Системный подход к проблеме сохранения рекреационного потенциала архитектуры Непала
В.М.Шувалов, П.Санкалп
Расположенный между Тибетским плато и равниной Индийского субконтинента, Непал долгое время процветал за счет проходивших по его территории важных торговых и паломнических путей. Благодаря широко развитой инфраструктуре отдыха для многочисленных торговцев и паломников с давних времен эта страна была известна далеко за ее пределами. Долина Катманду как своеобразная чаша со смесью культур региона не утратила своей самобытности, уникального характера до настоящего времени.
Архитектурно-историческое наследие долины Катманду, прекрасно сохранившее образцы традиционной неварской архитектуры, является гордостью и достоянием Непала. Самобытный характер наследия привлекает внимание не только местных жителей, но и мировой общественности. Не случайно ЮНЕСКО присвоила семи комплексам долины статус объектов мирового наследия. К сожалению, время и природно-климатические условия постоянно ухудшают их состояние.
Расположенный на южных склонах могущественных Гималаев, Непал является этнически разнообразной страной. На небольшой его территории проживает 29 млн. человек, более ста этнических групп и подгрупп, около 60 народностей.
Непал разделен на три главные физико-географические зоны: горную (зона Гималаев), центральную (холмистая территория, включающая горную цепь Махабхарата) и равнинную (болотистый край Тераи и холмы Шивалик).
На равнинах юга живут в основном народности индийского происхождения, языки которых относятся к индоарийской группе. На севере обитают тибето-бирманские народы, языки которых родственны тибетскому. На территории между ними этнографическая карта напоминает пеструю мозаику.
При постройке храмовых комплексов, дворцов, да и просто жилых домов непальцы издавна отдавали предпочтение дереву. Комбинируя красноватый кирпич и темную древесину, неварские архитекторы искусно сочетали инженерную необходимость с филигранной отделкой. Каждая несущая балка украшена богатой резьбой, а деревянные кронштейны, которые должны выдерживать огромный вес нескольких крыш, снизу доверху покрыты изображениями богов и богинь, жанровыми сценами и цветочным орнаментом, так что кажутся легкими и изящными. Вершину искусства резьбы по дереву являют многослойные дверные рамы в храмах и богато украшенные окна во дворцах и жилых домах. Для непальской архитектуры характерна торана - арка над дверной перемычкой портала, которая не является частью стены, а висит перед ней. Тораны всегда украшены богатой фигурной
резьбой, обычно с изображением божества данного святилища в центре композиции.
Город Бхактапур славится мастерами резьбы по дереву, которые изготавливают удивительные деревянные изваяния, статуэтки различных богов - Шивы, Будды, Кришны, Ганеши, а также деревянные маски, которые служат домашними оберегами, охраняющими жилище от злых духов.
Сегодня перед архитекторами стоит задача сохранить не только архитектурно-исторические комплексы, но и этнические, этнографические, исторические, культово-религиозные и культурные памятники многочисленных народностей Непала. Отметим, что искусство Непала развивалось в течение многих веков под влиянием как соседних стран, так и коренных народов. Особое месторасположение Непала (между Индией и Тибетом), разделение на этнические группы, географическая изолированность и бесчисленные языки привели к сложному, необычному сплетению традиций и культур населяющих его народов.
Искусство, культура и религия являются неотъемлемой частью жизни непальцев. Религия и искусство Непала настолько глубоко взаимосвязаны, что невозможно их разделить. Непальцы смотрят на мир сквозь пуджу (церемония, обряд богослужения), молитвы и ритуалы. Они осознают божественное во всем: от приветствия «намастэ», означающего «я приветствую божественное в тебе», до духов и богов, населяющих деревья, места слияния священных рек и пики гор. Дороги и города долины Катманду являют многочисленные артефакты - бесценные образцы непальского искусства: архитектуры, скульптуры, резьбы по дереву и т.д., отражающие религиозные темы индуизма и буддизма.
Многие памятники архитектуры долины Катманду были разрушены или поблекли со временем. Так, от четырех ступ Ашоки в Патане остались только насыпи земли, поросшие травой, а ступы Сваямбхунатх и Боднатх перестраивались множество раз на протяжении веков. Тем не менее эти чудом сохранившиеся величественные сооружения продолжают пленять своей неповторимостью, ореолом загадочности и мистицизма.
Прославленное мастерство неварских ремесленников достигло своего зенита в период правления династии Малла (XV-XVII века). Раздоры и постоянная борьба за преимущество между городами-государствами Катманду, Патаном и Бхактапуром породили сопернический строительный бум -каждый старался превзойти других в великолепии дворцов и храмов. Мастерство неварцев не ограничивалось искусно
выполненными изделиями из дерева, так хорошо известными всем. Постепенно неварские умельцы освоили и довели до совершенства изготовление изделий из металла, керамику, кирпичную кладку и каменные скульптуры. Великолепными примерами изделий из металла того периода являются изумительные изображения богини Тары в Сваямбхунатхе, а также Сун Дхока (Золотые Ворота) в Бхактапуре.
Жизненно важное обновление архитектурно-исторической среды входит в противоречие с необходимостью сохранения всего многообразия историко-культурного потенциала территории долины Катманду на разных планировочных уровнях (регион, город, селение, квартал, объект).
На уровне исторического региона для долины Катманду в целом разработано несколько проектных стратегических решений относительно историко-культурного и рекреационного районирования, создания природных и историко-культурных национальных парков и т.д. На уровне исторического города (поселка или центра) задача могла бы решаться через создание туристических экспозиций и музеев под открытым
Буддийская ступа Сваямбхунатх в центре храмового комплекса на холме к западу от Катманду
Храм Сиддхи Лакшми украшен каменными фигурами львов, носорогов, лошадей, верблюдов и детей с собаками
небом наподобие российских этнических поселков «Суздаль» в городе Суздаль или «Карелы» в городе Петрозаводск. В Болгарии это этнический поселок «Габрово», в Швеции -этнографический музей под открытым небом «Скансен» в Стокгольме. Параллельно с созданием таких объектов могло бы производиться локальное рекреационно-туристическое зонирование исторического города с выделением отдельных исторических зданий и сооружений. На уровне города или исторического центра Катманду в настоящее время решаются некоторые основные и сопутствующие им второстепенные проблемы.
Определяя совокупный культурный потенциал всей долины, необходимо провести ряд мероприятий по сохранению и обновлению архитектурно-исторической среды, выявлению и восстановлению уникальных объектов, охранному зонированию.
Оптимизация инженерных и транспортных инфраструктур, развитие объектов туристического сервиса и системы общегородских центров осуществляются некоторыми отечественны-
Два льва на площади Дурбар в Бхактапуре
Королевская площадь Дурбар в Бхактапуре
ми и зарубежными фирмами в теоретической и практической плоскости. На уровне жилой группы или объекта такие фирмы смещают свои интересы в сторону обновления архитектурно-исторической среды и поиска новых приемов контрастного или же нюансного ее использования.
Следует отметить, что в настоящее время в Непале не выработаны принципы системного планирования в архитектурно-исторической среде. При разработке архитектурных проектов, проектов застройки или развития территории историко-культурное наследие становится сдерживающим фактором в строительной инициативе. Однако при разработке проектов охранных зон, стратегий и градостроительных концепций схем территориального планирования наследие оценивается с точки зрения его коммерческой привлекательности, возможности использования в рекреационно-туристи-ческой деятельности.
Причины таких противоречий кроются в различных подходах социальной, градостроительной и экологической культуры к проблеме сохранения архитектурно-исторического наследия, в разрыве между теорией и практикой проектных и изыскательских работ. Противоречия возникают и в сфере управления, поскольку процесс формирования соответствующей законодательной базы несовершенен, проектные решения «охранных зон» отсутствуют, нет реестров наследия и местных законов об охране памятников. В социальной сфере можно отметить отсутствие опыта цивилизованного формирования общественного мнения, реставрационного образования и образования в сфере туристического сервиса. Низкий уровень градостроительной культуры проявляется в отношении к регламентирующей документации: законы и регламенты не всегда соблюдаются. Эти противоречия усугубляются на фоне непростой экономической ситуации в стране.
Регулирование архитектурно-исторической среды Непала должно осуществляться комплексно: на стратегическом уровне - схемы территориального планирования, историко-куль-
турные опорные планы, генеральные планы городов, проекты охранных зон; на оперативном уровне - градостроительные регламенты, проекты застройки территорий, историко-культурная экспертиза, историко-градостроительное обоснование. Применение ступенчатого подхода при организации системы охраны наследия, переход от пообъектной реставрации к комплексным градостроительным реконструкциям крупномасштабных территорий могут значительно улучшить ситуацию с сохранением архитектурно-исторического наследия Непала.
Опираясь на теорию и практику градостроительных реконструкций России и других стран, используя их опыт, необходимо найти современные методологические подходы к охране архитектурно-исторической среды. Эти проблемы тесно связаны с культурой социума. Мы предлагаем трехуровневую схему решения проблем.
Первый уровень позволяет реализовывать крупные международные инвестиционные проекты, направленные на ускоренное развитие инфраструктуры соответствующих городов и поселений, создание крупномасштабных туристических экспозиций, природных и историко-культурных национальных парков.
Второй уровень позволяет реализовывать проекты на местном, городском уровне: создание туристических пешеходных маршрутов, выполнение охранного зонирования, выявление и восстановление уникальных объектов, оптимизация инженерных и транспортных инфраструктур, развитие объектов туристического сервиса.
Третий уровень связан с сохранением и обновлением архитектурно-исторической среды на конкретном объекте. Многообразие памятников архитектурного наследия (ступы, чайтьи, водоисточники, жилые дома, пати, мандапы, сатталы, чапы, дворцы, храмы) и обострение проблемы их сохранения заставляют по-новому взглянуть на возможности использования этих объектов в рекреационной индустрии.
Модель системного подхода к уровням проблем сохранения архитектурно-исторической среды и их взаимосвязи с культурой социума
Строительство индивидуальных и общественных зданий в исторических городах всегда сталкивается с проблемой сохранения архитектурно-исторической среды. Однако расширение рекреационного потока требует строительства новых, комфортабельных объектов размещения, развлечения и отдыха или адаптации существующих зданий к новым функциям.
Для объективного решения проблемы сохранения и обновления архитектурно-исторической среды Катманду необходимо более тщательно рассмотреть основные периоды освоения долины и развития архитектурно-планировочной структуры города.
Согласно традиционной хронологии историки выделяют несколько периодов освоения долины и формирования Республики Непал. Сведения о наиболее ранних жилых образованиях на месте города Катманду восходят к периоду Кирати (до 300 года н.э.).
Согласно легенде, в древности на месте долины Катманду лежало огромное овальной формы озеро. В середине его рос волшебный цветок лотоса. Бодхисатва Манджушри рассек скалы своим мечом мудрости, вода утекла через пролом, бывшее дно озера стало плодородной долиной, куда пришли люди с гор. Цветок оказался на холме высотой 77 метров, и над ним был возведен храм (ступа) Сваямбхунатх («Бог, создавший себя сам из ничего миллион миллионов лет назад для всех и навсегда»).
Современные ученые причиной образования пролома называют землетрясение. В результате образовалось ущелье Чобар, через которое утекла вода. Почвы здесь плодородны.
Кирати - монголоидное племя, пришедшее с востока. Согласно «Махабхарате», лесные и горные племена, занимавшиеся охотой, населяли область от Непала до крайнего востока. Именно в этот период на территории Непала начинается распространение буддизма.
Согласно преданию, во время правления седьмого ки-ратского короля город Патан посетили Будда и его ученик Ананда. В III веке до н.э. индийский император Ашока -покровитель буддизма, побывав на этих землях, установил колонну на месте рождения Будды в Лумбини, а также четыре ступы вокруг Лалитпура (Патана), которые и по сей день носят его имя. Маурийская империя Ашоки сыграла главную роль в распространении буддизма в регионе.
Древнейшие поселения на месте города Катманду располагались близко к сегодняшней области Хануман Дхока в центральном Катманду. Это была компактная система поселения с общим внутренним двором, защищавшим людей и скот от хищников и грабежа.
ПериодЛиччхави (300-602). Царство киратов покоряют личчхавы - народ, населявший территорию северной части нынешнего Бихара. Кираты мигрируют на восток, где и по сей день проживают их потомки, известные как раи и лимбу.
С приходом личчхавов в долине активно развивается индуизм. Буддизм постепенно утрачивает свое значение. IV-VIII века - период бурного развития личчхавской культуры. Монументы этого времени еще можно увидеть в храме Чангу Нараян (IV век). Считается, что изначальные ступы Боднатх и Сваямбхунатх были воздвигнуты также в эту эпоху. Дальновидная политика личчхавов способствовала процветанию торговли с Индией и Китаем. Первые письменные свидетельства о них относятся к V веку. Катманду стал столицей в третьем столетии царства Личчхави. При правлении династии Личчхави она выросла в размере и статусе к югу от области Хануман Дхока.
К V веку, во время правления короля Манадевы (464-505), Катманду расширился к югу. В середине VI века это был крупный город с территориальными, политическими и коммерческими функциями.
Период Кирати Период Личчхави, Период Малла
Период Тхакури
3 2013 93
Торговый маршрут между Тибетом и Индией проходил по диагонали через Катманду, с юго-запада к северо-востоку. Мы можем еще судить о нем по диагональной улице городского центра - улице Базара, где соединяются и другие главные дороги направления север-юг через реку Багмати к Патану. Вокруг этих двух перекрестков город формировался и расширялся. Улица Базара была одним из элементов основы будущей структуры города.
Период Тхакури (602-1200). В 602 году к власти пришел Амсуварман - первый король династии Тхакури. Он укрепил свои позиции на севере и юге, выдав свою дочь Бхрикути замуж за тибетского царя Сонгцена Гампо (вместе с его первой женой, китаянкой Вэньчен, Бхрикути убедила тибетского царя принять буддизм, что впоследствии радикально изменило лицо Тибета), а свою сестру - за индийского принца. Столетия правления династии Тхакури были омрачены вторжениями в 705 году Тибета и в 782 году Кашмира, однако расположение долины Катманду позволило королевству не только уцелеть, но и развиваться в столь неспокойный период. Считается, что примерно в X веке король Гунакамадэва основал город Кантипур (нынешний Катманду). В долине складывались небольшие княжества, процветала торговля, продолжали развиваться религия и ремесла.
В этот период была построена городская стена для защиты города от кочевых племен и разбойников. Город расширялся на юг и север, стал более плотным. Главные здания торгового и общественного назначения строились вокруг области Хануман Дхока.
ПериодМалла (1200-1768). Королевская династия Малла, согласно летописям, к власти пришла в начале XII века. С ней связывают золотой век долины: активное строительство городов Катманду, Лалитпура (Патана), Бхактапура, Панаути, Чангу Нараяна, Тхими, Киртипура и др.
Период правления династии Малла, растянувшийся на 550 лет, отмечен развитием искусства, а также борьбой за контроль над торговым путем в Тибет. Расцвет династии приходится на конец XIV века, когда король Джаястхити Малла (1382-1395), третий в династии Малла, подчинил своей власти всю долину. Он покровительствовал индуизму, укреплял систему каст, издавал правила и предписания, регламентировал даже частную жизнь подданных и основал традицию почитания короля Непала как живого воплощения бога Вишну.
По всей долине шло активное строительство храмов, дворцов и других зданий благодаря высокой прибыли от торговли различными товарами, начиная от масок, шерсти, соли и заканчивая хвостами яка.
В XIII веке непальский архитектор Арнико, побывавший в Лхасе и монгольской столице Бейджин (Пекин), принес в Непал проект пагоды, изменив таким образом внешний вид храмов всей Азии.
Якша Малла (1428-1482), внук Джаястхити, - один из самых значительных непальских королей. Он развивает тор-
говлю с Тибетом, покровительствует искусствам, основывает или приводит в порядок многочисленные святилища обеих религий. Власть он завещал нераздельно трем своим сыновьям, которые после смерти отца перессорились между собой и вновь разделили за век до этого объединенную равнину на три королевства: Бхактапур (Бхадгаон), Катманду (Кантипур) и Патан (Лалитпур).
В XVII веке Непал добился права чеканить тибетские монеты из тибетского серебра, что в дальнейшем обогатило королевскую казну. Около 1750 года король Джая Пракаш Малла построил в Катманду храм Кумари. Кумари - богиня-девственница, суровая богиня, хранившая обет безбрачия, - считалась покровительницей королевской семьи. Храм Кумари Гхар расположен на дворцовой площади Дурбар возле королевского дворца и храма Шивы-Парвати. Каждый год король Непала получал благословение от Кумари, что символизировало продление срока его правления страной еще на год. Ее и сегодня признают главной богиней, поскольку она дарует право управления государством. Трехъярусный храм Таледжу, возведенный на высоком пятиярусном постаменте, входит в дворцовый комплекс, где, по преданию, таинственная богиня находится в образе Шри-Янтра. Все непальцы почитают богиню Кумари, дающую душевную силу для преодоления трудностей. Поэтому не только в храмах, но и у дороги, в лесу или на берегу реки, или у себя дома они совершают пуджу в ее честь. Для этого не обязательно иметь скульптурное изображение богини. Простой камень, поставленный на почетное место, вполне может его заменить, поскольку считается, что Кумари не имеет никакой формы. Тем не менее в буддийских монастырях почитают живую Кумари в виде маленькой девочки. По традиции ее освящают как богиню, совершив специальный ритуал. Культ Кумари очень популярен в Непале. Не случайно в каждой семье незамужние дочери почитаются как воплощение богини. Живые богини есть не только в городах долины Катманду, но и в некоторых деревнях, и даже в традиционных буддийских монастырях района, где в основном живут невары. Следует отметить, что и другие народности Непала почитают богиню Кумари независимо от того, являются они последователями индуизма или буддизма. Живая богиня Кумари, избирающаяся по традиции из буддийской семьи рода Шакьев, становится одной из главных богинь. История непальской цивилизации определила основополагающую роль традиций матриархата и тем самым - активную роль женщин на всех этапах развития непальского общества. В Патане есть храм Арьявалокитешвара, известного как Красный Матсендранатх, - Матсендра-Бахал. В этом храме и обитает живая Кумари. В других местах долины Катманду имеются свои живые Кумари, почитаемые во время праздников. Однако храм главной живой богини Кумари, как было сказано выше, находится в центре столицы Непала.
Три столетия непрерывного соперничества между королевствами Катманду, Патан и Бхактапур способствовали развитию искусств - каждый их трех городов стремился превзойти других. Площади перед королевскими дворцами
застраивались все более пышными храмами, а сами столицы украшались все богаче. Деньги на это поступали от богатых урожаев, от торговли с Тибетом, Китаем и Индией. На караваны, перемещавшиеся между Индией и Тибетом, накладывались высокие пошлины. Однако Непал не довольствовался ролью транзитного государства, он сам участвовал в торговле - многие статуи в монастырях Тибета сделаны в Непале.
Пригород продолжал свое расширение на юг и север. Во время правления королей династии Малла плотность населения Катманду значительно увеличилась, городские стены не давали возможности расширяться постройкам и улицам города. Катманду пребывал под влиянием индуизма. Его система каст стала основным фактором управления социальным и градостроительным развитием долины. Люди самой высокой касты жили в области Хануман Дхока, а принадлежавшие к более низким кастам - на периферии города.
Во времена королей династии Малла уличная сеть области Хануман Дхока в направлении север-юг и восток-запад была существенно расширена. К югу от дворцовой площади область Лаган-Толь (еще известная как нижний город Котва) развивалась в течение XШ-XV столетий. Между XV и XVI столетиями к северу формировался город Датхутва. Расширение шло по той же самой сетке. Верхний город Тхатва развивался позже, в XVII столетии. Дальнейшее расширение уличной сети на север связано со строительством Асан-Толь.
Название Катманду известно с XIV века, до этого город называли Кантипуром, а до конца XVI века - и Кантипуром, и Катманду. В конце концов утвердился второй вариант. Лингвисты связывают его происхождение с одним из культовых сооружений города - Каста-Мандапам, что в переводе с санскрита означает «храм из дерева». Он стоит на центральной площади города - Дурбар, возведен в XII веке без единого гвоздя и, как считается, из одного-единственного могучего дерева. Всего на Дурбаре около 50 строений - храмов, дворцов и пагод. Главный дворцово-храмовый комплекс -Хануман Дхока, вход в него, Золотые Ворота, охраняет статуя царя обезьян Ханумана. Рядом - храм Дегу Халеджу и вось-
миугольная пагода Кришна Мандир. Индуистская святыня Катманду - храм Шивы Пашупатинатх - считается главным в мире храмом бога Шивы, одно из имен которого - Пашупати означает «господин всех живых существ».
В XVIII веке при последнем монархе династии Малла королевство было разделено между тремя его сыновьями, резиденции их располагались в Катманду, Лалитпуре и Бхактапуре.
Период Шаха (1768-1846). Притхви Нараян Шах, правитель маленького княжества Горкха, с помощью поддержки извне обеспечивает себе контроль над торговым путем в Тибет, а после упорной борьбы в 1769 году захватывает Катманду и объявляет его своей столицей. Затем он объединяет всю долину и устанавливает правление новой династии - Шах, уходящей корнями к раджпутам и правившей до недавнего времени. В кратчайший срок он расширяет Непал почти до его сегодняшних границ. Его наследники продолжают захватническую политику. Когда размеры королевства увеличились почти вдвое, англичане, которым подчинялась большая часть Индии, объявили Непалу войну. Непал проиграл и, по Сегаульскому договору 1816 года, был вынужден вернуться к территории в довоенных границах. Англичане не стали превращать его в очередную колонию, но вынудили непальцев согласиться на присутствие в Катманду постоянного британского представителя. Династия Шах правила страной до мая 2008 года.
Падение режима Малла положило начало изменению в средневековой городской застройке Катманду. Размеры главных площадей города, не соответствующих статусу столицы, существенно увеличиваются, меняется и городской ландшафт. Растет население близлежащих городов и других поселений долины. Город расширяется за пределы городской стены, к востоку, югу и северу. Городская стена постепенно исчезает.
Период Рана (1846-1951). Сильное землетрясение 1833 года разрушило города, многие поселения и индивидуальные жилые постройки. Восстановление города происходит
Границы Катманду 1768-1846 годов
Направление градостроительного освоения
Новые очаги интенсивного освоения долины
Период Шаха
Период Рана
Современный Катманду
без учета исторической его структуры, появляются новые морфологические элементы - дворцы правителя Рана и его окружения. Строительство многочисленных дворцов Рана в предместьях города положило начало разрушению городской исторической среды. Дворцы соединялись с городом дорогами, появлялась новая инфраструктура, образовывались новые центры.
В начале и середине ХХ века игнорировались высотные ограничения зданий и комплексов, связанные с сейсмичностью региона. Нарушались ограничения по строительству и охране пахотных земель. После сильного землетрясения 1934 года тысячи зданий, дворцов и исторических сооружений были разрушены. Городские улицы стали восстанавливать по ранней структуре уличной сети. В историческом ядре города строились новые дороги - Шукра, Новая и Дхарма. Это сопровождалось развитием дороги Канти по восточной секции города с учетом расширения на север - Тхамел и на юг - Тирпурешори.
Период развития архитектурно-планировочной системы Катманду (вторая половина ХХ века). Характеризуется активным ростом городов Непала и, в первую очередь, его столицы Катманду. Следует отметить, что Непал - в основном
сельская страна. Городское ее население, по итогам переписи 1952-1954 годов, составляло приблизительно 16 %, или 520 000 человек, а согласно переписи 2010 года - 989 280 человек. Темпы урбанизации резко увеличились с 1970-х годов. К основным фактором роста городского населения относятся миграция из села вследствие природных бедствий, потеря права собственности на землю, более высокие возможности занятости в городе, лучшие бытовые условия.
В 2012 году к 58 муниципалитетам страны относилось более 20% ее городского населения, в 16 городах численность населения превысила 100 000 человек.
Новое индивидуальное и государственное строительство внесло существенные изменения в планировочную структуру города. Был построен аэропорт международного уровня, способный принимать самолеты различных авиакомпаний. Активно строятся многофункциональные рекреационно-ту-ристические комплексы не только на окраинах городов, но и непосредственно в исторической среде.
Таким образом, еще раз подчеркнем, что при системном подходе к разработке архитектурных проектов, проектов застройки или развития территории в условиях сложившейся архитектурно-исторической среды историко-культурное
Карта центральной части современного Катманду
наследие не должно становиться сдерживающим фактором в строительной инициативе. Необходимо более точно оценивать коммерческую привлекательность архитектурно-исторических объектов и комплексов для их использования в рекреационно-туристической деятельности. Системный подход к проблеме сохранения рекреационного потенциала Непала будет способствовать адаптации памятников архитектуры и археологии к современным условиям. При этом гарантом сохранения культурного наследия страны должны стать стратегии градостроительного развития, концепции схем территориального планирования и разработка проектов охранных зон.
Литература
1. Nepal Living Standards Survey Report, 1996. Vol.2. Central Bureau of Statistics. Катманду: P.U. Printers, Dec. 1996.
2. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. Серия: Высшее профессиональное образование. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
3. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин B.C. Управление индустрией туризма. М.: КНОРУС, 2005.
4. Шувалов В.М. Рекреационная индустрия. Основы терминологии. Труды МАрхИ. Материалы научно-практической конференции. М.: Архитектура-С, 2009.
5. Швидковский О.И. Использование памятников как главное условие их сохранения // Проблемы охраны и современного использования памятников архитектуры. Татлин, 1987. С. 68-72.
6. Емельянов А.А. Историко-культурная оценка территорий исторических поселений и ее использование в градостроительном регулировании: диссертация кандидата технических наук. М.: МИКХиС, 2004.
7. Агеев С.А. Сохранение локальных исторических комплексов методами градостроительного регулирования: диссертация кандидата архитектуры. М.: МАрхИ, 2005.
8. Краснобаев И.В. Опыт сохранения и использования загородных поместий в Великобритании // Обсерватория культуры. 2008. №1. С. 77-83.
9. Бондаренко И.А. Охрана архитектурно-археологического наследия и перспективы развития мегаполисов // Academia. 2011. №1. С. 10-11.
10. Иванов Б.А. Культ Кумари в Непале // Культура Непала: традиции и современность. Государственный институт искусствознания. М., 2001. С. 34-54.
11. Ледков А.А. Непал: Таледжу // Древо индуизма. М.: Восточная литература (РАН). 1999. С. 392-425.
12. ШрестхаКришна Пракаш. Свастхани. Мифы и легенды Непала. М., 1996.
13. Ranjitkar Siddhi В. Kumari: The Virgin Goddess. Book Faith India. Delhi, 1999.
Literaturn
2. Volkov Yu.F. Vvedenie v gostinichnyj i turistischeskij biznes. Rostov n/D.: Phoenix, 2004.
3. Chudnovskу А.й., Zhukova M.A.,Senin V.S. Upravlenie industriej turisma. М.: KNORUS, 2005.
4. Shuvalov V.M. Recreacionnaya industriya. Osnovy termi-nologii. Trudy MArhI. Materialy nauchno-prakticheskoj conference. M.: Architektura-S. 2009.
5. Shvidkovsky O.I. Ispolzovanie pamyatnikov kak glavnoe uslovie ih sohraneniya // Problemy ohrany i sovremennogo ispolzovaniya pamyatnikov architektury. Tatlin, 1987. S.68-72.
6. YemelyanovA.A. Istoriko-kulturnaya otsenka istoricheskih poselenij i yeyo ispolzovanie v gradostpoitelnom regulirovanii: dissertaziya kandidata tehnicheskih nauk. M.: MIKHiS, 2004.
7. Ageev S.A. Sohranenie lokalnyh istoricheskih kompleksov metodami gradostroitelnogo regulirovaniya: dissertaziya kandidata arhitektury. M.: MArhI. 2005.
8. KrasnobaevI.V. Оpyt sohraneniya i ispolsovaniya zagoro-dnyh pomestij v Velikobritanii // Observatoriya kultury. 2008. №1. S.77-83.
9. Bondarenko I.A. Ohrana architecturno-arheologiches-kogo naslediya i perspectivy rasvitiya megаpolisov // Academia. 2011. № 1. S. 10-11.
10. Ivanov B.A. Cult Kumari v Nepale // Kultura Nepala. Traditsii i sovremennost. Gosudarstvennyj institut iskusstvo-znaniya. M., 2001. S. 34-54.
11. Ledkov A.A. Nepal: Taledjou// Derevo induisma. M.: Vostochnaya literatura (RAN). 1999. S. 392-425.
12. Shrestha Krishna Prakash. Svasthani. Mify i legendy Nepala. M., 1996.
A Systematic Approach to the Problem of Conservation
of Recreational Potential of Nepal.
By V.M. Shuvalov, P.Sankalp
The expansion of a spectrum of tourist services in the valley of Katmandu and constantly increasing stream of the foreign tourists, giving essential currency replenishment to the local budget, aggravates the problem of preservation of the architectural and historical heritage of Nepal. Cultural-historical tourism is most popular among foreign tourists which forms the recreational industry of the country. Its basis is the cultural-historical potential of Nepal, including the social and cultural environment with traditions and customs.
Ключевые слова: рекреационная индустрия, культурно-исторический потенциал, культурно-исторический туризм, социальная и культурная среда, традиции и обычаи.
Key words: the recreational industry, сultural-historical potential, cultural-historical tourism, the social and cultural environment, traditions and customs.