УДК 378.147
СИСТЕМНЫМ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
© С.А. Дьяченко
Dyachenko S.A. Systems approach to the research of information culture of a teacher of mathematics. The article considers the information culture of a teacher of mathematics as a dynamic open system which interacts with other components of the teaching activity and the milieu. Initial principles of the teaching activity organization are described: integrity, communicativity. structurality, controllability and purposefulness. The systems approach allows planning ways of development and perfection of culture of a teacher of mathematics.
Системные представления о процессах и явлениях в природе и обществе связывают с именами Аристотеля, Платона, Б. Спинозы, И. Канта, Г. Гегеля, В. Шеллинга, К. Маркса, Ф. Энгельса, Ч. Дарвина, Д.И. Менделеева, А.А. Богданова, Н. Винера, Л.С. Выгодского и др. Ключевым понятием рассматриваемого подхода является «система», которую Л. фон Берталанфи [1] определил как «комплекс взаимодействующих компонентов». И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин [2] понимают под системой не просто совокупность множества единиц, в которых каждая из них подчиняется законам причин-но-следственных связей, а единство отношений и связей отдельных частей, обусловливающих выполнение определенной сложной функции, которая возможна лишь благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов.
С точки зрения системного подхода рассмотрим информационную культуру преподавателя математики, под которой будем понимать способность преподавателя организовать систему обучения, эффективно подготавливающую студента к использованию информационных средств и информации для решения математических задач; его способность оптимизировать способы обращения с информацией, предоставляемой студенту для решения теоретических и практических заданий в области математики; умение использовать механизмы совершенствования информационно-ком-муникационных средств обучения.
В соответствии с таким определением будем рассматривать систему информационной культуры преподавателя математики как упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации информатизации обучения математике.
Система развития информационной культуры преподавателя математики является открытой, т. к. между ней и окружающей действительностью происходят информационные процессы. Следует отметить и ее динамичность, проявляющуюся в постоянной изменчивости. Такая система сама является подсистемой и взаимодействует с другими системами. Высшее учебное заведение рассматривается как сложная социальнопедагогическая система. В нем можно выделить боль-
шое разнообразие образовательных систем, одна из которых - образовательный процесс. Процесс обучения математике, являясь подсистемой целостного образовательного процесса, также рассматривается как образовательная система. Деятельность преподавания -система, рассматриваемая наряду с деятельностью студента как подсистема процесса обучения.
Информационная культура преподавателя математики является одним из компонентов деятельности преподавания. Такой компонент может быть рассмотрен наряду с другими, выделенными С.Н. Дорофеевым [3]:
- педагогическим мастерством преподавателя математики;
- профессиональной компетентностью преподавателя математики;
- духовной культурой преподавателя математики;
- методологической культурой преподавателя математики.
Проанализируем наличие взаимной зависимости, обусловленности, обобщенности между перечисленными компонентами. Информационную, методологическую и духовную культуру преподавателя математики можно рассматривать как проявление синтеза его методологической и предметно-педагогической образованности, фактического уровня сформированности у него творческой и информационно-деятельностной активности и личностно-ценностной духовной составляющей в целях совершенствования профессиональной деятельности и профессионально значимых качеств.
Изучение информационной культуры преподавателя математики предполагает исследование связей и отношений между элементами системы, которые раскрывают свою сущность только во взаимосвязи, проявляемой через единство ее структуры и функций, и обнаруживается в деятельности, связанной с ее формированием. Такой подход обусловливает новизну решения проблемы становления личности преподавателя, соотнесение сущности и качества личностного развития со способами взаимодействия человека с окружающим миром и его преобразованиями. Отношение преподавателя к современным технологиям как его особая субъективная характеристика может выступать в качестве минимальной единицы системы, которую в ее рамках
можно считать неделимой, характеризующей развитие преподавателя как личности.
Таким образом, информационная культура преподавателя характеризуется, прежде всего, фактическим уровнем сформированное™ информационной компетентности, творческой активности готовности овладевать и учить овладению современными технологиями, направлять свои силы на самосовершенствование, самореализацию.
Использование системного подхода к рассмотрению информационной культуры преподавателя математики предполагает описание принципов, т. е. исходных положений и основных правил деятельности по изучению и преобразованию системных объектов.
Принцип целостности считается одним из основных критериев отнесения того или иного объекта к классу систем, а самого процесса деятельности к разряду системных.
Раскрывая содержание системного подхода применительно к рассмотрению информационной культуре преподавателя, опираясь на научные работы А.Н. Аверьянова, И.В. Блауберга, С.Н. Дорофеева, В.В. Краевско-го, Т.В. Лихачева, В.А. Сластенина, Э.Г. Юдина, выделим следующие аспекты принципа целостности:
- система состоит из определенной совокупности компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых обусловливает целостность информационной культуры преподавателя математики. В качестве таких компонентов можно рассмотреть:
а) индивидуально-групповой - руководство вузом, преподаватели, студенты, сотрудники вуза;
б) содержательно-ориентационный - цели совершенствования информационной культуры преподавателя математики, перспективы ее развития; принципы и ключевые идеи информационной культуры, содержание обучения математике на новой технологической основе;
в) функционально-деятельностный - системообразующий вид деятельности, формы и методы развития информационной культуры, управление процессом такого развития, основные пути самосовершенствования преподавателя;
г) информационно-технологический - новые информационные телекоммуникационные и компьютерные технологии, применяемые в процессе обучения математике;
д) диагностико-результативный - критерии и показатели эффективности развития информационной культуры, формы, приемы и методы изучения, анализ и оценка деятельности преподавания по овладению информационной культурой;
- целостность характеризуется наличием у системы интегративных качеств, не присущих отдельным ее частям. Из перечисленных компонентов ни один не обладает интегративными качествами информационной культуры в целом. Лишь обеспечение их взаимосвязи и взаимодействия способствует развитию информационной культуры преподавателя математики;
- систему можно представить целостным образованием только тогда, когда она обоснованно выделяется из окружающей среды, учитывая объективно существующие связи и отношения. Информационная культура преподавателя не является единственным факто-
ром ее развития, следует учитывать другие потенциальные возможности такого развития.
Принцип коммуникативности отражает внутренние и внешние связи системы. В связи с этим рассмотрим информационную культуру преподавателя математики как:
- взаимосвязь всех компонентов информационной культуры;
- взаимосвязь всех основных субъектов, влияющих на развитие информационной культуры преподавателя математики: студенты, коллеги, руководство и работники вуза;
- взаимосвязь учебной деятельности, организуемой преподавателем по освоению математики, и деятельности по применению современных компьютерных средств для изучения математики;
- взаимосвязь технического оснащения процесса обучения математике в конкретном вузе с существующими технологиями;
- взаимосвязь имеющегося у преподавателя опыта по использованию современных технологий в преподавании математики и перспектив их использования.
Принцип стуктурности предполагает обеспечение устойчивости структур, целостностности системы, упорядоченности взаимодействия ее компонентов. Наряду со статическими качествами, структура обладает и динамическими, т. е. подвижными качествами, которые обеспечивают ее подвижность и изменчивость. Именно динамические качества системы обеспечивают ее интегративные свойства, в них заложены возможности преобразования деятельности преподавателя.
Принцип управляемости и целенаправленности обеспечивает рассмотрение цели и управления не только как важнейших элементов системы, но и как системообразующих факторов их функционирования и развития. Цель обуславливает состав компонентов систем, их свойства и взаимосвязи. Правильный выбор целевых ориентиров - одно из условий успешного совершенствования информационной культуры преподавателя математики и ее дальнейшего развития.
Достижение целевых ориентиров в значительной мере зависит от форм и способов управления системой. Систему информационной культуры преподавателя математики отнесем к разряду самоуправляемых систем, подчеркивая тем самым приоритетную роль самодеятельных и самоуправленческих начал в ее совершенствовании и развитии, обеспечении целостности.
Технологический компонент системного подхода к информационной культуре преподавателя математики связан с процессом моделирования, который применительно к педагогической науке исследован А.П. Аношкиным, Ю.А. Гастевым, В.И. Мизинцевым, В.А. Штоф-фом и др. Под моделированием в нашем исследовании будем понимать метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важные качества и компоненты процесса развития информационной культуры преподавателя математики.
Применение системного подхода к исследованию информационной культуры преподавателя математики позволяет не только всесторонне изучить это понятие, но и наметить пути ее развития и совершенствования в современных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
Перталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования: ежегодник. 1972. М.: Наука, 1973. С. 20-37. Кчаубсрг И.И., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 189 с.
Дорофеев С.Н. Научно-методические основы формирования активности будущих учителей математики: моногр. М.; Пенза: МПУ, 2000. 154 с.
Поступила в редакцию 9 сентября 2006 г.