджетных затрат экономической службы ДИ формирует прогнозную стоимость ОПФ на начало года (на 1-е января), равную прогнозной стоимости ОПФ на конец года, предшествующего планируемому.

Расчет стоимости ОПФ с февраля по ноябрь должен осуществляться указанным отделом по формуле (2).

Ежемесячное сопоставление планируемой и начисленной суммы амортизационных отчислений производится в соответствии с представленным алгоритмом (табл. 1).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Терешина Н.П. Экономика железнодорожного транспорта. М., 2001. 597 с.

2. Общероссийский классификатор основных фондов [Электронный ресурс] : утв. Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359. Доступ из справ.-прав. системы «Консультант-Плюс» в локальной сети Иркут. гос. ун-та путей сообщения.

3. Учетная политика открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Электрон. дан. [Электронный ресурс] : утв. ОАО РЖД в ред. Приказов ОАО «РЖД» от 30.12.2005 N 249, от 29.12.2006 N 295, от

19.03.2007 N 32, от 29.12.2007 N 166, от

10.07.2008 № 92, от 03.12.2008 № 171, от 29.12.2008 № 187, от 24.12.2009 №; 239 от 19.03.2007 № 32. URL : http://scbist.com/2000-2004-gody/21933-249-ot-31-dekabrya-2004-g-ob-uchetnoi-politike-otkrytogo-akcionernogo-obschestva-rossiiskie-zheleznye-dorogi.html (Дата обращения 29.04.2014).

4. Положение о порядке списания пришедших в негодность объектов основных средств - движимого имущества. Находящихся на балансе структурных подразделений ВосточноСибирской дирекции инфраструктуры от 11 марта 2013. Доступ из локальной сети ОАО РЖД.

5. Порядок передачи функций по ведению бух-галтерскго налогового учета и формированию отчетности филиалов и структурных подразделений ОАО РЖД в общие центры обслуживания : утв. ОАО РЖД от 29.12.2007. Доступ из локальной сети ОАО РЖД.

6. Сурков Л.П., Бирюкова Н.И. Финансово-экономические отношения в филиале ОАО РЖД в условиях реформирования железнодорожной отрасли. Иркутск. Изд-во ИрГУПС, 2009. 176 с.

УДК 622.235.432.23 Саханский Юрий Владимирович,

к. т. н., доцент кафедры теоретической электротехники и электрических машин, Северо-Кавказский горнометаллургический институт (Государственный технологический университет),

тел. +7918-827-30-49, e-mail: [email protected] Грищенко Антон Сергеевич, аспирант кафедры теоретической электротехники и электрических машин, Северо-Кавказский горнометаллургический институт (Государственный технологический университет),

тел. +7905-488-66-69

РАСЧЁТ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ВЗРЫВНЫХ ЦЕПЯХ

Y. V. Sakhanskiyi, A. S. Grishchenko

CALCULATION AND SIMULATION OF ENERGY PROCESSES IN ELECTRIC BLASTING CIRCUITS

Аннотация. Приведена и проанализирована методика расчёта условий безотказности инициирования электровзрывных цепей на основе протекания энергетических процессов в них. Составлено уравнение энергетического баланса электровзрывной цепи. Предложена эквивалентная схема электровзрывной цепи с дополнительными источниками энергии, моделирующая реальное влияние блуждающих токов и токов утечки на электровзрыв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.