Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ КРИЗИСОВ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ КРИЗИСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
политическая система / модернизационный кризис / структура политической системы / функции политической системы / стабильность политической системы / самосохранение политической системы. / political system / modernization crisis / structure of the political system / functions of the political system / stability of the political system / self-preservation of the political system.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чемшит Денис Александрович

Статья посвящена обоснованию использования системного подхода к исследованию модернизационных кризисов. Отмечается, что системный подход предоставляет возможность выявить основные структурные элементы системы, установить их функциональную нагрузку, определить потенциальное местоположение кризисов в системе и их возможные проявления. Детально рассматриваются механизмы самосохранения политической системы. Подчеркивается, что кризисные явления обуславливаются причинами как внутрисистемного плана, так и внешними факторами, т.е. окружением системы. Основополагающими детерминантами модернизационных кризисов выступают нарушения структурной сбалансированности и понижением качества исполнения собственных функций системы. В свою очередь дисбаланс всей системы могут провоцировать неблагоприятные обстоятельства около системной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEMATIC APPROACH TO RESEARCH MODERNIZATION CRISES

The article is devoted to substantiating the use of a systematic approach to the study of modernization crises. It is noted that the system approach provides an opportunity to identify the main structural elements of the system, to establish their functional load, to determine the potential location of crises in the system and their possible manifestations. The mechanisms of self-preservation of the political system are considered in detail. It is emphasized that crisis phenomena are caused by both internal and external factors, i.e. the environment of the system. The fundamental determinants of modernization crises are violations of structural balance and a decrease in the quality of performance of the system’s own functions. In turn, the imbalance of the entire system can provoke unfavorable circumstances around the system environment.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ КРИЗИСОВ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

С04 ПОЛИТИКА И ПРАВО

DOI: 10.24412/2076-1503-2024-1-11-16 NIION: 2018-0076-1/24-1 MOSURED: 77/27-023-2024-1-1

ЧЕМШИТ Денис Александрович,

кандидат политических наук, доцент кафедры «Теория и история государства и права» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», e-mail: [email protected]

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ

КРИЗИСОВ

Аннотация. Статья посвящена обоснованию использования системного подхода к исследованию модернизационных кризисов. Отмечается, что системный подход предоставляет возможность выявить основные структурные элементы системы, установить их функциональную нагрузку, определить потенциальное местоположение кризисов в системе и их возможные проявления. Детально рассматриваются механизмы самосохранения политической системы. Подчеркивается, что кризисные явления обуславливаются причинами как внутрисистемного плана, так и внешними факторами, т.е. окружением системы. Основополагающими детерминантами модернизационных кризисов выступают нарушения структурной сбалансированности и понижением качества исполнения собственных функций системы. В свою очередь дисбаланс всей системы могут провоцировать неблагоприятные обстоятельства около системной среды.

Ключевые слова: политическая система, модернизационный кризис, структура политической системы, функции политической системы, стабильность политической системы, самосохранение политической системы.

A SYSTEMATIC APPROACH TO RESEARCH MODERNIZATION CRISES

Annotation. The article is devoted to substantiating the use of a systematic approach to the study of modernization crises. It is noted that the system approach provides an opportunity to identify the main structural elements of the system, to establish their functional load, to determine the potential location of crises in the system and their possible manifestations. The mechanisms of self-preservation of the political system are considered in detail. It is emphasized that crisis phenomena are caused by both internal and external factors, i.e. the environment of the system. The fundamental determinants of modernization crises are violations of structural balance and a decrease in the quality of performance of the system's own functions. In turn, the imbalance of the entire system can provoke unfavorable circumstances around the system environment.

Key words: political system, modernization crisis, structure of the political system, functions of the political system, stability of the political system, self-preservation of the political system.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

CHEMSHIT Denis Alexandrovich,

Candidate of political Sciences, Docent of the Department of «Theory and History of State and Law» of the Law Institute of the Federal State Educational Institution «Sevastopol State University»

Анализ основных теорий модернизации [1] показывает, что проблематика модернизационных кризисов до сих пор не обрела в них всесторонней завершенной разработки. Зарубежными учеными затрагивались лишь отдельные аспекты модернизационных кризисов. Современный контекст модернизационных процессов и трудности политической модернизации, в свою очередь, оказались вне поля зрения отечественных исследователей. Данная проблематика оказалась слабо очерченной не только в теоретическом, но и в методологическом плане.

Политические кризисы рассматриваются в рамках синергетической и системной парадигмы. Эти парадигмы различаются прежде всего видением места и роли кризисов в политических процессах. Синергетический подход к исследованию кризисов был рассмотрен нами раннее [2]. В настоящей статье речь пойдет об исследовании кризисных феноменов в рамках системного подхода.

Системный подход заключается в том, что любой сложный объект рассматривается как относительно самостоятельная система со своими особенностями функционирования и развития. Под системой подразумевается целостный объект, функционирование которого осуществляется благодаря взаимодействию элементов. При этом система характеризуется такими чертами, которые не свойственны ее отдельным элементам. Принцип объединения элементов системы между собой определяет закон композиции. В свою очередь границы действия этого закона определяются границами самой системы.

При исследовании определенного объекта как системы необходимо учитывать следующие характеристики, присущие системе:

1) поведение систем зависит от закона композиции;

2) принцип системной иерархичности: система состоит из подсистем, и сама является подсистемой более высокого ранга;

3) динамическая сложность: различные состояния элементов могут изменять свойства системы;

4) принцип конформизма: закономерности поведения систем - универсальные. Это означает, что, изучая систему определенного типа, результаты это исследование может быть распространено на все системы аналогичного типа [3, а 29].

Использование системного подхода предполагает изучение системы в двух аспектах. С одной стороны, как автономного целого образования, с другой-как части иерархически более высокой системы. Исходя из этого, система должна обеспечивать собственное самосохранение и обслуживать вуз систему.

Механизмы самосохранения политической системы были описаны американскими политологами-основоположниками теории политических систем: Д. Истоном, г. Алмондом, К. Дойчем и др. наиболее простой и понятной в этом отношении является модель Д. Истона, в соответствии с которой политическая система имеет вход, к которому поступают «Требования». Как правило, «Требования» касаются: 1) распределения благ и услуг (требования принятия законов о заработной плате, об образовании и т. д.), 2) регулирование поведения (требования обеспечение безопасности, проведение определенной политики в той или иной сфере общества и т.д.), 3) коммуникации и информации (требования обеспечения

Политические институты частично или полностью удовлетворяют импульсы, поступающих, вследствие чего на выходе системы появляются «Решения и действия власти», которые носят обязательный характер для всех членов общества. Содержанием «исходящих» импульсов выступают: 1) регулирование поведения и взаимодействие в обществе; 2) распределение ценностей и услуг; 3) создание законов и норм.

Если требования граждан к политической системе удовлетворяются, включается «обратная связь» - на вход политической системы поступает импульс «Поддержки». Поддержка политической системы выражается в: 1) соблюдении законов; 2) лояльном отношении к власти и вниманию к официальной информации; 3) обеспечении услуг и материальном финансировании политической системы (исполнении воинского долга, уплате налогов и т.д.).

Таким образом происходит легитимация политической системы. Возможна и обратная ситуация, когда «Требования» не воспринимаются политическими институтами, а осуществляемый политический курс не получил поддержки со стороны общества. В результате слабой «Поддержки», «Требования» к системе усиливаются. Функционирование политической системы в таком режиме может явиться причиной изменения ее качественной определенности, а в критических ситуациях и причиной распада.

Наличие обратной связи с тем необходимым условием, при котором можно говорить о связи выхода и входа системы, однако обратная связь может быть положительным или отрицательным. Положительная обратная связь дестабилизирует политическую систему из-за того, что он увеличил нагрузку на систему, усиливая входной импульс. Отрицательная обратная связь, напротив, понижает напряжение на входе системы. Получается, что возникновение кризисов связано с положительной обратной связью, при которой наблюдается несогласованность между выходом и входом системы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

Если предпосылкой возникновения кризисов является ухудшение функционирования системы, то установление характеристик модернизацион-ных кризисов с точки зрения системного подхода должно основываться на анализе функций и структур политической системы. Под функциями политической системы понимается любая стандартизированное действие,которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшего развития. Другими словами, функции — это все, что самосохранению и результативности политической системы.

Набор функций, предлагаемых политической системе, варьируется в различных исследователей. Д. Истон в качестве основных функций политической системы, обеспечивающие ее самосохранение, выделял функции распределения ресурсов между членами общества и убеждения членов общества в оптимальности данного распределения в существующих условиях. Другой американский политолог Г. Алмонд выделил три группы функций существенных для политической системы. К функциям входа ученый отнес артикуляцию интересов, агрегирование интересов, определение политического курса. Вторую группу составляют системные функции: социализация, рекрутирование, коммуникация. Данные функции прямо не связаны с формулировкой и осуществлением государственной политики, однако, по мнению Г. Алмонда, они крайне важны для политической системы. Третью совокупность функций составляют сигналы выхода политической системы. К ним относятся всевозможные виды регулирования поведения, извлечение ресурсов в форме налогов, распределение благ и услуг между различными группами населения.

В отечественной политической науке выделяют несколько иные функции политической системы. Так, профессор Ф. М. Кирилюк [4] к функциям политической системы относит:

1) определение целей и задач общества;

2) мобилизация ресурсов;

3) властно-политическая интеграция общества;

4) регулирование режима социально-политической деятельности;

5) легитимизация, под которой понимается достижение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.

Из приведенных подхода к пониманию функций политической системы, наиболее полным представляется перечень функций Г. Алмонда. Более того, сам Алмонд отмечает, что предложенные им «функциональные понятия описывают формы активности, которые осуществляются в любом обществе независимо от того, как органи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

зована его политическая система и какого рода политические курсы она проводит» [1, с. 83]. Это означает, что перечень функций Г. Алмонда соответствует не только стабильным политическим системам, но и тем политическим системам, осуществляющим модернизацию.

Таким образом, функции политической системы, выделенные Г. Алмондом, могут быть выбраны в качестве основы анализа модернизируемых систем. Следует отметить, что в процессе функционирования политической системы наблюдается взаимосвязь ее функций. Ухудшение функционирования в одном направлении часто провоцирует негативные для системы изменения в других направлениях. Так, неспособность политической системы артикулировать интересы скажется на эффективности распределения ресурсов и регулирования поведения членов общества.

Взаимосвязаны не только функции политической системы, но и структуры, в рамках которых они выполняются. Структурными элементами политической системы представляют собой ее подсистемы. Перечень подсистем политической системы варьируется в разных авторов незначительно. Одна из наиболее распространенных классификаций компонентов политической системы включает в себя следующие типы:

- институциональную подсистему, представленную государством и общественно-политическими организациями;

- нормативно-регулятивную подсистему, которая находит проявление в совокупности различных социальных норм, направленных на регламентацию политической жизни;

- подсистему политического сознания и политической культуры, что опосредует процессы создания и воспроизведения всех остальных компонентов;

- коммуникативную подсистему, осуществляющую «двойную» функцию: «внутренняя» связь между элементами и «внешнее» взаимодействие политической системы с другими социальными подсистемами [6, с. 45-46].

На стабильных этапах развития политической системы взаимодействие ее подсистем характеризуется сбалансированностью. В условиях модернизации нередко наблюдается дисбаланс в развитии подсистем. Отдельные подсистемы развиваются динамичнее, другие-медлен-нее. Так, в политической системе, что модернизируемая институциональная подсистема может быть развита в большей мере чем, например, регулятивная или подсистема политической культуры. Подобная ситуация наблюдалась во многих странах постсоветского пространства, когда новые политические институты сформировались, а уровень развития подсистемы политической

культуры оказался недостаточным для того, чтобы эффективно использовать созданные институты. Поэтому несогласованность между Подсистемами может выступать предпосылкой модерниза-ционных процессов.

Выполнение функций политической системы указанными подсистемами содействие внутренней целостности и самосохранению системы. Однако существует еще и внешний аспект политической системы, предполагающий изучение ее взаимодействий с другими социальными системами, в том числе и с системами высшего порядка. На данном аспекте политической системы акцентировал внимание Д. Истон. По его мнению, «системный анализ политической жизни масс охватывать в основном отношения системы со средой» [7, p. 24].

«Окружение политической системы может быть интрасоциетальным и экстрасоциетальным. Интрасоциетальные системы включают следующие множества типов поведения, отношений, идей, как экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения. Они с функциональными сегментами общества, компонентом которого и сама политическая система. В данном конкретном обществе системы, отличные от политической, выступают источником множества воздействий, которые в совокупности определяют условия действия политической системы.

Остальная часть окружения политической системы экстрасоциетальна, включает все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу. Они выступают функциональными компонентами международного сообщества, суперсистемы, элементами которой можно считать конкретные общества. Межнациональная система культуры-пример экстрасоциетальной системы. Оба эти класса систем - интра- и экстра-социетальные, - которые мы рассматриваем как внешние по отношению к политической системе, образующие полное окружение политической системы» [8].

Исходя из изложенного можно предположить, что влияние экстрасоциетального окружение политической системы, осуществляющей модернизацию, является одним из наиболее значимых факторов ее функционирования. Взаимодействие политической системы, модернизирующейся с экстрасоциетальной системами, может быть конструктивной, что способствует повышению эффективности политической системы, а также успешности модернизации. И, напротив, системы более высокого порядка по отношению к анализируемой политической системе могут оказывать деструктивное воздействие не только на модернизационные процессы, а и на функционирование системы в целом. Деструктивное воздей-

ствие экстрасоциетального окружения, при слабой устойчивости политической системы, будет провоцировать кризисы внутри системы. Итак, коммуникация с экстрасоциетальным окружением с тем фактором, который необходимо учитывать при анализе состояний модернизируемых систем.

Таким образом, кризисы в модернизирующихся системах могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Сущность внутренних кризисов политической системы в рамках системной теории четко определил украинский ученый Ю.П. Сурмин. «С точки зрения процессуальной структуры кризис можно рассматривать как сложное переплетение процессов ухудшения функционирование системы, ее разрушение и гипертрофированного роста. Кризис, прежде всего, представляет собой процесс ухудшения функционирования системы вплоть до прекращения ее работы. Система в этом случае сначала ухудшает свое функционирование, теряет эффективность, а затем перестает выполнять свое предназначение. Система теряет динамику, перестает взаимодействовать с окружающей средой и тем самым перед ней встает проблема прекращение существования» [9, с. 185-186].

Распад или гибель системы является одним из трех вариантов решения кризисы. Как отмечает российский исследователь Ю.М. Плотницкий, существуют и такие варианты выхода из кризисного состояния как реформа-постепенная перестройка ядра, генотипа системы, что ведет к появлению качественно новой системы, а также Революция - резкое, скачкообразное изменение ядра системы, катастрофический переход из одного состояния в другой [10, с. 187].

Все три сценария решения кризисов справедливы и в отношении систем, которые модернизируются. Как отмечалось выше, основное отличие систем, что модернизируются от стабильных, заключается в том, что процессы, которые детерминируют их состояние в большей степени характеризуются неравновесием. Общий процесс развития таких систем характеризуется поиском новых аттракторов - структур, которые способны дать системе новую стабильность.

Согласно системному подходу, модерниза-ционные кризисы могут быть следствием структурных и функциональных изменений в политической системе. В функциональном плане предвестником модернизационного кризиса выступает ухудшение качества выполнения политической системой собственных функций. В основу анализа модернизационных кризисов в политических системах с различными моделями развития должны быть положены наиболее общие функции. В этом отношении может быть использована, взята в общем виде классификация функций

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

политической системы Г. Алмонда. Функции «входа»: агрегирование интересов, артикуляция интересов, выработка политического курса тесно связаны с процессами политического участия. Среди функций «выхода» наиболее значимой представляется функция распределения ресурсов в рамках общества. Из группы системных функций, по Алмонду, выделим функцию рекрутирование элит. Обобщены три выделенные функции политической системы могут выступать теми параметрами, по которым может быть оценено состояние политической системы в условиях модернизации. Ухудшение функционирования политической системы в данном направлении создает предпосылки кризисов. В то же время степень эффективности модернизации можно оценивать по наличию / отсутствием дисфункций в обозначенных направлениях.

Таким образом, в качестве основных параметров функционального состояния политической системы на этапе модернизации выступают такие процессы как политическое участие, распределение ресурсов в рамках общества и рекрутирование элит. Более подробные характеристики каждого из параметров будут приведены в следующем разделе работы.

В структурном плане предпосылками модер-низационных кризисов выступает недостаточный уровень развития модернизирующихся подсистем системы или их дисбаланс. Среди вышеперечисленных структурных элементов политической системы наиболее значимыми представляются институциональная и регулятивная подсистемы, а также подсистема политической культуры.

Состояние коммуникативной подсистемы е важным параметром модернизационных кризисов. Она является индикатором структурно-функциональных дисбалансов внутри системы, однако выделение критерия оценки ее состояния вызывает определенные сложности. В данном случае не представляется возможным вывести формализованный показатель, поскольку состояние коммуникативной подсистемы может быть описано только качественными характеристиками. Можно только утверждать наличие или отсутствие структурного дисбаланса.

Структурная нагрузка институциональной подсистемы отводит ей центральное место в составе любой политической системы общества, ведь решения, которые в ней принимаются, касаются деятельности и влияют на функционирование всей системы. Ее содержание составляет вся множественность политических институтов, что первичной основой политической системы общества. Так, к основным элементам институциональной подсистемы относят государство, политические партии, группы интересов.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

Политическая культура представляет собой систему исторически сложившихся относительно продолжительных наставлений, убеждений, представлений, ценностных ориентаций, моделей поведения в деятельности субъектов политического процесса. Она содержит в себе культуру политического сознания, культуру политического поведения и культуру функционирования политических институтов. Это зафиксировано в законах, обычаях, традициях, политический опыт общества, уровень представлений о политический процесс. Таким образом, политическая культура может быть охарактеризована через совокупность идеологических ориентаций, отношения к власти, преобладающих в обществе моделей политического поведения.

Нормативно-регулятивную подсистему представлено политическими и правовыми нормами и принципами, олицетворяющими набор правил, которые регулируют поведение людей и деятельность политических институтов. Эффективно работающая нормативно-регулятивная подсистема политической системы обеспечивает соответствие политических процессов правовым нормам. Критерием ее эффективности выступает степень распространения конфликтов в обществе.

Таким образом, анализ структуры определенных политических систем будет базироваться на оценке состояния следующих подсистем: институциональной, нормативно-регулятивной и политической культуры. Естественно, что политические системы с разными моделями модернизации будут отличаться как в функциональном, так и в структурном плане.

Список литературы:

[1] Чемшит Д.А. Политический кризис в системе представлений о политической нестабильности / Д.А. Чемшит // Вопросы политологии. - 2022. - Т. 12, № 9(85). - С. 2950-2962.

[2] Чемшит Д.А. Синергетический подход к исследованию модернизационных кризисов / Д.А. Чемшит // Образование и право. - 2023. - № 6. -С. 84-88.

[3] Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэко-номические процессы / В.Н. Костюк. - М.: Едито-риал УРСС, 2004. - 176 с.

[4] Политология / Под ред. Ф.М. Кирилюка. -К., 2005. - 350 с.

[5] Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор / Под ред. М.В. Ильина, А.Ю. Мельвиля. -М.: Аспект Пресс, 2002. - 537 с.

[6] Грачев М.Н., Ирхин Ю.В. Актуальные проблемы политической науки / М.Н. Грачев, Ю.В.

Ирхин. - М.: Экономическая демократия, 1996. -188 с.

[7] Easton D. A systems Analysis of Political Life. 2-nd edition. Chicago, 1979. - 507 p.

[8] Семигин Г.Ю. Антология мировой политической мысли. Д. Истон. [Электронный ресурс] Г. Семигин. Режим доступа: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Polit/Sem/38.php

[9] Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ / Ю.П. Сурмин. K.: МАУП, 2003. - 368 с.

[10] Плотницкий Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов / Ю.М. Плотницкий. - М.: Логос, 1998. - 280 с.

Spisok literatury:

[1] CHemshit D.A. Politicheskij krizis v sisteme predstavlenij o politicheskoj nestabil'nosti / D.A. CHemshit // Voprosy politologii. - 2022. - T. 12, № 9(85). - S. 2950-2962.

[2] CHemshit D.A. Sinergeticheskij podhod k issledovaniyu modernizacionnyh krizisov / D.A. CHemshit // Obrazovanie i pravo. - 2023. - № 6. - S. 84-88.

[3] Kostyuk V.N. Teoriya evolyucii i socioeko-nomicheskie processy / V.N. Kostyuk. - M.: Editorial URSS, 2004. - 176 s.

[4] Politologiya / Pod red. F.M. Kirilyuka. - K., 2005. - 350 s.

[5] Almond G., Pauell Dzh., Strom K., Dalton R. Sravnitel'naya politologiya segodnya: Mirovoj obzor / Pod red. M.V. Il'ina, A.YU. Mel'vilya. - M.: Aspekt Press, 2002. - 537 s.

[6] Grachev M.N., Irhin YU.V. Aktual'nye prob-lemy politicheskoj nauki / M.N. Grachev, YU.V. Irhin.

- M.: Ekonomicheskaya demokratiya, 1996. - 188 s.

[7] Easton D. A systems Analysis of Political Life. 2-nd edition. Chicago, 1979. - 507 p.

[8] Semigin G.YU. Antologiya mirovoj politicheskoj mysli. D. Iston. [Elektronnyj resurs] G. Semigin. Rezhim dostupa: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Polit/Sem/38.php

[9] Surmin YU.P. Teoriya sistem i sistemnyj ana-liz / YU.P. Surmin. K.: MAUP, 2003. - 368 s.

[10] Plotnickij YU. M. Teoreticheskie i empirich-eskie modeli social'nyh processov / YU.M. Plotnickij.

- M.: Logos, 1998. - 280 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.